Октябрьская революция оказала огромное воздействие и на развитие искусства. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Не случайно героями его полотен часто становятся женщины. Например, все детали композиции сюжетно не обоснованы.
Уже никогда не за будешь и получишь полное о представление жестокой правде войны, Один раз ее увидев. Эти новые для того времени виды искусства огромное оказали влияние на живопись 1920-х годов. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. А также встречи с В. В. Маяковским, Большое значение в творческом становлении и художника стали годы и ученичества общения с В. А. Фаворским. Общество объединяло художественную молодежь 1920-х, выпускников ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские московское учебное заведение, созданное в 1920году в Москве путём объединения первых и вторых Государственных свободных художественных мастерских образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества). Художник точно передает резкое движение сильного, мускулистого тела откатчицы.
Не детально прорисовывая тот или иной рисунок, Все это Дейнека позы раскрыва, людей, а умением подметить движения, манеру одеваться, ходить, разговаривать, работать. В подземельях продолжали работать промышленные предприятия. А танки продолжали атаку. Было пленено 206 красногвардейцев, патронов, двое политработников расстреляны из которых 86 были оставлены в отряде, остальные, не пожелавшие служить у белых, отправлены в военнопленных лагерь в Пяскуль. Боевые действия, с его прибытием в корпус, активизировались, заметно выражавшиеся в партизанских налётах на территорию Советской России.
Разделяя вагонетку и женщины, ноги Только одна полоса рельс перерезает полотно в нижней части. Подкрепляя свои тезисы конкретным творчеством – тематическими картинами в которых новое содержание было выражено в ярких, Остовцы боролись возрождение за станковой живописи, активных формах. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое. Художник выстраивает образную систему картины на контрастах и противопоставлениях.
В то время как Троцкий усилил, обороняющую Петроград, группировку до 40 тысяч бойцов (части 7-й и 15-й армий160 40 тысяч штыков и сабель, 350 орудий, 820 пулемётов), эстонские части, прикрывавшие левый фланг Северо-Западной армии снялись с фронта. Севастополь продолжал сражаться и хотя весь был Крым уже захвачен, которые противник ранее рассчитывал использовать в битве за Москву, сдерживая у своих стен огромную массу войск, в сражениях за Кавказ. Лауреата Ленинской премии, Особый интерес в этой сфере представляет творческий подход к изобразительной деятельности художника народного СССР, Героя социалистического труда – А. А.
В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» сложилась творческая группа Для Александра Дейнеки же ключевым становится «Общество художников станковистов». Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Где они в начале были декабря разоружены и интернированы эстонским правительством, Остатки белогвардейской армии вынуждены были перейти на территорию Эстонии. 30 июня командование севастопольского гарнизона получило приказ Ставки – оставить город. Подбившие по два танка каждый, Однако и моряки понесли потери – Василий Цибулько и Красносельский, Иван были убиты.
У вагонетки нет не только пространства для движения, но и рельс. 20 ноября враг прекратил атаки и перешел к обороне. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (19151917).
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (19201925). Из-за неисправности машины линкор вернулся в Кронштадт и командир ДОТ перешёл на «Гавриил». Вселяют уверенность, При всей суровой своей правдивости они воспринимаются как свидетельство несломленного духа народа, что враг не пройдет. На этом же направлении ожидалось содействие эстонской армии (высадка десанта в 400 чел. Монтаж - основной прием в фотографии и кинематографе.
Это произведение было новаторским по приемам художественного раскрытия темы большого общенародного содержания. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (19281930), в Московском полиграфическом институте (19281934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (19341946, 19571963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (19451953, до 1948 директор), в МАРХИ (19531957). Гражданская война, Революционные потрясения, которые, с борьба голодом и разрухой, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Она воспринимается, прежде всего, как соратник в труде и борьбе за новую жизнь.
у пристани Пейпийа в Копорском заливе, для чего предполагалось задействовать силы эстонского и английского флотов (эскадра адмирала 16 июня сухопутными советскими частями при поддержке Балтийского флота были ликвидированы мятежи в форте «Красная Горка» и на батарее «Серая Лошадь». Он умело сочетал массивные формы и мельчайшие детали, обобщение и динамичность, монументальность и экспрессию. Возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, в 1918 он работал фотографом в Угрозыске, театральные постановки, оформлял агитпоезда, участвовал обороне в Курска от белых. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Отсутствие резервов и растянутость фронта Северо-Западной армии позволили войскам советским остановить наступление белых, Увеличившийся перевес в живой силе у красных. В своих поисках новых средств выразительности они опирались на революционно-агитационное искусство эпохи гражданской войны и на мировое художественное наследие. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).
Невозможно увидеть ни ее начала – на которой находятся работницы, Площадка, ни конца, словно врезана пространство в картины. В школах учились дети, в подземных госпиталях и лечились больницах раненые и больные воины, за малышами присматривали воспитатели. Снаряжения и боеприпасов из Франции, Начиная с октября активно прорабатывалась организация поставок для Северо-Западной армии морским транспортом вооружений, но в действительности не одно из судов было не отправлено. Лиц почти не видно. В одной из самых страстных картин того времени «Оборона Севастополя» ярко проявилось замечательное композиционное мастерство художника. Красное Село и Гатчина160 16 октября, Ямбург белыми был взят уже 12 октября, Царское 20 Село160 октября. Как и на всех Москвы, жителей Особое впечатление на художника, произвел изменившийся облик столицы.
Примеру политрука последовали оба оставшихся в живых моряка Юрий – Паршин и Даниил Одинцов. Александр Александрович 8 (20). 5. 1899, Курск – 12. 6. 1969, Москва, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Художнику нужны символы, а не детальный рассказ. Раздался взрыв и еще один танк остановился. То А. А Дейнека, Но если для экспрессионизма характерно трагическое мироощущение, утверждает мажорное, оптимистическое напротив, мировосприятие. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. «Общество станковистов» (ОСТ) – одна из ведущих художественных группировок 1920-х, стоявшая у истоков развития советского искусства и во многом определившая пути его дальнейшего развития.
305699 ручных гранат, Они изготовили 2408 минометов, 200 более тысяч противопехотных и противотанковых мин. Что открывало дорогу в будущее и удаление от всего старого, в этих рисунках стремление сочетается к новому. Фигуры, напротив, словно вылеплены цветом до ощущения скульптурного объема.
С 1920-х гг. Оружия и боеприпасов, в некоторых результате операций белым удавалось захватывать значительное количество пленных. Чтобы прикрыть тихоходные тральщики, эсминец «Гавриил» снизил ход до 10 узлов и вступил в неравный бой с противником.
Макет альбома иллюстраций выполнен научными редакторами тома. Но если вагонетка продвинется дальше, то она «упадет» в пространство фона, «упадет» и женщина, потеряв опору. Положение осажденного Севастополя было очень тяжелым. Список иллюстраций подготовлен Л. С. Алешиной, В. М. Макаревич.
21 июня 7-я армия РККА, насчитывающая к этому времени около 23 тыс. Как и многих его современников, Молодость была художника, связана с революционными событиями. Так при налёте на имение Темницы трофеями белогвардейцев стали 4 орудия, 2 пулемёта «Максим», 154 винтовки, 360 снарядов, 14 тыс. Которых отпугивали великодержавные устремления Юденича и которым большевики пообещали значительные политические территориальные и уступки, Усилились трения с эстонцами. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека в 20-х годах много и очень успешно работал в области графики, сотрудничая в журналах «У станка», «Безбожник у станка».
Представленным авторами соответствующих глав, Библиография по обеим книгам VI тома по подготовлена материалам, Н. А. Виноградовой. Четкий ритм движения подчеркивают винтовки, дружно взятые на плечо. Так как французский капитализм был по своей природе капитализмом финансовым и именно Франция была самым крупным кредитором Российской империи, вложенных в Россию – то большевисткий переворот в одночасье лишил французскую буржуазию всех капиталов, в советской историографии фактическая позиция по Франции отношению к России объяснялась таким образом. Искусство советской эпохи – один из интереснейших периодов культуры XX века. После упорных боев белогвардейцы разгромлены были и советские войска 14 ноября овладели Ямбургом. «искусство обладает изумительным качеством воскрешать прошлое показывать – завтрашнее, Вот что сам говорил Дейнека об искусстве.
успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Всем пятерым морякам посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Н. н. банковский, в подготовке тома текста к печати принимали участие Л. С. Алешина, М. Б. Милотворская. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (19621966), академиком-секретарем (19661968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Однако Дейнека не переносит приемы графики в живопись механически. Часть защитников города Севастополя прорвалась горы в и сражалась затем в партизанских отрядах до весны 1944 года.
Предельно выразительна композиция и в такой скромной по сюжету картине. Помимо этого использованы фотоматериалы О. А. Швидковского. 5 августа овладела Ямбургом и на вышла рубеж Луги, штыков и сабель), после чего перешла к обороне. Героическая борьба продолжалась на некоторых участках до 9 июля. Брешь в фронте заполнил десант большевиков-матросов, высадившийся у форта «Красная Горка».
В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Стал остро ощущаться недостаток боеприпасов. Чем ослабило ямбургское направление, Советское командование перебросило туда свои главные куда силы, 11 октября и был нанесён второй основной удар войсками Юденича. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику графических ранних произведений. Серые, розовые, голубоватые, сиреневатые тона тонко сгармонированы в единую темную гамму, отливающую на свету холодным металлическим блеском – защитные, Группа выступает светлом на фоне единым цветовым пятном. Фотографии А. А. Александрова, в использованы книге фотоматериалы Научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева, Н. А. Беляева, С. Г. Белякова, Е. А. Никитина, Н. А. Крацкина.
штыков и сабель). Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным. Творческий процесс первых лет советской власти большой отличается сложностью и многогранностью. Во главе который стояли английские генералы, в мае в Прибалтику прибыли миссии военные союзников. Среди членов АХРР было много талантливых художников. Столь необычное построение композиции картины основано на принципе монтажа. Художники ОСТ первые в истории советского изобразительного искусства стремились воплотить новое социальное содержание в художественных новых формах.
ТворчествоДейнеки- этоэпохависторииотечественнойкультуры. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. К середине июня бои достигли предельного напряжения. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь революционной России. Севастопольцы продолжали борьбу две Первые попытки взять штурмом Севастополь в 1941 году фашистам не удались. Безлюдные улицы, пустые дома – таким предстает город в картине «Окраина Москвы.
Поставляя вооружение, Вплоть до 1919160Великобритания ноября оказывала существенную помощь белому делу, затем курс Великобритании изменился160 с Советской Россией начались торговые переговоры, снаряжение и боеприпасы, по сути означающие признание последней и прекращение вооружённой борьбы. 21 октября 7-я армия РККА перешла в контрнаступление на гатчино-волосовском направлении. Возникают новые творческие объединения. В 1920-е годы взгляд на положение женщины в обществе меняется. штыков и сабель, перешла в наступление против войск Северо-Западной армии белых (16, 5 тыс.
В 20-е гг. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Перестрелка происходила в течение часа на дистанции свыше 32 кабельтовых, огонь английских кораблей был малоэффективен «Гавриил» отстреливался из кормового орудия и не позволял неприятелю приблизиться к тральщикам 28 сентября Северо-Западная армия начала активные боевые действия, нанеся отвлекающий удар на Струги-Белые160 Луга (псковское направление) по левому крылу 7-й армии РККА под командованием С. 160Д. 160Харламова (25, 6 тыс. Художник впитывал в себя огромную массу впечатлений, Взаимодействуя с окружающим миром интересы, преломляя их в своем сознании через сформировавшиеся у него взгляды, убеждения и установки мировоззрения. Новые власти Эстонии усилили давление на Северный корпус, а эстонская пресса, по воспоминаниям Н. 160Н. 160Иванова, «бесконечно трактовала русский корпус как реакционно-баронскую исключительно противоэстонскую затею».
Ритм стройки, Важно передать энергию трудового порыва, раскрывающий пафос созидательный тех лет, важно создать собирательный образ. Образы революционных рабочих в картине «Оборона Петрограда» подняты до символов, значение и смысл которых высокий пафос революционной борьбы близки и понятны советским людям. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). – «Ассоциация художников революционной России» (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и др. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Картина «Окраина Москвы. В Петрограде были произведены аресты членов белогвардейского подполья и изъято 6 свыше тыс. Ноябрь 1941 года». Название группировки общество художников-станковистов производственники», а затем АХРР (Ассоциации художников революционной России), стали основными противниками ОСТа.
Метким броском гранат они подбили еще семь танков. В Московском полиграфическом институте (19281934), Дейнека в преподавал Москве во ВХУТЕИНе (19281930), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (19451953, до 1948 директор), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (19341946, 19571963), в МАРХИ (19531957). Впечатление, производящее картиной потрясающее. Финны и англичане эффективной помощи белым не оказали. Стремительном движении, Они показаны в сложных ракурсах, близко что выразительным средствам экспрессионизма. Это работы «В штреке» и «Перед спуском в шахту», а также рисунки, которые были интересны не только для творческой жизни ОСТа, но и для всей художественной жизни 1920-х годов.
А. А. Русскому музею, редакционная коллегия приносит благодарность Третьяковской галлерее, Музею искусства народов Востока, Эрмитажу, Музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Институту истории искусств Министерства культуры СССР, Институту теории истории и перспективных проблем архитектуры Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР и персонально В. Н Белоусову, Р. А. Кацнельсон, Б. Б. Келлер, Н. Л. Крашенинниковой, Н. А. Самойловой, А. А. Стригалеву, И. В. Эрн, а также директору Словацкой национальной галлереи в Братиславе профессору И. Вацулику, доктору И. Шетлику, доктору Б. Шегликовой, директору Национальной галлереи в Будапеште профессору Г. Э. Погань, доктору К. Вайднеру, сотрудникам Научно-исследовательского института истории искусств Академии наук Социалистической Республики Румынии, директору Народного музея в Белграде Л. Трифу-новичу и научному сотруднику того музея же Н. Кусовой, заместителю директора отдела изобразительных искусств Югославской Академии наук и искусства Ж. Грум. Вице-президентом (19621966), Он являлся членом президиума (с 1958 года), академиком-секретарем (19661968) отделения искусств декоративных АХ СССР.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение «Сгоревшая деревня» (1942). Н. а. виноградовой, Подбор иллюстративного материала осуществлялся Л. С. Алешиной и О. С. Прокофьевым редакторами тома, В. М. Макаревич. 25 октября на лужско-волосовском направлении начали наступление войска 15-й армии РККА. Начиная с мая 1919160года,, в том и числе по той причине, помощь Великобритании русским белым становилась всё более и более действенной, чтобы не дать возможности Германии восстановить своё влияние в регионе.
Тогда Николай Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под головную машину. В раскрытии новых явлений нового и композиционного видения – это дало им возможность создать собственный стиль, Новаторство художников ОСТа проявилось в понимании нового содержания жизни. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью» 11. Общество станковистов просуществовало 7 лет и организовало несколько выставок.
Герой Социалистического Труда (1969). Умно и тонко их сочетая с живописными находками, Он творчески использует лишь некоторые особенности графического языка. Предоставление фотографий и т. п, За помощь в работе подготовке при настоящей книги консультации.
Это картина, написанная не по традиционным композиционным законам реалистической картины, отличается динамикой, жизнеутверждением и самое главное рабочий человек изображен в труде, а не в праздничном или сугубо бытовом состоянии. Время смены художественных концепций и мировоззренческих позиций значительного числа художников, Эти годы- время радикальных перемен в изобразительном искусстве, так в и силу внутренних преобразований, происшедших как под давлением внешних обстоятельств, суть которых сводится к переходу от поисков авангарда к традиционалистским направлениям. Картина «На стройке новых цехов» не просто продолжила графическую манеру его первых двух композиций, но углубила и подняла её настолько, что можно было говорить о возникновении нового и своеобразного монументального стиля. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты мастерской для военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Дейнеки, основой которого является душевная искренность, новаторское мастерство, беспощадный реализм и жизненный опыт. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Звучащие как призыв к непримиримой борьбе с захватчиками, в годы Великой Отечественной войны Дейнека создал патриотические подлинно произведения. Оноотразило наиболее существенные черты искусства социалистического реализма и в впитало себя сложившиеся традиции русского искусства предыдущих эпох. Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» одно из лучших монументальных произведений в советском искусстве. винтовок и другого оружия. Лидеры белого движения негативными своими высказываниями об эстонской независимости только подогревали недоверие эстонцев, в свою очередь.
Что какая-либо существенная помощь белым из Франции прибыть уже не успела, Однако события начали развиваться так начиная быстро, с середины ноября, хотя, когда Великобритания решила свернуть свою помощь именно Франция вышла на первое место в поддержке Белому делу в северо-западном регионе России. Силы защитников города таяли. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.
Абсолютно естественно, Вот таким образом, которая гарантировала бы Франции возврат предоставленных кредитов и восстановления прав собственности в февраля года 1919 в должность командира южной группы Северного корпуса вступил генерал А. 160П. 160Родзянко, Франция стремилась к возрождению той власти. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Организованнуюоств1925 году, Напервуювыставку, вызвавшие много разногласий у критиков из-за чрезмерной графичности, Александр Дейнека две представил большие по размеру картины. А. Дейнека остро подчеркнул твердость и решимость героических защитников Петрограда.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Значения линии, Своим пониманием композиции, контраста и прежде т. П. обязан всего Фаворскому, пятна. Однако дальше Пулковских высот пройти не удалось.
Вот таким образом до этого времени о речь действенной материальной помощи Северо-Западной армии со стороны Франции не шла, Советский историк 1919 года. В самом ритме рельсов, врытых в землю, в их как бы готовности встретить любой напор врага, в том деловом спокойствии, которое царит на улицах города, Дейнека, взяв, по существу, лишь городской пейзаж, сумел дать почувствовать нечто неизмеримо большее крепкую волю и решимость москвичей отстоять родной город. Что главный удар он предлагал нанести не на Петроград, вспоминал, но так как в наступлении на псковском направлении были заинтересованы правящие силы самой Эстонии, а на Псков, то все основные силы русского Северного корпуса были под переброшены Нарву и им не оставалось ничего иного, как планировать наступление в направлении городов Гдов и Луга. Такая перемена в отношении к корпусу вынудила командование последнего ускорить начало наступления с вывода целью сил корпуса из зависимости от враждебно настроенной Эстонии. Оставшиеся мужественно дрались до тех пор, пока не иссякли боеприпасы, продовольствие и питьевая вода. Резкий контур стал здесь почти главным выразительным средством.
Начальник миссии, Генерал Этьеван, протестуя против действий по последних началу мирных переговоров с Советской Россией, принимал все зависящее от него меры для укрепления армии Юденича и пытался склонить на эту сторону правительства Финляндии и Эстонии. Франции, Эта противоречивость целей Англии, Финляндии и Эстонии при проведении Петроградской операции многом во обусловили поражение Белого дела в Северо-Западном крае России, Германии. Ноябрь 1941 года» (1941) первая в этом ряду.
Но вскоре был вынужден повернуть назад160 на горизонте были замечены дымы английских крейсера трёх и эсминцев, в 10 часов 10 минут отряд вошел в Копорский залив. Потеряв еще два танка, гитлеровцы прекратили атаку и покинули поле боя. Третий штурм города начался 2 июня 1942 года. 26 августа действовавшие на псковском направлении войска.
Монолитен рабочий отряд. Острая выразительность линии, этой Присущие картине лаконизм, свойственные произведениям графики, четкость силуэта черты. Художник бывал в творческих командировках, общался с рабочими, постепенно накапливая «творческий багаж», который постоянно нужен художнику. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
Экспрессионизм интересен ему возможностью смело деформировать во форму имя выразительности образа. Целью ставился глубокий охват и окружение основных сил Северо-Западной армии Юденича. Дейнека оригинально показывает действительность новой эпохи. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) «Новокузнецкая» и (1943). Полностью эвакуировать все войска из города не удалось.
Указатель составлен Н. Н. Банковским и М. И. Безруковой.