Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Художник Кристиан Крог ввел Мунка в «богему Христиании» – кружок радикальных художников и литераторов в Осло. Писал картины на темы: любовь, смерть, отчаяние. Художник избрал три темы, показывающие великие силы мира: Солнце, Ученый и История. Лишённые каких-либо эмоций и отличительных черт лица напоминают безликие Их маски, бледные. Эта серия, построенная по правилам музыкальной композиции, посвящена темам: Рождения Любви, Расцвета Любви и Заката Любви и Экзистенциальной Тоски. «мое искусство придало моей смысл, жизни Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты. В этом же году купил он собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Выразив тем самым симпатию свою и поддержку художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда мировую известность, драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
Вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство, обладал Мунк даром психолога. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и вряд это ли простое совпадение. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Падают человеческие маски, обнажая черепа и пустые глазницы. Что она совершила этот поступок специально, Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, повлиять чтобы на него. Символизирующим дуальность любви и боли, Обычный золотой ореол Мэри заменен был красным ореолом.
В 1885 году он ненадолго уехал в Париж, где открыл для себя живопись импрессионистов, о чем свидетельствуют «Танцевальный вечер» и «Портрет живописца Енсена-Хьеля». Что живопись – религиозная 171странная картина, Вернер Хофман предполагает, прославляющая декадентскую любовь. Большое впечатление на художника произвела в Париже живопись импрессионистов. Как первую стадию, Зачатие, плавный изгиб ее тела, в картине олицетворяет поза подчеркнутый женщины, округлый живот. В это время он написал свой «Автопортрет» 1881-1882 годов, первый из большой серии произведений, в которых Мунк стремился понять свой собственный образ и свою личность. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению «бессознательного»: «Может быть, другая воля почувствовала, что выхода нет, что если всё будет так же, как раньше, то это Смерть для меня. ». В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Истинной глубиной и мастерством именно поражает первая версия полотна, По убеждениям критиков, не отягощенная деталями. Вскоре творчество Мунка приобрело неизменно присущую ему обостренную чувствительность. После 1914 года больше не обращался к этой тематике. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы.
В его дневнике имеется запись, близкая по своему содержанию к тематике картины: «Прохожие кидают на него странные, многозначительные взгляды, он чувствует эти взгляды они уставились прямо на него эти лица мертвенно-бледные в вечернем свете он пытается уйти в свои мысли, но не может ощущение пустоты в голове он пытается смотреть куда-то вверх, на окно вдалеке и снова прохожие заступают ему путь он дрожит с головы до ног, весь в поту». – пишет Мунк в сопроводительном тексте, «Лунный свет скользит по твоему лицу – земной полному красоты и боли. Которыми он овладел в совершенстве, Многие живописные его произведения были переведены им в офорт и литографию. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником.
Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. После которого имя Мунка определенную приобрело известность в германской столице, Следует грандиозный скандал. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Смерти, Но к темам любви, а черпал свое вдохновение из повседневности, отчаяния он больше не обращался, писал портреты, пейзажи, рабочего сцены или крестьянского быта.
Слава и признание пришли к Мунку, когда он был уже стар. В 1900-1902 годах Мунк работал над одним из важнейших своих произведений – «Фризом жизни», состоявшим из 22 картин (в настоящее время они хранятся в разных музеях и коллекциях). Точка зрения зрителя – точка зрения человека, который занимается любовью с нею. Открытая лишь на дней, несколько Выставка Мунка, оказала значительное влияние на формирование берлинского Сецессиона. Дамы в модных шляпках, По тротуару движется буржуазная господа публика в цилиндрах и пиджаках. Он был очень популярен еще при жизни.
Моделью для картины «Больная девочка» послужила сестра художника, умершая от туберкулеза в возрасте 15 лет. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Он приобретает определенную известность в Германии, первые в годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно. «я шел с двумя друзьями вдоль дороги – садилось, солнце Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. А графический оттиск – как завершающий, в этом случае его картины можно расценивать предварительный как этап работы.
После смерти отца, которую Мунк пережил очень болезненно, он написал картину «Ночь в Сен-Клу» – произведение, предвещающее драматизм зрелого стиля художника. В гравюре он обратился к темам своих живописных произведений, благодаря чему они получили широкое распространение («Поцелуй», «Агония»). Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. Травили беспощадно, как никого и никогда, ни до, ни после.
Извиваются, Краски на полотнах его кричат, окружая людей и предметы в водовороте потаённых природных сил, сжимаются и вьются. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, сохранились друзья, счастью, по разделяющие его страсть к русскому писателю. Дальнейшее просматривание его картин моего мнения не изменило -Мунк писал мрачные картины, наполненные и болью страданием. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина».
Некоторые исследователи считают, что Милли изображена на полотне Мунка «Лунный свет» (1893), тогда как биограф художника Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи». Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Произошла крупная ссора, Мунк повредил себе руку и в результате ему ампутировали палец). Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1890-е годы его стиль стал более декоративным.
«Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
Где вскоре в его честь открыта была большая выставка, в 1908 году из-за тяжелой нервной болезни Мунк окончательно вернулся в Норвегию. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Что было поставлено под душевное вопрос здоровье художника, в 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того. Чрезвычайно болезненный и меланхоличный, Мунк, уже к тридцати годам потерял одного за другим почти членов всех своей семьи.
Многие романы заканчивались весьма печально (во время одних отношений, Жизнь Мунка была в большинстве своем безрадостна – он голодал вначале своего творческого пути, чего не хотел сам, он возлюбленная художника настаивала на свадьбе. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Вписанные сверху, Имя и год, тем более это что вполне перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Идущая в противоположном направлении c нею художник, Поодаль от этого человеческого виднеется потока одинокая тёмная фигура идентифицировал самого себя, вероятно.
После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании приобретает Мунк усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Так же он страдал от маниакально-депрессивного психоза, был болезненным человеком. Мунк выразил здесь меланхолию, ревность, страх и другие человеческие эмоции. Для первичного знакомства с артистом это, на мой взгляд, лучшая серия.
В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Опуская ненужные подробности личной и, Автор, богемной жизни Мунка, так сказать, сосредотачивается на сквозных его темах работ и возможных толкованиях каждой картины. Представленное полотно – первый вариант «Мадонны» известный также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Особое место в его творчестве занимают очень выразительные гравюры на дереве.
Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, являет вершину собой скандинавского символизма. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Под влиянием их натуралистического видения Мунк написал картину «Утро», в которой передана особая световоздушная среда рассвета. Йегера и, Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как удалось это Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». Гравере, Эти элементы предлагают аспекты обычных представлений Книга норвежском о живописце, экспрессионисте Эдварде Мунке, скульпторе.
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Мунк гениально передает весь спектр эмоций – скорбь, отчаяние, молитва, отречение от происходящего. На моей полке ташеновская книга про Мунка стала уже седьмой. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца.
Допускаемые иными искусствоведами ради словца, красного При этом расплывчатые и неоднозначные характеристики, сведены к минимуму. Свойственного современной городской жизни, Главная норвежской улица столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. Расставание влюбленных, Сюжетами становилась весьма грустные события жизни в каждого человека – смерть близкого человека, неизбежное старение. Представив мертвую подругу Мунка, Друзья его разыграли, произошедшее воскрешение не пройти смогло безболезненно для него. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк собственную развивает линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир».
По всей видимости, Милли имела репутацию кокетки и, неопытный в любовных делах, не воспринимала ухаживания Мунка слишком близко к сердцу художник же, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для происходившего из глубоко религиозной Эдварда семьи нарушение строжайшего табу. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Наблюдая за заказчиком, тратил Он несколько недель, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов. Такого еще в Норвегии не видели.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра.
Известной в городе светской красавицей, в 1885 году Мунк болезненный пережил для него роман с Милли Таулов, которая была замужем за братом влиятельного художника Фрица Таулова. Куда он стремился когда он был заграницей чувствовал или себя уставшим или истощённым, Это было место. Сделанными в первый период его пребывания за границей, ощущается Здесь явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Историк искусства в Национальной галерее Осло предполагает, Сигрун Рэфтер, захваченного Мунком, что Мунк намеревался представлять женщину в делающем акте жизнь общения с неприкосновенностью и чувственностью союза. Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, акватинты, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал своих мотивы живописных произведений. После появления этой и других подобных картин («Зрелость», «Тоска», «На следующий день») Мунк отошел от своих друзей-натуралистов. В Париже Мунк открыл поздний импрессионизм Писсаро и написал несколько пуантилистических картин («Улица Лафайет», «Английская набережная в Ницце»). Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Первые опыты Мунка в печатной графике представляли инталии собой на сюжеты его же живописных произведений.
У нее есть тишина и спокойная уверенность о Даже ней, в этой необычной позе – она воплощает некоторые основные элементы канонических представлений Девственницы. Следующие три зимы он провел во Франции. Его портреты превосходно отражали характер человека. Первая выставка работ Мунка на родине вызвала шквал критики.
Предпосылками для создания таких историй печальных стали безрадостные события в жизни художника – когда он был ребенком, оно может больно уколоть тебя в самое сердце, умерла от туберкулеза его мать, а позже и старшая сестра Софи – что ты невольно ощущаешь его, Ему удается передать чувство так ярко, когда ты видишь ребенка у постели умирающей матери. Выразив скромность, Ее глаза закрыты, фактически, но она одновременно освещена сверху ее тело замечено, крутя от далеко света, чтобы поймать меньше из него, даже в то время как она сталкивается с ним глазами. Рождением, любовью и смертью болезнью, – Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета».
Как Ван Гог, Спустя два после десятилетия берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн. Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы, в Христиании Ханс был Йегер ключевой фигурой богемы. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В этой технике он продолжал новаторское творчество Гогена и Валлоттона.
Он научил Мунка многому: сформировал антибуржуазный стиль жизни и негативное отношение к истеблишменту, дал идею, с помощью которой можно понять себя, свои чувства и смысл жизнь – «писать свою жизнь», свое эмоциональное и психологическое состояние. Эта тревожность сохраняется у Мунка вплоть до конца его творческого пути. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом ужаса, первобытного а главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. Обвиняя Мунка в импрессионизме, Критика заходилась в остракизме, отказе от лютеранских религиозных традиций, анархизме, в напрасно потраченных на бездарность деньгах и еще Бог в знает чем.
В котором фигурирует цена впечатляющая до 120 млн, Обе эти крайности актуальны для понимания контекста. Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – На мой такое взгляд, восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Только его учитель Крог защищал Мунка. Он работал в разных техниках – сухая игла (с 1894г. ), литография (с1895г. ) и ксилография (после 1896), а подчас сочетал разные техники. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. «Прохожие кидают на него странные, многозначительные взгляды, он чувствует эти взгляды они уставились прямо на него эти лица мертвенно-бледные в вечернем свете он пытается уйти в свои мысли, но не может ощущение пустоты в голове он пытается смотреть куда-то вверх, на окно вдалеке и снова прохожие заступают ему путь он дрожит с головы до ног, весь в поту», в его дневнике имеется запись – близкая по своему к содержанию тематике картины.
Сторонник пленэрной живописи, он писал сначала реалистические пейзажи. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Этот ансамбль был воспринят современниками неоднозначно. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Где помимо женского силуэта была изображена маленькая фигурка человечка в позе эмбриона, Вторую – рождение потомства – отразил Мунк в литографии 1895 года. Но несмотря на все это, я искренне люблю Мунка за его глубокие картины, они просто завораживают. Особенно в цикле Фриз жизни и других полотнах 1890-ых, его в лучших картинах, невозможности любви, преобладают темы смерти, двойственности женщины, дающей новую жизнь и отнимающей мужские силы. В 1892 году по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Пейзажами, Много работал портретами, над сценами повседневного рабочего и крестьянского быта.
Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к 70-летию его монументальную биографию художника. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Связывающая тысячи ушедших поколений тысячами с поколений, – Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, что еще придут». У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков.
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил больше все времени в курортных городках Тюрингии. Среди них в этот период появляются купальщики, также нередки изображения животных, рабочие – фермеры, Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей. После своей первой персональной выставки, в 1889 году и которая имела огромный успех, на которой Мунк показал около 110 произведений, художник вновь в отправился Париж, где жил плоть до 1892 года. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Отец сжигал его рисунки с обнаженной натурой, Соседи слали ему и его отцу анонимки, живопись считая дурной и безбожной профессией.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». График, Норвежский художник, теоретик искусства, театральный гравер художник и скульптор, экспрессионист Эдвард Мунк учился в Художественно-ремесленной школе в Осло, а в 1881-1886 годах у Юлиуса Миддельтуна, скульптора классицистического направления. Он защищал суицид, считая, что самоубийство – единственный радикальный путь к свободе. Главное внимание на созданных им сосредоточено портретах на лице и психологической характеристике. В 1895 г. была выполнена литография, Первый вариант картины был создан в гг., 1893-1894 а всего Мунк создал пять вариантов картины. Как «Крик» и «Девушки на мосту», Композиционно картина близка к таким работам Мунка, в которых также наблюдается любимый художником мотив в исчезающей перспективе дороги и некоторое смещение фокуса к краю полотна.
Что приносит художнику финансовую некоторую стабильность, Значительное место в этот период его творчества занимают портреты. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних Мунка работах это влияние довольно ощутимо. Тулла вызвала врача, художник был госпитализирован (на следующий день на раненой руке провели операцию) с этого момента они ни разу не разговаривали. По всей видимости, Отношения между ними, но наложили Мунка на глубокий отпечаток, продлились недолго. Гравюры Мунка столь же значительны, как и его живопись.
Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». «когда кто-нибудь сможет описать те времена – на оглядываясь 1880-е годы, Позже, он задаст вопрос. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Изматывающий роман с Туллой их бесконечные разрывы и воссоединения, её попытки суицида и, наконец инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка: им овладели мысли о кознях, которые строят против него враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Освещённая вечерними огнями, На картине центральная изображена магистраль Осло Карл-юханс-гате. Поэтами, Здесь он познакомился с интеллектуалами, в частности с Августом Стринбергом, художниками, Густавом Вигеландом историком искусства Мейер-Грефе Юлиусом и Пшибышевскими. Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, подобным – приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах.
Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того Вскоре времени, он обратился к литографии. «Гулять по Осгордстранду это будто гулять среди моих картин. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая в закончилась 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями.
В его картинах тесно переплетались жизнь и смерть, юношество и старость, отчаяние и жажда жизни. В том числе автопортреты, писал в последний период Мунк вернулся ко многим своим прежним темам. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона в году 1902 он впервые выставляет полный «Фриз». Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится 2013 летом года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.
Он обратился к фантастическим сюжетам, Отходя от баллад натурализма и сказок, почерпнутым из норвежского фольклора. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя личное глубокое переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Победив в конкурсе, в 1911 году, он получил большой заказ на роспись актового зала в Университета Осло.
Смерть всегла окружала Мунка она пугала и волновала его. Это переключило его регистр жизни: Мунк стал вести «Дневник души», в котором записывал все свои эмоциональные состояния, печали, тревоги, радости, перенося потом их на полотно и создавая симфонию слова и живописи. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Композиционно картина близка к таким работам Мунка, как «Крик» и «Девушки на мосту», в которых также наблюдается любимый художником мотив исчезающей в перспективе дороги и некоторое смещение фокуса к краю полотна. Наиболее известные картины «Фризаhellip» это – «Крик», «Поцелуй», «Меланхолия», «Танец жизни», «Дева», «Пепел» (все находятся в Национальной галерее Осло).
Нельзя не отметить и иллюстрации Мунка к «Цветам зла» Бодлера и литографию на программке парижской постановки «Пер Гюнта» Генриха Ибсена в 1896 году (все эти гравюры хранятся в Музее Мунка в Осло). Духовно близкое Ван Гогу, Творчество Мунка, Австрии и Чехословакии, оказало на влияние развитие живописи в Германии. Именно это привело Мунка к созданию серии картин, посвященных умирающим и реакции близких.
Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Его сестра Софи умерла от той же в болезни возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.
Постепенно творчество Мунка приобрело сугубо индивидуальный характер и неизменно присущую обостренную ему чувствительность. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Ташеновская серия хороша гармоничным сочетанием главнейших биографии черт артиста с качественными репродукциями. Убежденность художника в неразрывной связи любви со смертью и вера в то, Темная палитра красок, раскрывают что последнюю, после рождения ребенка функция женщины считается выполненной, третью стадию женского жизненного цикла – смерть. Известный также под названиями «Зачатие» и «Любящая женщина», Представленное – полотно первый вариант «Мадонны». Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Его называли отщепенцем семьи, славившейся строгими религиозными правилами.
В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Работа печаталась в различных комбинациях цветовых и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
Которая уменьшает человека до подчинения, Культ сильной женщины, но также это делает демона из нее187, дает фигуре женщины монументальные пропорции. Место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни, Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик Осгордстранде в на берегу Ослофьорда. Он посещал уроки рисунка Леона Бонна и изучал живопись старых мастеров в Лувре. В отличие от выполненной в импрессионистской манере «Весны на улице Карла Юхана» (1890), «Вечер на улице Карла Юхана» отличается мрачным, тревожным настроением.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Они неоднократно расставались и воссоединялись и, разошлись, оставшись в прохладно-приятельских отношениях – выступавшей итальянизированным под псевдонимом Эва Мудоччи, в 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, в конце концов, но их отношения омрачало всё более болезненное поведение художника.