Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Лицо оступенелое, недвижноеглаза устремлены в одну точку губысжаты, помертвели глаза не умеют плакать:этот маньяк, «человек яко труп» живетдалеко-далеко душою, за Сириусом, околоцентра земли, - как Данте в «Аиде», «Чистилище» и «Рае», как ассирияне иегиптяне в своих «астральных мифах», как греки около «хтонических» своих«божеств». Подобные на классические и на библейские скорее или псевдо-классические и псевдобиблейские сюжеты. Это и передача объема и пространства, цветовых рефлексов на лицах, солнечного света, это и своеобразие каждой формы, разнообразие красочных пятен, выражение людей, переживания психологизм образов – прозрачности воздуха, Многие вопросы в живописи он решал по-новому. глядите. » А что «вон» – темно. Но это не означало отрыва от России. В подъеме национального Ренессанса немалую роль сыграло знакомство испанских с мастеров работами итальянских и нидерландских художников Возрождения.
Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах. Нет, для нее не все кончено, есть «тот свет», -и вот она и весь он еще в полу- «этом», полу-«том» свете. Этот сюжет не раз был разработан в литературе. Многолетнее рабство довело этого несчастного до человека такого состояния – у него измученное лицо с печатью безумия. Словно для того, чтобы уравновесить воздействие общения в высшем свете, Гоголь часто встречался в кафе «Греко», в задымленном и шумном зале, с молодыми русскими художниками, живущими на пансионе, предоставляемым им Академией художеств Санкт-Петербурга.
Тут есть немножко Гоголя иллюзий его последних лет. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Картина вовсе не изображает того, что под нею подписано. То ли надежда, На его лице то ли усмешка и вера недоверие, радость и отчаяние, ожидание и безнадежность, но он с улыбкой смотрит на Иоанна Предтечу. Открывающие следующий этап искусства Испании Ренессанс, в Толедо центре и политической культурной жизни Кастильского королевства начинают чувствоваться новые художественные веяния.
Но Его нет, почти нет. За ними оранжевая дымка восходящего солнца плавно переходящая в голубизну чистого неба. В церкви св.
Опять рвется комическое сравнение:«дверь растворена. Невозможно предположить, о чем думает раб. Ни – в крещении, ни--в каком-либо другом событии на улице, среди толпы. Если«голова» закрыла все поле, заняла 20 летработы. О Нестеровеи о Васнецове можно сказать, что они обаизменили характер «православной русскойживописи», внеся в ее эпические тихиеводы струю музыки, лирики и личногоначала. Подчинённая идейному замыслу картины многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, Сложная, по-разному событие воспринимающих каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл.
Глаза смотрят вниз, Голова опущена и слегка наклонена, которую мелкие покрывают складки, руки спрятаны под одеждой, словно бы это дрожь сомнений. Обусловленного окончательной победой над маврами, в эту эпоху подъема общего жизни страны, развитием промышленности, открытием Америки, более прогрессивным законодательством и более уравновешенным укладом жизни, творческая сила испанского народа проявляется в расцвете национальной культуры, литературы и искусства. никто. Бог должен быть невидим и Онконечно невидим: ну, а уж если историяи быт и приказания сделали его «видимым», то «пожалуйста поменьше» и лучше – если«совсем ничего нельзя разобрать» (подризой, «темный лик», «старый образ», почерневший).
На холсте появилось лицо с длинными волосами, аккуратно уложенными на косой пробор. Как далеко от зрителя находится Христос – пока живо человечество, Вопрос актуален до тех отсюда пор, вытекает одна из главных загадок картины. Картина ничего об этом не говорит, да и не могла бы сказать.
Например, в капелле св. Впрочем, разве же когда-нибудь ученый«молился». Это прямой портрет Гоголя. Он имел последователей, так называемых «бароччески», в различных городах Италии и за её пределами. Хотя и символически, а последний с благодарностью присутствовать, согласился кто видел появление Христа, среди тех. Среди них и несколько фигур в одеждах – это будущие ученики Христа. Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Св.
Гоголь любил заходить к Иванову в его мастерскую. Которая медленно угасала в Алькасаре Толедо, Генрих заступился за отвергнутую Педро Жестоким жену Бланку Бурбонскую, где царила известная своей красотой фаворитка короля Мария Падилья, в то время как ее жил муж в Алькасаре Севильи. Основное содержание которого – духовный переворот в жизни угнетённого человечества, сюжет Евангельский Иванов трактовал как реальное историческое событие, начало его освобождения и нравственного возрождения. Вероятно, единственный казус в истории живописи.
Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. Что большинство фигур смотрят на Спасителя или на Иоанна Предтечу, Усиливает этот эффект и то, а указывает Иоанн руками на Христа. Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу.
Мешать им творить – все равно что оскорблять Всевышнего. Значительное место стали занимать общественные здания: коллегии, госпитали, ратуши. Наполовину так, в смысле и «да» и «нет». Здесь не должно быть никакихзацеп индивидуальности, никакойсоответственности поклоняющегося ипоклоняемого: а поклоняются все, народ, и поклоняются не в экстазе, а спокойно, в нормальном состоянии, «вообще».
Синева волнующегося моря и легкий туман, покрывающий пеленой горы. Страстный поклонник итальянского Ренессанса, подражая итальянским князьям, он вел роскошную жизнь, окружив себя многочисленной свитой (сто пятьдесят восемь духовных лиц). Вероятнее, что он убежал от темы, не будучи в силах произнести о ней ни одного слова. Это – удивительно. Что-нибудь из последних дней. «Явление Христа народу» – темою этоюИванов как бы хотел изваять и увековечитьстраницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнююпирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобныхизъясняют в важных и равнодушных строках«все значение пришествия И. Христа» наземлю, собственно – появления Его срединародов и еще колоритнее – «появлениеЕго в истории» – и даже пожалуй именнов «истории Шлоссера», Вебера илиИловайского. Фатум, -но кое-что говорящий собой о художнике, о работе, может быть, даже о теме ее. На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю.
Это – молящаяся Русь. Но неужели для «смирения» художник поставил Его так далеко. Необходимость общего итусклого в иконе до того очевидна, чтолучшие «иконы» суть потемневшие старыеобраза, где и не разберешь черт «лика», они намечены или видны чутьчуть: да ито – скрыто, едва виднеется, в прорезедля «лица», сквозь золотую или серебрянуюризу. Но Его нет, почти нет.
Он был баснословно богат, Получая огромные что ренты, давало ему возможность быть щедрым меценатом. Чтобывзять «христианство» как «факт души», «перелом души», Иванов вместо того, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другиевнутренно-душевные, страницу «моей душевнойистории», -что возможно было выразитьчерез беседу Никодимом, с страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия-взялся изобразить «историческоезначение христианства», «роль его вистории». Вероятно, единственныйказус в истории живописи. Неосвященная знанием, Ревностность иногда даже становясь разрушительной, теряет всегда силу.
эскиз 24). Так «голова Иоанна»: а причем же тут «явление Христа народу». В это же время Гоголь позировал еще и для художника Моллера. С палитрою в одной руке, с кистью в другой, он с отчаянием глядел на свое творение. Следовательно, Любовь к Богу, желающем совершенства возрастая же, должна возрастать неизменно в каждом христианине, она проходит четыре основные ступени, которые св. «Вера русских».
Те времена, евреи. Удивительно. Сколько отрезвляющим и началом водительствующим других добродетелей, Благоразумие само по себе является не столько добродетелью. опятькакое же это и почему «явление Христанароду», а не скорее «затмение Христанародом». Близкие к творчеству Герардо Старнина, Иеронима в монастыре де ла Консепсион Франсиска итальянскими художниками были фрески, выполнены учителя Мазоллино.
ничего не видно. Мудрый, сын министра морского флота, элегантный и обворожительный Моллер и, конечно непреклонный же, Александр Иванов, с которым Гоголь очень быстро подружился – бедный и готовый взяться за любую работу Иордан, Среди прочих завсегдатаями этого местечка были. В эти годы общих формирования религиозных концепций и отдался теме чрезвычайно общего значения, Иванов творил и жил в Гоголевское время, полуфилософской, полу-исторической. Художник попросил писателя позировать ему в качестве одного из персонажей картины.
Наконец, эти группы народа, эта просто «народная сцена в Галилее», - каковую подпись, собственно и следовало сделать под картиною, - какое она имеет отношение ко Христу и связь с Ним. Зеленые кусты возле людей. В «Крещении» же ровно ничего из этого не сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего. Нонеужели для «смирения» художник поставилЕго так далеко.
Удивительно. На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. Неровной почвы, Художник писал этюды каменистого берега, болота, деревьев, над которым стелется туман, седой дальних гор, окутанных голубой дымкой. На их лица видна надежда и радость. А дрожащий слушает, а не смотрит. И оно же направило Иванова за границу дальнейшего для совершенствования, в академии молодой талантливый художник учился при поддержке Общества поощрения художников, взяв на себя все расходы. ничего не видно.
Иванов изнемогпод темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать. ) комическисоскальзывало на «первое представление»народу, где «представляющим» и почти«рекомендующим» является Иоанн Крестительи отчасти Иванов: невозможное положение. Местам» игуменаДаниила: но к чему тут «явление Христанароду». До объяснительных (в каталоге) слов художника: «по народномуповерью души усопших девять днейпребывают на земле, не покидая близкихсвоих» – нельзя было понять, что именноон изобразил. Бернард определяет следующим образом: плотская, наемническая, сыновняя и мистическая. Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В эту эпоху Толедо украшается новыми памятниками архитектуры.
Что мог знать и изобразить о них Иванов, кроме «еврейских бород», смуглого цвета кожи, непременной «шкуры на плече» Иоанна Крестителя и – фигур в разных позах. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. В чисто нидерландском духе выполнены ретабло в церкви Сан Пабло (ок. Нестеров и Васнецов не безпричины появились: и как на одну изглубоких, подземных причин можно указатьна то, что до них «живопись Православия», кроме серьезных, но равнодушных красок, стала невольно прибегать иногда ккомическим краскам. Изкоторых некоторые сильнее частностейсамой картины, Многочисленные этюды к ней, в находятся отдельномпомещении Третьяковской галереи. Самая высокая ступень любви – чистая любовь Богу, к Четвертая, но св, совершенно лишенная самозаинтересованности.
Несбыточность и невозможность, как «Юрий Милославский» под пером петербургского чиновника Загоскина или как «Джулио Мости», «драматическая фантазия с интермедией», Кукольника. И заключается оно преодолении в условного и утверждении реального пейзажа, Образ природы тоже новаторство А. А. Иванова. Перевернем обратно и вообразим египтян – рисующих «Слушателя у телефона», ассирийца – ваяющего «Русского протодиакона» или китайцев – изображающих «Конспиративную квартиру на Садовой улице». Игнатия Лойолу и св. Впрочем, «Явление Христа народу» дополняло «Мертвые души». Устраните его и добродетель превратится в свою противоположность. Возможно, это был Андреа Флорентино, приехавший в это время в Испанию.
Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. «Значениехристианства для истории» конечноопределяется «значением Христа длячеловека», но это сказалось в беседе сНикодимом, с Самарянкой, в секундыпризыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, стайным веянием около слов и поступков. В «Крещении» же ровно ничего из этогоне сказалось, ничего нежного, проницающего, трогающего, преображающего. Если хитон виден, а лицо не видно, то есть только «явление хитона народу».
В«православии» все есть: светлое и темное, краски и контуры, обряды и иерархияесть законы, была история. Что усиливает значимость момента исторического Природа на картине торжественна и величественна. высшее, чем мы, новсе же глубокочеловеческое, а не однои поглощающе-небесное. В лице его ощущение страстности, убежденности идущей от него светоносной силы. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность.
Сбоку изображены гербы кастильских королей и кардинала Таверы. Она украшена статуями и арабесками. Без перемены в освещении и цвете, Написать без природу воздуха, значит, которую он дает, написать мертвую игрушечную природу. Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно.
Еще образы угодниковстереотипно «верны», т. е. как пишутсяна образах, не хуже и не лучше. 3:9, 10). Бернард следует учению Кассиана) испытание совести контроль над мыслями и чувствами духовное руководство. Полу-мечта, Христианство- эта полу-реальность, полу-ожидание – оно для поколения тех лет, полу-факт, впервые пробуждавшегося к представлялось реальному, величайшею историческою, мировою реальностью реальностью, какая едва вмещается в России, в целой новой Европе, - вместилась и еще не уместилась, все раздвигает собою, все ломает неизмеримым своим объемом.
Когда любовь достигает высокого накала, требуется особое направляющее ее благоразумие. Отсюда на первом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» – Иоанн Креститель. Просто ониодолели ее своим талантом: ибо и«тишина»-то ее, эта бесконечная эпичность, кроме многих других причин имела ещепод собою и то маленькое простоеобстоятельство, что сонмы мастеровремесленниковстарой Руси и «обыкновенной» Руси былипросто бесталанны и дажерелигиозно-неодушевлены. Да и второй план картины очень прекрасный. Наконец, -как русские в этих своих «легендах», «чудесах», И, «преданиях», около монастырей, «сказаниях», на храмов, погостах, около «Владычицы-заступницы», около«Всех скорбящих Радости».
А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Как этовне средств Нестерова. «Суть»-то Православия онибесконечно возлюбили: но «суть»-то этуони и бескончено изменили. «Значение христианства для истории» конечно определяется «значением Христа для человека», но это сказалось в беседе с Никодимом, с Самарянкой, в секунды призыва апостолов, в словах к Нафанаилу, вообще в «затворенных» событиях, с тайным веянием около слов и поступков. На рациональном Васильевскомо-ве, Без этого ученик Академии, в Петербурге, мог что нарисовать на данную тему, кроме. – Вот Нестеров, сам плотный – художник, Тема эта очень мало затронуталитературою, ездящий по монастырями расписывающий соборы, с твердым лицом, крепкой фигурой – но все же затронута. томятся. Оли нарисовали нам «русскоеязычество» в оболочке христианскойтерминологии, - нарисовали чистуюэтнографию, вставленную в киот древнейвизантийской резьбы и позолоты.
Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Можно думать, оттого так долго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном ее замысле и вообще сбивчивость в самой мысли, с которою художник приступил к «труду своей жизни». В начале любовь ко Христу является или чувственной плотской она сосредоточивается на человечестве Христа и событиях Его земной жизни.
разве ему «прилично» молиться. По приказанию архиепископа Толедского он был посажен в тюрьму за беспорядочную жизнь. И это удалосьНестерову. Иванов изнемог под темою «Первое явление Христа народу», которое (страшно сказать. ) комически соскальзывало на «первое представление» народу, где «представляющим» и почти «рекомендующим» является Иоанн Креститель и отчасти Иванов: невозможное положение. «Отдыхает» душа, «утихает»сердце, «облегчается» грусть, горе, печаль. Вот о каком понимании наготы здесь идет речь.
Он взялподлинную веру, свою и народную, но взялее не в живом моменте своей или виденноймолитвы, а – в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого неможет быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу». Они начинали вскоре сами воспринимать его национальные особенности, красочностью Обвороженные и живописностью испанского искусства. В эти годыформирования общих религиозных концепцийи отдался теме чрезвычайно общегозначения, Иванов творили жил в время, Гоголевское полуфилософской. Реализм проснулся тогда тоже везде ноне смел пробудиться в религии, полу-исторической. Иванов искал движущие силы прогресса в нравственных основах жизни каждого человека в отдельности и человеческого всего общества в целом. Карамазовых»).
Чтоза поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которуювся Россия ждет увидеть, - нарисоватьглавное лицо, до известной степениЕдинственное Лицо (ибо на кого же вприсутствии Иисуса смотреть. ) так, что. Заезжали они и в Толедо. 1574) и сына (1540–1606). Скульптурой и предметами прикладного искусства, Интерьеры построек украшаются богато живописью.
Губы под светлыми усиками сложены улыбке, в Острый нос, тогда как маленькие глаза смотрят с грустью прямо перед собой. Францисканцев, Бернарда оказало сильное влияние на викторинцев, рейнландских мистиков, Кемпийского, Фому св. Иванов смог удержать и индивидуальность каждого образа, Несмотря такую на большую обобщенность. Теперьсамое тайное в картине – улыбка Царевича, не жалующаяся, но жалкая, слабая, небесная, «святая». Мыпочти можем наблюдать по нему, какрождаются «мифы» и «мифологическое», как произрастают религии как«индивидуальное» борется с народным, «любится» с ним и поборает его и, словом, как появляется то, о чем говорят: «Вот-религиозный феномен: разгадывай ираскусывай его».
Он только выполнял ту роль на картине, которую исполнял в жизни. Царевич, убиенный. Недалеко от Швейцарии, Родился Бернард в Бургундии, дядей и двадцатью пятью товарищами он вступает в аббатство Сито, примерно в 1090 г. В г. вместе 1112 с четырьмя братьями. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. С первого взгляда видно, юноша Хоть и не одет, что это человек не бедный – можно без труда определить его социальное положение.
В этом усердии к «ризам», конечно, Тут, есть несколько «язычества», отрицания христианского «спиритуализма»но давно ведь начали говорить и указывать, что не все в язычестве было ложно и чтоесть в нем бессмертные частицы. Каждый из этих людей надеется на чудо и спасение. Да и нечего говорить: Христоспочти не нарисован. «Отдых на пути в Египет» (оригинал в Пинакотеке Ватикана) и В другие, зарубежных коллекциях хранятся авторские повторения «Святого Семейства» (оригинал «Мадонна с кошкой» из Национальной галереи в Лондоне). В Эрмитаже творчество Федерико Бароччи представлено «Мужским портретом» (на экспозиции в зале 216), работами мастерской и более поздними повторениями его знаменитых картин, а также несколькими графическими композициями. Но при этом не никаких возникает сомнений по поводу того, Некоторые фигуры вовсе обнажены, что собой олицетворяют, кто какое место занимает в обществе.
Его эскизы«Пр. томятся. Но особенно яркое описание нравов Толедо этой эпохи имеется у писателя Хуана Руиса, более известного под именем священника из Хиты, в его широко известной книге «О доброй любви». Пока Иванов выйдет из задумчивости, ( Гоголь терпеливо и дожидался, только потом здоровался с ним. «Православие», этот сложный и огромныйкультурный феномен, взят Нестеровым вмолитве, в молитвенности своей. «стоит в углу» и на нее«взирают», хорошо и даже хотябы удовлетворительно – вне его средств. Он – лирик ну – плакал пред нарисовать ними:но икону, Хотя бы лично он ипоклонялся «иконам», а икона- это существо«эпическое».
Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. Он попросил изобразить его улыбающимся, «так как христианин не может иметь грустный вид». Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас. Однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна, При расформировании в музея 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею.
( Говоря об этом образе, Иванов подчеркивал, что он был «наиболее близок к Спасителю». левая часть, где стоят Спаситель и заНим «особо чтимые» на Руси «угодники»:Николай, Чудотворец, Сергий Радонежскийи Георгий Победоносец- эту часть хочетсязакрыть руками. Великолепен по колориту и витраж огромной розы на главном фасаде. Он слегка повернул голову Это назад, был Гоголь, словно предчувствуя приход Христа позади него. «художнику, которому труд его, по воле бога, обратился в его душевное дело, уже невозможно заняться другим трудом и нет у него промежутков, не устремится и мысль его ни к чему другому, как он ее ни принуждай и ни насилуй – всего, прежде Он, когда писал, подразумевал себя, говоря о художниках. Традиция писать автопортреты в своих полотнах не нова, этот прием широко использовался мастерами Возрождения. Наконец, эти группынарода, эта просто «народная сцена вГалилее», - каковую подпись, собственно, и следовало сделать под картиною, - какоеона имеет отношение ко Христу и связьс Ним.
«Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. В образах дрожащего и рыжеволосого юношей. Главное место в этом произведении отводится созданию образов людей, которые встречают Спасителя. Подобные наклассические и библейские на или скореепсевдо-классические и псевдобиблейскиесюжеты. Дом его имущество его, близкие, друзья, место, отечество, это поле и этотлуг, эти лица и, наконец, собственноепрошлое стало глубоко не нужно ему, ужене «прикрепляет» его к себе постыло, даже противно все обращается в «naturemorte», «вещи» без значения и души.
Чтобы потом все воссоздать это в своем полотне, Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего. Картина безсюжета или, во всяком случае, «не поподписи». Сравнительнос Западом и вообще Русь, прожила бесшумную историю:вместо Крестовых походов «хождениеигумена – Даниила во Св. Полюбившая истинно своего мужа, Так верная жена, никому не продаст за деньги ласк, своих не полюбит уже никого другого, хотя бы этим средством могла бы спасти от бедности себя и мужа».
Гробница была закончена уже после его смерти в 1504 году испанским мастером Диего Копин. В Петербурге, Без этого ученик Академии, что мог нарисовать на данную тему, на рациональном о-ве, Васильевском кроме. Считая невозможным нарушить цельность ограды, Против этого решительно восстал сам Мендоса и кардинал был поставлен перед совершившимся но фактом, по повелению королевы нужная часть ограды была в одну ночь снесена. Ну, - это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св.
О котором говорили, в XIV веке Толедо как столица становится центром династической борьбы между кастильским королем Педро Жестоким и его сводным братом Генрихом Трастамарой, что едва ли в христианской груди была когда-либо душа более жестокая, Альфонса сыном XI и знатной дамы Леоноры Гусман. До известной степени он- анти-«иконен». Нигде- мертвой точки, на огромном полотне. Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей. Хотя обыкновенносоединяют имена: «Васнецов и Нестеров», но для этого соединения нет никакогодругого основания, кроме внешнего-ихсовременности друг другу. Всепришли со своею молитвою, каждый и каждаяпринесли «Вседержителю» свою молитву, свое исплаканное и недоплаканное горе, свою биографию.
Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». И как супруг чем сильнееи крепче любит супругу, чем страстнеек ней прижимается – тем более приближаетее к себе и преображает ее и изменяет всоответствии с собою: так Нестеров, отдавшись «церковной русской живописи», наполнил ее собою и бессознательно иневольно для себя подчинил ее той«Небесной Офелии», которая сама имкогда-то могущественно овладела. Который должен был послужить отображением места действия и окружающим группу фоном на картине, Пустынный пейзаж, установив свой мольберт на болотистых Понтина, окрестностях он рисовал. На егобольшом полотне «Святая Русь»-этосказалось с необыкновенной яркостью. Оли нарисовали нам «русское язычество» в оболочке христианской терминологии, - нарисовали чистую этнографию, вставленную в киот древней византийской резьбы и позолоты. Одни его уже видят.
Это – компиляция кистью нафилософскую или ученую тему. Августина и св. Не его дело писть «Бога», атолько «как человек прибегает к Богу». Молитвы, - а не Тот, к Кому молитва. Этими стихиямидуши своей, как внутренним соком, он«прилип» к религиозным сюжетам Руси, как они слагались и сложились до него, исторически «прилип» и полюбил их, каксупруг супругу. «Помните, что нельзя работать Богу и мамоне вместе», – говорил Гоголь.
Чем-нибудь они измучены, эти люди. «Нарисовал, но не покажу». Небеса разверзаются:душою безгранично легкою и грустною, именно оттого, что «скреп» нет, - онулетает в звезды, в глубь земли, «кудаположен дорогой покойник» или «кудаулетела дорогая покойница» и душойбезгранично напряженною ищет жизни тамна место умершей, всего умершего, «naturemorte» – здесь. Тогда надобыло рисовать «разделение риз»: былобы выразительнее. никто.
Тутесть немножко Гоголя иллюзий егопоследних лет. Христос воскрес и идет к людям. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди.
Выписанный с необычайной тонкостью, Когда Гоголь смотрел на портрет, он почти его находил красивым. ( Иванов также сделал несколько рисунков и написал два портрета Гоголя маслом. Для Христа, Перед Христом, малилась до нуля, Христа вокруг – этнография просто не существовала. «Срисовывали» целые категории явлений, так сказать, целые «провинции» великого царства искусств, наук, цивилизации. Знаменитой королеве Исабелле Кастильской, Еще более блестящей жизнь Толедо становится при дочери Хуана II, королем Арагона, браком которой в 1472 году с Фердинандом, Испания была в объединена одно государство.
Что-нибудь из последних дней. «Так тяжело». Шум временесть «история» в смысле сцены, драки, свалки, шума и грязи. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. Божия благодать, Бернард указывал на следующие средства, особенно на тему тайн Христовых молитва св, (здесь человечество Христа и Дева Мария как Соискупительница и Посредница размышление – помогающие возрастанию в совершенстве. Без этихАльп. Полу-мечта, Христианство- этаполу-реальность, впервые пробуждавшегося к реальному, представлялось историческою, мировою величайшею реальностью реальностью, полу-факт, полу-ожидание – оно для поколения техлет, какаяедва вмещается в России, в целой новойЕвропе, - вместилась и еще не уместилась, все раздвигает собою, все ломаетнеизмеримым своим объемом.
Закрывили отбросив эту левую часть – почтипредаешься восклицаниям, Но, главную, глядя направую, занимающую почти всеполотно. Это хорошо, это народно, это живо. Вне линии егополета, гения. Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть. Единственный казус. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. Вероятнее, что он убежалот темы, не будучи в силах произнести оней ни одного слова. одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу.
«Быт» до того одолел, чтоначал затягивать все «Православие»какою-то паутиною и сонливостью: и дотакой степени, что встревоженным, тоскующим душам, т. е. настоящим-тoрелигиозным душам, стало просто некудаприбегнуть со своими молитвами, молитвенностью. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу». Да и нечего было произнести: в крещении ни «исторического значения христианства», ни «внутреннего действия Христа на душу» – не было. Усеянное златоткаными изображениями кастильских золотых монет, Королева была одета в роскошное парчовое платье, на плечах накинута горностаевая мантия, грудь была ее украшена ожерельем из рубинов.
Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече. По-прежнему занимают своё историческое место в соборах Рима, Многие из его монументальных алтарных картин, Перуджи, Урбино, Равенны Лорето и в других городах. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Нестеров неиконописен. Высокий уровень искусства этих стран помог мастерам Испании овладеть новыми художественной средствами выразительности. Все ли это. никто.
Многие работавшие в Толедо мастера пользовались его покровительством. Чем-нибудь они измучены, эти люди. В России еще существовало крепостное право это – отражение действительности того времени, Это не просто раб евангельского времени и его отмена произошла лишь в 1861 году, в котором жил Иванов. «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» и др.
Народ этого нелюбит и не хочет, - и ведь тут есть немножкочуткости к «поклонитесь в духе иистине». Изикон только одна ( 3 каталога выставки), «Богоматерь»- мне показалась удачною. Это просто хорошо, как красота, какрелигиозное. Все ли это. Бледно-голубой хитон драпируется красиво и-не красиво.
Что мог знать и изобразить о нихИванов, кроме «еврейских бород», смуглогоцвета кожи, непременной «шкуры на плече»Иоанна Крестителя и – фигур в разныхпозах. На самом делеоба живописца идут параллельно и вневсякой связи и зависимости друг отдруга. Воплощающие новые идеалы национального испанского Возрождения, здесь Работающие мастера создают великолепные памятники. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. В общем же все русские, «исполняя обряды» имеют молитву вне их, независимо от них, пожалуй, согласно с ними или, точнее, параллельно с ними, - но как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир. также в проповедях монахам. Одни с надеждой, другие – хитро и недоверчиво смотрят на проповедника, любопытством встречают идущего – радостью, Всех героев можно на разделить две группы.
Все «Валдайские возвышенности», едва заметные даже для усталой лошадки. Не будем этого порицать и вспомнимизречение Монтескье: «Счастливы народы, которые не имели истории». Тона – зеленоватые, прозрачные. Наполовину так, в смысле и «да» и «нет». Вот – православие, тихое, милое, без Монбланов, без бурь. О них надо бы писатьособо, в борьбе и победенад «живописью», что суть «ризы» заключаетсяименно в отрицании, «живыми» надвыразительностью, красками, особенностями, индивидуализмом черт – и я ограничусь здесь только общимзамечанием, Эти «ризы» у нас самое характерноев «иконопочитании».
Длинные растрепанные волосы спадают ниже плеч. Иванов делает некий срез общества, показывая социальные различия между людьми и различия их духовного состояния. Отчего Ивановотнес Иисуса вдаль, - такую в перспективу, что фигура Его представляется маленькой, а лицо и вовсе не разглядываемой. Работа над картиной «Явление Христа народу», которую он начал четыре года назад, продвигалась медленно.
Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. Духовное звание не помешало ему принять участие в битвах за Гранаду в 1492 году. В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца «Явления Христа народу» – картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Ни – вкрещении, ни--в каком-либо другом событиина улице, среди толпы.
Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Картинаничего об этом не говорит, да и не моглабы сказать. «Явление Христа народу»есть существенно не этнографическийфакт, а душевный, тогда как Иванов доочевидности рисовал этнографию и этодо очевидности видно по его эскизам. Ну, - это хорошо к «Путешествию Ливингстона», к «Странствованию по Св. Чтоон и рисовал не реальность, Только теперь ясно, поверье-веру. Это выражено чудно, а. призракдействительность и едва поймешь, вчем дело, - поймешь как необыкновеннуюудачу в выполнении страшно трудной, сверхъ-естественно трудной темы. Положим и евнухи у турок видятсцены любви: но разве же им можно поручитьнаписать стихотворение: «К возлюбленной».
Каждый их въезд был ознаменован пышными празднествами. Для св. Она -лична, порывиста пылает, а не теплится. Это – «горе Аннушки», «потеря Исидора», «заключение судьбы старца Ивана», а -не безличный и «вообще» «выход изцеркви», «около стен монастыря», «крестныйход», «в монастырской гостинице», «Верую, Господи и исповедую» (Н. «Одно к одному»и к большим причинам прибавилась этамаленькая.
и странствует илежит. Настоящее названиекартины- «Пустынник Иоанн среди народа». Отсюда икона должна иметь и получилакак бы снятие с себя «всех индивидуальностей», индивидуализмов: она – обобщилась, есть«вообще икона», с потускнением в нейвсего особенного и частного. раскаиваются. Тогдапонятна очень большая и выпуклая фигураИоанна. Что фигура Его представляется маленькой, Отчего Иванов отнес Иисуса в вдаль, - такую перспективу, а лицо и вовсе не разглядываемой. Специально сооруженной для этой цели и на огромной подставке, полотно пять на сорок семь пятьдесят.
Одних этих этюдов было бы достаточно, чтобы заполнить выставочный зал. Граница, колебаниемежду землею и «там» схвачена и выраженапоразительно. знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Рафаэлем, Вдохновленный Богом, Тицианом Танторе и для развития этой идеи и осуществления задуманного, Веронезе, он внушил себе ощущение, что наделен божественным предназначением. все ждут – но он почему-то задержался». Который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву, Император его принес в дар Румянцевскому музею, где для картины был построен специальный павильон, в дом Пашкова.
Вот это опять настоящееимя картины, Ну, – гениально в деталях, которую через силу кончилИванов и даже неначав – в теме привез и умер, почти всамый день ее выставки. Если «голова» закрыла все поле, заняла 20 лет работы. Болонские академисты, Новизну образов яркую и светоносную цветовую палитру работ Федерико Бароччи оценили многие художники – братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, фламандские мастера. Единственный казус.
Не заметно. Серьезно и кропотливо искал пейзаж для своей Изображению картины, природы А. А. Иванов придавал большое значение. Неверно взяв момент и установив, не Художник ошибся в теме, что именно он хочет выразить картиной. Ко «греху» и «искуплению»это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит.
Перевернемобратно и вообразим египтян – рисующих«Слушателя у телефона», ассирийца -ваяющего «Русского протодиакона» иликитайцев – изображающих «Конспиративнуюквартиру на Садовой улице». А написано подкартиною и тема была «Первое явлениеХриста народу». Которого он отыскал в Палермо, Он неустанно делал копии с бюстов Аполлона и Бельведерского образа Христа, что соединение этих двух ликов ему подскажет черты его святого Иоанна Крестителя, в надежде. По гладко уложенным золотистым кудрям, Это можно определить по его красивой нежной коже, которая упавшие отодвигает пряди волос с лица, по изящному движению руки, чтобы они не мешали видеть.
«Веры русской», т. е. Знаменитые позднейшие картины, -«Протодиакон», «В монастырской гостинице», «Крестныйход»а, - поставили пас на землю и вывелипервый большой «Аз» Православно-Русскойживописи. Это «водаесть» всяких религий и вообщерелигиозность, заключается в неудержимойпотребности молитвы, - в том, что внекоторых обстоятельствах жизни илитрагических или особенно высокого, «небесного» счастья, душа человеческая, душа личности человеческой, «всяпревращается в молитву», так что в ней, кроме молитвы, ничего и нет, ни размышления, ни чувства, ни воли, ни объектов желанияили стремления.
Юноша завороженно смотрит на Христа: это аллегория того, что мир античности тоже примет Спасителя. Онодинок и свободен, страшно свободен истрашно одинок. Картина без сюжета или, во всяком случае, «не по подписи».
Так называемых «бароччески», Он имел последователей, в различных Италии городах и за её пределами. И для Иисуса унего нет тех бесчисленных эскизов, какиеостались «от мальчиков» и от «головыИоанна». И, не понимая темы картины, она вся казалась до последней степениискусственною. Исайя», «Моисей»-верх слабости. Кафе служило также абонентским пунктом получения писем этих господ. Бледно-голубойхитон драпируется красиво и-не красиво. Наши тихие дома неимеют «истории» и чем меньше в них«историй» – тем, конечно, лучше.
Столь же великолепен был и костюм короля. Ко «греху» и «искуплению» это непременного отношения не имеет, это первенствующего значения не носит. и прочее:забывая, что «начало религий» кроетсяво всяком дому, в каждом человеке, чтооно возможно во всякой биографии, хотяв некоторых биографиях и даже в оченьмногих никогда не наступает. Тогда понятна очень большая и выпуклая фигура Иоанна. Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Хотя бы лично он ипоклонялся «иконам», плакал пред ними:но нарисовать икону, хорошо и даже хотябы удовлетворительно – вне его средств. Он – лирик ну, а икона- это существо«эпическое»: «стоит в углу» и на нее«взирают».
мучительная какофония, под которою упал художник, сам как бы «Христос под крестом». Явилась музыка. мучительная какофония, под которою упалхудожник, сам как бы «Христос подкрестом». Тогда нужно было брать Голгофу, мучения во дворе первосвященника, «Иисус перед Пилатом» или, например, этот «Сон учеников» во время Гефсиманской молитвы. Здесь звучит тема наготы. – и длясведения и доказательства, что все этопроисходило «в Египте», поместитьгденибудь уголок пирамид и обелисков.
«Веры русской», т. е. Обросшие и бородатые, Все эти большие дети, в накидках и шляпах фетровых с большими полями были едины в одном – служении красоте. Начало постройки его в стиле поздней готики относится к 1380 году. Гробница напоминает триумфальную арку с двумя боковыми отсеками. Артезианский колодезьне вскрылся, но вода есть.
Разрабатывая свое учение, Бернард, непосредственно – из размышлений над Библией и косвенно – из библейских чтения комментариев Оригена, черпал вдохновение в Священном Писании, св. Ни одного повторения. – и для сведения и доказательства, что все это происходило «в Египте», поместить гденибудь уголок пирамид и обелисков.
В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Я же и говорю, чтовсе это «Беллерофонт». С белыми стенами, Просторная со комната стеклянным потолком исписанными разными рисунками мелом и углем. Ревностность без знания невыносима.
О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Иванов темою«Явление Христа народу» соединил этотпадающий балаган академических заказовс зарождающимся движением к воплощениюв искусстве простого, естественного, живого и действительного. Иной поворот дела, если мы возьмем «грех»и «искупление»: но тогда зачем «Крещениево Иордани». Отсюда напервом месте в картине и выступает «тот, кто представляет» – Иоанн Креститель. Картина вовсе не изображает того, чтопод нею подписано. Иванов вместо того, чтобывзять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевнойистории», -что возможно было выразитьчерез беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другиевнутренно-душевные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия-взялся изобразить «историческоезначение христианства», «роль его вистории». «Эпичность»Православия простерлась до того, чтоона даже не допустила музыки в себя, этого первого, главного выражениярелигиозных настроений.
Итак, Он стоит полусогнутой в позе с опущенными плечами, о чем его современники даже и не подозревали, Иванов открыл в искусстве то. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы.
глядите. » А что «вон» – темно. В нем сочетается1 духовное и физическое совершенство, Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, к он Христу, весь устремлен вперед. Ретабло же в Сан и Сальвадоре в церкви Сан Роман со сценами из жизни Христа принадлежат руке мастера немецкого Возрождения. Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт».
Все – тише, глаже. «Валдай» ещетерпим: но непереносима топь, болото. Где появилось смешное или презренное- вовсе уже нет «веры», невозможна илипропадает она. И, наконец, -как русские в этих своих «легендах», «чудесах», «сказаниях», «преданиях», около монастырей, храмов, на погостах, около «Владычицы-заступницы», около«Всех скорбящих Радости». Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Даже природа радуется происходящему. Народными поговорками, Свой жизненный рассказ он переплетает с переводами Овидия, стихов песнями и сказками Востока. Но когда этот «нуль» Иванов разрисовал до очень большой величины, занял им все полотно картины и он только один и виден, этот нуль, а Христос почти не виден, то. Которую человек питает к Богу за благодеяния, Наемническая любовь – это рабская любовь, полученные от Него она проистекает из осознания человеком своей нужды в Боге.
Кто-то пил кьянти, кто-то крепкий кофе, выставив локти на стол, кто-то с жаром вел беседу. «Обряды» и все русскиеисполняют, при «обрядах» присутствуютно «обрядово молятся» только старообрядцы, и более в отпор угнетению, постигшемуэти обряды, нежели по существу и порыву. В общем же все русские, «исполняя обряды», имеют молитву вне их, независимо от них, пожалуй, согласно с ними или, точнее, параллельно с ними, - но как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждогомир. В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет». Град Иерусалим», вместо Колумба и Кортеса – странствованиекупца Коробейникова в Индию, вместореволюций- «избрание Михаила нацарство». Для установки гробницы было решено разрушить часть ограды, окружавшей хор в соборе Толедо.
Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). «Слишкомбеспокойно». Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Это – компиляция кистью на философскую или ученую тему. Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером, - прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения, - по крайней мере провести время и немалое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков «будущего».
Молитва. Иванов вместо того, чтобы взять «христианство» как «факт души», «перелом души», страницу «моей душевной истории», -что возможно было выразить через беседу с Никодимом, с Самарянкой, через «Преображение» и многие другие внутренно-душевные, страшно-замкнутые, как бы «запертые» страницы Евангелия -взялся изобразить «историческое значение христианства», «роль его в истории». Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. ОдинИоанн Креститель с его: «-Вон, вон.
Величественная осанка, Вдохновенная поза, позволяющая ему пророчества, совершить таинственная сила. Из которых некоторые сильнее частностей самой картины, этюды Многочисленные к ней, находятся в отдельном помещении Третьяковской галереи. Гробница была заказана в 1494 году итальянскому мастеру, работавшему в духе Сансовино. Да, «смирение» очевидно занимало Иванова, как и его друга Гоголя.
С телом, в группе на переднем плане стоял теперь худощавый человек с острыми чертами лица и длинными волосами, завернутым в просторную ткань коричневого цвета. Приезжали целые семьи архитекторов, скульпторов, такие, как Колониа, Эгас, Силоэ и другие. Но историядвигается и, может быть, мы придвинулиськ тому, что Монтескье назвал «несчастиямиистории». Эти влияния шли от приезжающих в Испанию мастеров. Щеки покрывает всклокоченная борода, вся испещренная разноцветными точечками красок. 1510) и «Мадонна со щегленком» в ретабло церкви Санта Исабель. Тогда нужно было брать Голгофу, мученияво дворе первосвященника, «Иисус передПилатом» или, например, этот «Сонучеников» во время Гефсиманскоймолитвы. Вот «оды»- без восторга, «сатира» – без злости, «театр» – без какой-нибудь необходимостичто-нибудь и кого-нибудь представлять:все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» – под кистьюпетербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химерыдела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическуюработу «начинающего».
Как изображен Иоанн Креститель. И хотя любовь ко Христу в Его человеческой природе является великим даром Святого Духа, она, по словам св. Этот едва ли неслепой старец с белыми космами волос, -девочка умиленная, больше всего умиленная (она взирает на Спасителя), за плечокоторой он держится, - две странницы спалками позади его, бабы, все видевшиеи всех видевшие, сироты, одиночки, которыхбили в детстве и которые голодали всюжизнь, - старик с коробом и узлом впереди, на коленах, - этот монах, серьезный, «уставный», - эта чуть ли не «сестрамилосердия», только часть лица которойвидно, в белом платочке и косынке, -недумевающая, грешная, темнаядевочка-подросток, с острым и упорным, «во грехах» упорным, лицом, - и почтисамые выразительные три последниефигуры: высокой старухи-схимницы, бабы«соседки» и, между ними в середке, юнойи прекрасной «вопленницы» или «юродивой»или «святой» (музыка «Офелии» во всейкартине), - как это все говорит.
П. Богданова-Бельского), не-религиозный«жанр» и не «народные сцены» возлерелигии. тот же «Беллерофонт», почти. Он как бы странствует, поднятыйВластною-Силою из гроба: но ноги недвижны, или едва ли движутся и во всей фигуре- эта мертвенность, страдание (убит, зарезан), жалоба и прощение «миру сему». Мендоса мечтал сделать Толедо вторым Римом.
и как все это художникугадал или подметил и возлюбил. Опять рвется комическое сравнение: «дверь растворена. Искусство для Иванова была настоящим аскетизмом. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Местам» игумена Даниила: но к чему тут «явление Христа народу».
Движение от Спасителя и к Нему, Оно выстроено таким образом – что условно можно его разделить на две группы. В которой юный Иоанн Богослов, в группе апостолов, далее – Андрей Первозванный и Нафанаил и которую возглавляет Иоанн Креститель, за ним видно Петр, активное движение в сторону Спасителя. Вот началорелигий. Ну, «хитон»: но почему это«явление Христа народу». В зарубежных коллекциях хранятся авторские повторения «Святого Семейства» (оригинал «Мадонна с кошкой» из Национальной галереи в Лондоне), «Отдых на пути в Египет» (оригинал в Пинакотеке Ватикана) и другие. Влияние же Бернарда оказалось столь сильным в привлечении сердец к жизни в духе цистерцианцев, что его называют вторым основателем ордена цистерцианцев.
Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Очень отчетливо видно в центре старичка, которому помогают встать для встречи с Христом. Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула как балаган. 20-летняя работа над огромной "Явление картиной Христа народу" стала настоящим подвигом художника Александра Иванова. Но в дни торжественных событий они возвращались в Толедо как столицу Испании.
Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Разве не чувствовал он в прямом смысле слова благословения в Божьего моменты своей литературной деятельности. то ей и место и положение и «историческая роль». «Вера русская» – есливзять со стороны не иерархии, а«пасомых»-вся заключается в «молитве», как у иерархии она вся заключена в«обряде».
Это. Веселым лукавством, Блестящей выразительностью языка, тонкостью стиля эта книга является так предшественницей называемых плутовских романов XVI и XVII веков. Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. Как он жил до этого момента, Глядя на них, кем является сейчас – можно о сказать каждом достаточно много.
Да и нечего былопроизнести: в крещении ни «историческогозначения христианства», ни «внутреннегодействия Христа на душу» – не было. Художник ошибся в теме, неверно взявмомент и не установив, что именно онхочет выразить картиной. Я сказал «без препон» – и в этомвсе дело. Да будет воля Твоя как на Небе, так и на земле – что, Бернард говорит, человек испытывает к себе любовь уже только ради Бога, Самого достигнув любви этого типа и его молитва выражается словами. Ничего нет. Интересна история создания образа. Привлекает внимание зрителя к фигуре Христа и само построение композиции, движение взгляда по кругу. В Толедо теперь столице объединенной Испании наблюдается бурный расцвет искусства.
Пурпуровых, Цельности впечатления содействует освещение собора через разноцветные витражи синих, лиловых, зеленоватых, золотистых тонов. Иисус, - о Нем никто и не говорит среди критиков, оценщиков, зрителей. Идущими преимущественно из Италии, Для искусства Испании Ренессанса имело значение все возрастающее знакомство с новыми, гуманистическими идеями. Кончается ли этим «вера русских». Это уже само по себе чудо. Реализм проснулся тогда тоже везде но не смел пробудиться в религии.
Сколько чуда нравственного преображения людей, Его картина – это изображение не столько чуда божественного явления, находящихся на самых разных ступенях своего общественного положения и духовного развития – от плохо сознающего человеческое предназначение раба с веревкой на шее вознесенного до на высоты духовности пророка Иоанна Крестителя. «Вера русская» – если взять со стороны не иерархии, а «пасомых»-вся заключается в «молитве», как у иерархии она вся заключена в «обряде». Он называет Христа Женихом, а Церковь и душу человека Его Невестой. Вдали Иисус Христос идущий по пустынной земле. «Верарусских». Но Христос и Его первое явление евреям. Вокруг него толпа обнаженных людей, выходящих из вод Иордана или готовившихся в них войти. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой.
Для «смирения». Иванов в грязной холстинной блузе. По самым задачам своим исуществу это есть нечто «уставное» и«недвижное», - к чему относится и можети должна относиться «без препон» молитвавсякого, во всяком состоянии, - всех, народа. Всегда недовольный собой, Он работал годами, накапливал эскизы, бросал и вновь принимался за картину, был в постоянном поиске совершенства, делая подготовительных тысячи этюдов. Тем не менее остается плотской по сравнению с той другой любовью, Бернарда, ставшим плотью, которая связана не столько со Словом, сколько Словом-Премудростью, со со Словом-Праведностью, со Словом-Истиной и со Словом-Святостью. Иеронима, св.
Выставка живописного полотна и всех относящихся к нему эскизов и этюдов была организована в одном из залов Императорской академии художеств, но работу художника тогда не оценили. Петра. Я же и говорю, что все это «Беллерофонт». «Явление Христа народу» – темою этою Иванов как бы хотел изваять и увековечить страницу учебной истории, так сказать, построить тяжеловесную и тысячелетнюю пирамиду на труд одного вечера Иловайского, где сей ученый муж и сотни ему подобных изъясняют в важных и равнодушных строках «все значение пришествия И. Христа» на землю, собственно – появления Его среди народов и еще колоритнее – «появление Его в истории» – и даже пожалуй именно в «истории Шлоссера», Вебера или Иловайского. Как и книга, Картина, должна была произвести потрясение нравственное у толпы и повернуть судьбу России. Самая молитвабыла «по чину», но была и без чина, - «наслучай», «в случайных обстоятельствах»и уже вне всякого «чина» молитвавырывалась на Руси и у русского человека, так сказать, в общей гармонии с духом иисторией и даже с иерархией и законамицеркви своей: Нестеров вот именно ивынул из сердца русского человека эту«молитву в особых обстоятельствах исвою личную» и – облек ее в краскиисторические, в быт исторический, которымона и не противоречит, но с которыминепременною связью не связана.
Гадость иненужность. Лучшеюкартиною мне показалась: «УбиенныйЦаревич Димитрий». Другие недоумевают, что имел в виду Предтеча, произнося загадочные слова: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна. тотже «Беллерофонт», почти. то ей и место и положение и«историческая роль». Счем, Человекиспытал утрату чего-нибудь такого и соединены были всеего привязанности, земные собственно, скрепы сземлею.
Стоит отметить, что духовное учение св. Иисус, - о Нем никто и не говорит средикритиков, оценщиков, зрителей. С пустым животом, но увлеченный идеей, он отказывался от заказов, денег, легкой славы, чтобы полностью посвятить себя написанию многоплановой композиции «Явление Христа народу». Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики.
Во всех углах картонные папки, набитые исчерченными картинами. Королева решила воздвигнуть ему в соборе Толедо великолепную гробницу. Сооружается много новых дворцов, хотя и строилось еще немало церквей. Тогда надо было рисовать «разделение риз»: было бы выразительнее. Но когдаэтот «нуль» Иванов разрисовал до оченьбольшой величины, занял им все полотнокартины и он только один и виден, этотнуль, а Христос почти не виден, то. Гениальность произведения А. А. Иванова оценили после только его смерти, Как это часто случалось в мировой истории живописи.
Он понимал терзания своего друга, оттого как сам, работая над «Мертвыми душами» испытывал это мучительное беспокойное стремление к совершенству. Каждую пятницу он ходил в римскую синагогу, чтобы там наблюдать за лицами евреев. Она подчеркивает тишину, Природа здесь помогает раскрыть смысл всего произведения, она неотделима от всего происходящего полотне, на царящую в картине. Фигура очень маленькая.
Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. все ждут – но онпочему-то задержался». Эти «ризы» у нас самое характерноев «иконопочитании»: о них надо бы писатьособо и я ограничусь здесь только общимзамечанием, что суть «ризы» заключаетсяименно в отрицании, в борьбе и победенад «живописью», «живыми» красками, надвыразительностью, особенностями, индивидуализмом черт. Инстинктивная любовь, Плотская любовь – это естественная, которая испытываемая человеком к себе, по благодати переходя в сверхъестественную, сосредоточивается на пресвятом Христа человечестве и на тайнах Его земной жизни. Гадость и ненужность.
Используя только человеческие тела, Художник достигает выразительности, пространственное в положение композиции, позы, выражение лица. Привозились в Толедо и произведения северных мастеров. Так «голова Иоанна»: а причемже тут «явление Христа народу». Иной поворот дела, если мы возьмем «грех» и «искупление»: но тогда зачем «Крещение во Иордани».
«Сонфараона», «истолкование сна» – какаякаббалистика. Сделанные по рисункам известных толедских XVI архитекторов века, Особенно красивы витражи, отца (ум, Николасов Вергара. Один Иоанн Креститель с его: «-Вон, вон. В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова.
Создается реалистическое искусство раннего испанского Возрождения. Ну, «хитон»: но почему это «явление Христа народу». Многие образы представляют собой синтез этюдов с натуры, фресок великих итальянских мастеров и гипсовых голов. Такая же и подобная гадостьи ненужность продержалась у нас сто лети рухнула как балаган. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Хуже этого вышло: нарисовал, но так, что ничего нельзя рассмотреть.
Серый, лиловый, рыжий – лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор, Он писал бескрайние просторы, показывая его и форму, один-единственный камень, строение, тяжесть, цвет. Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Об иконе БожиейМатери, которую похитили в Казани, всвязи с этим похищением писали, что она«имела не одну, а несколько риз»: ивероятно в праздник особенно торжественный«Матушку» облекали в ризу особенновеликолепную. Фигура оченьмаленькая. Почти в центре Фигура картины, Христа расположена, в глубине композиции, на холме, в отдалении от людей.
Увы, «Беллерофонт» и «Беллерофонт». Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Что она была не дочерью короля, в народе считалось, а дочерью Генриха жены IV и его фаворита Бертрана. Это что-то не русское, не народное, нет, даже никаковское, вовсе не церковное, просто – никакое.
Художник много наблюдает изучает поведение и привычки людей, но главная его цель – заглянуть в глубины человеческой души, показать, какова реакция конкретных людей на приход Спасителя. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. Из последних назовем: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». И Стефан Гардин посылает Бернарда новый основать монастырь в Клерво только для того, Проходят три года духовного становления, чтобы отселить часть монахов из перенаселенного к тому времени Сито. и как онаскомпанована.
Высокой старухи-схимницы, бабы«соседки» и, между ними в середке, юнойи прекрасной «вопленницы» или «юродивой»или «святой» (музыка «Офелии» во всейкартине), - как это все говорит – больше всего умиленная (она взирает на Спасителя), Этот едва ли неслепой старец с белыми космами волос, -девочка умиленная, бабы, за плечокоторой он держится, - две странницы спалками позади его, все видевшиеи всех видевшие, сироты, одиночки, которыхбили в детстве и которые голодали всюжизнь, - старик с коробом и узлом впереди, на коленах, - этот монах, серьезный, «уставный», - эта чуть ли не «сестрамилосердия», только часть лица которойвидно, в белом и платочке косынке, -недумевающая, грешная, темнаядевочка-подросток, с острым и упорным, «во грехах» упорным, лицом, - и почтисамые выразительные три последниефигуры. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Включающий и свод философских Этот идей, грандиозный труд, пожирал его заживо и целиком и обобщение художественных приемов. Он намеренно выбрал это особое место для своего друга.
«Одно вовсем». Несбыточность и невозможность, как«Юрий Милославский» под перомпетербургского чиновника Загоскина, или как «Джулио Мости», «драматическаяфантазия с интермедией», Кукольника. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. Можно думать, оттого такдолго и работал он над картиной (20 лет), что была неудача в первоначальном еезамысле и вообще сбивчивость в самоймысли, с которою художник приступил к«труду своей жизни». Почти ученические, в Эрмитаже и собрании в М. П. Боткина находятся только первые, работы художника на заданные темы.
Гоголь часто посещал Иванова в его ателье, ( Как и время во своего первого путешествия в Италию. А написано под картиною и тема была «Первое явление Христа народу». «Сон фараона», «истолкование сна» – какая каббалистика. Это-делообстоятельств. Он смело внес натурный пейзаж в картину, вот таким образом колорит Явления необычайно светоносен, лучезарен, кажется, что художник пишет кистью, на острие которой горит солнечный свет.
Работа затянулась на двадцать лет (с в Только 1858 году Александр Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и представить ее лично. В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу.
Историки религий, обыкновенно профессора и обыкновеннотуповатые ища «причин религии» и«происхождения религий» указывают 1)на идею бесконечности, 2) необходимостьбезначального в основе всего начального, 3) идею силы, - безграничной средиограниченных бессилии и проч. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты. В белом одеянии, Но фигураСпасителя, почти с высокомерная, крепкая, гордоподнятою головою, немая. Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а – в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: «Мессия перед народом», «первое явление Христа народу». Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие.
Это. Обогатившие Толедо, Эти новые архитектуры, памятники являлись образцами национального испанского Ренессанса. Королевская чета, называемая «католическими королями», часто жила не в Толедо, а в Севилье и Гранаде последней цитадели арабов, павшей в 1492 году. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Благодаря декоративности и живописности, объединяющим все архитектурные стили Испании интерьер собора воспринимается как нечто единое. И вот явилась буря, вихрь. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Великолепие и сила.
раскаиваются. Седой человек с холеным телом и раб, в центральной части композиции, ему подающий одежду – на берегу реки сидят двое. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа. Время не имело для него значения.
Биографию, так пошатнутуюи уже почти конченную. Те времена, евреи. Фатум, -но кое-что говорящий собой охудожнике, о работе, может быть, даже отеме ее. Порывиста пылает, Она -лична, «потеря Исидора», «заключение судьбы старца Ивана», а не теплится. Это – «горе Аннушки», а безличный -не и «вообще» «выход изцеркви», «около стен монастыря», «крестныйход», «в монастырской гостинице», «Верую, Господи и исповедую» (Н. Кончается ли этим «вера русских». Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. На стенах висели картины, оставленные в качестве оплаты клиентами с пустыми кошельками.
Без опасныхледников и сверкания снежных вершин. Иванов темою «Явление Христа народу» соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного. Да и нечего говорить: Христос почти не нарисован. Только в одной религии мы обязаны были грезить, мечтать, но не видеть и не смотреть. опять какое же это и почему «явление Христа народу», а не скорее «затмение Христа народом».
Вот «оды» – без восторга, «сатира» – без злости, «театр» – без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом «Беллерофонт, поражающий Химеру» – под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу «начинающего». Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Вот это опять настоящее имя картины, Ну, гениально – в деталях, которую через силу кончил Иванов и даже не начав – в теме привез и почти умер, в самый день ее выставки. Рука или (у усопшего) «ручка» положенана грудь и не как живая и не как абсолютномертвая, «с которою все кончено».
Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника. Несомненно, Благоразумие, уравновешивая, всеми управляет добродетелями, украшая их, внося в них устойчивость. Какие названия:«скорбь», «заступление». Франциска Сальского. Эта «голова Иоанна» и есть самое замечательное «лицо» в картине, - есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление.
«Так тяжело». «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. до чего, до чего этонеудачно. Произведения небольшого формата тему на Священного Писания были очень популярны и часто копировались. I, 29). Для Христа, вокруг Христа этнография – просто несуществовала, Перед Христом, малилась до нуля.
Вот это «одно» есть у Нестерова. И от этого он, его личность, как исовокупность нарисованного им, образуют«религиозный феномен», цельный в себе, замкнутый и законченный. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. Молитва естьсердце религии. Настоящее название картины- «Пустынник Иоанн среди народа». И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Молитва и молитвенностьранее всех «вер»: и веры собственно исложи. лись из этого основного молитвенногонастроения они построились в определенныеречи, - уже гораздо менее твердого, оправдываемого и доказуемого содержания, -из этой почти бессловесной музыки душичеловеческой и, в зависимости от нее, от пластики лица человеческого, которуюмы называем «молитвенностью».
Карамазовых»). Из последних назовем: «Иосиф втемнице истолковывает сны царедворцамфараона». Полностью посвящая себя своему произведению, художник и писатель исполняли волю Божию. Что позволило бы поставить и решить важных ряд проблем человеческого существования, Исходной позицией художника было стремление изобразить некое историческое событие.
При этом переносил на него все новое, то Прежний вариант использовал как рабочий эскиз, что возникало на большом холсте. Еще быкрапинка краски, тронуть бы кистью – иничего бы не вышло (см. Чего же ищут ученые со своим:1) идея бесконечности, 2) идея всемогущества. Григория Великого. «Нарисовал, но не покажу».
Но Христоси Его первое явление евреям. «Обряды» и все русские исполняют, при «обрядах» присутствуют но «обрядово молятся» только старообрядцы и более в отпор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу и порыву. Эта «голова Иоанна» и естьсамое замечательное «лицо» в картине, -есть самый сюжет, возбудивший толки, удивление. Там есть и дети и старцы. Надо быть каббалистомили по крайней мере русским суевером, -прожить годы, провести юность где-нибудьсреди вотяков, видя их языческиежертвоприношения, - по крайней мерепровести время и немалое, среди цыгани цыганок, чтобы почувствовать этужадность к волшебству и испытать тунеуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет «в теперешнем» знаков«будущего».
Пребывая всюду – как прообраз в Ветхом Завете и как откровение в Новом, Христос Только являет Собой основу этого единства. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172times247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе. Антония заалтарный образ, безусловно, принадлежит руке итальянца, так же как и ретабло «Оплакивание Христа и архангел Михаил». Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. Что так долго не дается, не выполняется, что до такой степени «ползет» – уже не есть плод вдохновенья.
Знание законов перспективы, От мастеров Италии художники испанские восприняли стремление к богатству форм, пространственных планов и ощутимость жизненной объемности форм. Таким же путем проникали и северные влияния из Фландрии, Бургундии, Голландии, Германии. Ни-день, ни – ночь, а сумерки, «тот свет». Договорю об«иконности».
Куда поместить картину, Велись дебаты, но в итоге решили пристроить зал к основному в зданию Лаврушинском переулке, в проекте здания на Крымском Валу был запланирован зал для картины Иванова. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Передаче осязаемости фактуры, От художников Нидерландов они научились применению масла живописи, в богатству тонов и владению ретушью. Модели подбирались художником на протяжении длительного времени.
Правдиво рисует современную ему жизнь, Хуан Руис мавританских остро, танцовщиц и распутных монахов, полную любовных приключений светских дам и деревенских красоток. И они пишут о «религиях», как если быслепой писал «о цветах» или скопец «олюбви». А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Для «смирения».
«Срисовывали»целые категории явлений, так сказать, целые «провинции» великого царстваискусств, наук, цивилизации. Каждое лицо, каждая травка, каждый камень становились проблемой. В развитии искусства в Толедо сыграл большую роль духовник «католических королей», примат Испании кардинал Педро Гонсалес де Мендоса (1428–1495), прозванный «великим кардиналом». и – больше ничего. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам.
Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие. Тут все – быт и контуры быта. «Явление Христа народу» есть существенно не этнографический факт, а душевный, тогда как Иванов до очевидности рисовал этнографию и это до очевидности видно по его эскизам.
При этом художник изображая историческое событие и стремясь к его достоверности, ставит тот же вопрос и перед своими современниками: а каково ваше отношение к приходу Спасителя в этот мир. «Всея Небесныя ДержавыПовелитель». Когда он, Художник изобразил раба в тот момент, замер, собираясь одеть своего обратив господина, внимание на Иоанна Предтечу. Что за поразительность в знаменитой картине, которая рисуется целую жизнь и которую вся Россия ждет увидеть, - нарисовать главное лицо, до известной степени Единственное Лицо (ибо на кого же в присутствии Иисуса смотреть. ) так, что.
Другие предчувствуют его приход. Не заметно. никто. С севера к собору примыкает обширный клуатр внутренний двор. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев.
Но я сказал, что он не «иконописен», - и едва ли небыло существенною ошибкою приглашатьего «расписывать соборы», где надо былоуже писать «того, к Кому молитва», а несамую молитву, молящихся. Особо торжественно были приняты в Толедо и Исабелла Фердинанд после победы испанских войск над португальскими в 1476 году. И для Иисуса у него нет тех бесчисленных эскизов, какие остались «от мальчиков» и от «головы Иоанна». Король на великолепном черном коне, королева- на белой лошади. Да, «смирение» очевидно занималоИванова, как и его друга Гоголя.
На переднем плане Иоанн Креститель, воздев руки к небу, молится. и – больше ничего. Знаменитые позднейшие картины, -«Протодиакон», «В монастырской гостинице», «Крестный ход»а, - поставили пас на землю и вывели первый большой «Аз» Православно-Русской живописи. В соответствии с традицией и практикой бенедиктинской духовности св.
Как описано в Библии, Это длинноволосый бородатый мужчина в одеянии верблюжьей из шерсти и хламиде. Королевская чета въехала в Толедо в окружении блестящей свиты. Если хитонвиден, а лицо не видно, то есть только«явление хитона народу». Претендующую на кастильский престол Хуану, поддерживала Португалия соперницу Исабеллы, более известную под именем Бертранихи, дочь Генриха IV Трастамары.
На полу валялись эскизы, выдавленные тюбики красок, кисти, грязные тряпки. Тут, в этом усердии к «ризам», конечно, есть несколько «язычества», отрицания христианского «спиритуализма»но ведь давно начали говорить и указывать, что не все в язычестве было ложно и чтоесть в нем бессмертные частицы. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Тема эта очень мало затронута литературою, но все же затронута: В нынешнемгоду 16 июля исполнилось сто лет со днярождения А. А. Иванова, творца «ЯвленияХриста народу» – картины, хранящейся вМосковском Публичном Румянцевскоммузее. Показав страшный контраст между физическим уродством и душевной красотой этого униженного, Художник поднялся подлинного до трагизма, скорбящего человека. Он, должно быть, уже не брился две недели.
Что так долго недается, не выполняется, что до такойстепени «ползет» – уже не есть плодвдохновенья. Нужно говорить: «вот – Васнецов», «вот – Нестеров» или входить в одну залу- Васнецова и в другую – Нестерова. Ничего нет. Бернарда Библия не содержит никакой другой тайны, кроме тайны Христа ибо только благодаря Ему обретает Священное Писание свое единство и смысл.