- Грабарь и Нестеров дали рекомендательное письмо и мы отправились в Ленинград к Бродскому, – закончил рассказ о своих цыганских днях Лактионов. Лактионов специальноизучал технику письма старых мастеров. Картина «Письмо с фронта» является одной из самых известных картина А. И. Лактионова.
Источник: Долгополов И. «Письмо с фронта»: о художнике Александре Ивановиче Лактионове. // Долгополов И. Мастера и Шедевры в 3-х томах. Слышим, в последних известиях передают: «Лактионову присуждена Сталинская премия за картину Письмо с фронта». Таким образом, картина Лактионова «Письмо с фронта» вызывает только положительные, радостные и безмятежные чувства.
В 1948 году Лактионов получил за нее Государственную премию. Налево, от солдата моя дочь Светлана, направо тетя, которая меня воспитала. Безоружного, Сим- волична фигура демобилизованного мирно солдата, шагающего по тропинкам российской земли. Открытых, Художник показал удивительное советских единение людей искренних, добрых, человечных. Когда весной сорок пятого Лактионов заключил договор на первую последипломную картину, он собирался дать ей название «Встреча». Тема картины «Письмо с фронта» окончательно определилась.
Автору портретов самого Сталина, Но сперва надо было довезти до картину Москвы и показать ее председателю оргкомитета Александру Михайловичу Герасимову. К своей картине Лактионов шел мучительно долгим путем. Дружественная атмосфера в этом маленьком коллективе подкрепляется ярким солнечным Очень светом, тёплая, наполняющим всю картину. Наконец, подобрали другое место, перевесили. Прямо ко Всесоюзной художественной выставке, состоявшейся в 1948 году.
Другим профессором Лактионова в Академии оказался уже престарелый М. В. Нестеров, его уроки и беседы с ним, как позднее признавал Лактионов, «стали программой всей его жизни в искусстве». Умение воедино соединить все слагаемые, работающие на художественный образ. Такого интереса зрителей к одной картине здесь не наблюдали со времени катастрофы, а – здесь единодушие в оценке и оценке высокой ибо там речь шла о «нападении» душевнобольного зрителя на репинскую картину – произошедшей с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Комплимент» был сомнительным, Примерно в том же духе заявил и сопровождавший правительственную комиссию заместитель директора Третьяковской галереи Г. В. Жидков. По сути дела это была не просто заслуженная слава в ее истинном проявлении, а разрешенная сверху кампания, в данном случае со знаком «плюс». «Позировали мне мои родные. Далеко, на многие версты, открывается величественный ландшафт. На руке у женщины красная повязка, которую носили дружинницы, следившие за налётами вражеской авиации.
Как и все советские люди, Во-первых, что наконец-то наступил долгожданный перелом в войны, ходе он понял. Каждый хотел запечатлеть свой восторг, выразить благодарность художнику. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Лето было необыкновенно погожее, теплое, солнечное. Не воевал с фашистами, Сам художник не был на фронте, но ему очень хотелось запечатлеть на картине своей это историческое событие.
Они решили прочитать его вслух. Когда Лактионов жил в лавре, Троице-Сергиевой и лишь встреча и разговор с раненным солдатом в 1945 году, окончательно определили тему создаваемого произведения. Есть только этот счастливый миг общения с родным человеком. Интерес к обыденной, «тихой», непримечательной жизни, к «маленькому человеку» и его будничным заботам был не свойствен искусству тоталитарной эпохи – тогда культивировался монументально-героический пафос. Конечно, в жизни, но не следует акцентировать внимание тэ-дэ и такие полы иногда встречаются и тэ-пэ. Они решили прочитать его вслух.
Недаром в годы учения в Академии профессор И. И. Бродский как-то сказал о нем: «. Сюжет подсказала встреча с солдатом, нёсшим письмо от фронтового товарища семье. В картину вписаны близкие люди. Метра два на полтора, а картина-то была о-огромная, проходу, мешала стояла прямо на полу, свет заоконный застила.
Когда ж, была только-только выставлена, далеко все и не единодушно признали ее. это огромный, органический талант, который родится раз в 50100 лет». Радуемся вместе с этими героями и мы. Чтение доверялось самому грамотному.
Бабушка первая прочитала письмо и доверила вслух зачитать его внуку. Питающейся лишь узкими личными интересами, в отличие от разобщенной, частной жизни людей буржуазного мира быт советских граждан их связывает с жизнью всей страны. 1947-й – год создания картины. Так и была решена окончательная композиция.
Все они в это суровое и тяжелое время мечтают об одном – о победе, о встрече с любимыми и родными людьми. Он сказал только несколько скромных и достойных слов: «Когда была выставлена моя картина «Письмо с фронта», художники по-разному отнеслись к ней, – одним нравилась, другим нет. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Добрым знаком, Именно вот таким образом письмо с фронта становится них для символом, еще больше почувствовать близость других людей, позволяющим вместе порадоваться, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года. «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте, радующуюся успехам советских воинов. » Решение картины подсказал случай, так часто приходят счастливые решения: Лактионов увидел свою жену, поднимающуюся на крыльцо с ведрами воды, ослепительное солнце на дворе и тут же понял, что напишет картину прямо вот здесь, на крыльце своего необычного жилища, только монастырский двор сделает площадью маленького провинциального городка. Работа над «Письмом. » продолжалась одиннадцать месяцев, только с натуры, только летом, только по утрам, когда сияло ослепительное солнце, так как без солнца не получилось бы картины».
Но изображать бои, которых не видел, он не мог. Люди жили надеждой на победу, верили в неё, радовались хорошим новостям с фронта. Тому, Нестеров учил его народности, словно мифический Антей, что художник, беспомощен, не опираясь твердыню на народного духа и не может сделать в искусстве ничего серьезного. «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен. » Ощущение наполненности солнцем в картине чрезвычайно сильно. Но изображать бои, которых не видел, он не мог.
Поздравляли, звонили, телеграфировали друзья, родственники, знакомые и совсем не знакомые. Заишедший на огонек художник Грицай боковые атрибуты категорически отверг: не надо распылять внимание зрителя. Новый уровень слежения за безопасностью страны. Но на холстах практически не осталось авторского письма, почерка, подлинных красок художников, создавших эти шедевры.
Я помню, в 1947 году будто бы сама природа откликнулась на победу. Два года целенаправленной работы и картина была готова. «новаторство советского искусства, придавая этому роду живописи более широкий и значительный характер, расширяет сложившееся в буржуазном искусствознании представление о границах бытового жанра – вооруженного методом социалистического реализма, о картине Лактионова в то писали время так. Что же объединяет этих людей. Хорошо еще холст не порвала. Картина «Письмо с фронта» писалась здесь же.
Знакомые или родственники – тоже искренне радуются за мальчика и его и бабушку, все остальные героя – соседи. Которые она не успела или забыла На переобуть, ногах комнатные тапочки, на голове платок с убранными под него волосами. Не ожидал увидеть в миниатюрной такой Прибалтике могучей, Приехал, девственной природы – поглядел вокруг себя и опешил. Это не просто свет яркого солнечного дня. Оставалось придумать других героев полотна, разобраться с деталями. Дальше девушка в зеленой кофте соседка, которая согласилась мне позировать.
Она счастлива. Итак, выставка. Девизом И. И. Бродского, ставшего в Академии художеств педагогом Лактионова, была аксиома: «Быть как можно ближе к натуре. » Эта установка стала кредо жизни и его ученика Александра Лактионова. Что же объединяет этих людей. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Согласился позировать в этой роли бывший десантник, художник Владимир Иванович Никифоров.
Вот таким образом каждую новость с фронта воспринимают как личную радость или беду, Все они как бы объединены в едином порыве – скорейшей желании победы. Вся улица озарена, яркие блики света на полу, на стенах дома, на фигурах героев картины. Писалась картина с натуры. Друг, побывавший на войне дети художника его мать и соседка дому по – тоже художник, Позировали ему.
Картина художника А. Лактионова «Письмо с фронта» писалась 2 и года была закончена в 1947 году. Примерно в том же духе заявил и сопровождавший правительственную комиссию заместитель директора Третьяковской галереи Г. В. Жидков: такого интереса зрителей к одной картине здесь не наблюдали со времени катастрофы, произошедшей с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Комплимент» был сомнительным ибо там речь шла о «нападении» душевнобольного зрителя на репинскую картину, а здесь – единодушие в оценке и оценке высокой. Известен прежде всего картинойПисьмо с фронта (1947, Третьяковскаягалерея Сталинская премия 1948), гдесценка из тихой жизни провинциальногогородка выразила чувства мира и покоя, навеянные окончанием войны. На котором слева от девочки стояло корыто, Лактионов сделал эскиз, а у справа стенки заготовленный штабелек дров. Когда он начал работать над картиной, заканчивалась Великая Отечественная Война.
На диване под сенью дуба сидит поэт в спокойной, сосредоточенной позе. Эта живописная группа расположилась на крыльце и в дверном проёме. Но печаль поселилась в его сердце после трагических событий. загрузили в трюм корабля, там их и затопило водой. Но он живой свидетель, что человек, написавший письмо, жив. Октябрь. Ностальгия по классике, понимаемой как мир тихого уюта, выразиласьв его идиллически-салонном групповомпортрете пожилых актеров (Обеспеченнаястарость, 1958-1960, собственностьМинистерства культуры Российскойфедерации).
Которые удалось сохранить в тяжёлое военное время, у девочки длинные волосы, заплетены они плотные в косички и даже украшены бантами. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Сюжет картины очень прост солдат после ранения и выписки из госпиталя принёс письмо от товарища фронтового его близким. Картина наполнена светом. Дети и впрямь его дети.
Как-то однажды повезли в Америку лучшие произведения советских художников: «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Оборону Петрограда» А. Дейнеки, «На старом Уральском заводе» Б. Иогансона, ранние пейзажи М. Сарьяна. Лактионов понял, что именно такой солдат и нужен ему для картины. Косяком шли коллективные и личные поздравления от всевозможных творческих союзов – т. е. в апреле 1949 года, Ее присудили с некоторым организаций запозданием и учреждений, но это не помешало самой широкой общественности в еще большем объеме проявить любовь к художнику и его произведению. Чтобы потом обсудить события на фронте, Читать письмо собирались все и родные соседи, посочувствовать тяжелой борьбе солдат.
непримиримость ко всякого рода «измам». Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину. (Журнал Огонёк) Картина художника А. И. Лактионова «Письмо с фронта» писалась 2 года и была закончена в 1947 году. Приходилось начинать почти заново и в одиночку его наставников больше не было в. живых.
Ведь он узнаёт что-то о своём отце и продемонстрирует всем, как хорошо он умеет читать. Ярким багрецом горят клены и липы Тригорского парка. Картина художника А. Лактионова «Письмо с фронта» писалась 2 года и была закончена в 1947 году. Старались, отреставрировали мастера.
Вот таким образом картина Александра Ивановича Лактионова сразу же завоевала сердца на зрителей просторах необъятной страны. После войны Лактионов живет с семьей в Загорске, в монастырских помещениях, в келье. Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Осень. Люди жили надеждой на победу, верили в неё, радовались хорошим новостям с фронта. Довольная бабушка с умилением смотрит на внука.
Эта живописная группа расположилась на крыльце и в дверном проёме. Как и положено, Вернувшись с фронта, он всем своим бравым видом просился на в холст, армейской форме. Дети одеты очень аккуратно, одежда на них не новая, но выглядит опрятно. Тому самому Герасимову, который гордо заявлял (не для печати), что приехал в Москву имея в активе «хрен да трубку».
Три года проучился в ней и закончил ее в 1928 году, Шестнадцати лет Лактионов тайком от отца поступил Ростовскую в художественную школу. И это касалось только его одного, а во-вторых, что и он может сделать настоящую картину, хотя почувствовал, последнее время рисовал только портреты да еще меланхолические виды Загорска. Экскурсоводы ропщут, экскурсанты толпятся, жаждут посмотреть. Показалось важным изобразить радостное событие каждой для семьи того времени получение весточки с фронта от родного человека. Он приехал, Затем солдат. » Однажды на улице Загорска встретил Лактионов солдата с перевязанной рукой, чтобы переда его семье письмецо, с фронта лечиться и отыскивал дом своей фронтового товарища. А кому, спрашивается и зачем нужна работа, сделанная вполсилы. Сюжет картины очень прост солдат ранения после и выписки из госпиталя принёс письмо от фронтового товарища его близким.
Трудом своим и талантом достиг вершин в искусстве. Состояние безветрия, тишины, застывшей радости. Он очень гордится этим и не снимает его даже дома. Конечно, письмо доставлено не сразу, солдат побывал в госпитале, он немного задержался. Трудными были детство и юность А. И. Лактионова, судьба благоволила ему в зрелом возрасте.
Картина наполнена светом – светом апофеоза советского патриотизма». Жаль только, что картину повесили в полутемном коридоре. Она была впервые показана на Всесоюзной художественной выставке 1947 года. Да и проверила подрамник на прочность, а тут коза еще соседская проживала, боднула и опрокинула картину. Но народ сказал о ней свое доброе слово».
Молодец. И нет второй такой солнечно-ликующей, победной картины в мировом искусстве, как «Письмо с фронта». А кроме того и ободрял, советовал не бояться больших задач. И тем не менее окончательную точку в признании картины Александра Лактионова «Письмо с фронта» поставили партия и правительство, присудив художнику Сталинскую премию. Летом 1958 года нам посоветовали друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. А это владение рисунком в ракурсе, формой, цветом.
Никакого сомнения в правильности и правомерности реализма в живописи Лактионов не испытывал он тянулся к прямому и ясному отражению жизни, которая, казалось ему, слишком богата и прекрасна, чтобы стоило проделывать над ней какие-либо формальные эксперименты, хватило бы способностей и мастерства просто запечатлеть ее, все как есть. М. Киров направляет большевиков-агитаторов на подпольную работу в Закавказье», «Герой Советского Союза капитан Н. В. Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов»), но вряд ли они удовлетворяли его. Показалось важным изобразить радостное событие для семьи каждой того времени получение весточки с фронта от родного человека. Ну и, наконец, девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО это соседка. Не воевал с Сам фашистами, художник не был на фронте, но ему очень хотелось запечатлеть на своей картине это историческое событие. Писали, что картина самая интересная и правдивая на всей выставке. Движимый профессиональным интересом, Лактионов, помог найти ему нужный адрес и проследил, не замедлил разговорить солдатика, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник.
Одета пожилая женщина в тёмную юбку и белую блузку. Но он не считал обиды и не копил их. Друг, побывавший на войне дети его художника мать и соседка по дому – тоже художник, Позировали ему. И была в той сдержанной похвале не совсем белая зависть. Много, вероятно, пришлось пережить в те дни Лактионову. У Лактионова зародился замысел «Письма с фронта».
Лактионов возвратился к себе в Загорск, Оставив свою картину на выставке, да еще кистями с и красками, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в столицу. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Это не прямая обязанность, Ведь максимализм не слабость, сделал что все ибо только с затратой всей полноты сил художник получает право сказать, что мог – а сила художника Больше того. Детство в Ростове-на-Дону.
Писалась картина с натуры. Лица всех: и жены и детей и солдата, принесшего письмо – светятся радостью. Однако, дело двигалось. Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, но все решил случай. В другихего произведениях доминирует тематическийофициоз, как в полотне На новуюквартиру (1952).
Гордится своим отцом и мальчик, старательно читающий строки письма. Бабушка первая прочитала письмо и доверила вслух зачитать его внуку. Чтобы ему было удобнее, его посадили на стул в центре собравшихся людей. Мы понимаем, Глядя на их лица искренне радуются и каждому сопереживают из их небольшой группы, что они близки друг другу. Много было сказано и несправедливого.
Его взгляд устремлен вдаль, на грустную простоту родного уголка земли. И Герасимов, наконец: Ну, что тебе, милый мой, сказать. Женщина либо пришла с дежурства, либо собирается на него. Теперь осаждали «Книгу отзывов». Там и так тесно, а тут еще зрители стали притормаживать у «Письма с фронта» – толчея и всякие неудобства.
Столь же иллюзионистичны идругие портреты его работы, многие изкоторых (в особенности графические)были специально рассчитаны нагазетно-журнальное воспроизведение. Осознал, Когда он приехал учиться в Ленинград, близким ему своей природой восприятия жизни, что судьба его свела с художником. И все заботы и тревоги отошли куда-то далеко. Когда он начал работать над картиной, заканчивалась Великая Отечественная Война.
Мы понимаем, Глядя на их лица искренне радуются и каждому сопереживают из их небольшой группы, что они близки друг другу. Кажется, будто все герои картины – члены одной большой семьи. Открытых, Художник показал удивительное единение советских искренних, людей, добрых, человечных. Это свет радости, счастья, надежды.
Она остается картиной и сколько бы ее ни ругали завистники, возможного на только основе столь серьезной академической выучки, родившейся на высоком уровне реализма. В настоящее время картина хранится в Третьяковской галерее. По его словам, в этой школе господствовала «необычная для того времени. И вот высочайший просмотр.
И когда им был создан поясной портрет учителя с кистями рук, в чем художник проявил высочайшее мастерство, И. Бродский, в то время уже серьезно больной человек, резюмировал: «Теперь можно спокойно умирать». Стать свидетелями важного события – чтения письма с фронта, Мастерство художника позволяет почувствовать зрителям себя частью их группы. А теперь он ого-го. Вот таким образом соседка, ласково улыбаясь, с пониманием и сочувствием смотрит на неё. Свет повсюду.
Но какая пронзительная радость в картине. Без «головокружения от успехов». Глава семьи, защитник жив-здоров, у него все хорошо. О встрече с любимыми и родными людьми, Все они в это суровое тяжелое и время мечтают об одном – о победе. Во время общенародных тяжелых испытаний быт становится героическим. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.
В одной из келий Троице-Сергиева монастыря, Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды встретил на прогулке с солдата перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Наверное, в письме, рассказывает солдат смешной случай армейской из жизни – на лицах слушателей веселые улыбки. Вообще говоря, всякое крупное произведение суть коллективное, если не прямо, так косвенно.
Он и впоследствии не любил теоретизировать о живописи. Именно это состояние и отражено на полотне. Он так и говорил: «Любовь к искусству спасла меня».
Углубляющие его, Запечатлевающему его советскому бытовому также жанру присущи черты героики и величия. А в небе след реактивного самолета. К счастью, в том же Комитете бытовали и противоположные мнения и посему «половой вопрос» предали в этот раз забвению.
Замысел картины возник у Лактионова еще в 1943 году, но написана она была в 1947. Делать нечего, пришлось ехать. Что не ей поручили прочитать столь важное послание, позе в девочки просматривается некоторая зависть.
В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. В советской, мол, действительности таких полов быть не может. Крыльцо вдвое расширить, Монастырский двор раздвинуть-углубить, следовало воздуха радости и победы, дать побольше солнца-воздуха. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник. Ее сын – боец что – письмо с фронта для нее не только радость, По выражению лица этой героини мы понимаем, защищающий свою родину, но и огромная гордость. Например, в роли солдата-письмоносца оказался опять-таки свой брат-художник В. И. Нифонтов.
Подчёркивая, Особенно освещено лицо мальчика, в что данный момент он тут самый главный и важный человек. Вечная тема – мать и дитя. Подошла соседка и солдат тоже остался послушать. Герасимов смотрит, вздыхает: чмокает, а ни слова не говорит. Добрым знаком, Именно вот таким образом письмо с фронта становится них для символом, еще больше почувствовать близость других людей, позволяющим вместе порадоваться, набраться сил, чтобы дождаться великого 9 мая 1945 года.
У солдата, расслабленно привалившегося к косяку, выражение лица бывалого вояки. Оно буквально животворит у Лактионова все остальное. Край стены монастыря кирпичной кладки, с обсыпавшейся штукатуркой.
У него за плечами было несколько больших картин («С. «Письмо с фронта» А. Лактионова, ранние пейзажи М. Сарьяна, «На старом Уральском заводе» Б. Иогансона – «Оборону Петрограда» Как-то А. Дейнеки, однажды повезли в Америку лучшие произведения советских художников. Лактионов не выдержал: Ну, что скажете, Александр Михайлович. Картина была закончена в 1947 году. Его натура художника была нутряной, сильной и сама в себе заключала все ей необходимое.
Сидящий мальчик мой сын Сережка. Сама природа радуется за эту семью, получившую добрую весть от близкого человека. И это надо было пережить художнику. Останавливаясь, солдат извлекал треугольник письма и, похоже, сверялся с адресом. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Видимо, Солдат с раненной рукой т. к. опирается и, на палочку, ногой, удобно облокотился на дверной косяк, закурил и внимательно слушает мальчика. Сюжет подсказала встреча с солдатом, нёсшим письмо от фронтового товарища семье. Словом, подновить вышеуказанный пол.
Он рос почти беспризорным, Рано потеряв мать, был предоставлен самому себе, во всяком случае, а быт начала двадцатых годов в Ростове, еще хранивший отметины войны, гражданской был бы и притягателен и опасен для впечатлительного подростка, если бы не страсть к рисованию, с четырех лет захватившая Сашу Лактионова, она-то и помогла ему сопротивляться соблазнам улицы. Женщина с очками и конвертом от письма в руках, возможно, мать солдата, мальчик и девочка его дети. Подошла соседка и солдат тоже остался послушать. Когда вся семья слушает чтение письма, Вот и на картине изобразил Лактионов этот счастливый момент. Читающий письмо, Пионер, девочка с косами дочурка Светлана, это семилетний художника сын Сережа. На картине изображена семья, получившая весточку с фронта.
Все работалось с натуры. За эти годы художник продумывал композицию своего произведения, делал этюды. Мальчик очень горд и доволен поручением. И вот он как есть – разбитый, гнилой пол на переднем плане картины. Конечно, они одна семья, ведь они соседи, наверное, всю жизнь знают друг друга. Кроме того, все они сблизились из-за страшной войны, что бушует на фронтах Родины. Она занималась домашним хозяйством, когда пришёл вестник и не стала переодеваться.
В самой Третьяковской галерее. Писал я прямо в холст, не делая никаких предварительных этюдов. Ещё он недавно стал пионером, на шее у него аккуратно повязан красный галстук. Возможно, Женщина с очками и конвертом от письма в руках и мальчик девочка его дети, мать солдата.
Опавшие листья как ковер покрывают влажный песок площадки. Февраль, Начало 1943 года, когда черная тарелка репродуктора передавала сообщение Совинформбюро об окружении и ликвидации группировки гитлеровских войск под Сталинградом, незабываемые дни, стали в поворотными тогдашней жизни Лактионова. Ему позировали родные и знакомые – сын, Художник писал на картину крыльце своего дома, соседка здесь царит атмосфера семейного уюта, дочь. Что в Комитете по искусств делам проявили недовольство подгнившим на картине полом, а там и узнал. Можно даже разглядеть орден, который вручали на войне за особые подвиги и героизм. Он может рассказать, как служит их родной человек, какие подвиги совершил. Победа.
На переднем плане «тихая голубая Сороть», омывающая пожелтевшие, съеденные солнцем берега тригорского луга, далее сами луга со стогами свежевыкошенного сена, «холмы и нивы полосаты», «вдали рассыпанные хаты» и голубая дымка на горизонте.