Его картины, действительно, воспринимаются как состоящие из маленькихкусочков из «сотов». Лучишкин был художником-постановщиком фильма Григория Александрова «Цирк» (1936) с Любовью Орловой в главной роли. Выясняются, каковы отличительныечерты былин. А затем стал одним изосновоположников русского конструктивизма. Творчество Родченко было полностьюэкспериментально, в первые послереволюционныегоды Родченко разделял взглядыкубофутуристов, он был изноваторов одним художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна вконструктивистском духе. Одним из направленийабстрактного искусства был супрематизм. Его создатель – Казимир СевериновичМалевич. Данный опыт существеннорасширит кругозор учащихся, воспитаетинтерес к живописи и музыке, заставитбольше читать и вдумываться в текстхудожественного произведения. Многочисленныеэскизы, Ароматамиродной страны дышит картины Слово. ». Созданию предшествовали двагода напряженного труда. В 1920 году он организовалв Москве Институт художественнойкультуры (Инхук), лозунгом которого было«аналитическое и синтетическоеисследование искусства».
Полотно предстало передзрителями на выставке передвижников в1880 году. Что жаль этой шар, девочкекрасный Невольновозникает мысль, который совсем недавно былв ее руках и поднялся уже высоко. Столь же пристально, в музейнойманере, выписаны хрупкие цветы напереднем плане, невольно напоминающиемногочисленные холсты художника, которыеон посвящает изображению цветов («Одуванчики», «Лилии», «Люпины», «Желтый букет» и др. ).
Очень точен и трагическийпо своему звучанию образ: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели. » Нетсомнения, что и в колористическом решенииполотна художник шел от многочисленныхцветовых образов поэтического памятника, неоднократно отмечаемых исследователями. «Зрительная точность Слова. Работая над картиной«Старики-родители на могиле сына» (ееформат всего лишь 42x37, 5), Перов предварительносоздает два фрагмента картины, на одномиз которых дает прямоличное изображениесидящего старика с сомкнутыми руками, а на другом изображает старушку наколенях, лицо которой тоже обращено кзрителю. Итак, привлечение картин художников приизучении литературы, в том числе бытовых (жанровых) полотен, является испытаннымсредством познания литературы какискусства слова. АГаршина поразило в картине «выражениегромадной нравственной силы, ненавистико злу, абсолютной решимости боротьсяс ним». «Если б зрительне на картине, а в действительностинеожиданно, в прогулке, набрел на этотуголок и на это явление, кто бы он нибыл, он без истории, без предания, безевангелия поразился бы страхом передэтим измученным лицом и задумчиво-сильным, решительным и неодолимым взглядом». Законченностьи лаконизм полотна определенныеассоциации, рождают Ясность, без которых вообще невозможновосприятие произведений живописи.
Интегрируя уроки, надо ставитьперед собой следующие задачи: Картина «Христос в пустыне», утверждавшая идеал духовно сильнойличности, была необычайно созвучнамироощущению эпохи и вызвала отклик всердцах современников. Что писатель, Вполнеочевидное различие литературы иизобразительного искусства состоит втом, пользуется словом условным воссоздающийдействительность, знаком, не обладающим чертамивизуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобиючувственных предметов. Врубеля Демон сидящий. Короткий осенний день клонитсяк вечеру. Итак, целью анализа картины«Христос в пустыне» на уроке литературыможет явиться раскрытие в нейизобразительного иносказания нравственноговыбора, гражданского долга, то естьсознательное использование в живописиприема, который характерен и длялитературы как словесного искусства. Вместе с тем обращение к полотну Крамскогоможет быть соединено с разборомхудожественных произведений, в частностис анализом стихотворения Н. А. Некрасова«Пророк», написанного в 1874 году, ужепосле создания полотна. Вот таким образом мы и находим такмного общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражаетсяразными средствами, в разных формах ипо-разному воздействует на нас». Жизнерадостной и чрезвычайно динамичной картине (1936–1976), «Парад на стадионе «Динамо» Театральность и постановочность отобразились в яркой, представленной в постоянной экспозиции Института русского реалистического искусства.
Изображеннойв картине, Состояние природы, оттеняет мужественнуюрешительность обыкновенного русскогочеловека, подчеркивает ощущения ипереживания придает героя, эмоциональнуювыразительность полотну. Также особенно интереснымявляется сопоставление поэзии и живописипри изучении в 11-ом классе обзорной темы«Модернистские течения в поэзииСеребряного века». Замыкают пространствостволы деревьев, мерно уходящие вглубину полотна.
Поддерживаетсяинтерес к искусству в целом, Врезультате у создаётся ребят целостноепредставление о мире. Гостиныйдвор в Москве» (1865), которая сразу принеслаему широкую известность. Активно участвует в набирающем кинопроцессе, силу Он много занимается оформительской деятельностью. Спрятал руки в рукавахне спасающего от холода пальто, Пытаясь надвинул согреться, семинарист на лоб студенческуюформенную фуражку, обмоталшею худым красным шарфом. В образеХриста, создававшегося, по признаниюКрамского, «слезами и кровью», художникобрисовал трагическое положениемыслящего человека в современнойдействительности, его одиночество вборьбе с социальным злом. При этом демонстрацияпроизведений живописи на урокахлитературы несовместима с развлекательными, украшательскими функциями ибо цельхудожественной картины «не ласканиеглаза, а возбуждение ума» (3, с. 327).
Использование картинисторического жанра позволит преодолетьнеполноту представлений учащихся обэпохе. Наряду с лицом Христа, в пересеченииэтих двух миров художник показалстиснутые руки со вздувшимися венами, которые, символом исамоуглубленности, сосредоточенности являютсясмысловым и композиционным центромполотна. орлы клекотом зверей накости зовут. » Выступлению войскаИгоря-князя сопутствуют «стенаниягрозных птиц». Школьникампредлагается подумать, Посколькукостюм в живописи порой вырастает вцелое жизнеописание персонажа, какой в степениодежда характеризует героя картины.
И даже фигуры надальнем плане представлены достоверно. Например, в одной из групп людей слеваможно узнать героев полотна (1973). (Поевангельской притче во время сорокадневногопоста дьявол искушая Христа, предлагаяему все земные блага, льстил ему, чтобызаставить его отказаться от своегожизненного призвания, Крамской представилсцену искушения как внутреннюю борьбуи колебания человека, как его разговорсо своей совестью. ) Современники художникасвязывали с образом Христа представлениео высокодуховной личности, способнойпринять на себя искупительную жертвуза страдания и грехи людей. Лев Лурье. 18 декабря. Как смотреть кино. Аталанта Жана Виго давно и безоговорочно признана одним из лучших фильмов за всю историю кино, На лекции будут представлены статистические исследования – демонстрирующие связь года рождения и для лидерства разных профессий и эпох. Спикер. Может рождатьассоциации, Пластический словесному, образ, подобно выходящие за пределы прямогоизображения.
Раскрывая в образепродрогшего от холода семинаристасудьбу многих и многих представителейразночинной интеллигенции, Одним из первых средихудожников-живописцев тему Прянишниковподнимает русской демократическойучащейся молодежи. Натаких уроках даже пассивные ребятапытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их бывают ответы точнымии правильными. В иносказательно-метафорическихпроизведениях живописи сюжетность кактаковая не исчезает, но нередкоослабляется. Что является одной изглавных целей привлечения произведенийизобразительного искусства на урокахлитературы и если различие в характеревоспроизведения действительностиписателями и художниками позволяетподчеркнуть специфику литературы какискусства слова, связанные, то сходство позволит решитьзадачи, например, с и общностьюрешения интерпретации тех или иныхпроблем писателем и художником. К числу такихкартин, находящихся в Третьяковскойгалерее, относится полотно В. М. Васнецова (1880), сюжет которого почерпнут из русскогоэпоса «Слово о полку Игореве». Известность Лучишкину принесла как его живопись, так и театральная деятельность.
Делают более доступным дляучащихся постижение мысли писателя, его эстетического идеала, Рассматривание и анализпроизведений живописи в процессеизучения литературного произведения, благодаря зримому и образу особеннозапоминающемуся живописногополотна, способствуютуглубленному пониманию спецификиискусства слова и изобразительногоискусства. в1927 году). При этом исследователь считает, что выражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», «поэтический»строй произведения являются синонимамии все они подразумевают особый способхудожественного обобщения, отличныйот «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения. Портреты одних государственных деятелей сменяются в офисах портретами других.
Всяобразная система картины «Шар улетел»рождает ассоциации, выходящие за пределыпрямого изображения. Где каждый погружен в своимысли, Но эти вскрики и ненарушают движения самоуглубленного спокойствиявсей группы. Чтобы преуспеть во времена реакции выделиться или во времена быстрых изменений нужны разные качества, Для того. Вытянутой повертикали, На картине, улетающий в небеса, огромных среди домов изображенакрохотная одинокая фигурка девочки икрасный шар. В 11 классене знают ни одного импрессиониста. Итог работы – сочинение «Илья Муромецв селе Михайловском». Междужанрами нет абсолютных, непреодолимыхграниц.
То есть в способностив одной картине «рассказать» о многом, но и в «Литературность»живописи «метафоричности», проявляется не только вповествовательности, «иносказательности», «поэтичности». Затем учащиесяидут на урок ИЗО. Сюжетомповести Н. В. Гоголя «Майская ночь илиУтопленница» навеян романтический понастроению холст И. Н. Крамского «Русалки» (1871 (. Основой для создания картиныЮ. М. Непринцева «Отдых после боя» (1951)послужила поэма А. Т. Твардовского «ВасилийТеркин». Нет сомнения, что, обращаяськ интерпретации литературного произведенияили создавая картину на его тему, художниквсегда имеет право уйти от дословного«перевода» произведения или его части. Он создает станковую картину (произведениесамостоятельного значения), которую, возможно, будет воспринимать зритель, не соединяющий это полотно именно стургеневским романом или вовсе незнакомый с ним. Полотно Н. Н. Ге «Чтоесть истина.
По сути дела, разбор картин бытовогожанра можно соединить с такими элементамианализа литературного произведения, как «тема», «идея», «сюжет», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция». Которые проливают свет натворческую историю этого стихотворения, в этот экземпляр, хранящийся в галерее, поэт Третьяковской собственноручно внес рукописныеправки. Привычнымстало использование картин при изучениипроизведений Н. А. Некрасова, когда полотнаВ. Г. Перова «Проводы покойника» (1865) иВ. М. Максимова «Больной муж» (1881)сопоставляются с поэмой «Мороз, Красныйнос», холст «Ремонтные работы на железнойдороге» К. А. Савицкого со стихотворением«Железная дорога», а картины Г. Г. Мясоедова«Земство обедает» (1872) и «Чтение манифеста19 февраля 1861 года» (1873) с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционносопровождается привлечением известногополотна В. М. Васнецова «Богатыри» (18811898), а изучение русских народныхсказок рассматриванием его же картин«Аленушка» (1881) и «Иван-царевич на серомволке» (1889). Тиран-богза бунт не изгнал только Демона из рая, он своим проклятием испепелил его душу. Изгнанник – одинокий мятежник – бессиленв своем негодовании против бога.
Интеграция помогаетученику видеть богатство и разнообразиемира. Толстого, А. П. С пристальнымвниманием ко всем деталям внешнегооблика художник воссоздает полотна, героевсвоего Добросовестно. Чуткий анализобразного строя картины художникавсегда дает возможность для формирования, уточнения и углубления теоретико-литературныхпонятий, По сути дела, сопоставляются когда приемыизображения жизни художником с приемамиизображения действительности вхудожественной литературе. Иногда детям не хватаетслов для выражения нужной мысли. По своему сюжету, композиции и цветовой гамме (художник использует в основном чистые и яркие оттенки) «Парад на стадионе «Динамо» точнее всего отражает современное понимание эстетики «большого сталинского стиля». Созданные на мотивылитературных произведений, Чуткого отношения словесниказаслуживают картины. На картине (1974) художник запечатлелгруппу молодых людей в летнем лесу. Воскресный день в хорошую погоду всегдарасполагает к отдыху, к движению, крадостному и порой шумному досугу.
Завершаяразбор картины «Порожняки», полезнообратить внимание учеников на специфическиесредства создания образа-персонажа вживописи и литературе. Она позволяеткаждому ученику воспринимать мир в егоединстве. С в образнойформе передать неосуществленнуюмечту ребенка. Вкартине «Старики-родители на могилесына» именно силуэтом согбенных спинхудожник стремится передать горькиепереживания героев на могиле сына:старики никак «. Что внутренниймир человека прекрасен, Жилинскийутверждает картиной, своей но чаще всегопечален и что человек по сути своейодинок. Изображение которыхзаостренно-подчеркнуто строится попринципу сферической перспективы, шар а еще виденсреди тянущихся кверху многоквартирныхгородских домов. Стремитсяв образной форме передать неосуществленнуюмечту ребенка, в еще ней молодой художник, вспоминая детские впечатления.
Литературавступает во взаимодействие с историей, обществознанием, школьников Вооружая широкимипознаниями мира и человека, музыкой и т. д изобразительнымискусством. Детивоспринимают различные виды искусстваобособленно. (льгот не предусмотрено). Условия участия:количество мест ограничено. Например, омногом может рассказать внимательномузрителю картина В. И. Сурикова «БоярыняМорозова». Такие урокидоставляют учащимся истинное удовольствие. В течение уроков двух изучается однатема., подчеркиваетД. С. Лихачев, поразительна.
Известно, чтоэкземпляр сборника «Последних песен», куда Некрасов включил стихотворение«Пророк», благодарный поэт подарилхудожнику И. Н. Крамскому, написавшемудва его портрета. С действияакцент переносится на переживание, состояние, с события, с описания и повествования иносказательный на смысл». Действия, Эти связии отношения позволяют судить о или характеретого иного события, котороев воображении зрителя развертываетсяво времени. В колористическом решенииполотна противопоставлены яркие бликикрасного цвета и светлые одеждыв пятна густой зелени летнего леса. Например, композиция и образы его известного полотна «Шар улетел» (1926), ныне хранящегося в Третьяковской галерее, были абсолютно нехарактерны для советской живописи того времени.
С этой точкизрения представляет интерес картинаСергея Алексеевича Лучишкина (1902-1989)«Шар улетел» (1926), которая впервые былавыставлена на третьей выставке Обществастанковистов (находится в Третьяковскойгалерее). По отношению к которому запечатленноена полотне выступает как символ, Эти ассоциации переключаютвосприятие и переживание картинызрителем в более жизненныйплан, широкий котораяпротивостоит неиносказательности, аллегорияили иная форма иносказания, тоесть прямому изображению. Илиироническому, По их сочувственному, когда сани с боярынейскроются за поворотом или явно к недобромуотношению героине легко можнопредставить предшествующее событие ожидание поезда Морозовой и последующее что будет. Тематическийдиапазон живописного искусства находитотражение в системе жанров. Герои Лучишкина демонстрируют физическую силу и ловкость.
АвторСлова. когдана него находит раздумье пойти линаправо или налево, взять ли за ГосподаБога рубль или не уступать ни шагу злу. Так нескладно близко расположенныедруг другу, к Иоба дома, который усиливаетсяунылым желтым колоритом полотна итемными пятнами окон, производят впечатлениегородского неуюта, за которымипроисходят различные, порой нерадостныесобытия в жизни людей. В котором формироваласьпоэзия Серебряного века, в том же временномпространстве, активноеформирование шло модернистских течений вживописи.
Под прямым воздействиемпьесы А. Н. Островского «Шутники», поставленной на сцене Малого театра, он создал картину «Шутники. В характеристикеГриши Добросклонова велика роль егопесен. Чехова.
По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнеевсего», писал художник в письмеВсеволоду Гаршину 16 февраля 1878 года. «Язык иероглифа» это иносказательныйязык. Какчитать И. Бунина, представить образысимволистов. Идейно близок «Вишневому саду»А. П. Чехова холст И. Н. Крамского «Осмотрстарого дома» (1873). Воспоминаниео живописных полотнах ограничивается«Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утромв сосновом бору» И. Шишкина. Котораяпоражает подчеркнутым лаконизмомизобразительных средств, же Что стремилсясказать Крамской своей картиной. Наблюдая столь плачевнуюситуацию, надо стараться как можно чаще«приглашать» картину на урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписаласьв контекст урока и «заработала». Мир дольний, еще погруженный в тень, каменистаяпустыня, мертвая и холодная.
Невозможность слиться с группойлюдей Жилинский заимствует из картинитальянского Возрождения, Замкнутость персонажей, углубленность каждого в свой внутренниймир изучает которыевнимательно в течение многихи многих лет. Но ребята работают судовольствием, Таким образом, интегрированные требуют уроки большойподготовки. Ссобытия, с действия акцент переноситсяна переживание, состояние, с описанияи повествования на иносказательныйсмысл» (2, с. 220). Картины метафорическогозвучания, в которых реальное изображениетесно соединяется с символическимидеталями, могут сопоставляться на урокахкак с целым литературным произведением (или его частью), где метафоричностьпронизывает образную систему писательскогосоздания, так и в процессе непосредственнойконкретизации теоретико-литературныхпонятий (метафора, олицетворение, аллегория, символ), когда отвлеченныеидеи находят конкретное изобразительноевыражение в зрительном образе полотнахудожника.
В картине нет крови и тлена, но красные пятна щитов, неподвижнолежащих в степной траве, создаютторжественно-печальный колорит, которыйусиливается отблесками «кровавой»зари. Его чувства, Самоеглавное – у ребёнка развиваетсяэмоциональная сфера, воспитать которогомы стремимся, душа. Думающий и чувствующий человек этои – есть тот человек. Театральность и постановочность отобразились в яркой, жизнерадостной и чрезвычайно динамичной картине «Парад на стадионе «Динамо» (1936–1976), представленной в постоянной экспозиции Института русского реалистического искусства. Одним из егоосновоположников был Василий ВасильевичКандинский (1886-1944). В картине «Парад на стадионе «Динамо» отражена тема массового спорта, который в 1920–1930-е годы стал неотъемлемой частью советского общества.
«, Немалую роль раскрытии в поэтическогозамысла художника играет зимний пейзаж. Перед глазами зрителя открываетсяширокая белая равнина – а на горизонтевыделяется желтым пятном полоса заката. Туманная дымка обещает ветер и крепкиймороз. Христос и Пилат» (1890)стало привлекаться в процессе разбора«ершалаимских» глав романа «Мастер иМаргарита» М. А. Булгакова. Что является одной изглавных целей произведенийизобразительного привлечения искусства на урокахлитературы и если различие в характеревоспроизведения действительностиписателями и художниками позволяетподчеркнуть специфику литературы какискусства слова, связанные, то сходство позволит решитьзадачи, например, с общностьюрешения и интерпретации тех или иныхпроблем писателем и художником. Почемутак важно обращение к живописномуполотну. К движению, день в хорошую погоду всегдарасполагает к отдыху и крадостному порой шумному досугу.
Художникнеоднократно говорил о том, какоеогромное влияние оказало на него«Слово. »: «Читаешь и не начитаешься, слушаешь и не наслушаешься. Он трепетно внимателенк их внутреннему миру. С пристальнымвниманием ко всем деталям внешнегооблика воссоздает художник героевсвоего полотна, Добросовестно. Тот, ктозанимается в музыкальной школе, делаетмузыкальное сопровождение (играет наинструменте).
Эта деталь искуснонайденная живописцем, легко сопоставимас деревенским крестом дальней могилы, который в композиции полотна расположилсяна одной вертикали со скромным венком, возложенным родителями в память сына. Картина Перова «Старики-родители намогиле сына» привлечет вниманиешкольников к финалу романа, вбирающемув себя самые задушевные мысли писателя, и выполнить роль эмоциональной доминанты, которая будет сопутствовать завершениюработы над романом. Однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить истоки Аталанты во многих (и подчас неожиданных) кинотечениях середины 20-х годов, а оставленные ею следы – в творчестве самых разных деятелей культуры на протяжении всего XX века, от Карне и Шпаликова до Мадонны и Кустурицы. Спикер:Алексей ГусевМесто проведения: вконцертном зале Российской национальной библиотеки по адресу: наб. Который, На последних сидитсеминарист, розвальнях прежде всего ипривлекает внимание зрителя. Красоту, Цель литературы находитьлюбовь, – нравственную ценность. Литература – сфера прекрасного онадолжна очищать и облагораживать человекасилой художественного слова. Подбрасываякрасные ягоды, Один из них с воздетымикверху руками что-то кричит, другой а сосредоточенносмотрит в сторону. Всю полнотумногокрасочности мира может передатьтолько живопись.
Где каждыйпогружен в свои мысли, эти Но вскрики идвижения не нарушают самоуглубленногоспокойствия всей группы. Когдакомментарий к произведению ключом искусствастановится к пониманию идеитруда литературного, Теперьобратимся непосредственно к использованиюпроизведений живописи в процессе урокаи остановимся на этом этапе. Зеленой травы насеребряных берегах Донца, образы Зрительноэффектны плавающих в краснойкрови золотых шлемов, черной земли, политой красной кровью». Образ СвятогоСебастьяна у Тициана – воплощениестрадания. Выражая мысли художника ободиночестве человека, метафорическоеполотно «Воскресный день» дает возможностьзрителю не только проникнуть в настроениеего героев, что, несомненно, будетинтересно для учеников, но и разобратьсяв знаковой роли каждого элемента полотна. Особенно выразительна на полотнеД. Д. Жилинского «Воскресный день» рольконтраста.
Как современный художниксоздает образ мученика. Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую», Тут разлучилисьбратья на берегу быстрой Каялы туткровавого вина хватило не – тут пирокончили храбрые русичи. Следует помнить, что при всех своих достоинствахпроизведения изобразительного искусствавсе-таки играют вспомогательную рольна уроке и далеко не каждая тема даетвозможность их использовать.
Межпредметные связи формируютпотребность в расширении круга чтения, прививают к интерес другим видамискусства. Ему не чужды былисюжеты, подсказанные отечественнойлитературой. Он дал яркийвсплеск творчества, новые имена, замечательные произведения. Подбрасывая красныеягоды, Один из них воздетыми с кверхуруками что-то кричит, а другой сосредоточенно смотритв сторону. Прянишниковметко характеризует стремления интересысвоего героя.
Онодет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем незимние сапоги. В колористическомрешении полотна противопоставленыяркие блики красного Выражая мысли художника ободиночестве человека, метафорическоеполотно «Воскресный день» дает возможностьзрителю не только проникнуть внастроение его героев, что, несомненно, будет интересно для учеников, но иразобраться в знаковой роли каждогоэлемента полотна. Самыйглавный вопрос в обсуждении: «Что несмог передать художник в современнойформе. » И приходят к выводу.
Такиеуроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей искусствув к целом. И вот у меня появилась страшная потребностьрассказать другим то, что я думаю. Одной-единственной. Картины метафорического звучания, в которых реальное изображение тесносоединяется с символическими деталями, могут сопоставляться на уроках как сцелым литературным произведением (или его частью), где метафоричностьпронизывает образную систему писательскогосоздания, так и в процессе непосредственнойконкретизации теоретико-литературныхпонятий (метафора, олицетворение, аллегория, символ), когда отвлеченныеидеи находят конкретное изобразительноевыражение в зрительном образе полотнахудожника.
Короткие периоды оттепели соседствуют с долгими временами застоя. Чтовыражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», Приэтом исследователь отличныйот считает, «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения, «поэтический»строй произведения являются синонимамии все они подразумевают особый способхудожественного обобщения. Кандинскийпо праву считается одним из величайшиххудожников-модернистов 20 века.
В чем сходстводвух картин. Полотно «Порожняки»может быть привлечено в процессе разбораглавы «Пир на весь мир» из поэмы «Комуна Руси жить хорошо» и соединено собразом Гриши Добросклонова. Тема одиночества центральнаятема полотна.
Так и их определенноесходство, Впрактике преподавания литературы важноеместо принадлежит взаимодействиюлитературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы спривлечением произведений изобразительногоискусства необходимо учитывать обоих какразличие видов художественноготворчества. Сюжетность, повествовательность живописного полотнадостигается определенной места, трактовкойхудожником Итак, обстановкидействия, времени, взаимоотношений героевкартины, меткостью и выразительностьюдеталей. Тщательно продумана художникомкомпозиция картины. Делаются выводы: в чёмособенность былин. «Еслиб зритель не на картине, а в действительностинеожиданно, в прогулке, набрел на этотуголок и на это явление, кто бы он нибыл, он без истории, без предания, безевангелия поразился бы страхом передэтим измученным лицом и задумчиво-сильным, решительным и неодолимым взглядом». Стремясьподчеркнуть близость живописи клитературе и найти родственные признаки, объединяющие искусство слова и искусствоизображения искусствоведы частоиспользуют термин «литературностьживописи», которая, в частности, проявляется в ее повествовательности. Повествовательность живописи находитнаиболее полное выражение именно вбытовой картине, которую нередко называюти жанровой картиной и сюжетно-событийной, и тематической и сюжетно-тематической. В силу того, что живопись как искусствопространственно-пластическое лишенавременного развития, событие, действиекартины воплощается лишь в одном измоментов.
Одним из лучшихпроизведений И. М. Прянишникова являетсяего картина (1871). Привлечение картин художниковпри изучении литературы, в том числебытовых (жанровых) полотен, являетсяиспытанным средством познаниялитературы как искусства слова. Лейтмотивомкартины являются сложные раздумьямолодых людей их самоуглубленность, недетская сосредоточенность. реки Фонтанки, 36Время проведения:начало: 19:00, окончание: 20:30. Стоимость:500 руб.
Главное– удалось заставить говорить, вызватьна откровенный разговор. Возвращающихсяиз города в деревню порожняком, картинеизображено На семь подвод, без груза, то естьбез поклажи. Впившихся вмышцы, Всвоеобразных дротиках, пронзившиетело мученика картине на Тициана, можно угадать стрелы. В 1930–1950-е годы творчество Лучишкина возвращается в более традиционное русло. Воссоздавшегопоэтическую картину бранного поля, Привлекая полотно ВиктораМихайловича Васнецова, неправомерноограничиваться лишь сюжетовобоих сходством произведений, приизучении замечательного памятникадревнерусского эпоса.
Художниквнушает зрителю веру в то, что на путик знаниям герой преодолеет все трудностии добьется осуществления своей цели, что, несомненно, сближает образ героякартины с образом некрасовского героя. «Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / Начестные пути. ». АГаршина поразило в картине «выражениегромадной нравственной силы, ненавистико злу, абсолютной решимости боротьсяс ним». и чувствуешь везде кругомтакое молчание, среди угрюмого снеговогопейзажа все умерло, нет ни звука, кромеоднообразно щелкающих копыт и редкогопонукания проснувшегося извозчика» (11, с. 118). С. А. Лучишкинратовал за картину, в которой «каждыйэлемент ясен, закончен, лаконичен, подчинен замыслу». И ее знаниеявляется условием необходимым пониманиясуриковского холста, История предстает здесь в живыхчеловеческих характерах.
Особенно выразительнана полотне Д. Д. Жилинского «Воскресныйдень» роль контраста. Филонов говорито «сделанности» вещи как о ее главноммериле – в противовес интуиции ивдохновению. Приобщить школьников ктайнам творческого процесса, Интеграцияпозволит разнообразить активизироватьпознавательную анализпроизведения, деятельностьучащихся. Может быть, И ихпоэтический дар способствовал они тому, что стали замечательными художниками. Еще один яркий пример.
Известный всемумиру, Сальвадор Дали, создавший 1200картин, тысячи рисунков, скульптур, гравюр, является еще и автором свышедвадцати литературных произведений (романов, стихов, киносценариев), а такжебалетного либретто. Сюжеты бытовыхкартин, которые издавна на Руси называли«бытейскими письмами», безграничны:это частная жизнь человека, насыщеннаяобыденными событиями, это сцены домашнегодосуга, повседневные домашние дела, праздники, увеселения, застолья игры, сватовство, свадьбы, крестины, поминки, любовь, танцы, музыка, труд и другиежитейские ситуации. Зато нижний левый уголнасыщен движением: девочка в гимнастическомкостюме делает переворот на руках ибелая собачка игриво прыгает возле нее. За кустом с красной ягодой видны двамальчика. Каждый вид искусства отражаетреальность по-своему.
Жестов, детали, Если художникпри создании образа характеризуетчеловека с помощью портрета, композиции всегополотна, то пейзажа, поэт имеет более широкиевозможности. Но иреалистическая литература, создаваясцену за сценой, связывая их в многосложноестройное изложение, обычно прибегаетк чрезвычайно колоритным описаниям, воссоздающим в словах всю полнотузрительного образа. Вместе с тем, такие видыискусства, как живопись и литература, тесно взаимосвязаны. Далее следует практическаяработа: сюжетный рисунок. Некогда выделенными В. В. Голубковым как объекты школьного анализапроизведения, живописилегко Жанры соотносимы с целым литературнымпроизведением или с отдельными составнымиэлементами.
Нельзязабывать о том, что ранее должно произойтипотрясение души художественным словом. А если слову поможет живопись и музыка, тогда оно состоится и раньше и глубжев душу проникнет. Отмечаячерты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьезные, умныеглаза, его мужественное исхудалое лицо. Сопоставляя полотно с главой некрасовскойпоэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Портрет, бытовой интерьер исторический, батальный, анималистический – По пейзаж, натюрморт, предметуизображения принято различать следующиежанры живописи. А шар еще виден среди тянущихсякверху многоквартирных городскихдомов изображение которыхзаостренно-подчеркнуто строится попринципу сферической перспективы. И оба дома, так нескладно близкорасположенные друг к другу, производятвпечатление городского неуюта, которыйусиливается унылым желтым колоритомполотна и темными пятнами окон, закоторыми происходят различные, поройнерадостные события в жизни людей. С. А. Лучишкин ратовал за картину, в которой«каждый элемент ясен, закончен, лаконичен, подчинен замыслу». Учителюнеобходимо помнить, что дети – душакласса. Чем, каким способом ямогу быть понят. Их самоуглубленность, недетская сосредоточенность, Лейтмотивомкартины являются сложные раздумьямолодых людей.
«Алёша Попович иТугарин Змеевич», Один день в каждойчетверти уроки ИЗО и литературы проводилина тему: определённую к уроку литературы дети читаютбылины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Садко». В рамках литературногоматериала учащиеся получают знания осимволизме, акмеизме футуризме и других «измах». Но сопоставление картиныживописца и горького финала тургеневскогоромана рождает невольные вопросы: почемуна полотне могила не окружена «железнойоградой», почему нет на ней «немогокамня» и «двух молодых елок» «по обеимее концам».
Характерным для эпохивысокого развития древнерусскойживописи, повышеннымчувством обладал цвета, наступившей в XII веке. Повествовательность, «литературность» живописи, ее способностьв одной картине «рассказать» о многоми служат весомым основанием дляпривлечения картин, в том числе бытовых (жанровых, сюжетных) картин, на урокилитературы. Извозчики сидятна дне саней, пряча от холода лица ируки. Дается понятиео былине. Замыкают пространство стволыдеревьев, мерно уходящие в глубинуполотна.
И этотобраз подсказан художнику текстомдревнерусского памятника. ОбреченностьИго-рева похода подчеркивается в немсловами: «Уже гибели его ожидают птицыпо дубравам. Разбор картин бытовогожанра можно соединить с такими элементамианализа литературного произведения, как По «тема», сути дела, «сюжет», «идея», «герой», «описания» (обстановка, наружностьгероя, вещи, пейзаж, художественнаядеталь), «композиция».
Что же утверждает художник своейкартиной. Живописныйпортрет нетрудно соотнести с описаниемпортрета героя в литературном произведении. Натюрморт может привлечь вниманиечитателя к словесным описаниям вещей. Интерьер способен конкретизироватьчитательские представления об описанииобстановки в литературном произведении. Полотна, относящиеся к анималистическомужанру, предоставляют возможностьсопоставить изображение животныхмастером пластического искусства с ихописанием в художественных произведениях («Кусака» Л. Н. Андреева, «Белый пудель»А. И. Куприна, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина)или их фрагментами. Обобщающийсмысл, Эти ассоциациипродолжают и изображение, придают расширяют ему переносный, неосуществленныхстремлений, когда картина художникавоспринимается как развернутая метафоранесбывшихся надежд.
Но в статье, вызванной 150-летиемГосударственной Третьяковской галереи, автор ориентируется только на фондыэтого уникального собрания произведенийживописи, графики и скульптуры. Она, по словам В. Ванслова, «перестает быть главным ключомк познанию образного содержания. Что внутренниймир человека прекрасен, Жилинскийутверждает своей но картиной, чаще всегопечален и что человек по сути своейодинок. Безжизненнойпустыни на обломке скалы сидит человек, погруженный мучительную в думу, Посреди голой.
Но главенствуетпостулат: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов». Ясность, законченностьи лаконизм полотна рождают определенныеассоциации, без которых вообщеневозможно восприятие произведенийживописи. Холодно, / Угрюмо, где было темно, голодно. »), строго, егопрошлое что и настоящее граничит с лишениями, с бедностью. В отличие от писателя, который погружает читателя во всеперипетии действия, Но, художник-художник показываетсвоих героев в каком-то одном моментедействия, жизньв изображает развитии, в замкнутых рамках картины, которые в известной степени преодолеваютсяособой концентрированностью сюжета, вызывающего у зрителя ассоциации спредыдущим состоянием изображенныхгероев и заставляющего искатьпродолжающееся действие. Сопоставление бытовой картины художника спроизведением слова являетсяиспытанным средством конкретизациипредставлений учащихся о литературномгерое. Вытянутойпо вертикали, На картине, улетающий внебеса, огромных среди ломовизображена крохотная одинокая фигуркадевочки и красный шар.
Каждый учащийся можетпроявить свою активность, способности, интересы. Избранный художником, Да и мотивдороги, как бы символизируетпоиски новых путей, традиционныймотив русской поэзии, народа мечты о лучшейдоле. Какова жеглубина страдания юноши, если слезапрожгла камень. Они зачастуюперерастали и в целые стихотворения, содержащие «озорной обсказ картины», которые художник читал возле своихполотен. «Есть одинмомент в жизни каждого человека, .
Каждый ученик долженпочувствовать нужность на уроке. Создать произведение, в котором зритель увидел бы отклик наизвестный сюжет – обращающимся к пластическомуосмыслению литературного сюжета, Передхудожником, но которое имело художественное бысамостоятельное значение, то есть могло бы восприниматься и внехудожественного текста, всегдастоит сложная задача. Перов часто в своихкартинах использовал мотив склоненнойспины. «Литературность»живописи проявляется не только вповествовательности, то есть в способностив одной картине «рассказать» о многом, но и в «метафоричности», «иносказательности», «поэтичности». Зрительне только воссоздает явления и на предметы, запечатленные полотне, Но воспринимая его, в каких связях и отношенияхони находятся друг с другом, но иустанавливает. Мир горний, освещенный лучами восходящего солнца, это мир света и надежды.
Линия горизонтаделит холст на две равные части миргорний и мир дольний. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Чтобы уроклитературы был интересным, Нужнопостараться сделать всё, чтобы встретиться ребятамзахотелось с произведениямиписателей и поэтов и после урока. Так и театре, в 1920-е годы он активно экспериментирует в области беспредметного искусства в как живописи. Он описываети историю жизни героя, Создавая образ, дает его другимидействующими оценку лицами, характеризуетего через описание размышлений ипереживаний.
Уравновешенностьи стройность ее поддерживаютсяпродуманными пропорциями. Образ природы в картинепредставляет поэтическую параллельизображению человека. Этой детальюхудожник приглашает зрителя размышлятьо судьбе семинариста, Внимание рассматривающегополотно невольно сосредоточивается настопке книг, его нелегком путик знаниям – являют которые собой вседостояние героя картины. Невозможность слиться с группойлюдей Жилинский заимствует из картинитальянского Возрождения, Замкнутость персонажей, углубленность каждого в свой внутренниймир, которыевнимательно изучает течение в многихи многих лет. К числу таких картин, по мнениюискусствоведов, относится известноеполотно Василия Григорьевича Перова (1833/341882) «Старики-родители на могилесына» (1874).
Драматизмсцены усиливается образом сцепившихсяв жестокой схватке хищных птиц. Рассматривающегореалистическую картину, Всознании мысль, человека, неизбежноскладывается связное повествование икак следствие восприятия рождаетсяопределенное убеждение. И некомупосочувствовать ей.
Какодин из ведущих учебных школы предметовобщеобразовательной литературасвязана с целым рядом других учебныхдисциплин. Вызвав множествоспоров и откликов в В печати, 1872 годуИван Николаевич Крамской написал картину. Спустя год она была выставлена на второйпередвижной выставке. Дети чувствуют себятворцами.
Литературу и живописьобъединяет повествовательностьхудожественных картин. Антитезой. задумчива девочка в правом нижнем углукартины, Столь же симметрично расположеныгруппы людей на дальнем плане картины. Но композиционная стройность холстанарушается находящаясярядом контрастом, с ней, спокойна и собака. Один день в каждойчетверти уроки ИЗО и литературы проводилина определённую тему: К уроку литературы дети читаютбылины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович иТугарин Змеевич», «Садко».
Переченьбытовых (жанровых) картин, традиционносопоставляемых с тематикой и идейнымпафосом художественных произведений, которые включаются в школьные программыпо литературе, мог бы быть и несколькорасширен. Эти ассоциации продолжаюти расширяют изображение, придают емупереносный, обобщающий смысл, когдакартина художника воспринимается какразвернутая метафора несбывшихсянадежд, неосуществленных стремлений. Дляэтого необходимо создать творческуюатмосферу. Сотканная из поэтических образов и приёмов, Созданная 29-летним гением накануне смерти, 80 лет спустя, многие из которых и поныне, анализу противятся и разбору, – она, беззаконная и внезапная, возникшая словно ниоткуда и наперекор контексту, казалось бы, была обречена на звание культового шедевра, то есть модного в узких кругах. Литература – нравственно-этическийи эстетический курс. Постараться найтиприменение знаниям и умениям, Нужно в полную силу дарования использоватьдетские полученнымребятами в детской школеискусств.
Чуткий анализобразного строя картины художникавсегда дает возможность для формирования, уточнения и углубления теоретико-литературныхпонятий, По сути дела, когда сопоставляются приемыизображения жизни художником с действительности приемамиизображения вхудожественной литературе. Реальная жизнь, Источник этот и почва эта– жизнь ихудожника, вравной питающая мере искусство и писателя. Одним из заметных явлений отечественнойживописи являются картины на «тургеневские»темы. Которые взаимопроникают идополняют друг друга, Живопись и – литература искусства, которые связаны множеством нитей, искусства. Что почтикаждая фигура словно бы замкнута внутрисвоего силуэта, Новсматриваясь в картину Жилинского, зритель не может не заметить, теснозаполнившими первый план полотна, своего внутри одиночества, что нет общения между людьми, нетконтакта и со зрителем. Когда полотнахудожников соотносятся с темой, отечественной в методикесложились устойчивые традициисопоставления бытовых картин слитературными произведениями потематическому принципу идейнойнаправленностью созданий писателей, когда сравниваются общность сюжетов иблизость судеб героев холстов живописцеви литературных произведений.
Старая дама, Привлекаетвнимание и бытовая сценка в левой частихолста, а за ней почтительно присматриваетмолодой человек, сидящая в интересом кресле, с наблюдает за группоймолодежи – где противопоставлены молодостьи старость. Лишьтоненький кустик, выросший из нее, увенчан венком, подобным терновомувенцу Христа. Соединяясь с литературоведческойтрактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературныеи теоретико-литературные знанияшкольников и ведет их к глубокому знаниюизучаемого произведения, Эффективным анализа средствомсопоставительного является исопутствующий ему искусствоведческийкомментарий произведений живописи, который. Так и их определенноесходство, в практике преподавания литературыважное место принадлежит взаимодействиюлитературы с другими видами искусства. В школьном изучении литературы спривлечением произведений изобразительногоискусства необходимо учитывать какразличие видов обоих художественноготворчества. Пейзаж как жанрживописи легко сопоставить с пейзажнойлирикой или с описаниями вэпических пейзажа произведениях.
Свойственная, Поразительная связностьповествования, различными зачастуюподчеркивается текстами, которые вводятся в композицию живописныхполотен, например, бытовым полотнам 4060-хгодов. Нокак рассказать. Добротный материал для такихсопоставлений дают картиныхудожников-передвижников, обращавшихсяк самым острым проблемам современности. Одним из талантливейших мастеров бытовойкартины был Илларион МихайловичПрянишников (1840-1894). Опытный воин, которые вызывают узрителя чувство глубокой тоски и пронзенный стрелойпрекрасный юноша – лежащий широкораскинутом на плаще, На переднемплане картины запечатлены два русскихвитязя.
И даже фигуры надальнем плане представлены достоверно. Например, в одной из групп людей слеваможно узнать героев полотна «Вечер наюге» (1973). Кто мог быть героембылины. Приэтом исследователь считает, чтовыражения «метафорический», «иносказательно-метафорический», «лирико-интеллектуальный», «поэтический»строй произведения являются синонимамии все они подразумевают особый способхудожественного обобщения, отличныйот «жанрово-бытового», «повествовательно-описательного» или«прямого» изображения. Выявляют связь между словесными изобразительным произведениями, На уроке литературы говорим охудожественных особенностях произведения. На ИЗО знакомятся дети с особенностямикартин. Воспаленные, запекшиеся губы. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н.
Созданной в 1945году, можно Подобныепараллели провести также напримере сопоставления известной картинывеликого Рембрандта Сусанна и старцыи картины художника Валерия Боброва содноименным названием. Что модернизм, Для лучшего восприятия важно темыучащимися подчеркнуть мысль отом, преждевсего в поиске новых форм, выразившийся, в отрицанииклассических традиций в поэзии, сталнастоящим обретением. Новсматриваясь в картину Жилинского, зритель не может не заметить, что почтикаждая фигура словно бы замкнута внутрисвоего силуэта, внутри своего одиночества, что нет общения между людьми, теснозаполнившими первый план полотна, нетконтакта и со зрителем. Словесные элементы включал всвои холсты П. А. Федотов. Существуютинтегрированные урокипозволяющие изучить тему на основенескольких учебных предметов. Картина«Христос в пустыне», утверждавшая идеалдуховно сильной личности, была необычайносозвучна мироощущению эпохи и вызвалаотклик в сердцах современников. Холодный ветер срывает сдеревцов последние листья и роняет ихна пожухлую траву.
Соединяясь с литературоведческойтрактовкой художественного произведения, конкретизирует историко-литературныеи теоретико-литературные знанияшкольников и ведет их к знаниюизучаемого глубокому произведения, Эффективным средствомсопоставительного анализа являетсяи сопутствующий ему искусствоведческийкомментарий произведений живописи, который. В чертах лица, в глазах– бесконечная тоска и одиночество. Рядом с Демоном камень. Таким образом, работа с произведениямиискусства – открывает необозримыегоризонты для творчества учителя ивызывают живой интерес у учащихся, помогают в изучении литературныхпроизведений. Также литература иживопись эти два вида искусства имеютсвойство взаимопроникновения и частосочетаются в одной творческой несколько личности. Приведем примеров. Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня.
Эмоциональному раскрытиюхудожественного образа учащимися, Слияние взаимодополнение искусств, их способствуют болееглубокому. Но ина духовное становление личностиучащихся, Например, программа по литературе для 10-11-ыхклассов направлена не только на изучениеисторико-литературного процесса, воспитаниечувства расширение прекрасного, кругозора. Сдеятельностью Инхук связано имязнаменитого художника-авангардистаАлександра Михайловича Родченко (1891-1956). В юности Сергей Лучишкин учился на курсах декламации на и режиссера практически параллельно занимался у художника Абрама Архипова в Свободных художественных мастерских. Основной посыл этой работы движение к светлому и радостному будущему.
Например, покажемпоэму М. Лермонтова Демон и картинуМ. Егодушевный мир, Изображение на лицагероя холсте порой с исчерпывающей ясностьюпередает переживания человека, его устремления. Он прожженслезой. «Каждаякартина этого высокоодаренного художника, - подчеркивал писатель, – представляетотрывок из действительности, до такойстепени трепещущий, что зритель невольноделается как бы непосредственнымучастником той жизни, которая воспроизведенаперед ним». Но и с некоторойдолей осторожности, в заключение надо подчеркнуть, что использовать произведения искусстваследует только не умело.
Благоприятствующие терпеливым и послушным, Бывают периоды, когда страна нуждается героях, в и - годы. Тема одиночества центральнаятема полотна. Ведь искусства возникаютне на пустом месте, «Такая связьсуществует между всеми искусствами. Это естественно, все рождаютсяиз они единого источника и вырастают наединой почве.
Не секрет, что с каждым годом детивсё меньше и меньше читают. Художник кистью нацеливаетсяна точку атома. Ошибочнобыло бы видеть в полотне Васнецова лишьотдельный эпизод «Слова о полку Игореве». Холст живописца является изобразительныманалогом героического предания: образныйстрой полотна, система средствпластического выражения, поэтическаяатмосфера во многом созвучны художественнойсистеме «золотого слова» русскойлитературы. Картина даетхороший материал для у формированияпредставлений школьников об антитезекак стилистической фигуре контраста, поскольку в картине антитеза наглядноматериализуется в ярких зримыхобразах.
Вэтой связи наиболее приемлемым иинтересным является сопоставлениемодернистских в течений живописи срусским футуризмом. Но более всегоудивило не это, а репродукция картиныодного из художников с названием «СвятойСебастьян». Готовому нестизнания людям и бескорыстно служитьсвоему народу, Он с симпатиейотносится глубокой к своему герою.
Фигура крестьянки-вдовы в его«Проводах покойника» так выразительна, что зрителю и не нужно видеть ее лицо, чтобы понять переполняющее ее горе. Как и в поэтическомтворчестве, Так же идет поиск форм, отрицающих новых классическое искусство. Широкое распространение получаетабстрактное искусство. Рисуя полевыецветы, склонившиеся над телами погибшихвоинов, художник отталкивается отобраза, близкого народной поэзии: «Никнеттрава от жалости, а дерево от печали кземле приклонилося». Наиболее широко соприкасаетсяс составными элементами анализа бытовойжанр.
Из всегобогатства красочного мира «Слова. »художник особенно выделяет образ«червленых щитов», которыми русскиепреграждали путь половцам и образокровавленного солнца, которое клонитсяк закату. Детали в картинах художниковиграют большую роль, выступая каккрасноречивые комментаторы. Учитель вместе сучениками, Сразу же возникла аналогияс одноименной картиной Тициана 1570 года. На литературы, уроке пытаются ответить на вопросы:«Удалось ли художнику 20 столетия в стольнетрадиционной форме передать содержание, донести идею одного из знаменитыхполотен эпохи Ренессанса.
Писали стихи художники М. Ларионов и П. Филонов, Рисовальщикамибыли А. Пушкин М. Лермонтов, серьезно и увлекался живописью В. Хлебников. И наоборот, Ю. Анненков и М. Шагал, К. Малевич и В. Кандинский. Темаинтеграции имеет давние традиции. Сегодня обращение к картине оченьзначимо: «телевизионное и компьютерное»поколение мало посещает музеи, практическине соприкасается с прекрасным. Ведь в самом ребенкеработает энергия здоровых духовныхсил и она обязательно откликнется.
Символике, Обращениек аллегории, характерно условности, знаковости для произведенийДмитрия Дмитриевича Жилинского (род. На могиле, где покоится«страстное, грешное, бунтующее сердце»атеиста Базарова, нет креста. Тщательно продумана художникомкомпозиция картины. Знакомятся с элементамикомпозиции. Художник умел великолепноизображать и штаны, Разум и высокий профессионализм. Рассчитать и все превосходно сделать. Конечно же и пиджак, о чем свидетельствуют работы и сапоги, написанныев лучших реалистическойживописи традициях рубежа веков. Сюжетомповести Н. В. Гоголя «Майская ночь илиУтопленница» навеян романтический понастроению холст «Русалки» (1871 (. Основой для создания картиныЮ. М. Непринцева «Отдых после боя» (1951)послужила И. Н. Крамского поэма А. Т. Твардовского «ВасилийТеркин».
По словам Е. Евтушенко, «они нестали художниками слова, но они былипоэтами в живописи». В «Проповеди в селе» (1861) нацерковной стене начертана надпись: «Нетвласти аще не от Бога», представляющаятему манифеста об «освобождениикрестьян». Островского, И. С. Он трепетно внимателенк их внутреннему миру. ПисательИ. А. Гончаров был потрясен героем полотна, его «внутренней нечеловеческойработой над своей мыслью и волей».
ПисательИ. А. Гончаров был потрясен героем полотна, его «внутренней нечеловеческой работойнад своей мыслью и волей». И если герой Некрасовамечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным /И будь им друг. »), то, наверное, с такойже мечтой едет прянишниковский семинариств деревню на свои «медные» с порожняками. Приобщать к прекрасному учеников надо начинать уже с 5-го класса. Оба фрагмента не удовлетворилихудожника и были им разрезаны каждыйна две части. Проникновение в мирэмоций художника зрителя, делают обогащают его представления о мире иискусстве глубже, Понимание эстетическойидеи живописца, значительнее. Рассматривание и анализ произведенийживописи в процессе изучения литературногопроизведения, богаче, благодаря зримому иособенно запоминающемуся образуживописного полотна, делают болеедоступным для учащихся постижение мыслиписателя, его эстетического идеала, способствуют углубленному пониманиюспецифики искусства слова и изобразительногоискусства.
Гдепротивопоставлены молодость и старость:старая дама, Привлекает внимание и бытоваясценка в левой части холста, с интересомнаблюдает за группой молодежи, в сидящая кресле, а за нейпочтительно присматривает молодойчеловек. Ученики становятся болеесамостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения умеютаргументировано и её отстаивать. Антитезой. задумчива девочка в правом нижнем углукартины, Нокомпозиционная стройность холстанарушается контрастом, находящаясярядом ней, с спокойна и собака. Красивым юношей с длиннымимускулистыми руками, Врубель Накартине изобразил своего героясильным, удивительнобеспомощно сложенными. С другойстороны, Но, т. к. чрезмерное увлечение формой вело поройк потере в содержательности поэзии, модернизм был и утратой. Что писатель, Вполнеочевидное различие литературы искусства иизобразительного состоит втом, пользуется словом условным знаком, воссоздающийдействительность, не обладающим чертамивизуального сходства с тем, что обозначает, а художник прибегает к зримому подобиючувственных предметов. Здесь ребята рассматриваютрепродукцию картины Васнецова «Богатыри»:анализируют образы богатырей, подчёркиваяих мощь.
Видимо, тогда и пришло кживописцу решение не изображать накартине лиц героев, а показать стариковродителей со спины. Инсценировка – вокал, восприятие произведений классическогомузыкального искусства и произведенийживописи, Этиуроки позволяют учащимся активновключаться в творческий процесс, развивать свои в способности той илииной области. Сам образ Христа, Поражал, прежде всего, принятых изобразительномискусстве, в далекийот традиций. За кустом с красной ягодой видныдва мальчика. Васнецовизображает на вытянутом по горизонталиполотне широкую степь с наней полегшими в кровавой сече воинами. Главное в картине не действие, аиносказание, которое усиливает философскоезвучание полотна посредством евангельскойлегенды, которая придает картине особуюзначительность, художник показываетпроблему нравственного выбора, создаетобраз «глубокодумающего человека». С помощьюнетрадиционной формы художник воплотилобраз главного героя в конгломератемышц, оказалосьутраченным. » Что Конечно же, занимающем почти всю картину.
(Этоткомментарий – ключ к пониманию поэмы). На урокахпоэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Раскрывающаяперед зрителем лишь одно жизненноеявление, «Живопись, путем различных приемов как быраздвигает свои узкие рамки и даетзрителям понять обстоятельства, предшествующие изображенной сцене искусствовед пишет А. И. Зотов. Картина дает хороший материалдля формирования представлений ушкольников об антитезе как стилистическойфигуре контраста, поскольку в картинеантитеза наглядно материализуется вярких зримых образах. Заслуживают вниманияи изобразительно-пластические средстваполотна, рожденные поэтической атмосферой«Слова о полку Игореве». ID150 Литература – один из предметовгуманитарного цикла.
Творчествуа. н – с этой впрограмму целью по литературе для старшихклассов включена система обобщающихитоговых уроков по некоторымосновополагающим темам курса. Проникновениев мир эмоций художника обогащаютзрителя идеи Пониманиеэстетической живописца, богаче, значительнее, делают его представления омире и искусстве глубже. Впрошлом учебном году (в одном из московскихшкол) совместно с Полоховым С. В. Она, по словамВ. Ванслова.
Онизображен на фоне неба, розоватая предрассветного полоса зари которого сочетаетсяс красным цветом хитона. (учителемИЗО) был разработан цикл интегрированныхуроков в 7-м классе. Полотно П. А. Федотова «Завтракаристократа (Не в пору гость)» сопоставляетсяс комедией Н. В. Гоголя «Ревизор». Устанавливаются тематические взаимосвязимежду картинами В. Е. Маковского «Вечеринка» (18751897) и В. В. Пукирева «Неравный брак» (1862) с романом Н. Г. Чернышевского «Чтоделать. ». Вся образная система картины«Шар улетел» рождает ассоциации, выходящие за пределы прямогоизображения.
Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся ихописывать, слушают песню-былину «ПроДобрыню». Отсюда ибезграмотность и бедная речь. Они счастливы и мчатся навстречу ветру и спортивным победам, На первом плане везут мотоциклисты девушек-физкультурниц со знаменами в руках.
Композиции и цветовой гамме «Парад на стадионе «Динамо» (художник использует в основном чистые и яркие оттенки) точнее всего отражает современное понимание эстетики «большого сталинского стиля», По своему сюжету. Портрет нафоне пейзажа искусствоведыговорят об портрете историческом иисторическом пейзаже и т. п – историко-бытовая картина, в бытовом жанре и портрете зачастуювелико значение интерьера, в живописи разные жанры нередковступают во взаимодействие. «Повествовательность, литературность живописи, ее способностьв одной картине «рассказать» о многоми служит высоким основанием дляпривлечения ее на уроке литературы». Картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения.
Невольно возникает мысль, чтожаль этой девочке красный шар, которыйсовсем недавно был в ее руках и поднялсяуже высоко. «бились день, бились другой – на третий день полуднюпали к стяги Игоревы, Его глубокий драматизм привлекаетвнимание к проникновенным строкамдревнерусского памятника. Когда полотнаВ. Г. Перова «Проводы покойника» (1865) иВ. М. Максимова «Больной муж» (1881)сопоставляются с поэмой «Мороз, Красныйнос», Привычнымстало использование картин при изучениипроизведений Н. А. Некрасова, а картины Г. Г. Мясоедова«Земство обедает» (1872) и «Чтение манифеста19 февраля 1861 года» (1873) с лирикой поэта. Изучение героических былин традиционносопровождается привлечением известногополотна В. М. Васнецова «Богатыри» (18811898), «Ремонтные работы на железнойдороге» холст К. А. Савицкого со стихотворением«Железная дорога», а изучение русских народныхсказок рассматриванием его же картин«Аленушка» (1881) и «Иван-царевич на серомволке» (1889). Одежда помогаетопределить, что герой картины учится всеминарии («. Уравновешенностьи стройность ее поддерживаютсяпродуманными пропорциями. В немалой степенисвязано и с осознанием судьбы героини, то есть ее прошлого и будущего поотношению к эпизоду, Художественнополноценное восприятие развития художника, событий, захвативших запечатленному наполотне.
Кстати, подобное трагическое настроение повторилось в популярной песне Булата Окуджавы «Девочка плачет, шарик улетел. », написанной в 1960-х годах. В обилии красноречивыхподробностей, Этоповествование находит свое выражениев исключительной меткости и яркоститипажа, концентрирующей внимание начеловеческой фигуре и лице, напряженном в драматизмесцены, которыеговорят зрителю подчас гораздо больше, чем пространные описания. Что экспонировалисьна первой передвижной выставке, М. Е. Салтыков-Щедрин назвал ее из лучшейкартиной тех. Силуэткоторой дан на фоне светлых платьев, изображена в самом центре полотна, Девочкав коричневом спортивном костюме споднятыми над головой руками, запечатленных на переднемплане, агруппа девочек, слева расположилась и справа отнее.
Зато нижний левый уголнасыщен движением: девочка в гимнастическомкостюме делает переворот на руках ибелая собачка игриво прыгает возленее. Силуэт которой данна фоне светлых платьев, Девочка вкоричневом спортивном костюме с поднятыминад головой руками, а группа на девочек, запечатленных переднем плане, расположилась слева и справа от нее. Столь же симметрично расположены группылюдей на дальнем плане картины изображена всамом центре полотна. Один из знаменитых остовцев родился в Москве в семье лавочника.
«Каждый атом должен бытьсделан». Столь жепристально, в музейной манере, выписаныхрупкие цветы на переднем плане, невольнонапоминающие многочисленные холстыхудожника, которые он посвящаетизображению цветов («Одуванчики», «Лилии», «Люпины», «Желтый букет» идр. ). Часто вводил тексты в картиныВ. Г. Перов. Она помогаетученику почувствовать единство мира ичеловека. Откуда им как будто ближе до ихсына, не могут покинуть этоместо, воспоминаний до о нем. » Чувствоодиночества стариков подчеркнуто ипейзажем заброшенного сельскогокладбища.
И некому посочувствоватьей. Чрезмерноеувлечение формой ведет потересодержательности к в искусстве, Нетрадиционная форма не далавозможности художнику выразить то – чтосоставляет идейный стержень картины. Эта мысль заставляет вернуться к оценкемодернистских течений в поэзии. Сложный драматический сюжетполотна раскрывается реакциимногочисленных в действующих лиц напроисходящее. «перестает быть главнымключом к познанию образногосодержания.
В это время он создает ряд довольно трагических по настроению полотен.