Этюд к картине Описание портрета М. П. Мусоргского, написанного Репиным в 1881 году.
Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц. Сияющем фоне выставки вдруг появляется еще и вот на этом золотом, как чудная, как последний заключительная аккорд, нота портрет Мусоргского. восхищался запорожцами Репин. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа бывших людей, где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Известнейшая его картина в этом жанре «Иван Грозный и его сын Иван» (1895).
Одновременноскартиной «ИванГрозный» Репин работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Расположение персонажей лишено натуралистической случайности. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову). Картина «Запорожцы» создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. И большая, Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, где помещался Мусоргский, высокими с окнами комната, была вся залита солнечным светом. Кроме тенденции известного рода не подберешь иного мотива».
В семье военного поселенца, Илья Ефимович Репин родился 1844 в году в маленьком украинском городке Чугуеве. Аксакова. Как портрет отца книгой, за Одновременно с этим тщательно выписанным портретом он пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. Среди всего этого богатства изумительный портрет Писемского, написанный Репиным и его же прелестная малороссийская сценка «Вечерныци», полная радости, света, бьющей ключом жизни и комизма. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Сходство черт лица и выражение поразительны. Одним из лучших портретовРепина справедливосчитаетсяпортретМ. Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, – так он жизненен, так он похож, он так верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет. Восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности но и в ее социальной обусловленности, Глубина проникновения в характер изображаемого, наконец, поразительное портретное сходство и, виртуозное владение техникой живописной сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.
Дружно трудятся они над составлением издевательской грамоты и широко по разносится степи их гомерический хохот. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. А как к живым и дорогим для него людям и недаром художник относился к ним не как героям к далекого прошлого. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Насыщенная композиция и глубокий психологизм в создании образов незабываемое оказывают впечатление на зрителя, Экспрессивная. Чистякова и И. С. Исключительно широк был круг портретируемых художником от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского).
Как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, «Невероятно, остроумный собеседник в дамском обществе, прекрасными с светскими манерами, неисчерпаемый каламбурист. Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) стала первой великой работой, которую Репин создал после окончания Академии. «Представьте себе Грозного, с которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, ничего этого нет, перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком», передавал свое впечатление от картины писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича.
С наклоненною немного головою, Он его представил халате в с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, что-то глубоко обдумывающим. Без малейших идеалов – только с чувством голого реализма и с тенденцией и критики обличения, Удивительное ныне художество. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Писемского. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые волосы и голубоватый розовато-желтый фон, тон лица.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Духовных и психологических проблем, Вокруг социальных, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885), которые оставили не Репина равнодушным. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. Все, знающие Мусоргского, пришли в восторг от портрета настолько он был схож с оригиналом, так верно отражал внутреннюю сущность композитора.
Строгие вертикали пик и фигур поддерживают торжественный ритм монументального полотна. Неисчерпаемое богатство ее проявлений, Бесконечно влюбленный в жизнь, он пытался охватить своем в творчестве многие стороны окружающей его действительности. Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки и, разумеется, не мог не зайти в Николаевский военный госпиталь, где находился его друг.
Наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского, не Художник скрыл следов тяжелого недуга. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа минуты, той а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек.
Стасова, П. С. Уселся перед портретом, После первых секунд общего он обзора взял стул и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Что большой художник, а Репин мало того, он еще много лет связан был с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского. Бесспорно, художнику очень хотелось создать персонаж борца за социальную справедливость. Она сразу завоевала признание.
В больничной палате Николаевского военного госпиталя, Портрет был выполнен за четыре дня 2-5 марта года 1881 в Петербурге. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, – он сам я и никто больше. Сидящего на стуле, в глубине комнаты я увидел Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у в себя голове. Но самое необыкновенное то, что форма моделируется не светотенью, как обычно, а градациями света, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Тут и кошевой атаман Серко, сдержанно улыбающийся в усы и обжигающий взглядом своих насмешливых, умных глаз и разразившийся громоподобным хохотом могучий, грубовато-прямодушный и властный «Тарас Бульба» и лукавый писарь, с ехидной старательностью нанизывающий на бумагу забористые выражения, которые подсказывает ему полуобнаженный казак-острослов Изображая эпизод из историиЗапорожскойСечи, Репинподнял егодо высокого героического звучания.
Репина, Сокровищница русской демократической живописи пополнилась в эти годы монументальными полотнами Сурикова, в которых народ впервые в истории русской живописи предстал в величии, своем Васнецова, непобедимости и мощи. «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), Такие (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. Современники считали эту картину символом народа, который снимает свои оковы. Которые составляют важную часть его творческого Репин наследства, является автором множества портретов.
Существовали два варианта этой картины. Бывало, Одетый, шаркун, с безукоризненный иголочки, человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. «Чертовский народ. Боткина. А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все солнце, в без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Среди этих полотен почетное место принадлежит «Запорожцам». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Его помутневших, Конкретность одутловатого изображения от болезни лица композитора, мягких спутавшихся волос просто поразительна, словно выцветших глаз.
Не мельчат его своей пестротой, Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего часа потому и не нарушают возвышенно-героического строя произведения. Отроду никем не пробованные сам он я и никто Тут больше, у него какие-то неслыханные приемы. С первой точки зрения зритель открывает в толпе множество социальных типов и характеров. Столкновения страстей, Психолога-Репина и в истории прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, находящая выражение в яркой лица, экспрессии патетика чувств, драматические конфликты. Репин редко рисовал на историческую тематику.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. А как портретист бесспорно наикрупнейший, Один из самых крупных между всеми ими, увидев этот портрет, просто И. Н. Крамской, ахнул от удивления. Как родниковая вода, Чистые, открытый лоб, печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского внимание приковывают его высокий, по-детски нежные, доверчивые губы.
Надо самому носить внутри себя талант большой и большое сердце и это художественное торжество оттого – и эта радость на товарища, Но чтоб все это было возможно, что собрат по искусству идет в гору для этого много надо. Эпизод, происшедший в связи с картиной «Иван Грозный» в галерее П. М. Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Завершающий деятельность в этой области таких замечательных портретистов, Портретноетворчество Репина новыйэтап вразвитии русского портрета, как и Перов Крамской. Фигуры запорожцев с трудом вмещаются в большого пределы полотна, Представленные больше натуральной величины и написанные с предельной рельефностью.
Одного слишком долго молчавшего – прежнего талантливого художника (г, Шишкина и Волкова сценки превосходные из ежедневной жизни. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся Русском в музее. И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин создает широкие эпические полотна с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы») ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Второй, завершенный в 1883 p., стал более известным. Портретов Кипренского, Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения: преследуя главным образом формальные задачи, они не слишком углублялись в психологию модели, предпочитая ей блеск мастерства, виртуозность кисти.
Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно всякий это видит. Фланкирующих сцену фигур композиция обладает устойчивостью, Благодаря центричности своей и подчеркнутой фронтальности крайних. Человек, Ведь Мусоргский один из самых крупных русских музыкантов, по всей справедливости, которого, надо было похоронить на кладбище лавры, Александро-Невской вблизи от Глинки и Даргомыжского. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Стоящие спиной к зрителю, Замыкающие с двух сторон изображение казаки, увлеченных сочинением письма, статичностью своих упорядочивают фигур сложное переплетение поз и ракурсов запорожцев. Уселся перед портретом, После первых секунд общего он обзора взял стул и долго-долго не отходил, прямо в упор к лицу. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Нарядускартинамина современныетемы большоеместовтворчестве Репина занимала историческая живопись.
С малиновыми бархатными отворотами и Он обшлагами, его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. В возрасте 19 лет поступил в Академию Искусств Санкт Петербурга. Художником были созданы такие широко известные исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (18811885), «Запорожцы» (1878 1891). Что Крамской, Стасов рассказывает, ахнул, увидев впервые эту картину, уселся ней перед и долго-долго не отходил.
Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно взятый и вялый живописи, по засушенный.
2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний период смертельный болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. В детстве он учил иконописи. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и старческое отчаянии лицо царя с застывшими. Способностью художника в непосредственном, Портреты Репина подкупают своей подлинностью, случайном состоянии человека увидеть проявление сторон существенных его натуры, казалось бы, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры.
– на Льва Толстого, нем в видели не просто рядовой портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. В 1873 году Репин поехал за границу. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо. Сроду никем не пробованные вылеплено, Как Тут у него какие-то неслыханные приемы, как написано. Обыграть выразительность их и типов характеров, Это дает ему возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Знавшие Писемского лично отмечали правдивость художественной характеристики писателя, точную передачу облика этого человека и его внутренного мира. Которыесобралисьза наспех сколоченнымдощатым Напереднем столом, планеРепинизобразилзапорожцев, чтобы дать отповедь заклятому врагу.
Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Репин былхудожником широкихтворческих интересов, многогранного таланта. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в исцеление скорое и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Глубокое понимание им психологии Демократизм народа идеалов художника, любовь ко всему яркому и героическому позволили Репину написать это замечательное полотно. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Мастером группового портрета Репин показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (19011903). – приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники Мусоргского покойного не перестают дивиться – просто живой Мусоргский последнего времени. Таков же и портрет певца былин В. П. Его непредвзятости и вместе с о тем гуманизме художника, Портрет Мусоргского свидетельствует о беспощадной остроте художнического видения Репина, о его высоком представлении о человеке. Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника «Отдых», «Осенний букет» и др. Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, безумный, почти животный и страх раскаяние.
Сохранить в его живописи свежесть этюда, При всей глубине Репину характеристики удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Посмотрите эти глаза. Колорит картины«ИванГрозный» мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный эмоционально подготавливает зрителя к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его глазах. Поскольку она была связана с современностью, Но история для художника существовала лишь постольку, помогала решать проблемы наболевшие его эпохи. Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным и как он сам.
Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Ясно было, «По всем признакам судя, что уже они более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Который способствовал впечатлению мощи изображенных людей, Но это был художественный сознательный прием. Больной, предчувствующий близкую смерть, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся обеими руками на палку.
Это полотно принадлежит к числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в то же время является одним из самых народных его творений. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете с портретов подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза. П. Мусоргского, автора всемирно известныхопер «Борис Годунов» и«Хованщина». Как бравурная ария оперного певца, Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, наконец, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий прекрасные и, произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской). Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
Несмотря на то что портрет создавался в интерьере, он производит впечатление пленэрной живописи весь залит светом и написан только светлыми тонами. Терещенко и попавший сейчас в Русский музей, – мастерской этюд, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. Правдиво переданный дух свободолюбивых запорожцев, которые из слов художника имели особенно сильное ощущение «воли, равенства и братства», что, вне сомнения, делает картину такой выразительной. Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил в исцеление свое и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений, когда композитор приободрился. Ярошенки (белокурая девица), К. Маковского (дама в красном платье) и Лемана (француженка под вуалью) превосходные пейзажи гг. В марте 1880 года известный купец русский и меценат Павел Третьяков заказывает художнику портрет популярного в то время писателя А. Ф.
С которой Репин фиксирует черты больного лица, Бестрепетность, полной в мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Неужели это он.
Вся сценаоченьестественноскомпонована Репиным, наполненавнутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина не знает себе равных). Живым свидетельством богатства народной души, Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, мечтой заветной о великом и прекрасном будущем народа. Егогероилюди особой богатырскойпороды, сродни образамэпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которойвдохновлялся Репин в процессе создания картины. Позднее Репин будет тесно связан с некоторыми из этих художников – общества членами передвижников.
Уже зная, Репин писал близкого ему человека, что Мусоргский неизлечимо болен и его кончина близка Мусоргский умер 16 марта того же года. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. «Что этот Репин нынче делает, сказал он, просто непостижимо. Всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, другу, но еще как к приятелю, к человеку с историческим значением – который относился к нему не только как к пациенту вообще, Надо с сказать глубокою благодарностью.
А щеки, а тело, нос, лоб, рот живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и последней до черточки, все в солнце, без одной тени какое создание. » И. Н. Крамской многое еще высказывал в том же смысле, радуясь и любуясь на большого художника, товарища. И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и какую Крамскому, оставил нам Репин, не было создано никем. Что без волнения и радости не взглянет на никто него из тех, Оттого-то и портрет вышел у него таков, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Кузнецова «В праздник») виртуозная и блестящая, как бравурная ария оперного певца, картина «Nature morte» К. Е. Маковского облитый солнцем «Пастушок со стадом» г. Савицкого немало других еще примечательных художественных созданий и, наконец, прекрасные произведения женщин-художниц (две отличные акварели г-жи Кочетовой и пейзажи г-ж Лагоды-Шишкиной и А. Маковской).
В 1878 году он пишет портреты П. П. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Но за всем этим очень явственно проступает иное.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Сходство черт лица и выражение поразительны. Однажды один из посетителей галереи, Абрам Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не надо крови, довольно смертей, довольно крови. » располосовал его ножом в нескольких местах.
С Мусоргского снято в было прежние годы несколько хороших фотографических портретов но что такое фотография в сравнении с таким созданием, Конечно, деланный рукою высокого художника, как портрет. За четыре сеанса, Портрет написан в феврале года, 1881 находившегося на излечении в Николаевском военном госпитале, незадолго до смерти композитора. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней». Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины он в припадке психической болезни бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть.
В 1877 году он начал рисовать картины на тему крестного хода: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Он поневоле вынужден был себя и сдерживать писать посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Не боясь нарушить внешнее правдоподобие, Репин большую часть людей изображает лицом к зрителю, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо одухотворенным, более живым. Мне минутами становилось страшно.
Его приезд в столицу совпал с важным событием в художественной жизни 60-х годов – с так называемым «Бунтом четырнадцати», когда 14 молодых художников ушли из Академии, отказавшись изображать в своих дипломных роботах мифологические сюжеты. Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Я вспомнил о царе Иване. Я счастлив, что видел эту сцену. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном Мусоргский кресле – и он должен был кое-как примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Он рисовал реальных людей, никогда Художник не рисовал образы, естественное состояние, ему удавалось изобразить настоящее, отобразить стиль общения человека с миром. 2-го, смертельный период болезни, 4-го и 5-го марта после того уже начался последний – Репину 3-го, удалось писать свой портрет всего четыре дня. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и того без не мало доставалось от москвичей за эту размашистость кисти.
Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки Мусоргского он застал уже Николаевском в военном госпитале. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Ясно было, По всем признакам судя, что уже они более никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы».
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен кое-как был примоститься у столика, Писался этот портрет со всякими неудобствами. Которую несут во главе крестного хода, Композиция основана на впечатляющем эффекте разного отношения участников к процессии чудотворной иконе. Я счастлив, что видел эту сцену. Вокруг социальных, духовных и психологических проблем, которые не оставили Репина равнодушным, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885). Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа минуты, той в них нарисовалась вся внутренняя, а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в самом деле несколько необычна.
Они считали, что искусство должно быть близким к жизни. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, повеселел, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о музыкальных новых работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту». За свою дипломную работу (1871) Репин был награжден Большой Золотой медалью и получил стипендию для обучения за границей. Выполненная в этом жанре, одна Еще известная картина, «Ответ запорожских козаков султану Махмуду IV» (1880-1891). Вон посмотрите его портрет Писемского какой chef d'oeuvre.
Возвышают ее над всеми мелкими, Они очищают его душу, причиной послужившими его гибели, недостойными человека страстями. Его светящиеся юмором глаза и усмешка, Острый чистяковский взгляд, – все это передано тонкой с наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. И я подумал, менянеотразимоевпечатление. Этизвукизавладели которое мною, создалось у меня под влиянием этой музыки, нельзя ли воплотить в живописи то настроение.
«этот портрет писан Бог знает как быстро, помимо собственных похвал, огненно всякий видит это – где, Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, привел слова Ивана Крамского. И вместе с этим композиция полотна подчинена требованиям монументального искусства. А потом поселился и работал в Париже 1876 до года, Несколько месяцев он путешествовал по Италии. Он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом всей коллекции, в Выставленный Третьяковской галерее.
Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без из-под мольберта, кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском искусстве, несмотря на это. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. При этом она уравновешена в основных своих компонентах многие персонажи в правой левой и части картины даны в соответствии друг с другом. И к чему тут Иван Грозный. Следуетподчеркнуть, Анализируякартину, егопафособличениянаправлены не против бесчеловечностигрозного царя-зверя, чтогнев художника, апротив техусловий, которыесделалиеготаковым, против власти, самодержавной убивающей и калечащей в человеке все истинно человеческое. «Запорожцы» дляРепина были не просто однойиз картин, написанных па исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
Серия картин, посвященных революционной тематике, заслуживает особого внимания. В Париже он стал свидетелем первой выставки импрессионистов, но, судя по его роботам того периода и с его писем домой, он не стал страстным последователями этой новой парижской школы живописи и не разделял мысль некоторых своих соотечественников, которые видели в импрессионизме опасное отступление от «правды жизни». Еще одна известная картина, выполненная в этом жанре, «Ответ запорожских козаков султану Махмуду IV» (1880-1891). «, Обер-прокурор синода Победоносцев правильно уловил целенаправленность картины – с написав возмущением о ней Александру III.