«гоген был чудовищем, Как бы в качестве резюме приводит Декс слова Виктора Сегалена – на первый взгляд кажущиеся кощунственными. Калитиной, «разумное равновесие между свойственным предметам конструктивным началом и эмоциональной взволнованностью смотрящего на них человека», доминируют плотно вылепленные соцветия георгинов («Цветы в дельфтской вазе», 1873, частное собрание). Самоуглубленное миропознание (пожалуй, так можно было бы определить суть этого процесса) – сущностное качество личности Гогена. То сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», Если представить себе подобный собор, можно было бы вообразить на его северной южной или стенах, более повествовательные по мотивам, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения. Вверху вместо гогеновской керамической Хины иконка с Богородицей и младенцем. Все как раз тут, в этом слове. Во многих его вещах, в частности, в «Пейзаже с павлинами» (1892 из собрания Морозова) изображения строятся планами, расположенными друг над другом: над павлинами в нижней части картины – человеческие фигурки и хижина, еще выше – пейзаж с деревьями и горами, зрительно не более удаленными от нас, чем пара павлинов внизу. Унаследовавший мятежную душу своей бабки Флоры Тристан, Анархист по натуре, порой доводя дело до судебного разбирательства, он афишировал неприятие действительности и умудрялся враждовать со всеми властями, кстати, что, явилось одной из причин его преждевременной смерти.
По некоторым намекам, Обладавший повышенным сексуальным аппетитом и, он предпочитал девочек лет, 13–14 не чуждый гомосексуализму, которыми, судя по его словам, пользовался в своих таитянских убежищах. Которую увлекали в ранний период не суховатые сосны горы и И то же относится к Гончаровой, но растущие травы, как Сезанна, а в натюрмортах – не столы и салфетки, а всего более живые цветы. Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи. Еще отчетливее то же движение в натюрморте «Подсолнечники». В июне 1885 года Гоген пишет «Натюрморт с японскими пионами в вазе и мандолиной», ныне находящийся в собрании Музея дrsquoОрсе. Если фон гогеновского «Сбора плодов» мы во многом ощущаем как сияние мозаичного золота, то гончаровские фоны – как залитые солнцем поляны в саду.
Превосходной иллюстрацией этих рекомендаций могли бы послужить пейзажи самого художника 70-х годов – «Огород и цветущие деревья, весна, Понтуаз» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) или «Красные крыши» (1877, Музей дrsquoОрсе, Париж) натюрмортов вплоть до 1898 года он не писал. Увидев в 1913 году ее персональную выставку, А. Н. Если Гоген после работ в Ле Пульдю все же отправился в далекие страны (как позднее Кузнецов и Сарьян «на Восток»), то Гончарова так и осталась на собственной почве, отождествив с Востоком саму Россию.
А сикоморагрустна оттого, что ее сажают на кладбищах. Куда он отправился в декабре 1884 года в попытке наладить семейную жизнь, Натюрморт написан художником перед самым отъездом из Копенгагена, давшую трещину после его ухода биржи с в 1883 году. Эгоцентризм его был беспределен: он мыслил себя только лидером («мэтром») и относился с пренебрежением к собратьям по профессии.
В «Натюрморте с попугаями» (1902) мы видим (вверху) статуэтку вышеупомянутой Хины и только затем переходим к оперениям пестрых птиц, разложенных на светлой скатерти, движемся вниз с наклоном стола, пока не соскальзываем вместе со скатертью к самому низу. И к живописи он обратился не «вдруг», а подходил к ней медленно и с оглядкой, пока окончательно не уверовал в себя. И материал книги доказывает, что это утверждение отнюдь не было парадоксом.
Ведь уже в ее «Крестьянках, сажающих картофель» (1907-1908, ГТГ) появились кучи картофеля, похожие на каменные валуны, на которые столь же похожи и фигуры работающих женщин. Что и Ларионов в натюрмортах 1900-х годов изображал предметы с высоты своего крупного роста, а Вспомним, не стены, зачастую на фоне дощатого пола. Морозова), а позы купальщиц («Деревенские купальщицы», Краснодарский краевой художественный музей им. Любопытно, что именно Писсарро воспитал в своем ученике один из принципов, который тот разовьет впоследствии, взглянув на него через призму символизма: «Нужно воссоздавать природу в соответствии с наблюдением, а не ограничиваться ее изображением».
И вообще Гоген был падок на преувеличения Декс приводит десятки примеров несоответствия тех действительности или иных его письменных утверждений. Весьма различных по своим программам и художественным приемам, Тем не менее в трех творчестве главных представителей этого направления искусствоведы улавливают нечто общее и помимо объединяющего их временного фактора. Основываясь на новых документальных источниках, Декс показывает, что, во-первых, в дни своего благополучия Гоген не был богачом и, во-вторых, утратил выгодную должность не по своему желанию, а был уволен вследствие кризиса, начавшегося в то время во Франции, причем еще долгое время пытался «зацепиться» за какую-нибудь работу. Подобно бретонкам Гогена, персонажи Гончаровой будут все более казаться то вылепленными из глины, то вырубленными из дерева и тоже с «непропорционально большими руками и ступнями». То чаще всего писали цветы, Если импрессионисты и обращались натюрморту, к трепета жизненного мгновения перед неизбежным увяданием, воплощающие идею мимолетности, в самих себе несущие дух неповторимости, невозвратимости чуда бытия.
Увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины (таитянской богини Луны), выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. Гоген в своих полотнах имел в виду не глубину, но прежде всего плоскость картины. В «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, Так, преуспевающий делец, будто Гоген, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы себя посвятить исключительно живописи. Ф. А. Сравнивая технику исполнения двух натюрмортов, отметим, что, хотя оба и написаны раздельными мазками чистого цвета, тонко нюансированы в цветных тенях и рефлексах – по всем правилам импрессионистической живописи, – цветовая гамма «Натюрморта с японскими пионами в вазе и мандолиной» не столь светла и радужна, как в натюрморте 1884 года, более близком импрессионистам, а формы, вылепленные, как бы построенные мазками, заключены в четко обозначенные контуры. Фокусом их слияния оказывается цветок пиона – оптический центр натюрморта. Щукина).
Его нельзя было отнести ни к одной моральной, Иными словами, принадлежности которой к вполне достаточно для определения большинства индивидуумов» интеллектуальной или социальной категории. Натюрморт «Фрукты и гравюра» (1907-1908, Тульский музей изобразительного искусства) соединил ее впечатления от «Натюрморта с попугаями» и от «Подсолнечников». А ниже – тяжелое (как в «Подсолнечниках» Гогена) зеленое кресло. В большинстве это все же калужские или тульские бабы и только фигура с корзиной в руках (из сюжета со сборщицей, склоненной над грудой плодов) кажется сошедшей с одного из полотен французского мастера. По цвету она тоже выглядит керамичной (настоящая глиняная статуэтка со склоненной женской фигурой отставлена в сторону, на подоконник). Впрочем и сам Гоген вечно сидел без денег, а когда получал их (например, в качестве наследства), то тратил, не думая о будущем.
Фигуры из ее сюжетов, навеянных впечатлениями от таитянок Гогена, воспринимаешь все же как тульских крестьянок – это относится к изображениям баб из «Хоровода» (1910, Серпуховской историко-художественный музей) или к написанным еще раньше фигурам из «Сбора плодов». В центре корзина с хризантемами и настурциями на фоне стены – но сколь роскошна и многосложна при этом его живопись, в натюрморте Гогена композиция проста плоскость – стола. «Природой в клетке», ее мощью, красочностью, плотностью, силой, буйством, зажатым в поле холста, воспринимаются парижские натюрморты В. Ван Гога («Фриттелярии в медной вазе», 1887, Музей дrsquoОрсе, Париж). Не потому ли, что опускающиеся линии печальны.
Обращаясь к предмету изображения, Писсарро призывает писать лишь «самое существенное в характере вещей», стремиться «передать это любыми средствами, не беспокоясь о технике». Где художник пытался найти, в цветочных композициях Сезанна 1870notх по годов, меткому замечанию Н. Н. Это произведение чистейшего, «классического» импрессионизма, последовательно воплощающее заветы Писсарро: моделированное мелкими мазками звучного цвета воплощение целостного впечатления. Подобный разброд не случаен, если учесть, что термин «постимпрессионизм» не выражает какого-то определенного направления в искусстве, а лишь констатирует временную последовательность («после импрессионизма»).
Сам называвший себя «дикарем», Гоген как личность, действительно, не вписывался ни в какие рамки и не подчинялся никаким правилам. Способной войти с ним в диалог, Гоген рассуждает о суггестивных потенциях мира внешнего и ценности творческой индивидуальности, а Писсарро дает практические советы живописцам. Стоит коснуться и более глубоких их сторон искусства, Говоря о перекличках Гончаровой с Гогеном.
1800 – 1881, собрание О. Кребса, Хольцдорф, временно в ГЭ), пылающие в раскаленном мареве световоздушной среды подсолнухи К. Моне («Подсолнухи», 1881, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) или чарующие нежностью пионы в изысканных композициях Э. Манэ («Натюрморт с веткой пиона и ножницами», 1864, Музей дrsquoОрсе, Париж). Его груши – почти живые создания: в «Ноготках и филокактусах» (1910, Центр Помпиду) они вольготно разбредутся по столу, то неподвижно лежа (как гуси), то поднимая вверх свои шейки. И так же строились гогеновские натюрморты (я упоминаю лишь те из них, какие художница знала по московским коллекциям). Кажется, что цвет, подобно композиции, развивается по диагоналям: от правого нижнего угла к левому верхнему пробивается «теплая» диагональ, а от левого нижнего к правому верхнему углу – «холодная». Позднее она напишет «о большой любви в понимании окружающего мира и декоративности в его передаче», характерной «для жителя Востока, в том числе и славянина» 8 (курсив мой. XIX века, представленного Делакруа и Энгром, барбизонцами и Коро, Курбе и Домье в отличие от авангардистов начала XX века кубистов, футуристов, абстракционистов, они не искажали действительности, не деформировали виденного до неузнаваемости, а сохраняли в основе «портретность» изображаемого, хотя и акцентируя, каждый на свой манер, то, что считали для себя главным.
Немногим больше занимали его и пятеро «законных» детей, равно как и их мать, на которой когда-то он женился по любви и которую затем бросил, не оставив средств к существованию. Ларионов привязан к витальным силам природы. Он мыслил себя только лидером и («мэтром») относился с пренебрежением к собратьям по профессии – Эгоцентризм его был беспределен.
Его построенная на теплых Фактурной охристых, полифонии вторит колористическое решение натюрморта, зеленых и холодных сине-фиолетовых оттенках гармония. Если смысловые ассоциации Гогена уводили воображение зрителя в глубины его персональной мифологии, то у Гончаровой (на ее раннем этапе) скорее выводили его «на поверхность», в рамки коллективного национального мифа. И, Вообще биография в Гогена книге изложена очень подробно с широчайшим использованием его литературного и эпистолярного наследия, автор не пытается сгладить острые углы и показывает сложную личность художника во всем многообразии его неповторимого менталитета, что особенно впечатляет. Владимира Бурлюка на портрете 1910 года (Художественный музей, Лион), написанном в бурлюковской Чернянке, еще более явном «Таити», нежели ларионовский Тирасполь, он изобразил в подобающих случаю гогеновских красках, однако в его руку вложил не экзотический плод-сосуд, а гантель (силач Бурлюк вовсю занимался спортом). Единственное расхождение – в том, что учитель видит цель в сохранении «первого впечатления», а ученик – в необходимости удержать «свое ощущение». Этим общим, по-видимому, была «стадиальная общность заключительная стадия реализма нового времени на переходе к новейшему ».
Кроме того, Декс исправляет ряд уже принятых искусствоведами датировок (в частности, время встречи Гогена с Писсарро). «Для меня великий художник – олицетворение величайшего интеллекта, ему свойственны чувства, являющиеся выражением наиболее тонкой, наиболее незримой деятельности мозга», – пишет он в письме Э. Шуффенекеру от 14 января 1885 года. Возможно, приведенные выше высказывания учителя и ученика (а Гоген, невзирая на расхождения во взглядах, до последнего считалПиссарро своим учителем) несколько разнородны. Неким мировым океаном, Обращает на себя внимание пиетет перед природой как началом начал, а также декларируемый обоими художниками призыв смело свой воплощать замысел, в котором можно черпать вдохновение. Коваленко) – едва ли не вызов целомудренным позам таитянок из «А ты ревнуешь. » (1892, коллекция С. И. Мандолина, Ваза с пионами, японскими плетеная подставка, тарелка китайского фарфора, скатерть, стена, пейзаж. Бенуа отметил в холстах Гончаровой «большую и властную» силу, утверждая, что «кучность ее красок» заставляет мечтать об украшенных ею стенах целых соборов9.
Бутылками и белыми блюдами с фруктами не еще укоренились у русских художников, в 1900-е же годы сезанновские столы с обязательными салфетками. – Нет, грустен ее цвет». – Г. П. ), а об изваяниях из скифских могильников предпочитала (как уже упоминалось) говорить как о «русских» каменных бабах. Гончарова усвоила эти композиционные схемы.
Невесомые фигуры гогеновских аборигенов не столько стоят на поземе, сколько «подвешены» в лучах золотого свечения, фигуры гончаровских крестьянок – прочнее оперты о позем. Сотканный из тончайших нюансов основных элементов цветовой гармонии холста цветок словно бы вобрал в себя все ее колористическое богатство и, накаленный будоражащими сочетаниями дополнительных цветов (фиолетового – желтого, оранжевого – синего), воспринимается неким энергетическим ядром композиции. Постепенно накладывая краски, Работать следует над всем холстом одновременно, дабы максимально полно целостное воплотить впечатление, точно фиксируя мелкими мазками цветовые нюансы и отношения. Вслед за А. КанторshyГуковской нельзя не признать, что «главный урок импрессионизма – отказ от апробированных, но мертвых, условных схем и верность только личному визуальному опыту» – Гоген усвоил на всю жизнь, а «в основе его синтеза или символизма, всегда лежал и аналитический метод, усвоенный от импрессионизма». Вполне отвечающая авторитарному характеру Гогена, Эта легенда и в нее поверил даже Перрюшо, казалась ближайший правдоподобной, предшественник Декса.
Для мастера характерны удлиненные фигуры, протянутые вдоль плоскости картины. Пожалуй, не зная имени автора, едва ли можно узнать в нем Гогена. Поиску некой обобщающей концепции творчества, По складу личности Гоген не мог быть в импрессионистом силу своей склонности к синтезированному мировосприятию. Вспомним в этой связи пленяющие свежестью натюрморты О. Ренуара, в которых вазы воспринимаются неким сдерживающим началом цветочной стихии («Розы и жасмин в дельфтской вазе», ок.
Его «рыб» не воспринимаешь в качестве nature morte39 ов не потому, что они лежат не на столе, а на траве под ногами: это (как и у Гогена) живая натура и Ларионов всегда оставался верен этому ее свойству. Фигуры Гончаровой сильнее укоренены в реальной натуре. Разница в этих установках, как покажет художественная практика, принципиальна. Правда, в этом цикле она, колеблется между знакомыми ей с детства крестьянками из деревень Полотняного вокруг завода и столь манящими островитянками Гогена.
Поставленными параллельно холсту, в 1910-е годы получат распространение приемы натюрмортов Сезанна со столами, ограничивающей и глубину пространства задней стеной. Шли поиски индивидуальных и очень разных решений, нередко более динамичных по композициям (Ларионов, Сапунов, Константин Коровин) и потому могли живее восприниматься и композиционные приемы идущие от Гогена. Только Писсарро предлагает рецепт ее запечатления на холсте, Однако по сути своей это два монолога на тему творческого постижения реальности, а для Гогена еще решение находится в процессе разработки. Кстати говоря, Это, позволяет Дексу ряд исправить ошибочных положений своих предшественников.
Действительно, при всех своих «новациях» Сезанн, Ван Гог и Гоген, как и их предшественники-импрессионисты, не отрывались полностью от реалистического искусства. Монолитные в своих кристаллических почти формах, Цветы, воспринимаются квинтэссенцией жизненной энергии. К 1910-м годам гогеновский период у Гончаровой закончится, переводя ее примитивизм в уже новую фазу. Наверху – «мистический глаз», помещенный в середину цветка, ниже – поставленная на кресло корзина с подсолнухами с возбужденно вскинутыми или, наоборот, поникшими лепестками и, наконец, внизу (уже и вовсе нейтральное) сиденье тяжелого кресла. Однако чопорное и консервативное датское общество, недоверчиво и враждебно отнесшееся как к живописным поискам, так и к самому образу мыслей художника, вскоре вынудило его «сдаться перед физической невозможностью выполнить свой долг».
Череду изображений, скользящим по поверхности от ширмы верха до низа – воспринимаемых глазом, у Гончаровой же вертикальные форматы напоминают скорее росписи ширм. Почему ивы со свисающими вниз ветвями называются плакучими. «уже давно философы рассуждают о явлениях, однако, но которые, мы ощущаем – представляющихся нам сверхъестественными, о характере размышлений можно Гогена судить по тому же письму. То и Гончарова, Если прибегнуть к самой обобщенной классификации европейских живописных течений, к а гогеновской версии постимпрессионизма и Ларионов примыкали не к сезанновской.
От согнувшейся бабы из этой картины шла прямая дорога к еще более грузной фигуре из «Сбора плодов», наклоненной над кучей яблок. В «Натюрморте с геранью» (1908-1909, ГТГ) композиция построена так же, как и в гогеновском «Пейзаже с павлинами» : ярус алых цветков, сияющих на белом фоне вверху, ниже – ярус листьев герани на фоне развешанных тканей и, наконец, ярус фруктов на фоне стола, зрительно не более приближенных к нам, чем красные герани в верхней части полотна. Концепция импрессионизма в целом Гогена удовлетворить не могла идейная Но составляющая его творчества. Толстостенного глазурованного сосуда, Чуть взгляд пристальнее – и дрожью в подушечках пальцев отзовется холод звонкого, гладкая, шелковистость дерева мандолины, тающая поверхность фарфора, плотное, роскошное плетение подставки и, наконец, какойshyто невероятной силы жизненный ток, питающий мощные, тугие соцветия пионов. Нечто подобное можно сказать и о Гончаровой: ее примитивистские настроения зародились (еще до встречи с Гогеном) тоже под впечатлением от фигур калужских или тульских крестьянок.
Можно констатировать, Говоря о взаимодействии Гогена с Писсарро и шире – с импрессионизмом, а его советы – внимание к анализу живописных отношений предмета со светоshyвоздушной средой, что бесспорное обаяние личности педагога не могло не покорить ученика, наряду использование со смешанными красками чистого цвета – стали для Гогена по сути первой художественной школой. Связываясь со случайными женщинами (результатом чего был сифилис, последствия которого мучили художника до конца дней), он плодил внебрачных детей, чьи судьбы его не интересовали. Однако действительность оказалась банальнее. Убедиться в этом можно, обратившись к натюрморту, выполненному в 1884 году, – «Корзина цветов». Превосходным знанием предмета и посвященной ему новейшей литературы, Книга о Гогене впечатляет прежде своей всего фундированностью. Художника Шуффенекера, Он третировал самого преданного ему человека, в качестве оправдания сочинив позднее сказку и бросил беде в симпатизировавшего ему Ван Гога, будто тот пытался его убить.
Что в начале столетия в России заново формировался самый жанр натюрморта, почти Известно, забытый во второй половине XIX века. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины (в настольных размерах) свои собственные их варианты. «Парадоксально, – считает Кашен, – но добряк Писсарропередал Гогену идеи, которые, доведенные до крайности, помогут последнему отделиться как от него самого, так и от импрессионизма». Если представить себе подобный собор, то сцены из 1900-х годов вроде «Хоровода» или «Сбора плодов», более повествовательные по мотивам, можно было бы вообразить на его северной или южной стенах, тогда как фигуры 1910-1911 годов, подобные «Евангелистам» (1911, ГРМ), – в абсиде или на столбах, где по традиции размещались более лаконичные изображения.