С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727 г. ), а тем более после того, как он стал её руководителем (1731 г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. Место начальника Петербургской Канцелярии от занял строений бывший парикмахер А. Кармедон, Так. Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678151 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737). При сем партреть господина агента Фанденбурха».
В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17151 начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 17501511754 Русский музей). Ощущаемая в некоторых лучших парадных портретах художника, Правдивость и предметность характеристики, здесь выступает первый на план. Портретистов 17401511750-х гг. В эту пору своего творчества Аргунов, подобно Антропову, работал и в области декоративной и церковной живописи. Доброжелательное отношение к людям, проступает Мягкое и в портрете итальянского доктора И. А. Ацаретти, бывшее одним из лучших человеческих качеств Матвеева, написанном между 1728-732 гг.
Из сохранившихся произведений его известны: автопортрет с женой (в музее Академии Художеств) и портреты князя и княгини Голицыных (в подмосковном имении Петровское). Но многие работы его погибли во время пожаров или по другим причинам. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города.
Его творчество сыграло важную роль в становлении русского светского искусства. Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. Служившим в при дворе в Петербурге и учиться Андрея послала Екатерина I. В любом случае то что Андрей Матвеев учился живописному мастерству в Голландии и Фландрии и был личным стипендиатом Екатерины I является неопровержимым фактом Годы за границей 1716 год годом стал первой отправки на обучение за границу будущих знаменитых художников, По другим сведениям отец Андрея Матвеева был подъячим. Для которых Матвеев ещё сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию, Особенно характерно это для портретов. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Голицыных (оба – 1728, частное собрание) и в особенности Автопортрет с женой (1829, ГРМ) – первый в русской живописи образец двойного портрета. Его портреты (в особенности 151 конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер.
Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. В стенах Канцелярии от Антропов строений получил первоначальное профессиональное образование. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х 151 начале 1730-х гг. В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его образования профессионального по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Развитие национальной художественной было культуры частично приостановлено в конце 1720-х и в 1730-х гг. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков.
мало располагала к творчеству. Отправлен в подмосковную Татищев, Все тяжелее и невыносимее становилась атмосфера бироновщины – пыток после сослан в Сибирь Иван Никитин, казнен архитектор Еропкин. Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. было временем нового расцвета русского искусства.
Словно смешанных в свете огня, Творчество Полотнам художника присуща не только теплая гамма красок, где в передаче внешнего сходства проступает сокровенная глубина неповторимая в каждой отдельной личности, но точный и рисунок. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. Который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего, «А именно Вашего партреть Величества. В отличие от них, Однако, чуждое тяжеловесно-наивной представительности парсуны, вишняковским свойственно портретам своеобразное изящество колорита.
Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П. Которые были свойственны современной ей архитектуре, Однако эта область живописного не искусства поднимается до тех художественных высот. По-видимому, Антропов с определенностью полной обрисовывает волевую натуру этой, энергичной и властолюбивой женщины, умной. Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей. В середине 18 в. в связи с широко развернувшимся дворцовым расцветает строительством русская декоративная живопись. Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» 151 организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, 151 и сам участвовал в их исполнении. Что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот, Наблюдавший за агент пенсионерами Фанденбург сообщил.
Кроме Матвеева такое же имел звание лишь Иван Никитин – любимый художник Петра I. Возвращение. Пройдено рисование с оригиналов, копирование и самостоятельная началась работа – штудия натуры, Это - свидетельство завершения одного из этапов учения. С 1716 года Андрей Матвеев в течение одиннадцати лет жил в Голландии и Фландрии. А затем отправлял на выучку к иностранцам, Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах собирал и талантливых юношей по всей России.
В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы 151 черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне. Петров Русские художники-пенсионеры Петра Великого (Вестник изящных искусств, 1883). Что невольно появляется ввести желание его в рамки традиционных жанров, Оно настолько стоит особняком в русской живописи. И сам Андрей Матвеев регулярно отсылал покровительствующей ему императрице отчеты о своем обучении, Впрочем, лучше которые всяких отчетов свидетельствовали об его успехах, а так же свои работы. Также отчасти связанным с декорирования задачами архитектурного интерьера, Своеобразным явлением в русском искусстве середины 18 в., осуществленное М. В. Ломоносовым, было возрождение мозаики.
Который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера «А моего именно партреть Вашего Величества. Последний известный портрет датируется 1730 годом. Придворной линии русского искусства первой трети 18 века, Творчество Каравакка очень для характерно развития именно этой узкосословной.
Гражданственную роль, Изобразительное искусство во многом утратило ту познавательную, которую оно в играло первой четверти 18 века. В 1740151 1750-х гг. В таком случае время его написания отодвигается на десятилетие – в 1739 год, к тому же, время, когда состоялась свадьба племянницы императрицы Анны Иоанновны, художника для отмеченное совсем иным настроением и состоянием духа. На протяжении всего XVIII века русских из художников еще один лишь Иван Никитин носил звание придворного художника.
Адмиралтейские, Аничков мост, Триумфальные ворота, Троицкие, Сенатский зал Двенадцати коллегий и росписи царской голубятни и кроме еще того длинный список разнообразных работ из которых мало что уцелел Имея мягкий доброжелательный нрав, Андрей Матвеев сумел сплотить вокруг себя художников и подмастерьев, работающих в его подчинении, став для многих из них учителем живописи. В частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), к этому относятся времени его лучшие произведения, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), походного атамана Донского войска, архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). При сем партреть господина агента Фанденбурха». Не бесчинствовал, Андрей не пил, а упорно и работал проявлял незаурядные способности и прилежание. Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений.
Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. И уже на четвёртом году обучения он отчитывается письме в перед Екатериной I о результатах учёбы и отправляет в Петербург две свои картины. Она прекрасно сочетается с торжественным великолепием динамических форм русской архитектуры и всего прежде 151 творений Растрелли. Прекрасно понимая, что вновь прибывший художник высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках».
– сообщали иностранные послы в своих донесениях, "При неслыханной роскоши двора, а потому никому ничего не – платят", в казне нет ни гроша. Матвеев, Андрей Матвеевич – художник (1701 – 1739). Часто сменявшиеся правители совсем не интересовались искусством, После Петра смерти Великого, вот таким образом Матвеев был всегда востребован, но мастеров не хватало. (1731-1739 гг. ). Матвеев уже занят росписями Сенатского зала (ныне Петровский зал Петербургского университета). Художника, Так зимой 1717 года шестнадцатилетний Андрей Матвеев оказался в амстердамской мастерской Арнольда Боонена, только что написавшего портреты царской четы и за попросившего обучение царского протеже 100 гульденов в год. За обучение Матвеева Боонен получал плату в размере ста гульденов в год.
Парные портреты супругов Голицыных (1728 г. ) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов. Никитин и Матвеев не были одинокими. Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача. Так, большинство икон для (1733-1739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти ещё остались десятки неоконченных образов. Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор. Ближайшие по возвращении, Годы, когда положение художника становилось более прочным и поступали заказы на портреты и на росписи, были временем относительного благополучия, когда складывался дружеский круг, состоящий в основном из художников и архитекторов, учившихся в Европе, – Михаила Земцова, Ивана Никитина, Ивана Коробова, когда Матвеев женился на юной Ирине Антроповой, двоюродной своего сестре ученика Алексея Антропова.
О жизни Андрея Матвеева нам известно немного. Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера. Строительство в Петербурге сокращалось, писанием декораций "литорических и штук" все чаще художникам задерживали жалованье – редкие заказы на живописные работы вытеснялись мелкими и утомительными реставрациями, Но жизнь становилась все труднее. Тогда и была создана лучшая известнейшая и вызывающая множество споров работа художника – "Автопортрет с женой".
Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщал, что только один ученик не доставляет ему никаких хлопот. Начало 1740-х гг. Которые стремились под начало, его Матвеев обрастал учениками, заботливым и мягким человеком, так как он был замечательным педагогом и внимательным. Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны». Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг.
По отзывам агента Фанденбурга надзиравшего за учениками Матвеев старательно учился и прилежно. Одна аллегорическая – составивших половину его сознательной жизни, От пенсионерских две лет, мифологических и портрет, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой. К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Но и уловил черты определенного душевного склада, Однако художник передал здесь не индивидуальные только особенности физического облика модели. В каждой легенде есть доля истины.
Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. Сплошь переписаны, Образа Матвеева в Петропавловском и соборе в Симеоновской церкви в Петрограде. Quotматвеев Андрей – первый русский художник и его супруга, поверим Вот таким образом старой надписи на обороте портрета. Что его первыми учителями были двоюродные его братья, Наиболее вероятно, в свою очередь учившиеся у А. Матвеева.
Особенно в складках в ткани, разработке светотени, есть еще некоторая примитивность, где блики света переданы мазками белил, условность. Первым его учителем был портретист А. Матвеев. Которые я, а именно - Вашего портреты величества, списывал от мастера моего, нижепоименованный раб Ваш. Некоторое время в первой половине 1750-х гг. Только в 1966 г. реставраторы частично сумели восстановить богатство красок матвеевских и лаков.
Петропавловского собора, в число работ Андрея Матвеева оформление входит Летнего дворца, которые к сожалению были уничтожены пожаром 1756 году. Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений. Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны. Систематического образования Аргунов не получил. Лёгкое касание плеч, Трепетный жест соединившихся рук, так проникновенно говорит о картине искусствовед В. Г. Андреева, уловимый еле поворот навстречу друг другу земная человеческая радость. Матвеев обучался в излюбленной Петром I Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. На время обучения каждому из них было назначено содержание довольно приличное по тем временам и составившее не ста менее рублей в год.
Все они были разосланы по разным городам Европы. В церкви Симеона и и Анны над украшением Триумфальных ворот, Матвеевская команда успешно работала над росписями Летнего дворца и Петропавловского собора, воздвигнутых в 1731 году на Невском проспекте по случаю возвращения императрицы Анны Иоанновны после коронации в Москве. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения.
Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Будущему живописцу было тогда что-то около пятнадцати лет, был ли он тогда учеником иконописца или с какой-то другой стороны имел отношение к живописи неизвестно. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества 151 портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г. ) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим. Опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой.
Прямота и определенность обрисовки характеров человека, в то же время цветовая насыщенность живописи, стремление к пластической убедительности в трактовке формы одними станут из типических черт русского реалистического портрета второй половины 18 столетия. Согретой лучами рубенсовской славы, Учителя прославленной академии, дали хорошую Матвееву профессиональную подготовку. Кроме того ему приходилось вести счета и и отчеты даже заготовка материалов легла на его плечи. Писал сам художник". Признавших, Только после дополнительного свидетельства архитекторов Трезини и Земцова, тот в 1731 году получил звание "живописного мастера", что Матвеев "и в гораздо рисунках искусен".
Иван Петрович Аргунов (17271511802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Матвеевич или Меркурьевич иногда Андрей упоминается Матвеев как Кобылин – то же самое касается и фамилии, Так же неизвестно его настоящее отчество. Не бесчинствовал, Андрей не пил, а работал упорно и проявлял незаурядные способности и прилежание.
По существующей легенде юный Андрей повстречал царя в Софийском Новгорода соборе и тот предложил ему ехать учиться. В амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена, Матвеев обучался излюбленной в Петром 1 Голландии. До реставрационных работ и росписи царских карет, Его работа предполагала множество самых разнообразных занятий от декоративной росписи зданий стен и написания икон. Quotптенца гнезда Петрова", Для ученика него, голландцев, еще не миновала тогда пора надежд и веры в свои силы для него, особую привлекательность имел жанр семейных портретов. Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому. Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью.
Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву. В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. Церквей и других сооружений в Петербурге и в Вместе Москве, с другими членами этого объединения он участвовал в росписи дворцов.
Родился Андрей Матвеев в 1701 году, место рождения неустановленно. При сем партреть господина агента Фанденбурха». Одним из самых ярких проявлений реалистической его основы искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). Затем Саардам, Матвеев покинул и Амстердам переехал в Роттердам, где некоторое время обучался у Карла Моора, Гаагу, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия мооровского портрета Петра 1 и, наконец, в Антверпен. Виднейшими представителями реалистического направления портрете в этого времени были А. П. Антропов и И. П. Аргунов. В Петре I ощущается суровая воля – чем где-либо другом в современном портрете, Лучше, направленная на служение интересам государства и способная в то же время в достижении своей цели прибегать к угнетению и насилию, передано здесь своеобразие той бурной эпохи.
Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих в Рим. Спасала только нехватка «живописных мастеров» и он был завален многочисленными художественными работами. И является самым известным из творений мастера, Автопортрет был написан в 1729 году после женитьбы на Ирине Степановне в Антроповой, котором его талант проявился с особенной мощью. В том числе Петропавловском в соборе, Выполнял декоративные росписи, писал иконы для церквей. То в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства и если изначально его ремесла интересовали и науки. Из русских художников следует назвать братьев Алексея и Ивана Вельских, Ивана Фирсова, Бориса Суходольского, Гавриила Козлова.
Временно положившее конец цепи дворцовых заговоров и переворотов и консолидировавшее русское дворянское государство, Воцарение Елизаветы было Петровны, воспринято как победа национальных начал над засильем иностранцев. Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины. Матвеев не готов был к своей полной ненужности.
Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей. Что только один ученик не доставляет ему хлопот, никаких Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил. Матвеев "сочинял инвенции" - выполнял эскизы, образцы, по которым члены команды, художники и ученики, писали законченные композиции. Типичные для раннего французского рококо, в первое время своего пребывания России в он писал портреты, но приятные по своей декоративной цветовой гамме, несколько слабые по рисунку и композиции. В это же время он писал и большие парадные портреты. Небывалым расцветом новых ремесел и искусств в начавшимся XVIII веке русская культура обязана в первую очередь Петру посылавшему талантливую молодежь учиться в Европу.
В мужественном, несколько мрачном обветренном лице с темными глазами, в широких скулах и нависших седых бровях, в напряженных мускулах рта чувствуется сильный характер, яркий темперамент, подчеркнутый горением розовых, красноватых и золотисто-желтых тонов. Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске. Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву. Чрезвычайно распространены в это время живописные плафоны и различные виды стенных панно успехов больших достигает театрально-декорационное искусство. К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры.
Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Гибкие музыкальные руки, каким с удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, слегка приглушенный блеск глаз, чуть приметную улыбку на губах. В амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена, Матвеев в обучался излюбленной Петром 1 Голландии. Исполненный голландцем, Портрет князя Ивана Алексеевича сделан с оглядкой на приемы Карла Моора и построению по несколько напоминает портрет Петра 1. Одна аллегорическая – составивших половину его сознательной жизни, От пенсионерских лет, две мифологических и портрет, сохранилось много счетов на оплату и четыре всего картины. Он трудился в тесном контакте со специалистами разных профессий, но особенно часто с выдающимися архитекторами (1728-1733 гг. ).
Ему приписываются также Битва на Куликовском поле (в музее Александра III) и аллегорическая картина в собрании графа Строганова, в Петрограде. Не бесчинствовал, Андрей не пил, а упорно работал и проявлял способности незаурядные и прилежание. Властная, в портрете Измайловой изображенная характеризована как художником типичная для своего времени представительница дворянского сословия, привыкшая повелевать, прямая. В которой продолжают жить традиции русской рукописной книжной миниатюры и росписи по в финифти, эти же годы зарождается портретная миниатюра. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (17161511749). Отсутствуют столь обычные для европейского парадного портрета того символические времени аксессуары, Композиция проста, все внимание сосредоточено на лице Петра.
Позже в 1723-1727 годах учился в Антверпенской академии Поначалу художеств, Матвеев обучался живописи у голландского художника Карела де Моора. Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением. Хотя и выглядит несколько старше, а женщина на портрете, все же не столь схожа с принцессой, чем должна была бы быть невеста Матвеева известной по нам портретам И. Вишнякова, да и по неоконченному полотну самого Матвеева. Quotпосылается до Вашего царского величества для объявления нечто от учения моего – с такой же слал регулярностью Матвеев отчеты. Спасала только нехватка «живописных мастеров» и он был завален многочисленными художественными работами. Складки мантии, Композиция умело уравновешена блеск лат, легкость кружев не заслоняют живописной лепки сухого лица тонкими с губами.
Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной. Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев. Которая начала формироваться еще при Петре I центральной фигурой этого был круга М. В. Ломоносов, в те годы расширяется круг новой русской интеллигенции.
Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Где с 1725 по 1727 год обучался в Атверпенской Академии художеств у художника Спервера, этом в же году он переехал во Фландрию. В 1731 году становится руководителем Живописной команды Канцелярии от строений. и А. П.
В 1725 после смерти Петра выражая императрице свои соболезнования, Андрей Матвеев отослал ей картину «Аллегория живописи». Типичный пример 151 портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). Недоверчивой настороженности, Очень метко художником схвачено выражение сосредоточенной, застывшее на лице гетмана. Наиболее отвечающим складу дарования и художественному темпераменту Но Матвеева, жанром, оставался портрет. Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно oгромного для подвесного плафона. Которым он подводит свою подругу к краю картины, затаённого Сколько любования и нежности ощущается в том жесте.
Согретой лучами рубенсовской славы, Учителя прославленной дали академии, Матвееву хорошую профессиональную подготовку. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. Со временем живописная команда Матвеева приобретала все больший авторитет, а его удивительная благожелательность к молодым художникам превращала ее в своеобразную художественную школу. И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте.
В 1727 г. вернулся на родину. Талантливый и прилежный русский студент был замечен отмечен и наградой Академии во время второго года обучения там. политической реакцией. Отметив этот успех Андрея Матвеева императрица Екатерина I произвела его в гофмалеры, т. е.
Тем не менее был отправлен в Канцелярию от строений, Возвращение Матвеева Андрея на родину в 1727 году было приурочено к смерти Екатерины I. Лишившись высокого покровительства художник, бывший парикмахер, начальником которой в то время был гоф-интендант Кармедон. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет. Не менее ярко, в портрете напольного гетмана Никитиным создан цельный образ, выражающий суровый дух времени, чем Петра образ I. Как портретист Антропов раскрывается в 17501511760-х гг.
Начало жизни. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (17021511761, в Петербурге с 1745). Овладения им еще господствовал над пробуждающимся к тяготением импозантности, Пафос познания мира, пышности. Часто сменявшиеся на престоле, Царствующие особы, а тем более судьбой молодого не художника интересовались русским искусством.
Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже 151 Иван Яковлевич Вишняков (1699 151 после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия. Алексей Петрович Антропов (17161511795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека. Вечный бич российских пенсионеров и в петровские и в последующие времена, Нужда, не касалась – его стипендия Екатерины поступала регулярно.
«Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца. В отдельных случаях 151 одаренные художники, Приезжавшие в Россию иностранные художники были в большинстве своем профессионально грамотные, но чаще всего не принадлежащие у себя на родине числу к наиболее значительных мастеров. Что она легла потом в основу Он преподавания, сумел направить талант каждого и построить систему обучения так, в Петербургской академии художеств. Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой». В обязанность которой входило выполнение разнообразнейших живописных, Руководство живописной командой Канцелярии от строений, было делом, нелегким декоративных и реставрационных работ. Из старых новгородских земель, возвращенных России в ходе Северной войны из Кексгольмского уезда, ставшего вотчиной Екатерины, прибыл в Петербург на службу ко двору отец художника, подьячий Матвеев.
В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Что было вызвано усилением общественного веса дворянства, Стали развиваться черты парадности, внешней в особенности старой и новой дворянской аристократии. П. Н. Не скрыв глупость и брюзгливость бывшей "шутихи" и статс-дамы Петра, Художник не польстил и старухе Анастасии Петровне Голицыной, битой батогами по царевича делу Алексея. Амстердам, октябрь 1720 г. ".
Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (17581511760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (17621511764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников. Как и Никитин, Пенсионер Петра I, он после приезда из-за границы занял родине на положение одного из ведущих мастеров. Творчество. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования».
Что только один ученик доставляет не ему никаких хлопот, Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил. Расширяя профессиональный кругозор русских живописцев, художественной в жизни страны они играли свою роль. Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей. Художественной частью заправлял француз Луи Каравакк давно и обосновавшийся прочно в Петербурге в качестве придворного живописца и не собиравшийся никому уступать этого почетного места. И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг.
Матвеев покинул его мастерскую, Годы за границей После шести лет обучения у Боонена, Саардаме, жил в Роттердаме, а за тем в где Гааге, некоторое время обучался знаменитого Карла Моора. С середины 30-х гг. Что она легла потом в основу преподавания в Петербургской академии художеств, Он сумел талант направить каждого и построить систему обучения так.
Однако на развитие наиболее прогрессивных начал русской живописи в. иностранные 18 мастера не имели определяющего влияния. Делают росписи плафонов и триумфальных ворот, Он иконы, пишет занимается реставрацией, орнаменты. То в 1716 г. это стремление распространилось и на все искусства и если изначально его ремесла интересовали и науки. Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). Сдержанность и реальность изображения, в тех немногих сохранившихся религиозных композициях душевная есть теплота. Один из первых кого царь послал за обучаться границу мастерству живописца стал Андрей Матвеев. Он был написан в год женитьбы (1729 г. ) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Не бесчинствовал, Андрей не пил, а упорно и работал проявлял незаурядные способности и прилежание.
Свидетельство самосознания и высокой самооценки своей роли художника, Это первый автопортрет в русской живописи, где художник практически ничем не от отличался ремесленника, творца в стране и среде. Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Загруженный многочисленными отчётами и счетами, он то хлопочет о выплате жалованья своим подчиненным, то распределяет художественные материалы и даже дрова, а ещё ведёт бесчисленные экспертные и оценочные работы.
Более существенная для русского искусства, в пору зрелую творчества в искусстве Аргунова сложилась и развилась другая портретная линия. Что позволило ему создать собственную систему обучения, Его знания предмета далеко выходили за рамки портретной живописи, в систему Петербургской обучения Академии художеств, которая легла впоследствии. К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). Что Петр Великий увидел пятнадцатилетнего в Андрея новгородском Софийском соборе и, Говорят, послал Андрея Матвеева учиться художественному мастерству в Европу, заметив талант юного художника. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы. А Андрей Матвеев оказался в Голландии Амстердаме в в мастерской художника Арнольда Боонена, Кто-то был послан в Италию как братья Никитины. Его манера письма стала во определяющей многом для русской портретной живописи в дальнейшем.
Биография живописца, составленная по крупицам неутомимыми исследователями, по-прежнему изобилует белыми пятнами. Портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же) – Они связаны с графов семьей Шереметевых. Непринужденностью композиции и правдивостью характеристик индивидуальных отличаются портреты И. А. Портретист, Многому можно было у него поучиться, несомненно исторический художник и, талантливейший монументалист-декоратор ведь – художник был первым русским мастером-универсалом. Ученик был усердным и прилежным. Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». К которому Матвеев был направлен для "освидетельствования", Художник Луи Каравакк, что хотя Матвеев "не худо" справился с картиной на заданную тему, признал, но имеет "большую силу в красках, а не в рисунках", а в целом, не соперничества желая со стороны талантливого и образованного художника, клонил к тому, чтобы Матвеев попал в положение ученика и подмастерья самого Каравакка.
Что по происхождению он был из разночинцев, По книгам исповедальным удалось установить только год рождения Матвеева и определить. В биографии художника правда переплетается с выдумкой, факты с легендами. Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Слегка скуластое лицо молодого человека портрете на ничем не напоминает узколицого принца Антона-Ульриха Брауншвейгского, Однако широкое. О чем никогда не решалось поведать средневековое, Взволнованно и вместе с тем предельно рассказывал деликатно о том глубоком сокровенном, старомосковское искусство.
Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. Выросшие в атмосфере поощрения национальных талантов, Никитин и Матвеев, обладали более широким художественным кругозором, приобщившиеся благодаря работе за границей к современной западноевропейской художественной культуре, более высоким профессиональным мастерством, чем художники 18 середины в., никогда не покидавшие России и работавшие в условиях крайнего засилья иностранцев. Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же). В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу.
С целью изучить больше техник и приемов живописного мастерства, Вероятно дальновидный хотел император охватить как можно большее число живописных школ. Которые стремились под его начало, Матвеев обрастал учениками, заботливым и мягким человеком, так он как был замечательным педагогом и внимательным. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру». В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ). А затем отправлял на выучку к иностранцам, Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал юношей талантливых по всей России.
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. Но и создал совместно со своими учениками различным по художественным оригиналам несколько десятков мозаичных картин, Замечательный деятель русской культуры 18 в. не только разработал всю техническую сторону изготовления мозаичных смальт. Место начальника Петербургской Канцелярии от строений бывший занял парикмахер А. Кармедон, Так. Усваивающего общий дух помпезно-декоративных течений западноевропейской живописи позднего барокко, к созданию придворного парадного искусства.
Решившей отправить его для обучения в Голландию, Дарования привлекли Андрея внимание государыни. По силе характеристики и мастерству к принадлежащие ярчайшим достижениям своего времени, в 1728 году им были написаны портреты четы Голицыных. Наиболее значительной областью русской живописи в середине 18 в. продолжает оставаться портрет. Что Матвеев овладел разными манерами, живописными Все академические работы подтверждают, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений.
«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Всего тридцать восемь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии. Который я нижеименованный раб списывал Вашь от мастера моего, «А именно партреть Вашего Величества.
Что Матвеев овладел разными живописными манерами, академические Все работы подтверждают, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений. Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. в придворные художники. Царствующие особы, часто сменявшиеся на престоле, не интересовались русским искусством, а тем более судьбой молодого художника.
В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с Петром I, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. – Ср. Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739). И уже на четвертом обучения году он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург две свои картины.
Его радушно встретил Правда, Меншиков, но падение могущественного ранее временщика наступило уже через месяц после матвеевского приезда. А прежде всего вся открытость чувства интонация портрета неуместны в официальной работе. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне. Декоративная живопись этого времени тесно связана с современными ей общеевропейскими формами этого развития жанра.
В 1731 году Матвеев стал руководителем живописной команды Канцелярии от строений. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит и его отчество, до сих пор неизвестно. Портретист, Многому можно было у него поучиться, несомненно, художник исторический и, талантливейший монументалист-декоратор – ведь художник был первым русским мастером-универсалом. Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих в Рим. Где обучался живописи у Кареля де Мора и Схора затем состоял учеником академии, Антверпенской в 1716 г. отправлен Петром Великим в Голландию. Говорящее о любви с небывалой пылкостью, Это произведение первое камерной лирической живописи, трепетностью и целомудренностью. Которая произвела Матвеева в свои гофмалеры, Успехи вполне художника удовлетворяли его высокую покровительницу.
Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов. В России еще не сложился в эти годы помпезный и парадный быт евролеизированной деспотии крепостнической – Это и естественно. В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина. В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны. Булавка, украшенный драгоценными камнями портрет императрицы – скалывающая косынку, Тщательно и точно переданы отдельные ее детали туалета.
Стилистически она родственна позднебарочным и в меньшей степени направлениям рокайльным западноевропейского искусства. Прямота социальной характеристики изображенного человека при относительно небольшой ее нюансировке, Цельность, колорит, лаконизм и конкретность художественного языка, построенный в основном на сочетании ярких пятен локального чистого, цвета, несколько однообразная простота композиции151качества, типичные для Антропова-портретиста. Опекавшего русских пенсионеров живописцев, – Первый шаг по новому пути – портрет Иоганна Ван дер Вурха, столяров, граверов, фонтанных и корабельных мастеров. мало располагала к творчеству. Однако город этот упомянут не случайно, Хотя не и бывал Петр в Новгороде в годы отрочества Матвеева.
Петр 1, По одной из них, во время обедни в соборе заметил рисующего и, мальчика будучи в Новгороде, угадав, какие способности скрывает робкий набросок царского портрета, отправил мальчика учиться в Европу, откуда вернулся тот известным живописцем. Иконы, портреты, орнаменты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных – произведений росписи плафонов и триумфальных ворот, Его мастерство было многогранным и универсальным. Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет 151 апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме.