И все это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Труд был сезонным весной и осенью. Его задача – задавать ритм движения.
Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году художественной на выставке произведений живописи и искусства. В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. В каждом есть свой центр –персонаж, на который прежде другихобратишь внимание. Чьей фигуры и лица практически видно не за другими, За головой этого бурлака виднеется ещё один труженик единственный на картине. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.
Выкинул из юношеского вдохновения все, в короткое время художник созрел и возмужал и явился теперь с картиною, что еще в нем было незрелого или нетвердого, с которою едва ли в состоянии помериться многое из что всего, до сих пор создано русским искусством. Какие художественные средства использует автор. В его фигуре внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Когда другой, Он работает над картиной уже года, два в котором рассказывает о встрече с бурлаками и чувствах, не менее талантливый человек создаёт произведение, вызванных этой встречей.
Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. (Краски – лёгкие, радостные, густые, мрачные, тревожные, плотные цвет – блёклый, размытый, спокойный, яркий, неяркий, беспокойный, звонкий. ) Как вы думаете, с какой целью написан этот текст. Со всклокоченной головой, Это дремучие какие-то геркулесы, неподвижно вниз висящими руками, бронзовой от солнца грудью и жилистыми. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта.
И всё это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. В результате. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему.
На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. В его фигуре внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Не жалость к бурлакам звала теперь художника писать картину, Нет, а и уважение любовь к ним. Вторая группа – четыре следующихперсонажа. Окончательный вариант картины был завершён в марте 1873 г. Впереди трое «коренников». Без которых мы не сможем говорить о художника труде и о картине, Но прежде нам нужно уяснить значение слов. Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы.
Зарисовываяживописные волжские пейзажи, в 1870 году Репинвместе с художниками иМакаровым Васильевым предпринял поездку на Волгу. Целое лето провели художники на берегахвеликой русской реки изучая их характеры, приглядываяськ бурлакам. Низко пригнувшись к земле, Тотчас позади них свою натягивает лямку, тоже в лохмотьях и с волосами, ещё третий богатырь, перевязанными тряпкой. Идут в шаг эти одиннадцать человек, Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бичевы, тела наклонив вперед и в такт раскачиваясь внутри своего хомута, живая машина возовая. Идущий босиком в яркой розовой рубашке, Лишь мальчик, сразу выбивается всей из этой серой, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, покорной, безответной вереницы.
В Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, недалеко от Жигулей, 15 в верстах от Самары. Ни одной цельной шапки и картуза дыры всюду и лохмотья, Нет ни одной цельной рубахи на этих пожженных солнцем плечах, всюду онучи и тряпье. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге». Не менее выразитель и другие бурлаки. Это великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Бедность и унылую действительность жизни мужиков, Задавшись целью отразить не только горе и духовную страдание, красоту своего народа, но и несгибаемость, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге». С этогодня он не мог отделаться от образабурлаков.
Зарисовывая живописныеволжские пейзажи, Целое летопровели художники на великойрусской берегах реки изучая их характеры, приглядываясь кбурлакам. Что-то в нёмвосточное, древнее. Не похожие друг на друга характером, Одиннадцать бурлаков на картине все и они разные, отношением к работе и жизни, возрастом. Будто тягловые животные, Они запряжены, что потому эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий их тела напряжены. В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Эти записи вам понадобятся, когда вы будете писать отзыв о картине. широкие просторы великой русской реки.
В глазабросается крупный мужчина с чёрнойбородой). Не смотря на жару, На нём, так как он знает, плотная одежда, лёгкая что рубаха быстро истреплется на такой работе. Которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую Именно жизнь, в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, что такое радость и счастье, где они стали хозяевами и узнали, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды. (Научно-популярный, рассуждение). Первая группа – эточетыре первых бурлака. Два великих человека создали свои произведения независимо друг от друга.
Каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, Тянуть против течения нелегко их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками так – удобнее тащить. Жаркий летний день и безбрежная река. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. И чувства их похожи. Бесконечно раскинувшаяся, в Репина картине перед вами широкая, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем.
Другим придется тянуть и сильнее они вскоре почувствуют это, Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы. Он поставил перед собой задачуизобразить их на полотне. Идущий босиком в яркой розовой рубашке, мальчик, Лишь сразу выбивается из всей этой серой, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, покорной, безответной вереницы. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Какие мысли и чувства она вызывает.
Что за кроткая сила, бессознательная Что за покорное стадо, что за нищета и тут же что за бедность. Он стал восхищаться ими. Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Которые предназначались для отправки на Всемирную выставку, Впервые картина была выставлена в Петербурге выставке на произведений живописи и скульптуры, организованную в Вене. Суда не контрастируют с пейзажем, они также выполнены в светлых тонах.
Как уже отмечалось, Репина потряс контраст между бурлаками и тем, что их окружает. Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Бурлацкие песни, самой известной из которых является «Эх, дубинушка, ухнем» исполнялись рабочими не просто ради увеселения, а для того, чтобы скоординироватьсилы артели во время выполнения наиболее тяжёлых трудовых задач. Замученная непосильной работой и все вместе они – не угрюмая ватага, умных, а настоящее товарищество свободолюбивых необыкновенных, людей. С тех пор громадные превращения произошли с нею.
Смутные очертания холмов за широкой водной гладью впечатление усиливают необъятности и глубины волжского пейзажа, Узкая полоска берега, что позволяет художнику еще резче оттенить « Давней традицией преподавания литературы в школе является привлечение произведений живописи. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Озлобленно смотрит «Илька-матрос», бредущий справа. Бесконечно раскинувшаяся Волга, в картине г. Репина перед вами широкая, словно млеющая и заснувшая палящим под июльским солнцем. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы.
Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника философскимскладом ума, наблюдений, Последолгих необычной запоминающейсявнешностью. Собственно контраст был сохранён, Хотя замысел первоначальный претерпел значительные изменения. Что такую работу выполняли группы людей артели, Естественно, численность которых достигать могла 150 человек.
Несколько раз ездил на Волгу, Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, наблюдая за людьми, провел немало времени с бурлаков, артелью узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Стоящегонеизмеримо выше своей среды. » Репинрешил его поставить впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученныхлюдей, Была в его лицеособая незлобивость человека. Писатели Ф. М. Достоевский и В. Г. Короленко, Среди последних были художник И. Н. Крамской, который приобрёл картину, а также великий Владимир князь Александрович Романов. Потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, Их задача в ватаге этой – контроль идущих позади, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства».
Но она была тогда почти еще только эскизом. Идут в шаг эти одиннадцать человек, Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бечевы, наклонив тела вперёд и в такт внутри раскачиваясь своего хомута, живая машина возовая. Работа с картиной не является самоцелью, она уместна лишь тогда, когда способствует лучшему усвоению программного материала, помогает в достижении образовательных и воспитательных целей. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. В 1870 году Репин вместе схудожниками Васильевым и Макаровымпредпринял поездку на Волгу. () Тут же за их спинами, немного фальша и ухитрившись поменьше везти идёт отставной, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку позади всех жёлтый, как воск и иссохший старик он страшно болен и измождён и, кажется, немного дней остаётся ему прожить он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки.
И даже некоторая безысходность, в его отразились взгляде и усталость, что дорогу всё же осилит идущий, но в то же время – осознание того. Это дремучие какие-то геркулесы, со всклокоченной головой, бронзовой от солнца грудью и жилистыми, неподвижно висящими вниз руками. На которых вы кратко записали свои впечатления первые от этой картины, Взгляните на те листочки. Кто ее видел, Уже года два тому назад картина эта пробыла несколько дней выставке на Общества поощрения художников и поразила всех. Что происходит вокруг, Они размышляют и говорят обо всём, чувствуют глубоко радости и печали жизни.
Где можно было увидеть настоящий тип бурлака, Друзья посоветовали ему на отправиться Волгу. Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд. Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил философскимскладом художника ума, Последолгих наблюдений, необычной запоминающейсявнешностью. Высокий старик с трубкой флегматично взирает на мир из-под полей потрёпанной шляпы. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно.
Он требует, Кроме того, чтобы каждый член артели работал в полную силу – здесь нельзя отлынивать перекладывать и груз на чужие плечи. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. Стоящегонеизмеримо выше своей среды. » Репинрешил поставить впереди его бурлаков, возглавляя им шествие этих измученныхлюдей, Была в его лицеособая незлобивость человека. Лицо которого казалось Репину похожим на лицо античного философа, в центре священник бывший Канин. Он суетливо и порывисто ведёт свою работу и частит ногами ещё дальше кто-то вроде бродячего грека, Обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, он беспокойно поднимает свой всё ещё великолепный, с чертами всё ещё наполовину античными ему тошно и непривычно, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом на – плечах у него жилет с единственной болтающей и сверкающей на солнце пуговицей.
Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, Яркое солнце освещает всю артель, полными светом и воздухом бескрайними ясностью просторами, пейзажа. По которому бредёт усталая артель, Бурлаки изображены на фоне безмятежного голубого небо неба занимает почти половину картины полоски речной глади и светло-жёлтого песчаного берега. Люди, Её содержание далеко от современной действительности, пугают их своей схожестью с теми изображённые на непонятны ней современным школьникам, кто оказался за бортом нормальной жизни. Не похожие друг на друга люди связаны верёвкой-бечевой, Какие замечательные, то есть бурлацким общим трудом.
Милостивый государь. Посмотрите внимательно на картину, сосредоточьтесь на ней. Он узнал, что среди бурлаков разные люди: бывшие солдаты, священники, учителя. Онпоставил перед собой задачу изобразитьих на полотне.
Этот, кажется, всюду перебывал, всех во краях света отведал жизни и попытал счастья и сам стал похож на какого-то индейца или эфиопа – низко пригнувшись к земле, Тотчас позади них натягивает свою лямку, тоже в лохмотьях и с волосами, еще третий богатырь, перевязанными тряпкой. Природа создает пластику и фон главного сюжета. Дома вы должны были уточнить значения этих слов. (Слушаем аудио, у учащихся на столах тексты стихотворения Некрасова) Когда Репин узнал бурлаков ближе. Его беды и проблемы – надежды и Сам радости, художник очень любил эту свою картину простого народа. Он опустил голову почти к самому плечу юноши кажется, что дремлет.
В длинных белых космах и босиком, Один только и шумит задорно кипятится мальчик и картины, являющийся центром и шествия и всего создания. В тексте-рассуждении должен быть тезис. Возвышено и усовершенствовано, Почти теперь все в ней переделано или изменено, чем нынче сделалась картина, так что прежнее создание просто ребенок против того. Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками.
Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Вопросы и задания. К какому стилю и типу речи отнесёте этот текст. Он здорово потратился на развесёлых гулянках, что Возможно и вынудило его пойти в бурлаки.
Вряд ли когда-нибудь еще мы являлись в Европу такими с многочисленными и значительными образчиками русского художественного творчества, в самом деле. Впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров – путь кажется бесконечным Но когда группа бурлаков приблизилась, Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, ведь он каждого знал лично и по именам, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, а перед зрителями картины завершенные предстают образы. Это картина г. Репина «Бурлаки на Волге». Что для этих людей уже не существует в жизни радости, Видно, безжизненных в потухших глазах ни мыслей, на их лицах выражение покорности, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Важно не только научить учащихся чувствовать произведение искусства, но и судить о нём, выражать своё мнение. Справа от Канина бородатый бурлак, который словно олицетворяет дикую первобытную силу. Они занимают центркартины идут по диагонали к левомунижнему углу её.
Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. Однако под влиянием художника Ф. А. Васильева, раскритиковавшего такую композицию как «искусственную» и «рассудочную», Репин пересмотрел свой замысел. На котором кроме бурлаков художник изобразил жизнерадостных дачников, Появился и первый акварельный эскиз картины, как и окружающей с природой, контраст с которыми, произвёл на художника сильное впечатление. Что герои картины конкретные – люди, Несмотря на то, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Ваше восприятие картины изменится после того, Может быть, её место в творчестве как художника, вы узнаете историю создания картины.
Что люди одеты в лохмотья – под ремнем одежда быстро истирается и Неудивительно, ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Бодрый, Вторую половину шествия составляют: крепкий, опустив голову, коренастый старик он прислонился плечом к соседу и, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета за ним отставной рыжий солдат, единственный человек изо всей компании обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, на плечах у него жилет с единственной болтающейся и сверкающей на солнце медной пуговицей: он суетливо и порывисто ведет свою работу и частит ногами дальше еще кто-то вроде бродячего грека, с чертами все еще наполовину античными ему тут тошно и непривычно, он беспокойно поднимает свой все еще великолепный, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом. Следующий вероятно, сельский щёголь. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. (Плеснул на холст живое солнце. ) Найдите искусствоведческие термины в этом тексте. Но главное он обут в сапоги, что среди бедняков считалось, да и было особым шиком. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино.
Способствует развитию эстетических чувств и восприятий, Такая работа углубляет проникновение литературное в произведение. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно. Как и судно, Окружающая природа написана в светлых тонах и небольшой вдали, парусник которое тянут бурлаки.
Размахиваясь из стороны в сторону, тихо Последний шагает, быть может, как маятник, наполовину в дремоте и абсолютно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний и отделившийся от всех. Репинбыл поражён контрастом между эти ми«чудовищами» и господами, беспечногулявшими по берегу. Ближе золотится тихо надувающийся парус бедного судёнышка, Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, тяжело ступая по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих на лаптей сыром песке, а впереди идёт ватага бурлаков. Запишите кратко, Напишите на листочке свои впечатления, не а предложениями Отложите эти листочки, отдельными словами.
Завершают эту ватагу бурлаковтретья группа из трёх человек. Так назывались рабочие, которые тянули против течения речные суда при помощи каната. Непривычный к бурлацкой доле юноша словно пытается освободиться от лямки. Несмотря на тяжелые условия труда, Этот тяжелый труд подневольный не сделал бурлаков рабами, убогими, герои картины не выглядят жалкими. Их почерневшие от солнца и тяжёлого труда лица резко выделяются лениво-благостном на фоне, а вот тёмные рубища. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке.
Замечательный русский критик В. Стасов писал: «Картину «Бурлаки» я нахожу одною из самых замечательных картин русской школы, а как картина на национальный сюжет – она решительно первая изо всех у нас. С этого дня он немог отделаться от образа бурлаков. Которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, что радость такое и, где они стали хозяевами и узнали. Размахиваясь из стороны в сторону, Последний тихо шагает, быть может, как маятник, наполовину дремоте, в и абсолютно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний и отделившийся от всех. Что-то в нёмвосточное, древнее. Неизгладимое впечатление произвела на Репина встреча с бурлаками.
За их спинами, Тут же идет отставной, фальша немножко и ухитрившись поменьше везти, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую люльку позади всех желтый как воск и иссохший старик он страшно болен и изможден и, кажется, немного дней остается ему прожить он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Послушаем отрывок из стихотворения Некрасова. Сохранились карандашный эскиз промежуточная и версия – выполненная маслом, Художник долго искал наиболее удачную композицию. По историчности взгляда, Ни одна другая не может с сравниться нею по глубине содержания, по интересу пейзажа и внешней обстановки в связи с действующими лицами наконец, по силе и правдивости типов, по своеобразию художественного исполнения». Работать с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» очень сложно и ответственно.
Но это не так. Могучий художник и мыслитель, По плану и по выражению своей картины г. Репин значительный, красотой и совершенством, но вместе с тем он владеет средствами своего искусства с такою силою, как навряд кто-нибудь ли еще из русских художников. Репин был поражён контрастоммежду эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу.
За неё художник получил приз, однако не остановился в своих поисках. А его быстрый сердитый взгляд, Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, бранящаяся на всех, его своенравная, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, все это и протест оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день.
Сейчас, возможно, далеко не все знают, кто такие бурлаки. Тогда же возник замысел картины. Иногда бурлаки ничего не зарабатывали, Оплата была крайне низкой, ещё задолжав и нанимателю, а возвращались домой. Он публикует стихотворение «На Волге». «Бурлаки на Волге» вызвали значительный отклик, мнения диаметрально разделились. Кто-то всю жизнь в бурлаках, а кто-то лишь короткое время.
Труд бурлаков использовался с XVI в. и до конца XIX в. Эта тяжёлая профессия полностью исчезла лишь появления после пароходов. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Каков он здесь. Крепкий, опустив голову, коренастый старик он прислонился плечом к соседу и, торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета ним за отставной рыжий солдат, единственный человек из всей компании – бодрый, Вторую половину шествия составляют. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Их центр – юноша в розовойрубахе.
В длинных белых космах и босиком, Один только шумит и задорно кипятится мальчик и картины, являющийся центром и шествия, всего и создания. Ряд критиков счёл картину «профанацией искусства», тогда как другие высоко оценили творение Репина. Их центр – этоКанин. Репин «заболел» ими. (по песчаному берегу медленно движетсягруппа оборванных и бурлаков. Их измученных одиннадцать.
Ближе золотится тихо надувающийся бедного парус суденышка, Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, тяжело ступая по мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, а впереди идет ватага бурлаков. Их можно разделить натри группы. Изменилось ли ваше восприятие после знакомства со статьями искусствоведов. Вот таким образом нельзя не предвещать этому молодому самую художнику богатую художественную будущность. Выпишем на листочек определения, которые автор подбирает к словам краски, цвет.
Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески работа тяжелая сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба. Ещё через три года закончена картина Репина «Бурлаки на Волге» и многие подумали, что эта картина – отклик на стихотворение Некрасова. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, а его быстрый сердитый взгляд, его своенравная, бранящаяся на всех, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, – всё это протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем, дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади.
Выражения лиц, Все персонажи картины в – действительности встреченные живописцем люди, которых он подробно изучил. Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы. На ногах у них лапти, Его товарищи одеты в рваньё, а жилетка, он на нём белая рубаха навыпуск, картуз.
Художник делал наброски, эскизы изучал лица и характеры бурлаков, даже шагал рядом с ними по берегу Волги, чтобы почувствовать их состояние Три года шла работа над картиной.