Свежести, в свободно раскинувшейся под сенью дерева все богине исполнено грации, жизнелюбия. Особенное впечатление уже в это время производит на него искусство Рафаэля. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Творчество Пуссена в первое десятилетие пребывания Риме в стилистически довольно разнообразно.
Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Связь живописи с театральным искусством была для закономерной художника XVII века столетия расцвета театра. В 1665 году он умер в Риме. Время посеребрило темные волосы стареющего мастера, но не лишило твердости осанки, придало чеканную и мужественную строгость крупным чертам лица, проницательную зоркость взгляду, укрепило чувство мудрого самообладания и спокойного достоинства.
Из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки синих чудесных цветов, которую держит нимфа Эхо, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635 "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-39 обе – в Лувре, Париж). Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню.
Возвращает вражескому военачальнику Аллуцию его невесту Лукрецию, Полководец Сципион Старший прославившийся во время войн Рима с Корфагеном, захваченную Сципионом во взятия время города вместе с военной добычей. Особенно показательны в этом плане такие его работы, как серия «Чудес Моисея» (одна из картин «Иссечение воды», 1649, Эрмитаж), в которой центральным является образ пророка и вождя, силой своего разума и воли спасающего свой народ, «Великодушие Сципиона Африканского» (Москва, ГМИИ) или «Суд Соломона» (Лувр). (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов. Что отображает либо радость его кончины, либо подбадривание боевыми товарищами. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, Пейзажи Пуссена многоплановы иллюзия простора и глубины придавала им эпическую и мощь величие. Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей метода творческого Пуссена был рационализм, но и в продуманности композиции.
В 19 и даже 20 и веках, позже, находя в его произведениях непреходящие художественные ценности, многие художники Франции обращаются к наследию Пуссена. Умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека, Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм как воспринимается непосредственное отражение разумного начала. Размышления о судьбах человека, Его привлекала красота человеческих тема чувств, поэтического творчества. Знаменитый пейзажный цикл Четыре времени года выполнен художником в последние годы жизни (16601664, Париж, Лувр).
Но все они выражают художника представление о природе как о чем-то величавом и значительном, Пейзажи Пуссена очень богаты и разнообразны по мотивам. Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. В раннем варианте (16281629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир. Четкий силуэт выделяют ее в Светлый пейзаже, тон тела богини, вместе с тем ритм движений связывает ее фигуру е поэтическим образом природы, отдаляют от пастухов.
Он с присущей ему пытливостью изучал Римской ландшафты Кампаньи, Прогуливаясь в окрестностях Рима. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. В ее созерцании человек обретает свою истинную По сущность, мысли Пуссена в слиянии с могущественной природой. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор).
Отсекающей прядь своих длинных волос, Страстной порывистой противопоставлены Эрминии, теряющий силы Тапкред и сосредоточенный оруженосец. Показывая и воспевая примеры высокой морали, Своими произведениями он воспитывал личность, совершенную гражданской доблести. Картина построена на излюбленном художником контрасте синего, красного и оранжево-желтого. Древней истории, Обращаясь к темам мифологии, античной Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи, Библии. Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни. Сюжет его взят из поэмы Тассо Освобожденный Иерусалим. С которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона, в мюнхенском господствуют полотне различные оттенки серого.
Даже в драматических эпизодах древней истории он старался увидеть торжество любви высшей и справедливости. Французский художник. Словно вырастающий из серых скал, Циклоп Полифем играет свирели на песнь любви морской нимфе Галатее. Любви антиохийской царевны, амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено эрмитажное полотно (1630-е). Художник утверждал мерилом человеческой ценности личные достоинства, заслуги героя перед страной. Но обстановка маленького нормандского городка способствовала мало его развитию, Пуссен рано почувствовал интерес к искусству.
Воды и теплых коричневатых тонов почвы скал и Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба. Насыщенность сочного горячего колорита, свобода и широта письма на крупнозернистом холсте, внимание к передаче света сближают Пуссена с Тицианом. Значение имущества Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Усиливая настроение тревоги, Сверкающие серебристо-синие развеваются одежды и вторят движению героини.
Не случайно их часто называют героическими. Полных свежести восприятия и тонкого лиризма, Его живые впечатления переданы в пейзажных чудесных рисунках с натуры. Идея картины – служение долгу.
Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. Здесь все дышит спокойствием. Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. Значительное разнообразие красочных сочетаний, характерное для многих ранних работ, уступает место более рассудочной и отвлеченной колористической системе, строящейся на сопоставлении больших планов локальных цветов.
Отравленным завистливым императором Изображен Тиберием, момент прощания семьи и легионеров с исполненным душевного благородства полководцем Германиком. Во внешней упорядоченности, Идеал красоты глазах в Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности композиции, гармонии, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма ("Смерть Германика", около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Которые могли иметь воспитательное Он значение, все чаще обращается к таким сюжетам из Библии или античной истории, добродетели ибо главной целью своего искусства мастер считал пробуждение в своих современниках высоких понятий разума, героизма. Их статуарность и близость к античным формам и пропорциям показательны для искусства зрелого мастера, Характер фигур. Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.
Муза, стоящая рядом с Аполлоном живое олицетворение прекрасного. Вергилия и Тита Ливия, ранних Из работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия исполненные по заказу Дж. Что благодаря любви к классицизму, Ему принадлежит та заслуга, на некоторое был время приостановлен развившийся у французских художников вкус к вычурному и манерному, которую он умел внушить своим соотечественникам.
В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Пушкина). Многие мифологические картины 1620-х конца начала 1630-х годов характеризуются большой близостью к искусству Тициана. Который становится для него второй родиной, в 1624 году Пуссен едет в Рим, его вся дальнейшая творческая жизнь связана с этим городом. В 1612 приехал в Париж.
Пушкина). Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Вода, хлынувшая на землю, неумолимо поглощает все живое. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения.
Сохраняя в пейзаже более свободную живописную манеру, чем в фигурах композиции, уделяя внимание передаче освещения, Пуссен выявлял ясные чередования планов, гармоничные соответствия форм, линий, ритмов. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Которым присущи черты барочного пафоса («Мучение св, Он ряд пишет больших картин на религиозные сюжеты. Пуссен стремится к образов созданию совершенных и обобщенных и вырабатывает каноны красоты, Отбрасывая все конкретное и индивидуальное, все более близкие к античным. Зима изображает потоп, гибель жизни. Пуссен опирается на непосредственные наблюдения итальянской природы, Правда, но перерабатывает он эти наблюдения и вносит в свои пейзажи принцип рационалистической организованности и строгого расчета. Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с » (Москва, ГМИИ им. Чуждый карьеризма и внешнего успеха, Пуссен прожил достойную, благородную жизнь.
Которым Пуссен не только следовал, в этих словах отразились эстетические принципы но классицизма и был в живописи их создателем. Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский художник и рисовальщик. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно и условно больше похож на театральную декорацию. И в 1640 году после настойчивых приглашений от имени короля Пуссен приехал на родину, слава Его достигла Парижа. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок.
Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (16281629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Монументальность и ясность построения, пространственного Пейзажи Пуссена отличают широта видения. Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (15941665). Это в основном композиционные наброски для картин. Суровых, Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров и сильных полных достоинства людей.
Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу их позы и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. С середины 1630-х годов в творчестве Пуссена вырабатываются характерные все особенности классицистического стиля. (1649, Эрмитаж), «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, ГМИИ), в котором величественная природа служит ареной для одного из подвигов Геракла, мирный и радостный «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (ок.
Чем в поздних фигурных композициях, в своих пейзажах придерживается Пуссен более свободной живописной манеры и значительное внимание уделяет передаче освещения. Гармония героев Пуссена результат огромных усилий разума и воли. Ранненого в поединке Танкреда поддерживает его верный друг Вафрин. Синими и красными красками, Картина насыщена желто-золотистыми, что придает особую ей торжественность. В трактовке форм линейно-пластическое начало все более доминирует над колористическим.
Творческая практика оказалась гораздо шире нормативных положений доктрины. А также произведения Рафаэля, Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, художников маньеризма школы Фонтенбло, Тициана, мастеров болонской школы, занимался перспективой, также а анатомией и математикой. А. С. Трактовка пейзажных форм отличается ясностью и строгостью очертаний, четкой пластичностью. А также Тициана и Романе, Джулио Наряду с античным наследием его привлекает искусство мастеров Возрождения прежде всего Рафаэля, а из современных художников работы представителей болонской школы. Причем в построении композиций Пуссен обычно использует приемы римских рельефов главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана, Пространство четко делится на планы, уравновешенных все движений, строится на точно продуманном ритме рассчитанных. Образы объединены общими строем чувств.
Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Вершиной пейзажного искусства мастера являются четыре картины изображающие времена года (16601664, Лувр), в которых глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы. Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр).
Но стоически мужественное лицо Германика, Яркий верхний свет красная и тога акцентируют обессилевшее тело и побледневшее, сохраняющего невозмутимое спокойствие духа. (Спящая Венера, Картинная галерея, Дрезден Нарцисс и Эхо, Лувр, Париж Ринальдо и Армида, . «Лето», где представлена сцена жатвы, пора горячего труда, олицетворяет мысль о зрелости и полноте бытия.
Живописная манера становится все более тщательной и гладкой. Пуссен (Poussin) Никола (1594-1665), французский художник и рисовальщик. Ибо мы почти не знаем ранних работ мастера, о характере творчества Пуссена эти в годы судить трудно. Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.
Они приобретают подчеркнуто идеализированный характер и в трактовке рационалистическое образов начало подавляет эмоциональное. Персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями – рук Композиция картины проста и логична. Сюжет луврской картины «Триумф поэта» (Париж, Лувр) как будто граничит с аллегорией увенчание лавровым венком юного поэта в присутствии бога Аполлона и Каллиопы, музы эпической поэзии.
Умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека, Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается непосредственное как отражение разумного начала. Пейзаж залит пламенеющим блеском вечерней зари. К лучшим историческим картинам Пуссена из которых большая часть хранится в Луврском музее, в Париже, должны быть отнесены: Никола Пуссен. С этого времени искусство античное становится для него образцом в его творческой деятельности. Пуссен редко изображал страдания Христа. Иоанн на Патмосе" (около 1644-45 институт искусств, Чикаго) серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж) в завершающем эту серию полотне "Зима или Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии. Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти.
Особенно показательна «Смерть Германика». «Мое естество, отмечал он, влечет меня искать и любить вещи прекрасно организованные избегая беспорядочности, которая мне так же противна, как мрак свету». Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден "Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им.
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград "Орион", около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира "Св. Внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу раненому рыцарю Танкреду, Художник здесь воспел чувство амазонки Эрминии. Где четко выражены принципы классицизма, Картина относится к периоду зрелому творчества мастера. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода (q uotМоисей иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж обе – около 1648 "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Нигде нет спасения. Расчленив его на ряд планов, Художник расположил фигуры предметы и в неглубоком пространстве.
Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» светлой мечте мыслителей-утопистов 1617 вв. В этом произведении выявились основные черты классицизма: ясность действия, архитектоничность, стройность композиции, противопоставление группировок. Как и образ человека в фигурных композициях, в пейзажах Пуссена природа и идеализирована подчинена таким же строгим нормам и канонам. На полотне «Спящая и другие). Для выражения больших морально-этических проблем, составивших содержание его искусства, Пуссен находил простые, строгие, законченные живописно-пластические формы.
Что цвет это лишь средство для объёма создания и глубокого пространства, Но художник был убеждён, он не должен отвлекать глаз зрителя от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. В них сильнее выражено идеальное начало, пейзажи Живописные Пуссена лишены этого чувства непосредственности. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635 "Израильтяне, собирающие манну", около 1637-39 обе – в Лувре, Париж). Впечатление гармонии и величия целого определяется общим приглушенным тоном картины, построенной на сочетании серебристо-зеленого, пепельно-серого, голубого. Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Эти пейзажи были последними работами художника.
Оно как бы создавало особый мир, Расположение предметов и фигур в картинах Пуссена приобрело первостепенное значение, темпу звучанию и подчиненный своему ритму. С конца 1640-х годов важную роль в творчестве мастера играет пейзаж. Верных гражданскому долгу, в полотнах своих он показывал совершенных героев, великодушных, самоотверженных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия.
«Весна» (в этом пейзаже изображены Адам и Ева в раю) это цветение мира, детство человечества. Хотя и несколько обособленное положение, к концу 1630-х годов Пуссен приобрел большую известность завоевал и в художественной жизни Рима почетное. Чистых уравновешенных форм, Господствует язык строгих, линейный совершенен и цветовой ритм. Лежащая в основе этой картины, Глубокая философская идея, выражена в кристально и ясной классически строгой форме.
Картинная галерея, ("Спящая Венера", Лувр, "Нарцисс Дрезден и Эхо", Париж "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных искусств им. В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Надежда римлян был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия, мужественный Германик и доблестный полководец. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Эразма», Ватикан). В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. Случайное отбрасывается все в его строго картинах обосновано, Изображается только главное второстепенное, продумано, рассчитано, так что содержание воспринимается с большой легкостью. Трагическая «Зима» последнее произведение художника.
С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Лежащая в основе этого произведения, философская Глубокая мысль, в цельности замысла, выражена в классически строгой форме. Все действующие лица расположены подобно рельефу.
Подчеркнутый первоплановыма фигурами воинов и четким членением архитектурным композиции, Строгий ритм, вносит организующее начало в движение. Первый план равнина, небо или морская гладь, третий горы – второй гигантские в деревья, картинах чётко отделены пространственные планы. В 1642 году он возвращается в Рим, который уже не покидает до конца жизни.
А затаенная грусть, отличается Картина необыкновенной цельностью замысла и выполнения, придает ей абсолютно своеобразную прелесть, которой она проникнута. Искания Пуссена прошли сложный путь. С его внешней простотой, Композиционное картины, построение в своем роде образцово для классицизма.
Что на его одет голову венок, Лишь только обратив внимание, что перед кроватью стоит римский император, становится понятно. Сюжет заимствован у римского историка Тита Ливия. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о "Модусах", определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений). 1650 г., Лувр).
На уровне стоящего на земле человека, Он выбирал обычно средний горизонт, где взгляд может охватить обширные пространства равнины и к тяготел местностям, горные массивы и скалы, морские просторы. Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, будучи компонован сообразно уравновешенного правилам распределения масс, который, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Она сказывается в общем жизнерадостном настроении композиций, в характере образов, в трактовке пейзажа, в сочном горячем колорите, свободной живописи и внимании к передаче света. Создатель французского революционного классицизма, Подлинным его продолжателем в явился конце 18 века Жак Луи Давид. Иоанн на Патмосе" (около 1644-45 институт искусств, Чикаго) серия из 4 картин на тему времён года (около 1660-65, Лувр, Париж) в завершающем эту серию полотне "Зима или Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии.
Несмотря на трагическое содержание, Однако, художник повествует о столкновении жизни смерти и спокойно. С 1640-х гг. Передача индивидуального сходства не препятствует созданию глубоко обобщенного образа. Напоминая им о неизбежности Эта смерти, случайная находка заставляет задуматься аркадских пастухов. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Среди многочисленных рисунков Пуссена лишь некоторые пейзажные выполнены наброски с натуры. Он создал синтетический образ природы как могущественного, Вдохновляясь поэтическими образами Римской и Кампаньи описаниями Древней Эллады Вергилием, организованного целого рождался героический пейзаж.
Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление. Пламенных страстей, Красные отсветы воспринимаются заката как отзвуки минувших грозных событий. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии» напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. Постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Ясность, Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для. Марина (бистр, перо, около 1622-24, Королевская библиотека, Виндзор). В то же время в таких картинах, как «Смерть Германика» (1627, Рим, Палаццо Барберини), «Избиение младенцев» (Шантильи, Музей Конде), (Эрмитаж), уже проявляются многие черты классицистического стиля строгость и упорядоченность композиции идеализированный характер образов, напоминающих фигуры античных рельефов.
С 1620-х годов Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (Смерть Германика, 1626-1627, Институт искусств, Миннеаполис), поэтические композиции на мифологические и литературные темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас 1630-1635, Прадо, Мадрид). Москва все три – около 1625-27 "Царство Флоры", Картинная А. С. Пушкина, галерея, около 1631-1632, Дрезден "Танкред и Эрминия"). Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Помимо живописных работ Пуссена большую и самостоятельную вполне ценность имеют его рисунки. Разделение на планы подчёркивалось и цветом.
Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Крупнейший и наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля, Тициана, художников маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и математикой.
Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это сама Смерть обращается к героям и их разрушает безмятежное настроение. Более четко классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. Не оказавшего на него заметного влияния, Получив первые уроки провинциального у художника Варена, по сути дела, Пуссен в дальнейшем как художник формировался, самостоятельно. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). В нем угадывается отклик распространявшиеся на но Франции того времени тираноборческие идеи. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом. Его торжество воспринимается ярко и Идея образно, картины рождение прекрасного в искусстве, без малейшей надуманности.
Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). Учился у К. Варена и других французских художников с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 – в Париже) испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная.
Вергилия и Тита Ливия, Из ранних работ Пуссена лишь достоверны рисунки на сюжеты из Овидия исполненные по заказу Дж. В 1640-1642 Пуссен работает в Париже при дворе Людовика XIII ("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора", около 1641-42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим.
Облаков и деревьев, Но их фигуры мифических героев малы почти и незаметны среди огромных гор. Учился у К. Варена и других французских художников с 1624 жил в Риме (в 1640-1642 – в Париже) испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. Они свидетельствуют о необыкновенно тщательной подготовительной работе мастера над его каждой композицией. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем.
Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен делает природу воплощением совершенства и целесообразности (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все в Лувре, Париж). Любовь Эрминии уподобляется героическому подвигу. В и кавалера Кассиано дель-Поццо и жил там до самой своей смерти. С 1640-х гг.
Большую ценность представляют рисунки Пуссена композиционные и исполненные с натуры (перо, кисть, бистр) в свободной, живописной манере. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). Бросающегося на меч, Гибель Аякса, страдания Смилы влюбленных и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта. 1630 г., Эрмитаж) одна из самых драматичных работ мастера, отмеченная глубоким и искренним чувством. Развивая принципы идеального пейзажа, Пуссен представляет природу воплощением совершенства и целесообразности он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии ("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград "Орион", около 1650-55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе стоицизма)мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира "Св. С.
1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. Фигуры пахарей, в глубине стада, с ними в согласии живут фавны, пастухов и наяды лесные боги. Пышные деревья, Громоздящиеся скалы, прохладные родники, кристально-чистые озера, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из расположен которых параллельно плоскости холста. Массы строго уравновешены, Прозрачный воздух в его пейзажах объему сообщает каждого предмета кристальную чистоту. Осыпающая их белыми цветами, Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках, лучезарный и свет бога Гелиоса.
Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде покоряют всего жизненной полнотой образов. Образ природы как олицетворения гармонии высшей бытия проходит через все творчество Пуссена. «Пейзаж с Полифемом» (1649, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) воспринимается как торжественный гимн природе.
Французский художник. Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или ситуации иной Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности. Скульптурной определенности форм и четкости Пуссен моделировок, стремится к предельной досказашюстн. Которые художник получил в Париже, Однако заказы почетные на декоративные работы, а придворные интриги делали мучительным пребывание Пуссена при дворе, мало соответствовали его склонностям и характеру дарования. Пуссен почти не имел учеников, но уже в середине и во второй половине 17 века его искусство оказывает очень большое влияние на многих французских художников, а классицистический стиль приобретает во Франции господствующее значение.
Москва все три – около 1625-27 "Царство А. С. Пушкина, Флоры", Картинная галерея, около 1631-1632, Дрезден "Танкред и Эрминия"). Созданный им классицистический стиль получил дальнейшее развитие французском во изобразительном искусстве на протяжении последующих столетий. Пленительная песнь любви зачаровывает природу. Подчиненных простейшим геометрическим формам, Строгая организованность и рассудочность композиций, граничат с математического ясностью расчета. Но круг художественных интересов Пуссена достаточно широк. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). Видя в нем воплощение своих собственных эстетических идеалов, Здесь Пуссен с увлечением изучению отдается античного наследия.
Пуссена всё чаще увлекают образы природы. Разума, Классицизм художественное направление и стиль в литературе и пластических искусствах Франции XVII столетия опирался на античное ренессансное и наследие и отражал идеи общественного долга, возвышенного героизма и безупречной морали. В 17501760-х гг. 1627). В фигурных композициях художник руководствовался исключительно изучением классического искусства (прежде всего античных рельефов) и выработанных на его основе норм.
Он родился на севере Франции близ города ле в Анделис семье военного выходца из обедневшей дворянской семьи. Однако сон ее тревожен, поза беспокойна. Главные герои, Как и в картинах исторических расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа, как правило.
Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей иссекающий воду из скалы", Эрмитаж, Ленинград "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж обе – около 1648 "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Все осеняет чудесное темно-голубое небо с легкими белыми облаками. Она нежна и мужественна, Образ Эрминии в сложен, ее лице и страх и надежда, взволнованна и решительна. Рационалистический принцип полностью торжествует в его искусстве. «Весна», «Осень», «Зима» – устроенного согласно высшим законам разума он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, в рождался результате образ идеального мира, «Лето», символизирующими историю мира и человечества. В этой картине изображающей римского полководца на смертном одре и воинов, приносящих клятву верности и мщения, Пуссен прославляет гражданское мужество и доблесть героя, жизнь и дела которого могли быть примером и для его современников. Через что определил дальнейший путь, в фигур изображении он держался антиков, по какому пошла после него французская школа живописи.
Пробудившиеся чувства и мысли прослеживаются художником в их градации и кульминации, Отношение к смерти, в нюансировке тонкой характеров. Содержание его искусства, в поздний период творчества Пуссена философское, углубляется его этическая значимость. Оно, Жизнь природы исполнена в художника пейзажах драматического напряжения, всегда приходит к гармоническому разрешению, однако.
Последователи Пуссена и прежде всего деятели французской Академии восприняли в основном внешние лишь стороны искусства великого мастера, Правда, превратив его художественные принципы в застывшие схемы. Только что сойдя с коня, Эрминия, чтобы перевязать ему раны, устремляется к возлюбленному и взмахом сверкающего меча прядь отсекает своих белокурых волос. Величественна фигура художника. Патетике парадных портретов 17 в. противопоставлен идеал абсолютной мыслящей личности.
Где получает возможность познакомиться с работами крупнейших итальянских мастеров Возрождения как непосредственно, в начале 1610-х годов переезжает он в Париж, так и по гравюрам. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Слагая композицию из самостоятельных элементов, Показывая различные характеры и судьбы людей, который, Пуссен подчиняет их строгому гармоничному о порядку, точки зрения классицизма, царит в жизни. Повороты, Тонко найденные смещения, отодвинутое в сторону дерево, фигур, движения летящий амур все эти приемы, не лишая композицию ясности и равновесия, вносят в нее чувство жизни. Органически связанную и уравновешенную с ландшафтом, Нередко Пуссен вводит в пейзажи свои архитектуру.
Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж).
Они чем-то напоминают античные скульптуры, Фигуры написаны помощью с мягкой и выразительной светотени. Пуссен чаще обращался к пейзажу. Этическая значимость центрального образа и героическое звучание этой композиции предвосхищают многие более поздние работы мастера.
Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции, Никола Как Пуссен исторический художник. Который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи Рафаэля и Пуссен был первым французским живописцем. Каждый пейзаж имеет символическое значение. В 1612 приехал в Париж. Мужественное лицо выражает внутреннее достоинство, решительный поворот головы самоутверждение. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) программное произведение классицизма.
Он видит ценность человека в силе его интеллекта, Художник для прежде Пуссена всего мыслитель, в творческой мощи. Как правило, Композиции четко делятся на планы они, в центре просвет дается вдаль, ограничены с краев кулисами. Единодушно устремленные к ложу полководца легионеры исполнены готовности совершить подвиг во имя справедливости бурно проявляющие свои чувства, Личные переживания приглушены и выражены в тихой скорби небольшой группы женщин детей и у изголовья Германика, она выступают воплощением коллективной воли. Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти. Они составляют неотъемлемую изображенного часть ландшафта и всегда подчеркивают и усиливают его эмоциональное звучание, Не играя самостоятельной роли. Пуссен преклонялся перед ее Подобно величием, писателям-утопистам и мыслителям-пантеистам своего века с их проникновенными гимнами природе.
Особенно важное значение для философско-художественной концепции имела Пуссена тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии. А гражданственный пафос служение родине и составляет долгу образный смысл этого полотна, Но не личное горе. Она словно пытается помочь ему примириться мыслью с о неизбежном конце, Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа. Что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного и обдумывания напряженной работы мысли, Величайший французский художник XVII века Никола Пуссен говорил. Но по его жесту – нацеленному верх пальцу, указательному Один из гостей повернут к нам спиной, что он делает какое-то заявление, видно. А. С.
Библейских или античных героев, Темами его картин этого периода были и добродетели доблести властителей. Оливковое золотистые, Темные, оранжевые краски предгрозового вечера летнего передают чувство напряженной жизни природы, красные. Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (16261628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита «Вдохновение поэта», (Париж, Лувр),, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Которое входит в произведения Пуссена, Драматическое начало, его придает образам возвышенный характер.
Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). Москва, Именно в это время пишет Пуссен свою знаменитую картину Великодушие Сципиона (1640, ГМИИ им. Он сознательно исправлял природу, Создавая идеальные образы основе на реальности, принимая из нее прекрасное и отбрасывая безобразное. Природа у Пуссена арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала.
К числу лучших работ этого круга принадлежат знаменитая «Спящая Венера» (Дрезденская галерея) и «Детство Вакха» (Лувр). В памяти поколений остались искусство художника и неразрывно слитый с ним его образ в созданном им позднем «Автопортрете» (1650, Париж, Лувр). Прославляющее победу долга над личным чувством, отвечает Им строгая ясная композиция и само содержание. Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Несмотря на это, рисунки Однако, Пуссена характеризуются большой непосредственностью и эмоциональностью.
Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). В конце 1623 Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме.
Могучие горы, Звукам мелодии внимают теплое южное море, нимфы и тенистые сатиры, рощи и населяющие их божества, пахарь за плугом и пастух среди стада. Герои, то есть из смерти возрождается новая жизнь, обрели покой и радость в волшебном саду круговорот Флоры, природы – страдавшие и безвременно погибшие на земле, Картина раскрывает важную для мастера мысль. Но всегда очень свободной, Они выполнены пером и кистью бистром в разнообразной, отличающей их от законченных живописных произведений мастера и эскизной живописной манере. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Населённый мудрыми и совершенными людьми, Он представлял Древнюю как Грецию идеально-прекрасный мир.
И природа, Вспышки молнии прорезают тьму, ночную предстает оцепенелой и неподвижной, охваченная отчаянием. Мифологическими и литературными сюжетами, массив Основной его произведений связан с библейскими. Но у него образовалась партия противников, в Париже Пуссен имел много заказов, Пуссен создаёт произведения, в лице художников Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический предвосхищающие строй, суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации.
В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями. В своих пейзажах Пуссен всегда изображает человеческие фигуры, обычно это мифологические или библейские персонажи. В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Здесь все соразмерно, легко читается с первого взгляда и все значительно.
Что Полифем, Впечатление безграничности пространства усиливается тем, вдаль, смотрит изображенный спиной к зрителю. В которых сказалось увлечение Тициана, колоритом Античная тема его ранних работ, утверждает светлую радость жизни. В конце 1623 Пуссен – в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом. Но к этому времени относится и «Снятие со креста» (ок. Что, Решение образов полностью подчинено классическим канонам, не исключает в работах лучших этого периода их своеобразную, однако, хотя и отвлеченную выразительность. Исказившие традиции великого мастера, Его истинными наследниками стали не французские академисты второй половины XVII века, сумевшие формах в этого искусства выразить новые идеи своей эпохи, а представители революционного неоклассицизма XVIII столетия.