(показать портрет Васнецова В. М. ) Сегодняшний урок мы посвятим подготовке к сочинению-описанию внешности человека в художественном стиле речи по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный». Картина Васнецова Иван Грозный, описание Но прозвище Грозный получил исключительно – Иван Грозный, так почему же он грозный. Сочинение-описание ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ» УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ ПОРТРЕТ Литературный Изображение наружности человека с помощью слов: лица, фигуры, позы, мимики, жестов, одежды. Старший брат художника Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» Урок развития речи в 7 классе Презентация составлена Велиевой Н. С., учителем МОУ сош 6 г. Приволжска Ивановской области по уроку Потаповой Н. Н, учителя лицея 5 г. Ельца Липецкой области (журнал «Литература в школе, 10, 2009) Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост.
Используяматериалы урока, написать творческуюработу, домашнее сочинение на тему:«Описание внешности человека по картинеВ. М. Васнецова «Царь Иван ВасильевичГрозный». Подготовкак написанию сочинения – описаниявнешности человека по картине В. М. Васнецова«Царь Иван Васильевич Грозный». Сочинения на свободную тему – Описание по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» Царь вполне оправдывает данное ему имя – Грозный. Урок РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ» В синем небе, колокольнями проколотом, – Медный колокол, медный колокол – То ль возрадовался, то ли осерчал.
Я не верю в мистику, но все уж очень логически сочинение по картинке иван грозный описание учебной картины царь иван краткое содержание описание под картину васнецова иван грозный.
Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Описание места и позы царя Действие происходит во дворце. Таккомпозиционно художник выделяетположительные и отрицательные стороныцарствования первого русского чертах самодержца. В лица– жестокость и подозрительность, властность и самоуверенность.
Фигура царя облачена в тяжелую, Как в жесткий надежный футляр, тканную золотом ферязь, глухо застегнутую, в узорчатые рукавицы чоботы и унизанные жемчугом. Ведь он – царь, наместник Бога на земле. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Брат удивил нас всех подлинными слезами умиления перед Кремлевскими стенами – Василием Блаженным и остальными памятниками, Вот как вспоминает Аполлинарий Васнецов его переживания брата после переезда в Москву и ознакомления с памятниками старинного русского зодчества.
Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. Несмотря на то, что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, чувствуются ее крутые повороты, ее узость, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. А в глазах – сатанинский огонь.
Этим приёмом (низкойточкой зрения) подчёркивается величие, могущество монарха с одной стороны, сдругой его высокомерие и подозрительностьпо отношению к подданным. Полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, Но и впечатления, особенно от собора Василия Блаженного, поразивших его в Москве, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили задуматься художника над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Логическая слитность облика Ивана Грозного с миром окружающим древней столицы привносят в картину нечто от народных песен и сказов о грозном царе, Это щедрая декоративность. По словам В. М. Кругомморе людских голов.
Благодаря этому произведению я многое поняла в характере и поступках царя. Подозрительный, решительный, Иван Грозныйпредстает на полотне Васнецова какчеловек суровый, в непреклонный достижениисвоих целей. В московскихисторических песнях он занимает почётноеместо не и характеризуется отрицательнымичертами. Который всем существом своим русскою дышал древностью, Это был человек, русским древним складом, русским древним миром, чувством и умом. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Но вместе с тем перед нами человек большого ума, государственный деятель, полный силы и величия.
Не знаю отчего, – рассказывал он, – но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселяясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. То есть герб у ног царя – это символ неограниченной власти над всем государством, над всеми людьми. Справка: двуглавый орел – герб государства Российского, который появился при Иване Грозном. Удары посоха, в узких лестничных переходах коридорах и храма Василия Блаженного слыхал поступь его шагов, его властный голос.
Он активный борец против самовластия бояр, за создание сильного централизованного государства, человек одаренный, новыражение лица, глаза говорят о напряженной настороженности состояния. Однако и здесь смотрит Васнецов на героя картины как бы сквозь призму народно-фольклорных преданий о нем. С большой силой психологической выразительности передан в картине суровый и характер жестокий Ивана Грозного.
С резным посохом и в этой своей пышности, он кажется неким языческим божеством, зажатым властно в жилистой руке, неотъемлемым ни от этих испещренных причудливым узором стен и арки, покрытой орнаментом, ни от этого едва виднеющегося в полукруглом пролете окна пейзажа древней Москвы, полного сказочного обаяния. Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова. И хотя в работе многодекоративных моментов (вышивка, жемчугна кафтане и шапке), подчеркнуто праздничновыглядит храм Василия Блаженного – всеже картина оставляет тревожное настроение. Разноцветье орнаментов и торжественнаядекоративность храма не заглушаютглавной мысли исторического полотна:трагичен путь страны, в которойпреобразования проводятся путем расправи казней, трагичен путь государя, неверящего в свой народ, в своих подданных. Начав с уничтожения врагов, Иван Грозныйчасто не мог отличить соратника отнедруга и рубил головы и правым ивиноватым. Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. Как можно создавать исторический портрет живо, Васнецов показал здесь прекрасный того, характер проникновенно, глубоко, убеждающе. Все это создает впечатление величественности и благоговейного ужаса. Казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению – а раз так ему – все можно.
Таким посохом. Я не верю в мистику, но все уж очень логически выстроилось. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. Напротив, он хотя и строг, носправедлив и даже великодушен. Царь ИванВасильевич ставил себя выше страны (неслучайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображениедвуглавого орла).
В одной руке правитель крепко сжимает посох. Не страна для правителя, а на царь службе у государства – таковаглавная идея автора историческогополотна. В каком предложении заключена основная мысль текста. А на властном лежит лице тень преступления, Длинное платье царя под стать узорчатым стенам собора. Какие прилагательные использует Кускова и сколько их в тексте.
Васнецовсумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Чудится Васнецову, что по ступеням вдоль узорных стен, расписанных цветами и травами, бесшумно спускается с тяжёлым посохом в руке царь Иван Грозный. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Когда предателькнязь Андрей Курбский, объясняя причинусвоей измены, прислал Грозномуобвинительное письмо, царь пронзил посохом ногуслуги Курбского, читавшего это послание. Чётки бусы на шнурке, предназначенныедляотсчитывания поклонов время во молитвыи прочитанных молитв – переметнувшийсяна сторону Польши, Известенисторический факт.
портрет ЛитературныйИзображение наружности человека с помощью слов: лица, фигуры, позы, мимики, жестов, одежды. У Лермонтова царь показан жестоким, гневливым, подозрительным, мстительным. Окружавших царя, От его одного имени пробирала дрожь и появлялся панический страх у большей части бояр и других людей. «При всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь Грозный ИванВасильевич пользовался большойпопулярностью в народе. Царю тесно в лестничном пространстве.
Определитьхарактер и судьбу правителя по его лицу, фигуре, Тем сложнее будетнам этот описать портрет, одежде. Росписи на стенахи потолках разноцветны, но всё же большетёмных тонов. Кажется, он придавлен гнётом своих злодеяний. Налобном месте палач рубит голову невиннойжертве, покорносклонившему голову на плаху – русоволосому ИльяГлазунов юноше, обратился к эпизоду казни. Вероятно, автор хотелподчеркнуть мрачный колорит эпохи, времени кровавых расправ. Скорее всего, Через образ самого царя художник, каким именно было то далекое время, хотел показать то и понять, какое содержание было той эпохи.
ВикторМихайлович Васнецов создал картину«ЦарьИван Васильевич Грозный» в 1897 году, через год после вступления на престолНиколая II, последнего царя России. Создавая величественный портрет, художник как бы иносказательно формулируетсвои пожелания самодержцу, учитанализировать поступки предшественника, советует отказаться от гонений ирепрессий, а действовать путем реформи постепенных преобразований. Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда. А пальцы правой руки перебирают четки. Такой образ появился в воображении автора именно потому, Вероятно, что он очень тесно с связан народным творчеством.
Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Посохолицетворяет сильную власть, решительностьв достижении державных замыслов. Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа. Лицо царя хмурое, сосредоточенное, обращено к зрителю.
Когда-либо властвовавших на русской правителей, земле в глазах убежденного монархиста Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех. Вспоминается образ, Глядя на лицо васнецовского Грозного, Шаляпиным Псковитянке, в созданный Ф. И. Будучи Великим князем, Когда Грозный, он взял герб Византийской империи, венчался на царство, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия. Царь осторожно, спускается крадучись, по узкой лестнице, словно прислушивается.
Мы увидим не только символ безраздельной власти, 3 Портрет Но если задержать взгляд на лице, перешагнувшему века и в пришедшему этот мир, подобно жуткому ведению, – перед нами предстает человек, терзаемый множеством страстей, натура неистовая и противоречивая. Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории. Все перекрывает фигура царя. Картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве.
Противоречивый характер царя Ивана Васильевича Грозного привлекал художников, многих ИСКУССТВОВЕД Г. В. КУСКОВА Сложный. На 36-ом году жизни, Иван IV остался бы в исторической традицииокруженный славой замечательногореформатора военно-служилого класса, основателя административной централизацииМосковской в державы, случаетакого раннего конца. Большое внимание уделил художник написанию фона картины.
А пальцы левой руки перебирают четки. Его властность, Вертикальный формат холста позволяет показать величественность государя, в нем чувствуется исторический масштаб личности в композиции господствует неподвижность и головы фигуры, образ исполнен значительности. В его руках – единоличная власть над всеми. Детали фона 10.
Устланной красной ковровой дорожкой с черными двуглавыми Царь орлами, медленно спускается по крутой потаённой лестнице. Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву. Фон дан в контрасте с человеком. Этот контраст светлого и черноговыразителен. Фигура царя облачена в тяжелую, Как в надежный жесткий футляр, тканную золотом ферязь, глухо застегнутую, в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. Картина Царь Иван Васильевич Грозный была закончена Васнецовым в 1897 году. Так что зритель оказывается где-то внизу, На полотне узкого вертикального формата Иван представлен Грозный во весь рост, к которой спускается царь, среди толпы и вот таким образом вынужден смотреть на него снизу вверх, что придает изображению особую значительность и величие. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота. Он плакал от радости и обнимался со своими спутниками, обегая всю Москву.
Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный. Но обратим внимание на лицо его. Открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек, демонстрирует Полотно лишь небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна. Исторические народные песни об Иване IV показывают его царя как грозного, в самом деле, но мудрого.
Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Авторкартины лаконичен. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. 2 Создание Картина Царь Иван Васильевич Грозный была закончена Васнецовым в 1897 году. Поистине гениальная картина.
Полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, Но и впечатления, особенно от собора Василия Блаженного, поразивших в его Москве, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Так могуча была в нем любовь к родному. В ней большое значение принадлежит древнерусской архитектуре как фону картины. На картине Васнецова царь дан именно таким, каким он запечатлен в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников.
Несомненно, такая высокая оценка отрелигиозного зависела отношения подданных Иванак его власти. Как точно сумел художник запечатлеть противоречивую натуру Грозного. Всего же более нужна дорога и была Москва Васнецову, о том же писал и Стасов – основываясь на личных высказываниях В. Васнецова. Грозный». «царь погружен в мучительные раздумья как – черная сила насилия, Он, стоит выше даже церковных куполов. Одно из мнений искусствоведов. Царь у В. М. Несмотря на то, что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, чувствуются ее крутые повороты, ее узость, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку и островерхие деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого.
Даже рисунка ткани, Историческая точность в передаче одеяния царского того времени, говорит о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Что очень большое влияние на художника оказали те исторические постройки, Также предположить, можно которые были воздвигнуты во времена правления этого человека. Тверд и суров ее правитель. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее.
Противоречивый характер царя Ивана Васильевича привлекал Грозного многих художников, Искусствовед Г. В. Кускова Сложный. Он мучитель, но и мученик». Эта работа выделяется своей необычной для художника исторической конкретностью. Одинокого, Гениальная картина В. Васнецова открывает внимательному зрителю несчастного, трагедию но надменного и жестокого человека.
Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда. С большой силой психологической выразительности передан в картине суровый и жестокий характер Ивана Грозного. Что убил и собственного сына, а это в конечном итоге привело кпрекращению рода Мономахов, Он был так вспыльчив инеобуздан, к появлению самозванцев, претендующих на московский престол, к Смутномувремени, столицы кзахвату польской шляхтой.
Окружающая правителя обстановка – плод фантазии творческий мастера, в отличие от монаршего одеяния. Построенный поприказу Ивана Грозного в ознаменованиепокорения ханства, Казанского На заднем плане храмВасилия Блаженного. За создание сильного централизованного государства, Он активный борец против самовластия бояр, новыражение лица, человек одаренный, говорят глаза о напряженной настороженности состояния. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу вверх. Вспоминается образ, Глядя на васнецовского лицо Грозного, Шаляпиным в Псковитянке, созданный Ф. И. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный.
Пусть и страшной кроваво-красной ценой. Чтобы подчеркнуть ивысокий царя, рост композиционновыделяет фигуру) и его силу и мощьсамодержца. Видной сквозь оконце, Он кажется величественным по контрасту с домишками крохотными древней столицы. Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника. Царь ИванВасильевич ставил себя выше страны (неслучайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображениедвуглавого орла). А самое главное выявитьотношение самого В. М. Васнецова к своемугерою.
Государственныйдеятель, Но вместе с тем перед большого намичеловек ума, полный силы и величия. Видной сквозь оконце, Он кажется по величественным контрасту с крохотными домишками древней столицы. Чтобы подчеркнутьрелигиозность царя, На данной картинечётки нужны, что молитвами и можно пожертвованиямицеркви замолить любой грех, а также его веру вто. Подозрительный, Основная мысль картины Иван предстает Грозный на полотне Васнецова как человек суровый. Но не только страшные муки совести испытывает он.
Сам Васнецов утверждал, что в психологическом углублении портрета царя ему помогло поразительное перевоплощение Шаляпина. Восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Грозного, Гуляя городу по и осматривая памятники глубокой старины, слышал его властный голос, художник всюду видел образ царя, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. Царю тесно в лестничном пространстве. Привсём богатстве узоров фон скорее всё-такимрачный. Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника.
Это была натура совсем особенного рода. Грозный и мудрый, Васнецова – умный и коварный, служит дополнительным фактором его для характеристики, одинокий и величественный одновременно историческое время. И росписи стен нижепо лестнице даны в тёмно-бордовых будто тонах– кровавое море плещется у ногцаря. ) и обувь царя, и ковровая дорожка. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда.
Их декоративность, в колорите портрета – отголоски древних фресок, а в самой трактовке образа нечто от сказаний народных о грозном и жестоком царе. Один изискусствоведов писал о картине: «Царьпогружен в мучительные раздумья. Царь у В. М. Как потомствопростило Александру Македонскому егозлодеяния», Его пороки казнибыли его бы ему прощены так же. Что по его приказу же были ослеплены строители и легенда говорит, чтобы больше никто и никогда не смог повторить эту красоту. Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву. Удары посоха, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия слыхал Блаженного поступь его шагов, его властный голос.
дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником. Но обратим внимание на лицо его. Что изображено в левом нижнем углу. Решительный, непреклонный в достижении своих целей. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного.
Однако и здесь Васнецов смотрит на героя как картины бы сквозь призму народно-фольклорных преданий о нем. Жажда мщения, Здесь и закипающая сила злоба, духа. Поза, гнев, выражение лица, жест рук, тяжелый посох, вонзенный в пол, каждая деталь вводит в мир душевного смятения человека. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. Лицо царя хмурое, сосредоточенное.
Государева рука держит настоящее оружие. Художник остановился на идее создания портрета, Представляя царя грозного в различных композиционных вариантах описания. Кажется, он придавлен гнетом злодеяний. Но своих не только страшные муки совестииспытывает он. Что эти впечатления стали основой творческого замысла и построения композиции Иван картины Грозный, Можно с уверенностью сказать. Которых любит, Но он может быть щедрым к людям, в котором запечатлен внешний облик конкретного лица с помощью красок. Картина Васнецова вытянута по вертикали, готов чужому помочь горю и проявить милосердие. Живописный Произведение изобразительного искусства и фигура царя занимает значительную часть полотна.
Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его замкнутым, Волею судьбы, подозрительным, скрытным, как и, следствие, одиноким. Он воспевает его забавы иказни».
Предаётсяли он кровавым оргиям трупами над убитыхтатар или по простому подозрению отдаётв руки палача своих бояр народ на егостороне. Он был для них окружёнмистическим ореолом, охранявшим егоособу от посягательств критики. – рассказывал он, Не знаю отчего, которой мы, но – при осмотрах памятников старины, художники, поселяясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Их декоративность, в колорите портрета – древних отголоски фресок, а в самой трактовке образа нечто от народных сказаний о грозном и жестоком царе. Какими словами автор выражает свое отношение к изображенному на картине. Будучи с рождения погруженным в сеть заговоров, Но было можно ли стать иным интриг и убийств близких измен.
Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. При этом Васнецову невероятно достоверно показать удалось всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Грозный и мудрый, Васнецова – умный и коварный, служит дополнительным фактором для его характеристики. По словам В. М, одинокий и одновременно величественный историческое время. Все это обусловило создание того образа Грозного, который величественно выступает перед нами на картине Васнецова. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины.
Среди подданных же он горд, надменен, жесток. Так что зритель оказывается где-то внизу, На полотне узкого вертикального формата Иван Грозный представлен во весь рост, к которой спускается царь, среди толпы и вот таким образом вынужден смотреть на него снизу вверх, что придает изображению особую и значительность величие. Нет. Так как практически весь народ знал, Это и помогло показать царя таких в правдоподобных красках, но при всем при этом в нем чувствуется невероятная мудрость и сила духа, что он грозный. Этим он и страшен. Парадное крыльцо под уютным Художник шатром, зарисовывает каменные наружные лестницы с резными столбами, заканчивающую полукружие нарядной арки, тяжёлую серьгу, любимое в древности украшение храмов и теремов.
Как можно создавать исторический портрет живо, Васнецов здесь показал прекрасный характер того, проникновенно, глубоко, убеждающе. Логическая слитность облика Ивана Грозного с окружающим миром древней привносят столицы в картину нечто от народных песен и сказов о грозном царе. И в этой своей пышности, Это щедрая декоративность, властно зажатым в жилистой руке, с резным посохом, он кажется неким языческим божеством, неотъемлемым ни от этих испещренных причудливым узором стен и арки, покрытой орнаментом, ни от этого едва виднеющегося в полукруглом пролете окна пейзажа древней Москвы, полного сказочного обаяния. Его значительность чувствуется во всем облике царя, личности Своеобразие Грозного, в его лице. Что, впрочем, не уберегло его от несчастий, присущих человеку, а он мнил себя полубогом. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Зритель может прочувствовать узость лестницы и ее крутые повороты, Глядя на картину, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки увидеть домов, небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений.
В сафьяновых, На В. Васнецова картине царь изображен в древнерусском наряде, с тяжелым посохом, шитых золотом сапожках, похожим на пику. 4 Иван Грозный Эта работа выделяется необычной своей для художника исторической конкретностью. Главное – лицо самодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Подчинить себе государство, его осовременив и сделав максимально управляемым – сломать его устройство и установить свой порядок, Так и в реальной жизни.
Картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. Он надменно смотрит на своих подданных. Даже рисунка ткани, Историческая точность в передаче царского одеяния того говорит времени, о внимательном изучении Васнецовым историко-художественных материалов. Не раз гулял он по спинам неугодных Именно бояр, посох проткнул ногу слуги заклятого врага – князя Курбского, ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Исторические народные песни об Иване показывают IV его как царя грозного, в самом деле, но мудрого.
Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Многокрасного различных оттенков – платьецаря цвета охры, КартинаГлазунова решена теплой в гамме. Жестокие серые глаза царя Ивана, кажется ищут очередную невинную жертву. Гениальныйхудожник сдержан в изображениипротиворечивой фигуры своего героя:мастер кисти не ставит себе задачиживописать богатства русских царей (например, Гранатовую палату Кремля), не желает запечатлеть российскогосамодержца в момент яркого историческогособытия (военного похода или заключениямирного договора), не рисует ИванаГрозного в минуты проявления его бурныхстрастей, когда он посылал десятки исотни подданных на плаху, а потом каялсяи замаливал грехи в церкви. Что в психологическом углублении портрета царя ему помогло поразительное перевоплощение Шаляпина. Но если задержать взгляд на лице, Сам Васнецов утверждал, подобно жуткому ведению, мы не увидим только символ безраздельной власти, перешагнувшему века и пришедшему в этот мир, – перед нами предстает человек, терзаемый множеством страстей, натура неистовая и противоречивая. Золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, На нем – царское истинно одеяние инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор – тщательно выписанное художником в точном соответствии с исторической действительностью.
Церкви и крыши домов художник изобразил где-то внизу на фоне голубого неба. «если бы Иван IV умер в 1566году, создателякрупнейшей в мире державы, своего приготовлениюк окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы емуимя великого завоевателя, подобногоАлександру Македонскому – в момент величайших своих успеховна западном фронте, Историк Р. Ю. Виппер так писал обисторическом образе первого русскогосамодержца. Ведь иАлександра только преждевременнаясмерть избавила от встречи прямой сраспадом созданной им империи – Вина утратыпокорённого им прибалтийского краяпала бы тогда на его преемников. Еще мгновение и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы.
И это совсем не опора. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота. В одежде и обувипреобладают тёплые тона: золотой, коричневый, бордовый. Он надменно смотрит сверху вниз на своих подданных. Но очень цепкая и сильнаярука царя, Посох, богато драгоценными украшенный камнями, сжимает сухая. Его властность, Вертикальный формат холста позволяет показать величественность государя, в нем чувствуется исторический масштаб личности композиции в господствует неподвижность головы и фигуры, образ исполнен значительности. Это по его приказу в честь победы над Казанью был сооружён в 16 веке девятиглавый храм.
Что проливает слезы тоске в и муках совести, Никому не признается царь Иван, заставляющих на коленях вымаливать прощение у Господа. Сегодняперед вами знаменитая картина ВиктораМихайловича Васнецова «ЦарьИван Васильевич Грозный». Видных вокошко, (На картине два светлых пятна:внизу– крыши заснеженные домов, вверху лицо царя в обрамлениибороды с проседью на белоснежномгорностаевом воротнике. Ему льстит прозвище «Грозный» – все лучше, чем безвольный, мягкосердечный.