Это кажется неправдоподобным. Чтобы не допустить разгрома французской армией русско-австрийских войск под командованием Александра Римского-Корсакова, Суворов решил прорваться к ним ближайшим путём. Эти деньги избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил его Суворова главный противник, Французский генерал Массена говорил впоследствии. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в буквальном низвергается смысле на зрителя. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу он – писал ей. И как вставил ее в картину – она всех победила". Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории.
Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других исторических его полотен. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, « Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). смысл. В Сибири традиционно жило немало раскольников. 1799 год.
В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. начал работать над картиной. Я его потом в картину вставил. Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Описание слайда:. Василий Иванович Суриков ещё при жизни стал великим художником и удивительным мастером. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу.
Нет, без боя через Альпы Никому не перейти. Все – за исключением одной. Где попала в В окружение, походе армия Суворова прошла с боями черезСен-ГотардиЧёртов мост и совершила переход из долиныРёйса вМутенскую долину. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич от далек веселья задумался думой. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе русской в православной церкви в середине XVII столетия. «плывет с набега вольная – дружина обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание.
Они неизменно отмечались премиями. Перешёл через Чёртов мост, Он овладел перевалом Сен-Готард, выйдя к Люцернскому озеру, но, узнал, что Римский-Корсаков разбит и был повернуть вынужден на восток. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из моментов судьбоносных русской истории. И вдруг. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, в – 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Пейзаж играет огромное значение в картине.
Он тоже в простом походном плаще и с треуголкой и скорее сливается с массой, солдатской как и его воины – а не величественна, Фигура его миниатюрна, чем выделяется из нее. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", один Еще источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью отличающийся колорита, полифонической композицией, погруженностью в народную стихию.
Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Презентация на тему: Василий Иванович Суриков. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Его мужеству, Картина Сурикова – подлинный русскому гимн человеку, его светлому разуму, его неодолимой жизненной силе.
Очи же твои молниеносны". Наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Солдаты, Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». – тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием". Но не перед лицом противника, Это тоже изображение русского среди воинства, природы, а в словиях природы, почти непреодолимых, враждебной человеку. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Сурикова «Взятие снежного городка».
Не легко играть со смертью Наверху в «царя горы», Эхо гаркает, как черти, И зовет в тартарары. Что Сурикова увлекли суворовские После чудо-богатыри, героев Ермака естественно, по зову полководца бесстрашно низвергающиеся в пропасть. Quotакадемические" же его работы во многом отвечали программе академического тогдашнего образования. За этот беспрецедентный по трудностям и героизму поход Суворов был удостоен высшего звания воинского – генералиссимуса.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. В то время Спиридонову было 82 года. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. В чем своеобразие картины Сурикова с точки зрения композиции исторического пейзажа. Летом 1897 года художник ездил в для Швейцарию создания этюдов грозной природы Альп на маршруте русской армии.
21 сентября 1799 г. начался переход русских войск под командованием Суворова Александра из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. (Формат необычный для батальной сцены – вертикальный. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Получить код Наши баннеры. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". Альпы или же Кавказ – Все бойцы штурмуют хором, Будь то крепость или Если горы, есть такой приказ. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). А когда я поднял неестественно его локти вверх– полетел, «Долго я бился над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть. Только не знал еще, как княжну посажу". Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий Фёдор офицер Фёдорович Спиридонов. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Она построена по принципу движения сверху вниз. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает сибирскую старинную игру, последний день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье". 1 из 8. А. В. Картина В. И.
Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. «Переход Суворова через Альпы» В октябре 1895 г., будучи в Красноярске, . «главное в картине– движение, Сам художник отмечал – что работал долго над передачей стремительного движения войска. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии).
Скучно. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Все лицо мелко было. На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи.
Дождь идет и работать нельзя. Суворов выступал против прусских палочных порядков армии в и продолжал воспитывать солдат по-своему. Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы биографии для Сурикова" М. Волошина. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и составляют «Боярыня Морозова» вершину суриковского творчества.
Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Но для русского солдата, Что прикажет командир, То исполнить надо свято, Взять любой ориентир. Презентация на тему: СУРИКОВ Василий Иванович.
В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой было храбрецов, разбито огромное войско хана Кучума. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова.
Окружённые втрое превосходящими их силами французов, Русские с войска, боями преодолели ряд перевалов и вышли на территорию Австрии. Чтобы скачать ее, порекомендуйте. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он давно выписал уже в подробностях толпу и архитектурные детали. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский одной монастырь из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч " рублей, – писал И. Репин П. Третьякову. Переход Суворова через Альпы в 1799 году1. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня в картине движение, – – храбрость беззаветная". В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
"Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У которой он жил в Красноярске во время в учёбы уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Кампания потерпела неудачу по вине австрийцев – обещавших оказать военную помощь, Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в условиях зимних – остался без смысла. Но и он главной служит цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова, Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи. Их амуницию и вооружение, Суриков в своей картине тщательно прорисовал одежду русской армии, каждый из них по разному реагирует на переход, выражение лиц воинов, одни смело преодолевают горы, другие закрывают лицо плащом, чтоб не видеть внизу пропасть, но все решимости полны преодолеть все опасности и выйти неожиданно в тыл врагу, который не ждет русских войск в этом направлении, считая горы неприступными.
Как всегда, создавая картину, Суриков стремился к максимальной достоверности. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма Аввакума протопопа к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, .
Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. «верхние едут тихо, а низшие совсем летят вниз – поскорее, средние Суриков для себя осознал. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".
Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни, . Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Определив, что «главное в картине – движение», художник, «сам по снегу скатившись с гор», проверял все стадии спуска. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего мнения, общественного в сущности, критически относившегося к монастырскому миру. Песни и разгул.
И конь черный прямо на меня. По словам самого Суворова, Ведь, «на каждом шагу в царстве этом ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти, доносившего царю об этом походе. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна закончилась и Амьенским миром между Великобританией и Францией.
Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, – толпы, в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного столицы Ермака Сибирского ханства Кашлыка. Их неукротимое движение вперед, Суриков в картине Переход Суворова через стремился Альпы передать стремление воинов к победе, беззаветную храбрость.
Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. "Льды, брат, страшной высоты. Эту гамму выискать надо было». Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного шедевра Суриковым – шедевра. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон тогдашней в русской живописи. Храбрость беззаветнаяВерхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят внизОколо Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Меншиков. Везет отбитое в Персии и у купцов добро.
Ветер шапки, словно скальпы, Посрывает вам в пути. Таких как бледность и лиц вытаращенные от испуга глаза, Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей или рука, глядящие в бездну впереди, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Но и титул – князь Италийский, Император Павел I Суворову пожаловал не только чин генералиссимуса. Эта заоблачная высота и ледяной перевал показывают трудность пути). Переход Суворова через Альпы (1899)Русский музей, г. С-Петербург- О чём может рассказать эта картина.
Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Суворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На шутку его откликнулись двое солдат. Оставался один путь – в монастырь. Образы его сподвижников, с какой теплотой поразительной показан Суриковым образ Суворова, всем родного, понятного и доступного.
Городок снежный. Лето дождливое было. 1899. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти народа" и Весь его строй, "героя и массы" и пр.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, на "воцарившееся его развалинах христианство". Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 потрясенный году смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом".
Ведь сколько времени я его искал. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Не сложились отношения с императором Павлом был I. Император сторонником прусскойвоенной системы Фридриха Великого. Я много "снежных городков" видел. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я под жил Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Подготовка к сочинению по картине В. И.
Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Уходящая в небо вершина – горы окутанная пеленой нежно-голубых перистых облаков, в композиции полотна показан горный пейзаж. Что «главное в картине – движение», Определив, «сам по снегу скатившись с гор», проверял художник, все стадии спуска.
Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им церковь запрещала соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Мрачные ночи, Дремучие, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, непрерывно ударяющие громы, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они в были согласии со своим командиром и откликнулись на шутку. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной и суровой красочной разноречивости.
Закоурцев позировал Сурикову этюда для «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Композиция картины очень динамична. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году в 100-летие итальянского похода Суворова. Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. В такой момент шутить.
В Швейцарском походе полководческий проявились гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Quotпомню, – как "городок" брали – – вспоминал он, Напомнили о здесь себе и детские впечатления художника. Потом– прямо летишь, дух перехватывает».
И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Скачать эту презентацию. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону.
В котором современники видели прототипом преподавателя Суворова пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова, в 1898 году появился этюд. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
"Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении молодости цветущей изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. В толпе терялось", – признавался он. Которого Суриков встретил по дороге Сухобузимское, в Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова.
Описание слайда: Василий. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. Изба тесная, потолок низкий. А святой нательный крестик и георгиевский крест Помогают выйти честью с Им из самых гиблых мест.
Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор движения и саней делящей полотно на две части. Поскольку быстрота движения нарастает сверху вниз, художник выбрал вертикальный формат холста, что позволило ему передать не только все фазы спуска, но и показать высоту гор перевала, «ниже хребта которого, – как писал Суворов в донесении Павлу I, – громоносные тучи и облака плавают». В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая – при своем всем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Сюжетом для картины «Переход Суворова через Альпы» послужили исторические события, происходившие во время войны второй антифранцузской коалиции против Франции. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных абсолютно вариантов, необычном для батальных произведений. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в Лодейки, селе По своему обыкновению. Брат живописца, Александр Иванович подсказал Суриков, ему тему этой картины, пытаясь помочь.
Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, художника Горе было столь велико, чтобы остаться там навсегда. Документов, Он проделал огромную предварительную работу по изучению исторических книг, большое сделал число натурных зарисовок, биографии Суворова, рисунков вооружения, одежды и мундиров. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, церковных Против реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Последним испытанием был спуск с горы Панкис (именно он и изображён на картине «Переход Суворова через Альпы»).
Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. А под натиском лавины Дрогнут даже смельчаки, Камни острые и льдины Тоже вас встретят в штыки. Суворову почти 70 лет, он на покое. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый угол, верхний при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов.
Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Но и протащили тяжелые полевые пушки и боеприпасы к Солдаты ним, не только прошли сами через горы, что обеспечило им победу в предстоящем сражении. Моментов утрирования в картине несколько. Могучая картина. Тщательно изучив быт и вооружение русской армии при императоре Павле I, он отправился в Швейцарию, на место перехода.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни.