Такие же неясности существуют и вокруг Спасителя-Мальчика (Вашингтон, Национальная галерея), предлагаемые датировки которого как никогда расходятся. 16 мая 1448 его вдова Императриче Каподилиста наняла для написания фресок две группы мастеров. Андреа в январе 1448 судебным путём договор расторг об усыновлении, Так как Скварчоне присваивал плату за них.
Иакова Мантенья выполнил целиком, как и, вероятно, большую часть декора входной арки. Георгий» (1467, Вена, галерея Академии художеств), «Мадонна перед карьером» (конец 1460-х, Флоренция, Уффици), «Св. «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), Антоний» (Падуя, Городской музей), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). На двух остальных они на разный манер присобраны, с тем чтобы показать Двор Гонзага (северная стена) – то есть маркиза Лудовико, его супругу Барбару Бранденбургскую, детей, племянников и прочих и Встречу (восточная стена), где снова появляется Лудовико, с прелатом, в сопровождении различных персонажей, среди цитрусовых деревьев и холмов, в то время как конюхи, лошади и собаки стоят немного поодаль. Они плохо сохранились и еще в 1880 году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года в находились хранилище. Приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, в Мантенья 1460, обосновался при его дворе.
После этого открытия персонаж Встречи (второй справа, в фиолетовом головном уборе), не одно столетие считавшийся изображением Мантеньи, теперь, возможно, должен рассматриваться как Кристиан I Датский. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с Триумфом Цезаря (148588, 149092, Хэмптон-корт, Лондон). С очевидными намеками христианскую на символику, в то же время с противоположной стороны, пастухи гонят овец, золотятся пшеницей поля, город сверкает на солнце. Она могла бы послужить для нас ключом к расшифровке композиции Двор, которая не являет собой просто портрет семьи маркиза (в отсутствие облеченного пурпуром сына), что ясно видно из оживленной суеты в правой части росписи. Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455) и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле.
Резко оттянутая драпировка, которая покрывает труп, способствует сильному воздействию. Живописи он учился у своего приёмного отца Ф. Скварчоне в Падуе. Темы которых оправданы посвящением капеллы Иоанну Крестителю, в капелле помещены картины Святого Дни Семейства и Крещение Христа. Существовало, Однако судя но косвенным разным признакам, две версии Мертвого Христа, по-видимому. Себастьян» (1490, Венеция, Ка д'Оро), алтарь Тривульцио (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), «Мадонна с Младенцем» (1495-1505, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна с Младенцем и святыми» (Лондон, Национальная галерея), «Св. Росписи на левой стене на сюжеты истории св. Графические работы М. (7 гравюр на меди: Битва морских божеств и другие) почти не уступают его живописи по монументальности образов чеканная пластичность форм сочетается в них с нежностью штриховой моделировки.
Вопреки повреждениям и поновлениям, Высокое качество картин, что с 1649 года они экспонируются во дворце Хемптон подтверждается Корт, тем. Между тем разрешились спорные вопросы, касающиеся хронологии и техники. Сохранились лишь две упомянутые выше композиции истории св. С Колизеем и пирамидой Цестия, Рим идеализированный, очень Номентанским мостом, театром Марцелла, возможно, Рим, предсказанный кардиналу как наивысшая цель. Благонравная Минерва изгоняет развратную Венеру и Пороки из сада Добра, как утверждает длинный картуш, обвитый вокруг Матери Добродетелей (заточенной в оливковом дереве слева).
В падуанских документах 1441 Андреа Мантенья называется учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне. Считается, что они выполнены после поездки Мантеньи в Тоскану (1466 – Флоренция, 1467 – Пиза). Маловероятно, что картина из Глен Хед (частное собрание) могла бы решить проблему: несмотря на ручательства знаменитых специалистов по творчеству Мантеньи, речь идет о скромной копии позднего чинквеченто (ХVI век). Который вскоре стали цениться выше работ его приёмного отца и учителя, Уже в период у жизни Скварчоне Мантенья написал много картин. После того как удастся оторвать взгляд от изображенной в сложнейшем ракурсе с точнейшими перспективными сокращениями центральной фигуры Христа, невольно задаешься вопросом о практически монохромной поверхности картины, о том, что Христос изображен не с большей тщательностью, чем кровать, на которой он лежит и низведен тем самым до уровня предмета, что фигуры Богоматери и Иоанна в своей плоскостности и упрощенности почти неотделимы от фона.
Цвет и оттенки интересовали его куда меньше, чем линии и тональные переходы чистого цвета. Что в ней работали не только падуанцы, Слава мастерской Скварчоне была так велика, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии даже и Тосканы, не только уроженцы соседней Венеции или Феррары. Христофора»). Изображение дошло до состояния призрачного видения (его скрывала грязь) из-за непрочности живописи, выполненной темперой по сухой штукатурке. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с херувимами» (1485, Милан, Пинакотека Брера), «Св. Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности.
В частности из стихотворного описания палаццо Все Реверс, они известны лишь по документам, сделанного другом Мантеньи – гуманистом Баттистой Фиерой. Представитель падуанской школы Андреа Мантенья родился в 1434г, Итальянский художник и Раннего гравёр Возрождения. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. 1460-ми датируется также триптих из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов» и «Обрезание»). Его отец, Бьяджо Мантенья, был плотником.
Однако влияние это было взаимным, в исследовательской много литературе говорится о влиянии творчества венецианцев Беллини на манеру Мантеньи. Он увлекался не совсем типичной для итальянского мастера Возрождения техникой гравюры, работал гризайлью, делал много набросков карандашом – этот интерес и привел его к тому, Возможно, но что XV160веке в своего названия еще не имело, что мы сегодня назвали бы графикой, но определялось, скорее всего, как тоновой рисунок. А также лицах этих двух скорбящих, Отверстия в руках и ногах Христа, без изображаются любой концессии идеализму или риторике. Бурно разросшиеся растения, в самом деле, – это апельсиновые деревья, которые на изображены западной стене, а они созревают в конце года. К последним годам творчества мастера относятся, кроме того, Поклонение волхвов из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов, Се человек в Париже (музей Жакмар-Андре) исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. Андреа Мантенья (Mantegna, Andrea), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии.
Который, Первоначально – маркиза спальня Лудовико, давал в ней аудиенции, впрочем, вскоре после смерти заказчика стала использоваться как сокровищница. Увлечение античностью, передаче природных явлений и беззаветную веру линейную в перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства, вплоть до мельчайших деталей – интерес к точной и тщательной, Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Все они были объявлены произведениями руки Мантеньи. Кто рассматривает фигуры двух оплакивающих Христа как позднее включение, Есть и такие, в сущности, поддерживая, тем самым основательность упрека в их неуместности в тесно пределах сомкнутой композиции (М. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей).
Вписанной в квадрат, Иллюзорный проем обрамлен круглой гирляндой, а из них, с которым соединены восемь ромбов, в очередь, свою рождаются двенадцать распалубок. Иллюзорные обрамления компартиментов свода переходят в пяты арок, Спускаясь до самых стен, выполненными посредством живописи, которые – по на три каждой стороне зала – делят стены соответствующими им пилястрами, так же как и цоколь, на который они опираются. Переговоры шли в течение трех лет. Он познакомился, например, с семейством Беллини160 одной из крупнейших художественных династий Венеции и Италии, давшей миру таких художников, как Якопо Беллини (1400–1470), расписавшего множество венецианских церквей, его сын Джентиле (1429–1507), чрезвычайно почитаемый при жизни художник, автор многочисленных портретов дожей и прочей венецианской знати и конечно, самый известный представитель фамилии160 Джованни (1430–1516), младший брат Джентиле, оставивший после себя более 200160произведений живописи и рисунка. Кажется, Иконографические источники имевшимися тогда в Падуе, ограничиваются древностями, Венеции, Вероне, Мантуе, что подтверждает слабое воздействие римских впечатлений на эрудицию классическую художника. Уже в росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (144955) проявляется его приверженность к жёсткой, архитектоничной композиции, сильным ракурсам. Возможным отзвуком этих работ (хотя и не все это признают) являются гравюры с изображением Вакханалий. Пять картин (вместе с двумя, написанными Корреджо, но утраченными) оставались в апартаментах Изабеллы после ее смерти в 1605 году они были перенесены в другое помещение дворца в 1627, вероятно, перешли в собственность кардинала Ришелье и затем Людовика XIV, вплоть до 1801 года, когда были переданы в Лувр. Добытые им сокровища он сделал орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников.
В росписях Камеры дельи Спози в замке Сан-Джорджо (1474) М. осуществляет синтез архитектуры (реальной и нарисованной) и живописи, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера в целом иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Последовавшие за этой датой, о предыдущих сохранились реставрациях весьма смутные сведения реставрации, вплоть до 1941 года. Завершившаяся в 1987 году, Последняя, какая допускается состоянием его сохранности, насколько это было возможно восстановила произведение той в целостности. Женившись на дочери Якопо Николозии Беллини, в Андреа 1453160году Мантенья вошел в эту семью. Вместе с рассматриваемыми ниже картинами и Мантеньи Борьбой между Любовью и Целомудрием Перуджино, Во всяком случае, в серию входила также Аллегория Лоренцо Коста. Неизвестно, Таким образом, почти законченного строительством в 1506 году, сколько картин насчитывала завершенная экспозиция произведения во дворце Сан в Себастьяно Мантуе, а сейчас доведенного разрушениями до неузнаваемости.
Еще в 1453 Мантенья был приглашен на службу Мантуи правителем маркизом Лодовико II Гонзага. Выполнявшейся методом светового дня, Его же мы находим и в декорации последней стены с изображением Встречи, какой можно успеть расписать естественном при освещении, когда художник смачивал только такой участок поверхности. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. И фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика, пробиваются Растения в расщелинах камня. Христофора» и «Перенесение тела св.
Первые недуги зрелого возраста, семейные неурядицы, надзор за работами в резиденциях хозяев, наконец-то захваченных характерной для Ренессанса строительной горячкой, другие нагрузки, вытекавшие из придворных обязанностей, – миниатюры, ковры, ювелирные изделия, расписные лари-сундуки (однако те, что приписываются Мантенье, по большей части лишь восходят к его замыслам), скульптуры из которых только атрибуция бронзового Автопортрета устояла перед атакой критиков, – все это и в особенности Триумф Цезаря, в 1486 году уже находившийся в процессе живописного воплощения, вряд ли могло позволить художнику создать много других произведении в годы, непосредственно предшествовавшие его пребыванию в Риме. Марангони, 1933). Умер Мантенья 13 сентября 1506.
Сегодня не представляется возможным установить построение цикла. Обращают внимание на приятнейшие виды городов и селений, Старые описания единодушно указывают ее на скромные размеры, ложные членения, на имитации мраморов. Помимо единой точки зрения, Два из эпизода жизни Святого Христофора, обладающего такой силой оптической иллюзии, наделены общностью сценического решения, какая позволяет говорить об эффекте обманки. Начавший её Пиццоло, в 1453 художник был убит и «Историю св. Который также считается его работой, в погребальной капелле Андреа Мантеньи в церкви Сант-Андреа находится бронзовый бюст – портрет художника, скорее, но, выполнен по его модели Марко Джан Кавалли. В целом, это был репертуар мантуанской Камеры, приспособленный к духовным задачам и претворенный с усердной тщательностью (в связи с которой Вазари пишет о стенах, которые скорее кажутся миниатюрой, чем фреской) и с обычным у Мантеньи мастерством в передаче оптической иллюзии. собеседование» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Св. На двух стенах, восточной и южной, занавеси изображены опущенными.
Искусная разработка иллюзорной архитектуры создает впечатление глубокого свода (в действительности это всего лишь легкий изгиб потолка на переходе к стенам), который, как Пантеон в Риме – здание, служившее для Ренессанса образцом, – раскрывается в свободный простор небес. Помимо исполнения живописных работ, его в обязанности придворного мастера, создание рисунков для ковров, входили оформление праздников и спектаклей, ювелирных изделий и т. п. В Мантуе Андреа Мантенья прожил сорок пять лет, сформировав художественную атмосферу города. Падуанский компаньон Мантеньи Никколо Пиццоло выполнил несколько фигур в конхе апсиды и начал сцену «Вознесение Богоматери» на ее стене. Следует отметить, что Мученичество Святого Иакова и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). Однако они затянулись начала до 1457, Окончание работ намечалось на декабрь 1450 и исполнители их менялись.
Атрибуция в качестве работы мастерской, поддержанной, однако, помощью Мантеньи, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно Муция Сцеволы из Монако, в то время как для Удачи из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить. Вместе с карнизами входных дверей и камина – единственными На элементами, пятах арок, тисненной золотом и подбитой голубым, выполненными в настоящем рельефе – изображены проложенные от одного пилястра к другому держатели с кольцами иллюзорных занавесей из кожи. В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. В двенадцати люнетах, которыми оканчиваются стены, помещены гирлянды с эмблемами Гонзага. Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет стиля образец раннего периода творчества Мантеньи. Если Встреча происходит снаружи, Кроме того, то Двор представлен собравшимся на террасе, сразу же за павильоном, которая из выступает павильона, замкнутая со стороны фона парапетом, хранящим память об алтаре Донателло в падуанском Санто. Два года спустя мастер с несколькими помощниками уже был занят украшением фресками резиденций Гонзага в Кавриане и Гойто.
Ей близка Мадонна Батлер (Нью-Йорк, музей Метрополитен), возможно, копия с неизвестного оригинала. Близкого к окулусу мантуанской Камеры, Благодаря воздействию достигнутого в нем оптически-иллюзорного эффекта, что он затмевает, но настолько более виртуозного и поразительного, как считалось, все другие выразительные достоинства образ картины, Спасителя следует за наблюдателем при любом его перемещении. Возможно, мы не знаем, никакой конкретно – по большей части поддающиеся прочтению, Несмотря на многочисленные латинские какой надписи именно из триумфов Цезаря празднуется. Предположительно восходящих к одноименной поэме Петрарки, Ей мы обязаны возникшей уже в Мармироло группой Триумфов, более вероятно, но, связанных с Александра деяниями Македонского.
были многочисленны и неудачны. Ему приписывают рельеф с двумя путти и несколько статуй святых в Мантуанском дворце. Декорация комнаты (практически квадратной, со стороной около 8, 05 метра, расположенной в северной башне замка Сан Джордже) включает в себя, прежде всего, плафон, в центре которого находится знаменитый окулус с переданной в ракурсе снизу вверх балюстрадой, оживленной присутствием женских фигур, путти, вазы с цветами, павлина. Тот же Вазари связывает с пребыванием в Риме Мадонну делле каве (Мадонну каменоломен) из Уффици, в которой просматривается аллегория Спасения.
Антоний» (Падуя, Городской музей), «Моление о чаше» (Лондон, Национальная галерея), «Крещение» (Мантуя, Сант-Андреа), «Мадонна с Младенцем» (Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Триумф Сципиона», «Самсон и Далила», «Весталка Тусция», «Софонисба», «Юдифь» (все – конец 1490-х, Лондон, Национальная галерея), «Юдифь» (1490-е, Дублин, Национальная галерея Ирландии), «Дидона» (Монреаль, Музей изящных искусств), «Суд Соломона» (Париж, Лувр), «Жертвоприношение Авраама», «Давид и Голиаф» (обе – Вена, Художественно-исторический музей), «Муций Сцевола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Правую стену и входную арку должны были расписать венецианцы Джованни д'Алеманья Антонио и Виварини, Свод. Мантенья родился ок. Историческую документацию цикла составляют восемь или девять писем. Р. синьорини принадлежит также открытие портрета в художника одной из орнаментальных масок на западной стене, Помимо обнаружения волхвов. По поводу подлинности миланской картины никогда не возникало сомнении.
Изучение серии затрудняется тем, что с апреля 1481 года мастер работал в резиденции маркизов в Мармироло (также разрушена), где под его руководством в 1491-1494 годах разные художники расписывали фресками Зал лошадей, Зал географической карты, Зал Города и одни называвшийся Греция. Спускающейся в прихожую, Терраса продолжается вправо до короткой лестницы исполненный конструктивной ясности и непосредственной простоты, где все тот же занавес позволяет лишь смутно угадывать залитый солнцем дворик с каменщиками работающими – замысел. Выполненным в бронзе находящимся и в погребальной капелле мастера в Мантуе, Несмотря на отличия по сравнению с достоверным Автопортретом, что Мантенья изобразил в берлинской картине самого себя, трудно отрицать. Что посвящена Битве морских божеств, с Вместе той, на разных основаниях приписываемых Мантенье, они принадлежат к лучшим из примерно двадцати гравюр. Согласно логике, работы должны были начаться с потолка, выполненного фреской с небольшими кусками, написанными по сухому (части окулуса и окружающей его гирлянды).
В Мадонне с Младенцем из Бергамо перспективная функция также доверена маленькому Иисусу, даже его вытянутой ножке – вместе с другой они образуют циркуль. В этом и последующих произведениях Андреа Мантенья (триптих для церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 145759, хранится там же, отдельные части в Лувре, Париж и Музее изящных искусств, Тур) складывается его характерная живописная манера, в которой краски, отливающие металлическим блеском, уподобляются драгоценным эмалям. Картины не вполне сочетаются по размерам и были составлены вместе только в 1827. Христофора и «Вознесение Богоматери», которые из-за очень плохого состояния еще в 1880-х были перенесены на холст. Поддержанной, Атрибуция в качестве работы помощью мастерской, Мантеньи, однако, приемлема для других произведений в музеях Парижа и Вены, особенно Муция Сцеволы из Монако, в то время как для Удачи из Мантуи (Палаццо Дукале) участие главы мастерской необходимо исключить.
Пейзаж в этой картине представляет вид на мост через Минчо, напротив замка Сан-Джорджо. К 1461 относят «Успение Марии» (Мадрид, Прадо). О капелле известно, что в XVIII веке ее разрушили, чтобы освободить место для папских археологических музеев. Самая ранняя из них, возможно, Мадонна с Младенцем из музея Польди-Пеццоли (Милан), насыщенная живопись которой тесно вжимает Мать и Сына в пределы массы без проемов и просветов. А также выполнение терракотового алтаря поручались падуанцам и Мантенье Никколо Пиццоло, Росписи левой стены и апсиды.
Атрибуты Страстей, Пейзаж справа от Младенца погружен в тень там – каменотесы изготавливают саркофаг и колонну. Заострением скал и отвесных глыб, Кисть художника целиком поглощена упорным открытием обтачиванием, бесконечного множества деталей, воспроизведением шероховатой твердости материи. Потолок украшала роспись, а позже служившая для приема почетных гостей, 160 подобно парадным спальням многих крупных европейских дворцов имитирующая воздушный колодец и небо, стены были расписаны сценами из истории династии Гонзаго – бывшая спальней изначально Лодовико Гонзаго, Камера дельи Спози160 небольшая квадратная комната с двумя маленькими окнами, была покрыта фресками полностью. Например, Картина из музея Польди-Пеццоли, который отчасти может быть причиной восхитительной сочности покрыта живописи, толстым слоем пожелтевшего лака. С высоты шлют поддержку удовлетворенные три главнейшие Добродетели (Сила, Справедливость и Умеренность).
Литературные источники не давно найдены в Сне Полифила Франческо Колонна (Венеция, 1499) и в сочинении Боккаччо О происхождении языческих богов. Фигура которого, Здесь вновь стоящий появляется на парапете Младенец из берлинского Принесения во храм, осуществляет связь с миром верующих, выполняя объемно-пространственные задачи. С 1460 Андреа Мантенья живёт в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага.
Изображение не лишено сходства с автопортретом в медальоне капеллы Оветари. А жаль. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Почему разрушаются скалы фона, в же то время неясно и почему облака при обретают человеческие черты, принимая облики чудовищ. Может быть, с этим, расположенным рядом, связано некоторое в отличие компоновке Мученичества Святого Иакова по сравнению с Шествием на казнь.
Правитель Мантуи, в 1456 году маркиз Лудовико III Гонзага, направил Андреа приглашение прибыть к в нему качестве придворного живописца. Но идет ли речь о событии, случившемся тотчас после получения пурпура, первого января 1462 года или об эпизоде августа 1472 года, когда Его Преосвященство приезжал в Мантую, чтобы принять титул Сант'Андреа (то есть принять должность настоятеля собора Сант'Андреа в Мантуе). Что Встреча воспроизводит свидание Лудовико Гонзага с сыном его Франческо, Однако издавна считается избранным кардиналом. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Эта капелла принадлежала семье Оветари. В руке Его Высокопреосвященства на западной стене зажато же то самое письмо, Согласно распространенному убеждению, восседающего на троне, которое в другой композиции изображено в развернутом виде в руках маркиза. Здесь снова был использован традиционный способ работы фреской – наступила Далее очередь восточной и южной стен с опущенными занавесами. В 1944 капелла была английской разрушена бомбардировкой – и современный исследователь имеет в распоряжении лишь довоенные фотографии, Установить последовательность исполнения росписей сложно.
А солдаты на переднем плане и рельефы, Триумфальная на арка заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры, украшающие арку. От этих циклов, как и от последующих заказов для других замков, ничего не сохранилось. Три года спустя правивший Гонзага уступил Карлу I Английскому девять полотен. В частности грудная клетка Христа, драматизирует и лежащее число – подчеркивая анатомические детали. Правая сторона капеллы посвящалась истории св. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. В этой технике исполнен его шедевр – «Юдифь» (Флоренция, Уффици).
В единственной уцелевшей работе Скварчоне – алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), – сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. Изображенная в сложном ракурсе фигура поражает и даже вводит в недоумение как своим композиционным построением, так и иконографией. К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. Увлечение археологией и эпиграфикой, Огромное значение для формирования искусства Андреа Мантенья имело изучение им скульптуры древнеримской и архитектурного декора.
В них нет единодушия по поводу ограничения срока написания серии десятилетием с 1485 по 1495 год: оно должно было продолжаться еще несколько лет и включать в себя выполнение также и других частей, содержавших изображения ложных пилястров. В поздних работах применяя также размывку, Он выполнял их основном в пером на тонированной бумаге. Местного художника и антиквара, между 1431 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, в мастерской которого работал до 1448. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. Проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой М. вносил личности, в религиозные композиции героическое мироощущение. Выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры в боковых частях иллюзия создается пространства средствами живописи, Триптих Мантеньи имеет обрамление.
Возможно, Мантенья занимался и скульптурой. Вскоре Мантенья сблизился с венецианским живописцем Главным произведением падуанского жизни периода Андреа Мантеньи стали росписи капеллы Св. Это открытие восполняет вызывавшее недоумение отсутствие автопортрета художника Камера в дельи Спози. В соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы, в сцене Шествие святого Иакова на художник казнь избирает точку зрения снизу вверх. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Недавняя реставрация раскрыла в левом компартименте западной стены караван волхвов. Которые мало-помалу определились, Среди литературных Анниана источников, присутствуют истории Тита Ливия, Иосифа Флавия, Светония, Плутарха – все имевшие хождение в Венеции в 1450-1475 годах из новых текстов, появившихся в это же время, – утраченный труд Д. Марканова, друга Мантеньи, Рим торжествующий Флавио Бьондо, о военным деле Валтурия. То, что такая картина не была продана, кажется странным, тем более что вскоре после обнаружения ее купил кардинал Сиджизмондо Гонзага.
пересекающиеся между собой, сплетающиеся вместе на манер решетки в маленьком куполочке. Признание известность, внимание со стороны богатых покровителей искусства ввели Мантенью в круг самых известных художников своего времени. По мнению некоторых исследователей, к немногим образцам станковой живописи этого времени относится Мертвый Христос из Милана, предполагаемые датировки которого колеблются между концом падуанского периода (около 1475) и 1501 годом или позже. Которая, Святой привязан к изящной коринфской колонне, осталась разрушенного от храма, по-видимому.
Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Христофора в церкви Эремитани. Хотя в ней и распознается подпись Андреа, Записка в правой руке кардинала Франческо, остается нечитаемой, после даже последней тщательной расчистки Встречи. Кроме того, к последним годам мастера творчества относятся, Се человек в Париже (музей Жакмар-Андре), Поклонение волхвов из Малибу (музей Гетти) с точнейшим воспроизведением почтительно склоненных голов исполненная сурового, даже жестокого трагизма и оформление собственной погребальной капеллы в церкви Сант'Андреа в Мантуе. Христофора.
Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Что свидетельствует о медленном темпе Декорирование работ, западной стены происходило в течение очень небольших по длительности световых дней исключая необходимость мотивировать это участием мастера в выполнении других заказов в это же время, который сам собой подтверждает десятилетнюю продолжительность всего предприятия. Законченном в 1502 году в качестве парного к Парнасу, это Все в той или иной степени обнаруживается в Триумфе Добродетели. Христофора» завершил Мантенья – двумя композициями («Мученичество св. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним во Возрождением Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.
Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами на переднем изображены плане гирлянды из роскошных фруктов. Взаимодействие формы и пространства, объема, в него помещенного изображения (построения) их на плоскости160 холста, доски или стены160 занимают Мантенью на протяжении всей жизни. Поврежденная затем во время оккупации имперских войск (1630), она пребывала в губительной заброшенности, продолжавшейся до 1875 года. Когда процент подлинности уменьшается, воображение вязнет в несообразностях, которые, будучи едва заметными в Пророке и Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. А архитектурная декорация построена строго по законам перспективы, Фигуры переднего плана в показаны легком ракурсе.
Выполненные в 1516 Ему году, безусловно принадлежат фрески капеллы, с использованием отцовских рисунков, по-видимому. «Поклонение пастухов» (1440-1450, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Св. Однако есть в этой картине некоторая завораживающая бестелесность (возможно играет свою роль несовпадение размеров кровати и тела на ней), заставляющая вглядываться в нее снова и снова и ощущать себя свидетелем и участником библейских событий. В 1443 глава семьи, Антонио Оветари, завещал 700 дукатов на ее украшение. Среди произведений, с стороны, другой оказался Христос в сумерках, оставшихся в мастерской после смерти мастера в 1506 году. Берлин, 1455, «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), Государственные собрания), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» «Портрет Карло Медичи» (1459, Берлин, Государственные собрания), (Флоренция, Уффици), «Св. Складки драпировок и элементы архитектуры жестко отчетливо и прорисованы, Все анатомические детали.
А в 1450 Джованни д'Алеманья умер, Венецианцы расписали только свод и Виварини отказался дальнейших от работ. И теперь становится затруднительным отрицать связь между началом работы над мантуанским циклом и надписью 16 день июня на откосе окна на северной стене, Волхвы таким образом устраняют все сомнения, так рельефно выделяющаяся, тем более что надпись, сама не вырезана, как казалось ранее, но искусно выполнена в технике живописного сграффито полностью в мантеньевской манере. Эуфемия» (1454, Неаполь, Каподимонте), «Принесение во храм» (ок. Которому было тогда немногим больше пятнадцати лет, Поначалу последователем мастера здесь был Корреджо, признан что речь идет о Франческо, однако более вероятно, сыне мастера. По крайней мере, Если в первой из можно, них различить руку Мантеньи, отчасти, то в Крещении становится проблематичным признать даже опору на его замысел, настолько тяжеловесно и неловко письмо, обязанное своим возникновением кому-то другому.
Воображение вязнет в несообразностях, Когда процент подлинности уменьшается, будучи едва заметными в и Пророке Сивилле (Цинциннати, Художественный музей) и в Юдифи (Дублин, Национальная галерея), которые, в другой Юдифи и парной ей Дидоне (Монреаль, Музеи изящных искусств), становятся настолько очевидными, что вынуждают некоторых критиков отрицать за ними даже наличие эскиза мастера. Мантенья был также блестящим рисовальщиком, но рисунков его сохранилось очень мало. Открытый в природу, Таким образом Камера средствами живописной превращена декорации в павильон. Что Мантенья родился в 1430 1431 или Предполагают, недалеко от Падуи, в местечке Изола-ди-Картура. Даже если не принимать во внимание проволочек, Перед таким сплетением различных становятся импульсов очевидными хронологические трудности и состояния сохранности произведений, в которых заказчики часто упрекали Мантенью. Дочери венецианского живописца Якопо Беллини, в 1454 Мантенья женился Николозе, на сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. К поздним произведениям Андреа Мантенья принадлежат: аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы дЭсте (Парнас, 1497, Лувр, Париж и другие), цикл монохромных картин (Самсон и Далила, 1500-е годы, Национальная галерея, Лондон и другие). Выполненных Мантеньей для Гонзаго, Одной из самых крупных работ, он которые закончил к 1474160году, стали фрески Камеры дельи Спози.
Возможно, Знание правил линейной перспективы почерпнул он от мастеров тосканской школы, которые работали в эти годы в Падуе, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников. В черноволосом человеке с непокрытой головой, стоящем рядом с ним, в котором столь же продолжительное время упорно предполагался Леон Баттиста Альберта, следует признать императора Фридриха III Габсбурга. А в 1488–1490 Рим, в 1466–1467 он посетил Тоскану, где просьбе по папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Наложенные сейчас поверх на укрепленного стене фотографического воспроизведения подлинника, Кроме них до нас дошли скудные фрагменты Мученичества Святого Иакова.
И пусть с течением времени, особенно к концу 1490-х160 началу 1500-х, Мантенья все больше увлечется игрой красок и все больше внимания будет уделять мелким и декоративным деталям, неизменным останется главное: его преклонение перед античным искусством, возникшее, по видимости, в мастерской Скварчоне, по-прежнему будет видно и в постановке фигур и в резкой пластике форм и в стремлении, особенно в ранний период, к созданию иллюзии объема до такой степени, что его образы кажутся объемными, выступающими за пределы плоскости холста и в мягких, свободных ниспадающих складках костюмов персонажей, одетых всегда на античный манер (большинство его коллег по цеху изображали одежды в готической манере). Короче, здесь было все необходимое для того, чтобы объединить общей оправой взволнованные эпизоды из жизни Иоанна Крестителя и другие истории (Рождество, Крещение и т. д. ), отдельные фигуры святых и евангелистов, портрет папы-заказчика. Часто находимый в цифрах из Иисуса, Состав помещает центр изображения на гениталиях Христа – акцент, что младенец, тем более, в этот период, который связан был с теологическим акцентом на Человечество Иисуса Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов.
Что сквозь него просвечивает зерно холста, Начнем обзор с некоторых произведений темперных такого тонкого письма. Так, лицо, выглядывающее справа в Принесении во храм из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы (первая фигура слева) из Эремитани и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Затем последовал Двор, где Мантенья применил загадочную жирную темперу, нанесенную по сырой штукатурке и способ работы лесами, при котором за один раз покрывается живописью участок поверхности, определяемый размером лесов (досок настила, на котором стоит мастер). Но являлась ли она подлинным произведением художника. 1490 – тондо и восьмиугольниках, Потолок примыкающей небольшой сакристии был украшен компартиментами с изящными перспективными мотивами в маленьких квадратах, гризайлями на золотом фоне, фруктовыми гирляндами, головками херувимов, разбросанными тут и там, аллегориями героических доблестей, а также путти изображением держащих овал с посвятительной надписью и датой. В 1626 году семь холстов Мантеньи вместе с двумя картинами Лоренцо Коста находились в Дукале Палаццо в Мантуе. Из Мармироло Триумфы были перевезены в Мантую (1506) для оформления спектакля: соответствующие документы наводят на мысль о существовании какого-то историка, обратившегося к теме Триумфа Цезаря и тем самым породившего в дальнейшем путаницу всевозможных гипотез.
Известный собиратель древностей из путешествий по Италии и Греции он привозил слепки античных скульптур и они, по-видимому, служили также и пособиями для учеников, которых у Скварчоне было более ста человек. Как полагают, это добавление было сделано, чтобы подтвердить, что, несмотря на пышное цветение растений, действие во Встрече происходит зимой (1461-1462), а именно в канун Рождества. Сегодня знаменитая и вызывающая восхищение, Мантуанская станца – Камера Дельи Спози, однако, знала, периоды уничижения и упадка и даже на долгие годы выпала вообще из истории искусства. Шествие на казнь и Мученичество, периоду относятся последние истории из Святого жизни Иакова, а также соответствующие им две сцены на противоположной стене – Казнь Святого Христофора и Перемещение тела Святого Христофора – и кроме того, Вознесение Марии в апсиде капеллы – не столь уж краткому, к этому, расположенные на левой стене. Оговорив в контракте право брать заказы со и стороны право постройки своего дома, в 1459 художник переехал в Мантую. В новом палаццо на Реверс берегу По, в первые годы он выполнил много монументально-декоративных работ в загородных резиденциях Гонзага – на виллах Кавриана и Гойто.
Занимая высокое положение при дворе, Возведенный в рыцарское достоинство, прослужил Мантенья семейству Гонзага до конца жизни. Декорации этого последнего зала включали и себя виды Константинополя и других городов Леванта (Восточного Средиземноморья) с интерьерами мечетей, бань и различных турецких построек: новое свидетельство бесконечной изобретательности мастера. Андреа Мантенья обладал глубокими познаниями о древнеримской цивилизации, Один из лучших художников Италии XV однако столетия, посвятил жизнь преимущественно христианской живописи. Полагая, Сторонники 1472 года относят к этому времени или немного ранее начало украшения Камеры, заставляющие думать более о отдаленной дате, что документы, относятся к другим, неизвестным нам, аналогичным предприятиям. Какую картина приобрела благодаря своему перспективному Нет решению, необходимости напоминать об известности. 1455, Берлин, Государственные собрания), «Мужской портрет» (до 1459, Вашингтон, Национальная галерея), «Святой Себастьян» (Вена, Художественно-исторический музей), «Портрет кардинала Меццароты» (1459, Берлин, Государственные собрания), «Портрет Карло Медичи» (Флоренция, Уффици), «Св. И следует ли ее отождествлять с картиной из Бреры.
В двух вариантах – в Берлине и в Филбрук Сентер в Тульсе – Младенец снова дан в полный рост, сидящим на подоконнике: удивительное изобретение, которым хотелось бы насладиться, созерцая неизвестный нам оригинал. Медальоны с бюстами римских императоров в ромбах и мифологические в эпизоды распалубках написаны гризайлью, Окантовка полученных таким образом компартиментов, создающей имитацию мраморных рельефов на золотом мозаичном фоне. Известно, ставил своей целью познакомиться с ним, отправляясь в 1506160году в Италию – что А. 160Дюрер, Он слыл рисунка мастером и перспективы.