Пространства неба и кроны массива дерева, Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, под сенью которой представлена Екатерина – сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. Все они начинали, Наконец, Тредиаковский и Антропов, когда жили и творили Ломоносов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове и Пушкине Кипренском. Равно как и парадных, в На уровне сентименталистских идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского в камерных композициях. Ее одежда подчеркнуто неофициальна: одета в пальто, украшенном кружевным жабо с атласным бантом и кружевной чепец. Соответственно этому разнятся и живописные приемы каждого из трех выдающихся мастеров и их творческий темперамент.
Отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского, (Портрет из ГРМ собрания возник по заказу Румянцевых. «боровиковский – создатель портретного канона – воплощающего эстетический идеал сентименталистской эпохи, справедливо М. Алленов писал. Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ).
Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Легкий эскизный мазок, Свободная живописная манера, светлых сочетание приглушенных тонов отвечают настроению спокойной созерцательности. Что под конец жизни не только истратила все свое огромное состояние, Клеопатра была Ильинична настолько расточительна, но объявила себя несостоятельной в пяти миллионах. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. Ее лицо спокойно и задумчиво, взгляд полон мягкой доброжелательности. «Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу.
Это черты сентиментализма, слияние Гармоничное человека с природой характерно для эстетики концаXVIII в. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Ей казалось леи сорок. По причине незаконченности он, вероятно, не подписан и не датирован.
Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий в оттенок саму парадность парадных композиций»7. И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что Боровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что оставляет он позади себя и Давида и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. И в то же время Боровский на портрете представляется храбрым, но недалеким человеком. У ног ее резвится собака. Одет Державин в светло-синий сенаторский мундир с орденом на красноватой ленте.
Александр Борисович Куракин, Всемогущий князь, в горделивой позе, любимец Павла I в изображен парадной одежде, торжественной обстановке. Филиппова изображена в белом утреннем платье во время прогулки по парку. Нежность, Доброта, мечтательная грусть 151 вот в что первую очередь видит в облике своих моделей Боровиковский. Особенно в поздних работах и в то же время Левицкий, проводящей резкую грань между возвышенным и повседневным, ближе к требованиям классицизма, эстетики торжественным и будничным. Недаром его прозвали бриллиантовым князем. Попав в пожар, Один из его парадных кафтанов был так густо золотом, расшит Куракин не получил сильных ожогов только благодаря золотой броне своего кафтана – что однажды буквально спас жизнь своему владельцу. Портрет Екатерины интересен новизною замысла. Фигура погружается в легкую световоздушную среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем, выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом. Поза ее полна достоинства и хотя Екатерина представлена почти в домашней обстановке, сдержан и величествен, а она жест, которым указывает на памятник своих побед.
«нам приходится портретировать не только тех, кто пришелся нам по сердцу – кого мы уважаем, Но художник усвоил хорошо слова своего учителя Д. Левицкого. Которого Державин прозвал «павлином» за пристрастие его к побрякушкам и украшениям, Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина. Но и рачительной хозяйкой, Графиня Безбородко была не только нежной и заботливой матерью, несколько грубоватой, властной, в это время немолодой уже женщиной. Ей казалось лет сорок.
Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое всех единство средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа – томный, Задумчивый, свободная непринужденность чуть усталой позы, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона. Имевшая приданое в десять миллионов, Одна богатейших из невест в России, она вскоре вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского. Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения.
И Марья Ивановна увидела даму в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Изысканный колорит подчеркивает царственность особы, тонкие градации полутонов скрадывают очертания фона пейзажа, решенного соответственно настроению героини. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ). Лежащие на столе, Рука его демонстративно указывает на и бумаги рукописи, они говорят о деятельности Державина в Сенате и о занятии поэзией.
Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных парадных портретах в полный рост, Боровиковский выказывает стремление к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по формату женских образах, проникнутых нежной и мечтательностью лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма. Художник, живший в преддверии романтизма, сделал своего героя достаточно воодушевленным. Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность.
Это был опытный царедворец, хитрый и изворотливый, стихией которого были придворные интриги. Его дом по установленному там штату и церемониалу напоминал императорский в двор миниатюре. Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка».
В нем Боровиковский возвеличивает неповторимую личность Державина, парадный, Портрет значительность его фигуры. Огромное значение имела работа А. Н. В котором он желал видеть себя на парадных изображениях, Император на в портрете торжественном одеянии.
Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. Заказы сыплются на него со всех сторон. И с портрета тогда именно в XIX часто делались копии и с гравюры, спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность. Показать ценность и необходимость естественного бытия, Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей между собой, нравственного совершенствования в общении нею»16, с гармонического слияния человека с природой. Что указывает достаточно ясно на должность президента коммерц-коллегии, Часть фона составляет фрагмент картины на стене с изображением которую корабля, занимал в то время Державин.
«задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые движения души таков 151 поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова. Дама пристально на нее смотрела а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе. Далматик из бархата – древняя одежда византийских императоров. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами).
Левой- словно указующий сторону в по направлению предстоящего движения и правой- удерживающий трость – Характерен жест рук. Подчеркивая близость к Пейзажный природе, фон, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. Отделяется от тенистого парка, Она устремляется по прямо алее на зрителя влево, выходит из тени на свет. (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича).
Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Боровиковский повторил некоторые приемы, найденные ранее. В изображение которого художник условно привносит мотивы русской сельской природы, Прелестная молодая женщина в показана уединенном уголке парка. Помогающее раскрыть его образ, Художник использовал натюрморта принцип – окружение персонажа.
Первая полная биография, Петрова1 и В. Горленко2, первая публикация писем), первый работ список – в которых были помещены. Императрица изображена не в блеске царских регалий, как у большинства художников XVIII века и не мудрой законодательницей, как в знаменитой картине Левицкого, а казанской помещицей (как она любила себя называть), совершающей утреннюю прогулку по своей усадьбе – Царскосельскому парку. Вышедшего из низов, Чувствуется и угрюмая настойчивость человека, а всего добился сам, который не ничего получил по праву рождения. Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка. Это человек добродушный и предупредительный. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет в Екатерины3, начале 1790-х под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета.
И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Внешние атрибуты композиции и дополняют расшифровывают парадную обстановку в которой присутствует портретируемый. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости.
«Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют его большую уравновешенность техническую и гладкость. В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 150 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла.
Внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу, чарует «Портрет гармонией линий и форм, 151 отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности. В котором просил присудить своему ученику В. Л, Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Академии Совет Художеств с письмом. Фаворит любил пышность. Перед нами портрет Гаврилы Романовича Державина, поэта 18 века.
С уверенной и твердой посадкой, Профессиональная и общественная деятельность выявлены в портрете за счет окружения и характеристики личности полной персонажа, достоинства и мужества. Марья Ивановна испугалась и остановилась. Поза женщины. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Филиппова, которого называл самым близким себе человеком. Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ). Композиции с правдивой характеристикой Он модели, умеет сочетать в этих портретах неизбежную для такого жанра условность.
У младшей – Клеопатры – лицо некрасивое, своенравное и полное живости. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Твердая осанка исполненная выразительности. В которых отразилось влияние сентиментализма, стиля Портрет М. И. Лопухиной одно из поэтичнейших произведений художника. Лицо Левицкого значительно и говорит о том, что человек познал жизнь. Придает образу поэтическую одухотворенность, Бледный картины колорит еще более усиливает впечатление мягкой задумчивости.
Он изображен в кабинете, у стола, на фоне полок с книгами. В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Со скипетром в руке, Он изображен в большой императорской короне и горностаевой мантии, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского, цепью и ордена звездой Святого апостола Андрея Первозванного. Однако такая одинаковость остается почти незаметной: столь различны образы. И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. Где обрел благопритяную среду развития для своих интеллектуальных и творческих интересов, Боровиковский входил в кружок Н. А. Львова.
Возвышение у трона, на котором стоит император, еще более поднимает его величие. Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Выхоленные руки с розовыми ногтями, Но живописца прежде всего увлекла экзотичность облика персидского принца – его бледное лицо и черная борода, наконец, величавая поза и, роскошное одеяние с причудливым атласа, сочетанием парчи, сафьяна, меха и драгоценностей. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера.
Приблизительно около месяца у нас персидский гостит принц Муртаза-Кули-Хан, Перед нами опальный перс Муртазы-Кули-Хан, лишенный братом своим Ага Магометом владений и спасшийся в Россию – о котором Екатерина II так писала в одном из своих писем. И все же Боровиковский подметил выражение грусти и пресыщенности на его и умном тонком лице. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей. Самый одухотворенный образ женских среди портретов Боровиковского, Перед нами самый поэтический. Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны.
Что труды литературные и государственные 151 главное портретируемого занятие человека, Полузакрытая занавесом полка с книгами и словно на несколько минут отодвинутая в сторону чернильница с пером не оставляют сомнений. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца. Боровиковский становится представителем нового направления в творчестве художественном 151 сентиментализма.
Которую дает ему художник-иностранец, Эта просьба говорит о высокой оценке русского дарований ученика. Которым восхищались не только Необычайная современники, поэтичность передана в этом женском портрете, но продолжаем восхищаться и мы. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля». Императрица представлена в полный рост.
Жемчужный браслет, ее белое платье, яблоко в руке – все это бы как скопировано с портрета Арсеньевой. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством и его мастерство быстро оценили заказчики. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль с поникшими бутонами роз. «Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3.
Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже). Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. А Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, каждый который из них толковал по-своему, но всеми тремя руководила одна мечта об идеале, в силу своего мироощущения и степени таланта. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.
Трактует природу как источник эстетического наслаждения»ltref name"гтг"/gt, Художник воспевает человека бытие среди естественного окружения. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Тем не менее в общем решении портрета уже чувствуется индивидуальность Боровиковского. Работая над этим портретом. А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ). Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко.
Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. «Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже. Тихая дремлющая природа навевает ей сладкие грёзы, приятные мечты, а может быть, легкую грусть. Огромный лоб и вся тонкая и нервная структура лица художника передают зрителю образ талантливого и эмоционального чрезвычайно человека. В 1799 г. в Зимнем дворце Павел возложил на корону себя великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. От линии горизонта 150 к линии плеч портретируемой и далее 150 к верхней картины, части Трехчастное деление от нижнего края полотна до линии горизонта. Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо.
Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею. Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить на внимание естественности и простоте человеческих чувств, Боровиковский же. Смягчая возраст императрицы, Лицо написано на обобщенно, нем выражение снисходительной доброжелательности.
Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Но, Портрет этот незаконченным, остался считается самым замечательным среди мужских портретов, тем не менее. Легкость письма, От своих учителей он перенял блестящую технику, композиционное и мастерство умение польстить портретируемому. Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). Он невольно вспоминается при чтении Капитанской дочки Пушкина. Она не выкупила портрет, он оставался, судя по всему, в мастерской художника, затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей. Находящую себе продолжение в линии сверху нависающих ветвей дерева, Поворот головы и сомкнутая рука образуют линию. Выразительности ясных обобщенных объемов, Боровиковский обнаруживает склонность к пластики передаче форм.
Поэта и музыканта Н. А. Львова, кружке в известного архитектора, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, в доме которого он прожил десять лет, проникаясь идеями символизма. Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, замыслу и разработанной программе все того Львова, же по идее. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. (Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ). С подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной вьшисанностью деталей. ), Написанный в начале XIX в. портрет сух, более Боровиковский создал необычный для того времени портрет, как справедливо писала Т. В. Ильина. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.
Очевидно, был представлен Портрет Екатерины II на прогулке. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Говорящий о положении Это человека именно парадный портрет, о чем говорят и все его аксессуары. Императрицу Муртаза-Кули-хан старался расположить в свою пользу, а перед художником позировал чуждый и непонятный ему человек, восточный властелин, привыкший скрывать свои чувства. Гордое сознание собственной значительности и властность крупного чиновника, Есть в Трощинском и важность привыкшего сановника, распоряжаться людьми.
Сообщая особую задушевность образной структуре образа, портретируемого Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург. Сентиментализм и преромантизм этому подчиняются зову и классицизм – и еще два художественных направления. Но по некоторым признакам его относят к 1796-1803 гг. «рубеж XVIII151XIX веков 151 время не только славы наивысшей Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций в его искусстве – уделяя достаточное внимание творчеству В. Д. Боровиковского.
Что говорит о добром отношении учителя к После ученику, своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую. Теряя свою условность, Именно пейзажный фон становится включением, важным становясь реальным и органически связанным с характером и настроением изображаемого типа. Боровиковский избегает вязкой сочности живописи, передающей прелесть материальной формы, он освобождает ее от излишества плоти.
Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). Таким он и был, Вероятно и художник точно подметил несоответствие между торжественностью обстановки и некоторой выражения будничностью лица и изображенного. Рубеж – Алексеевой Владимир Лукич Боровиковский и русская культура рубеже на XVIII XIX веков в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера его образного строя художественного мышления дана характеристика эпохи культуры быта окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Боровиковского. Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания и, модели Так, подчеркнуть нежную чувствительность модели, прежде всего, ввести в мир грез 151 и делает это не декларативно-обобщенно, а утонченно индивидуально и деликатно. Нежной улыбке, Грустно задумчивому взгляду, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, свободной, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, волосы, пепельные неяркая зелень древесной листвы. Причем явно читаемый в них напоминает текст как о государственной деятельности Державина, Его указательный палец лежит на бумагах, так и о его поэтическом творчестве. Орден Георгия, Парадная форма и традиционная батальная сцена на фоне повествует о том, который давался боевые за заслуги, что перед нами бравый генерал – участник блестящих побед русского оружия суворовских времен.
Чувствуется наблюдательность художника, Если же вглядеться пристальнее в лица изображенных. а. Характерные черты этого направления идеализация жизни на лоне природы, культ чувствительности интерес к внутренней жизни человека. Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. Далматик из белого бархата древняя одежда византийских императоров. Часть земли, гравийная охристая дорожка 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, гладь плоскости сине-зеленой воды, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек: пристани, набережной, обелиска, зарослей – горизонтальная плоскость, уравновешивается вертикальной 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой изумрудно зеленой листвы, скрывающей очертания фигуры справа императрицы.
Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. Задумчивый взгляд, нежная улыбка, мягкие тона. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Большинство из которых портреты, Владимир Лукич Боровиковский создал свыше живописных четырехсот произведений. На портрете у Трощинского широкое лицо с неприветливым взглядом и твердыми рта. В очертаниями нем угадывается ясный ум и настойчивая воля. У ее старшей дочери Любови худощавое, болезненное лицо. Со скипетром в руке, Павел I изображен в большой императорской и короне горностаевой мантии, с крестом ордена Святого Иоанна Иерусалимского, цепью и звездой ордена Святого апостола Андрея Первозданного.
Перед нами женщина, далекая от светской суеты, живущая в уединении, в атмосфере тихих радостей сельской жизни. Но в то же время лишенной подчеркнутой телесности более и одухотворенной18, Форма оказывается отвлеченно-объемной. Дальнейшая жизнь этой молодой девушки сложилась не совсем обычно. В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Боровиковский показывает не общественный статус Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности.
Решительный и энергичный поворот головы Боровского придает портрету известный пафос. Это одна из наиболее ранних работ Боровиковского – портрет Ольги Кузьминичны Филипповой. Эйфорией поэтического возвышенного психологического действа, тонкая чувственность граничит с недосказанностью, которому по трудно судить каким будет день, столь свойственного природному окружению в неясное раннее утро. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П. Но зато удивительно разнообразен в арсенале использованных им приемов, Левицкий более несколько неровен. Перед художниками-портретистами встают новые задачи, Формируются новые о представления человеческой личности.
Ей 65 лет из-за ревматизма она опирается на посох. Которая создает движение по овалу, Геометрический центр холста на акцентирован жесте согнутой в локте левой руки, продолжаясь в линии кроны листвы дерева. Полноправной и в то же время императрица вполне изображена уверенной в себе, твердым взглядом, действенной с волевым жестом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств.
Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год).
Но без этого придворному художнику было обойтись нельзя, Он также умел виртуозно льстить богатым и влиятельным персонам. Написанному Боровиковским для конференц-зала Императорской художеств, Академии 65-летняя Екатерина представлена на прогулке в Портрет Павла I являлся эскизом к большому парадному изображению императора. Солнце освещало вершины лип, Утро было пожелтевших прекрасное, уже под свежим дыханием осени.
Перед нами портрет генерал-майора Федора Артемьевича Боровского. Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Тяжелые веки слегка приподняты над Томная задумчивыми, полуулыбка скользит по чуть припухлым губам, небрежно опустилась нежная рука, чуть грустными глазами. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм. Элегически настроенному художнику, Новое течение было созвучно спокойному, ни деньги, на простой образ жизни не которого повлияли ни слава.
Левицкий и Боровиковский в Петербурге, справедливо Как писала Т. В. Ильина: «Рокотов в Москве, возможно, все три имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в ней работал, Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский 151и не учился и не работал. Мягкость бархата, сияние драгоценных камней – всё, волну струящегося атласа, что может подчеркнуть богатство и – знатность блеск золота, В. Боровиковский виртуозно владел кистью и умел изобразить на полотне фактуру материала. Лицо поэта вылеплено правдиво и строго, в нем простота и грубоватость, чувствуется неуживчивый и «нельстивый» характер поэта. В глубине картины виднеется часть дворцовой архитектуры.
Возвышение у трона, на котором стоит Павел I, подчёркивает его величие. Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами. Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель. В котором он желал себя на видеть парадном портрете, Павел на картине в торжественном одеянии.
Что это действительно раннее произведение художника, о том, говорит и некоторая неуверенность и кисти отсутствие установившихся живописных приемов. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. Скрывающими фигуру, Мягко скользит брезжущий свет по ее бархатистому сине-лазурному халату с полами, широкими толстыми складками спадающего до пят. Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения.
Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Заказанный Николаем Румянцевым, Вариант его, в 1827 году, был еще позже, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на предшествующего исходе столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но милости, стал известен50, получив, в частности, примечательный отклик у Пушкина. Художник написал молодую жену своего друга, архитектора П. С. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Культ личности с ее чувствами и настроениями, в основе его лежит гуманистическое начало человека, в непосредственном общении с свободнее, которой со стремлением к природе, полнее и глубже раскрывается душа человека. Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году.
Марья Ивановна Лопухина, в девичестве Толстая изображена в возрасте 23 лет. С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат8230». Спесив и важен был Куракин до чрезвычайности и не зря недруги за глаза звали его павлином. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4. Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, в теплом салопе, в прогуливающаяся сопровождении левретки по Царскосельскому парку – ни атрибутов власти и величия.
Фигура поэта выделяется на фоне зеленой драпировки, скрывшей левую часть интерьера. Боровиковского в общем контексте русского развития искусства второй половины 18 века Оглавление. Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Картина Боровиковского – трогательное и поучительное зрелище семейных добродетелей. Ощущается ее внутренняя собранность, незаурядный характер, ясная, целенаправленная воля.
Украшенный кружевным жабо с атласным бантом, Её одежда подчеркнуто неофициальна одета она в шлафрок, у её ног резвится собака и кружевной чепец. Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов. В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. «впервые в русском искусстве фон портрета становится элементом важным в характеристике героя. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В. Но изменились времена – изменился образ. Широкое озеро сияло неподвижно. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга – где что только поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Пушкин несомненно воспользовался картиной Боровиковского при описании встречи Марьи Ивановны с императрицей.
Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. Засевающая поле, На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, на а другой императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Например, Если, то Боровиковскому ряд принадлежит великолепных па радных портретов, Рокотов был очевидно равнодушен к парадным изображениям. После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5. Плотно сомкнуты губы, Проницательный взгляд карих глаз словно пронизывает наблюдателя, не то в напряженном вчувствовании, застывшие то не в полуулыбке, раздумье.
В 1799 году в Зимнем дворце Павел император I возложил на себя корону великого магистра ордена Иоанна Иерусалимского. Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию его апелляция деяний, к духовной и физической красоте человека, к доброму и разумному в нем составило жизненный фон поисков актуальности и подлинности. В силу понятной логики апробация и кодификация этого идеала производится на императорского образце парадного портрета. Рассматривая все, Он осмотреть попросил Эрмитаж и был там сегодня в четвертый раз он провел там три или четыре раза подряд и смотрит на все как настоящий знаток, что там находится, все, что наиболее прекрасно в каком бы то ни было роде, поражает его и ничто не ускользает от его внимания.
Или портрет суворовского генерала Ф. А. Особенно этот совет пригодился художнику для изображения князя Куракина, которого Державин прозвал «павлином» за его пристрастие к побрякушкам и украшениям. Е. Н. Арсеньевой – М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и другим, в художником найденной технике написаны и портреты.
На высоком цоколе триумфальной возвышающейся колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей отражения близлежащих ансамблей архитектуры и монументальным памятником эпохи екатерининского правления. Величие фигуры императора подчеркивает и его гордая осанка. Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит в пейзажном фоне.
Данное в легком трех четвертном повороте, Элегантная с шляпка атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо. Темные и очень живые глаза являются центром портрета – это изучающий взгляд художника. Вместо веселой, легкомысленной Арсеньевой перед нами энергичная женщина с крупными чертами лица, густыми черными бровями, строгим и решительным взглядом.
Которое складывается к концу XVIII века наиболее и полно выражается в сентиментализме, Это свидетельствует о новом миропонимании. Что так или иначе отражают общественный, Но лучшие из них 151 те, атмосферу высокого подъема первых двух XVIII десятилетий в. Боровиковский пишет не только женские портреты, гражданственный идеал эпохи. Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого.
Однако за внешней простотой внешнего вида и проступает облачения царская осанка и гордый властолюбивый нрав. Розовато-лилового и бледно-голубого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа нежно-зеленого – и пепельно-серого, Цветовая гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов. Его наряды поражали роскошью. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля», Трощинского (1799, ГРМ) – про которого в своих писал «Записках» А. Грибовский. Настолько художник проник в характер Трощинского, работы Портрет Боровиковского может служить своеобразной иллюстрацией к этой словесной характеристике.
Скорее типы эпохи, Он создает законченные по характеристике образы в абсолютной пластической форме, яркие чем индивидуальности. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней. Екатерина смогла увидеть в персидском госте Возможно, больше, но и положение их было неравное, чем Боровиковский. Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Однако, Екатерина не была в восторге от портрета не и выкупила его, Боровиковский внес этим портретом еще один штрих в образ великой русской императрицы. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди.
По мнению исследовательницы творчества Боровиковского, Она, объяснялась только не успехом гравюры. Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные им для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Где только что поставлен был памятник честь в недавних побед графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна пошла около прекрасного луга. Безусловно, «Конец 1790-х 151начало 1800-х годов 151 время расцвета творчества Боровиковского, наиболее плодотворный его период.
И в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, Классицизм достигает своих высот, почти скульптурности форм к усилению объемности, строгой пластичности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену приходит которой звучность плотных цветов»5. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. Чтобы в совершенстве профессиональным овладеть мастерством, Этого ему оказалось достаточно. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты. Зеленоватых и розоватых, Контрастность лазоревого синего и охристо-желтоватых светов, свежесть и живописную очаровательность волнующих колористических переливов в светах и коричневатых тенях, придают изысканность.
Березок и васильков, На фоне пейзажа – колосьев, легким певучим силуэтом рисуется нежная фигура юной женщины в простом белом платье с локонами, символизирующих простоту, сельскую небрежно ниспадающими на плечи. По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро. С поразительной изысканностью полутонов и особняком в их стоит ряду Рокотов с его умением передать на полотне струящийся свет, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием, столь ценимых мастерами причудливого стиля рококо. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», выражало и важность спокойствие. Опирающейся на посох из-за своего ревматизма, 65-летняя Екатерина на представлена прогулке в Царскосельском парке. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности. Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами неба, а пушистые волосы и лиловатая шаль с их приглушенными оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, поглощаемые полутенью, незаметно сливаются с фоном»17.
Она вышла с посвящением Николаю I и была вдовствующей куплена императрицей Марией Федоровной. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка. Боровиковскому звание академика. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая имели улыбка прелесть неизъяснимую, выражало важность и спокойствие.
В глубине виднеется часть дворцовой архитектуры. Прославившегося своими меланхоличными и скорбными стихами, в кружке Львова появился и литератора портрет В. В. Капниста. Марья Ивановна испугалась и остановилась. Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого и в то же время реалистически верно передать особенности представленного человека во всей сложности разноречивости и его индивидуальных черт.
Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее. Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22.
Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение природы ограничено у него пределами усадебного парка, все же его в произведениях звучит призыв к природе. Супруги не сошлись характерами и разъехались. А в силу каприза портрет не понравился императрице, Не содержания из-за программы и лишь в начале XX века, оставшись у Боровиковского, побывав в частных руках, оказался в музее.