Портрет режиссёра В. Э. Мейерхольда (1917) Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза 2 февраля 1940, Москва) русский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923).
В целях пропаганды новейших художественных направлений устраивал выставки и диспуты, Выступал и он как меценат – вкладывал свои средства в развитие современного ему авангардного искусства. Metskyl). Владея филигранной графической техникой, Головин, словно старый мастер-ремесленник, шлифовал каждую деталь эскиза декорации» Основной темой «Маскарада» в интерпретации Мейерхольда была тема призрачности иллюзорности жизни царской России, стремительно несущейся к краху. Это его двойник – олицетворение творческой силы, творческого духа. Двоемирие, Двойственность, где понять не «, где реальность на поверку оказывается призрачной иллюзией. Потом все время он отвечал тотчас, а я тянул ответ на много дней и он пилил меня8230 По моему настоянию и прервали на 6-й паре он хотел, чтобы была «книга» 76.
Выражение лиц обоих сосредоточенно, напряженно. После Октябрьской революции поставил в Петрограде «Мистерию-буфф» В. Маяковского (1918 год). Арлекины, Занавесы, но не составляли их бытовое падуги убранство, хотя и гармонировали с интерьерами. В октябре 1905 года Студия была закрыта и Мейерхольд вернулся в провинцию.
Именно Кульбин был приезда инициатором в Россию в 1914 году известного итальянского футуриста Филиппо Томазо Маринетти, в частности. Всем памятен облик Мейерхольда эпохи «Театрального Октября» – длинная солдатская шинель, обмотки, красная звезда на фуражке. Так создавался фантасмагорический образ спектакля». Фарфоровый завод, gt Ведь в николаевскую архитектура, эпоху – а эпоха какая была, все эти краснодеревцы дали изумительные шедевры.
Своеобразным живописным прологом к спектаклю в и целом каждой картине в отдельности являлись занавесы. Было принято присваивать ему разные почетные звания: он считался почетным красноармейцем (сохранилось его фото в красноармейской форме), почетным краснофлотцем, почетным шахтером и проч. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Постановками Мистерии-буфф, Клопа, Бани В. В. Маяковского, Мандата Н. Р. и обожествленного покровителем после смерти), запечатывал свои письма «разноцветным сургучем, на котором был отточен профиль Антиноя»29. Этот «великолепный жест прыжка в огненную стихию»21 (трагедия «Смерть Эмпедокла») – наглядный пример увлекавшего Иванова дионисийского палигенезиса. До создания поведенческих моделей отсюда далеко.
когда нет маски и когда она на лице у действующих лиц "Маскарада". У Гельдерлина («самого стойкого энтузиаста» античности «среди мировых поэтов»23) «лучший русский эллинист»24 мог обнаружить родственную себе языческую интерпретацию христианства, чувственную стихию, предвосхищающую витализм модерна. В 19081917 гг. Перекрывающий зеркало сцены почти до половины малиновый арлекин с языками, нависающими Неподвижную роскошную портальную раму окончательно замыкал сверху огромный, отороченными широкой золотистой бахромой. Сходства Мейерхольда именно с этим гофмановским «доктором» не предполагалось ибо «доктор-чудодей синьор Дапертутто» творил отнюдь не театральные чудеса.
«Шут Тантрис» Е. Харта, в Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «На полпути» Пинеро (1914), «Дон Жуан» Мольера (1910), «Зеленое кольцо» З. Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), М. Лермонтова «Маскарад (1917). Способствовавшим утрате несчастным бюргером Шпикером Эразмусом собственного зеркального отражения, Но и недоброжелателю вряд ли пришло бы в голову отождествлять Мейерхольда с мерзким исчадием ада, потерявшего тень, отчего тот в компании небезызвестного Петера Шлемиля, принужден был к вечным скитаниям. Это прежде всего равноценность изображения и фона (гомогенность) доведенная в портрете до абсолюта. Стирая извечную границу между и сценой публикой, Зеркала, как бы делали всех присутствующих соучастниками происходящего.
Это просто вопль души интеллигентного художника, стремящегося вылезти из провинциальной «ямы». Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Напротив, эта ранее в театре безликая, нейтральная к действию «одежда сцены», выполнявшая лишь технические функции, в спектаклях Головина становилась активным элементом. Иногда роль прирастала к повседневному поведению. М. а. кузмин, Так, воинственного и наглого, выступавший от лица Антиноя (не того Антиноя, что был предводителем Одиссеевой женихов Пенелопы, а прекрасного юноши, любимца римского императора Адриана, то ли утонувшего, то ли утопившегося в Ниле во 2 в. н. э. Из всех художников, которых я знавал, только бездарные были обаятельными людьми. Мотив маски, скрывающей страдающее лицо за иронией, веселое импровизационное озорство персонажей комедии дель арте, здоровое искусство площадного театра, балагана в «Маскараде» оборачивались трагическим гротеском. Гладков вспоминал ощущение какого-то необычного единства этой афишно-плакатной фонетики с широкими, пустоватыми коридорами.
Иванова, по его словам, нельзя «пропустить ни одной строчки им написанной»33), уже тогда, на исходе символизма, не слишком вдохновляло к конкретной работе. Зависим портрет и от модернистского принципа «двойного преображения» – художник не просто пишет портрет Мейерхольда, он сочиняет его преображение натуры происходит «не только непосредственно на холсте8230 но и до этого», в воображаемом представлении о сути его творчества. В технике модерна выполнена и фигура «Мейерхольда», переданная не объемно, а линейно – «тело в живописи модерна8230 словно тяготеет к своей поверхности»89. Но ни по цвету, ни по композиции, ни по форме интерьеры «Маскарада» не являлись правдоподобно бытовыми. Вытекавшее из концепции «соборности» возвращение театра к действу, мистерии, ритуалу смущало Мейерхольда активизированной модерном паратеатральностью и, приводя в священный трепет (у Вяч. То, что «божественное Имя» при этом неминуемо профанировалось, никого не смущало.
Оно было найдено в имении писательницы М. В. Крестовской в Молодёжном (фин. «Маскарад» трактовался как глобальная социальная метафора – маскарад целой эпохи, маскарад, где царят мнимые страсти, а подлинные человеческие чувства скрыты под таинственным покровом масок. lt. В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу «Театральный Октябрь».
В сорокалетнем возрасте он впервые принял участие в проходившей в Петербурге выставке «Основных течений в искусстве» (1908) – «Дедушка русского футуризма» Николай Кульбин заявил о себе как художнике о довольно поздно. В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли, Мейерхольдом была поставлена пьеса А. Блока «Незнакомка». Называя себя «эмиссаром Р. Штейнера», Минцлова раскинула в Петербурге и Москве «антропософические сети»41, после чего растворилась в неизвестности – простившись с приятельницей на Кузнецком мосту, «она больше не возвращалась и исчезла навсегда», что, понятно, «еще больше способствовало ее таинственной репутации»42. Прибегнув к своеобразной композиции, Талантливый показал художник его как мага и волшебника сцены. «я старался передать ему мои чувства, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз – Михаил Чехов, в 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал рубежом, за в своих воспоминаниях рассказывал. Велимира Хлебникова, Он рисовал Давида Бурлюка, Судейкина, Сергея Алексея Кручёных, Николая Евреинова, Михаила Кузьмина.
Гладков говорит также о «почти непрерывной мейерхольдовской игре в жизни»46, но в качестве примеров приводит житейские забавы и розыгрыши, верно объясняя эту игру особенностями творческой натуры режиссера – «необузданным и бешеным воображением», «огромным избытком темперамента, артистизма». Который покинул в 1902 Театральную г., деятельность начал в 1898 г. в Московском Художественном театре, так как его не удовлетворяла система К. С. Станиславского. Дмитриева, но не усмотревшим в григорьевском портрете «никаких предзнаменований»87.
Строгая симметрия как основной ритмический прием объединяла все картины спектакля. Функцию эмоциональной смены настроений, цветовой увертюры к каждой картине брала на себя система опускных, как в старинном театре или раздвижных занавесов. «знаменательна в этом портрете прекрасно удавшаяся художнику его – 8222психологичность8220 Дмитриевым. Этой пластической метафорой парадного Петербурга, холодности и безразличия высшего общества, Головин воплощал замысел Мейерхольда – показать человека в «тисках николаевского режима».
Для жизни ему остаются только Таким предрассудки, образом, моральные правила и здравый смысл. Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника – воплощение творческого замысла режиссера и актера. В 1906 году на «Башне» (квартира Вяч. Обреченность, Фатальная предопределенность судьбы, разлитые в атмосфере эпохи в период создания спектакля, ощущение катастрофы, близящейся на сцене материализовались в зловещей фигуре Неизвестного – мистическом образе рока, правящего этим вселенским карнавалом. Деникиным сидел в Новороссийской тюрьме, ожидая военно-полевого суда. У него интересная техника.
Как и с противоположной позицией, Впрочем, процитировавшим также Вс, представленной А. П. Мацкиным. Конечно, в советское время для такой подозрительности были вполне объективные основания (особенно у Мейерхольда, тем более в 1930-е годы, о которых пишет А. К. Гладков). В ночь на 15 июня (1912 года. Верно и то, что игра в жизни была для Мейерхольда «полубессознательной тренировкой, постоянным упражнением, привычной ежечасной работой над собой»: «Может быть, то, что у Мейерхольда т р у д не отделялся резко, как у многих, от его бытового времяпрепровождения, до предела наполненного наблюдательностью, юмором, мгновенной полушутливой обработкой получаемых извне впечатлений и доведением их до степени искусства и делало этот труд, когда приходил его час, таким легким и фантастически изощренным изобильно богатым, точным и как бы сразу отделанным»47. М. О. Гершензон комментировал ситуацию с понятным отвращением: «Начал переписку он и стал понуждать меня отвечать ему письменно.
Сам себя начинал высмеивать, пародировать, превращая это в игру, в розыгрыш, преувеличивал гротеска, до но до конца все же не мог избавиться от этой черты и где-то на дне души всегда был настороже»45 – что он рискует показаться смешным в этой своей странности, Часто чувствуя, как умный человек, он, шел навстречу шутке. По словам одного из крупнейших исследователей русского художественного авангарда Евгения Ковтуна, Литографические Кульбина портреты отличает большая степень продуманности и завершенности – в них изображение доводилось до «своеобразной пластической формулы». Кульбин активно занялся теорией искусства, Не имея специального художественного образования, книжной иллюстрацией и сценографией и живописью рисунком. «на 8222Ивановских средах8220 встречались люди очень разных даров – положений и направлений, Философ Бердяев Николай вспоминал. Под рисунком стояла надпись: «Вот человек, продавший свою душу дьяволу»53.
«во время репетиции тихонько открылась боковая дверь, который замер в неподвижной позе с приподнятым кверху лицом – и появилась тонкая фигура молодого Б. К. Пронин человека, рассказывал В. П. Веригиной о своем первом впечатлении от Мейерхольда. По убеждению Мацкина, если уж искать в этом портрете символику, то она «окажется целиком обращенной в прошлое»88. Выпущенный на поруки стараниями друзей, Мейерхольд остался цел, т. к. Каждая вечеря должна заранее обдумываться и протекать по сообща выработанной программе. режиссером в театре В. Ф. Вяч. Гафиз должен сделаться вполне искусством. Но разве это дендизм.
И если образ будущего «красногвардейца» (не только времен «Театрального Октября», но и упомянутого А. К. Гладковым «почетного красноармейца» мейерхольдовского юбилея 1923 года) проницательно предвосхищен, то «ультрамодернистический» Мейерхольд навеян недавним (1916) портретом Бориса Григорьева, где режиссер, «облаченный во фрак, в белых перчатках и цилиндре, с маской на рукаве изображен в сопутствии своего красного двойника, натягивающего тетиву лука, чтобы спустить стрелу»84. Он застыл в странной изломанной позе с повелительно поднятой рукой. «Ему неоднократно было предсказано, – вспоминал тонувший с Сапуновым М. А. Кузмин, – что он потонет и он до такой степени верил этому, что даже остерегался переезжать через Неву на пароходике, так что нужно удивляться действительно какому-то роковому минутному затмению, которое побудило его добровольно, по собственному почину, забыв все страхи, отправиться в ту морскую прогулку, так печально и непоправимо оправдавшую предсказания гадалок»40. И. иванова на верхнем этаже в доме по Таврической ул. ) по средам устраивались регулярно симпозиумы. Неизбежная дань советской мифологии, много Конечно, простительнее стремления А. П. Мацкина провести демаркационную полосу между дооктябрьским и постреволюционным творчеством Мейерхольда, явленная в суждении Н. Д. Волкова.
Оказалось, что «девушка с бумажной косой» ходила не за шарлатаном, а за самим Сапуновым. «Роли» гафизиты выбирали из двух главных сфер модернистского конструирования – Античности и Востока (В. главный режиссер Театра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге.
Любая жизнетворческая акция «башни» упиралась в создание теургических «ролей», что ничуть не противоречило реалистическому символизму, предполагавшему, согласно мэтру, бытие не символа, а самой жизни («бытие в символе»), д е й с т в и е, «отмеченное печатью божественного Имени»14. Гофмана Мейерхольд любил всего, целиком – «краносюртучный», «уродливый доктор Дапертутто» с его феерическим дьяволизмом принадлежал Гофману. «Сораспятие» выражается в символическом пригвождении рук, ног. А вот Мейерхольду парадигма лорда Генри годится в самый раз. Но преобладал тон и стиль мистический. Головин, подхватывая эти ритм и орнаментику, «перефразировал» их в собственном портале.
В отличие от «красногвардейской» поведенческой модели, зафиксированной фотографиями Мейерхольда и словесными описаниями его революционного имиджа, портрет Григорьева не является портретом (изображением) в привычном смысле слова (и это хорошо передано Вс. Комиссаржевской, Мейерхольд первым сначала в «Балаганчике» (1906), «Шарфе Коломбины» (1910), а затем в ряде экспериментов в Студии на Бородинской последовательно добивался ироничного снижения символизма, приемов, уже ставших модными и пошлыми. Дерзко вступивший в столкновение со светом, Арбенин, участь и его предрешена, – всего лишь игрушка в руках судьбы. Фильм был оценен высоко («пока это высшее достижение русской кинематографии»51), больших похвал удостоилось и искусство Мейерхольда-актера, дебютировавшего в кино: «Лорд Генри в исполнении Мейерхольда почти парадоксален. Ограниченным с двух сторон лестницами с легкой балюстрадой перил и вызолоченной массивной решеткой в центре, Средняя часть оркестровой ямы перекрыта была выдающимся до первого ряда зрительских кресел полукругом просцениума.
Так как искусство жеста может быть еще более парадоксальным, чем слово»52. Убедительная в своей достоверности обстановка 1830-х годов, смутные зеркала, отражающие зрительный зал, – все было направлено на создание сценической атмосферы, помогающей актерам в раскрытии чувств, предоставляющей режиссеру удобные «опорные точки» для мизансценирования. В дом «большевиков», может быть и не пускали (хотя как их было сходу опознать. ), но сам Бердяев дискутировать с коммунистами не гнушался.
В 19021905 гг. Входишь и видишь это сразу на фоне неоштукатуренной кирпичной стены. «Дедушка русского футуризма» Николай Кульбин заявил о себе как о художнике довольно поздно: в сорокалетнем возрасте он впервые принял участие в проходившей в Петербурге выставке «Основных течений в искусстве» (1908). В 1910 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту».
Только немного слащав он»58. режиссер и актер передвижной труппы (с 1903 «Театр новой драмы»), работавшей в провинции. Не пополнив в России ряды «розенкрейцеров», Минцлова оставила за собой зловещий мистический след.
Диотима – возлюбленная Гипериона – в первом рождении «внесценическая» героиня диалога Платона «Пир», речь которой об Эроте как стремлении к бессмертию пересказывает Сократ25. Судя по дневниковой записи Иванова от 17 июня 1906 года, предполагавшаяся органика гафизовского «соборования» давала сбой и требовала заключения в форму театрального представления: «Правда, я был плохой артист. Сюда Иванов подключал и Гете, который, по его словам, хоть и «боялся Диониса» и «избегал сознательно»22, не мог не прикоснуться своим гением к существу дионисийства. Голодные и больные соадресаты (Иванов и М. О. Гершензон) переписывались, находясь в разных углах одной комнаты – «санатория» для «переутомленных работников умственного труда» эпохи военного коммунизма. И это особенно сближало его с Мейерхольдом, «Для мастера была историко-художественная неприемлема документальность. И маска Мейерхольда – лорда Генри показывает, какой это был Уайльд.
Реабилитирован в 1956 году. Так слиты грани: маскарада, страшной жизни, света» Задача создания этой «красивой пустоты» закономерно обращала постановщиков к ампиру лермонтовской эпохи и дальше, через романтизм юного поэта, зачитывавшегося Байроном в Московском пансионе, к маскарадной Венеции XVIII века. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве. За той и другой встает визуальный ряд. Комментируя собственную подборку свидетельств мейерхольдовской славы, А. К. Гладков пишет: «Само слово 8222Мейерхольд8220 при его жизни значило больше, чем имя одного человека, хотя этот человек реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак, репетировал в своем неуютном театре, раскланивался со сцены, выступал на диспутах»82.
Он образовывал с россиевским как бы двойную, Поставленный несколько под углом вглубь сцены, сплошь покрытую резьбой золотой симметричную конструкцию, перспективную монументальную. Ведь у него в романе – все дело в слове и красках. Треугольников, Лицо персонажа как будто собрано из отдельных геометризованных элементов – выгнутых трапеций, – своего рода, ломанных и прямых линий, осколков предметного мира, соединяющихся на время подвижную, в динамичную структуру. С Ивановым состоялось второе рождение Гельдерлина.
Современники, отмечавшие «картинность» его облика и противоречивые сбои поведения, не находили в них искусственной сконструированности. Дмитриевым) – он образ не человека, а сути его творчества, которая, само собой, никуда не могла исчезнуть и у Мейерхольда- «красногвардейца». Но уже в самой многослойности выступающих один из-под другого языков арлекинов, в прихотливых извивах гротескового серебряного орнамента словно заключена была тайна интрига. Для выполнения заявленного (и неосуществленного) нужен был не просто «артист», а режиссер. И все-таки Эккерману Мейерхольда она казалась «самой странной» его чертой: «Он постоянно видел вокруг себя готовящиеся подвохи, заговоры, предательство интриги, преувеличивал сплоченность и организованность своих действительных врагов, выдумывал мнимых врагов и парировал в своем воображении их им же самим сочиненные козни.
Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Публицистически острый, Это был народный площадной театр, всякое как искусство, зрелищный и условный. Но если б такая аналогия все же возникла, Мейерхольд не был бы слишком шокирован – ведь названный дьявол – всего лишь шарлатан, торгующий «колдовскими настойками» («к слову сказать, весьма приятными на вкус»), а вся история Эразмуса Шпикера – иронический парафраз («Удивительной истории Петера Шлемиля» А. Шамиссо): «Они решили было побродить вместе, чтобы Эразмус Шпикер отбрасывал на дорогу тень за обоих спутников, а Петер Шлемиль обеспечивал бы отражение в зеркалах тоже за двоих, но из этого ничего не вышло»65. Многие отмечали его «подозрительность, временами казавшуюся маниакальной»44.
Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Комментируя это описание, Волков считал, что портрет, созданный накануне революции, «приобретает и другое, более символическое значение», как бы указывая «на ту связь, которая впоследствии образуется у режиссера с революционными событиями и переживаниями последующих лет»86. работал в Мариинском и Александринском императорских театрах (Петербург), ставил драматические и балетные спектакли, в 1910 г. исполнил партию Пьеро в балете М. М. Фокина «Карнавал». Ставил революционно-митинговые спектакли («Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, 1918 «Зори» Э. Верхарна, 1920 и др. ), классические пьесы XIX в. («Лес» А. Н. Островского, 1924 «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1926 «Дама с камелиями» А. Дюма-сына, 1934), а также драматические произведения советских авторов, в том числе сатирические «Клоп» В. В. Маяковского (1929).
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, – самое известное произведение Григорьева. Разве что не «по средам». Немом кино, в черно-белом, когда снимался Мейерхольда, фильм да еще на том этапе его развития, Уайльд был невоплотим. Вяч. В 1911 поставил в Мариинском театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» (художник Головин, балетмейстер Фокин).
Тем самым требовалось установить особые взаимоотношения между сценой и залом. А. К. Портрет этот не менее малявинских баб символичен.
«Гафизовские» имена Иванова – Эль-Руми и Гиперион – только на первый взгляд кажутся никак не сопряженными. Станиславский не счёл возможным выпускать на их публику, Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли. на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Литографические портреты Кульбина отличает большая степень продуманности и завершенности – в них, по словам одного из крупнейших исследователей русского художественного авангарда Евгения Ковтуна изображение доводилось до «своеобразной пластической формулы». Да и бывшие гафизиты перешли от театрализованных ритуалов к театру, увлеченно разыгрывая Кальдерона в мейерхольдовской постановке («Поклонение кресту», 1910).
Мейерхольда) и руководил существовавшей при нем школой. Признанному знатоку истории искусства, Но даже чтобы Головину, достичь подобной творческой свободы, культуры и быта разных эпох и народов, необходимо было заново погрузиться в изучение культуры лермонтовского времени. Минцлова раскинула в Петербурге и Москве «антропософические сети»41, Называя себя «эмиссаром Р. Штейнера», «она больше не возвращалась и исчезла навсегда», после чего в растворилась неизвестности – простившись с приятельницей на Кузнецком мосту, что, понятно, «еще больше способствовало ее таинственной репутации»42. Хотя в его наружности недоброжелатель Мейерхольда мог обнаружить нечто похожее – «высокий, сухопарый человек с ястребиным носом, сверкающими глазами и тонкими губами искривленными в язвительной гримасе»64. Собственно мейерхольдовское в «Дориане Грее» было связано не с кино, а с театром (хотя уже тогда он задумывался об их принципиальном отличии, обусловленном изобразительной природой кинематографа). Антиной, выбранный для гафизовских пиров, долго сопровождал жизнь и творчество Кузмина, не мешая появлению новых поведенческих моделей – денди-эстета, старообрядца в поддевке и др., образуя «спутанную смесь противоречивых сближений и соединений»30. К тому времени Кульбин был человеком уже сложившимся профессионально и дослужившимся до больших чинов – военный врач Генерального штаба армии русской и действительный статский советник. «Причем должна быть нанесена ранка до крови» 6.
2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Ивановым и до открытия башенных ритуалов. С 1914 г. под псевдонимом Доктор Дапертутто экспериментальной руководил работой студии в Петрограде. Созданное по основополагающим принципам формообразования стиля, а вот сам есть портрет типичное произведение модерна.
Что он был завербован для участия в антисоветской работе, 2 февраля 1940 года расстрелян был по обвинению в том. Протеизм его творческой субстанции, будто специально предназначенной для бытия в символах культурных отражений «родного» и «вселенского», обращал жизнь обитателей и гостей «башни» в театр поведенческих моделей, чему немало способствовали и актерские таланты Вячеслава Великолепного («это был самый замечательный артистический позер, какого я в жизни встречал и настоящий шармер»13). 20 июня 1939 года Мейерхольд, объявленный «врагом народа», был арестован и 2 февраля 1940-го расстрелян. из чисто технического элемента, отделяющего сцену от зрительного зала, порталы, сочиняемые Головиным к мейерхольдовским постановкам, оставаясь неизменными на протяжении всего спектакля, становились своеобразным архитектурным эпиграфом, трехмерной пластической формулой пьесы и служили переходом к живописной декорации. Кервильи не только «приодел» Мейерхольда, но и приукрасил его наружность. Черном фраке и белых На перчатках, фоне темно-серого занавеса и малиново-красной кулисы – изящный светский человек в цилиндре. В левом углу что-то вроде окна с итальянским небом и цветами.
Его полузнали и то немногие, в девятнадцатом. Выдержав около 500 представлений, в последний раз на родной сцене «Маскарад» прошел 1 июля 1941 года. С Бенкендорфом, «лермонтов через всю свою драматургию боролся со светом, стиснул кто этот мир в тисках, с убийцами Пушкина – со всеми, кто напялил на него оковы. Костюмов, Огромное количество созданных им эскизов верностью декораций, эпохи, бутафории поражает точным чувством стиля, но при этом лишено увражности. Прием используемый Головиным в создании визуального образа «Маскарада», пожалуй, можно назвать «сценографическим гротеском».
Наглядно демонстрируемой Мейерхольдом, Можно удивляться только глубине проникновения автора статьи в существо актерской техники, что только с ее помощью можно было экранизировать Уайльда, но поверить, трудно. Зритель должен относиться «к обстановке сцены – как к картине, к музыке слов – как к симфонии, ко всему представлению в целом – как к театральному зрелищу, воплощающему внутреннее содержание драматического произведения в подходящей и действенной форме, подчиненной законам особого порядка, законам театра» Принцип стилизации, которым, как никто другой, владел Головин, знание им законов сцены сформировали особое чувство меры, определявшее степень условности декорационного образа, требуемого природой лермонтовской драмы, ее высоким поэтическим строем. «Наподобие цирковой арены, стиснутой со всех сторон кольцом зрителей, просцениум придвинут к публике для того, чтобы не затерялся в пыли кулис ни единый жест, ни единое движение, ни единая гримаса актера», «. В 1938 театр был закрыт, в 1939 Мейерхольд был репрессирован.
Вспоминая о «могущественной магии разыгравшейся революционной стихии большевизма» – «в коммунистической атмосфере было что-то жуткое, я бы даже сказал, потустороннее»71, – Н. А. Бердяев, сам того не желая, обнаруживает перекличку с «культурным ренессансом» начала XX века: «В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме в Малом Власьевском переулке собирались по вторникам (не помню точно), читались доклады, происходили собеседования»72. театр, который он возглавлял с 1920 по 1938. На вопрос мой зачем. Здесь Гофман переплетался с Гоцци и венецианским художником ХVIII века Пьетро Лонги точно так же, как в оформленном Судейкиным зрительном зале «Привала», который торжественно назывался «Зала Карло Гоцци и Эрнеста Теодора Амедея Гофмана». Надчеловеческая красота зрелища, Переизбыточная изощренная стилизация лишь подчеркивала призрачность и эфемерность человеческой жизни, Головиным, созданного оставаясь бесстрастной к трагедиям людей.
П. Янова) также шло от театра (только что Н. Г. Коваленская сыграла на Александринской сцене дона Фернандо в «Стойком принце») и противоречило «безусловной» природе кино. В отличие от Кузмина, Мейерхольд, с Минцловой не общался, с не Сапуновым тонул, но сглазу подвергся. Мать четверых детей, – Диотима и муза гельдерлиновской лирики – реальная женщина, где поэт два года служил гувернером, хозяйка дома, – Сюзетта Гонтер. Г. И. Чулков, осторожно поддерживавший режиссера в рецензиях на спектакли театра на Офицерской, неизменно сокрушался, что привлеченный им на «Башню» Мейерхольд манкирует обязанностью «деять соборно» и не зря подозревал, что не Комиссаржевская была препятствием к такому «деянью», а сам Мейерхольд уклонялся от почетной миссии демиурга «соборного театра». е. поведенческим моделям модерна). Как оказалось – Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её Однако назначение, Студия существовала недолго.
Здесь и предвидение грядущей поведенческой модели и характеристика предшествующей, дореволюционной как «ультрамодернистической». Бердяев был не только бессменным председателем иронически преподанных «сред», но сотрудничал с Вяч. Борису Константиновичу сейчас же вспомнилась виденная им в Париже скульптура – голова «Гения вдохновения» 35. Но, как видим, портретируемому хватило мужества заявить о ее идеализации. Как и теургический пафос всех (включая Белого) «младших» символистов, выводящий искусство к моделированию жизни. Вот только роль художника Бэзила Холлуорда была Мейерхольду не интересна.
Как же иначе могла зваться муза Иванова, хозяйка «башни» и «вечерей», являвшаяся взору восхищенных гафизитов в огненно-алом хитоне. lt. Ему было не до «Гафиза». У Мейерхольда с «Башней» также образовались важные для него творческие связи – там, в частности, началось погружение режиссера в мир испанского театра.
А в 1912 году, в разгар традиционализма, он прямо заявил о театральной беспочвенности «соборности», противопоставив мистерии – балаган, т. е. собственно театр (отказавшись, тем самым, «петь хоровую песнь» и удалившись «из круга, закрыв лицо руками»34. ). не надо погружать зрительный зал в темноту ни в антрактах, ни во время действия. Системы игровых занавесов и освещенного во все время представления зрительного зала, Технологически эти проблемы разрешались Мейерхольдом и Головиным помощью с просцениума. «Мужской портрет», выполненный черной тушью иллюстрирует сходный принцип. выехал по болезни в Крым, где арестованный А. И.
Что первоначальный толчок к столь пугающему разрыву реальной жизни художника и внеположных ей сконструированных отражений дал Мейерхольд, сам Но не следует забывать. Если, скажем, в портрете И. А. Морозова работы В. А. Серова (1910) матиссовский натюрморт, на фоне которого изображен меценат играет самостоятельную, содержательную роль, но все-таки остается фоном, то в портрете Григорьева «красный стрелок» и «сам» Мейерхольд взаимозаменяемы. Со многими из них Кульбина связывали дружеские отношения или сотрудничество. А значит, могло быть и естественным пластическим жестом высокого, чуть сутулого человека. В 1898 был приглашен В. И.
Создатели «Маскарада» умели слышать время и выражать его дыхание в творчестве. «Самый страшный враг красоты – красивость»59, – не раз говорил он. Он сам способствовал сложению своего революционного имиджа. Понятное дело, Лорд Генри, к слову, был великий парадоксалист – ведь, сам Уайльд был скорее великим, чем второстепенным, но никак не прозаическим, безусловно а – обворожительным. Яркий свет заражает пришедших в театр праздничным настроением.
Так, 2 мая 1905 года на квартире старшего символиста Н. М. Минского на Английской набережной состоялось «Собрание для Богообручения», в котором участвовали с женами – сам Минский, Иванов, Бердяев, Розанов, Ф. Сологуб (без жены. ). В поисках подлинной театральности, переосмысливая классическое театральное наследие – от античного театра до традиционного японского, от староиспанского до мольеровского, – Мейерхольд в «Маскараде» приходит к разработке нового сценического языка, воплощению во всей полноте предшествующих поисков по созданию театра метафорического реализма избегающего прямых жизненных соответствий, не отражающего жизнь, какая она есть, а выражающего в своих метафорах ее суть, «душу». «Портрет вышел очень хороший, – писал Мейерхольд жене. Близок портрет и к иконографии модерна, закрепившей за собой «мир театра, цирка, бара, кафе»90.
Перманентно сопровождающий жизнетворчество Иванова шедевр гетевской лирики «Блаженное томление» – о бабочке, летящей в пламя свечи, переводится мэтром теургического символизма дословно, чтоб не утерять ни крупицы заложенного в нем мистического смысла (первая строфа стихотворения – «то живое буду я славить, что тоскует по огненной смерти» – взята эпиграфом к книге его лирики «Соr ardens» – пламенеющее сердце заключительная – «умри и стань другим» – девизом жизнетворческой интенции символизма). Что по мановению руки из красной кулисы возникла фигура человека с Мейерхольда, лицом Кажется. Пришедшие на премьеру, Зрители, разработанному Головиным, сразу погружались в атмосферу спектакля благодаря архитектурно-пластическому приему, связавшему сцену и зрительный в зал единое театральное пространство. С. И. Юткевич, назвавший эту сцену «пророчески оригинальной для кинематографа»54, напрасно не оговорил, что пришла она из театра, что игра «в зеркалах» – игра театральная («маска, свеча, зеркало – вот и образ Венеции ХVIII века»55, завороженно повторяемая формула из любимой книги П. П. Муратова – символы театра, преследовавшие Мейерхольда).
театр Мейерхольда приобрел громкую славу. Кульбин создал вполне узнаваемый и, портрет Так, необычную графическую композицию, вместе с тем, балансирующую на грани предметности и абстракции. Кузмин, вспоминающий спустя четыре года о гибели приятеля как о только что случившейся (ведь по законам оккультизма утонуть следовало ему, Антиною. ), не может преодолеть мистическую оторопь, в которую его (и Иванова и Белого и Бердяева) не раз погружала Анна Рудольфовна Минцлова. Возраставшая непрерывно, Подлинная слава его, чем полстолетие тому началась назад»26, не ранее.
Иванов, не страшившийся «блуда» (слово Белого) с эзотерикой символизма, неизменно готовый реализовывать идею «соборности» в собственной жизни, был куда последовательнее. Товарищ Мейерхольд. » 81. Как в основных спектра, цветах в главном занавесе, сконцентрированы ведущие темы спектакля – монументальная симметрия и торжественное сочетание царского пурпура с золотом и серебром отделки гармонично соотносились с цветом лож и кресел императорского театра. Их не нарушали даже веселые пестро-полосатые карнавальные драпировки. И прах, Их тела были кремированы, смешан с прахом других ссыпанный убитых. )», в общую могилу. После Октябрьской рев. В 1906 был гл.
Не случайно он так похож на театральный плакат и, в частности, на плакат А. де Тулуз-Лотрека «Мей Милтон» (1895), который Д. В. Сарабьянов называет «едва ли не самым чистым вариантом изобразительного Ар Нуво»91. Но Мейерхольд летом 1906 года находился с «Товариществом Новой драмы» в Полтаве, осенью начал работу в театре на Офицерской. Как правило, своих моделей художник находил среди завсегдатаев популярного в артистической среде кабаре «Бродячая собака».
Андрей Белый, относившийся к ключевой концепции Иванова неизменно скептически («уж лучше закружиться в вальсе с хорошенькой барышней, чем водить хоровод с действительным тайным советником»8), оговаривал, что «тонкая и глубокая теория В. И. Иванова» была профанирована «резонирующими модернистами»9. «в григорьевском портрете Мейерхольд изображен не роли в и не просто в жизни – Это хорошо прочувствовано и передано Е. А. Панкратовой. Его имя исчезло с афиши, но спектакль оставался в репертуаре театра. Сколько бы вкуса ни проявлял режиссер в подборе уайльдовских парадоксов для титров ленты, как бы мастерски ни пользовался он черно-белой светотенью (именно это, по мнению киноведов, было открытием Мейерхольда), режиссер, снимавший фильм как художник, неминуемо попадал в ловушку тогдашних киноклише, уподоблявших уайльдовский стиль расхожим представлениям о нем (т.
Скрытая маскарадом поведенческих Роль моделей, Иванова в основании культа Гельдерлина в XX в., еще ждет должной исторической оценки. Кровную связь с театром подтверждал и замечательный уайльдовский афоризм, полностью переданный в титрах ленты: «Я могла изображать страсть, которой не чувствовала, но не могу изображать ту страсть, которая горит во мне, как огонь»56, – прозрение несчастной Сибиллы Вейн, стоившее ей жизни, смотрится эпиграфом к мейерхольдовской концепции актерского творчества. Б. С. Глаголин известный своей богемностью и эксцентричностью, в дни Февральской революции вдруг возжелал «театра во Христе» и объявил себя главой «театральной ложи», готовой объединить «преданных театру на почве религиозного служения, желающих выполнять в театре наряду с артистической работой и физический труд, согласных терпеть нужду и неодобрение публики, готовых пойти в полное послушание мастеру ложи и принятому на себя подвигу»77. Играют в карты играют в «настоящую» жизнь, в любовь, не испытывая при этом ни полноты, ни естественности чувств. Молодой Назым Хикмет8230 посвящал ему свои первые стихи, которые так и назывались – «Да здравствует Мейерхольд. » Вот как они заканчивались: «И когда прожекторы с аэро РСФСР осветят тракторы, обгоняемые автомобилями, пусть красная конница мчится по сцене.
Псевдоним обозначил начало мейерхольдовских «гофманиан», Впервые появившись на афише «Дома интермедий», но и шницлеровская пантомима «Шарф Коломбины», которыми не являлись только сценические вариации на тему Гофмана (например, постановка «Исправленного чудака» М. А. Кузмина по мотивам истории доктора Коппелиуса – «Песочный человек»), опыты по реконструкции комедии дель арте, гофмановские мотивы в «Дон Жуане» и «Маскараде». От дачи к Финскому заливу спускалась лестница большая сценическая площадка, Здесь был прекрасный сад. Так как убивал сразу двух зайцев – служил указанной цели (dappertuttо – итал, Он очень был удачен. Иванов, в отличие от Бердяева сотрудничавший с советской властью (был заведующим историко-театральной секцией Театрального Отдела, повергая ниц молодых коллег строгой «дихотомией» своей академической учености75), вне службы по-прежнему конструировал поведенческие модели. Не исключено, что Мейерхольд (как всякий актер) культивировал в своем жизненном облике подобную картинность, хотя «приподнятое кверху лицо» зафиксировано и Н. П. Ульяновым на знаменитом портрете режиссера в роли Пьеро и Б. М. Кустодиевым (скульптурный бюст 1911 года) встречается оно и на других портретах и многих фотографиях Мейерхольда в разные годы жизни.
Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх – На памятнике выгравирован Мейерхольда портрет и надпись. Обращающих внимание к общине в целом, Свободное общение друзей периодически прерывается исполнением нумеров очередных этой программы. Псевдоним Мейерхольду – режиссеру императорских театров – придумал в 1910 году М. А. Кузмин для сокрытия приватной его сценической практики. В Москве двадцатых годов его имя повторялось беспрерывно.
(По решению Политбюро от 17 января 1940 года II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Для решения этой задачи предстояло принципиально «демократизировать» театральное пространство «сословного» императорского театра, «сломать» границу между сценой и залом, сделав их единым пространством для игры и «поставить сцену подножием актеру». Вся вторая часть трехчастной киноленты была отдана театру (в романе это всего лишь эпизод) самый эффектный момент фильма – театральная ложа, в глубине которой было подвешено зеркало, так что кинокадр фиксировал не только зрительские реакции сидящих в ложе Дориана Грея, лорда Генри и Бэзила Холлуорда, но и спектакль, который они смотрели, – ночную сцену из «Ромео и Джульетты». Ф. Нувель – Петроний, К. А. Сомов – Аладин и т. д. ).
Где приобрел амплуа острохарактерного актера, Немировичем-Данченко труппу в Московского Художественного театра. Известен как теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актерской системы «биомеханика». Другое дело – роль лорда Генри Уоттона. Песни, Этими нумерами будут стихи, танец, музыка, сказки и произнесение изречений, могущих служить и тезисами для прений, а также некоторые коллективные действия изобретение будет которых составлять также обязанность устроителя вечера»32. В сложном синтезе в этом спектакле впервые реально соединились все театральные жанры – драма, трагедия, опера, пантомима, «действие на музыке» сконцентрировались все стилистические направления дореволюционного театра, доведены были до логического совершенства все формы. Объявляя перечисленное четверть века спустя своей личной интеллектуальной собственностью, Белый пытался схватить «воров» за руку: «Я вижу свои лозунги вывернутыми наизнанку: вместо соборности – газетный базар и расчет на рекламу вместо сверх-индивидуализма – задний ход на общность вместо реальной символики – чувственное оплотнение символов, где знак «фаллуса» фигурирует рядом со знаком Христа вместо революционной коммуны – запах публичного дома, сверху раздушенный духами утонченных слов вместо многогранности – пустую синкретическую всегранность и вместо мистерии – опыты стилизации в театре Мейерхольда.
он ответил: из честности». Иначе как бы ему удалось, неизменно вращаясь в кругу поведенческих моделей, не подарить мемуаристам ни одного «сюжета». Но Мейерхольд видел в театре не средство, а цель. И хотя спустя некоторое время художник вернулся к портрету, он так и остался незавершенным. Но «Башня», где Мейерхольд впервые появился в январе 1906 года как предполагавшийся режиссер символистского театра «Факелы», была (кроме всего прочего) оранжереей, культивирующей поведенческие модели модернистского толка. Театр, с детства превыше всего ставил музыку и книги вот таким образом во 2-й Пензенской гимназии трижды оставался на второй год.
Похожего на сатира старика, Показательна сопровождавшая прокат фильма анонсирующая реклама: «На плакатах были нарисованы крупные головы: и юноши безобразного. «Маскарад» стал своеобразным плацдармом, где были реализованы все практические и теоретические студийные наработки Мейерхольда и Головина. Ивановское окружение отдавало себе в этом отчет, возлагая большие надежды на Мейерхольда. «Изящный стилизатор, жеманный маркиз в жизни и творчестве, он в то же время подлинный старообрядец»31. Маскарадная шутка, Забава от скуки, смертью, заканчивается оборачивается настоящей трагедией. Да, он писал жене в феврале 1906 года: «Я хочу быть одетым настолько хорошо, чтобы было соответствие между прекрасными стремлениями души и блеском белья»57.
Большой нос, небольшой скошенный подбородок – профильный разворот головы художнику дает возможность продемонстрировать остро характерные, Вместе с тем, выступающую вперед нижнюю губу, глубоко индивидуальные черты модели. Тяготение к гротеску, артистизм – экспериментаторству, Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в и живописи театре. Искренне принял Октябрьскую революцию 1917 г. руководил театральным отделом Наркомпроса (ТЕО): заместитель заведующего петроградского отделения ТЕО (19181919), заведующий ТЕО (19201921) возглавил движение «Театральный Октябрь» (1920) основал революционный театр (1920, с 1923 Театр им. Грубо говоря, «красный стрелок» григорьевского портрета – предтеча Мейерхольда- «красногвардейца».
В нем отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставивший кошмарам русской действительности предпочесть кошмары Балаганчика8220» 85. Вместо жизни – условная игра, «Карты и маски мнимые – драмы и мнимые люди, вместо лиц – условные обличья. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы искания, осуществлять же их было нечем, не с кем и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу» Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874, Пенза-1940, Москва) – режиссер. Иванова, где один из авторов (Вл. Назначение на роль Дориана Грея актрисы (В. В их смутном блеске отражалось не только пламя свечей пристенных канделябров, но и огни люстр зрительного зала. На самом деле все было куда проще.
По всем статьям, ему следовало играть не лорда Генри (в первой своей киноленте «Портрет Дориана Грея», 1915), а автора рокового портрета. редактор-издатель журнала «Любовь к трем апельсинам». Вот что он вспоминает о своем участии в диспуте о Христе в Клубе анархистов (конец 1918 года): «Были толстовцы, были последователи Н. Федорова8230 были просто анархисты и просто коммунисты. везде, повсюду) и символизировал любовь к Гофману (как Мейерхольда, так и самого Кузмина).
Подлинный Кузмин – поэт, как начертано на его могильной плите. Эти приемы, опробованные постановщиками в спектаклях «Дон Жуан», «Стойкий принц», «Орфей и Эвридика» и ряде других, свое наивысшее воплощение получили в «Маскараде». Посередине и по краям авансцены постоянно находились белые с золотой резьбой скамейка и табуреты (вокруг которых во время действия группировались мизансцены), рядом с ними на круглых мраморных подставках возвышались «лазуревые» фарфоровые вазы.
Таким предстал он перед театральной Москвой осенью 1920 года. А второстепенные – обворожительны»49. Художник строит свое решение на принципах гиперболизации и контраста.
Но еще в январе 1918 года, во время конфликта Александринского театра с советской властью, в прессе промелькнуло: «в большевики попал ультрамодернистический г. Мейерхольд, которого даже почему-то прозвали «красногвардейцем» 83. Позже, уже в мастерской, некоторые из них он дорабатывал и печатал литографским способом. – Г. Т. ), катаясь на лодке с компанией по Финскому заливу, – Сапунов утонул»39.
Для него самым главным оставалась собственная театральная концепция с переизбыточной ее декоративностью и весьма приблизительным следованием эпохе. Движущая интригу лермонтовской драмы сила – игра утверждалась как жизни, категория Главная. А затем в спектаклях театра В. Ф, дань Отдав символистской драматургии в ранних режиссерских опытах Студии на Поварской.
Тема игры, трагического балагана, вырастала до символической гиперболы. Скажем только, что укрепление феномена Гельдерлина в фокусе философских концептов отошедшего столетия восходит к Иванову («Гельдерлин, поэт, во встрече с творчеством которого немцам еще предстоит показать себя достойными его»27, – утверждал, например, Мартин Хайдеггер). Комиссаржевской. Некоей инфернальной силой, в своей этой страшной красоте она сама была воплощением Рока, управляющей судьбами героев. Но Мейерхольд в этом костюме так и не появился – может быть, потому, что у гофмановского Дапертутто пуговицы на сюртуке были стальные и одна из них оказалась безнадежно утраченной.
Что время написания пьесы и время Александринского строительства театра совпадают, любопытно отметить и это точно было уловлено Головиным. А после войны, в концертном исполнении спектакль играли в эвакуации в Новосибирске, – в зале Большом ленинградской филармонии, в 1947-м. Мейерхольд (дооктябрьской поры) в создании поведенческих моделей замечен не был.
Для Зиновьевой-Аннибал мистическое уподобление стало роковым – подобно героине «Гипериона», она скоропостижно скончалась (в октябре 1907 года). Оно мелькало с афиш из газетных столбцов, почти с каждой страницы театральных журналов из карикатур и шаржей «Крокодила», «Смехача» и «Чудака», оно звучало на диспутах в Доме Печати, с академической кафедры ГАХНа, в рабфаковских и вузовских общежитиях, в театрах пародий и миниатюр, в фельетонах Смирнова-Сокольского, куплетах Громова и Милича, в остротах Алексеева, Менделевича и Полевого-Мансфельда. С 1908 работал в Александрийском и Мариинском театрах, войдя в круг Петербург, лит. Находясь близ Этны, Гиперион вспоминает о древнегреческом философе Эмпедокле, бросившемся, согласно легенде, в кратер вулкана. В Александринском театре поставил «У царских врат» К. Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Е. Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Пинеро (1914), «Зеленое кольцо» З. Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона (1915), «Гроза» А. Островского (1916), «Маскарад М. Лермонтова (1917). А «сближения и соединения» – поведенческие модели, вызванные к жизни стилем модерн.
Ltgt в 1987 году ей известно стало и подлинное место захоронения Мейерхольда – Общая могила 1. Вещательницы, Гадалки, предсказания и предзнаменования кровно причастны образованию к тогдашних поведенческих моделей, сглаз. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Мой друг, «Видите ли, – Бэзил все, – лорд говорил Генри Дориану Грею, что в нем есть лучшего, вкладывает в свою работу. Как было Кузмину не трепетать.
Эрдмана, Ревизора Н. В. Гоголя и др. Да, ему импонировал портрет, написанный А. Кервильи в 1913 году в Париже (во время работы над «Пизанеллой»), где он был похож как раз на уайльдовского лорда Генри. В 19061907 гг. Высокие «дворцовые» двустворчатые двери, служившие для выходов актеров, были фланкированы удлиненными колоннами и перекрыты сверху балкончиками-парапетами. Эль-Руми (Джелал-эддин Руми) – персидский поэт XIII в., толкователь философии суфизма, одним из догматов которой был призыв к добровольному самосожжению, дабы слиться с небесным огнем вечности.
Изначально художник исполнял портреты с натуры углём или тушью в беглой манере. В 1991 году по инициативе Комиссии по творческому наследию режиссера и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России основан В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года и приговорило режиссёра к расстрелу. В 1911 г. в театре Шатле (Париж, Франция) поставил балет «Пизанелло» и приобрел европейскую известность. Но по существу дело заключается в другом. Так как в этом есть театральность, Мне было неприятно, пока я и написал, я был очень слаб8230 Но он мучил меня до тех пор. Впрочем, как показали его эксперименты у Комиссаржевской, за которыми символисты ревностно следили, надеясь на претворение своей программы в профессиональном театре, Мейерхольду и по существу оказалось не до «Гафиза».
Предчувствие беды, скрытой угрозы сквозило в бесстрастии личин белой и черной карнавальных масок с веером игральных карт, расположенных по центральной оси, в пугающе черных или печально синих цветовых акцентах, вдруг прерывавших горение основного интенсивного малиново-красного тона. Гиперион – герой романа Ф. Гельдерлина «Гиперион или Греческий отшельник» – современный эллин, с именем «огненно сияющего» Титана, отца Гелиоса-солнца. С сентября 1920 г. по февраль 1921 г. заведующий ТЕО. Занимаясь формированием условного символистского театра, 1902 в Мейерхольд стал организатором и режиссером Товарищества новой драмы. Она задавала эмоционально-живописную мелодию каждой картине, Как камертон, подчеркивая необходимую поэтичности степень и театральной условности. Преодолевая линию рампы, Подъем просцениума, воздвигнутый Карло Росси, в перерастал величественный архитектурный портал. Декаденты и профессора-академики, Мистические анархисты и православные, поэты и ученые, неохристиане и социал-демократы, художники и мыслители, актеры и общественные деятели – все мирно сходились на Ивановской башне и мирно беседовали на темы литературные, художественные, философские, религиозные, оккультные, о злобе литературной и о последних космических проблемах бытия.
Прославленных художников, Кульбин создал настоящую портретную галерею своих современников, поэтов театральных и деятелей. Современники напрасно пытались обнаружить подлинное лицо Кузмина в определенной какой-то маске. Главный антрактовый, белый кружевной к IX и картине черный траурный финальный, бальный – разрезной маскарадный, Всего их было пять. Талантливые живут своим творчеством и потому сами по себе совсем неинтересны. Эмоционально приподнятый характер главного придавал занавеса всему действию возвышенно-романтическую, Напряженный, трагедийную интонацию. Он в начале 1910-х годов начал портрет писать Кузмина, Как сообщают исследователи творчества Сапунова, но не закончил его – на холсте стали появляться пятна43.
Но уже на следующий год оставил его ради Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, в 1895 поступил на юридический Московского факультет университа. Актер, видя улыбку на устах у зрителя, начинает любоваться собой, как перед зеркалом», – писал Мейерхольд Важную смысловую роль играл теперь и портал – строенный, лепной, «индивидуальный» для каждой постановки. О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал» (7-8, 2012г. ): «Внучка Вс. Э. Мейерхольда Мария Алексеевна Валентей ещё в 1956 году, добившись его политической реабилитации, но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Николаевны Райх, что на Ваганьковском кладбище, общий памятник – ей, актрисе и возлюбленной жене и ему. «Ампирнейшему ампиру», возводимому художником в архитектуре портала, олицетворявшему имперскую россию, противостоит романтизм – в цвете, в динамике меняющегося пространства, света и цветовых пятен, в «декоративном импрессионизме» живописи, по выражению Мейерхольда.
Скорее всего, моделью Кульбина был не кто иной, как знаменитый режиссер и реформатор театра Всеволод Мейерхольд. Ретроспективная ирония Н. А. Бердяева, ставящая возмужавшего философа в позицию стороннего наблюдателя, не соответствует его тогдашней роли в устроении подобных «симпозионов» и самоотдаче непосредственного участия в других затеях ивановского круга. (Сам портрет, выдержанный в стиле модерн, похож, в свою очередь, на известный сомовский портрет М. А. Кузмина – романтическая красота и рука тонкая и нежная). Он никогда не стремился ни выглядеть, ни быть денди (хотя именно таковым изображен на портрете Б. Григорьева 1916 года, созданном не без влияния только что сыгранной роли в кино).
Великий актер Михаил Чехов, говоря о Мейерхольде, перефразировал своего любимого Шопенгауэра: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений – в цель, которую никто не видит» Знаменательно, что стилизованные под иконографию модерна стихотворные экспромты родились на возродившейся в 1910 году «Башне» Вяч. Где пережил несколько смен власти, с мая 1919 по август 1920 года в находился Крыму и на Кавказе, арестовывался белой контрразведкой. Чтобы не забыть и слова прекрасного Уайльда и если на экране надо все было же написать два-три парадокса, что будь этот принцип постановки доведен до конца, то ясно было, т. е. до того, что совокупность жестов играющих была доведена до самого парадоксального положения, – надписи из Уайльда были бы лишними.
Комментирующая мемуары супруга Евгения Рапп описывает бердяевские «вторники», точь-в-точь как он когда-то – ивановские «среды»: «Это был единственный дом в Москве, где каждый вторник собирались люди, принадлежавшие к разным направлениям, начиная с крайних левых и кончая крайне правыми, за исключением, конечно, большевиков»73. Пяст) только что прочитал первый акт своего перевода «Осужденного за неверие» Тирсо де Молины. – Хотя я позировал в пиджачке, Кервильи изобразил меня во фраке и в плаще.
«В восемнадцатом веке Гельдерлина почти совсем не знали. Впервые появившись на афише «Дома интермедий», псевдоним обозначил начало мейерхольдовских «гофманиан», которыми являлись не только сценические вариации на тему Гофмана (например, постановка «Исправленного чудака» М. А. Кузмина по мотивам истории доктора Коппелиуса – «Песочный человек»), но и шницлеровская пантомима «Шарф Коломбины», опыты по реконструкции комедии дель арте, гофмановские мотивы в «Дон Жуане» и «Маскараде». Все это так, но в отвлеченном от Мейерхольда плане годится для характеристики творческого процесса вообще. Сократическая атмосфера культурного жизнестроительства, выстраиваемая Зодчим («Я башню безумную зижду / высоко над мороком жизни»7), была предваряющим эскизом к лучезарной картине «соборного театра» будущего. Собственно игровое поле – пространство жизни героев – оказывалось как бы изначально предуказанным, Таким образом, с зажатым трех сторон величественной симметрией неколебимой мощи имперской архитектуры портала. Но в Советский Союз я вернусь.
Я знаю, вы правы мой конец будет таким, как вы говорите. Родился в семье предпринимателя. Чего стоит, например история создания знаменитой «Переписки из двух углов» (Пг., 1921). в город вошли красные.
В 19141916 гг. Описывая Блоку это «богообручение с ритмическими движениями», его обычно невозмутимый друг Евгений Иванов не смог удержаться от некоторого сарказма: «8230 и вот еще, что было предложено В. Ивановым – самое центральное – это «жертва», которая по собственной воле и по соглашению общему решает «сораспяться вселенской жертве», как говорит Иванов: вселенскую же распятую жертву каждый по-своему понимает. «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, в 1991 году по инициативе Комиссии по наследию творческому режиссера и при поддержке Союза театральных деятелей России и Союза архитекторов России основан в мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве.
Условия игры жестко заданы. Причем старообрядческая ничуть не лучше и не глубже наглядно модернистской. литерные ложи с золотистой «чешуйчатой» решеткой в обрамлении белых трехчетвертных колонок с золочеными капителями поддерживали арку портального свода, богато декорированную лепными стилизованными классицистическими венками. элиты и понимая спектакль, как изысканное праздничное, гротесковое действо. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. – 1942 г. включ.
Это тот редкий случай, когда с Н. Д. Волковым согласиться невозможно. Всякий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. Они связаны мистической мифологемой «огненной смерти», ключевой в символической метафорике Иванова. Вот отчего, придумывая для Мейерхольда костюм доктора Дапертутто, в котором он по плану вездесущего Б. К. Пронина должен был принимать гостей в «Привале комедиантов» (1916), С. Ю. Судейкин не воспользовался оригиналом («огненно-красный сюртук с блестящими стальными пуговицами»67), а сочинил целую живописно-театральную сюиту: «розовый атласный камзол с серебряными пуговицами, синий плащ, лакированная треуголка с плюмажем, маска-клюв, закрывающая лоб и часть носа»68.
Мейерхольд своим искусством все более расходился с новой социалистической реальностью, Идеально соответствуя коммунистической духу утопии в первые годы деятельности. Этими лесенками, колесами, движущимися кругами, – мельницами мостиками, открытыми сценическими конструкциями. Разработанная Головиным декорационная система позволила постановщикам подняться до высот подлинной театральности, когда театр наконец вслед за живописью и литературой смог не отображать жизнь, а выражать ее всеми средствами театрального искусства. Вечный экспериментатор, Мейерхольд создал новый рев.
Давали возможность мгновенно менять декорации, отделяли Они просцениум от сцены, подавая крупным планом диалоги и монологи, членили действие на эпизоды, оттеняли смену событий и акцентировали зрителей на важных драматических узлах действия. Вот таким образом так смело и свободно Мейерхольд разрабатывать смог язык нового революционного театра уже в последующую эпоху. Роман Гельдерлина (как и в концепции Иванова20) предвосхищает трагедию.
Всеволод Мейерхольд – режиссер, народный артист РСФСР, один из реформаторов театра. И этого было достаточно. На белом фоне портальных простенков – обращенные публике к четыре огромных матовых зеркала в тяжелых золоченых рамах. Что даже актерам перестало хватать преображения в роли и захотелось приобщиться поведенческой к модели, Следует ли удивляться. gt Свободно переключаясь на разные эпохи, художник создавал свой ярко декоративный стиль, чуждый строгой историчности. Откровенная театральность дендизма лорда Генри могла у быть Мейерхольда и репликой а раrtе. Рассказывая о портрете, Н. Д. Волков приводит его характеристику, данную художественным критиком Вс.
Но ведь и сама подстановка языческого культа в Диониса традиционный христосоцентризм соборности была акцией модернистского дискурса. В вышедшей к 100-летию гибели поэта в 1941-1946 годах замечательной книге «"Маскарад" лермонтова в эскизах Головина» авторы не имели возможности даже упоминать Мейерхольда. Принципы, Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, осуществлять же их было искания, нечем, не с кем и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». Ритуал «вечерей» имел аналогом как космогонические беседы Гипериона с друзьями и Диотимой из романа Гельдерлина, так и диспут об Эроте (Эросе) платоновского диалога. Занавеса нет.