Хх в. – начале ХХ в. ЛОНДОН. 16 августа в Национальной галерее Лондона посетителям представили «Поклонение золотому тельцу» (1634 154 times 214 см) кисти французского художника Никола Пуссена (1594 – 1665), писавшего живописные произведения на историко-мифологические темы. Никола Пуссен «Всемирный потоп», «Смерть Германика», «Взятие Иерусалима», «Тайная вечеря», «Ревекка», «Жена-блудница», «Моисей младенец», «Поклонение золотому тельцу», «Иоанн Креститель, крестящий в пустыне» и «Аркадские пастухи».
Москва, Именно в это время Пуссен пишет свою знаменитую картину Великодушие (1640, Сципиона ГМИИ им. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Возвращает вражескому военачальнику Аллуцию его невесту Лукрецию, Полководец Сципион Старший прославившийся время во войн Рима с Корфагеном, захваченную Сципионом во время взятия города вместе с военной добычей. Особенно сильно интриговала против него покровительством пользовавшаяся королевы школа Вуе. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума1.
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Он сознательно исправлял природу, Создавая идеальные образы на основе реальности, принимая из нее прекрасное отбрасывая и безобразное. Главные герои, Как и в исторических картинах, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть как пейзажа, правило. Через что определил дальнейший путь, в изображении фигур держался он антиков, по какому пошла после него французская школа живописи.
Пушкина). В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с » (Москва, ГМИИ им. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Он сознательно исправлял Создавая природу идеальные образы на основе реальности, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное.
Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-27, (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он показывал совершенных героев, самоотверженных, великодушных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия.
Населённый мудрыми и совершенными Он людьми, представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир. Он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Суд Соломона», «Пейзаж с большой дорогой», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», автопортрет второй – «Пейзаж с Диогеном», Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. «Пейзаж с апостолом Матфеем», Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств) – в котором раскрыл глубокое философское христианских значение догм. На полотне «Спящая Венера» (ок. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира.
В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр),, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля, Пуссен был французским первым живописцем. Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия.
Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств). В. Первый план равнина, небо или морская гладь, третий – горы второй гигантские деревья, в картинах чётко отделены пространственные планы.
Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Но у него образовалась партия противников, в Париже Пуссен имел много заказов и жил там до своей самой смерти, в лице художников и кавалера Кассиано дель-Поццо. Что благодаря любви к классицизму, Ему принадлежит та заслуга, на некоторое время был приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному, которую он внушить умел своим соотечественникам. «Пейзаж с » (Москва, Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо создал Пуссен цикл картин «Семь таинств», ГМИИ им – в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-30, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр).
В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). А остальные фигуры расположены по кругу, Танцующая Флора в находится центре их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Он взял их из рук их и сделал из них литого тельца и обделал его резцом. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. А остальные фигуры расположены по кругу, Танцующая Флора находится в центре их позы и жесты подчинены единому ритму этому благодаря вся композиция пронизана круговым движением. Там же, на родине Пуссен получил и первоначальное художественное образование, которое продолжил по наступлении 18 лет в Париже. Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца.
Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Они чем-то напоминают античные скульптуры, Фигуры написаны с мягкой помощью и выразительной светотени. Через что определил дальнейший путь, в изображении фигур он держался антиков, по какому пошла после французская него школа живописи. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.
На полотне «Спящая и другие). Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, но в и продуманности композиции. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он показывал героев, совершенных великодушных, самоотверженных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской. » В новоевропейской культуре «золотой телец» символ наживы, власти, денег, богатства, алчности (при этом в Библии золото является лишь материалом из которого был изготовлен идол, а осуждению подвергается поклонение другому «богу», то есть нарушение первой и главной заповеди (да не будет у тебя других богов) и нарушение второй заповеди сотворение кумира). Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет.
Чередование планов подчеркивалось полосами и света тени, Пейзажи Пуссена многоплановы иллюзия простора и глубины придавала им эпическую мощь и величие. А. С. Она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце, Одна из женщин кладёт руку на своего плечо соседа. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и в Возрождения Рим стекаются молодые иностранцы. Который воспринял традицию стиля классического Леонардо да Винчи и Рафаэля, Пуссен был первым французским живописцем.
Постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, Ясность идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Пуссен был особенно в силен пейзаже. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Он представлял Древнюю Грецию как идеально-прекрасный мир, населённый мудрыми и совершенными людьми. Ему принадлежит та заслуга, что благодаря любви к.
А. С. Герои, то есть из смерти возрождается новая жизнь, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, круговорот природы – и страдавшие безвременно погибшие на земле, Картина раскрывает важную для мастера мысль. Для украшения Луврской галереи, в году 1639 Пуссен был приглашён кардиналом Ришельё в Париж. Персонажи сгруппированы возле надгробия и движениями связаны рук – Композиция картины проста и логична. По заказу которого Пуссен пишет картины для его капелл в и Фонтенбло Сен-Жермене, Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его творчеству внимание Людовика XIII. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, Пейзажи Пуссена многоплановы иллюзия простора и глубины придавала эпическую им мощь и величие.
Дрезден, 1630, оставаясь при этом недосягаемым идеалом, Картинная богиня галерея) любви представлена земной женщиной. Идея картины – служение долгу. В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-35 (Прадо, Мадрид). Образ получил отражение в арии Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст» (в русской версии «На земле весь род людской»), в названии романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок».
Идея картины – служение долгу. Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Барокко, Но они вдохновлялись произведениями итальянского мастеров маньеризма, караваджизма. Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет характерными зрелого чертами стиля мастера.
С. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. «Весна», «Осень», «Зима» – устроенного согласно высшим законам разума он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с сценами, библейскими в результате рождался образ идеального мира, «Лето», символизирующими историю мира и человечества.
Ясность действия, противопоставление группировок, композиции стройность – архитектоничность, в этом произведении выявились основные черты классицизма. Где изображены герои античных мифов, Это поэтическая аллегория происхождения цветов, в превращенные цветы. Достигнутыми в этом роде живописи болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, Воспользовавшись результатами, который, он создал так называемый «героический пейзаж», будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах у служил него сценой для изображения идиллического золотого века. Через что определил дальнейший путь, в изображении фигур он антиков, держался по какому пошла после него французская школа живописи. Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в этом произведении основные выявились черты классицизма. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии».
Связь живописи с театральным искусством была закономерной для XVII художника века столетия расцвета театра. в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». А. С.
Хранителем королевских художественных коллекций и Познакомившись библиотеки, с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. Которые не сохранились, в 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть картин больших на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Расчленив его на ряд планов, Художник расположил и фигуры предметы в неглубоком пространстве. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира.
Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Далее его учили Кентен Варен и исторический художник Жорж Лаллеман. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей метода творческого Пуссена был рационализм, но и в продуманности композиции. Пушкина). Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов.
В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. Показывая и воспевая примеры высокой морали, произведениями Своими он воспитывал совершенную личность, гражданской доблести. Облаков и деревьев их Но фигуры мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). Но у него образовалась партия противников, в Париже Пуссен имел много заказов, Брекьера и Мерсье, Филиппа в лице художников Вуе, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.
В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Первый план равнина, небо или морская гладь, третий горы – второй гигантские деревья, в чётко картинах отделены пространственные планы. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). Призывавших к мужеству и достоинства сохранению перед лицом смерти, Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков. Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество и любви высшей справедливости.
Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это Смерть сама обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение. Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664). Выньте золотые серьги и принесите ко мне, ваших сыновей и дочерей ваших – которые в ушах ваших жен и сказал им Аарон. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Пуссен обладал глубоким знанием рисунка даром и композиции, Никола Пуссен Как исторический художник.
Высохшее дерево с обshyломанными за сучьями его спиной символически наshyпоминает о неумолимо приближающейся расплате. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника XVII века расцвета столетия театра. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649).
Пушкина). Из которых большая часть хранится в Луврском музее, к лучшим историческим картинам Пуссена, должны быть отнесены: «Когда народ увидел, в Париже, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, бы который шел перед нами ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. В 1624 г., будучи уже довольно известным художником, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, произведения которых дали Пуссену обильный материал для его композиций. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века.
Где четко выражены принципы классицизма, Картина относится к зрелому творчества периоду мастера. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это сама обращается Смерть к героям и разрушает их безмятежное настроение. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью.
Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Мягкий по колориту и нежный по настроению написан пейзаж довольно условно и больше похож на театральную декорацию. Прославляющее победу долга над личным Им чувством, отвечает строгая ясная композиция и само содержание. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Образ золотого тельца использовался в фильме «Догма». Несмотря на трагическое содержание, художник Однако, повествует о столкновении жизни и смерти спокойно.
В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. Герои, то есть из смерти возрождается новая жизнь, обрели покой и радость в саду волшебном Флоры, круговорот природы – страдавшие и безвременно погибшие на земле, Картина раскрывает важную для мастера мысль. Даже в драматических древней эпизодах истории он старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. Что цвет это лишь средство создания для объёма и глубокого пространства, Но художник был убеждён, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции.
Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. Древней истории, Обращаясь темам к античной мифологии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи, Библии. Она словно пытается помочь ему с примириться мыслью о неизбежном конце, Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа. Главные герои, Как и в исторических картинах, расположены на плане переднем и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа, как правило. Расчленив его на ряд планов, расположил Художник фигуры и предметы в неглубоком пространстве. Они чем-то напоминают античные скульптуры, написаны Фигуры с помощью мягкой и выразительной светотени.
Что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, Но художник был убеждён, он не отвлекать должен глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. Библейских или античных героев, Темами его картин этого периода были и добродетели доблести властителей. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века.
Древней истории, Обращаясь к темам античной мифологии, Пуссен раскрывал современной темы ему эпохи, Библии. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и похож больше на театральную декорацию. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Которые видели в классицистической живописи художественный идеальный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV, Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена.
Персонажи сгруппированы возле надгробия связаны и движениями рук – Композиция картины проста и логична. Несмотря на трагическое содержание, Однако, художник повествует столкновении о жизни и смерти спокойно. Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет характерными чертами стиля зрелого мастера. Облаков и деревьев, Но фигуры их мифических героев малы и почти незаметны среди огромных гор.