В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. – пишет Мунк в сопроводительном тексте, свет «Лунный скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли. Когда пуля изуродовала палец левой руки художника, ними Между даже дошло до довольно странного инцидента с револьвером. Ни консервативные критики не были готовы восприятию к норвежского, Но ни публика, тем более современного или авангардистского искусства.
А графический оттиск – как завершающий, в этом случае его картины можно расценивать предварительный как этап работы. «я шел с двумя друзьями вдоль дороги солнце – садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. Для Мунка Дагни оставалась музой, для Пшибышевского - роком. Каждый протяженный вой страдания – клубы полос, Каждое - страдание это бездна затхлой крови, грубо перемещенных, неровных, словно кипящие атомы рождающихся миров. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
Витализм и монизм были их религией, а общим предметом исследования – женщина. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Это ее триумф.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Освещённая вечерними огнями, На картине изображена центральная Осло магистраль Карл-юханс-гате. Меланхолия представлялась в образе грустного лица на фоне морского берега. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».
Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Наверно, Это высказывание, а в версии обратной – его искусство, лучше всего характеризует норвежского художника.
Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Он оставил после себя огромный архив.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Перед этим, однако, он написал несколько картин, среди которых «Наследственность», на которой в натуралистической манере изображена проститутка в приемном покое парижского госпиталя с сифилитическим ребенком на руках. И в особенности фигура на переднем плане, Пейзаж, намеренно искажены и переданы при помощи красок не для характерных реальной жизни. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Пшибышевский и Мунк имели друг на друга взаимное, духовное, едва ли не метафизическое влияние их связь некоторые даже считали гомоэротической. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со рождения дня художника. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Это совсем не канонический образ мадонны, Конечно, но нимбом вокруг головы художник её подчёркивает святость.
Композиционно картина близка к таким работам Мунка, как «Крик» и «Девушки на мосту», в которых также наблюдается любимый художником мотив исчезающей в перспективе дороги и некоторое смещение фокуса к краю полотна. В это время Пшибышевский написал (по-немецки) свою трилогию «Хомо сапиенс», основанную на жизни берлинской богемы. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Его картины признаны «ломающими все барьеры категорий искусства». Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman clef a из жизни той же богемы, в Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы.
Он считал, что мир пустышка, а люди в нем представляют собой бессмысленную аномалию. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В тот же день между ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец, в которой повредил Мунк себе левую руку. Первые опыты Мунка в печатной графике собой представляли инталии на сюжеты его же живописных произведений. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
В 1982 году он написал его портрет. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. 9 марта 1893 года Мунк привел в «Черную свинку» красивую норвежку Дагни Хьелл, которая тут же очаровала всю группу авангардистов, сконцентрировала на себе их фантазии и эмоции. В 80-е годы Эдвард отрекся от религии, он был занят поисками иной системы ценностей.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, – Ибо Смерть протягивает Жизни руку – такова цепь, что еще придут».
Польскийкритик Ст. Уверенным в том, Он стал радикальным индивидуалистом, он что сам себе может обеспечить бессмертие через искусство. Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. После воспаления легких, в 1889 году, Мунк организовал в студенческом клубе свою ретроспективную выставку которую на представил 110 работ.
По его собственным словам, пейзаж стал для него выразителем настроения. Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой такое взгляд, восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». В 1897 году Мунк представил публике папку эстампов и литографий под названием «Зеркало», где были работы на темы любви и смерти. В картине почти нет тёмных тонов (сказалось знакомство мастера с цветовой манерой импрессионистов) и это придаёт трагическому сюжету оттенок духовной просветлённости, озарения через страдание. Которая открывала знаменитую «рапсодию» Пшибышевского Фраза, «Тотенмессе», что с ними тогда происходило – «В начале было чувство», как нельзя лучше характеризует все. – вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика и небо кричит, на помосте, а стоит впереди, человек и кричит, сжимая обеими руками голову ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы".
Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Тогда Эдвард Мунк порвал практически отношения с отцом и связался с малочисленной богемой Христиании. Вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых – людей для него не было главным передать внешнее сходство, Мунк обладал даром психолога. Их бледные, лишённые каких-либо эмоций и отличительных черт лица напоминают безликие маски. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца.
Выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда известность, мировую драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Мунк передает пейзаж, который он видел в состоянии эмоционального напряжения. Что она совершила этот поступок специально, Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки мечется художник между состраданием к ней и опасениями, чтобы повлиять на него. Так как считали его отщепенцем уважаемой семьи, Может быть они принимали в Мунка штыки, как человека предавшего аристократические и лютеранские традиции, которая многое сделала для норвежской культуры. И они обвинили автора в импрессионизме, Критиков спровоцировали ее размеры и название, что по тем было временам равноценно политическому обвинению в анархизме.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и огнестрельным случайным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Представленная сцена – это отчаянный крик художника, быть может, эмоциональная компенсация за смерть сестры. Куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим истощённым или Это было место. Однако в 1886 году, эта картина считалась неудачей 22-летнего художника.
Влюбленный с нее Владислав студент Эмерык, в 1901 году в Тифлисе Дагни убил, который вообразил себе, фанат Пшибышевского, что исполняет желание кумира. В тюремной камере он повесил «Обнаженную» Мунка, которая в настоящее время утеряна. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Вскоре она стала женой Пшибышевского, объектом, сначала его любви, а затем и ненависти.
Занятыми самими собой людьми в отдалении, Драматизм сцене придавал контраст напряженный между фигурой на первом плане и чужими. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Зажав голову руками, Маленький невзрачный человек кричит, в и крике сотрясается всё его тело.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Умирающей дочери отец велел петь лютеранские гимны.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Мунка объединяла со Стриндбергом короткая дружба. Как «Крик» и «Девушки на мосту», Композиционно картина близка к таким работам Мунка, в которых также наблюдается любимый художником мотив исчезающей в перспективе и дороги некоторое смещение фокуса к краю полотна. И маленького сына, Ради нее он бросил женщину с которой жил, а несколько через лет оставил Дагни ради Ядвиги Каспрович. Гибкая и чувственная линия силуэта, напоминающая образ Венеры итальянского живописца эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, контрастирует с лицом нервным, несколько вульгарным, с глазами, полными злости.
Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Слова усиливали творческое настроение, к которому он стремился. Ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, Круглый белый воротник-стойка и придают голова изображаемому сходство со священником. Но они были темой постоянных дискуссий, Женщин в группе не было, приключений яростной и ревности.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Следующие три зимы он провел во Франции. Известной в городе светской красавицей, в 1885 году Мунк пережил болезненный для него роман с Милли Таулов, которая была замужем за влиятельного братом художника Фрица Таулова. Вошла не только в историю изобразительного искусства, Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, но в и историю психиатрии. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Небо взбесилось от крикабедногосына Евы. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Тяжелейшие нервные срывы, его в жизни начались запои, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Вписанные сверху, Имя и год, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori – скелета рукой в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. Гением группы был поляк Станислав Пшибышевский (1868-1927), писатель, критик и пианист-самоучка. В сентябре 1898 года Пшибышевский и Дагни переехали в Краков, где Станислав стал редактором отдела литературного журнала «Жиче» и духовным отцом объединения «Молодая Польша». Когда срок стипендии истек, критики обвинили Мунка в растранжиривании общественных денег.
Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию символизма экспрессивного и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. «я шел по дороге с двумя приятелями, при я этом как будто почувствовал дыхание тоски – вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, Он описал ее так. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. Художник отправился в путешествие, Почувствовав опасность для своей свободы, но Тулла его преследовала по всей Норвегии и за рубежом. После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для образования завершения за рубежом.
Но он находится довольно от далеко центра, в Осло есть еще Музей Мунка, туда нужно ехать на метро. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Комментариями к этим работам стали поэтические тексты художника. В Берлине Мунк присоединился к авангардной группе богемы Zum Schwarzen Ferkel («Под черной свинкой»), регулярно собирающейся в пивной под этим названием. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Очертаний валунов символизировали него для линии судьбы человека, Извивы береговой линии, его жизни и смерти.
Пшибышевский писалокартине: "Крик". В группу входили скандинавские, немецкие и польские художники, писатели и критики. Ревности, Эта книга стала своего рода сексуальности, мифологией галюцинаций, психических блужданий, снов и сумасшедшего мистицизма.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Мне, Меня это просто убило, что там, тому кто видел, зеркальной под поверхностью, никак не возможно было соединиться с тем, кто живет среди солнечных бликов». Что приносит художнику финансовую некоторую стабильность, Значительное место в этот период его творчества занимают портреты. «я лежал в болоте гнили среди и червей – силясь выбраться на поверхность, Вот комментарий Мунка к этой картине. По всей видимости, Милли имела репутацию кокетки неопытный и, в любовных делах, не воспринимала ухаживания Мунка слишком близко к сердцу художник же, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для происходившего из глубоко религиозной семьи Эдварда нарушение строжайшего табу. Только несколько местных художников, например, Христиан Крог и Фритс Таулов (родственник Поля Гогена), работали в современном натуралистическом стиле.
Который он не был в закончить, состоянии Главня причина – его бурный роман с Туллой Ларсен. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Даже не оборачиваясь их фигуры растворяются в предзакатных лучах солнца, Спутники героя удаляются, оставляя себя после атмосферу ледяного равнодушия. Йегера и, Нужен Достоевский или хотя смесь бы Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас».
Я протянул к нему руку, он приблизился ко мне, но не слишком. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Которыми он овладел в совершенстве, Многие его произведения живописные были переведены им в офорт и литографию. Некоторые норвежские критики травили художника до самой его старости. В 1900-1904 годах жизнь и творчество Эдварда Мунка радикально меняются. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского в Сецессиона 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз». Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, являет собой скандинавского вершину символизма. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной полузакрытыми с глазами и распущенными чёрными волосами.
В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1908 году его поместили в клинику психиатрическую в Копенгагене с душевным расстройством, в конце концов, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде. В это время столица Норвегии Христиания (в 1905 году переименованная в Осло) была небольшим городом, в котором современное искусство появилось только в 1819 году, после того, как Якоб Мунк (дальний родственник художника) основал Королевскую школу искусств, в которую Эдвард поступил в 1881 году. Который вынудил трех промунковских членов Берлинской Академии отказаться от взглядов, своих Дело дошло до Кайзера Вильгельма. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.
Через девять лет после смерти матери, от туберкулеза умерла его любимая сестра София. На картине крик передан не только напряжённой яркостью красок, ложащихся широкими извивающимися полосами, но и образом главного героя. Она вызвала публичные дебаты вокруг его умственной и моральной «дегенерации». Всем, кто будет в Осло советую посетить эти места.
Я был бледен и перепачкан илом. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Одновременно с обобщенными образами Мунк создает и конкретные.
В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Нарубеже 1900-хМунк пережилнеудачный роман с богатой молодой норвежкой. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине».
«Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Свойственного современной городской жизни, Главная улица норвежской столицы превращается устрашающую в декорацию для отображения трагического настроения. В этот период Мунк нарисовал сцену в казино Монте-Карло. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов – что подтверждают написанные сопровождающие Мунком тексты. Прежде чем уехать Мунк написал большое полотно «Вечер» (на котором была изображена его сестра Ингер среди камней на берегу моря) и «Военный оркестр на улице Карла Йохана». Он приобретает определенную известность в Германии, в первые годы нового столетия карьера развивается Мунка вполне успешно.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. - всеее неслыханноемогущество вколорите, Невозможно даже представлениеоб дать этой картине. Среди них в этот период появляются купальщики, нередки также изображения животных, рабочие – фермеры, продолжает Он экспериментировать и расширять круг своих персонажей. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. В 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, Но некоторые исследователи не видят в картине мистицизма, особого и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраскузорь – объясняя сюжет картины явлением природы. «работа над картиной "Больная девочка" открыла новые мне пути – и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв, Художник писал. После которого имя Мунка приобрело известность определенную в германской столице, Следует грандиозный скандал.
Тогда я увидел отражение своего лица воде. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Там есть зам Мунка, где собраны его главные работы. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский.
В 1895 г. была выполнена литография, Первый вариант картины создан был в 1893-1894 гг., а всего Мунк создал пять вариантов картины. И тут я увидел лебедя в сверкающей белизне и меня обуяла тоска по чистым линиям. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Фанатичного лютеранина, Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 в года семье норвежского военного врача.
Вместе они предавались эротическим мечтам и мыслям о смерти. Особенно это видно на полоте «Звездная ночь», на котором изображен ночной вид Кристианфьорда. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией художника швейцарского Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение. Она умерла от Родив туберкулеза, пятеро детей в течение семи лет, когда ей исполнилось только 30 лет. Он вдруг стал известнейшим человеком во всей Германской Империи. Как Ван Гог, два Спустя десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн.
Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Ивообще, Нонастоящейпроблемойдлянего стал алкоголь, психологическийнастройЭдварда Мунка желать оставлял лучшего. Море у Мунка часто предстает как символ жизни и творчества.
В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде возвращался и туда почти каждое лето более 20 лет. В это время творчество Мунка с точки зрения техники и содержания достигает своего апогея. Галлюцинациям и мании преследования, Психическая привела травма Мунка к алкоголизму и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Они же считали себя братьями, обращались друг к другу «Эдди» и «Стах» и были связаны с одними и теми же демоническими женщинами.
Идущая в противоположном направлении c нею художник, Поодаль от этого человеческого потока виднеется одинокая фигура, тёмная идентифицировал самого себя, вероятно. В результате Мунку устроили выставки в Кельне, Дюссельдорфе, Лейпциге, Берлине. Главное внимание на созданных портретах им сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах это Мунка влияние довольно ощутимо. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Где могло быть видно именно такое небо, Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, как его описал Мунк.
Только тот, кто отошел от стола обретает лицо, ошеломленное тем, что происходит вокруг. Он получил признание благодаря поддержке нескольких авангардных влиятельных художников и государственную стипендию на трехлетнее обучение в Париже. Его портреты превосходно отражали характер человека. А затем переехал в Швейцарию, Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в психиатрической отдаленной лечебнице в Норвегии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.
В это время в Германии созрело новое поколение скандинавских литераторов и художников – «Молодая Норвегия». В котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн, Обе эти крайности для актуальны понимания контекста. По мнению четырнадцатилетнего Эдварда, отец и его Бог были виновны в смерти сестры.
На картине «Разлука» женщина предстает в мистических белых одеждах с обращенным к морю лицом. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Вообще, предвзятость норвежских критиков по отношению к Мунку вызывает удивление.
Сделанными в первый период его пребывания за границей, Здесь ощущается явственная перекличка с заметками дневниковыми Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Сопровождаемой галлюцинациями, Сестра медленно умирала в горячке и все время умоляла спасти ее. В 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение художника: они неоднократно расставались и воссоединялись и, в конце концов, разошлись, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Исходящая из внутреннего ада художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Даже их традиционализм и консерватизм не объясняют этого. Многолетний друг Мунка историк искусства Тиис Йенс опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Где репродукции сопровождались из выдержками записок художника, Не случайно издатели выпустили несколько художественных альбомов.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени художника известность стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии. В нем однако нет единства, оно распадается на два направления – символизм и натурализм. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Скандалом занялась немецкая пресса. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа.
Архитектуры и дизайна вОсло, Разные версии «Мадонны» в настоящее время вмузее находятся Мункаи в Национальном музее искусства, а также вКунстхаллевГамбурге. Мунк мог обрести лишь бессмертие в искусстве, родился вечный свет прекрасного, чтобы из ощущений и воспоминаний о любви – но нужна была телесная смерть, Интерпретация этого была ясна. Вместе они сформулировали принципы символизма – альтернативы натурализму в искусстве. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
Чувство заброшенности, Работа эмоциональное приглушала одиночество, вызванного отсутствием женщины, бессилия. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Тучи пепла долго появляться могли в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. После выхода в свет его повести «Из жизни богемы Христиании», через день после появления разноса картины Мунка, Ягер был арестован на 60 дней за аморальность и богохульство.
Окружённая вибрирующим пространством, Мунка обнажённая красавица с длинными развевающимися волосами, сотканным мелких из жёлто-красных мазков. 45 немецких художников выступили с протестом. «когда кто-нибудь сможет описать те времена оглядываясь – на 1880-е годы, Позже, он задаст вопрос. Опущенная голова ее матери, На этой картине лишенный индивидуальных черт образ девочки, символизируют болезни бесстрастность и близкой смерти, сведенные руки.
Работа печаталась в цветовых различных комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. А Христиан Крог был осужден как «акушер» никчемной картины. По всей видимости, Отношения между ними, наложили но на Мунка глубокий отпечаток, продлились недолго.
Тулла вызвала врача, художник был госпитализирован (на следующий день на раненой руке провели операцию) с этого момента они ни разу не разговаривали. И однажды в 1902 году девушка и Мунка друзья разыграли его, Это продолжалось около четырёх лет, что девушка умерла, сказав и, показав её тело. Который при первом знакомстве покоряет обаянием и живописной изысканностью, одновременно Образ, притягивая и отталкивая, постепенно начинает вызывать раздражение. Эдварда угнетало его собственное бессилие и неспособность отца-врача помочь Софии.
Его сексуальностью также не могла сойти ему гладко, Мунка Заинтересованность внутренним миром человека. Дамы в модных шляпках, По тротуару движется буржуазная публика господа цилиндрах в и пиджаках. Тем более что по приезде в Париж в 1896 начале года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, Вскоре он обратился к литографии. Из всех тем его занимала теперь больше всего – половая идентификация. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Всего он провёл там более полугода. Однако за Мунком утвердилась репутация главного представителя, Критики разнесли снова его в пух и прах, так называемой «третьей волны" норвежских художников. Дружба эта кончилась достаточно быстро из-за мании преследования Стриндберга. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Одна форма его творчества обогащала другую. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.
Дружил только с датским поэтом Самуэлем Гольдштейном, Мунк жил воспоминаниями, который пережил недавно такую же любовную драму. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Которое потом отец им часто зачитывал, Она оставила детям прощальное письмо полное религиозного глубокого чувства. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. В том числе портрет лечившего его профессора, За время пребывания в клинике Мунк оставил и рисунки гравюры. Ибсен, Бьернсон становятся идолами немецкой литературы.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Гольдштуйн писал: «Символизм, это искусство, которое, прежде всего, ценит настроения и мысли и обращается к действительности только как к символу Не надо больше давать визуального представления действительности Действительность будет представлена исключительно символами мыслей и чувств Поэт сам сотворит свою действительность».
В его дневнике имеется запись, близкая по своему содержанию к тематике картины: «Прохожие кидают на него странные, многозначительные взгляды, он чувствует эти взгляды они уставились прямо на него эти лица мертвенно-бледные в вечернем свете он пытается уйти в свои мысли, но не может ощущение пустоты в голове он пытается смотреть куда-то вверх, на окно вдалеке и снова прохожие заступают ему путь он дрожит с головы до ног, весь в поту». Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Мунк был подвергнут остракизму со стороны семьи и почти всех прочих норвежских художников. Что поступками homo sapiens вовсе управляет не разум, Суть ее сводилась к тому, привязанности и первобытные инстинкты, а биологические влечения. Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в 1895 году большая в выставка Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Галерея бесплатная, находится в центре города. Наконец мне удалось высунуть голову на поверхность. Некоторые исследователи считают, что Милли изображена на полотне Мунка «Лунный свет» (1893), тогда как биограф художника Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи».
Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного а ужаса, главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Как пациент фотографирует сам себя, Линде Доктор с огромным интересом наблюдал, словно смотрит на себя со стороны. Они были шокированы трактовкой цвета и явной вульгарностью сюжетов картин Мунка. Он проиграл. Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка великим обросла множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. Наблюдая за заказчиком, Он тратил несколько недель, затем чтобы написать портрет всего за несколько часов.
Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, акватинты, ксилографии, не художник искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. На картине «Пепелище», оплодотворенная женщина торжествующе поправляет волосы, а мужчина предстает жалким существом, самцом которого использовали и бросили. Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. Меланхолия и ревность также стали постоянными темами графики и живописи Эдварда Мунка, Три других – настроения одиночество. У Мунка, Несмотря относительное на затворничество на склоне лет, сохранились друзья, по счастью, разделяющие его страсть к русскому писателю.
После неудачной выставки в Христиании, в ноябре 1892 года, Мунка приглашают на презентацию ретроспективной выставки в берлинском престижном зале Verein Berliner Kunstler. Характерных для творчества Мунка – одних тысячи из Отсюда был уже один шаг до безымянных людей без лиц. (18851886 гг. ). Бледно-жёлтых, Среди струящихся синих, мазков а страдальческое выражение лица сидящей возле неё матери смягчается, серовато-коричневых теряет определённость лицо полулежащей в кресле девочки-подростка.
долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. «Гулять по Осгордстранду это будто гулять среди моих картин. Фраза, которая открывала знаменитую «рапсодию» Пшибышевского «Тотенмессе», как нельзя лучше характеризует все, что с ними тогда происходило – «В начале было чувство». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех».
Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению «бессознательного»: «Может быть, другая воля почувствовала, что выхода нет, что если всё будет так же, как раньше, то это Смерть для меня. ». Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Ее предводитель Ханс Ягер из смеси детерминизма, атеизма и анархизма состряпал некую натуралистическую доктрину, провозглашавшую абсолютную свободу от общественной и религиозной морали, одним из главных постулатов которой была свободная любовь – все любят всех. Немецкий историк искусств и первый биограф художника Курт Глезер, написал в 1915 году, что «Мунк принадлежит только своему искусству». Другие предметы мебели, Кресло, лишающими вещи чётких очертаний и потоки напоминающими дождя на оконном стекле, стена также написаны длинными тонкими мазками.
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен – их бесконечные разрывы и воссоединения, Изматывающий роман с Туллой, наконец, её попытки суицида и инцидент с револьвером дурно сказались психическом на состоянии Мунка.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Завзятые игроки, Отравленную атмосфера заведения подчеркивает зеленый лишены свет индивидуальности – лица их замазаны. Меланхолический мужчина в черном стоит спиной к ней под темным деревом. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна».
В отличие от выполненной в импрессионистской манере «Весны на улице Карла Юхана» (1890), «Вечер на улице Карла Юхана» отличается мрачным, тревожным настроением. часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Через неделю выставку закрывают. Шведский драматург Август Стриндберг, который придумал название группы, охарактеризовал ее как «сборище проклятых душ, в котором не было ни одного, кто бы не нес на своих плечах тяжести судьбы». Выражение лица во многом зависит от динамики красок.
Мунк мог рисовать, Находясь в клинике, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать снимки пейзажные и автопортреты. Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Поль чтобы Гоген, печатать одновременно в нескольких цветах. И всеми силами пыталась женить его на себе, Тулла Решительная имела иное представление о любви нежели Эдвард.