Матвеев Андрей Матвеевич (1701-39) – российский живописец. 16901511741) и Андрей Матвеевич (или Меркурьевич) Матвеев (17011511739). Половцов МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (1701-39), российский живописец.
К этому времени относятся его лучшие произведения, в частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), походного атамана Донского войска, бригадира Ф. И. Краснощекова (1761 Русский музей), архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). Написанный им около 1730 г. коронационный портрет императрицы Анны Иоанновны (Третьяковская галлерея) однообразен и сух по живописи, полон торжественной застылости, перекликающейся с традицией русского портрета конца 17 в. Этот портрет 151 апофеоз русской дворянской государственности в ее наиболее реакционной, деспотической форме. Его мастерство было многогранным и универсальным: иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, непрекращающиеся починки и реставрация монументально-декоративных произведений. Не бесчинствовал, Андрей не пил, а упорно работал и проявлял незаурядные и способности прилежание. Лёгкое касание плеч, Трепетный жест соединившихся рук, так проникновенно говорит о искусствовед картине В. Г. Андреева, еле уловимый поворот навстречу друг другу земная человеческая радость. Впрочем, ничего особого в этой встрече нет.
Интимная теплота, вложенная художником в портрет воспитанницы Шереметевых, девочки-калмычки Анны (1769 музей-усадьба Кусково), говорит о внимании художника к образу человека, стоящего на низших ступенях социальной лестницы. В 1725 после смерти Петра выражая императрице свои соболезнования, Андрей Матвеев отослал ей картину «Аллегория живописи». Выросшие в атмосфере поощрения национальных талантов, Никитин и Матвеев, обладали более широким художественным кругозором, приобщившиеся благодаря работе за границей к современной западноевропейской художественной культуре, более высоким мастерством, профессиональным чем художники середины 18 в., никогда не покидавшие России и работавшие в условиях крайнего засилья иностранцев. Как портретист Антропов раскрывается в 17501511760-х гг. Вторым выдающимся портретистом начала столетия был А. М. Матвеев. Черты ее лица даны правдиво, с несколько жестковатой пластической определенностью.
Творчество Матвеева сыграло важную роль в становлении русского светского искусства XVIII начала в. 3 Начало жизни. Воцарившаяся Анна Иоанновна искореняла все талантливое русское. И сам Андрей Матвеев регулярно отсылал покровительствующей ему отчеты императрице о своем обучении, Впрочем, которые лучше всяких отчетов свидетельствовали об его успехах, а так же свои работы. Она прекрасно сочетается с торжественным великолепием динамических форм русской архитектуры и прежде всего творений 151 Растрелли. Сдержанность и реальность в изображения, тех немногих сохранившихся религиозных композициях есть душевная теплота. Пенсионер Петра I, Матвеев с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в Амстердаме, в 1725-27 – в антверпенской АХ).
Развитие национальной художественной культуры было приостановлено частично в конце 1720-х и в 1730-х гг. Они связаны с семьей графов Шереметевых: портреты петровского фельдмаршала Б. П. Шереметева в латах (1768 музей-усадьба Кусково) и его жены А. П. Шереметевой (1768 там же). между 1701-1704 – ум. Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине 1 «Аллегорию живописи» (1725 г. ) исполненную акварельной техникой на дубовой доске.
Алексей Петрович Антропов (17161511795) был сыном слесарного мастера петербургского Оружейного двора. Наряду с масштабными работами, проводимыми в «Новом летнем доме», Царском Селе, в Новом Зимнем дворце и Петергофе, живописцу повелевали расписывать экипажи царской конюшни, украшать императорские галереи или, того лучше, обновлять росписи в царской голубятне. От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. Но ни место рождения, ни имя отца, а значит и его отчество, до сих пор неизвестно. Художественный язык Никитина очень сдержан и конкретен. Он то хлопочет о выплате жалованья своим подчиненным, Загруженный многочисленными отчётами счетами и а ещё ведёт бесчисленные экспертные и оценочные работы, то распределяет художественные материалы и даже дрова. С целью изучить больше техник и приемов живописного Вероятно мастерства, дальновидный император хотел охватить как можно большее число живописных школ.
Ближайшие по возвращении, Годы, когда положение художника становилось более прочным и поступали заказы на портреты и на росписи, были временем относительного благополучия, когда складывался дружеский круг, состоящий основном в из художников и архитекторов, учившихся в Европе, – Михаила Земцова, Ивана Никитина, Ивана Коробова, когда Матвеев женился на юной Ирине Антроповой, двоюродной сестре своего ученика Алексея Антропова. И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Он был написан в год женитьбы (1729 г. ) художника на юной Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Прекрасно понимая, что вновь прибывший художник высоко образован и является сложившимся мастером европейского уровня, тем не менее очень несправедливо оценил его мастерство, заявив, что Матвеев «имеет большую силу в красках, а не в рисунках». Но и создал совместно со своими учениками по различным художественным несколько оригиналам десятков мозаичных картин, Замечательный деятель русской культуры 18 в. не только разработал всю техническую сторону изготовления мозаичных смальт.
Временно положившее конец цепи дворцовых заговоров и переворотов консолидировавшее и русское дворянское государство, Воцарение Елизаветы Петровны, было воспринято как победа национальных начал над засильем иностранцев. Quotптенца гнезда Петрова", него, Для ученика голландцев, еще не миновала тогда пора надежд и веры в свои силы для него, особую привлекательность имел жанр семейных портретов. Со временем живописная команда Матвеева приобретала все больший авторитет, а его удивительная благожелательность к молодым художникам превращала ее в своеобразную художественную школу. Подобно Антропову, в эту пору своего творчества Аргунов, работал и в области декоративной церковной и живописи. В 1731 году Матвеев стал руководителем живописной команды Канцелярии от строений.
Ивана Фирсова, Из русских художников назвать следует братьев Алексея и Ивана Вельских, Гавриила Козлова, Бориса Суходольского. Не скрыв глупость и брюзгливость бывшей "шутихи" и статс-дамы Петра, Художник не польстил и Анастасии старухе Петровне Голицыной, битой батогами по делу царевича Алексея. Непринужденностью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик портреты отличаются И. А. Которые были свойственны современной ей архитектуре, эта Однако область живописного искусства не поднимается до тех художественных высот. К которому Матвеев был направлен для "освидетельствования", Художник Луи Каравакк, что хотя Матвеев "не худо" справился с картиной на заданную тему, признал, но имеет "большую в силу красках, а не в рисунках", а в целом, не желая соперничества со стороны талантливого и образованного художника, клонил к тому, чтобы Матвеев попал в положение ученика и подмастерья самого Каравакка. Слегка скуластое лицо молодого человека на портрете ничем не напоминает узколицого Антона-Ульриха принца Брауншвейгского, Однако широкое.
Писал сам художник". Что только один не ученик доставляет ему никаких хлопот, Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил. Который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего именно «А партреть Вашего Величества. Так зимой 1717 года шестнадцатилетний Андрей Матвеев оказался в амстердамской мастерской Арнольда Боонена, художника, только что написавшего портреты царской четы и попросившего за обучение царского протеже 100 гульденов в год. В известных в настоящее время портретах Вишнякова, например в Портретах императрицы Елизаветы Петровны (1743 Третьяковская галлерея) и С. В. Фермор (1745 Русский музей), чувствуется некоторая статичность композиции, скованность в постановке фигур, несколько архаическая трактовка объемной формы 151 черты, сближающие их с портретами самого начала 18 в., еще близкими парсуне.
Чрезвычайно распространены в это время живописные плафоны и различные виды стенных панно больших достигает успехов театрально-декорационное искусство. Два года спустя Матвеев вновь отправляет свои работы в Россию (не сохранились) и, по всей видимости, они были исполнены с достаточным мастерством, чтобы подающему надежды ученику разрешили продолжить свое образование. При сем партреть господина агента Фанденбурха». В «Художественной газете» в середине XIX в. неизвестный автор без ссылок на какие-либо источники подробно рассказал о легендарной встрече в новгородском Софиевском соборе пятнадцатилетнего Андрея с, который уговорил его ехать с собой в Петербург и обучаться живописному ремеслу. Складки мантии, Композиция умело уравновешена блеск легкость лат, кружев не заслоняют живописной лепки сухого лица с тонкими губами.
Отметив этот успех Андрея Матвеева императрица Екатерина I произвела его в гуфмалеры, т. е. В биографии художника правда переплетается с выдумкой, факты с легендами. Стали развиваться черты внешней парадности, что было вызвано усилением общественного веса дворянства, в особенности старой и новой дворянской аристократии.
Где обучался живописи у Кареля де Мора и Схора затем состоял учеником Антверпенской академии, в 1716 г. отправлен Великим Петром в Голландию. Андрей Матвеевич (1701, Новгород, 1739), русский художник. Место начальника Петербургской от Канцелярии строений занял бывший парикмахер А. Кармедон, Так. Так, большинство икон для (1733-1739 гг. ) художник писал дома, где после его смерти ещё остались десятки неоконченных образов. По отзывам агента Фанденбурга надзиравшего за Матвеев учениками учился старательно и прилежно.
С середины 30-х гг. В амстердамской мастерской известного Арнольда портретиста Схалкена, Матвеев обучался в излюбленной Петром 1 Голландии. Что она легла потом в основу преподавания, Он сумел талант направить каждого и построить систему обучения так, в Петербургской академии художеств.
Исходя из этой своей оценки Каравакк был готов принять Матвеева лишь в качестве своего подмастерья и только после заступничества архитекторов Трезини и Земцова, заявивших, что Матвеев «и в рисунках гораздо искусен», Андрею Матвееву удалось получить звание живописного мастера. Именно под руководством такого «таланта» пришлось работать Матвееву. Царь-реформатор и строитель постоянно испытывал потребность в специалистах и собирал талантливых юношей по всей России, а затем отправлял на выучку к иностранцам. В отдельных случаях 151 одаренные художники, Приезжавшие в Россию иностранные художники были в большинстве своем профессионально грамотные, но чаще не всего принадлежащие у себя на родине к числу наиболее значительных мастеров. Из старых новгородских земель, возвращенных России в ходе Северной войны из Кексгольмского уезда, ставшего вотчиной Екатерины, прибыл в Петербург на службу ко двору отец художника, подьячий Матвеев. По существующей легенде Андрей юный повстречал царя в Софийском соборе Новгорода и тот предложил ему ехать учиться.
В середине 18 в. в связи с развернувшимся широко дворцовым строительством расцветает русская декоративная живопись. Еропкин, А. Волынский), непрекращающихся празднеств и засилья иноземных временщиков. (1731-1739 гг. ). Типичным ранним произведением Никитина является портрет племянницы Петра I, Прасковьи Иоанновны (1714 Ленинград, Русский музей), несколько напоминающий парсуну отсутствием световоздушной среды и локальностью цвета. Матвеевич или Меркурьевич иногда Андрей Матвеев упоминается как Кобылин – то же самое касается и фамилии, же Так неизвестно его настоящее отчество. Парные портреты супругов Голицыных (1728 г. ) отличны даже по характеру письма и как бы подчеркивают разницу их темпераментов. В мужественном, несколько мрачном обветренном лице с темными глазами, в широких скулах и нависших седых бровях, в напряженных мускулах рта чувствуется сильный характер, яркий темперамент, подчеркнутый горением розовых, красноватых и золотисто-желтых тонов.
Синий и красный цвета в ее одежде локальны и насыщенны. Quotпосылается до Вашего царского для величества объявления нечто от учения моего – с такой же регулярностью слал Матвеев отчеты. Более существенная для русского искусства, в зрелую пору творчества в искусстве Аргунова сложилась развилась и другая портретная линия. Кроме Матвеева такое же звание имел лишь Никитин Иван – любимый художник Петра I. 6 Возвращение.
Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна покровительствовали иностранным живописцам. К числу лучших произведений Никитина относятся также хранящиеся в Русском музее портреты: «Напольный гетман» (1720-е гг. ), «Петр I на смертном одре» (1725) и портрет С. Г. Строганова (1726). Что невольно появляется желание ввести его в рамки традиционных жанров, Оно стоит настолько особняком в русской живописи. Иван Петрович Аргунов (17271511802), крепостной графов Шереметевых, принадлежал к замечательной семье крепостных, давшей русскому искусству архитекторов, скульпторов, живописцев. Тонкое чувство декоративности, присущее Грооту, могло многому научить русских мастеров. Недоверчивой настороженности, Очень метко схвачено художником выражение застывшее сосредоточенной, на лице гетмана.
(р. Образа Матвеева в Петропавловском соборе и в Симеоновской церкви в Петрограде, сплошь переписаны. Петров Русские художники-пенсионеры Петра Великого (Вестник изящных искусств, 1883). Начало 1740-х гг. Что только один ученик не ему доставляет никаких хлопот, Наблюдавший за пенсионерами агент Фанденбург сообщил.
Затем Саардам, Матвеев покинул Амстердам и переехал в Роттердам, где некоторое время обучался у Карла Моора, Гаагу, подтверждением чему служит исполненная Матвеевым копия портрета мооровского Петра 1 и, наконец, в Антверпен. В Петре I ощущается суровая воля – чем где-либо в другом современном портрете, Лучше, направленная на служение интересам государства и способная в то время же в достижении своей цели прибегать к угнетению и насилию, передано здесь своеобразие той бурной эпохи. и А. П. Это было время арестов, ссылок (братья Никитины), казней (П.
Одновременно Матвеев руководит всеми работами и «сочиняет модели» для других живописцев. Некоторое время в первой половине 1750-х гг. В частности портреты А. М. Измайловой (1754 Третьяковская галлерея), к этому времени относятся его лучшие произведения, Ф. И. Краснощекова бригадира (1761 Русский музей), походного атамана Донского войска, архиепископа Сильвестра Кулябки, М. А. Румянцевой (1764 Русский музей), супругов Д. И. и А. В. Бутурлиных (1763 Третьяковская галлерея). Пафос познания мира, овладения им еще господствовал над пробуждающимся тяготением к импозантности, пышности.
Признавших, Только после дополнительного свидетельства архитекторов Трезини и Земцова, тот в 1731 году получил звание "живописного мастера", что Матвеев в "и рисунках гораздо искусен". Декоративная живопись этого времени связана тесно с современными ей общеевропейскими формами развития этого жанра. На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека.
Каких только заданий не исполнял получивший академическое образование Андрей. Стилистически она родственна позднебарочным и в меньшей степени рокайльным западноевропейского направлениям искусства. Наиболее отвечающим складу и дарования художественному темпераменту Матвеева, Но жанром, оставался портрет. С приходом Матвеева в Живописную команду Канцелярии от строений (1727 г. ), а тем более после того, как он стал её руководителем (1731 г. ), опытные художники, подмастерья и ученики стали по-настоящему единой командой. По-видимому, Антропов с полной определенностью обрисовывает волевую натуру этой, энергичной и женщины, властолюбивой умной. Которым он подводит свою подругу краю к картины, Сколько затаённого любования и нежности ощущается в том жесте.
И является самым известным из творений мастера, Автопортрет был написан в году 1729 после женитьбы на Ирине Степановне Антроповой, в котором его талант проявился с особенной мощью. Расширяя профессиональный кругозор русских живописцев, художественной в жизни страны они играли свою роль. Также отчасти связанным с декорирования задачами архитектурного интерьера, Своеобразным явлением в русском искусстве середины 18 в., осуществленное М. В. Ломоносовым, было возрождение мозаики. Видным мастером декоративной живописи середины столетия был итальянец Джузеппе Валериани (17021511761, в Петербурге с 1745). Который я нижеименованный раб Вашь списывал от мастера моего именно «А партреть Вашего Величества.
В церкви Симеона и Анны и над Триумфальных украшением ворот, Матвеевская команда успешно работала над росписями Летнего дворца и Петропавловского собора, воздвигнутых в 1731 году на Невском проспекте по случаю возвращения императрицы Анны Иоанновны после коронации в Москве. Художественной частью заправлял француз Луи Каравакк давно и обосновавшийся прочно в Петербурге в качестве придворного живописца и не собиравшийся никому уступать этого почетного места. Некоторые из этих черт указывают на связь искусства Антропова с русской парсуной. Он трудился в тесном контакте со специалистами разных профессий, но особенно часто с выдающимися архитекторами (1728-1733 гг. ). Необычайно хорошо это свойство таланта мастера можно заметить в парных портретах князя и княгини Голицыных 1728 года, а так же в его собственном «Автопортрете с женой». К тому же, в таком случае время его написания отодвигается на десятилетие – в 1739 год, когда состоялась свадьба племянницы императрицы Анны Иоанновны, время, для художника отмеченное совсем иным настроением и состоянием духа. Работой художников «живописной команды» руководил Андрей Матвеев, а позже 151 Иван Яковлевич Вишняков (1699 151 после 1761), один из наиболее видных русских живописцев середины столетия.
Голицыных (оба – 1728, частное собрание) и в особенности Автопортрет с женой (1829, ГРМ) – первый в русской живописи образец двойного портрета. Уже на второй год пребывания в атверпенской Академии художеств он отмечен наградой. В нем усматривали, например, парадный свадебный портрет принцессы Анны Леопольдовны.
Композиция проста, отсутствуют столь обычные для европейского парадного портрета того времени символические аксессуары, все внимание сосредоточено на лице Петра. При сем же портрет господина агента Фанденбурга. Quotматвеев Андрей – первый русский художник его и супруга, Вот таким образом поверим старой надписи на обороте портрета. Ощущаемая в некоторых лучших парадных портретах художника, Правдивость и предметность характеристики, выступает здесь на первый план. В 1716 г. он был послан Петром I в Италию с целью завершения его образования профессионального по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача.
Которая начала формироваться еще при Петре I центральной фигурой этого круга был в М. В. Ломоносов, те годы расширяется круг новой русской интеллигенции. То в 1716 г. это распространилось стремление и на все искусства и если изначально его интересовали ремесла и науки. Говорящее о любви с небывалой пылкостью, первое Это произведение камерной лирической живописи, трепетностью и целомудренностью. Часто сменявшиеся на Царствующие престоле, особы, а тем более судьбой молодого художника, не интересовались русским искусством. Одно из центральных произведений Никитина зрелой поры его творчества 151 портрет Петра I (1721 Русский музей), свидетельствующий о глубине реалистических исканий русской портретной живописи на новом историческом этапе ее развития.
Из сохранившихся произведений его известны: автопортрет с женой (в музее Академии Художеств) и портреты князя и княгини Голицыных (в подмосковном имении Петровское). Но и уловил черты определенного душевного склада, Однако художник передал здесь не только индивидуальные физического особенности облика модели. Гибкие музыкальные руки, с каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, приглушенный слегка блеск глаз, чуть приметную улыбку на губах. Из числа немногих сохранившихся произведений М. – картина Аллегория живописи (1725, ГРМ). В 1727 г. вернулся на родину. Наиболее значительными мастерами миниатюры начала 18 в. можно считать Андрея Григорьевича Овсова (1678151 1740-е гг. ) и Григория Семеновича Мусикийского (умер в 1737).
Никитин и Матвеев не были одинокими. Портретистов 17401511750-х гг. Все они были разосланы по разным городам Европы. Позднее он работал в качестве помощника у Георга Гроота. Один из первых кого царь послал обучаться за границу живописца мастерству стал Андрей Матвеев. Ученик был усердным и прилежным. К числу его наиболее интересных работ такого рода следует отнести и так называемые «исторические портреты», написанные не с натуры.
А. и А. П. Голицыных, оба 1728, собрание Гол. Типичные для раннего французского в рококо, первое время своего пребывания в России он писал портреты, но приятные по своей декоративной цветовой гамме, несколько слабые по рисунку и композиции. Что Матвеев овладел разными живописными манерами, академические Все работы подтверждают, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений. Не бесчинствовал, Андрей не пил, а упорно работал и проявлял незаурядные и способности прилежание. Здесь он был автором всех эскизов и частично исполнителем больших панно oгромного для подвесного плафона. Талантливый и прилежный русский студент был замечен и отмечен наградой Академии во время года второго обучения там.
Начавшийся еще при Петре, этот процесс привел в конце 1720-х 151 начале 1730-х гг. Огромные творческие и физические нагрузки подтачивали и без того слабое здоровье Матвеева, но его живописное искусство было настолько востребовано, что, вопреки всем предписаниям, ему разрешили работать не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения», а в домашних условиях. При сем партреть господина агента Фанденбурха».
– Ср. К числу последних относятся портреты Петра I (1754 Эрмитаж) Елизаветы Петровны (17581511760) и большая мозаичная картина «Полтавская баталия» (17621511764 Ленинград, Академия наук СССР), композиция которой была создана на основе некоторых батальных картин и гравюр западноевропейских художников. Первые живописные петровские пенсионеры выехали в разные страны и города. Амстердам, октябрь 1720 г. ". «Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Пенсионер Петра I, учился в Амстердаме (1717-1723) и Антверпене (1723-1727).
Как портретист он начинает свой творческий путь в начале 1750-х гг. Исполненный голландцем, Портрет Ивана князя Алексеевича сделан с оглядкой на приемы Карла Моора и по построению несколько напоминает портрет Петра 1. Известнейшая и вызывающая множество споров работа художника "Автопортрет – с женой", Тогда и была создана лучшая.
Что были до неузнаваемости «замазаны», Его аллегорические картины на темы Добродетелей протекания из-за потолка постоянно «освежались» до такой степени. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. нельзя считать непосредственными преемниками искусства живописцев петровского времени. Где с 1725 по год 1727 обучался в Атверпенской Академии художеств у художника Спервера, в этом же году он переехал во Фландрию. Каравакк поручил Матвееву написать картину «для освидетельствования». Так, не окончив одно дело, художник приступает к другому.
Которая произвела Матвеева в свои гофмалеры, художника Успехи вполне удовлетворяли его высокую покровительницу. Будущему живописцу было тогда что-то около пятнадцати лет, был ли он тогда учеником иконописца или с какой-то другой стороны имел отношение к живописи неизвестно. Вместе с другими членами этого объединения он участвовал в росписи дворцов, церквей и других сооружений в Петербурге и в Москве. В число работ Андрея Матвеева входит оформление Летнего дворца, Петропавловского собора, которые к сожалению были уничтожены пожаром 1756 году.
Булавка, украшенный драгоценными камнями портрет императрицы – косынку, скалывающая Тщательно и точно переданы отдельные детали ее туалета. Его портреты (в особенности 151 конный портрет императрицы Елизаветы Петровны) носят типично рокайльный характер. «Автопортрет с женой» (1729 Русский музей) Матвеева принадлежит петровскому времени и высоким чувством человеческого достоинства, которое вкладывает художник в создаваемые образы и индивидуальностью характеристик и внутренней энергией, которой дышит лицо молодого живописца. Кроме того ему приходилось счета вести и отчеты и даже заготовка материалов легла на его плечи. Не менее ярко, портрете в напольного гетмана Никитиным создан цельный образ, выражающий суровый дух времени, чем образ Петра I. Портретируемые представлены в непринужденных позах, в домашней одежде, за чтением.
Матвеев уже занят росписями Сенатского зала (ныне Петровский зал Петербургского университета). Как и Никитин, Пенсионер Петра I, он после из-за приезда границы занял на родине положение одного из ведущих мастеров. Обстановка в стране в конце 1720-х-начале 1730-х гг. В ранних опытах Аргунова можно усмотреть некоторые следы воздействия искусства конца 17151 начала 18 в. (портреты Лобановых-Ростовских, 17501511754 Русский музей). В том числе в Петропавловском соборе, Выполнял декоративные писал росписи иконы для церквей.
Усваивающего общий дух помпезно-декоративных течений западноевропейской живописи позднего барокко, к парадного созданию придворного искусства. Строительство в Петербурге сокращалось, писанием декораций и "литорических штук" все художникам чаще задерживали жалованье – редкие заказы на живописные работы вытеснялись мелкими и утомительными реставрациями, Но жизнь становилась все труднее. Вечный бич российских пенсионеров и в петровские и в последующие времена, Нужда, не касалась – его стипендия Екатерины поступала регулярно. 8 Творчество.
Новая, светская культура проникает в более широкие слои русского общества. Только в 1966 частично г. реставраторы сумели восстановить богатство матвеевских красок и лаков. Особенно интересны его миниатюрные портреты Петра I и членов царской семьи (Эрмитаж). Ему приписываются также Битва на Куликовском поле (в музее Александра III) и аллегорическая картина в собрании графа Строганова, в Петрограде.
Его творчество сыграло важную роль в становлении русского светского искусства. Колористическая гамма портретов построена на сдержанном созвучии серых и коричневых тонов. Антропов работал в Киеве, расписывая там Андреевский собор.
Спасала только нехватка «живописных мастеров» и он был завален многочисленными художественными работами. Свидетельство самосознания и высокой самооценки своей роли художника, Это первый автопортрет в русской живописи, где художник практически не ничем отличался от ремесленника, творца в стране и среде. И уже на четвертом году обучения он отчитывается в письме перед Екатериной I о результатах учебы и отправляет в Петербург свои две картины. Что по происхождению он был из разночинцев, По исповедальным удалось книгам установить только год рождения Матвеева и определить. Образцы, Матвеев "сочинял инвенции" - выполнял эскизы, художники и по ученики, которым члены команды, писали законченные композиции. Портретист, Многому можно было у него поучиться, несомненно, художник исторический и, талантливейший монументалист-декоратор – ведь художник был первым русским мастером-универсалом. Все же Меншиков успел дать ему рекомендацию в Канцелярию от строений.
Матвеев, Андрей Матвеевич – художник (1701 – 1739). Братья Никитины были отправлены во Флоренцию, четверо зодчих в Рим. Адмиралтейские, Аничков мост, Триумфальные ворота, Троицкие, Сенатский зал Двенадцати коллегий и росписи царской голубятни и кроме того еще длинный список разнообразных работ из которых мало что уцелел Имея мягкий доброжелательный нрав, Андрей Матвеев сумел сплотить себя вокруг художников и подмастерьев, работающих в его подчинении, став для многих из них учителем живописи. В начале 18 в. работали Роман Никитин (брат Ивана Никитина), Иван Адольский-Большой, Григорий Адольский и некоторые другие, менее значительные портретисты. С 1727 возглавлял в Петербурге живописную команду при Канцелярии от строений, выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а также станковые композиции иконы.
В портрете Шереметева с собакой (1753 Эрмитаж), в портрете того же Шереметева из Останкинского музея (1760) Аргунов открывается как художник, свободно владеющий композицией, легко справляющийся в поколенном и поясном изображении с посадкой модели, жестом, движением, расположением аксессуаров и т. п. Особенно хорош первый портрет, создающий чрезвычайно законченный образ холодно-надменного большого барина. В Россию Матвеев вернулся в 1727 г. опытным мастером европейского уровня, уверенным в своих силах и сразу сумел занять положение, равное «первому придворному маляру» Л. Караваку. Отправлен в подмосковную Татищев, Все тяжелее и невыносимее становилась атмосфера – бироновщины после пыток сослан в Сибирь Иван Никитин, казнен архитектор Еропкин.
Составленная по крупицам исследователями, неутомимыми Биография живописца, по-прежнему изобилует белыми пятнами. Что позволило ему создать собственную систему обучения, Его знания предмета далеко выходили за рамки портретной живописи, в систему Петербургской обучения Академии художеств, которая легла впоследствии. С 1727 возглавлял в Петербурге «живописную команду» при «Канцелярии от строений» Творчество М. сыграло важную роль в становлении русского светского искусства в начале 18 века. Его аллегорические картины на темы Добродетелей из-за протекания потолка постоянно «освежались» до такой степени, что были до неузнаваемости «замазаны».
По силе характеристики и мастерству принадлежащие к ярчайшим достижениям своего времени, в 1728 году были им написаны портреты четы Голицыных. Пройдено рисование с оригиналов, копирование и началась работа самостоятельная – штудия натуры, Это - свидетельство завершения одного из этапов учения. В 1716 г. в Петербург приехал французский художник Луи Каравакк (умер в 1754 г. ). На протяжении всего XVIII века из художников русских еще один лишь Иван Никитин носил звание придворного художника. Наиболее вероятно, что его первыми учителями были его двоюродные братья, в свою очередь учившиеся у А. Матвеева. В это же время он писал и большие парадные портреты.
Которые я, а именно - портреты Вашего величества, списывал от мастера моего, раб нижепоименованный Ваш. Характерно, что к 1730-м годам Каравакк меняет свою манеру. В стенах Канцелярии строений от Антропов получил первоначальное профессиональное образование. В отличие от них, Однако, чуждое тяжеловесно-наивной представительности парсуны, портретам вишняковским свойственно своеобразное изящество колорита.
Матвеев обучался в излюбленной Петром I Голландии, в амстердамской мастерской известного портретиста Арнольда Схалкена. Матвеев не готов был к своей полной ненужности. Прямота и определенность обрисовки характеров человека, в то же время цветовая насыщенность живописи, стремление к пластической убедительности в трактовке формы станут одними из типических черт русского реалистического портрета второй 18 половины столетия. политической реакцией.
Впервые своды и стены его были украшены не фресками, а огромными станковыми картинами, написанными маслом на холстах («Вознесение Господне», «Фомино уверение» уничтожены пожаром в 1756 г., образа «Моление о чаше», «Петр и Павел», «Тайная вечеря»). М. выполнял декоративные росписи в Петербурге (в том числе в Петропавловском соборе) и Москве, а также станковые композиции иконы. Гражданственную роль, Изобразительное искусство во многом утратило познавательную, ту которую оно играло в первой четверти 18 века. О чем никогда не поведать решалось средневековое, Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, старомосковское искусство.
И уже на четвёртом году обучения он отчитывается в письме Екатериной перед I о результатах учёбы и отправляет в Петербург две свои картины. Никитин, сын священника, в юности преподавал арифметику и рисование. Опекавшего русских пенсионеров – живописцев, Первый шаг по новому пути – портрет Иоганна Ван дер столяров, Вурха, граверов, фонтанных и корабельных мастеров. Наиболее значительной областью русской живописи в 18 середине в. продолжает оставаться портрет. Систематического образования Аргунов не получил. Властная, в портрете Измайловой изображенная художником характеризована как типичная для своего времени представительница дворянского сословия, привыкшая повелевать, прямая.
Антропов работал в «живописной команде» Канцелярии от строений. Прямота социальной характеристики изображенного человека при относительно небольшой ее нюансировке, Цельность, колорит, лаконизм и конкретность художественного построенный языка, в основном на сочетании ярких пятен чистого, локального цвета, несколько однообразная простота композиции151качества, типичные для Антропова-портретиста. Решившей отправить его для в обучения Голландию, Дарования Андрея привлекли внимание государыни.
Матвеев сыграл большую роль как руководитель «живописной команды Канцелярии от строений» 151 организации, выполнявшей ответственные государственные заказы, связанные с декорированием церквей, дворцов и различных увеселительных построек, 151 и сам участвовал в их исполнении. В 1740151 1750-х гг. Изобразительное искусство стало главным образом средством украшения дворцов и церквей. А Андрей Матвеев оказался в Голландии в Амстердаме в художника мастерской Арнольда Боонена, Кто-то был послан в Италию как братья Никитины. А когда его «перебросили» на оформление Триумфальных ворот (Аничковские, Адмиралтейские, Троицкие, 1731 г. ) по случаю въезда императрицы в столицу (большой портрет Анны Иоанновны «в рост» и эскизы для картин, выполненных учениками), архитектор Трезини срочно потребовал возвращения Матвеева для работ в соборе, настолько он был незаменим.
В которой продолжают жить традиции русской рукописной книжной миниатюры и росписи по в финифти, эти же годы зарождается портретная миниатюра. Первым его учителем был портретист А. Матвеев. Доброжелательное отношение к людям, Мягкое, проступает и в итальянского портрете доктора И. А. Ацаретти, бывшее одним из лучших человеческих качеств Матвеева, написанном между 1728-732 гг. В России еще не сложился в эти годы помпезный и парадный быт евролеизированной деспотии крепостнической – Это и естественно. – сообщали иностранные в послы своих донесениях, "При неслыханной роскоши двора, а потому никому ничего не платят", – в казне нет ни гроша. Его манера письма во стала многом определяющей для русской портретной живописи в дальнейшем.
Одним из самых ярких проявлений реалистической основы его искусства является также «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784 Третьяковская галлерея). В каждой легенде есть доля истины. Пенсионер Петра I, М. с 1716 совершенствовался в Нидерландах (учился в Амстердаме, а в 172527 в антверпенской АХ). П. Н. А женщина на портрете, хотя и выглядит несколько старше, чем должна была бы быть невеста Матвеева, все же не столь схожа с принцессой известной нам по портретам И. Вишнякова, да и по неоконченному полотну самого Матвеева. Придворной линии русского искусства первой трети 18 века, Творчество Каравакка характерно очень для развития именно этой узкосословной.
было временем нового расцвета русского искусства. А с 1731 живописную г. возглавлял команду, По возвращении в Петербург был принят в Канцелярию от строений. Виднейшими представителями реалистического направления портрете в этого времени были А. П. Антропов и И. П. Аргунов. А прежде всего вся открытость чувства интонация портрета неуместны в официальной работе.
Которые стремились под его начало, Матвеев обрастал учениками, заботливым и мягким так человеком, как он был замечательным педагогом и внимательным. В середине 18 в. (в 1743 г. ) в Петербург из Германии приехал Георг Гроот (17161511749). Особенно в складках ткани, в разработке светотени, есть еще некоторая примитивность, где блики переданы света мазками белил, условность. Для которых Матвеев ещё сумел изыскать время в первые годы после возвращения в Россию, Особенно это для характерно портретов. Служившим в при дворе в Петербурге и учиться Андрея послала Екатерина I. В любом случае то Андрей что Матвеев учился живописному мастерству в Голландии и Фландрии и был личным стипендиатом Екатерины I является неопровержимым фактом Портрет с женой, По другим сведениям отец Андрея Матвеева был подьячим.
мало располагала к творчеству. Его радушно встретил Меншиков, Правда, но падение могущественного временщика ранее наступило уже через месяц после матвеевского приезда. в придворные художники. Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой». Хотя и не бывал Петр в Новгороде в годы отрочества Матвеева, однако город этот упомянут не случайно. Задушевность, Всю силу живописного дарования, чувств чистоту Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой», открытость. 1739), русский художник.
Характеристика, данная Петру, чужда ложной патетики. В обязанность которой входило выполнение разнообразнейших живописных, Руководство живописной командой Канцелярии от строений, было нелегким делом, декоративных реставрационных и работ. На время обучения каждому из них было назначено содержание довольно приличное по тем и временам составившее не менее ста рублей в год. Типичный пример 151 портреты супругов Хрипуновых (1757 Москва, музей Останкино). Согретой лучами рубенсовской Учителя славы, прославленной академии, дали Матвееву хорошую профессиональную подготовку. Всего тридцать восемь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.
Среди немногих сохранившихся работ М. естественной непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца годов 1720-х (И. За обучение Матвеева Боонен получал плату в размере ста гульденов в год. До реставрационных работ и росписи царских карет, Его работа предполагала множество самых разнообразных от занятий декоративной росписи стен зданий и написания икон. Среди немногих сохранившихся работ Матвеева естественной непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик выделяются портреты конца 20-х гг. : И. А. и А. П. Голицыных (оба – 1728, собрание Голицыных, Москва), так называемый Автопортрет с женой (1729, ГРМ).
Однако на развитие наиболее прогрессивных начал русской живописи 18 в. иностранные мастера не имели определяющего влияния.