И сам Истомин включает в «Книгу» замысловатые буквенные заставки, которые составляют своеобразный ребус, прямо связанный с тематикой книги и отгадать который дол жен адресат этого панегирического сочинения (Погосян, Смор жевских-Смирнова 2010). За каждым ответом следует библейская цитата, в которой прямо или косвенно упомянута названная часть тела и далее иллюстрация и стихи к этой цитате. 12: 7–8). Наоборот, единственную в своём роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших её времени, нации и общества, неизбежно формирующие человека и его возможности, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий Рембрандт ван Рейн стал именно этим Рембрандтом или, говоря словами Франца Меринга, «величайшим художником нидерландской революции», в конце концов художником, «который из первой революции Нового времени почерпнул своё бессмертие».
6) и ног с подписью «нги» (рис. И вторая колонка может читаться самостоятельное как стихотворение, При этом первая и вторая части графически представлены как отдельные колонки, которое являет и подчеркивает глубинные смыслы панегирика. 118: 10, 11, 34, 32). Мнения Теофраста были широко известны благодаря «Лексикону Свиды», популярной византийской энциклопедии X в. Это сочинение было знакомо русскому читателю по крайней мере со времен Максима Грека, который перевел из него целый ряд статей (Буланин 1979: 257–285). Вернемся к «Орации». : это Сердце, Видение, Слышание, Вкушение, Осязание.
Эта традиция восходит к сочинениям Теофраста «Об ощущениях» и «О запахах». Классификация чувств соотнесена с телесными органами» (Сазонова 2006: 298). В полном названии перевода указывалось, что это книга «о видни Христа» (Браиловский 1902: 330) Перевод Истомина и его оформление требует отдельного исследования, сейчас нас будет интересовать только «Орация», которая была произнесена при поднесении перевода и является оригинальным панегирическим сочинением. Он словно вырастает из земли как ствол дерева и упирается в небо. Самые ранние печатные издания этого сборника относятся к 1506– 1507 гг., но уже к концу XVI в. существовало более 70 изданий как на латыни, так и в переводе на европейские языки (Staykova 2009: 126–127, 138 note 19). Но Истомин подчеркивает различие между всякими «людми» и богоизбранными «пророки»: в отличие от всякого человека, царь Давид и апостол Павел («пророки») являются сосудами, которые «исполнены» благодати (470). «, Об этом говорит и стремящееся к критической ясности – написанное в 1854 году о сочинение Рембрандте Эдуарда Коллофа.
Абсолютное в Кане, Чудо, когда Христос претворил хлеб и вино в Свои и тело кровь и дал вкусить их апостолам, традиционно рассматривается как прообраз Тайной вечери и первого причастия. 118: 18, 37, 82). Истомин трансформирует традиционную аллегорию пяти чувств. Что все верующие в Спасителя составляют «дино тло», Эти слова отсылают 1-му к посланию апостола Павла Коринфянам: Павел говорит о том и потому части этого тела не должны вступать в распри: «речетъ нога, як нсмь рука» «речетъ хо, як нсмь ко» «не можетъ же ко рещи руц: не треб ми си: или паки глава ногама: не треб ми сте» (1 Кор. По словам Аристотеля («История животных», кн.
Он говорит о внешнем человеке, который питается «словесы вры» и о внутреннем, а именно, «законными богоглаголевыми» (то есть словами Ветхого Завета), «боговдохновенными» (Новым Заветом) или даже «проповданными», просто то есть переданными опосредованно (470) – который «пищами» питается, Одновременно Истомин шаг за шагом все более акцентирует тему вкушения. 2). Такой же сдвиг можно видеть, например и в трактовке «отрыгающего» царя Давида как пеликана: Истомин выбирает неожиданное для привычного к христиан ской символике слушателя «далековатое» значение вместо и вместе с указанием на Христа пеликан у него указывает – через царя Давида – на всякого правителя, «переваривающего» Слово для своих подданных, монарха-просветителя. Карион Истомин поднес царевне Софье «Орацию» вместе с переводом книги, которую озаглавил «Боговидная любовь». 5) рук с подписью «сзане» (рис.
Но это преобра жение требует от брачующихся молитвенного труда и пре одоления препятствия, которое в тексте «Книги» Истомин определяет как «любострастна Между новобрачными и небожителями на миниатюре происходит своеобразный диалог посредством реплик, протягивающихся из уст в уста: цитатами из Священного Писания Петр и Евдокия испрашивают благословения, а Христос и Богородица благословляют их. Дидактическая, связанная с воспитанием человека в браке и браком, преимущественно связана со зрением и мы уже говорили о ней в отдельной работе (Погосян, Сморжевских-Смирнова 2010). То есть Давид вкушает внутренне, а «отрыгивает» внешне, становясь своеобразным переводчиком божественных словес.
Представленной, Сейчас же речь пойдет о политической концепции панегирика, через тему в вкушения, первую очередь. 8). Слова его псалмов «духо отригновенны», это – божественные словеса, которые псалмо певец Давид мистически вкусил и потом «отрыгивает» для чтущих или внимающих Писание, то есть для тех, кому доступны только низшие пути познания. В некоторых случаях это хорошо видно и в славянском тексте псалма (хотя здесь азбучная структура не сохранена). Правая и левая части миниатюры, однако, несимметричны. Спаситель разъясняет апостолу Петру, что вместо дани ему следует передать сборщикам то, что он получает из уст Спасителя (представленного в притче как рыба), а именно – слово. Псалом имеет подзаголовок « точилхъ», то есть о вино градных прессах (иконописный сюжет «Христос в точиле» в конце XVII в. уже широко известен, в нем Христос уподобляется виноградной лозе, а выжатый сок – крови Христа, сюжет же в целом знаменует причастие).
В «Книге» он оставляет только четыре чувства и все из них соотнесены с традиционными для этой аллегории частями тела, но зато заменяет пятое чувство на ноги, которые означают сами себя и, таким образом, нарушает структуру аллегории в целом. Тема царской свадьбы как особой формы причастия должна была напомнить читателям «Книги. » еще об одном событии из истории царской семьи – венчании на царство. 118: 13, 43, 171). Получение правителем из уст в уста мистического знания, таким образом, подчеркнуто и этим источником «Книги». И уста в псалме являются именно в том значении, которое так важно Истомину: «стнама моима, – восклицает царь Давид, – возвстихъ вс судбы стъ твоиихъ», «не ыми стъ моихъ словесе истинна» и тогда «рыгнутъ стн мои пне» (Пс. Праздник, описанный в псалме, – это праздник, посвященный сбору винограда и приготовлению вина, он является прообразом распятия и снова указывает на таинство причастия.
Единственную в своём роде личность Рембрандта невозможно представить без породивших её времени, неизбежно Наоборот, формирующие человека и его возможности, нации и общества, но, конечно, не время и не общество решают, чтобы некий Рембрандт ван Рейн стал именно этим Рембрандтом или, говоря словами Франца Меринга, «величайшим художником нидерландской революции», в конце концов художником, «который из первой революции Нового времени почерпнул своё бессмертие». После того как читателю представлены сердце и Ум, следуют пять одинаково построенных частей: каждая начинается вопросом, затем идет изображение части тела, к которой этот вопрос обращен и ее ответ. Которые одинаково важны для государственного благополучия, в культуре панегирической этот отрывок послания апостола Павла используется довольно часто для описания государства и составляющих его сословий.
Но видит в них отражение о представлений человеческом теле в культуре барокко, Она не только связывает части тела в изображении Истомина с барочной аллегорией. Уравнивая Софью и Петра в их способности постичь мистическое знание, Исто мин показывает себя не сторонником одной из придворных партий, а скорее сторонником согласия между правителями, своеобразной гармонии власти. «здравствуй Гсдрь, завершающей раздел, // с' Царицею ти / в' любви к теме свадьбы-вкушения Истомин обращается и в эмблеме, посвященный Слышанию – / величайшй, Црю Ответ Слышания возвращает читателя к теме сладости любви царя и царицы и подчеркивает мистический эротизм этого пожелания. С его работой, Отход от романтизации и мифологизирования – под таким следует аспектом соприкасаться с жизнью Рембрандта, чтобы ещё увереннее постичь его творчество. Так, например, пеликаны были среди подарков, поднесенных Карлу II русскими послами в 1662 г. : «посланы въ Англю поминки: 9 кречетовъ, 3 сокола, 4 ястреба, 2 бабы, 2 колпи, 3 цапли, – всего 23 птицы 2 куницы, 2 горностая, 6 верблюдовъ и лисицъ живыхъ» (Лодыженский 1880: 443). – пишет она, автор, которые фигурируют и в Книге знак, Любви – обратился к тем же самым понятиям. X, 71), «пеликаны, живущие у рек, глотают большие и гладкие раковины когда же они сварятся в месте, находящемся перед желудком извергают их, чтобы выбрать мясо из раскрытых раковин и съесть его» (Аристотель 1996: 357). Отметим, что именно «отрыгивающим» слова Всевышнего представлен Давид в Беседе Иоанна Злато уста на 44-й псалом. 80: 3).
80: 4, 11). Осью всей компози ции являются слова из Книги Бытия: «И сотвори бгъ члка, по образу бжю сотвори го, мужа и жену сотвори ихъ» (Быт. Нужно иметь в виду и тот факт, что для Истомина пеликан или, как его называли по-русски, «баба-птица», не был чем-то удивительным или легендарным: в Москве пеликаны, доставляемые из Астрахани, не были диковинными птицами. Эта легенда известна и по русским источникам (Белова 2001: 204). 17: 27). – 17). Сладчайшая паче меда и сота» (472).
Сердце является в псалме многократно: например, сердцем царь ищет Господа, в сердце хранит Его слова и закон (Пс. Читая перевод, она будет «яко бы рукою осязанно глаголати со Христомъ блаженнаго Августина» (472) для нее эта книга – «Божихъ ароматъ аптика есть. Однако, Такие представления, которая непосредственно связана с использованием и благовоний ароматических масел исчезают в IV–V веках с окончательным установлением литургической практики. 6 об. ).
«Орация», таким образом, служила одновременно и панегириком правительнице и своего рода предисловием-ключом к переводу. 13 Пс. 9 об. ).
Обоняние может рассматриваться как чувство, а поскольку человек не может между выбирать хорошими и дурными запахами, чем остальные, более опасное. Званъ же бысть исъ и чнцы г на брак» (Ин. Размер картины 63, 5 x 48 см, холст, масло. Между Петром и Евдокией, Стих выделен киноварью и расположен верти кально в са центре мом земного мира.
Святой патрон царя Петра Алексеевича, Апостол Петр, как можно полагать, указывает здесь, на способность молодого передавать, царя как и Софья, своим подданным слова, полученные им непосредственно из уст Спасителя. Истомин ее, конечно же, хорошо знал, но обращался к исходному ветхозаветному значению символа, которое вполне соответствует описаниям пеликана в классических источниках, в первую очередь, у Аристотеля и Плиния Старшего (тоже, по всей вероятности, хорошо Истомину известных). «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики» – что как будто произнесено слово «искусство», «Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и это уже означает, написанная более ста тридцати лет тому и назад, даже более того» – эта фраза, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой. Здесь также есть несколько неточностей.
В «Лексиконе Свиды» пяти чувствам посвящена специальная статья. «Рас творение» самого Христа в воде, что делает вино кровью, пред ставлено также как растворение в воде Царского семени, то есть пролитая Христом кровь есть семя (этот образ традицио нен в контексте довольно распространенной в XVII в. темы процветшего креста). Общение человека с Всевышним Исто мин связывает здесь со слухом (в скинии звучит голос Всевышнего), но почти сразу за этим утверждением уподобляет слух вкушению: «боголюбивая душа» стремится услышать Всевышнего, «ожидая присно гласа его тонкаго, тихаго, сладкаго» (470). И помещены стихи,, в которых персонаж этот рассказывает о происхождении брака и поздравляет новобрачных (рис.
Неслучайно, по-видимому, эпизод с апосто лом Петром следует за цитатой из послания Коринфянам «не глетъ бо око, глава или рука ноз или иному удеси, не потребенъ ми еси» (471), а также за прямым указанием на то, что даже правитель нуждается в помощи – в борьбе с силами зла: «кто не востребуетъ поможеня каковаго» (472). Известно, что Истомин придавал букварям исключительное значение в воспитании монарха и сам составлял их для детей царской семьи (Браиловский 1889: 65, 78 Сазонова 1993: 143 Киселева 2011: 300–303). И это подспудное противопоставление приобретает в «Орации» все большее и большее значение по мере того, как концепция автора раскрывается слушателю.
Истомин нарушает ожидание слушателя и тогда, когда резко сужает значение устойчи вой метафоры государства как тела и преобразует ее так, что тело человека теряет свое метафорическое значение, превра щаясь то в тело панегириста (чье сердце представлено в «Книге»), то в тело самодержавного правителя (что особенно отчетливо видно в «Орации»). Они у-слажд-ают душу – то есть наполняют ее сладостью, Уже здесь уши подспудно связаны чувством с вкуса. Царь Петр потре бен Софье и она потребна ему. Описание именно этих двух птиц Фрэнсис Виллоуби (1635–1672) включил в свою «Орнитоло гию» (Willughby 1678: 327) – книгу, положившую начало новой науке. В ответе Слышания после рассказа о том, что оно слышит и видит на царском пиру, следует еще одна отсылка к новозаветной свадьбе: Во-первых, акцент теперь сделан именно на новозаветных событиях: «царица избранна», в честь которой Христос пришел на свадьбу в Кане, – это, конечно же, Богоматерь. 44: 2).
По отношению к библейскому этому стиху-стволу все остальные реплики расположены подобно ветвям. 118: 48, 101, 105, 59, 133). Но древо познания добра и зла является здесь и прообразом крестного древа: вертикаль земного регистра – цитата о сотворении мужа и жены – имеет, как перекладину креста, свою горизонталь (тоже киноварную) в небесном регистре миниатюры. Иллюстрация показывает, что царь, вступивший в брак, в отличие от царицы, способен и проницать взглядом тучи (говоря словами «Орации», ему доступно «боговидение») и вступать в прямой диалог с небожителями (а поскольку реплики идут из уст в уста, можно сопоставить этот диалог с познанием через вкушение, о котором говорилось в «Орации»). «бракъ бысть в кан галлейстй и – б мти исова ту, Ею становится расположенные над небожителями евангельские слова. Если в самом переводе речь идет о боговидении, к которому должен стремиться каждый человек, то в «Орации» Истомин подробно рассматривает природу мистического видения правителя., но само оно чувством не является (рис.
3). Главная панегирическая тема и «Орации» и «Книги» связана с обретением правителем особого знания через внутреннее вкушение. В первом сегменте помещено изображение глаза с подписью «видне» (рис. Говорится в трудах Маркса и Энгельса, Люди сами свою творят историю, но только «в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений».
Девизом Истомин выбрал псаломскую цитату, которая иллюстрирует именно слух: «Примите аломъ и дадите тмпанъ, алтiрь красенъ с' гуслми» (Пс. Он воздвигает руки к заповедям, просит отвратить его ноги от «пути лукава» и возвращает их к познанию Всевышнего, направляя свои стопы к Слову закон – светильник его ногам (Пс. » (л. Обращение к этому евангельскому эпизоду (где есть и пир и угощение и чудо претворения) позволяет Истомину уже в самом начале панегирика ввести важную для всего сочи нения тему евхаристии (что подчеркнуто в заставке к «Рифмам», в которой представлена Ветхозаветная Троица: три ангела здесь вечеряют за богато накрытым столом). Они пересекаются, Слова царя поднимаются вверх проницают и тучи, даже как будто сплетаются со словами Христа и встречаются со словами Богоматери. Подробно останавливается на аллегории чувств у Кариона Истомина и М. С. Киселева в своей книге «Интеллектуальный выбор России второй половины XVII –начала XVIII века» (Киселева 2011). Компиляция была составлена в большей своей части из «Исповеди» Блаженного Августина с включением отрывков из других средневековых медитаций близкой тематики.
Кто может питать других людей, к тем, Истомин им передавая Божественное слово, как мы увидим далее, относит и монархов. Люди сами творят свою историю, говорится в трудах Маркса и Энгельса, но только «в данной, определяющей их среде, на основе данных фактических отношений». И у Истомина царь Давид отрыгивает псалмы, в комментарии к этому стиху Златоуст указывает:, которую иначе они могли не бы проглотить, как пеликан – частично переваренную пищу для питания своих птенцов. По мнению Истомина, Софья должна стать боговидицей именно как правительница. Эти три чувства необходимы Софье, чтобы «вечеряти» с Иисусом (470), но высшее познание возможно только через вкушение и дано только блаженным оно доступно Софье как правительнице и является знаком ее богоизбранности.
Его очи теряются Божественном в слове (Пс, Царь Давид просит Господа открыть ему очи и отвратить их от суеты. Царевна Софья, как указывает Истомин, достойна и готова принять в своем сердце «цря иса» (471) и подносимая книга медита ций должна помочь Софье обрести мистическое знание, которое она, как царь Давид, призвана получить через вкушение и передать своим подданным: «Вашему же пресвтлому царскому величеству и многоцарственному самодержавству 11. Значительная часть всего панегирика написана силлабическим 11-сложным стихом (5 6). Во-вторых, как мы видели, соотнесены с органами чувств не все чувства, а только видение, слышание и осязание (соответственно, названы только глаза, уши и руки). 3 об.
Истомин, как мы видим, уверенно выстраивает в «Орации» систему аргументов, которые риторически шаг за шагом ведут слушателя от нарушен ного ожидания полноты и симметрии к парадоксальной реализации этого ожидания в идее коллективной и трисоставной (Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна), но потому полной, завершенной, симметричной самодержавной власти. «Рембрандт мог быть рождён где угодно и в любое время его искусство было бы таким же», – таково столь часто повторяемое заблуждение поэта Верхарна. Молодой царь, познающий Всевышнего, обращается в псалме к своему сердцу, рукам, ногам, устам, ушам и глазам, что также связывает псалом с «Книгой». На цитатном и изобра зительном уровнях вводится тема брака первого и, Таким образом, – первородного греха, через древо. Петр, стоящий по левую (от зрителя) сторону этого древа и Евдокия, стоящая справа, повторяют традиционную иконографию Адама и Евы у древа познания добра и зла. 22–27).
Будь то Софья Алексеевна Петр или Алексеевич, Богоизбранный правитель у Истомина, предстает как блаженный и мистик. 1: 26–27). Он смотрит на Богоматерь, Взгляд царя также вверх, обращен создается впечатление и она смотрит на него, что их взгляды встречаются.
Но для Истомина, как можно полагать, важно и послание в целом, поскольку здесь перечислены разные пути постижения Всевышнего: «Комуждо же дается явлене дха на пользу: вому бо дхмъ дается слово премдрости иному же слово разума» иным дарование исцеления иным – пророчества (1 Кор. 80-й псалом, откуда взяты эти слова, полностью посвящен теме праздника и пира: «во блго знаменитый день праздника» Всевышний обращается к торжест вующим и обещает: «разшири ста тво и исполню » (Пс. 9, гл.
Евдокии и упираются в нее, а сама она смот рит на своего жениха. Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Аллегория музыки». Тогда Петр сподобился особого причастия в алтаре – по священническому чину, – обретя вместе с тем и новый статус помазанного на царствие правителя душы» (л. Одновременно Истомин шаг за шагом все более акцентирует тему вкушения: он говорит о внешнем человеке, который «пищами» питается и о внутреннем, который питается «словесы вры», а именно, «законными богоглаголевыми» (то есть словами Ветхого Завета), «боговдохновенными» (Новым Заветом) или даже просто «проповданными», то есть переданными опосредованно (470).
Царь Давид здесь говорит: «трыгну сердце мое слово благо, глаголю азъ дла мо цреви» (Пс. Кроме того, обоняние – единственное из чувств, которое человек не может контролировать: можно закрыть глаза и не видеть, заткнуть уши и не слышать, но невозможно прекратить дышать вот таким образом дурные, греховные запахи очень трудно избегать (например, запах языческого жертвоприношения). 118-й псалом является алфавитным, Кроме того, а поскольку буквы имеют и словесное название, каждое из 22-х восьмистиший здесь начинается буквами древнееврейского алфавита, то восьмистишия обыгрывают их. Далее в «Рифмах» Истомин сообщает, что и на свадьбу «Цря Петра славна, // Алеiевича» приходит Иисус и приводит с собой мать и учеников (л. В панегирической культуре петровского времени эта тематика может иметь прямые политические коннотации, как, например, на иконе «Литургия Господня» (Погосян, Сморжевских-Смирнова 2009), где эта тема также соотнесена с царским браком (Погосян, Сморжевских-Смирнова 2011 Pogosjan, Smorzhevskihh-Smirnova 2011).
В них речь идет, например, о том, что «чистые», не смешанные с чемлибо субстанции не пахнут: не пахнет вода, воздух, огонь запах же сопровождает разложение и разрушение. Слова псалма, помещенные после стихотворения, продолжают эту тему: «Коль сладка гортани моему словеса Тво паче меда устом моимъ» (л. В «Орации» два органа чувств у него отсутст вуют и потому аллегория в целом оставляет слушателя с ощуще нием неполноты и незавершенности. 12: 12– 21, ср.
и обрящеши вней статиръ и даждь оный за мене и за себе» (472 ср. : «шедъ на море, верзи дицу и, юже прежде имеши рыбу, возьми: и верзъ ста й, брщеши статиръ: той вземъ даждь имъ за м и за с», Мф. А потому вкушение и питание становятся центральными панегирическими темами орации. Во втором предложении при веденного сегмента Истомин вдруг меняет логику: казалось бы, что слава («словесно торжество») должна исходить из уст человека, но здесь слава есть снедь, вкушаемое, то, что входит в уста. 2: 1–2). На картинке здесь представлены музыканты с барабанами и скрипками, а в центре – гусли, атрибут царя Давида (рис. И незавершенность этого символического креста важный имеет для панегирика смысл, Эта вертикаль отде лена от своей горизонтали многослойным тяжелым облаком.
В Лондоне означенные пеликаны жили на Королевском птичьем дворе недалеко от Вестминстера. Свадьба царя через мистическое соприкосновение с евангельским событиями и присутствие на ней Христа и Богоматери не просто следует за таинством причащения, с другой стороны, но становится формой мистического причастия, как всякий брак, аналогом и новозаветного брака в Кане, где свершается чудо претворения воды в вино и Тайной с вечери, претворением хлеба и вина в тело и кровь Христову. В библейских цитатах упоминаются очи, музыкальные инструменты (тимпаны и гусли), гортань и уста, руки, стези, а на иллюстрациях к библейским цитатам – астрономы, музыканты, книжники, представляющие сладость слова, виноградари, собирающие урожай и воины (Истомин 1989: лл.
7). Софья, вне всякого сомнения, является для него правительницей: он называет ее «всея великя и малыя и блыя росси Самодержица» (469), «црское пресвтлое величество» (471) и повторяет эти титулы на протяжении всего сочинения. Все это дает возможность рассматривать псалом как важный подтекст панегирика Истомина. Важным для Истомина могло быть и то, что первое восьмистишие псалма («наука») и последнее («царь») определяют центральную тему псалма – познание правителем Всевышнего. В средневековых бестиариях, в том числе и славянских, рассказывалось, что пеликан разрывает клювом свою грудь, чтобы напитать своих птенцов (или же окропить своей кровью погибших птенцов и оживить их).
Что путь к мистическому знанию Августина книга открывает Софье не только через вкус, Следует отметить, но также через осязание и обоняние. В-третьих, обоняние, которое Истомин не включил в «Книгу», могло, конечно иметь отрицательные коннотации, но ровно в такой же степени, как и любое другое чувство (то есть быть проводником плотских искушений и вести к прегрешениям). Тему сладости царского брака-вкушения Истомин развивает в ответе Слышания. Истомин в «Орации» тоже подчеркивает, что познание Спасителя может быть достигнуто разными путями, но связывает эти пути с разными чувствами: «ини познают от слуха ини от зрня ини от вкуса»: Этот последний тип познания доступен только «блаженным» и к ним Истомин относит царя Давида. 10). Господь может посетить тело всякого человека, чтобы «разглагольствовать» с ним. И если Христос подает милость всем просящим, а святые покровители царя и царицы спасают и сохраняют молодую чету, то Богородица специально заботится о Петре как о царе: «Законодержцевъ ».
Рифма «вкушаю – разумеваю» дополнительно подчеркивает познавательный характер вкушения. Познание вкушением, как мы видели, является высшей формой познания по сравнению с позна нием зрением и слухом, оно есть внутреннее причастие: именно та ким является «пиршество» Софьи, которое «воспомоществуетъ» ей «в созидане тла Христова» в ней самой (476). Пеликан знаменует здесь Христа, а его кровь – евхаристию. Как показала Сюзан Харви в исследовании, специально посвященном обонянию в христианской культуре, негативное отношение к запахам можно найти только в трудах отцов церкви доконстантинова периода. «Книгу» открывает миниатюра, в нижней части которой изображены Петр и Евдокия, а в верхней – Христос с Богоматерью, восседающие на облаках, за ними – святые покровители новобрачных (рис.
Которая появляется в обоих панегириках, Что же касается аллегории чувств, что именно такое понимание правителя определяет, то кажется, как у Истомина представлены человеческие чувства органы и человеческого тела. Царская свадьба, с одной стороны, как всякий брак, продолжает традицию первого брака, от которого, как пишет Истомин, все браки «блгословны быша» и царь с царицей будут «чада чад зрти» (л. И эта история предстаёт перед нами сегодня, чудесное в жизни художника – это история его произведений», в более гораздо ярком свете, более трёхсот лет после смерти художника, чем предыдущему поколению. Истомин напоминает слова Давида: «яко благая еси, прелюбезн: вкусите блази и видите яко благ Гдь» (476). Дидактическая и политическая – таким образом, миниатюре, в заявлены две главные темы панегирика. 4) человека с открытым ртом и слегка высунутым языком с подписью «вкушене» (рис. «Достаточно лишь произнести слово «Рембрандт» и это уже означает, что как будто произнесено слово «искусство» и даже более того» – эта фраза, написанная более ста тридцати лет тому назад, не состарилась, как и другая, противоречащая на первый взгляд первой: «Для огромного большинства людей Рембрандт, его жизнь и его личность окутаны тем мифическим одеянием, которым их с давних пор слишком охотно покрывали историки и эстетики». Славить Бога «въ снди» – это еще одно указание на при частие, поскольку именно так можно «глаголъ вкушати», то есть вкушать Бога-Слово.
3) за ним – ушей с подписью «слышане» (рис. Как древо познания добра и зла преобразилось Христом в древо искупления, так и ветхозаветный брак, ознаменованный первородным грехом, преобразится в новозаветный, освященный первым чудом Христа (претворение воды в вино в Кане Галилейской). Исследователь также обращается к «Букварю» Кариона Исто мина (1694 см. : Истомин 1981), указывая, что здесь появляются не только те части тела, которые есть в панегирике, под несенном Петру Алексеевичу, но также и нос: Добавим к этому, что слова из «Букваря», которые при водит М. С. Киселева, – «человек оумом / чрез нос обоняет» (Исто мин 1981: н/н) – указывают на абсолютно определенную тради цию в описании чувств человека. Вместо пятого чувства тут даны ноги, Как мы видим – в пятой ожидание части читателя нарушено.
Эти слова отсылают к 1-му посланию апостола Павла Коринфянам: Павел говорит о том, что все верующие в Спасителя составляют «дино тло» и потому части этого тела не должны вступать в распри: «речетъ нога, як нсмь рука» «речетъ хо, як нсмь ко» «не можетъ же ко рещи руц: не треб ми си: или паки глава ногама: не треб ми сте» (1 Кор. Оригиналом для перевода послужила популярная компиляция «Manuale beati Augustini de aspiratione hominis ad Deum». Подносная рукопись Истомина была богато иллюстрирована. 9). Более того, присутствие Всевышнего или небесных сил с этого времени устойчиво связывается с благоуханием и обоняние становится чувством, которое дает возможность человеку непосредственно ощущать присутствие Божества (Harvey 2006: 31, 35, 38–44, 64 сл. ). Во-первых, сердце действительно играет важную роль, но оно, опять же, нигде не названо чувством, зато в «Орации», как видно из приведенной выше цитаты, присутствуют все пять чувств, включая и обоняние.
Слова «Христосъ въ вод» указывают на сущность происшедшего пре ло жения: вода претворилась в самого Христа, то есть в его кровь. Человеческое тело Истомин уподобляет скинии и указывает, что «Гдь съ богоизбранными своими людми и пророки во онй разглаголствова» (469). 3). Здесь выстраивается иерар хия чувств: зрение занимает первое место как самое отчетливое чувство, за которым следует слух, а потом обоняние и за ними вкус и осязание Как мы видим, ни в «Орации», ни в «Книге» Истомин не стремится построить стройную аллегорию пяти чувств, скорее он обращается к разным чувствам, органам чувств и частям человеческого тела по мере того, как выстраивает перед слушателем свою мысль. Они доходят до темной тучи, Слова Евдокии молитвы обращены вверх, отделяющей ее от Богоматери и св. 118: 103).