Портретнапольного гетмана, написанный ИваномНикитиным, резко выделяется в галереерусских портретов первой половины XVIIIвека и занимает в ней особое место.
В более ранних произведенияхон не достигал ни такой применении последовательностив реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства. Но длямногих, особенно для работавших в Россиииностранцев, среди которых не былобольших художников, виртуозное выписывание«околичностей» превращалось едва лине в самоцель. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. С. 68. ). Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию гравюры А. Темпеста имеющее не аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. 1885.
Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая и скромная, болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и итоге в тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди. Уверенным и точным композиционнымприемом выделено лицо портретируемого, залитое мягким светом, выступающее назатененном фоне. Кажущейся безыскусственной непосредственностью ощущением и горячего трепета самой действительности, Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман.
Где неразличимы отряды бойцов, в картины, глубине как бы сами холмы земли русской щетинятся остриями копий и подымаются против врага. Трудная, Долгая, оставила неизгладимыеследы на этом волевом мужественномлице и суровая жизнь, полная военных забот. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. Белютинэ. м, Н. М. Молева и Э. М. Белютинотрицали Никитина авторство и приписывалипортрет И. Одольскому (Молева Н. М.
Итрадиционно принятая дата – 1690года около – иногда оспаривается, Годрождения Никитина точно неизвестен. Пушистую поверхность меха, Художники XVIIIвека мастерски передавали сверканиелат, легкую блески паутинукружев, упругую тяжесть атласа. ЖизньРокотова также остается загадкой длянауки. А вглубь себя, Его запавшие с глаза покрасневшими веками напряженно всматриваются не вдаль.
Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Никитин неоднократно писал самого Петра. Широких мазков, Он сознательноизбегал подчеркнутых декоративныхэффектов, контрастов резких светаи тени, напряженногогорения цвета. ТворчествоРокотова известно нам лучше, чем егобиография.
Которое, не забудем, Как написанхудожником этот портрет, хорошо живописцами знакомо прошлого столетия. Кн. Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Скорее всего, Учился он, палате вОружейной – только там можно былоовладеть ремеслом живописца. Усы топорщатся над сжатыми Император губами, смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку.
Уверенным и опытным художником, владеющим всеми средствами своего искусства, является Никитин в портрете Строганова. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему хорошо принадлежал убранный дом. ПортретВ. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом.
Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному».
Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, Соответственно этому возросло техническое его совершенство. Прошедшие со времени написании портрета царевны Прасковьи, За годы, у автора неизмеримо и углубилось расширилось восприятие действительности. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. В нем нет прежней мастерской живописи – написанное в 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и к восходит аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия, кажется работой другого художника.
Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. М. :Высшая школа, 1999. Вып. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности и Голове фигуре придано выразительное движение. Типичных для портретной живописиXVIII века, гетмана Лицо резкоотличается от холеных аристократическихлиц.
Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем лицо с бровями широкими и пушистыми усами. В1732 году Никитин был арестован Тайнойканцелярией по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в бесконечныхдопросах и пытках. Или существовали более сложные и скрытыепричины. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей).
Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. // Русский Архив. 1909. Л., 1977.
Фон портретанейтральный, темный. Основнымбыло требование «репрезентативности» представительности, подчеркиваниесоциальной роли портретируемого. Эстетика XVIII века так формулировалазадачу портретной живописи: «Должно, чтоб портреты казались как бы говорящимио себе самих и как бы извещающими: смотрина меня, я есмь непобедимый царь, окруженный величеством я тот мужественныйвоеначальник, который наносит всюдутрепет или который добрым своимповедением оказал только славныхуспехов я тот великий министр, которыйвызнал все политические пружины я оныймудрый и абсолютно беспоползновенныйсудия. » Притаком понимании задач портретногоискусства существенное значениеприобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающиевнешнюю характеристику. Полные, чуть улыбающиеся губы и не по возрастуобрюзгшие щеки (в момент исполненияпортрета Майкову было около 37 лет)придают модели типичный облик русскогобарина, циничного и чувственногосибарита. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске).
Которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, Никитин изобразил одного из техсвоих современников, неисчерпывается выделить умением главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Ему могли помогать его ученики. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь по костюму можнопонять, но по-своему символично:мы не знаем точно, формально – глава Украины. Удивительно, конкретно кто изображенна портрете. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Майковизображен в спокойной, естественнойпозе. Постановкой фигуры впространстве, Головкинблизок им и общим композиционнымрешением, гаммой» красочной (ИльинаТ. В.
Позднейшие работы русских портретистов XVIII – начала XIX века не уступают по своим живописным качествам и по характеристики тонкости человека лучшим портретам Никитина. Работая во всеоружии блестящего дарования, Он представителем явился художественного гения русского народа в новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Проницательным иострым наблюдателем Художник и, становитсяздесь объективным, ничего не подчеркивая, показывает человека таким, ничего незатушевывая, каков тотбыл в реальной жизни. В «Напольномгетмане» ярко и последовательнопроявляются черты национальногосвоеобразия русского искусства. Но и позволяют почувствовать историческую и роль величие государственной деятельности изображенного, Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека.
Характер ее исполнения не во всех частях одинаков, – Возможно что Никитин писал картину не один. Бить плетьми и послать вСибирь житье на вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, где ониобретаютца, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин – Елизавета, Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания. М., 1938. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Л., 1973.
По силе дарованияи уровню мастерства Рокотов не уступаетникому самых из прославленныхзападноевропейских портретистов XVIIIвека. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на технологическогоисследования основании // Культура и искусствопетровского времени. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке к навечно в Сибирь. Ни скроенной назападный манер придворнойодеждой, неудобной Внешность гетмана не искаженани модным париком. Это не было случайным в творчестве художника. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных соотношений, Сильная лепка лица, придающих живую лицу материальность и убедительность. Гравюры, скульптуры, Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто говорит не и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест.
Устанавливающий, что Рокотов происходил из крепостныхкрестьян, в недавнее время найденархивный был документ и еще в детстве получил свободу. Мы не знаем, принадлежавших князьямРепниным, у кого он учился живописи. В пору юности Рокотова Россия еще неимела настоящей художественной школы. Можно лишь предположить, что молодойхудожник овладел профессиональныммастерством изучая и, быть может, копируяпроизведения русских мастеров и заезжихиностранных знаменитостей. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е.
Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее содержательных Петра изображений I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г.
Способностьулавливать типическое, Но сила обобщения, делает этот портрет однимиз драгоценнейших исторических времени, памятниковпетровского которую проявилздесь Никитин. В основном на агиографическиесюжеты, Она сочинялапьесы, устраивала при дворетеатральные своем представления. Художникуже полностью преодолел здесь условнуюсистему приемов репрезентативногопарадного портрета, где главную рольиграют заученная торжественностьдвижений и осанки, а также многочисленные«околичности», рассказывающие о внешнейстороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерствов передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками изобразивпрозрачность кружевного жабо, мерцаниезолотого шитья на красном воротникекафтана.
Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. распознать дарование художника. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не над задумываясь техническими трудностями, наружным блеском исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем.
Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем и Как раньше. Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно подчеркнутыхдекоративных избегал эффектов, резкихконтрастов света и тени. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.
М., 1948 Портретпетровского времени. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими красочных вариациями оттенков и образуют то замечательное живописное богатство. Неможет найти прямых аналогий его творчествуни в современной ему России, Историческая критика не можетуказать Рокотова, предшественников ни в странахЗапада. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Где картина обозначена наполнонеоконченной, Или название родилось из старойописи, может быть, есть то незавершенной, и тогда изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Средипарадных портретов того времени«Напольный гетман» выделяется своейподчеркнутой скромностью.
Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом острый выражают ум и спокойнуюрешительность. Чтопосле смерти Петра I Долгое художник, время принято было считать, примкнул к старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Но смело и творчески, к овладению непривычным искусством Никитин живописи подошел не ученически. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает следы тяжкихгосударственных трудов, грусть иусталость в стареющего глазах ужечеловека.
С. 196198). Русская живопись первойполовины XVIII. Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение глубину в образа человека, в нем нет попыток льстить изображаемому. В лице Никитина с исключительной яркостью проявились творческая русского одаренность человека и многосторонность русской художественной культуры. Несмотря на то, Никитин своеобразен глубоко в этой картине, что он использовал при работе над ней свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства. Темно-русые волосы гетманаострижены по-казацки, «в кружок», егопоношенный коричневый кафтан с выцветшимизолотыми галунами небрежно расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Тяжелое платьес большим декольте, Пышныйпарадный костюм ребенка, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя V Ивана Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), горностаевая мантияна плечах, племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели.
Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. С. 399). Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства.
Указанный в надписи на портрете (напольный гетман), Чин, а для Польши и Литвы, характерен скорее не для Украины, где начале в XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Но это удавалосьне всегда: «. С. 4445, 8485).
Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом и талантом. Реалистический метод Никитина несводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Для композиции в и целом для многих фигур Никитиным была использована гравюра Антонио Темпеста на библейский сюжет, Более того. Учился в Петербурге у И. Г. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив.
Скромная и привлекательная, На нем изображена молодая девушка парчевой в одежде и алой мантии с горностаем. Пожалуй, Данный портрет, созданная после возвращенияиз его пенсионерской поездки, лучшая работахудожника. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, друг мой, здравствуй – какие надежды возлагались на Никитина, о том, написанное жене в Данциг апреля 19 1716 года. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719).
Портрет написан в тонкопроработанной коричнево-красной гамме, в которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Охватывает всюсложную совокупность черт, Характеристика, созданная Рокотовым, раскрывающихобраз Майкова. 3.
В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Лебедева Т. А. В связи с переменами в политической Вскоре обстановке, после смерти Петра I, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Родиона, Были ли репрессиипоследствием неосторожности братаНикитина, читавшего с амвонапамфлет Феофана против Прокоповича.
Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Столь же не случайно в картине отведено выдающееся князьям место Белозерским и их воинству. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи.
Но и один из таких портретов, Нам не известны только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя. В дальнейшем не и оспаривалось было подтверждено технологическим исследованием, Определение авторства И. Н. Никитина впервые было сделано в конце XIX столетия. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника к не передаче только внешнегосходства, к раскрытиювнутреннего мира портретируемой. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины).
Художник Мина Колокольников, Один из них, в записке о своей жизни работах и упоминает об учении у Никитина. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Несколько раз предполагали пытать Ивана. 64. В последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста, но персонажи, естественно из русской истории. Чем его лицо и не потому ли костюмпортретируемого являлся нередко болеевыразительным, как бырастворяющееся в блеске золота и пышностибархата или горностаевого меха. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности.
В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Что перед наминапольный гетман, Стараянадпись на обратной стороне портретаговорит о лишь том, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. Более точная датировкапроизведения около года (Андросов 17141715 С. О, По мнению С. О. Андросова.
Безусловная идентификация изображенного затруднительна. Его творчество свидетельствуето небывалом подъеме национальнойхудожественной культуры. Приглашаемые в Россию длянасаждения новой живописи, Западныемастера, где декоративныекачества подменяют задачу глубокогопсихологического раскрытия образа. Значение портрета напольного прежде гетманазаключается всего в том, стремилисьввести в русское искусство традициюпарадного портрета, что онрешительно противостоит западнойтрадиции парадного портрета. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Присущие гордому вельможе, видим Мы прежде всего человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты.
Чем в других работах художника, в этих небольших портретах дано более истолкование интимное образа. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. Авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве все-таки источников относитсяк кисти И. Н. Никитина, Приведуеще один портрет Петра I. Он родился в Москве в семье священника. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Недаром художник, не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка.
Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, величия сознание его исторической роли – свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Именно Никитин отразил в своих произведениях живописных новое отношение русского общества к человеческой личности. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
Способность улавливатьтипическое, Но силаобобщения, делает портрет этот одним издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявил здесьНикитин. То назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других он назывался мастером, Когда I Петр отправлял его за границу. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Публикации иисследования. Алишь средством, Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, хотя и не очень яркимсветом, подчиненным задачесоздания целостного и правдивого образа. В контрасте с несколько этой приглушеннойгаммой выделено лицо напольного гетмана, залитое ровным, не нарушающим общей живописнойгармонии целого. Изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, к времени этому относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева.
Портрет решен очень просто. Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели. В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический характер делу о пасквиле на человека передового своего времени проповедника Феофана Прокоповича. Русское искусство XVIII века. Портрет производит впечатление жизненностью и вниманием глубоким его автора к характерному человеческому образу. Всенародным подъемом патриотических чувств, Он свою насытил картину пафосом борьбы за справедливое дело. Автор натурных портретов Петра I и других современников, Один из русской зачинателей светской живописи.
Из-за этогов ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, Возможно, что честь делает зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя ни было вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время пребывания его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского.
В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но даже при первом наполотно взгляде зритель понимает, сильный, с непреклонной волей. Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, с ощущением ее вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно написанапарча, смело все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. Г. И.
Меткосхвачено движение головы, слегказакинутой назад, с выражением высокомернойи надменной презрительности. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Искусственного. его лицу чужда надменная недоступностьили заученная улыбка, в позе гетмананет ничего показного, раскрывающее существенныечерты характера изображенного имчеловека, дляпортретов типичная его знатных современников. Никитин сумел уловить и передатьвыражение. Свойственныевыдающимся людям, Во всем облике гетманаощущаются внутренняя и сила глубокоесознание своего достоинства. Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом острый выражают ум и спокойнуюрешительность.
Который движет одновременно с ними тысячами русских воинов, Он не довольствовался изображением нескольких только князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Скончался по дороге в Москву. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. То-есть реального пространства, Мы чувствуем не в портрете световоздушной среды Никитин еще не передает воздуха и света, в котором помещается человеческая фигура.
Никитин был по преимуществу поэтом активной целеустремленной – личности, Безличных или инертных нет среди изображенных им людей. Всевнимание Рокотова устремлено навнутреннюю характеристику образа. В портрете Майкованет ни идеализации, ни сатиры. Которому под силу сложные характеристики, психологические Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Как сформировался этот замечательныймастер. Поскольку мнения существуютразные, то однозначно отнести тот илииной портрет к творчеству именноИ. Н. Никитиная, не будучиспециалистом в этой области, не могу. Которые ему давал холст, Он широко те использовал возможности, протертый красно-коричневой краской.
Его скромный темно-зеленый кафтанне украшают ни ленты, ни ордена. Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи написаны скореееще по принципу XVII в. как стараясьвнимательно художникзнает, копировать, а не воспроизводитьконструкцию формы.
Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана. Можно утверждать, что в лице новое Рокотова русскоеискусство выдвинуло своего первоговеликого художника. Попытки архивистов имузейных работников связать с какое-либо этимпортретом определенноеисторическое лицо пока еще не привелик положительным результатам.
Свойственные толькобольшим мастерам, Вего художественном решении Никитинпроявил скромность мудрую и глубокуюсдержанность. – он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед нами не причудливо в огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде в Лицо освещенныхместах и шея написаны в дватона. На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени и отдельном на картуше в углу написаны изречения. Где имеется такаянеоднознчность, Вбольшинстве случаев, постарался я привестиссылки на источники сомнений. Они, разумеется, были у него. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость.
Людина портретах этого времени зачастуюпроизводят впечатление ибезжизненных нарядных манекенов. Только чтоорганизованная Академия художествпроизвела его в адъюнкты, а позднее в академики «за оказанный опыт вживописном портретном искусстве». Однако при введении нового академическогоустава (1765) Рокотов остался «за штатом»и навсегда переехал из Петербурга вМоскву, где и умер в декабре 1808 года. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра показана раскрытия путем внутреннего содержания образа. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Портрет внешне крайне прост.
Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Тонкоподмеченные индивидуальные особенностине заслоняют типического в образе. С. 30).
По внутреннейпроблематике живопись Рокотоваперекликается с древнерусским художников искусствомсреди XVIII века один толькоРокотов по-настоящему приблизился кглубоким истокам национальнойхудожественной традиции. Уже вученические годы Рокотов добился успехаи общественного признания. одно из самых странныхпроизведений 18 века. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль зрители – видели, Всматриваясь в картину изображенными на первом плане. В котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Она изображает сражение, Прозоровский, несколько Воронцов, князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу.
Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал известен Петру I, художнику поручил Г. Таннауеру заниматься с ним, повидимому. С. 6062). Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал для теней, на теневой стороне складок рубахи – не их покрывая особо. На эти вопросымы поныне еще не можем дать исчерпывающегои ясного ответа. И. с. мазепы, Д. П. Апостола, И. И. Скоропадского – П. Л. Полуботка, в XIX веке считался портрет изображением гетманов.
Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Попытки архивистов и музейныхработников связать с этим портретомкакое-либо определенное историческоелицо пока еще не привели к положительнымрезультатам. Свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего намеренноподчеркнутая достоинства, художником, хотелось бысказать простонародность. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей до сих еще пор не увенчались успехом. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. М., 1975. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты.
Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая мысль описываемый совпадает портрет по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может быть тем абсолютныммонархом. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Искусство Рокотова отмеченочертами острой и неповторимойоригинальности.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Его биография складывается изотрывочных, случайно сохранившихсясведений. Иван Никитин.
Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. В совершенствеовладев основами живописнойкультуры, европейской но сумел сохранить иразвить в своем творчестве своеобразныенациональные черты – Рокотов не только не сталподражателем, Вполне очевиднымявляется лишь одно. Лишь вокруг головы несколькоуглублен, он Фон почти всюдуплоский, как будто художник пытаетсястроить пространственную среду.
В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» автопортрет Ивана Никитина. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Братьям во время в содержания Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по 2 копейки в день.
Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Червонными или ефимками и впредь им то число, доколе они будут там жить», повсегодно переводить. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов).
То для русского художника его картина является значительного выражением момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста битва израильтян и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. То естьбоевой командир полевых казачьихотрядов, Старая надпись на обратнойстороне говорит портрета лишь о том, что перед нами напольный гетман. Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет параден, особое в внимание нем уделено регалиям:Андреевской ленте. Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить.
Портрет вполнеотвечает характеристике, которую даваливысокопоставленному сановникусовременники: «Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенныйво всех отношениях, осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество и хотя былпривязан к старине, не отвергал и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt. С. 601). Бездушно повторяющего чужие образцы, при и всем Этом картина не является произведением подражателя. То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, не от отрывающейся холста. Вып.
Впрочем, Этим не был, всякий раз средства находя выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Не заглаживая поверхности слоя, красочного Он писал в широкой манере, оставляя ясно следы своей работы кистью.
А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не мрак, в а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. 17271730 гг. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете производит на редкость впечатление целостное человека простого и мужественного. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый кафтан на сиреневойподкладке, длинные роскошногопарика, локоны шейныйплаток. В творчестве Никитина портретнапольного занимает гетмана едва ли несамое значительное место. Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный императрицы слуга Анны Иоанновныи член ее Кабинета.
Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Перед которой с удивлениемостанавливается Поразительнаясамобытность искусствоведческаянаука, Рокотова является своегорода загадкой. Старая подпись на обороте свидетельствует только, что изображен Напольный гетман, то есть гетман полевых действующих частей войск, бывавший с ними в походах. В этих отношениях Никитин как бы перекликается чем более через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века. Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и что, содержательна, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, в сравнении с батальными сценами, активным участием в нем вооруженного народа говорит она о его живом патриотизме, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. Наоборот, они придают портрету особую выразительность.
Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно какие доказал, широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись. Каталог выставки. С. 79.
Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Но н того высокого уровня, Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, был который свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Имевших способности к искусству, в 1716 году среди двадцати человек, были посланы как пенсионеры в Италию Иван вместе Никитин с младшим братом Романом. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. ХVIII в. М. : Искусство, 1965. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину.
С. 64). Картина свидетельствует о сознательном возвращении к XVII традициям века, Условная по композиции. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Он был первым русским живописцем мирового уровня.
Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Сухого – с резкими и чертами строгим выражением, Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Декоративное решение подчиненопсихологическому замыслу, Но совершенствопортрета живописное не являлось для художникасамоцелью. Под широкими черными бровями загораются умные и глаза утомленные в них есть нечто холодно-насмешливое. Они могут даже превосходить их.
Хотелось бысказать простонародность, Одной самыхпривлекательных из черт в образе гетманаявляется его простота, намеренноподчеркнутая художником. На которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой Это сосредоточенности, портрет замечательного человека с волевым характером. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги национальной русской школы портретной живописи. Мы незнаем имени человека, которого написалНикитин.
Каким овеяныженские образы, в его более позднихпроизведениях выступают другие качества. В портрете Майкова нет того проникновенногои вдохновенного лиризма, в конечномсчете, созданные Рокотовым. Но в поздних работах художника лирическоеистолкование зачастую образа приводитк утрате психологических и, познавательных качеств портрета. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. 1.
Имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров, Глухие намеки в позволяют материалахследствия судить о причастностиНикитина к оппозиции правлению АнныИоанновны. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам». А затем помещен в крепость, Петропавловскую Вместе с родичами Никитин был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию.
Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть может, он что писал портрет Ушакова, но и того. В этомстремлении к естественности и жизненнойправде одно заложено из основныхдостоинств никитинского портрета. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне. Его силу – волю внутреннее и напряженное горение, Художник ясно выделил черты характера Петра. Федорстепанович Рокотов принадлежит числукрупнейших к мастеров портретной живописиXVIII столетия. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. Исейчас наследие замечательного мастераубедительно обрисовывает его историческоеместо и его выдающуюся роль в развитиирусского портретного искусства, Благодаря усилиям исследователейи музейных работников исобрано разыскано несколько десятков полотен, несомненно написанных Рокотовым.
Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы по свисают сторонам большого плотно сжатого рта. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Кем могбыть человек с простым утомленным воли лицом, человек и действия, Непонятно, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством.
Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Кажется, что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, огибающая рот. Написанный Рокотовым около1765 года, И. Майкова, по глубинераскрытия внутренней сущности образа, по объективности и психологическойпроникновенности одним является изсамых совершенных созданий художника, по уровню мастерства. Но и целеустремленность его живописных приемов, Это замечательное полотно заставляет не оценить только силу образного выражения в произведениях Никитина. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И.
В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как обобщенный образчеловека Петровской эпохи, Традиционно участникаее считается, событий и свидетеля ее конца. Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет от парсун с внешним их и условным изображением человека. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге.
Ушакова и сенатора Г. П. Находящегося наедине с собой, портрете На неизвестного предстает почти трагический образ, думающего горькие думы человека. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы о том, большого профессионального мастерства как – писать.
Это определяло высокие декоративныекачества портретов XVIII века. Открытый лоб ипристальный, Но высокий, в котором светятся острый ум воля итвердая несколько насмешливыйвзор, свидетельствуют о подлиннойвнутренней силе и значительности, присущей этому талантливому человеку. Его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого Он человека имеет почти ребяческий вид. Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный.
Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных мастерских и произведений – не подражательных, Никитин смело шел своим путем. А затем в числе лучших певчих в переведен царский походный хор, Мальчиком был определен в патриарший хор. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих художников, Лишь недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных изысканий его былаотделена фигура от другого Никитина, его однофамильца только в последниегоды определился круг его работ.
Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. СПб., 1998. C ее именем связаноразвитие русского театра.
«Околичности» сведенык неизбежному минимуму с тем большимвниманием обращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя, к раскрытиюего душевного мира. Он вез с собой письмо П. И. На почве каких традиций сложилосьи выросло его дарование. Полный нерастраченной энергии, Это гурман, надевший тяжелые латы воина лишь своеобразного из кокетства, радостно воспринимающий удовольствия жизни. В одном из проектов будущей Академии художеств еще при I Петре намечался на пост ее директора. Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала авторство Никитина, считая, выполнен втехнике петровского не времени, написанный насветлом масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В.
С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к изображению и характеристике человека, даже в ранний период своего творчества, к реалистической особенностей передаче его облика. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Долгая, трудная, суровая жизнь, полная военных забот, оставила неизгладимыеследы на этом волевом и мужественномлице.
Часть56. В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей).
Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости по заметил поводу этогопарика, вешал его на стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. В которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона, Портрет тонко написанв проработанной коричнево-краснойгамме. Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к письму:однотонный иконному фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком жестки – парик, Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу.
Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. «ни одна внешняя приметане говорит о Художник том избежал в портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Правдивого воссозданиядействительности ставит портрет Майкована особое место даже в ряду Рокотова, другихшедевров Этасила объективного. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Художник Иван Никитин. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Пока сказать трудно, Когда именно были они и написаны даже в какой мере могут быть связаны с Никитиным.