Сегодня мы напишем сочинение по картине Кустодиева «Масленица» - Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878года в городе Астрахань. Передо мной картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица». Сочинение по картине Б М Кустодиева «Масленица» (1916 г) урок развития речи, 3 класс Московцева Галина Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной. Картина Кустодиева «Масленица» яркая иллюстрация стиля жанрово лубочной живописи, который родился в тесном сплаве с народным искусством.
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) Советский живописец, график, театральный художник Материалы к уроку «Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица» Женщины на полотнах Б. М. Оптимизм Кустодиева, умение завязывать многоплановые сюжетные ситуации с особой полнотой выразились в его картине «Масленице». Передо мной великолепная картина Б. М. Кустодиева «Масленица».
Картина Масленица кисти Бориса Кустодиева по своему цветовому и композиционному построению перекликается с лубочными народными картинками.
Тройку лошадей еле сдерживает возница. Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. С необычайной тонкостью решая задачи, светотеневые в рисунке художник изучает форму рук внимательно. Пишет длинную пушистую седую бороду, Но меняет прическу, с каким-то особым стеклянным и блеском, темные глаза Кастальского становятся светлыми. Взрывая сугробы, сытые лошади мчат сани. Борис Михайлович 8211 веселый, живой, общительный, насмешливый.
Актриса в рисунке улыбается спокойной и чуточку озорной улыбкой. Астраханские впечатления играли огромную роль в творчестве художника. Казалось бы, Однако при, свободной происходящего стихийности композиция строится с железной логикой. Деревья справа решены в локальном цвете.
В сочетании несколько идеализированного красивого лица и беспощадно точно написанных рук родилась сложная и много характеристика плановая модели, Так. Это была изящная черноволосая женщина с большими синими глазами. Так явственно проступающих в портрете, Однако об этих чертах, при всей подробности рассказа о разных работы этапах над портретом, Кустодиев нигде в письмах не упоминает. Художник изображает в глубине картины купца, Использовав в первоплановых фигурах два этюда, нарисованных с Кастальского, поза которого бы как синтезирована из трех этюдов. Полные руки цепко держат четки. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Однако обобщение в этой картине не достигло цельности и синтеза такого уровня, как в картинах «Купчиха» или «Красавица».
Полная безмятежности кошка, мурлыкая, трется о теплое плечо. Задумчивыми и одновременно бездумными голубыми глазами, Ничто не нарушает спокойствия с лица алыми губами. Он заражает зрителя тем страстным интересом, с которым сам наблюдает жизнь и всякий раз находит в повседневном что-то увлекательное и неповторимое. Наиболее прочные творческие и дружеские связи у Кустодиева сложились с художниками объединения «Мир искусства», членом которого он стал в 1910 году, после трех лет участия на выставках «Союза русских художников». Делает их более высокими, Он срезает краем кроны рамы деревьев справа, как бы упругим силуэтом ищет другой рисунок стволов со стройным, расширяет праздничную панораму, включает множество новых сюжетных линий, перемещает церковь вглубь картины, добивается цельности и законченности всего действа.
Он создает в черно-белом рисунке почти иллюзию цветного изображения. Иногда в кресле-каталке, а он, превозмогая страшные боли иногда лёжа, рисовал на холстах пышущих здоровьем, ярко одетых купчих, развесёлые шумные масленицы, трактиры. Свет, упавший на алые губы, спорит с матовым блеском жемчужных серег в виде виноградных гроздей, словно символизирующих плодородие. Художник в картине почти не меняет характер пейзажа. Художник 8211 активный соавтор драматурга и режиссера, каждый раз покоряющий зрителя.
В 1906 году в журнале «Адская почта» появляются сатирические портреты сановников имевших непосредственное отношение к подавлению революции. Идет нарядная барышня в белой шляпке и навстречу ей мастеровой со спутницей в платке. Открывающегося на возвышенности, Вытянутое по горизонтали полотно целую вмещает панораму города.
Его воспоминания сохраняли свежесть недавно увиденного. Зажатый в руках, Платок, сквозь которое просвечивает лиловый шелк платья и белое пятно в центре фигуры перестает быть слишком самодовлеющим, в обрамлен картине кружевом. Шумная и первое место среди них занимает веселая, длящаяся целую перед неделю Великим постом, хлебосольная масленица.
Судя по воспоминаниям сына, росписная стенка сундука была черная с букетами. Позировавшие ему сановники предстают в новой кровавой роли душителей революции. Кустодиев 8211 театральный декоратор 8211 смел и самобытен. В картине «Масленица» присутствует настроение праздника. Он уже тогда понимал, Видимо, посвященное революционным событиям, что созданное произведение, современником, станет документом эпохи.
В картине «Ночной праздник на Неве» 1923 года радостное волнение художника, явившегося свидетелем рождения нового общества, восторженная любовь к любимому городу и умение изобразить красоту народного ликования сделали это полотно одной из лучших картин 20-х годов. Однако всегда это граничит с усилением эмоциональных акцентов. В отличает от картины «Масленица» 1916 года, где художник широко, панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями.
Руки с длинными пальцами не менее красноречивы и как бы подчеркивают душевную красоту и обаяние модели. Но и наблюдает за повседневной жизнью, художник не только любуется величавостью памятника, характерное для провинциального быта города, в которой есть спокойствие. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы.
Художник меняет цвет. Устроенных Дягилевым в Париже и Берлине, Его работы на появлялись выставках Нового общества художников в Петербурге и на выставках. Изображенная в картине во второй комнате, Пальма, за большим аквариумом с рыбами, 8211 здесь в центре композиции.
Счастья от общения с близким ей человеком, Еще нет появившихся в картине погруженности радостной в природу. превосходные этюды рук были выполнены карандашом и сангиной. Выполненных то строго и сдержанно, создал Кустодиев множество серьезных портретных работ, то декоративно. Иногда он, как и в этом наброске, пользуется растушевкой.
Весьма далекой от аскетизма и Интерьер благочестия, кельи свидетельствует о жизнелюбии хозяйки. Но в то же время сохраняется любование красочностью обычаев и В праздников, некоторых произведениях гротесковые ноты звучат с большой остротой. А легкая улыбка художника чувствуется лишь в жанровых сценах, наполняющих пейзаж. Словно любуясь его тонким одухотворенным лицом, пишет приятного ему задумчивым человека и немного тревожным. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: «Мой мир теперь – это моя комната».
Светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, 11 Искрятся морозным инеем крыши домов, которому по плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц. А внизу, у подножия холмов, раскинулся сказочный заснеженный город. Изменился пейзаж. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Радостно балагурят седоки под яркими полостями. Управляет повозкой такой же яркий и красивый мужчина.
Полные, с чуть искривленным мизинцем, мягкие и в то же время хищные. Молодухи щеголяют новыми платьями и пестрыми платками, старики что-то деловито обсуждают. Что велик тот народ, Художник как бы который говорит, после тяжких трудов способен от всей души веселиться и радоваться жизни. Ярмарка 8211 это радостное событие. На ней солдаты с красным знаменем, окруженные толпой приветствующего его народа.
В картине художник меняет ракурс фигуры, чтобы подчеркнуть мотив приветствия. Портретный этюд к картине «Девушка на Волге» был исполнен с совсем юной девушки. На картине «Масленица» мы видим праздник. Кустодиев не забывает и о красоте пейзажа. Который сыграл большую роль в становлении молодого художника, Он начинает брать уроки прекрасного у педагога Павла Алексеевича Власова. Вокруг много народа. Видимо, то, что этюды картины «Девушка на Волге» были выполнены с манекена, одетого в платье, лишило фигуру пластики.
Кустодиев мужественно и беспощадно обличает их сущность. Она обладала большой душевной тонкостью излучала обаяние женской нежности и доброты. Представляю, Рассматривая ее, радостном настроении, что художник ее писал, находясь в хорошем. Которая превращает спектакль в сатирическое зрелище, Художник допускает меру ту условности.
Это не просто купец, считающий выручку в конце дня удачной торговли. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. Архитектура в его работах воспроизведена точно и в то же время она живописна и декоративна. Люди радуются, веселятся, съезжают с горки играют в снежки.
О нем говорит все. А в сочетании с работами совсем другого плана создавала живую сложность явления, Сочная народная основа искусства не Кустодиева звучала диссонансом на выставках, которое представляло собой объединение в целом. В промежуток между 1916 и 1920 гг. Казалось бы, Однако при, свободной стихийности происходящего строится композиция с железной логикой.
Легкий пейзаж вдали декоративные и листья темного клена на фоне зелени и золота дальних деревьев. Александры Михайловны, Этюды к картине были исполнены в 1919 с году Василия Александровича Кастальского 8211 мужа старшей сестры художника. По-прежнему серьезно и самобытно решает проблему портрета-картины, Много очень и плодотворно он работает в портретном жанре. Однако, рисуя модель, Кустодиев следует за натурой. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение.
Взгляд ее спокоен и несколько будничен. Они становятся правильнее, гармоничнее. И в то же время кажется, что встреча модели портрета со зрителем мимолетна. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала».
Небо с пушистыми кучевыми облаками. Этюды художник рисует мастерски и с удовольствием. В картине Кустодиев делает ее старше.
Движение полной шеи приобретает величавость. Несется тройка в нарядной упряжи, являющаяся центром композиции. Как в картинах «Купчиха» или «Красавица», Однако обобщение в картине этой не достигло цельности и синтеза такого уровня.
Трудно представить, Глядя на эту картину, он когда был уже тяжело и неизлечимо болен, что она создавалась художником в ту пору. Как бы замыкая пространство вокруг нее, Дерево слева и узорно листья дубовые теперь кулисно обрамляют героиню картины. Юлия Евстафьевна художнику модель 8211 Галю Адеркас, Когда был выполнен эскиз, жившую в доме, которая, девушку, по ее мнению, подошла для этого сюжета. Кустодиев несколько укрупняет справа первый план. Толпящийся кругом народ, на Отчётливо фоне снега сверху видны балаганы, группы людей на перекрёстках. Но, вопреки всему именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как «Масленица».
Яркая и разнообразная одаренность участников объединения импонировали Ему интеллектуализм. По набережной лошади везут телеги с разным грузом. продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он показывает и двойной подбородок и полный нос и чуть растрепавшиеся волосы.
Делая все возможное, Кустодиев лишь намечает образ молодой девушки, чтобы облик ее не отвлекал зрителя внимание от царящей в картине самовлюбленной красавицы. Нарядные и декоративные, Создавая великолепные цветовые художник гармонии, никогда не забывает и о занимательности своих картин. Их энергичные силуэты 8211 блистательная композиционная находка художника. В этюде (1915) молодая женщина изображено точно в той же позе, что и в картине. Отдающим синевой снегом, покрыта Земля белым, птицы летают над городом, деревья сверкают и переливаются от своей чистоты, а небо озарилось желто-красным сиянием.
Этюд для нее был исполнен с Ирины. Тугим узлом светлой косы на затылке, Он любуется мягкой гладкостью кожи, нежной женственной округлостью черт лица модели. Изменения от этюда к картине направлены к достижению цветового единства. Обычаев, Это собирательный образ России – во всей народа, самобытности характерности пейзажа. Очень интересен этюд рук с полными гибкими пальцами, гладкой кожей.
Гибок и точен мазок, моделирующий лицо и фигуру Никольского. Меняет Кустодиев и цвет костюма. Художник меняет даже очертания кистей рук, делая их пухлыми и короткопалыми.
Дымят пароходики, плывущие по Фонтанке. Из окна которой пишет художник, На первом плане 8211 больные клиники, дети норовят попасть под воды, струю дворник поливает улицу. Он уже тогда был известен своим сотрудничеством с Репиным при создании картины последнего «Заседание Государственного совета». В этой работе, как и в «Купчихе» 1915 года, 8211 противопоставление торжественного покоя главной героини картины и сложного сплетения сюжетов, развивающихся на втором плане. Индивидуальность рук в какой-то мере утрачивается в картине.
И художник вовсе не пытается ее идеализировать. Они приобретают обобщенный характер. Сохраняя при этом всю специфику требований театральности, декорациях в к произведениям А. Н. Островского Кустодиев близок принципам станковой живописи. Фигуры первого плана решены почти силуэтно.
Проносятся лошади с бубенцами на расписных дугах, запряженные нарядными санками. 3 Кустодиев Борис Михайлович 1878 – 1927 Народные праздники были излюбленной темой творчестве в Бориса Кустодиева. Фигура почти целиком рисуется на фоне неба с пушистыми кучевыми облаками.
В картине купчиха пышнее и «вальяжнее», внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающей значительность героини картины. Слева половой приносит чайники трем сидящим за столом, Справа два беседуют бородатых купца в тяжелых шубах. В глубине 8211 карусель, балаганы и веселое бурление толпы вокруг. В шапках с алым верхом, Лихо правят кучера в ярко-синих кафтанах, закутаннные в тёплые шубы, улыбаются сидящие в санях в люди, меха, укрытые яркими пологами.
Как Никольский сидит в кресле у письменного в стола, том, в движении чуть приоткрытых губ есть ощущение быстро ускользающего времени, держа мягкую шляпу длинными нервными пальцами. Его строгая согласованность заставляют вспоминать не только русское народное искусство, Звонкая чистота цвета, но и икону, русскую образцы которого художник использует в картине. Штрих подобных эскизов обычно «ломкий», слоистый, совсем иной, чем в натурных рисунках, где обычно контур гибкий, плавный и где художник добивается пластически ясной формы. Это помогало ему создать типы такой обобщающей силы как «Купчиха».
Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: «Мой мир теперь – это моя комната». Это мягкие и одновременно сильные девичьи руки. Причем каждый раз осуществлял новый интересный композиционный колористический и замысел, Кустодиев часто писал жену. Купчиха и мальчик, несущий ее покупки идут по мощенной булыжником площади какого-то провинциального города, частично увиденного в натуре, частично созданного замыслом художника. В «Купчихе с покупками» художник с особенно изысканной гармонией решает колористические проблемы.
Красуются цветные купола и колокольни, Над городскими крышами в морозной мгле клубится дымок, раскинувшийся в голубых снегах под небом в розовых и яркие пёстрые вблизи и прозрачно-воздушные издали и город весь похож на зимний сказочный мираж, лимонно-жёлтых и зелёных переливах. Беспощадное обличение и взрывная сила этих сатирических портретов объяснялись еще и тем, что художник прекрасно изучил внешний облик и характеры подобных персонажей, работая под руководством Репина над групповым портретом «Торжественное заседание Государственного совета». Что он ценил больше русский 8211 лубок или городетскую роспись, Трудно сказать, вятскую или хохломскую игрушку. В бесконечной «сумятице» многочисленных сюжетов картины можно открывать все новые и новые забавные ситуации. Черты характера Юлии Евстафьевны 8211 мягкость, в этюде очень точно переданы черты, портретные женственность, доброта. Выполненным с Юлии Евстафьевны для этой Интересно работы, сравнение картины с карандашным этюдом. Стройные, Деревья в глубине картины слева 8211 высокие, то несущихся на санях, опушенные их снегом тихая нежность контрастирует с буйством мальчишек, то дерущихся на горе.
Сразу бросается в глаза церковь, стоящая на горе. Что Борис Михайлович многие годы помнил подробности мельчайшие быта, Сын рассказывает, костюмов людей, пейзажа. Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михайлович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше именно тогда он задумал большую серию произведений, близких к народному лубку и новых для него по технике. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине моя подпись, ведь это так характерно для России». Шумная и первое место среди занимает них веселая, длящаяся целую неделю перед Великим постом, хлебосольная масленица.
Так, слева мы узнаем купол и колокольню Введенской церкви. Серия под общим названием «Олимп» включала сатирические портреты Горемыкина, Игнатьева и Дубасова, Победоносцева. В процессе работы над картиной «Московский трактир» было создано множество эскизов. В жизнь «Мира искусства» самобытный талант Кустодиева вносил живую острую, полную силы и энергии. На этом фоне развертывается масленичное гулянье. Трудно представить, Глядя на эту картину, когда он был уже тяжело и неизлечимо что болен, она создавалась художником в ту пору.
Интересен путь поисков окончательного решения этой для классической искусства Кустодиева вещи. Широко и свободно написаны стол с бумагами и книгами, освещенный солнцем, кресло. Сюжеты взял из современных народных частушек, которые тщательно записывал. Фарфоровая округлость лица как бы замыкает неподвижность ее душевного мира. Яркими красными букетами на голубом фоне обоев, Художник любуется нежной гладкой кожей полного тела, через которые просвечивает розовая ткань, кружевом вышивок, розовым одеяла атласом и росписями сундука. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Счастливые ребятишки катаются с горок. Каждый отражает определенный этап его творческого пути и видения жизни, Очень автопортреты выразительны художника. В искусстве Кустодиева причудливо переплетались ликующая радость бытия и острая, обличительная ирония, направленная против пошлости, мещанства и скудости духовной жизни. Но и в звонкой солнечности февральского дня, Рождение новой эпохи чувствуется не только в воодушевлении людей на улице, где желтое перемежается с красным, в праздничной красоте сочетания окраски домов, с живописно вздымающимися столбами белых дымов из труб на фоне неба, голубого то есть в особенной эмоциональной насыщенности пейзажа, пронизанного бодростью и жизнерадостностью. Рот, как-то некрасиво приоткрытый в этюде, тронут в картине лишь легкой полуулыбкой. Например, Так, написанном сверху из в окна мастерской, фигура мужчины с шапкой в поднятой руке на первом плане в этюде, кажется почти распластавшейся на снегу. Его глубоко национальный талант уходит корнями в русское народное творчество. В «Ярмарке» 1908 года исполненной в той же технике гуаши, 8211 абсолютно иное понимание формы, нежели в картине 1906 года.
Освещенные солнцем, Более и гибкими живописными делает ветви дерева, контрастнее 8211 тень от них. Слышны говор, женский смех. В картине меняется и композиция.
Близость Кустодиева к «Миру искусства» возникла давно. Смотрящая в зеркало, Эта женщина, в коричневой с серебристым узором шали, не только полна удовольствия от созерцания себя ярком в красном платье, но и чувствует восторженный взгляд старого мужа, ожидающего ее в дверях. Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу. В лице есть та же отрешенность от окружающей героиню картины среды, показанной столь выпукло, реально, как и в картине «Купчиха» 1915 года или «Красавица».
Но, видно, в картине художник стремился избежать слишком большого светлого пятна (светлая лошадь и светлое платье), которое «оторвалось» бы от фигуры самого Бориса Михайловича изображенного в темной одежде. Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника. Набросках Кустодиев никогда не дает обстоятельной характеристики участников происходящего Видимо, своих в эскизах исключительная сила творческого воображения позволяет ему держать в голове многочисленные образы персонажей будущих картин, как и у Сурикова. Художник демонстрирует и нарядную красочность предзакатного пейзажа с легкими розовыми облаками и великолепие пышной белотелой красавицы и блеск ее лилового шелкового платья и разнообразие снеди на столе с сочным спелым арбузом, который венчает это торжественное чаепитие. Фигуры первого плана решены почти силуэтно.
Красивые, На первом плане 8211 и дуги, словно в раме, расписные, в обрамлении темного навеса с развешанным товаром 8211 радостное пестрое зрелище ярмарки с множеством народа, освещенного ярким солнцем. Художник, наделенный какой-то особой животворной силой, рисовальщик, умный и виртуозный, книжный иллюстратор, театральный художзник и, наконец, скульптор, прекрасно чувствующий пластику человеческого тела, 8211 таков Кустодиев. Он вводит лиловый фон, связывая его тем самы платьем со всем многообразием яркого, но на редкость гармоничного цветового замысла. Он восхищается ею как образцом русской, щедрой красоты. Большое место в творческой жизни Кустодиева занимало театрально-декоративное искусство. В лощине расположился праздничный базар, Наперерез друг другу мчатся веселые тройки, а въезжающая на пригорок главная чуть тройка притормозила свой бег и вся площадка перед ним полна людьми, словно для того, чтобы зритель мог полюбоваться красотой ее убранства. Некоторые фигуры участников событий оказываются из перенесенными этюда, Появляются новые сюжетные линии.
Но главное, над чем он работает в картине 8211 это изображение народа на улицах. Где происходит гротескно чаепитие чинное купеческой четы, Появилась терраса дома в глубине. Свойственная Аннушке, в картине исчезла непосредственность и уверенность появились и самолюбование, позирующей для этюда. Игуменья у Кстодиева 8211 властная, уверенная в себе и довольная жизнью женщина. Больше всего к себе привлекает внимание повозка на переднем плане. он позировал в фас, профиль и в легком трехчетвертном повороте.
Главные атрибуты Масленицы – блины и народные гуляния. В картине исчезает неправильность черт лица. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные операции, у него парализовало ноги. Кустодиев действительно активен в современной ему художественной жизни. Она спокойно-задумчива. В восторженной характеристики художника прекрасной женщины вдруг зазвучала нота диссонансная 8211 руки модели.
Но с удивительно точными жестами, Характеры персонажей общим намечаются абрисом, дающими представление об эмоциональной завязке. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Где продают самые заманчивые яства 8211 икру и лимоны, Свою подпись Кустодиев с присущим озорством ему помещает над витриной магазина, сосиски и огромные копченые окорока. В эскизах костюмов всегда есть яркая и убедительная психологическая разработка образа. Массивна фигура приказчика. Художник прекрасно использует возможности гуаши, ее мягкой бархатистой фактуры.
В картине изображая свою героиню, Кустодиев далек от той иронии, которая так часто сквозит в образах его многочисленных купчих. Он никогда не утрачивает ощущение особой жизни, сочности Превосходный рассказчик, вкуса к ней. Конкретность подсмотренных черт модели при всей близости к задуманному образу в какой-то мере «перекрыла» яркость замысла, а быть может, замысел оказался не достаточно зрелым и внутренне пережитым. Нарядная декоративность цвета, Красота, колористическая цельность этот делают пейзаж одним из лучших в ряду кустодиевских произведений. Когда его замыслы обогащались натурными конкретными этюдами, Пластика движений героинь Кустодиева была особенно выразительна, найденную в композиционных исканиях, где модель принимала позу.
Через четыре года Кустодиев понял историческое место этих людей в исторических событиях. Написанного акварелью с особым воодушевлением, Она выполнена основе на натурного этюда, прозрачно, быстро, легко. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля. Кустодиев переживает в этот новый период необычайный творческий подъем. Акварелей, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России множестве во картин, рисунков.
Яркое солнце котрастно вырисовывается на фоне снежной пелены. Красиво убраны лошади. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Этюды с Кастальского в трех положениях использованы для трех различных персонажей. С нее был сделан в 1918 году превосходный рисунок.
В эскизах декораций к «Блохе» 8211 озорство изобретательность и нарядная декоративность. Сохранившемуся еще с языческих времен, Произведение Б. Кустодиева посвящено самому любимому на Руси народному празднику зимнему – Масленице – празднику. Разрезанный на аппетитные ломтики арбуз, На столе возник красивый сочный, который заключает в себе мощный цветовой первого акцент плана. Кустодиев чуть посмеивается над восторженным взглядом купчихи (в глубине картины), который она бросает на своего красивого черноволосого спутника или над многоцветьем наивных и ярких вывесок. Как «Красавица», Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, «Московский трактир», «Купчиха», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на революционные происходящие события. Она полна подлинной революционной романтики.
Раскрашены дуги, нарядна конская сбруя, подбиты цветной тканью спинки саней. Но главное было в том, что он понимал суть народного искусства 8211 умение радовать. Мчатся тройки – пятна мелькают ярких красок, переливается множеством оттенков снег, в этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением.
И вся его последующая деятельность вполне оправдала те надежды, Среди художественной молодежи это был один из самых талантливых людей, дочери художника, которые на него возлагались» По рассказам Ирины Борисовны, Юлия Евстафьевна пользовалась неизменной и любовью уважением мужа, хотя характерами они являли собой полную противоположность. Эскиз же служит художнику для выяснения основной композиционной завязки, тональных отношений. Величавая, Красивая, в свободной, невозмутимая женщина в черном бархатном платье, отороченной мехом красной кофте, оттеняющей цвет ослепительный нежной кожи. Но образ значительно гротескнее, в эскизе 1918 года найдена поза, нежели законченном в произведении.
Юлия Евстафьевна 8211 сдержанная, неразговорчивая, замкнутая. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Раскрывает взаимоотношение персонажей и одновременно показывает ярмарку как великолепное зрелище, Кустодиев завязывает множество сюжетов, которым он вместе восхищается со зрителем. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Однако художник слегка меняет положение рук и небольшое это изменение композиционно делает все органичнее, Жест рассчитан на жест купчихи в картине. передано деловитое и радостное оживление города. Интересны рисунки обнаженных и, наконец, линогравюры, среди них есть удивительные по экспрессии жанровые сцены, словно впитавшие в себя сочный юмор народного лубка. Художник остался один со своими былыми переживаниями там, Прекратился или почти исчез поток новых впечатлений, яростно вздымаются валы новой, за стеной, неведомой жизни, от которой в его мастерскую долетают лишь мелкие брызги, 8211 но он уже узнал жизнь, ее лик и утверждением этого лика стало его творчество8230 Только теперь все случайное, частное в быте возвысилось художника для до степени типичного и общего, приобрело значение символа». В центре города видно большую толпу народа и еще множество спешит к ним на санях. Несколько плоскостно, Художник пользуется локальным в цветом, духе народного лубка трактуя фигуры.
Красиво сочетание черного кружева с розовым платьем. Возможно, это было результатом слишком прямого следования за натурой, увиденной в этюде. Красиво убранные повозки с лошадьми, нарядные люди, даже природа принарядилась. Девушка-служанка склонилась над лисьей шубой, собираясь накинуть ее на плечи хозяйки. В картине усиливается характерность и гротесковость типажа. Вместе с тем Кустодиев резко меняет по сравнению с эскизом композицию картины. Но изменилось выражение лица.
В картине пять церквей (среди них и Введенская, купол которой был виден из окна мастерской художника). Колористической силе и образности декорации и, Задумывает и осуществляет классические ясности по идеи, блистательно продолжает в жанровой живописи линию рассказа о теперь уже ушедших в прошлое картинах жижни России, наконец, преимущественно из купеческой среды. Б. М. Кустодиев в жизнерадостной картине «Масленица» о празднике в русском провинциальном городе, широко и панорамно раскрывал пространство, здесь он словно ограничивает происходящее кулисами справа и слева, дает прорыв в глубину зимнего пейзажа с пушистыми, украшенными инием деревьями. Мало-помалу лишившая его способности двигаться, «Болезнь Кустодиева, как бы углубила способность его внутреннего созерцания.
Картина, словно иллюстрация к воспоминаниям современника – «яркие пятна, звоны ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони». Он пишет лишь о величавости самой модели. Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. Фигуры становятся более грузными.
Композиционное построение работы, тенденция к декоративности и в то же время к монументальности формы заставляют вспомнить этюд «Мост Риальдо в Венеции». Сидят на брёвнышке, На соседнем пригорке собрались парни и девушки, слушают гармонь, разговаривают, а на другом сражаются мальчишки в снежки, катаются на санках. Весом и чуть тяжеловесен первый план, несколько напоминающий кулисное театральное решение. А в 1892 поступает в Астраханскую духовную семинарию, с 1887 Кустодиев года учится в Астраханском духовном училище.
Художник и здесь, как и в «Масленницах», не отказывает себе в удовольствии показать их расписные дуги. В «Масленице» есть все, что присуще народному гулянию: и веселая карусель с шумным балаганом и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами и игра в снежки и залихвацкие песни под неизменную задорную гармошку. Он занимает в ней одно из весьма заметных мест. Цвет куполов и колоколен играют большую роль в цветовом и строе композиционном пейзажа, Их очертания.
Все действие картины разворачивается на центральной площади. Светлые купола храмов и разноцветные колокольни устремляются ввысь к изумрудно-зеленому небу, Искрятся морозным крыши инеем домов, по которому плывут желто-розовые облака и кружат стаи птиц. 8211 радостное, феерическое, великолепное зрелище.
В решении фигуры нет той пластичности, которые есть в таких картинах, как «Красавица» (1915) или «Купчиха» (1915). «зимой следующего года в мастерской Мариинского начал театра работать в качестве моего помощника Б. М. Кустодиев – А. Я. Головин вспоминает о Кустодиеве. Играя на сочных листьях растения и парчовой ткани, заливает Солнце комнату, на которой лежит библия. Кустодиев прекрасно чувствует структуру городского пейзажа. Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Здесь уже значительно более конкретный жанровый мотив, не претендующий, как в картине «Купец», на синтез. Прекрасным небом, Художник словно влился в эту шумную толпу и любуется вместе с ней и и торжественным, алыми знаменами, прорезанным пучками взлетающих и падающих ракет, которые то светятся, как пламя в лучах прожекторов, то погружаются в глубокую прозрачную тень.
начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Владельцы саней стремятся перещеголять друг друга Ныряя удалью, среди белых холмов и заиндевевших кустов на высоком склоне оврага, красотой лошадей и убранства, быстротой. Голубую, золотую Самоделов Денис, красную – Художник бирюзовую использовал изумительную палитру красок. Ведь наперекор условностям она решилась позировать обнаженной. О вывесках на маленьких лавчонках, в пейзаже особенно примечательно сочетание монументального лаконичного архитектуры решения и подробной занимательности рассказа о покупателях и купцах, примостившихся у подножия башни. В санях сидят очень нарядные, в ярких цветах женщины. Где сочетание сангины и карандаша или легкая акварельная подцветка рисунка чистоту передают и нежность модели, Превосходны лирические изображение детей и женские портреты. Но сохранил абсолютную портретность девичьего лица с внимательным умным взглядом, Борис Михайлович посадил ее в позе и костюме картины, героини хотя и рано сформировавшейся физически девушки, с мягкостью черт совсем юной. И веселая карусель с балаганом, шумным в «Масленице» есть все и игра в снежки и лихая езда в расписных санях с важными бородатыми кучерами и залихвацкие песни под неизменную задорную гармошку – что присуще народному гулянию.
Но, вопреки всему именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как «Масленица». Умение видеть людей наполнило веселым озорством и сцены жизнерадостностью народных гуляний. Кажется, будто зазвонит сейчас колокол и пригласит народ к вечерне. Спешащие по реке, Суденышки, наконец и, нарядные силуеты церквей, прихотливо расположенных разных в местах.
Где продают самые заманчивые – яства икру и лимоны, Свою подпись Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, сосиски и огромные копченые окорока. Картина словно подернута легким золотистым флером. Эскизов, Эта зоркость помогла Кустодиеву после одной лишь поездки по праздничным улицам выполнить несколько этюдов, полные острого чувства новых отношений, общественных набросков и по ним уже создать картины, молодого революционного задора, жизненной силы и бодрости. Она смотрит на рисующего художника.
Гибкие, Но руки, холеные, живые, с сужающимися пальцами и красивыми удивительно ногтями, пластичны. Взятый широко, Пейзаж, вводит в мир волшебства зимнего предзакатного часа, панорамно, когда небо расцвечено розовым, зеленым, когда желтым, пушистый мягкий снег вбирает в себя отблески радужного неба. Что же происходит с лицом «Красавицы» при работе художника над холстом. Жесты людей, встретившихся на крутом берегу Волги, подчеркнуто эмоциональны.
Поиски стиля эпохи, Кустодиева привлекали их широкий к интерес проблемам развития русского искусства на фоне единого процесса мирового искусства, графических и театрально-декорационных исканий, который выразился в синтезе живописных. Наиболее ярко выразившейся в масленицы, праздновании Для него это олицетворение единой стихии народной жизни. Юлия Евстафьевна позировала в светлом платье. Кто – то собрался в гости, другие идут за покупками. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.
Кружево очертаний березы, Рябь на реке, небо с облаками, ритм расположения ветвей рябины, сквозь которые то прглядывает солнце, то видны полосы дождя у далеко горизонта. Картина яркая, красочная, декоративная, решена как обличение алчности и стяжества. В них заключена не только красота, но и особая значительность. Кустодиев чутко воспринимал красоту родного и искусства умел пронизать ею свои произведения. Ее чуть одутловатое выхоленное лицо благостно.
Именно на выставках «Мира искусства» впервые экспонировались такие работы, как «Красавица», «Купчиха», «Московский трактир», портреты Золотаревского, Шаляпина и многие другие произведения, в 1918 году была показана картина Кустодиева «27 февраля 1917 года» отражавшая живой, непосредственный отклик на происходящие революционные события. При самом подробном рассказе в его произведениях всегда мастерство чувствуется широкого и обобщающего осмысления изображаемого. В нем еще нет той ритуальной торжественности, которая станет основой картины.
Но и с убеждающей жизненностью передает портретность черт лица модели, Он изображает не только очертания полного крепкого с тела гладкой кожей. Видна монолитная полоса дальнего леса и небо, холщовыми Над навесами ярмарки поднимается церковь, затянутое облаками. Яркие впечатления от человеческих характеров, Постоянные наблюдения, манеры носить одежду, привычек, двигаться 8211 все это делало не только и серьезными точными портретные характеристики, но и выразительными самые маленькие фигурки людей в глубине картины, где, казалось бы и движения и жесты не так уж и важны. Передо мной великолепная картина Б. М. Кустодиева «Масленица». Руки становятся неким символом женственноти, причем они даже, быть может, более одухотворены, нежели лицо.
Одно оставалось неизменным во всех 8211 портретах глубокое уважение к модели и внимательность взгляда на нее любящего художника. В картине действие развертывается на первом плане вокруг машины. Атмосфера веселого раздольного праздника захватывает нас с первых мгновений. Более конкретная разработка идет в натурных этюдах. С удовольствием пишет расписные бадейки свежеобструганные и грабли, Художник любуется россыпью народных игрушек.
Мотив спокойного торжественного шествия контрастно подчеркнут движениями работающих энергично людей в глубине картины. Сохранился лишь один быстрый набросок 8211 зарисовка обычной, повседневной жизни трактира. Оформляя спектакли, он каждый раз ищет новые приемы и новые средства художественной выразительности.