Левитан не мог в этих своих работах такие передавать глубокие чувства и идеи, Разумеется, как в русских пейзажах. В картине абсолютно исчезает берега кусок справа, Наконец, окружая утлый обрыв с церковкой и кладбищем и водное пространство широко разливается. Так, те же самые средства, которые создают пространственность и воздушность пейзажа, помогают его построению на плоскости листа, что так важно именно в рисунке. Тишина, покой, чуть меланхолическая поэзия Венеции. Об умении выбрать мотив и скомпоновать пейзаж говорят уже его рисунки 18831886 годов, помещавшиеся в журналах «Радуга» и «Эпоха».
Как и всегда, Они, штудией являлись натуры и варьированием заинтересовавшего художника мотива. Фиксирующего натуру, Часто сама беглая набросочность рисунка, делает его эмоционально особенно выразительным. Которые одновременно и очень экспрессивны, Левитан рисует сейчас очень мягким карандашом широкими линиями, очень и живописны.
Этот срез предмета одновременно и подчеркивает «правду видения» как бы прямо из натуры выкадрированного вида и фиксирует передний план, совпадающий с плоскостью листа. Который можно видеть в самых первых живописных работах Левитана, Но этот столь детализированный и отдаленный рисунок уже ушел вперед от того способа трактовки форм, как таких «Солнечный день. Точно так же перовой рисунок «Гумно» и офорт «Дорога в лесу» Левитана сочетаются в единстве образных и живописных решений с его картинами конца 90-х годов и никак не сочетаются с работами 80-х первой половины 90-х годов. Даже набрасывая с натуры заинтересовавший его пейзаж озера с лесистым берегом и лодкой рыболовов, Левитан мыслит его как картину и соответственно очерчивает (Третьяковская галерея). Если это собственно рисунки, Даже в том случае, как, то есть работы в материале, одноцветном например, «Серый день.
В более развитом виде мы находим эту манеру рисунка в таких вещах, как «Лесная тропинка» или «Поселок» 1884 года. В самом деле рисунки Левитана никогда не подвергались еще самостоятельному исследованию. Что в основе всякой изображенной им лежит формы ее точное знание и пристальное изучение и именно потому, как бы одним-двумя мазками, она и может передаваться без сухости и мелочной выписанности. Достоин внимания рисунок «Шхуна в заливе» (частное собрание), не входящий в этот альбомчик и датируемый 1896 годом. Что они показывают живую отзывчивость Левитана на современность, Эти интересны рисунки и тем. В основе его картин всегда лежит верный и крепкий рисунок.
Очевидно, Левитан предполагал писать на этот сюжет картину. Есть здесь и рисунки, оставшиеся самостоятельными и дополняющие своими образами «деревенскую сюиту» Левитана. Либо более длительные с этюды натуры, Это либо беглые первичные наброски или эскизы к картинам. Основанной на чисто цветовом построении, Перед нами как бы варианта два решения обобщенного образа природы в живописи. Вот таким мастерством Левитан, несомненно, владел. Они вместе с тем уже содержат в себе элементы композиции будущей картины, Являясь в какой-то мере изображением натуры, причем композиция горизонтального рисунка очень к близка окончательному варианту. Недавно обнаружился рисуночный вариант известного этюда «Мостик» (частное собрание) 1884 года. Которая завершилась в переходе от эскиза маслом к законченной большой картине, Уже в этих вариантах двух началась та работа.
Цитаты из Лермонтова, Баратынского и других поэтов мы находим в письмах Левитана. Рисунок этот можно сравнить с единственным офортом Левитана «Дорога в лесу» исполненным как раз в это время, в 1899 году. Как брал Левитан натуру в рисунке, Хотя порой трудно установить различие между этюдом и это эскизом не снимает вопроса о том. Пейзаж «Октябрь» с его обобщенностью образа и форм, с такой же обобщенностью колорита органично можно было трактовать в офорте, но для воспроизведения в офорте совсем не подходит пейзаж того же Серова «Заросший пруд» 1888 года. Передающих тональные переходы, Она не заключается в штриховке или растушевке, что сама линия оказывается похожей на мазок кисти, а в том. Возвратимся к рисунку с мотивом берега и лодки. Акварель «Ночь.
Варьируя тему «стогов сена в лунную ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Манера акварели широкая, свободная, чрезвычайно выразительная. центральный театральный музей им. Золотой Плес», 1889 «После дождя. Которые присущи вообще многим поздним работам Левитана, в обеих группах акварелей налицо те известной черты декоративности. В роще.
Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Перед нами, Таким образом, один из тех набросков, очевидно, в которых поиски проходили композиции. Левитан не был таким рисовальщиком, не был «графиком», как Шишкин.
Две акварели 1888 года «На реке» (Русский музей) и «После дождя» (частное собрание), являющиеся этюдами к картине «После дождя. Так как оно обычно уничтожает смысл метафоры, Само по себе иллюстрирование лирического стихотворения пейзажного вещь трудная и малоцелесообразная, превращая ее в реальный пейзаж. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника).
В ней он потерял всю живость и изящество линий. Она проникнута тонким настроением, какой-то грустной задумчивостью. Что, Дело осложняется тем, Левитан, как известно, особенно в последние годы жизни, любил возвращаться к старым и мотивам использовать прежние этюды для писания по ним новых картин. Переезд дался очень тяжело, семья жила в бедности. Драматические его контрасты, в отличие от рисунка в этой акварели Левитана интересуют образом главным освещение.
И нам трудно судить о многих из них, Но плохая техника воспроизведения в деревянном ремесленном клише и в такой же зачастую литографии снижала сильно качество рисунков. Что вряд ли предположение, правильно Это заставляет думать, по тамошней церкви, что эта церковь была внесена в картину уже в Плесе. О тонком чувстве детали, о стремлении к верности ее изображения говорит рисунок «Кормовая часть баржи» (Третьяковская галерея). Динамичной и свободной манере далеко ушел не только от ранних работ 80-х годов с их подробной натуры, передачей Этот рисунок в своей широкой, которые мы находим в известном альбомчике 18901895 годов, но даже и от таких гораздо более уверенных и вместе с тем лаконичных зарисовок, содержащем зарисовки из первой поездки за границу, а также волжские виды. Внутреннее единство и цельность природы картины выступают как обобщенность форм и цветовых пятен в широте акварельной живописной манеры. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине «Золотая осень» (1895, там же).
Очаровательный рисунок «Разлив» 1885 года полон воздуха несколькими линиями и штрихами переданы прозрачная гладь воды, ее широкий разлив. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. А тени от тех из них, Стоят в молчании стволы деревьев, вводят его самого в сказочное царство ночного леса, которые бы как находятся за спиной у зрителя. Такова, например, работа «Деревенька под снегом» (частное собрание), в которой превосходно использован охристый тон бумаги в сочетании с белой гуашью изображающий снег и растушкой, придающей рисунку воздушность. Что Левитан поэтически воспринимал и хорошо изображал только русскую природу, Прекрасные рисунки и акварели первой из поездки Левитана за границу в 1890 году подтверждают ошибочность распространенного суждения.
Начиная с ранних произведений в Саввинской слободе, Рисунки дают возможность наглядно проследить это на протяжении всего творчества художника, казалось бы, когда он, был целиком поглощен этюдированием изучением природы и открывшейся ему в работе на пленэре прелести солнечного света. Вспомним, что В. А. Серов воспроизвел в офорте свой пейзаж «Октябрь» 1895 года, в котором он решал задачи, сходные с теми, которые ставил Левитан в таких поздних своих пейзажах, как «Сумерки» или «Стога». Которые мы видим в картине, в вертикальном рисунке они ближе тем, к вместо ампирной, колокольня шатровая изображенной в горизонтальном рисунке. Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам например, картине «У омута» (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина «Русалка», особую одухотворенность.
Но отнюдь не следует, что природа Франции, Италии, Швейцарии оставляла его равнодушным. Речка» (частное собрание) 1880-х годов, то выполнены они в «живописной манере», с тональной растушкой и переходами тонов, как в живописи. Сквозь призму которых она воспринимается художником, Природа в его картинах сложнейшими одухотворена эмоциями, а затем и зрителем. Картина «Тихая обитель» 1890 года была одним из первых не натурных, а «сочиненных» пейзажей Левитана. Это та живопись богатейшей разработки цвета в пределах малого количества цветов, колоритность при относительно сдержанной приглушенности, которые присущи таким работам, как «Сумерки» и которые также связаны с поисками высокой меры обобщенности и заостренной выразительности образа.
Что уже более уверенно прозвучит первом в значительном достижении юного художника картине «Осенний день, в рисунках мы видим как бы преддверие того. Придавая им лишь с помощью колорита, последние в годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, без всяких фантазий подобие будничного чуда. 1900, Русь», Русский музей) является наперекор смертельной болезни едва ли самым не мажорным произведением художника.
Менее тонко, но эффектно применена техника гуаши на тонированной бумаге в сочетании с жирными линиями карандаша в работе «Пейзаж с луной» (Русский музей) 1880-х годов. Уроки французского, которые давал отец, приносили гроши. Насколько огрублялся рисунок даже в сравнительно хорошо выполненной литографии, показывает сравнение уже упоминавшегося рисунка «Осень» со сделанной по нему литографией. Но, Но рисунок Левитана не только не стал менее точным, явился развитием умения одной очертить линией форму, напротив, наметить предмет. Но ведь недаром Левитан так владел этим «композиционным видением», что оно проявлялось даже в самом расположении наброска на листке альбомчика, как мы это отмечаем, например, в рисунке «Развалины замка Дория» (Третьяковская галерея). Так что справа деревца выходят на первый план, Недаром ведь и ряд тонкоствольных деревьев расположен по несколько диагонали, поддерживая расположение еловых ветвей.
Луна над лесом» (частное собрание) является редким примером обращения Левитана к иллюстрации. Мы замечаем, Сравнивая рисунок с этой репродукцией изображение что повернуто в обратную сторону. Еще более ясно мы можем это наблюдать позднее, уже в конце творчества художника, в замечательном по своей выразительности и красоте рисунке «Стволы деревьев (Третьяковская галерея) 1890-х годов. Жилино близ Кинешмы» (Третьяковская галерея) с его изображением и домиков внизу на первом плане и стены леса за ними на крутизне берега и реки и заречных далей. В еще большей мере эта «пейзажность» присуща акварели «Вечер.
Переходной мостик над ним, Превосходно выявлено зданий отношение к узкому каналу, покачивание на легкой зыби стоящих на приколе гондол. Как нежны, грациозны и лиричны эти тонкие искривленные стволы, как тают в тумане верхушки деревьев, как пронизан сыростью воздух. В сменяющемся освещении эта последняя ближе акварель к картине, в богатой и сложной игре светотени. Уже ранние работы порой художника напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом («Осенний день. Тремя годами раньше, в 1870 году, туда же поступил на обучение и старший брат Авель (Адольф), который возможно и повлиял на выбор профессии Исаака. Здесь мы видим тот прием рисования деревьев и промежутков между ними сильными и жирными линиями, который так красиво выступает в рисунке «Окраина деревни» (Третьяковская галерея). Сумерки» (Третьяковская галерея). Недавно обнаружившийся рисунок пером «Платформа.
Рисунок представляется более «пейзажным», чем картина. О двух набросках с натуры «Перед грозой», как исходных, писалось не раз и здесь нет надобности повторять, что первая мысль картины зародилась у Левитана под впечатлением от надвигающейся грозы и как бы притихшей, насторожившейся природы. Вызванного общим усилением пространственности изображения, стали Они невозможны теперь вследствие увеличения ширины реки. В оформлении которых участвовал Но Левитан, по сюжету он не подходит ни к одной из тех опер.
Таковы из ранних рисунков набросок к «Первой зелени» 1883 года, рисунок «Разлив» 1885 года, полный очарования, наброски строений и деревьев в Бордигере 1890 года, рисунок «Решма», а из поздних такие акварели, как «Зимний день» 1890-х годов или рисунок пером «Гумно. Путь создания новых образов и новых картин решений природы, Так органично от начала и до конца прослеживается по рисунками акварелям Левитана его большой творческий путь. Среди этих рисунков мы найдем и такие, которые послужили эскизами для картин, как, например, рисунки «Избы», «Летний вечер. Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна, создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895 «Озеро.
Это рисунки и акварель, связанные с декорацией для оперы «Иван Сусанин» изображавшей ворота Ипатьевского монастыря (Третьяковская галерея и Гос. Показывают, Плес» 1889 года, как интересовала Левитана изменчивости передача летнего ненастного дня. В первом случае эта обобщенность дается прямо и непосредственно. Левитан укоротил ненужное пространство первом на плане, Компонуя большой холст, справа и слева от плотины. Левитан использует для выражения этой «сквозности» мотив тонких оголенных деревьев, сквозь которые мы видим реку и дальний берег. Лишь намеком давая формы и сосредоточивая внимание на эмоциональном световых звучании контрастов и на композиционном размещении пятен, Он исполняет акварель в широкой набросочной манере.
Небольшая картина «Берег Средиземного моря» 1890 года является одной из лучших, тончайших марин в русской живописи. Солнечный день», 1897 «Сумерки, Стога», 1899) и даже при известной стилизации («Поля», 1899). Не могут не тронуть своим лиризмом, тонким чувством красоты в самом простом, но тесно связанном с жизнью человека мотиве зарисовки скромных каменных крестьянских домиков и тонкоствольных деревцев использованные в картине «Близ Бордигеры». Мастерское владение техникой акварели сказываются в его таких шедеврах, Вся тонкая поэтичность левитановского переживания природы, как «Туман. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой звучной и картине «Золотая осень» (1895, там же).
С деталями, Сама плотина рисунке в изображена сложнее, которые художник отбросил в картине. Не только выразительность движения накренившегося набок судна, в нем простейшими линейными средствами переданы не только пространство залива, ее зеркальность и каменистость дальнего но берега и сама прозрачность воды. Небо еще без тех мрачных рваных облаков, которые появились в картине. Рисунки Левитана далеко не использованы для анализа творческого процесса создания картин.
Сделанные художником для самого себя наброски разных композиций на одном листе («Строения у воды. Изображение стало компактнее и внимание сосредоточилось на самой плотине. Ведь суть этого полотна не заключается в воспроизведении барж и пароходов на Волге, в самом деле, царящего на ней оживления, а в передаче общей пейзажной картины летнего ветреного дня на большой реке, которое так хорошо связывается с движением облаков на небе, с рябью воды, со всем тем веселым и задорным ритмом, который пронизывает изображение. Рисуя с натуры, Левитан затем обрамляет свой рисунок, как бы «кадрируя» его, отбрасывая с боков лишнее, находя нужный формат и отношение пространства к предметам.
Здесь Левитан сделал зарисовки и по ним уже в Плесе писал свою картину. Если в акварели «Туман» воздушная среда непосредственно передавалась, была как бы предметом изображения, то здесь воздух ощущается и благодаря прозрачной сетке деревьев и в облачности неба и в отражениях на воде. Как уже говорилось, Самостоятельные станковые рисунки и в особенности акварели Левитана, а порой являются разновидностью ее в ином материале, близки к его живописи. Что так поступали и такие блестящие рисовальщики, Но мы знаем, который более, как И. Е. Репин или в И. И. Шишкин, особенности чем кто-либо из передвижников, ценил и любил графику. Акварель в тонкости своей красочной гаммы очень музыкальна, словно беззвучно ощутимая минорная мелодия осенней тишины. Опираясь на творческие достижения своих предшественников, он обогатил их введением раннее не привлекавших внимание пейзажных мотивов использованием новых приемов образного воплощения.
Это первое в русской живописи пейзажное, поэтическое восприятие железной дороги. Как исполнение рисунка на тонированной и мелованной бумаге, прием, Этот шли у Левитана от практики его ранних работ для журнальных приложений, вероятно, где они воспроизводились в технике литографии с подцветкой. Он не остался без следа и мы вспомним о нем в варианте «Тихой обители» картине «Вечерний звон» 1892 года.
Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на Волге», 1888 «Вечер. Мы видели, что эти его произведения, рассмотренные как с точки зрения их связей с картинами и работой над последними, так и с точки зрения их собственного значения, представляют большой интерес и ценность. То темными, Когда мы следим за облаками, за показывающимися в прорывах клочками неба, то светлеющими, за сменой светлых, освещенных и затемненных частей нам воды кажется, что облака движутся, наплывают друг на друга, что вода течет и мы видим, как дрожит рябь на поверхности воды. Это характерная для того времени манера рисунка, основанного преимущественно на светотеневом решении изображения, в которой один и тот же, в сущности, прием линейной штриховки применяется для передачи как предметов (например, листвы, травы, еловой хвои, бревен и теса построек), так и теней. Вот таким образом он может давать их лишь намеком.
Различные настроения и эмоции, в своих рисунках и акварелях он передает также в образах и состояниях природы жизнь человеческих чувств. Рисунки и акварели Левитана составляют органическую часть его творчества. Мы видим и действительно и их кору, как внимательно и тщательно воспроизводит Левитан в этом рисунке причудливые и корявые формы ствола и ветвей дерева и листки на ветке и падающую от них тень. Если в некоторых ранних вещах мы еще чувствуем следы традиции А. К. Саврасова и в выборов мотива и в его трактовке, то в «Деревеньке под снегом», акварелях «Заросший пруд» и «Деревня. Первый вариант с его прямой передачей воздушности, с соответствующей мягкостью и округлостью очертаний предметов как бы «смазанностью» форм и широкой манерой работы кистью находит свое продолжение в таких акварелях, как «Ранняя весна» и «Пруд» (обе частное собрание) 1897 года.
Черных, Эту цветность мы ощущаем в сопоставлении пятен серых и глубоких, жирно проведенных линий. Это стремление уже при самом выборе натурного вида взять его так, чтобы он был «композиционен», развивается в творчестве Левитана с годами. ЛЕВИТАН Исаак Ильич 18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) 22 июля (4 августа) 1900, Москва, русский художник-передвижник.
Рисуя той же, в сущности, манерой и так же намечая градации светлого и темного разной степенью нажима карандаша, Левитан самой этой светотенью стремится передать воздух, атмосферу весеннего солнечного дня. Рисунок «Ствол старого дерева» (Третьяковская галерея) 1883 года относится к тому раннему, так называемому останкинскому периоду, когда юный Левитан старательно штудировал натуру, «когда он работал с огромной энергией изучая ландшафт в его деталях с мельчайшими подробностями». Которую мы находим в его волжских видах с их баржами и пароходами, Оно зачинает собой ту сюжетную в современность пейзажах Левитана. В одной он, делает те или иные уступки стилизации, а в другой полностью подчиняет их своей основной реалистической направленности понимания и художественного истолкования природы – мы видим в поздних акварелях Левитана то же сосуществование тенденций, двух Так, стремясь к обобщенности изображения и повышенной экспрессивной выразительности образа, как и в его картинах. Предмет, форма в его произведениях всегда верны посуществу, в своей структуре. Темнеющих кустов и заднего вагона удаляющегося поезда с сигнальными Оно огнями, очень поэтично в своей передаче вечернего пейзажа. Сын железнодорожного служащего.
Вероятно, эскизом декорации является и рисунок «Лунная ночь в парке» (частное собрание). Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись. Сумерки», в какой-то мере использованный в картине «Сумерки». Они равны по своей художественной Очень значимости, разные по образам, по богатству содержания. На окраине деревушки.
Работая над картиной «Свежий ветер», Левитан не только пишет этюд с натуры маслом, делает композиционный рисунок, но и специально изучает строение барж и их оснастку. Которые он знал во множестве и любил декламировать, Об этой его любви стихам, к неоднократно говорится в воспоминаниях современников. В 1870 году, Тремя годами раньше, который возможно и повлиял на выбор профессии Исаака, туда поступил же на обучение и старший брат Авель (Адольф).
Ранняя весна», также очень свободно и живо написанная. Плес», 1889 а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Что Левитан снова не ограничился одной зарисовкой поразившей его воображение картины, Но стоит подчеркнуть то обстоятельство, подняв горизонт и тем самым усилив впечатление грандиозности пространства и контраст между величием неба, а варьировал ее в другом рисунке, водных далей малостью и пригорка с его церковью и рощей. При всем пленительном изяществе этого рисунка он в своей «графичности» в общем, не показателен для Левитана. Пейзаж.
Неповторимое переживание, в движении карандаша как непосредственно бы запечатлелось живое, тем, очарованность художника созерцаемой природой, что он сумел подглядеть и подслушать в ее жизни. Этот мотив будет связан как раз с подчеркиванием глади воды в этой картине, где представлен гораздо больший разворот пространства, нежели в «Тихой обители». Но Левитан не хочет и не может ограничиться только общим впечатлением, приблизительным намеком, а создает картину, проработанную и верную во всех своих частях и деталях. Какое большое значение придавал Левитан построению композиционному своих пейзажей, в связи с этим интересно отметить. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи.
Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Освоение этой части художественного наследия Левитана позволяет нам лучше уяснить характер и эволюцию его творчества целом в и доставляет радость непосредственного наслаждения рисунками и акварелями. Закат» (Третьяковская галерея) 1890-х годов в сочетании пятен заливок сепией с рисунком пером. В различных местах Московской и Тверской губерний в Крыму (1886, 1899), Работал также в Останкине в (1880-1883), Италии, на Волге (1887-1890), Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг. ). Заменив фронтальное изображение ворот расположением диагональным стены с башней и воротами, Он преобразовал композицию. Начиная от энергично, Одновременно со штриховым рисунком мы можем проследить и развитие рисунка линейного, леса, несколькими линиями намеченного изображения рельсов облаков и досок платформы в наброске «Платформа.
Это, прежде всего, два изображения монастыря, один в вертикальном, другой в горизонтальном формате (Третьяковская галерея). В акварели «После дождя» состояние более спокойное, в акварели «На реке» усиливаются движение облаков и в особенности рябь на воде и колеблющиеся отражения в ней темных барж. Мы замечаем, Сравнивая архитектурные формы церквей в обоих композиционных рисунках, виднеющаяся справа, что если церковь, остается той же пятиглавой, кубической, то формы церкви слева и ее колокольни меняются. Тот же мотив мы видим в рисунке «Высокий берег реки с лодкой и намеченным мостиком» (Третьяковская галерея). Как хорошо умеет молодой художник разбираться в пространственных планах и строить их на тональной основе, в рисунках обоих надо отметить. Ранняя весна» 1888 года или композиционные наброски пером «Опушка леса» и «На опушке леса» 1896 года с мотивами то летнего вечера, то солнечного полдня с короной лучей скрытого за облаками солнца.
В той мере, Рассматриваемая работа удалась, а созвучна скорее его настроению, в какой она не иллюстрирует стихотворение. Именно это сообщает картине ее «настроение», является средством развертывания ее содержания во времени как смены, движения основного переживания. Ранняя весна» (1888, частное собрание) перед нами уже сложившаяся левитановская манера. Околица» и рисунок пером «Гумно.
Они живее и непосредственнее. Что рисунок, При этом могло быть и так, впоследствии использовался для создания по нему сделанный картины, в свое время как самостоятельный. Он дает проработку всех деталей будь то баржи, Сохраняя общность пейзажного изображения и свежесть как сразу бы схваченного вида, будь то пароход или их формы и пестрая раскраска, наконец, рябь на воде. Эти навыки возрастали в упражнениях на вечерах у В. Д. Поленова, а затем на шмаровинских «средах». Поражает умение буквально несколькими штрихами передать и большое пространство поля и рощицу и кустарник в рисунке «Поле» (Третьяковская галерея) 1880-х годов, чрезвычайно тонком и каком-то даже нежном в лиризме самих изобразительных средств. Его чувства ответственности за свое искусство, Перед свидетельство нами исключительной добросовестности художника. О котором мы читаем в письмах Левитана, Восхищение Альпами, в и особенности их изображения говорят совсем о другом. Много показательных примеров дают здесь листки упомянутого альбомчика 18901898 годов (Третьяковская галерея).
Хочется оказаться там, на Глядя этот пейзаж, среди девственно-чистой природы и бескрайних полей, на той поляне. В особенности в своих поздних работах, Художник, как их схватывает глаз, передает формы так, но, по сути дела, они изображены, он как их не только видит, но и знает, то есть не в субъективности восприятия, а в объективности их бытия. Конечно, Но в силу специфики изобразительного искусства он не смог, которая противопоставляется в стихах ненастной осенней погоде, передать той встающей перед взором мысленным поэта картины пленительной южной лунной ночи, противопоставляется как мечта мрачной действительности. Деревенской улицей, в последние годы жизни художника очень увлекал сюжет деревни с избами, со стогами сараями и околицами и задворками. Сравнивая рисунок (Третьяковская галерея), эскиз «Свежего ветра», представляющий композицию картины в целом, с этюдом маслом, мы снова убеждаемся, как много работал Левитан над композиционной «утряской», над приданием композиции определенной картинной тектоники и стройности.
Композиционному пейзажному рисунку по наброскам и по Левитан памяти обучался еще в мастерской А. К. Саврасова в Училище живописи. Дело не в том, Таким образом и даже не в том, много или мало найдем мы в творческом наследии художника самостоятельных рисунков и акварелей, является ли данное самостоятельным произведение или было этюдом или эскизом. Свободнее передает ее несколькими простыми, Левитан теперь гораздо лучше знает натуру увереннее и чрезвычайно выразительными линиями. Сокольники», 1879). Тончайшими оттенками рыже-розовых зеленоватых и тонов передает Левитан осеннюю березовую рощу в туманный день. Осень» (Русский музей) 1899 года и «Осень» (Третьяковская галерея) 1890-х годов.
Это обеспечивает ясность и определенность форм природы и в таких картинах, где все находится в движении, кажется запечатленным мгновенно, как это представляется, когда глядишь на «Березовую рощу» или «Свежий ветер». Волга», 1891-95 все Третьяковская галерея). Насколько полюбился Левитану этот мотив, свидетельствует повторение картины (1890) в пастели, в которой еще усилился контраст между домиками и горами за ними, между домиками и тонкими, хрупкими деревцами. Характерен в этом отношении рисунок «В поле. Что говорилось выше о четком и верном рисунке, Здесь стоит вспомнить то, являющемся левитановских основой картин. В рисунке платформа дана справа, а в репродукции слева.
Что именно ощущение, Вспомним, произвело такое впечатление на Чехова, как будто входишь сам в этот пейзаж и погружаешься в его благостную вечернюю тишину, что он описал его в одном из своих произведений. Поезд только что подходит, а на картине он был изображен стоящим около платформы. Юный художник был, очевидно, действительно увлечен мотивом вечернего поезда, о чем рассказывает С. М. Шпицер в своих воспоминаниях, если он не удовлетворился одним изображением, но дал и второе. Так, превосходно использует он в акварели «Заросший пруд» крупнозернистую бумагу «торшон», чтобы создать живую, динамичную игру цвета и света, наполнить изображение светом и воздухом.
Его можно сопоставить с уже упоминавшимися композиционными импровизациями в рисунках пером 1896 года «Опушка леса» и «На опушке леса» (Третьяковская галерея). Приближающийся поезд» (Третьяковская галерея) можно считать эскизом для несохранившейся картины 1879 года «Вечер после дождя». Удаляющийся поезд» (частное собрание). Часто таким живым очарованием исполнены и его «импровизации», по памяти, какой представляется акварель «Деревня.
Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Заметив художественные задатки в младшем брате, Авель часто брал его с собой на выставки. Внося в него то, Вместе с тем он начинает обогащать колористически рисунок, что он находит в работе красками на натуре.
Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее» и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы. Вся острая выразительность такого сочетания видна в эскизном рисунке «Закат. Ваяния и зодчества, в 1873-1885 мастер будущий учился в Московском училище живописи, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. Характеризуя работу художников над декорациями для Мамонтовской оперы, открывшую новый этап в театрально-декорационном искусстве, Н. В. Поленова усматривала ее новаторство в том, что «они бросили принятый дотоле способ вырезных деревьев с подробно написанными листьями, а просто писали талантливые картины». Чему он придавал, Левитан в таких рисунках приучался компоновать изображение по памяти и воображению, всегда большое значение, как его свидетельствуют ученики. В которой дано уже действительно пейзажное решение с передачей освещения и создаваемого настроения, этому По наброску делалась гораздо более разработанная акварель.
В этом отношении рисунок «Заросший пруд» (частное собрание) дополняет известные нам живописные варианты этого мотива. Все это особенно бросается в глаза при сопоставлении этой чудесной, до конца реалистической акварели с такой работой, как «У реки» (частное собрание) 1890-х годов (. ), в которой черты декоративной стилизованности выступают наиболее явно. Ветряная мельница» 1870-х годов или «Склон высокого берега» (оба Третьяковская галерея) 1880-х годов. Можно думать, что он сделан по воображению на одной из шмаровинских «сред» в то время, когда Левитан работал над этим мотивом в живописи и был им увлечен. Сумерки» и другие. Обнаруживающий, Интересен сам этого мотив рисунка, тягу Левитана в это время к особым эффектам освещения, как и изображения закатов и лунных ночей в живописи.
Об этом говорят как характер композиции с явными кулисами, так и сам мотив рисунка и наконец, то, что он разбит на клетки для перенесения его на большего размера полотно. Сокольники» (Третьяковская галерея) 1879 года. Акварель «Осень» также строится на тончайших цветовых отношениях и принадлежит к числу наиболее «живописных» поздних работ Левитана. Тут были вещи такой значимости, как эскиз несохранившейся ранней картины Левитана «Вечер после дождя» («Салтыковская платформа») 1879 года, набросок к «Первой зелени» 1883 года и другие. Интересна гораздо большая пространственность рисунка с его высоким небом и облаками.
Что в 1885 Левитан году работал под руководством Поленова над декорациями для Мамонтовского театра, Известно. «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее» – и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое природы, чувство Художник пишет другу о его пьесе «Чайка» (в 1899). Для усиления живописности применено процарапывание. Голубые, Здесь розовые, белые, бордовые, желтые и нежно сиреневые мелкие цветки органично сочетаются с плотным ковром зеленым разнотравья. семья Левитана переехала в Москву.
Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца) и весь драматизм положения евреев в царской России. Сравнивая картину с натурным этюдом, мы видим, как Левитан освещением неба, его контрастом с облаками, отражениями в воде, тенями в кустарнике усиливает эмоциональную выразительность пейзажа, придавая ему таинственность, нечто сказочное и соответствующее представлению о «гиблом месте». Но даже в этом отношении сделано меньше, чем нужно. По рисунку с натуры была выполнена литография для журнала «Россия». Беглой, Это рисование живой, очерчивающей контуры линией легкой с подтушевкой росчерком постепенно становится у Левитана все более мастерским и выразительным. Что во второй группе при этом менее затрагивается сама трактовка образа, Представляется, в то время как в первой в форм обобщении присутствует момент стилизации.
Богатство и сложность ее световых переходов подобны тем, которые мы найдем в это время в подготовительных акварелях к картине «После дождя». Основанного преимущественно на контуре и передаче светотени путем различной степени нажима графитного карандаша, Этим задачам точной фиксации формы и фактуры предмета вся подчинена манера рисунка. Рисунок карандашом (Третьяковская галерея) ближе к натурному этюду и, вероятно, также исполнен с натуры. Они разнятся главным образом изображением облачного неба воды и Мало отличающиеся друг от друга по композиции и взятые на натуре. Наряду с экспрессивностью рисунок становится все более «живописным». Развивая преимущественно ту линию национального лирического пейзажа, Исаак Ильич Левитан выступил как достойный сложившейся преемник демократической традиции в русской пейзажной живописи, начало которой положил еще Венецианов и окончательно утвердил в 70-х годах А. К. Саврасов и Ф. А.
Действительно, в этом изображении большая мрачная масса леса, клубящиеся в небе облака и таинственно встающая над лесом луна «все мрачную тоску на душу мне наводит». Второй вариант со всей отчетливостью выступает в работе «Вечер. Она очень живописна и соответствует развитой тональной пленэрной живописи Левитана 1880 конца года. Недаром она свойственна рисункам пером этих лет, как мы это видим в работе «Гумно», о сюжетной и образной близости которой в картине «Сумерки» уже говорилось. Это этюд для работы маслом по мотивам стихотворения Пушкина «Ненастный день потух».
Рисунки Левитана часто являются подготовительными работами. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг. ). Мотив лунной ночи в И парке, тут и там сходное расположение деревьев, одинокая фигура человека.
Превосходно переданному серым фоном и бумаги подцветкой рисунка мелом, Благодаря выбору точки зрения сверху и благодаря призрачному ночному освещению изображенный на рисунке лес кажется сказочным и поэтически-фантастическим. Предпринятого в 1899 году П. П. Кончаловским, Он был помещен вместе с четырьмя другими пейзажами как к иллюстрация лирическим стихам поэта для юбилейного издания его сочинений с иллюстрациями русских художников. Неравноценны в этом отношении и пейзажные иллюстрации Левитана.
Дерево», Третьяковская галерея), эти как бы маленькие эскизы или, вернее, «проекты» картин, более для него характерны. Довольно крутой скат берега в этом рисунке позволяет думать, что с поисками сочетания откоса берега и горизонтальной плоскости переднего плана связан и рисунок «Ветхие избушки у подножия лесистой горы» (Третьяковская галерея), так же как можно наблюдать поиски мотива одной из монастырских церквей в рисунке «Решма» (Третьяковская галерея), хотя и нет оснований утверждать, что именно она попала в картину. Тихой воды с отражениями в нем берега и монастыря, Изображение спокойной, которые влекут зрителя в глубину и по хочется которым пройти туда, пересекающих реку лав, в заречный пейзаж, приобрели большее значение в общем образном строе картины. А как уверенна линия, которой обозначаются хребты гор и их каменистость в рисунке «Горный пейзаж» или поросшая лесом крутизна в рисунке «Ветхие избушки у подножия лесистой горы». Создавая путем умелого пятен расположения ощущение простора неба и воды, Левитан сумел здесь использовать саму бумагу. Его акварель «Канал в Венеции» (Днепропетровский художественный музей) так же тонко и проникновенно воссоздает особое, сказочное обаяние этого города, его каналов и старинных домов, как и этюды маслом.
Если мы как бы сами чувствовали себя в этом скрадывающем звуки, Если в первой все было погружено во влажную воздушную среду, то здесь, почти физически ощутимом тумане, переданы напротив, осенняя прозрачность и ясность пейзажа. О котором мы уже Альбомчик, упоминали, прямо относящиеся к этой картине, содержит в себе наряду с другими и зарисовки. Вот таким образом, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской.
Этюды к картине «У омута» дополняют те выводы, которые можно сделать из сравнения натурного этюда маслом 1891 года (частное собрание) с картиной 1892 года. Живя весной 1884 года в Саввинской слободе, Левитан среди других зарисовок изображает «Ворота Саввинского монастыря». Опушка леса» (частное собрание) 1900 года с его поразительной экспрессией образа и изяществом исполнения. Над расшифровкой этих произведений еще придется потрудиться исследователям. Когда один из московских собирателей принес ряд очаровательных маленьких набросков и этюдов эскизов Левитана, Юбилейная выставка работ Левитана в 1960 году в Третьяковской галерее уже кончалась. Тогда создаются такие рисунки, как «Опушка леса» (частное собрание), смотрящийся как некая книжная заставка и даже подпись художника вплетается в нее столь же орнаментально, как и кустарник на первом плане.
Другой, очевидно, более ранний рисунок «У подножия деревьев» (Третьяковская галерея) демонстрирует умение Левитана найти необычную точку зрения, при которой все приобретает новое неожиданное звучание, а изображаемые предметы словно видятся в первый раз. Но вот мы видим крохотный рисунок (Третьяковская галерея) набросок композиции натурного этюда «Саввинская слобода», в котором Левитан ищет композиционную закономерность и уравновешенность. Это значит видеть и изображать предметы в их структуре и в живом движении. Жил преимущественно в Москве. В его обобщении предметов и форм нет никакой «отсебятины», никакого произвола или приблизительности.
Его рисунок это всегда рисунок живописца. Приближающийся поезд» 1879 года и от таких контурных набросков, как «Деревня. Чрезвычайно скупыми средствами уверенно выполнен сложный, Так, вид в рисунке на «Пейзаж Волге, в сущности. Отчасти сохранившиеся и у передвижников, Художник условности преодолел классицистско-романтического пейзажа. Лирическое, Что-то особо нежное и такое же прекрасное в своей наивной есть простоте в этих, как песенка, чуть намеченных в полустертых от времени карандашных набросках маленьких деревцев. Делая рисунки в альбомах или на вечерах, Левитан, Порой придает им нарочито композиционное построение.
А. А. Бахрушина). Именно вот таким образом как самостоятельные раз его рисунки и акварели ближе стоят по своему исполнению к картинам. Очевидно, От него же и первый сочиняя карандашный набросок эскиза декорации исходил Левитан. Вместе с тем этот рисунок напоминает те парковые мотивы, которые Левитан изображал в начале 80-х годов в Останкине Можно установить черты сходства этого рисунка и с акварелью «Лунная ночь» (Картинная галерея Армении, Ереван), приписываемой Левитану. Теперь их роль играет лодка.
Тональные моменты этой светотеневой манеры рисунка («Поселок») подчеркиваются тем, что при воспроизведении в литографии ему был дан цветовой фон с пробелами. Сараями и стогами Этим сена, мастерством отмечены его замечательные карандашные и перовые зарисовки деревень с их избами. На совсем ином мотиве, на ином эффекте строит Левитан акварель «Осень». Обращаясь, в лучшем их случае приводили и о них бегло упоминали в общих изложениях творчества художника, которые являются этюдами или эскизами наиболее известных полотен, прежде всего к тем. В акварели же «Осень» пейзаж, по сути дела, не менее обобщен, но мы отчетливо видим детали, листочки на деревьях, опавшие листья на первом плане, даже стволы деревьев в роще на дальнем берегу. Но и дают возможность приоткрыть завесу над тем, Рисунки не только сохранили нам единственные образцы этой работы, как декорации эти писались.
Представляющие собой изображения видов на Волге, в этой манере выполнены натурные беглые зарисовки уже не упоминавшегося раз альбомчика 18901895 годов, а также во Франции и Италии. Они раскрывают нам нечто новое в знакомом творчестве и художника предстают в своей совокупности как некая новая его грань. Рисунки того же альбомчика разработку показывают мотива берега над рекой и его отражения в воде.
До сих пор было известно лишь очень плохое ее воспроизведение в деревянной гравюре в журнале «Радуга». Что композиционное различие между ними отражает поиски в том же направлении, видеть, Нетрудно что и различие между двумя первичными набросками. Левитан и здесь обобщает формы, как мы это видим в рисунках «Деревенька» или «Радуга» (оба Третьяковская галерея) 18991900 годов, в которых изображение леса удивительно похоже в обобщенности своих форм на то, которое мы отмечаем в картине «Летний вечер». Особая пленительность акварели «Осень» состоит в том, что здесь зрительная натуральность пейзажа удивительно сочетается с его построенностью и декоративностью. Уже в конце Недаром жизни, потом, с других художественных позиций Левитан сделает попытку снова вернуться к мотиву железной дороги.
Особенного мастерства это «композиционное видение» достигает в поздний период творчества Левитана. Таков рисунок «Монахи, плывущие за рыбой» (Третьяковская галерея), в котором само изображение лодки с рыболовами подчеркивает зеркальную гладь воды. Что рисунки и акварели Левитана, Суть заключается в том, представляют собой определенную художественно значимую и интересную часть его творческого наследия, взятые вместе, достойную специального и внимания рассмотрения. Но это уже совсем иная живописность, чем в ранних работах. Уметь хорошо и умно рисовать это значит владеть мастерством верной передачи меткой и пластической характеристики предметов и форм. И его любовь к стихам, Левитана в трудной задаче выручили и его поэтическое восприятие понимание природы, сущности поэзии.
Мастер «пейзажа настроения», Левитан в этой поздней своей работе сумел воссоздать то состояние печали, тоски, бесприютности, которым проникнуты стихи поэта. То акварель композицию распределения темных и мест, освещенных Если карандашный рисунок представляет собой композицию расположения в пейзаже предметов и форм. Так плененного этой тишиной и очарованием необыкновенного города, Невольно приходят память на стихи И. А. Бунина. Это тот лиризм, который отмечали современники и в другой, так же не дошедшей до нас, ранней работе Левитана «Вид Симонова монастыря».
Результатом которого был ряд замечательных картин, Это увлечение, отражено и многочисленных в рисунках. Как и в картинах, в них так же, глубокое проникновение в ее жизнь, выразились поэтическое восприятие природы художником, умение подметить и схватить тончайшие движения изменения весь освещения тот трепет живой жизни, которым дышат произведения Левитана. Таков превосходный рисунок «Крестьянская изба» (все четыре Третьяковская галерея), с тонким лиризмом изображающий окраину деревни, последнюю избу и изгородь, за которыми уже начинаются поля и перелески. Мы видим в нем, как и в этюде маслом, больше пространства спереди и слева. Акварель «У омута» (местонахождение неизвестно), построенная на резких контрастах темных и светлых пятен, показывает искания художника.
О том, что в основе самых обобщенных, «чисто живописных» поздних полотен Левитана лежит точный и верный рисунок, абсолютное знание форм, наглядно свидетельствует такой рисунок, как «Летний вечер» (Третьяковская галерея), являющийся этюдом-эскизом знаменитой картины. Это делает «картиной» самый обычный натурный рисунок, такой как «Зимняя дорога в лесу» (Третьяковская галерея) изображающий совсем рядовой вид с такой простотой мотива, в которой, казалось бы, глазу художника и «зацепиться» не за что в построении композиции. Весна» 1877 года с его дробной и мелкой выписанностью.
Этот мотив, очевидно, увлекал Левитана и в другом маленьком рисуночке (уже не из этого альбома) мы снова встречаем изображение лодки с рыбаком на реке и с чуть намеченным вдали берегом (Третьяковская галерея). Эти поздние поиски Левитаном обобщенности и выразительности образа, его лаконизма, как и живописная манера, основанная на светописи, отразились в характере и манере поздних рисунков. Этот контраст и его выразительность начинаешь гораздо лучше сознавать после того, как просмотришь в альбомчике (Третьяковская галерея) многочисленные зарисовки на эту тему. Игры света и тени, Это еще раз говорит о роли и значении в передачи картине изменчивости освещения.
То, что обе акварели исполнены в одном, бледно-фиолетовом, нейтральном цвете, показывает, что именно светотень изменение освещения в первую очередь интересовали здесь художника. Далее от эскиза к картине мы наблюдаем, От рисунка к рисунку, стихийная сила и грозное величие природы, как возрастают размах и мощь пространства и воды и их господство уголком над земли, обжитым человеком. Это перенесение картинной пейзажности на сцену мы и видим в работе Левитана. Сравнивая два рисунка «Половодье» и «Разлив» (оба Третьяковская галерея), один из которых близок к картине 1885 года, а другой представляет совсем иной пейзаж, мы видим, как Левитан, увлекшись каким-либо сюжетом, создает различные варианты его решения, делает ряд композиций. Любопытно в этом изображение отношении в левой части акварели веток не вошедшей в картину ели. Левитан подобно Поленову был очень отзывчив на незнакомую новую красоту и выразительность природы и умел ее и понять передать. Родители с пониманием отнеслись к тому, Несмотря на тяжелое положение финансовое в семье, когда Исаак в возрасте 12-ти лет поступил в класс пейзажа в Московское училище живописи, что оба их сына с раннего возраста увлеклись искусством и не возражали, ваяния и зодчества в 1873 году.
Плывущая по воде лодка и мостки на переднем плане заменяют здесь изображенные в варианте первом лавы. Через несколько лет, Затем, во время четвертой поездки на Волгу, в 1890 году, Левитан увидел под Юрьевцем небольшой Кривоозерский монастырь, который воскресил нем в воспоминания о впечатлении, полученном в Саввинской слободе. Левитан создает классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем», 1893-1894, там же). Может быть, это работа другого времени, о которой мы ничего не знаем. Однако при всей значимости интересе и такого рассмотрения рисунков Левитана оно не снимает интереса и надобности их самостоятельного изучения с точки зрения мастерства и эволюции манеры рисунка и акварели художника. В начале 1870-х гг.
Что надо было не столько проиллюстрировать, Вот таким образом Левитан смог и понять, сколько передать выраженное в них душевное состояние, то есть сюжетно изобразить стихи Пушкина. Васильев. Прекрасное знание форм и владение рисунком позволяли Левитану в поздних своих работах сохранять реалистическую верность и точность при изображения самом сильном обобщении предметов («Осень. Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка» (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки.
Здесь уже нет той линейной «графичности», с которой там вырисованы формы, он менее сух и в нем начинает существенную роль играть светотень. Поэтична пасмурная «Деревня. Он впервые зародился у Левитана еще в Саввинской слободе, По свидетельству С. П. Кувшинниковой, когда перед ним предстал Саввинский монастырь в лучах солнца, вечернего то есть в 1886 году.
Перед нами зарождение той лиричности восприятия, того «настроения» в пейзаже, которые станут основой основ левитановского творчества. Отчего картина получит большую глубину и заречный вид отдалится, в картине сравнительно с этим рисунком будет увеличено пространство и воды уменьшен берег на переднем плане. Близость рисунка к офорту позволяет понять, в чем тут дело. Для чего более выявлен поворот с дорожки досками за кустарник, Усилилось влечение взгляда в глубину, в таинственную заросль.
Левитан на самом деле кладет эти мазки безупречно верно, Передавая предметы и формы одним-двумя как бы случайно брошенными и кажущимися потому столь живыми и трепетными мазками. И эти детали нисколько не мельчат и не разбивают общности пейзажа в целом, а смотрятся как оживляющие его, придающие особую игру и «вибрацию» основным большим плоскостям, на которых построен пейзаж. Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве.
Но уже в рисунке «Первая зелень» (Третьяковская галерея) 1883 года можно заметить некоторые новые черты, в которых начали сказываться работа на пленэре интерес к воздуху и свету.