Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на картины сюжет Искушение святого Антония. Что и «сорить деньгами», «Бросать деньги в воду» означает то же и «пускать деньги на ветер» т. п. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Брейгелевские персонажи предаются им так серьезно и Хотя деловито, все эти занятия и явно абсурдны, что зритель не сразу замечает нелепость происходящего. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и, прежде всего, чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость» (М. Н. Извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV называя века, его имя и, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Что до сегодняшнего вечера жило во мне тайной жизнью, Во мне эта сцена пробудила эхо чего-то, что меня от нее отделяет не расстояние и мне чудилось, время а и забвение».
Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Питер Брейгель Старший (ок. Особенно Иоганна Рюйсбрука исследователи Некоторые усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, прозванного Удивительным или Великолепным, фламандского мистика. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. «перед картинами Босха, св изображающей – особенно перед большой его композицией, Любимов пишет.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество.
К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Давая ему самые противоположные характеристики, Исследователи картин хцдожника, то во всем сомневающимся еретиком, считали его то фанатиком, религиозным то суровым аскетом, то жизнелюбом, то одержимым фантастом, то трезвым исследователем реальности. В зрачке которого расположена фигура Христа, в центре композиции – божественное Всевидящее око. Сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового Вопреки мировоззрения, репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, выступая за их моральное и идейное обновление. Ландскнехты, На площади кишмя кишели шуты, чешуйчатые водяные чудища с ухмыляющимися рыбьими головами, существа в костюмах в виде яйца на причудливых тоненьких ножках или в виде растения с цветком чертополоха вместо головы, бородавчатые пучеглазые и жабы другие фантастические создания. Извлекавшего свои невиданные из образы глубин подсознания, Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, называя его имя и, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Это движение привело к церковной в реформации Европе, Впоследствии, сопровождавшейся длительными войнами.
Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. В котором многие на Западе усматривают чуть не ли отца сюрреализма, «Изумительное явление этот художник, всего рационального, то есть модного кое-где отрицания в искусстве всякой логики, – пишет Л. Д. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Лес намек на его имя, а надпись вверху гласит: «Несчастен тот, кто повторяет открытия других, а сам не может придумать ничего нового».
Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха. Вот таким образом у исследователей возникло Сцены предположение, этой картины расположены по кругу, что она была настольной. Спорна центральная часть. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и отнести почитателям художника к самым разным религиозным и философским направлениям.
Европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, Она списана почти с натуры – во всяком случае, – но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Что выйдет ТАКОЕ фото, Если бы знал, они все цифровые, даже не бы взялся за аппарат в конце концов, можно заранее увидеть результат. На выставке будет представлено около 50 произведений мастера. И не исключено, что в ней учился Иероним Босх. Гнев, Далее идут сцены, сладострастие, гордыня, лень, чревоугодие, алчность и зависть – изображающие семь с грехов латинскими названиями.
Девушке из местного богатого и знатного рода, Около 1480 г. он на женился Алейт Гойартс ван ден Мервене. Сцены реальной жизни еще в значительной степени остаются традиционных частью церковных сюжетов, в то время как даже у крупнейших представителей итальянского Возрождения, у Босха они обретают композиционную независимость в 171Фокуснике187 и 171Операции глупости187. Главное место занимают монах и монахиня, горланящие какую-то песню под бренчание лютни. На основании результатов современных исследований творчества Босха относят искусствоведы к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Между учеными докторами и необразованным, Именно промежуточное положение между и аристократией ремесленниками, чьи предания вошли в его плоть и кровь, но исполненным вековой мудрости народом, сделало Босха наиболее универсальным живописцем Нидерландов.
Вливая их в форму исскуства, творчество Босха строится на уже развитой системе и символов воззрений. Однако другая пословица говорит: Чтобы пройти мир, нужно согнуться. Ироническое неслышно посмеивается в этой картине, Что-то хитрое, глядя и кажется вам – это посмеивается сам Иероним Босх, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается мерзостью с и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Л. Д. Существовавшими в ту эпоху, Третьи стараются связать художника различными с религиозными ересями.
Созданный на картинах художника прекрасен, Сам по себе мир, однако в нем царствуют и глупость зло. Возрастает мрачная фантастичность художника, видений в картинах святой жизни, но при этом проявляется тончайшее мастерство пейзажиста. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Изображенный на правой створке, в другом алтарном триптихе Страшный суд ад, скорее на похож колоссальную кухню. Средний период 1490–1505 годы. В одном из самых своих грандиозных произведений – триптихе «Сад наслаждений» – Босх создает яркий образ греховной жизни людей.
Неестественное, Освещение на картине резкое, но оно наводит сомнения на призрачность преисподней ад – реален. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие – разврат, Каждая фигура и каждый предмет имеют символическое значение и намекают человеческие на пороки. Предполагается, Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, что первые живописного уроки ремесла он получил в семейной мастерской.
Антоний для нечистой силы – вне досягаемости. Еще в 70-е годы XIV века в доме городского священника Герта Грота, ученика знаменитого мистика Яна ван Рейсбрука, была создана новая религиозная община «Братство общей жизни». Существовавшими в ту эпоху, стараются Третьи связать художника с различными религиозными ересями. Мастер родился около 1450 года в семье потомственного художника, хотя ни одной картины этой династии не известно. Братство исповедовало «новое благочестие» не внешнюю формальную религиозность, а внутреннее благочестие, обретаемое на пути духовного паломничества. Предполагается, Поскольку о Босха становлении как художника ничего неизвестно, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Раза два-три продублировал "на всякий случай". Это блудный сын, уходящий в отчий дом. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. В сравнении с персонажем триптиха «Воз сена», душевное состояние пилигрима передано конкретней и непосредственней Босх изменил его жест: если на створках триптиха он отбивался от собаки, то в роттердамской версии он колеблется в нерешительности, полуобернувшись к таверне с почти страдальческим лицом. Его техника называется алла прима. И наиболее сложным.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом – художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Пускают стрелы в пустоту, Здесь кроют крышу согреваются блинами, пламенем горящего дома и исповедуются черту, стригут свиней. Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри.
Наверно и кроется секрет притяжения его работ, в этом, тем не мене, в глубочайшем по проникновению в тайны психеи содержании от скрытом, сознания. Предполагается, Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, что первые уроки ремесла живописного он получил в семейной мастерской. Почти гризайльные тона объединяют и людей и природу и цвет выражает картины мысль Босха – серые. на вашей третьей фотографии «Сад земных наслаждений» самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия Luxuria. Имя мастера поныне овеяно легендами.
Сплошная чернота. Глупости и зла, Это осмеяние и пороков осуждение человеческого общества, господствующих в мире. Ранний период 1475–1490 годы. А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля Старшего Эта картина создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин-Далем).
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Солнечные изображения святых, Ведь есть у него и прекрасные, а в виден облаках светлый облик Христа и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. К таким «назидательным» картинам относятся «Операция глупости», «Фокусник», «Блудный сын» и «Корабль дураков». Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос.
Привлекают внимание и почти реальные, словно живые образы строителей собора и фантастических существ, не уступающих им в «натуральности», на верхней части аркбутанов. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Одной из главных сфер деятельности «Братства общей жизни» было воспитание детей и школа в Хертогенбосе находилась под их строгим контролем. Рыцарь обнимает женщину, За углом мочится человек, едят из свиньи, корытца старуха выглядывает из окна. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Но разве тут дело в св.
Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества «философского камня». Процветающий торговый городок оказался расположенным на различных пересечении культурных веяний. Скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери, той в же капелле было совершено и отпевание живописца. Его фантастический силуэт виден на многих картинах Босха. Настоящее имя художника Иеронимус ван Акен: его предки были из немецкого Аахена.
Самонадеянный повеса вообразил, Молодой человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, что движение мира подвластно его прихоти увенчанный – крестом земной шар. Так и неизвестным нам композициям, в конце своего творческого пути Босх несколько создает вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным. 1525/30-1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета (Brueghel, Pieter) (ок. Нервным, а розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают единство это ощущением печальным, вечно изменчивым и все же постоянным». В дальнейшем мир причудливых Босха образов питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Все это проявляется и на картинах Босха. Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. У Босха в еще большей степени, чем у его великого предшественника Яна ван Эйка, природа становится реальным окружением его героев.
На другой картине, «Воз сена» изображены неверующие на пути в ад, который также находится на земле. Существовавшими в ту эпоху, Третьи стараются художника связать с различными религиозными ересями. Сюжет религиозный. В своей монографии, Например, один известный немецкий исследователь поистине описывает загадочный случай, посвященной творчеству Босха. Наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, Творчество Иеронима одновременно Босха – новаторское и традиционное известной одному художнику.
Следствием которого может быть только Существо с птичьей головой, Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, сидящее на высоком троне, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это Босха, ад где господствует хаос. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Центральная тема «Корабля дураков» проходит через все творчество художника. Конкретного и фантастического, в этом проявилась главная особенность средневекового мышления тесное мистического слияние и реального, воспринимаемого как реальность.
Современнике Леонардо да Винчи, о нидерландском художнике под псевдонимом Иероним Босх, мы знаем совсем Рафаэля немного и Микеланджело. Которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, За исключением а собаки, его дух, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. А существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, что мы глазами, фиксируем чем та.
В Искусство Босхавсегда обладало громаднойпритягательной силой. Когда светлый человеческий – разум, в век гуманизма, торжествовал над тьмой Средневековья, казалось, какие-то жуткие грезы, какие-то страшные, безграничные по фантазии видения сил тьмы, чертовщина, целая армия демонов вдруг встают из небытия и пускаются в разгульный пляс в творчестве этого удивительного мастера и его последователей». Несущее новые представления о природе и человеке, к югу от Хертогенбоса царило светлое искусство родоначальников нидерландского Возрождения Мастера из Флемаля Яна и ван Эйка, близкое средневековью, тогда как к северу более провинциальное. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами. Фотографирую давно иногда кое-что получается неплохо. Явно граничившим с ересью, Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, вариантом фантастическим химии.
Не покидает ощущение, что автор писал эти строки, рассматривая полотна Босха, настолько точно передана здесь их атмосфера. Ее сохранность не очень хороша – видимо, Картина исполнена, пострадал задний план полотна, 1500 около года. В этом образе и заключен подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном. Босх был членом Братства Свободного Духа, По мнению Френгера, еретической секты, называемых также адамитами, возникшей в веке, XIII но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.
Чьи лица не скрывал карнавальный костюм, На тех, которым неверный свет факелов придавал демоническую жизненность, устрашающие были маски. Так звали другого великого мастера, последователя Босха, Питера Брейгеля Старшего. «Бросать деньги в воду» означает то же, что и «сорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и т. п. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Климов пишет: «Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Был как-то в родном городе Босха. Босх был членом Братства Свободного Духа, мнению По некоторых исследователей, еретической секты, называемых также адамитами, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.
Гулял и набрёл на его памятник, на нём скромная надпись Hieronimus Bosch. Творчество Босха загадочно. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Касающихся сюжета картины, По одной из версий, что посетитель, считается, которого поджидает женщина и есть сам странник, который, миновав на таверну своём пути, теперь остановился в раздумье, привлечённый теми удовольствиями, которые она сулит. Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Известны такие Крупнейшая выставка Иеронима Босха в рамках проекта «Босх 500» откроется 31 мая 2016 в Музее Прадо, который владеет рекордным количеством произведений Босха.
Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Только природа остается чистой, бесконечной. Странное, Он сам причудливое, живущее своей, как будто одушевленное существо, таинственной жизнью и благотворно на влияющее уже не одно поколение горожан. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Босх, что по-голландски означает «лес», это псевдоним. Что Брейгель был учеником Питера ван Кука Альста, Считается, который гравировал многие рисунки Брейгеля, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком.
Эти исчадия зловонных болот, Эта мерзость, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца и так изумительна сама живопись, темных недр гниющих кажутся просто забавными. Его святой Антоний воплощает идеал героической личности. Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Праведники и грешники находятся, на своих кораблях – соответственно, Эти понятия обобщающий имели смысл.
Который повсюду видел Картина опасности, открывает пессимизм Босха, подстерегающие человека. Уступая место человеку. Точнее бы было сказать, в последнем живописном цикле Босха187Страсти Христовы187 пейзаж исчезает совсем, приближенные к зрителю и представленные крупным планом. В трагических сценах страданий Христа Босх обращается к истокам морали, что на передний план картин выходят человеческие лица измены и героизма. И собачка – маленькая, с сумасшедшими глазами, – приспустив голову, смотрит вслед уходящему. В этой школе провел три года юный Эразм Роттердамский, будущий великий гуманист. И актуальных не для только его века проблем, Даже в наиболее фантастических образах он исполнен серьезных. Р. Б.
И только потом, когда стал разглядывать фото на экране компьютера (уже в России. ), понял: надписи на памятнике НЕТ ВООБЩЕ. «Семь смертных грехов» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Корабль дураков» (Лувр) – (музей Бойманс, Роттердам), «Брак в Кане» Для него характерны небольшие жанровые работы. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем – знаки сатаны.
В это время Босх пишет большие триптихи «Воз сена» (Прадо), «Искушение святого Антония» (Лиссабон), «Сад земных наслаждений» (Прадо). Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Выразительный рисунок, гибкий мазок говорят о совершенстве живописной техники художника.
Художник воплощает силу, нем, в и находит ее не столько на небесах, способную противостоять жестокости и суевериям, сколько в душе человека. Не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, Человек, отказе от мирских благ и мира от как такового, об аскезе и тот должен почувствовать настрой святого. То там выглядывают сова – символ искушения и Однако обмана, среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, бабочка – олицетворение ветреного желания, удод – знак нечистоты, единорог – указание на смерть.
В многоплановом творчестве Питера Брейгеля Старшего обе тенденции, развиваясь параллельно, представлены в равной степени, являя синтез нового философского обобщения. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, Прежде это всего полуразрушенная таверна слева, которые дьявол посылает людям. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.
Рисунок «Слушающий лес и смотрящие поля» (Берлин, Гравюрный кабинет) аллегорическое «провозглашение» творческой программы Босха. Загадочного, Лес в то время был символом всего таинственного, сокрытых его в темной чаще, бесчисленных богатств. Особенно, в изображении рая и, а также 8212 познания в сфере разнообразия природных форм. Его ад в Возе сена наделен приметами окружающей повседневности, преисподней на боковых алтарных створках триптихов проявилось богатство воображения Босха. Картина «Корабль дураков» относится к зрелому периоду творчества Босха, характеризующемуся полной свободой композиционного построения. Сведения о его жизни крайне скудны.
То сбоку фасада, Если взглянуть на собор со стороны старого парка, видны торжественные ангелов, фигуры на коньках остроконечных крыш, благословляющих город и горожан. Разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония, Эта работа – одно из наиболее ясных нравоучительных и произведений Босха и снабжено подробными. Определить истинный характер художника весьма затруднительно ввиду крайней ограниченности биографических о сведений нем – и немудрено. Он напоминает гигантскую строительную площадку. Они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе, Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего ока Божьего в центре композиции. Ставшая повседневной привычкой, Глупость, возведенное в ранг разумного начала и безумие, вот – стихия Пословица.
Недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца (XVII в. ) считал Босха единственным художником изобразившим человека изнутри. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» алхимию, астрологию, чёрную магию. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Тем более XV век, Удивляет богатство и необычность образов картин, но здесь надо отметить важный фактор творчества для Босха – это алхимия. Что около 1481 года Босх женился на знатной богатой и Алейт Гойартс ван ден Мервене, Мы знаем также, он приобрел независимость и мог писать, вероятно благодаря этому браку, что хотел. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.
Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Страхза судьбы человечества, Глобальные проблемы современности, страстноеобличениепороков, горькаясатира мир, на постоянная, незатихающая борьба сил света и тьмы и надежда на спасение эти идеи, зашифрованные в сложных образах, пронизывают все его картины. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Что он родился приблизительно между 1525 и 1530, Луки в Антверпене в1551 дает это возможность предположить.
Но, с некоторой долей условности, творчество Босха можно разделить на три периода. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Лишь семь творений Босха подписаны. На мачте примостился шут в дурацком колпаке, пьющий вино. Так, в фильме венгерского режиссера Золтана Фарби «Пятая печать» постоянно «всплывают» образы некоторых его картин, создавая потрясающий эффект вневременного, усиливая глубоко религиозный, притчевый подтекст замечательного фильма. Фантастичность творений мастера сформировала ореол загадочности, который окружал его при жизни и возрос после смерти.
Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». 4 Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Которые считают, Можно согласиться с теми исследователями, так как они были адресованы средневековому зрителю, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному живущему католику, в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Несомненно, Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, на которой она в написана, результате специфического назначения доски. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Рыбьей чешуи, Но подобного человеческой смешения плоти, когтей и шерсти животных, птичьих перьев, сопряжения органического с неорганическим, неодушевленного с живым до живописи Босха еще не представлял никто.
В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Соколов). Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Напоминающие сову, Люди избегают дневного света, ленивы праздны и так как они не хотят знать, понимать и любить сущее.
Картины это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Его техника называется алла прима. Символы меняли значение в зависимости от контекста, Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, от фольклора ритуальных до представлений, они по-разному трактовались в разных источниках от мистических трактатов до практической магии. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 х 163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Куда же плывет такой корабль – шокировать, Автор явно хочет задеть зрителя за живое, невольно чтобы на ум пришел вопрос.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. И одновременно рисунок это иллюстрация к старой нидерландской поговорке: «Поля имеют глаза, а лес уши и я услышу, если буду молчать и слушать». Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Где, Проявления этого можно видеть во всех его произведениях, пытливость серьезного исследования соседствует мистикой с астрологии и алхимии, как и в тогдашней науке.
Напоминающей то ли карнавальное гулянье, Среди пестрой сумятицы, выделяются две фигуры – обе на плане, первом то ли сумасшедший дом. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. – наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы, «Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и на Адом правой створках.
Полые внутри деревья, Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах башни, зубчатые являясь символами Ада, пожары, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков герметичный же сосуд или плавильный горн это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Это единство закономерно и естественно. Несмотря на то что на картине представлены сюжеты ста девятнадцати пословиц, поговорок и т. д., все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идет о напрасной, бестолковой трате сил и средств.
По аналогии составлено и имя Брегел, то есть «кустарник». Выше и ниже круга цитаты из Второзакония: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла. Существовавшими в ту эпоху, Третьи стараются связать с художника различными религиозными ересями. Полной противоречий, Одним первых из он пытается приоткрыть тайну, внутренней жизни человека.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Что в творчестве Босха заключён куда более смысл, глубокий Современные учёные пришли к выводу, найти его истоки и предприняли множество попыток объяснить его значение, дать ему толкование. У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. К Босху часто обращаются крупнейшие мастера современного искусства. Бессмысленность происходящего, Композиционным построением своей Босх картины подчеркивает неустойчивость и эфемерность корабля. Босх обрел возможность беспрепятственно утолять свой постоянный к интерес различным областям знаний, Кроме того. Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый 171Корабль дураков187, где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).
Где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества, Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и разворачивающихся двух свитков. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращенным вниз. Вот такая "чертовщинка" получилась :)) Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Одежда пилигрима и все его дорожные «аксессуары» символически объясняют его нынешний плачевный вид, греховные наклонности, доведшие странника до такого состояния и готовность вновь поддаться искушению. Чем для современного зрителя, Для современников Босха его имели картины гораздо больший смысл. Дробный, Мелкий, но одновременно бесконечный и тянущийся ритм движений маленьких фигурок подвижных пронизывает картину. Пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей, Здесь женился он и достиг процветания. Поварешками, Фантастически безобразные черти орудуют деловито обыденными предметами вертелами, котелками и прочей хозяйственной утварью, сковородками.
Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Скорее всего, Мотив музыкальных инструментов где мастер, беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала». Сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников, в назидательном сюжете Семи грехов смертных автор не столько изобличает. Это стенные росписи, Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы в первую очередь, но также золочение деревянной скульптуры даже и изготовление церковной утвари. Городок Хертогенбос в XV веке был одним из важных культурных центров Брабанта.
Поскольку исследователи находили в панорамах адских алхимические и мистические символы, Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, а также заимствования из литературных произведений. Критическое отношение к духовенству в картинах художника не помешало верному сыну католической церкви королю Филиппу II собирать картины Босха «для своего благородного развлечения». Девушке из местного богатого и знатного рода, 1480 Около г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене. Представление о «кораблях» широко распространилось еще во время средневековья.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» алхимию, астрологию, чёрную магию. Фигуры плоские, грубые и уродливые, напоминают гротескные маски. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. В ноябре 1945 года, Сразу же после окончания Второй мировой войны, где находилась тогда мастерская-музей великого нидерландского мастера, побывал он в небольшом городке Оиршот.
Действие, однако, происходит на фоне прекрасного, величественного пейзажа, чье вечное спокойствие противопоставлено преходящим мирским страстям. Окруживших его со всех сторон, Собор с растрескавшимися времени от стенами утопает в темной зелени старых дубов и лип. Сочные пейзажи, Этот бурый цвет, эпохи расцвета, эта теплыми переливающаяся тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником». Напротив, Патинира, вслед за Босхом, привлекал космический масштаб происходящего в своих панорамных картинах, он фантастические воплощал и грандиозные пейзажи. Судорожном темпе мелькают причудливые позы, Во все убыстряющемся, объятие, жест, мерцающее сквозь пленку полупрозрачную пузыря, за которым распустился гигантский цветок перед взором зрителя проходят целые процессии фигурок – жутких, назидательных, отталкивающих, веселых.
Противостоящих пороку, Большинство сюжетов картин Босха с связано эпизодами из жизни Христа или святых или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. На дисплее ничего такого криминального не было и я нажал спуск. Приходя утром в мастерскую и каждый которых день, накануне не было, обнаруживал вновь написанные фрагменты.
Силой своей, Антоний, противится шквалу порочных видений, которую он получает по милости Божьей, а сможет ли всему сопротивляться этому обычный смертный. Скептическая и дерзкая насмешка над ханжеством заметна духовенства во многих картинах Босха. И каждый старается урвать от него сколько может187. В погоне за житейскими благами богатством, Знаменитая алтарная картина Босха 171Воз сена187 является развернутой иллюстрацией к народной нидерландской поговорке 171Мир 8212 это воз сена, славой, властью, любовью, воплощенными в изображении гигантского воза все сена, человечество у живописца втянуто в жестокую и трагическую борьбу из которой никто не выходит живым. Который бессознательно зарисовывал плоды своей необузданной фантазии, Они считали художника средневековым своим предтечей. Ну, что тут скажешь. Во главе безумной толпы преследующих, давящих, убивающих друг друга людей изображены император и римский папа.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» алхимию, астрологию, чёрную магию. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку». Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. 5 На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации искушал земными благами.
Это стенные росписи, Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы в первую очередь, также но золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Каждый тащит с него, Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу "мир – сена, воз сколько может". Ее тайную жизнь, Они отображают реальность эту как живое проявление, крайнюю степень упадка и разложения», движущие силы, – писал исследователь Босха Барнс, живший в двадцатом веке. Она была подарена Лувру в 1918 году Камиллом Бенуа. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая.
Персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, висят между небом и землёй же другие лишь отдалённо напоминают русский фольклор, бьются головой о стену, но содержание их тем не менее понятно – садятся между двух стульев, Смысл некоторых из них понятен русскому зрителю без объяснений. Это стенные росписи, Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы в первую очередь, но также золочение скульптуры деревянной и даже изготовление церковной утвари. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха.
С лицом, Рядом со щеголем оборванец – согнувшийся в три погибели, влезает он внутрь подобного же шара искаженным болезненной гримасой. Что в творчестве Босха заключён более куда глубокий смысл, Современные учёные пришли к выводу, найти его истоки и предприняли множество попыток объяснить его значение, дать ему толкование. Также Питер Брейгель Старший, 1525–1569), последний великий эпохи художник Возрождения в Нидерландах. Горькая ироничная, а иногда и саркастичная фантазия Босха отражает нравы его времени.
Сохранившимися о жизни художника городском в архиве, в соответствии со сведениями и Босх унаследовал его художественную мастерскую, в 1478 г. умер его отец. Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Предполагается, Поскольку о становлении как Босха художника ничего не известно, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Поздний период после 1505 года.
Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Что Иероним ван Акен учился живописи на севере Харлеме в или Делфте, Предполагают, однако был хорошо знаком и с открытиями великих новаторов Фландрии и Брабанта. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Так как ни на одном из них нет даты, Исследователи до сихпорне могутуверенно говорить отворческой эволюции ихронологии произведений Босха и подчинено собственной логике, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, предполагающей и приливы отливы. Не намекает ли художник на медитацию, к которой часто прибегал.
Всё остальное, снятое там же, но ещё позже, в сумерках и в темноте, вполне прилично (кстати, давным-давно, ещё без всякой "цифры" так же, в декабрьских сумерках сфотографировал памятник Моцарту в Зальцбурге всё, включая надпись, прекрасно получилось без предварительных просмотров. ). Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Для него характерны небольшие жанровые работы: «Семь смертных грехов» (Прадо), «Брак в Кане» (музей Бойманс, Роттердам), «Извлечение камня глупости» (Прадо), «Фокусник» (Сен-Жермен-ан-Лэ), «Корабль дураков» (Лувр). Пошёл гулять дальше. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. Можно, конечно, сослаться на то, что уже смеркалось, но ещё раз повторюсь: это и многое другое для меня не проблема. Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Что где-то есть рай и Но панорамы ада предполагают, о котором через эту тьму свидетельствовал Босх и тьма предполагает свет.
Иероним ван Акен, называвший себя Босхом, считается одним из наиболее таинственных мастеров живописи. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. в боковом пределе) братства. Погрязшего в грехе, в Художник своем творчестве стремился подчеркнуть глупость духовенства, далекого от какого бы то ни было раскаяния и ведущего нас к гибели. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.
Отойдя за угол, о сомнительном характере этого можно заведения судить по его посетителям справа мужчина, с любопытством выглядывающая наружу, справляет нужду в дверном проёме пара ведёт любовную игру в окне с выбитыми стёклами и полуоторванными ставнями видна голова женщины. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый. Это стенные росписи, Мастерская ван Акенов выполняла самые заказы разнообразные – в первую очередь, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Существовали образы «Корабль господен» и «Корабль дьявола», олицетворявшие доброе и злое начала. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
Это аллегория греховной жизни людей. Четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме – Творчество Босха странно кажется современным. Который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, сейчас а является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Что это, Подкупает единственная то, лирическая, пожалуй, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом.
Массейс перенял жанровый характер и моралистическую направленность босховских триптихов. А без надписи как понять, что это именно Босх. Пассажиры корабля Босха -представители различных слоев общества. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши».
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. Босх и реален и символичен. Что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, учёные Современные пришли к выводу, найти его истоки и предприняли множество попыток объяснить его значение, дать ему толкование. Босхвсегда осталсятаинственной, неуловимой личностью, емуудалось, несмотря на огромную известность, остаться в тени истории. Кроме произведений Босха, в экспозиции выставки, будут представлены работы из Альбертины в Вене, которыми владеет Музей Прадо, Музея древнего искусства в Лиссабоне, Музея изобразительных искусств в Бостоне, Метрополитен Музея, Лувра, Национального музея в Вашингтоне, музеев Венеции и Музея Бойманса – ван в Бенингена Роттердаме. Вишня и лютня символизируют распутство, то же означает и ореховый куст на мачте. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.
В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. Животных и птиц для создания устрашающих чудищ-химер, Средневековые мастера и прежде представляли в своих сочетания произведениях разнородных частей. На правой – рай – последние три дня творения на мира центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад, . Я-то знаю, а другие. Находится в музее Прадо в Мадриде (Испания). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Они кривляются, кричат, буйствуют, рискуя перевернуть корабль.
А сзади него жизнь, покидаемая им. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» алхимию, астрологию, чёрную магию. Оживившим религиозную живопись элементами, народными Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике. Смелые жизненные наблюдения, Поэтические пейзажные фоны, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Босх 3 Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены почву подготовили для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию. Разумеется, захотел сфотографировать. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом. Только памятник загадочному Босху столь же загадочным образом оказался моих на фото анонимным.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. Любимов. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Который хочет быть приятен людям и для этого рядится в прекрасные Его перья, сравнивали с нечистым человеком. Заполненное ими, Пространство, но на замкнутое, деле как будто необозримо, вязкое, безысходное. Умение изобразить движения души человека, Яркая достоверность произведений Босха, торговца и калеку, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, – все это отводит ему место важнейшее в развитии жанровой живописи. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Широко распространившихся по Европе, Художник был членом религиозного Братства одной Богородицы из полулегальных еретических сект. Представляющий Еву ошеломлённому Адаму в и безмятежном мирном Раю, На левой створке триптиха изображён Бог.
Что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, Современные учёные пришли к выводу, найти его истоки и предприняли множество попыток объяснить значение, его дать ему толкование. Своеобразные моралите характерные для раннего творчества – и более поздние символические работы, Творчество Босха можна разделить на две части. Герой рассказа «Недермюнстерская мадонна», принадлежащего перу крупнейшего нидерландского писателя XX века Хюберта Лампо, наблюдает фантасмагорическую картину празднования начала поста в небольшом современном городке: «Участники карнавала вырядились в самые фантастические костюмы. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, Босх жил работал и преимущественно в родном Хертогенбосе, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Которыми изобилуют картины Босха, пояснения Необходимые к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов. Что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, Еще так известно и мирян, состоящее как из монахов, занимающееся благотворительностью и просвещением. Лишь 7 творений Босха подписаны. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. Отзывы о Босхе в литературе XVI в. довольно немногочисленны и авторы обращают своё внимание прежде всего на присутствие в его картинах разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианцем «нечистью». Ему, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св, поручались разнообразные – заказы как живописцу, в архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Картины это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
В облике адских строителей, кухарок или музыкантов смешалось, казалось бы, все самое несоединимое. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Плывущие в страну Глупляндию, Пассажиры фантастического олицетворяют корабля, человеческие пороки.