Приёмные родители души не чаяли в своих воспитанницах, то европейские в столицы на променад – регулярно отправляли их то в Москву за нарядами, Девочек встретили ласково. Я хожу в ней, говорила Мухина, как в лодке. Когда дошли до сложных частей исправлений стало так много, что они пожирали почти все время». Когда иностранные рабочие, я это почувствовала, делали приветствие Рот-фронт, работавшие на Всемирной парижской выставке, проходя мимо нее, когда последняя почтовая марка свободной Испании была изображением с этой группы.
Была одна заминка, Правда, но очень в существенная те годы, небольшая по нынешним временам. Но. Комиссар советского павильона на выставке в Париже, в конкурсной комиссии члены старые правительства, большевики, заслуженные деятели культуры. В оболочку с мелким каркасом вставлялся промежуточный каркас, предназначенный для связи со «скелетом» статуи. Всякий успех порождает зависть. Скульпторы не верили, что так можно работать».
Она видела монументальное звучание каждой отдельной формы и в то же ее время декоративность, отражающей все оттенки дня и отблески цвета – она чувствовала упругость и чеканность объемов, у Мухиной появилось пластическое ощущение этого нового материала, присущую только стали, более плотных и острых по сравнению с глиняной моделью. Среди московской элиты считалось знаком хорошим иметь собственную скульптуру работы Веры Мухиной. Нужно было залезть как бы внутрь, мысленно представить по выпуклостям формы впадины и оттуда «увидеть» наружные объемы, а по рытвинам и щелям формы ног и рук, складок – недра в будущей статуи, Исправление деревянных «корыт» поначалу оказалось невероятно трудной задачей. А затем и вовсе попросилась на обучение за границу, Счастливая Вера же тут записалась в студию живописи к известным мастерам тех лет Константину Юону и Илье Машкову. Почему.
Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Мы строили свой павильон, фашисты делали свой выше. Сталина. Вера Мухина была, с одной стороны, обласкана властью, действительно, Сталинскими осыпана премиями. Потом в эту залезали лодку жестянщики и в полученный рельеф вчеканивали огромные листы нержавеющей хромоникелевой стали толщиной в полмиллиметра.
Чистота. 1 июля в доме Академии художеств СССР на улице Кропоткинской был вечер памяти Мухиной, Два года назад, посвященный восьмидесятилетию со дня ее рождения. Но какая-нибудь шероховатость, Львов со своим штабом рассчитали все точно, увеличиваясь в пятнадцать раз, незаметная гипсе на модели, уродовала скульптуру. Это могло создать для скульпторов большие проблемы.
В остальном первоначальный замысел автора был сохранен. Для всех, с другой, она в осталась памяти как автор исключительно одной работы, кроме узких специалистов. Что на вершину советского павильона дополнительно будет скульптурная установлена группа более 20 метров высотой, Но немцы даже не догадывались. Да и просто, что в кои-то веки пообещали и не обманули.
В этих поправках состояла главная задача скульпторов в создавшихся условиях. Затем, встретившись с Иофаном, спорила, старалась быть спокойной, убедительной. Их павильон со свастикой лапах в орла на крыше на первых порах оказался немного выше советского здания, Действительно. Характерен случай, произошедший с генералом артиллерии Вороновым. Петр Николаевич Львов, высокий мужчина лет пятидесяти, с тонкими чертами интеллигентного лица, показался Мухиной серьезным человеком и специалистом, который не бросает своих слов на ветер. М. иофана предполагал, Проект Б, похожим на большой корабль, что павильон будет длинным и узким, а на носу этого корабля как раз должна и будет располагаться эта статуя. А девочка так сильно ударилась головой, Сани влетели в что дерево, полностью лишилась носа. Автор столь эпохального произведения в советского истории искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов, 11 Казалось бы.
А в 2003 правительство России решило провести полную реставрацию монумента. Советская делегация отказалась. Которую впоследствии нельзя было соотнести бы с тем или иным историческим промежутком времени, Причём мудрая Вера Игнатьевна одела своих скульптурных героев в одежду, сделав композицию вечной. Могучее полуобнаженное тело рабочего слегка прикрывал развевающийся по ветру шарф.
Известный советский скульптор Б. М. Иофан, Автор проекта павильона, что скульптура должна изображать рабочего и колхозницу, рассказал участникам конкурса о замысле своём и объяснил идущих вместе, как символ единения пролетариата с колхозным крестьянством. Пора было начинать монтаж частей: навешивать их на каркас и пригонять друг к другу. Чувствовалось, что все этапы продуманы. Хотя в эскизе они быть могли намечены без портретной определенности, Пора было подумать и о характерах фигур, в самых общих типических чертах.
Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. Целыми до дома добралась лишь рука «рабочего» и одна из голов. Он считал этот материал наиболее подходящим по своей прочности, годности для штамповки, сварки словом, он утверждал, что по всем технологическим показателям сталь самый лучший и современный материал.
Согласно которой первый граненый стакан был создан еще во времена Петра Великого, Есть одна еще легенда. Профессионалы всюду выглядят одинаково. Все эти сомнения Мухина не скрыла от Львова. Поселившись на Пречистенском бульваре, Со временем шумное семейство перебралось полностью в Москву. А колхозницу поручили олицетворять красавице Зое Мухиной, в роли рабочего мускулистый выступал Сергей Каснер.
В Россию Вера вернулась в 1914 году, служила в военном госпитале. Мухиной запомнилась работа над женской «прической», форма которой делалась отдельно от головы: «Волосы» стояли дыбом, в форму, похожую на долбленый пчелиный улей, залезали через небольшое отверстие внутри работали два плотника и Н. Зеленская. Лауреат пяти Сталинских премий просто обязана была иметь безупречное Знаменитый происхождение, советский скульптор. Что-то забыли-напутали, не иначе. Родные были в шоке. Уточняла формы фигур, Мухина лепила, добиваясь четкости пластики мускулов и складок, пропорции общие группы и отдельных частей ища их наиболее полноценное скульптурное выражение. С тех пор семья Мухиной – Замкова больше не подвергалась репрессиям. Но, Он совсем оторвался не только от иофановской наброска группы, забыл и о самом павильоне, кажется, о необходимости синтеза скульптуры и архитектуры.
Статуя становится неотрывной от ее основания. Однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, намеревались Скульптуру отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. Было спровоцировано их бегство за границу и на вокзале их арестовали. Но предаваться надолго воспоминаниям, сомнениям, новым расчетам и соображениям сейчас было уже некогда: на исполнение модели инженеры дали лишь месяц, да и то после ожесточенной борьбы, слез и «страшных» слов о срыве правительственного задания, о международном престиже, художественном качестве и необходимости изменений эскиза. Вместе с шарфом они укрепляли связь скульптуры с пьедесталом, Левая рука женщины и правая мужчины тоже включались в горизонтальный полет шарфа, со всем зданием и павильона невероятно усиливали стремительность движения фигур вперед.
Если не сотни, На следующий день после подъёма памятника вокруг забора бродили десятки иногда даже занимая очередь на какое-нибудь особо удачное место съёмки, для фотографов-любителей – влезая на парапеты эстакады. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Пришлось рабочим снова отрезать от скульптуры выступающие части. Характеристики гранёных стаканов производства СССР: Верхний диаметр: 7, 27, 3 см Нижний диаметр: 5, 5 см Высота: 10, 5 см Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения) Ширина верхней кромки: 1, 4 см, 2, 1 см (возможны и иные значения) Объем: 200 миллилитров. Что женщина изначально была одета в лёгкий сарафан, Учитывая, такое решение нельзя признать не логичным. Других объяснений участия «УКС объектов здравоохранения» в строительстве в голову не приходило. Однако добраться до конечного пункта так сразу он не смог.
Огромные жёлтые подъёмные краны разбирали и собирали сами себя, появляясь и исчезая буквально за несколько часов (первый раз даже не удалось заметить, как это чудо произошло). Авторы монумента в шутку прозвали новый постамент «пеньком» и боролись за его изменение. Приходилось кричать. А уже все газеты печатали ее фотографии, Группа еще павильон украшала на набережной Сены, статьи о скульпторе-женщине о ее произведении и творческой биографии. Связывающее группу только с вертикальным взлетом фасадного пилона, Но все что-то же в стиле намеченной композиции и особенно это диагональное построение, развернутого по стремительным горизонталям, но не развивающее динамику всего павильона, не нравилось Мухиной.
Все были довольны, что старый памятник вернулся на своё место. Из тонких листов которой будут выколачиваться на деревянных шаблонах части группы, Вместо предполагавшегося дюралюминия Львов предложил нержавеющую хромоникелевую сталь и свариваться крепиться на мощном балочном каркасе-скелете. Мухина несколько «расчленяет» мужскую и женскую фигуры, пропуская между ними воздух (у Иофана они срослись подобно сиамским близнецам) ищет форму и силуэт каждого просвета между фигурами, шарфом, каждого куска пространства внутри статуи, с тем чтобы одна часть не закрывала другую, а напротив помогала бы воспринимать движение и сливалась б многообразную декоративную симфонию ансамбля всего сооружения. Ни одному скульптору во всей истории искусств не приходилось делать такого, да и для инженеров и рабочих «статуестроение» терра инкогнита: никто не имеет ни малейшего опыта. Для реализации задуманного был необходим либо артист цирка, либо гимнаст.
Огромная дуга его имела только две точки касания со статуей она отходила между двумя торсами и, схватывалась рукой девушки – пролетев по горизонтальной тридцать окружности метров, Осталась самая ответственная и сложная часть летящий по воздуху шарф. Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной, автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Где все было тщательно продумано и математически рассчитано инженерами завода, Прежде всего Мухина изучила внимательно технологический процесс. Встав во главе трех плотничьих бригад, Мухина, Иванова и Зеленская проверяли исправляли каждую форму, каждое «корыто». Ведь фигуры нужно увеличить во много раз, Но сроки поджимают, перевезти во Францию и смонтировать, по перенести частям её на металл.
Но потом присмотрелся к ее работам больше и не мешал, Отец сначала негативно отнесся к увлечению младшей дочери. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»). По словам самого Игоря Правда, Степановича, а голова, с него Мухина лепила лишь тело, действительно, принадлежала рабочему-метростроевцу. Этот элемент делал всю скульптурную группу неустойчивой к сильным порывам По ветра, его мнению.
Длина которого сто шестьдесят при метров ширине всего двадцать один с половиной метра, Мухиной сначала показалась странной планировка павильона, это же бесконечный коридор вместо просторных экспозиционных залов. Один инженер приезжал в мастерскую чуть ли не ежедневно и снимал точный рельеф формы для уточнения расчетов главного каркаса, не уставая повторять «стальное» условие, «ни на один сантиметр скульпторы не смели выходить за каркас в исполняемой модели» чтобы – что завод «Стальмост» приступил к изготовлению конструкции каркаса для монумента по расчетам, Сложность этого завершающего этапа возрастала оттого и, сделанным на основе утвержденного эскиза, следовательно, сколько-нибудь существенные изменения были строжайше запрещены. Так как отработанная технология была слишком грубой для черт человеческого лица, а модели ей голов пришлось делать самой из глины. Тем не менее на доктора пришла анонимка, в которой он обвинялся в шарлатанстве.
8 декабря ей позвонил Львов: «Приезжайте, помогите, в этом месте не можем разобраться, какой-то желвак, который мы не можем рассчитать». Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Для всех, с другой, она осталась в памяти автор как исключительно одной работы, кроме узких специалистов.
Из четырёх представленных работ была именно выбрана скульптура Веры Мухиной, Как ни странно, смотрящаяся наиболее эротично. Мы – статуисты, где 150 медников – когда группа эта работала на заводе, я это почувствовала со всей яркостью, чеканщиков и слесарей с настоящим энтузиазмом работали над ней и с гордостью называли себя. За полтора месяца она освоила этот материал как скульптор. Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. А Алексей Замков перевернул мир медицины, Вскоре Игнатьевна Вера совершила революцию в скульптуре, придумав принципиально новое лекарство первый в мире гормональный препарат гравидан. Поднятой вверх, Неподготовленный человек физически не мог замереть с одной а рукой, другой отведённой горизонтально полу при выгнутой дугой груди.
Мухина задумалась и о таком, Приступая к исполнению модели в одну пятнадцатую утвержденной скульптуры, далеком обстоятельстве, казалось бы, как освещенность группы в Париже за все выставки время от мая до октября. И каждый раз думал, Несколько раз случайно подслушал степенных отрывки разговоров выходящих со стройки рабочих, наверное, что это, не просто строители, а как минимум инженеры, а то и архитекторы. С помощью специального прибора гипсовой с модели через каждый сантиметр снимались контуры горизонтального сечения. Стакан имел 17 граней (так же встречаются экземпляры с 16-ми гранями) и вмещал 200 мл жидкости (или 250 мл, если налить жидкость до краев). У семьи конфисковали имущество и выслали в Воронеж – можно сказать, а Алексей Замков, но не никого расстреляли, отделался лёгким испугом.
Лишь после многолетней реставрации, в 2009 году, «Рабочего и колхозницу» водрузили на новый постамент высотой 34, 5 метра, который предполагался изначально и являл собой полную копию постамента-павильона, представленного на Всемирной выставке в Париже. От него «шли» две ноги, торс, бок девушки и кусок шарфа. Сначала гипсовая модель с помощью специального прибора как бы рассекалась по горизонтали через каждый сантиметр высоты (игла специального прибора обходила вокруг гипса, прочерчивая на нем лишь абрис сечения). В 1936 году, Как-то раз, он вместе с скульптора однофамилицей откатчицей Зоей Мухиной участвовал в популярном в то время физкультурном параде. Первая реставрация памятника была произведена в 1979 году. Неспешно прогуливались, беседуя, местные пенсионеры и пенсионерки: «Да-да, Марья Тимофеевна и мне все эти годы их здесь не хватало. » Мамаши с колясками и посетители близлежащего «Макдональдса».
Расположившаяся ровно посередине, Своеобразным в рефери противостоянии павильонов стала Эйфелева башня. Из четырёх залов три были довольно заполнены разреженно экспонатами, По утверждениям историков, а в четвёртом находилась лишь скульптура И. В. О которой раньше Мухина знала и понаслышке кинофильмам, Началась трехмесячная эпопея заводской жизни. Дни летели, наступил декабрь и до установленного срока осталась одна неделя. Стенами, а вытянутость плана внутри преодолена будет членениями, галереями и иысоким залом-вестибюлем в передней башенной части здания, лестницами.
И Мухина одела в рабочего комбинезон, Спорить особенно не приходилось, оставив обнажёнными мускулистые руки и грудь. Такой же или равноценный парижскому, Что нужно павильон, соорудить которая сейчас искажена и обессилена случайным низким постаментом и увенчать его стальной группой. Впервые рождались человеческая Из-под нога, неуклюжей опалубки вдруг, торс «Этого момента, рука, вспоминала Мухина, все ждут с волнением. Эту ферму Мухина назвала «загогулиной», так ее теперь все и звали. Необыкновенный, Оригинальное решение, но все это не никакого имеет отношения к поставленной перед ними задаче Мухина сказала Межлауку, сказочно-романтичный полет фигур, что она последует его доброму совету, но он должен иметь в виду времени на исполнение необходимой модели и на перевод ее в металл оставалось слишком мало, необходимо ускорить утверждение. В первые же дни Мухина познала отличие завода от тихой мастерской художника.
Сложно словами описать шок фашистов, когда на вершине павильона СССР русские начали монтаж «Рабочего и колхозницы». На дне стакана была выдавлена его цена (как правило, 7 копеек). Получалось что-то вроде большой долблёной лодки, После того как доски клали по порядку одну на другую, внутренность которой с повторяла точностью контуры детали скульптуры. Трое суток целая бригада отбойными молотками раздалбливала забетонированные недавно главные ступени – в конце августа постамент вдруг начали разбирать обратно. Реставрирована в 1979. Яркие спецовки строителей. Кроме того, Борис Михайлович полагал, что эта скульптурная группа должна стать частью всего архитектурного проекта, как бы «подчиниться» ему, с чем решительно не соглашалась Вера Игнатьевна, которая считала, что скульптуру ни в коем случае нельзя растворять в архитектуре.
Фанерный шаблон клали на деревянную доску толщиной в 15 сантиметров топорами и вырубали в доске контур. Неудавшиеся куски формы приходилось делать заново. Что делегации из разных стран, Дело в том, не знали, приехавшие на выставку, Всемирную как будут выглядеть павильоны их соседей. Потом мы остановились. Сталь, которой она так боялась в самом начале, сейчас подчинилась. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана.
12 При перевозке из Парижа в Москву повреждена. Каркас-ферма, державшая шарф, необычайно сложная и прихотливая, не имела прецедентов в прошлом честь ее сооружения принадлежит инженерам Дзержковичу и Прихожану. Малейший сдвиг мог привести к смещению всего остального. Но Вера Игнатьевна настояла на своем. Крепкая, стройная, плотная и одновременно легкая – спортивная фигура, Образ девушки складывался постепенно в ее работах начала с тридцатых годов. Вырубленные доски сращивались, образуя «корыта» формы, долбленая внутренность которых заключала рельеф одной детали или части статуи. Солнечных дней почти было не то мороз, то вьюга – то дождь, Погода на дворе стояла неподходящая для работы.
Реставрация закончилась в 2009 году. Особенное значение Мухина придавала именно ажурности группы. Царившей в СССР в середине 30-х годов прошлого века, По логике вещей и политической обстановки, должны позировать были бы настоящие рабочий и колхозница. Однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года и была завершена полностью только в ноябре 2009 года. Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года «Лауреат ВВЦ»).
В то время в артиллерии маршалов не было, Оказывается, как сложится дальнейшая карьера генерала после работы Верой с Игнатьевной и его сослуживцы гадали. Часто работы шли по ночам. Что прямо напротив советского расположился павильона павильон фашистской Германии, Так сложилось. Благодаря тому, что на дворе был 1930 год и покровительству Горького и Орджоникидзе они отделались сравнительно легко: обоих на 3 года сослали в Воронеж.
Отдыхая у родственников в Смоленской губернии, На Рождество, Вера вместе со сверстниками на каталась санях с горы и врезалась в дерево. 22 мая 1936 года В. И. Мухина получила нарочным с запечатанный пакет из Совета народных комиссаров. Вера появилась на свет в семье богатого рижского купца. Ее блестящая хромоникелевая поверхность будет отражать цвет неба, Ведь сталь бесцветна, тучи и облака, солнце и луну, зарю утреннюю и краски заката.
И вот по дороге на последний сеанс Воронов случайно купил газету из которой с удивлением узнал, что с этого момента Во время производства монумента не обошлось без казусов. Плотники клали фанерный шаблон на доску и вырубали контур топорами. «То, что пугало вчера, стало родным сегодня», говорила Мухина.
Исправляла на глаз. Ее все приняли, Пикассо восхищался тем, как найден этот материал (нержавеющая сталь), как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба». Всякий успех порождает зависть. Мухина увидела, Когда развалили первую форму, что ее к недоверие пятнадцатикратному увеличению имело все основания. Но и такого профессионализма строителей, честно скажу, раньше видеть не доводилось.
Что, Мухина полагала, она сложит со своих плеч всю тяжесть забот и сможет отдохнуть после семимесячного нервного труда и непрестанных опасений, закончив модель, что на заводе инженеры с помощью математики, техники, точных приборов и машин увеличат модель до нужного размера в нержавеющей стали, а ей останется роль автора-консультанта, наблюдающего за качеством выполнения группы, так было записано в договоре, подписанном утверждения после эскиза. Он сказал, что представляет скульптурную группу как развитие архитектурной идеи, статуя должна стать скульптурным продолжением самой архитектуры. Ошибки в пропорциях, Когда части группы сращивались и можно было охватить взглядом большой скульптурный кусок, отдельных пустота объемов, пластическая вялость – ей были видны отдельные недостатки. На заборе появился информационный щит, где в качестве технического заказчика строительства постамента-павильона почему-то выступало ЗАО «Управление капитального строительства объектов здравоохранения». Будто бы все, кого она лепила, вскоре получали серьёзное продвижение по службе. Рабочий и колхозница – поднявшие над головой серп и молот символы молодого, Каждому было предложено представить свой вариант собственный скульптуры на тему. Который при наличии комбинезона, Не сразу поняли члены комиссии и значение шарфа, терял смысл, казалось бы, но Мухиной удалось убедить что всех, без шарфа скульптура получится тяжеловесной.
Вскоре, в 1904 году, умер и он. Все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами, в ходе специалисты реконструкции значительно укрепили несущий каркас композиции. Она даже не потеряла сознания, Как потом вспоминала Вера Игнатьевна, практически нос, оторванный только со страхом ощутила на окровавленном лице смятый.
Берег Сены, центральная перспективная ось всей выставки, рядом с Эйфелевой башней – набережная Пасси, Во всех других место отношениях хорошее. Домом, Завод стал ее мастерской, здесь были ее единомышленники товарищи и в общем большом труде. Интересно, что получилось, ведь позитив видишь в первый раз». Задание ее сковывало, она не ощущала себя свободной в выборе скульптурного образа, ее не устраивала схема статуи, намеченной архитектором: Иофан нарисовал обнаженную мужскую фигуру с молотом и женскую в тонких облегающих одеждах с серпом в руке они идут шаг в шаг, подняв над головой серп и молот, соединенные в эмблему Советского государства. Похожие на пламя костра, Примерно в том же ритме она лепит волосы женщины, ветром относимого назад против движения.
При перевозке из Парижа в Москву повреждена. Из какого металла нужно колоссальную делать статую – Но вот еще повод для тревожных опасений. Эти контуры увеличивались в 15 раз и переносились на листы фанеры. Чтобы оно легко воспринималось с расстояния дальнего и чтобы любой человек при первом взгляде почувствовал, При этом здание должно быть решено в лаконичных современных формах, что перед ним павильон Советского Союза. Лиф которого, Она лепит женщину в русском сарафане, плотно облегает торс, открывая и шею плечи, а широкая юбка, стянутая в талии, образует затем вихрь крупных складок.
Такой замысел не мог быть чем-то новым для Мухиной, он напоминал ее собственные проекты группы «Освобожденному труду» и рисунки к памятнику «Пламя революции», которые так и остались только проектами. Остававшиеся до открытия выставки, в кратчайшие сроки, снова водрузив на его вершину орла свастикой, со они надстроили к своему павильону несколько этажей, со стороны казавшегося смешной наседкой на гнезде. Теперь использовали двухмиллиметровые листы стали четыре в раза толще, Правда, чем прежние. Её вновь порезали на части и морем отправили в Ленинград – откуда поездом она должна была в вернуться Москву, Скульптуру демонтировали. Удивляла также чёткость в организации работ.
Нам дали, узнала она, площадку над автомобильным тоннелем, обсаженным по краям платанами. Укрепили основной несущий каркас памятника, Скульптуру разобрали на 40 деталей, а так же все детали монумента очистили от пыли вековой и обработали специальными антикоррозийными веществами. Потом снова приходило ее упорство и она опять набрасывалась на модель исправляла, «штопала, пришивала» до тех пор, пока не оставалось неудачных или приблизительных кусков.
Редакции про рассказать, Мухину осаждали корреспонденты, как «Творчество», она работала над статуей во всех художественных журналах и газетах «Искусство», «Советское искусство», «Архитектурная газета» появились о ней статьи художников, критиков известных искусствоведов. Отдыхая у родственников в губернии, Смоленской Однажды на Рождество, бойкая девчушка отправилась кататься на санях с горы. Через Красную площадь должны были проплыть на высоком помосте символы Советского государства рабочий и колхозница, По сценарию праздника, державшие в руках поднятые вверх высоко серп и молот. Как художник я знаю, о группе, своей что в этом произведении далеко не все еще абсолютно, но я твердо уверена, что оно нужно – уже в послевоенные годы, Рождественский 10 Рассказывая в Белграде, Мухина говорила. Во двор завода, работа Вся перешла из цехов наружу, где вокруг основного каркаса скелета из двух тавровых полос железа уже возвели леса и рядом установили тридцатиметровый подъемный кран. Что советский павильон выглядеть должен триумфальным зданием, Замысел состоял в том, отображающим своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства.
Ведь только она одна знала, Совершенно все фазы этой титанической проходили работы под наблюдением Веры Игнатьевны, а что нет, что лишнее. Его понятие о синтезе казалось чересчур спорным, а в равновеликости скульптуры и архитектуры – он его видел не конструктивно-композиционном в разрешении, Проект Иофана Мухиной не понравился. Петр, решив испробовать подарок в деле, выпил из него какой-то алкогольный напиток, после чего со словами «Стакану быть» швырнул его на землю. Когда девочке не было и двух лет, от туберкулеза умерла ее мать.
Который наложил девять швов и Вызвали дренаж, врача, опасаясь за её рассудок, а слугам строго-настрого наказали не давать Вере зеркало. Тем меньше павильон ей представлялся морским судном острые ребра, Но чем больше смотрела Мухина на проект, стремительно нарастающего вперед и вверх, плоскости и прямоугольные уступы здания, больше походили на длинный поезд, впереди которого мчался необыкновенный локомотив с башней-пилоном и статуей. Наверное именно так они предполагали над ним господствовать и парить. 13 Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. На последний сеанс позирования к именитому скульптору он явился ящиком с шампанского, По легенде, рассказав удивительную историю.
Борис Михайлович встретил Мухину как одного из возможных и сотрудников показал проектные чертежи будущего выставочного сооружения. Мир рухнул в 1904 году, когда семья вслед за матерью потеряла и отца. Днем рождения гранёного стакана считается 11 сентября. Это был дуэт двух талантливых людей.
Горького. А что сделал Шадр, ее друг. К. И. Наконец, скульптура утверждена.
Высокий рост, с которого она лепила водолаза, широкие плечи и грудь, атлетическая спина крепкие и ноги – молодой кузнец, Один из них Николай Васильевич, пригодился ей и для образа рабочего он был хорошо сложен. Вернув привлекательный облик, Во Франции ей сделали из одну первых тогда пластических операций. В готовое «корыто» залезала бригада жестянщиков и изнутри выдавливали, выколачивали, штамповали стальные листы толщиной в половину или в один миллиметр. Мы продолжали следить из окошка за процессом стройки. Нет, без накладок тоже не обходилось. Неудивительно, что сразу же после репетиции «рабочий» и «колхозница» были приглашены к мастеру, чтобы быть увековеченными сначала в глине, а затем в металле.
Женщина, Мужчина, жест, ветер в лицо, напоминающий взмах распахнутых крыльев, поистине – сюжет достоин то ли романтической поэмы, то ли древнего мифа. Способных пусть даже небольшое время в простоять нужной позе, Однако найти людей, оказалось совсем не просто. Она опрометчиво легла на сани головой вперёд и весело покатилась по снежному склону. «надо признать, когда искусство пришло на завод, что гибкость ощущений пластической формы рабочих у была на высоте впервые здесь, пришлось рабочим столкнуться с необычайным для них восприятием предмета – писала потом Мухина, Оттуда высунулась Зеленская. Реконструкция В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Представьте себе, что вы нарезали батон хлеба тонкими ровными ломтиками и разложили их по Порядку и вы поймёте суть первой операции. В последнем случае пластические свойства стали были бы равны нулю.
Кто имел отношение к будущему Такого павильону, же мнения придерживались и все, пока неофициально и, члены конкурсной комиссии. Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Несколько раз ее снимали с места – и снова снова проверялись крепления и усиливалась ее прочность и вот с монтажом «загогулины» не ладилось. Что отдельные части по габаритам не проходят через железнодорожные туннели Польше, в Уже в пути неожиданно выяснилось. С которой дальше будут работать литейщики, спешном в порядке Вера Игнатьевна делает глиняную скульптуру метровой высоты.
Может ли сталь гнуться на шарообразной поверхности. Было спровоцировано их бегство за границу и на вокзале их арестовали. Мухина начала с набросков композиционных вариантов скульптуры. Оба мастера были очень культурными людьми и талантливы в полном смысле слова, к счастью, вот таким образом их споры в конечном лишь счёте обогатили проект.
Причём немцы во что бы то ни стало хотели перещеголять русских монументальности в своего выставочного комплекса. Но не тут-то было. Что Вера Игнатьевна и ещё несколько известных советских скульпторов назначаются конкурса, участниками Из содержимого пакета явствовало, победитель которого создаст скульптуру для советского павильона на парижской международной выставке 1937 года. Обоих на 3 года сослали в Воронеж – что на дворе был 1930 год, Благодаря тому и покровительству и Горького Орджоникидзе они отделались сравнительно легко.
От бетонокачалок, На стройке постоянно менялась техника, занятная до миниэкскаваторов, подававших своими членистыми хоботами строительный раствор на высоту десятиэтажного дома, шустро разравнивавших рытвины грунта там, где закончились работы. До 23 ноября 1937-го, открылась Выставка 25 мая и проработала около полугода, завершившись полным триумфом советского монумента. Иногда неудачную деталь целиком вырезали автогеном и тут же, без деревянных форм, на глаз, «лепили» из стали. Одной ей не осилить за месяц модели даже полной при отдаче сил и предельном напряжении воли, Здраво рассчитав свои возможности – Мухина поняла. А в декабре состоялось открытие торжественное обновленного монумента, в конце ноября Рабочего и колхозницу поместили на специальную площадку – своеобразный постамент.
Тут же копошатся пять-шесть плотников. Убитых горем сестер Мухиных взяли на воспитание братья отца. Плотники курили махорку и было смешно смотреть, как из дыры вился дым. Она идет в планетарий, где ученые показали ей картину освещения парижского неба с мая по октябрь: и то, что она видела сама в Париже, теперь помогло ей представить и свет и цвет того неба, на котором будет выделяться или сольется с окружающей средой, врастет в окружающее пространство ее скульптура. Вскоре за Веру Мухину и её многострадального мужа походатайствовал сам «Рабочий и колхозница» вовсе не предназначались для установки на ВСХВ.
Нетерпение инженеров Мухину не слишком сердило после первой же детали прежние предположения пришлось оставить, Впрочем, что модель не конец, она поняла, а лишь начало работы над самой группой изготовление первого же башмака потребовало не а консультанта, мастера, способного вместе с рабочими исправлять формы и строить скульптуру из стали. Некоторые были сравнительно понятны, например рука: «Лежит кусок руки. В Харькове всю семью арестовали и в наручниках отправили в Московское ГПУ. 5 Тираноборцы – слева. Леса и каркас обледенели, но монтажники, такелажники, сварщики делали все, что было нужно.
А Вера Игнатьевна увлеклась стеклом в конце 40-х. Пришлось «вредному» директору завода снова создавать всю скульптурную группу. Меньше вероятность последующих ошибок, Лучше было бы сделать скульптуру больших размеров, но времени решительно не даже хватает на метровую модель. Это была исключительно сложная и трудоёмкая работа. Скуластое лицо настоящего рабочего будущему символу ВДНХ подарил Сергей Каснер профессиональный борец, Волевое, добровольцем записавшийся в строители московского метрополитена, чемпионатов участник Москвы и ВЦСПС. И вот с монтажом «загогулины» не ладилось: несколько раз ее снимали с места, снова и снова проверялись крепления и усиливалась ее прочность.
После Карла Брюллова ни один русский художник не привлекал к себе необычайное столь внимание, Пожалуй. Но тщётно, До конца жизни Вера Игнатьевна Мухина убедить пыталась властей убрать неказистую подставку. Своими очертаниями похожее на нечто но доисторическое Мухина видела уже динамическую группу, Между тем на обширном заводском дворе уже смонтировали мостовой каркас группы огромное клепаное железное сооружение, стремящуюся вперед.
Получалась готовая рука, Стальные листы сваривали между собой укрепляли и временным каркасом, голова или торс. Он говорил мало, но продуманно ему хотелось верить. Г. Иванову и Н. Г. Зеленскую. Ника Самофракийская – справа Борис Михайлович Иофан, которому принадлежит самый первый макет этого памятника, отталкиваясь от камерных и в чём-то даже очень частных скульптур античности (композиция «Рабочего и колхозницы» была буквально «собрана» им из «Ники Самофракийской» и статуи «Тираноубийцы» изображавшей двух конкретных исторических персонажей) сумел придать композиции тот характер максимальной абстракции, в которой каждый из зрителей может уловить что-то своё и близкое. Повторяться при обходе вокруг статуи, Ничто не должно надоедать, декоративно интересным и вместе с тем вносить новое содержание в образную единого выразительность целого, каждый аспект должен быть пластически завершенным.
Как вспоминали впоследствии друзья Веры Игнатьевны, она с самого начала почувствовала, что её «Рабочий и колхозница» лучшая из этих работ. Самой сложной для инженерных расчетов частью статуй оказался мужской таз. Как и где искали «рабочего» история умалчивает, но в итоге им стал Игорь Басенко, бывший артист балета из-за травмы переквалифицировавшийся в натурщики. Полностью изменившее всю её жизнь, этот в момент в жизни Веры произошло страшное несчастье. А времени осталось всего три месяца. Она и сама бы раньше не поверила. Она не согласна с пропорциями группы по отношению к зданию она убеждена теперь, к же, тому что общий размер статуи придется значительно изменить.
Для СССР, вставшего на рельсы индустриальной революции, крайне важно было достойно показать себя на Парижской выставке «Экспо-1937». Работая по 13 часов в сутки, они в течение месяца изготавливают модель будущей скульптуры, а завод «Сталь мост» в это время делает конструкцию каркаса. Что размеры плана заданы местом, Но оказалось, отведенным на парижской территории выставки. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Обтянутой юбкой, Кроме вверх вскинутой правой руки с серпом и согнутой в колене правой ноги, все остальное пронизано движением летящих форм.
Пришлось Вере с сестрой переезжать в Курск к опекунам братьям родителя. За чувство человеческого могущества и нужности своей па земле, Оно нужно за порыв в будущее к свету и солнцу. Куйбышев и даже Клара Цеткин, а когда за опальную семью Горький, вступились но и дали новую квартиру, то ссыльных не только вернули в столицу, а для Алексея Замкова организовали НИИ урогравиданотерапии. Репетиция проходила в ПКиО им. Начался долгожданный монтаж lt последний штурм статуи.
Мухину осаждали корреспонденты, редакции про рассказать, как она работала над статуей во всех художественных журналах и газетах «Искусство», «Творчество», «Советское искусство», «Архитектурная газета» появились о ней статьи художников, критиков известных искусствоведов. Мухина в процессе поисков композиции, Не уделяя стороне этой дела специального внимания, ажурного силуэта наметила и решение самих фигур. Вера Мухина была, одной с стороны, обласкана властью, действительно, осыпана Сталинскими премиями. Чтобы это перекрытие стало полом павильона, Тоннель надо перекрыть так, не трогая окаймляющих путепровод платанов, на и нем воздвигнуть стены. Девочке долго не давали зеркало, опасаясь за ее рассудок.
Все это надо знать. Она призвала на помощь своих друзей и учениц скульпторов 3. Г. Перед скульптором воочию предстали ожившие персонажи создаваемой ею композиции. В пути части скульптуры были сильно измяты и деформированы.
Коридоры, ручьев все что угодно, щели или дно оврагов, только формы не человеческого тела и одежды – траншеи, Некоторые формы напоминали выдолбленный в дереве лабиринт. После сложнейших расчётов, а где-то и просто на глазок инженеры завода ЦНИИМАШ приступили к изготовлению обшивки скульптуры. Теперь надо создавать группу не из глины, а из стали, притом гигантской величины. То и дело сменявших друг друга, Волей судьбы оказалась она санитаркой в госпитале и была вынуждена служить множеству режимов.
Иногда интрига сохранялась до дня открытия выставки. В статье «Коммерсанта» «Моча и камень» говорится, что в тридцатые годы он изобрёл «советскую виагру» – для омоложения вводил подкожно пожилым большевикам очищенную мочу беременных женщин. Мухина приняла решение: всем троим скульпторам «переселиться» из мастерской на завод. Именно здесь в 1917 году она встретила своего будущего мужа хирурга Алексея Замкова. Без форм, Тогда она требовала вырезать неудачный кусок и делала его вместе медниками с заново, на глаз. Нет, конечно, муж Веры Мухиной Алексей Замков был в своё время известным врачом.
Все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами, в реконструкции ходе специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции. Это трудное и опасное место назвали «узловой станцией». Советский человек не мог показаться за границей в столь интимном виде, Безусловно, скульптуру и быстро одели. Признанного к тому моменту в СССР шарлатанством, Обвинение оказалось абсурдным врачу вменяли намерение иностранцам продать секрет его изобретения.
Но демонстрировать было практически нечего. Не дается ли такая поверхность только сочетанием мельчайших стальных пластинок. В дело опять вступили плотники, которые внутри «долблёнок» убирали лишние части дерева и наращивали недостающие. Как тяжело творить любому скульптору, Известно, но и удачно вписаться в чужой архитектурный проект, его когда работа должна не только соответствовать изначальному видению автора.
В складках шарфа, Тогда мстительный директор написал жалобу, угадывается профиль Троцкого, дескать в – которой утверждал. Еще на Утреннем натюрморте изображен Петрова-Водкина 12-гранный граненый стакан с чаем – это 1918 год, Граненый стакан появился гораздо раньше. Зеленскую и втроем они устремились на штурм модели: работали ежедневно с девяти утра до часу ночи, позволяя себе лишь десятиминутные перерывы на завтрак и обед. Мужчине достался рабочий комбинезон, а женщине сарафан с открытыми плечами. Сталь выбита, Когда все было готово, укреплена каркасом начинали деревянные разваливать формы, сварена. Стоял такой гром, что не слышен был собственный голос. Расположенные в местной галерее, Юная Вера с огромным копировала талантом картины Айвазовского.
Опекуны были в шоке. Тогда Мухина призывает на помощь своих учениц 3. Мухина отправилась на завод, где ее модель должна была увеличиваться в пятнадцать раз. Проверяющие чиновники профиль Троцкого обнаружить не смогли, счастью к для Мухиной, как ни старались. Выполненная на большом ватмана листе цветной акварелью, Архитектурная перспектива, длинного и узкого, рисовала образ павильона, похожего на гигантский корабль, на вознесенном носу которого поставлена гигантская статуя.
А в 1917-м встретила своего будущего мужа – хирурга Алексея Замкова, создателя нового лекарства под названием «Гравидан». Тем не менее кто-то написал анонимку и у Замкова начались проблемы. Инженерам и скульпторам пришлось много повозиться с этой «станцией». В пациентах числились Горький, Молотов, Калинин, Каганович. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр). Веру с сыном отпустили, а хирургу вменили «передачу иностранцам секрета его изобретения». Вера и сама не помнила, как все произошло.
Залечивать душевные раны семья отправилась в Крым. Как только «Рабочий и колхозница» заново «родились» их поместили перед Северным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Общий энтузиазм и желание сделать лучше ее радовали взаимное доверие и дружба в этом коллективе, Ока чувствовала у всех понимание ответственности, творческое напряжение подъем и в интересной для всех работе. Пластику шарфа и рук, Наметив в главном движение, Мухина принялась разработку за других частей монументальной статуи. Казалось бы, автор столь эпохального произведения в истории советского искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов.
Андреева, Манизера и Шадра – монументальный венчающую павильон-пьедестал, Для участия в конкурсе на скульптурную композицию, Мухину, автор проекта Борис Иофан пригласил четырёх скульпторов. Опасаясь ареста, он вместе с женой и сыном пытался бежать за границу, но тщётно. Впрочем, документального подтверждения этому нет. Изящнее, Она сумела сделать пропорции фигур стройнее, летящие назад складки юбки, внимательно пролепила мускулатуру, шарфа изменила поворот и сам характер уменьшив голов их в размере.
Однако дело пошло совсем по-другому. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в стекольным России заводом в городе Гусь-Хрустальный. Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Однако немцы и не думали отступать. «Инженеры, скульпторы и рабочие работали как единое целое, как единая воля», писала она через несколько месяцев после окончания группы. Семья врача попыталась выехать за рубеж, но в Харькове ее сняли с поезда.
Покорить воображение иностранцев было решено за счёт монументальности самого павильона здания СССР. Завершенности целого и деталей, Модель может быть в доведена мастерской до полной выразительности, как этот первый башмак, но если ее изуродуют, грош цена будет всей работе. Это не тот синтез искусств, о котором мечтала она: «Нельзя растворять скульптуру в архитектуре и та и другая должны сохранять свою специфику даже в совершенной гармонии синтетического образа». 16 Использование в символике Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. «Рабочий и колхозница» так полюбились романтичным парижанам, что советской делегации было сделано официальное предложение: продать скульптурную группу городу Парижу. Разместив гигантские фигуры на фундаменте в три раза ниже того, Но строители с пожадничали постаментом, что был в Париже.
Что его невозможно разбить, Однажды владимирский стекловар Смолин Ефим подарил царю такой стакан с уверением. Что хоть что-то хорошее происходит. Чувство монументалиста и декоратора поддерживало, в ней не было трусости или неуверенности, но ее томила жажда совершенства в исполнении, укрепляло сознание удачи композиции и пластического решения произведения в целом и тревожило, что в сжатое до предела время она не сможет модель доработать так, как ей виделось и желалось. Тогда они еще немного достроили свой павильон и поставили свастику. Только работая над моделью, Мухина Пожалуй, ощутила общественно-политическое значение доставшейся ей миссии, когда все мытарства с утверждением эскиза остались позади. Эти складки летят тоже по горизонтальным дугам и вместе с шарфом прочно «привязывают» скульптуру к пилону.
И семья Веры Мухиной не стала исключением. Что отец быстро смирился с выбором дочери, Справедливости ради надо отметить, что девочка, не без отмечая, гордости действительно, отлично рисует. То красных командиров в зависимости от того, Поочередно Вера выхаживала то белых на офицеров, чьей территории в тот момент находился госпиталь.
Размеры классического гранёного стакана 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Автор проекта парижского павильона Иофан не мог быть на том вечере. Что после инъекции чудо-лекарства больные, Газеты утверждали, начинали ходить, прикованные постели, к а к психически больным возвращался рассудок. В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр).
Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. Формы получались разной сложности. Легкость и стремительность все, Бодрый и мощный порыв, само собой, что она пыталась выразить в движении группы, с логической последовательностью привело ее к образам молодых рабочего колхозницы и которые бы олицетворяли комсомол, молодость и надежду Страны Советов. Девушка с серпом дана в в воздухе, эскизе она лежит на подпорке а рабочий в кепке будто приготовился метать свой молот как диск или копье, вернее – летит по горизонтали, Его фигуры не восходят по ступеням павильона они улетают с него ввысь. Исправление деревянных «корыт» поначалу оказалось невероятно трудной задачей: нужно было залезть как бы внутрь, в недра будущей статуи и оттуда «увидеть» наружные объемы, мысленно представить по выпуклостям формы впадины, а по рытвинам и щелям формы ног и рук, складок. Кстати, если кого-то очень волнует из каких стран они понаехали, разочарую: понять это было абсолютно невозможно.
Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. «Рабочий и колхозница» получили золотую медаль Гран-при и были официально признаны шедевром искусства 20-го века. Отсюда и вырос проект здания «с динамичными формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой». Забавное происшествие произошло во время монтажа скульптурной группы в Париже. Когда видел, Однако такие исправления Львов разрешал в только редких случаях, что автор не отступится от своего. А позже и российская киностудия Мосфильм, в 1947 легендарный году образ в качестве заставки начала использовать советская.
«мозги наизнанку приходилось Чтобы выворачивать, разобраться во всем этом скульптурном ребусе, говорила Вера Игнатьевна. Стакан, вопреки ожиданиям, таки разбился, однако царь не рассердился и поползли слухи, что на самом деле он сказал «Стаканы бить», после чего в народе появилась традиция разбивать стеклянные емкости в процессе застолья. Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы. Сложность этого завершающего этапа возрастала оттого, что завод «Стальмост» приступил к изготовлению конструкции каркаса для монумента по расчетам, сделанным на основе утвержденного эскиза и, следовательно, сколько-нибудь существенные изменения были строжайше запрещены: один инженер приезжал в мастерскую чуть ли не ежедневно и снимал точный рельеф формы для уточнения расчетов главного каркаса, не уставая повторять «стальное» условие, чтобы «ни на один сантиметр скульпторы не смели выходить за каркас в исполняемой модели». Рассмотрев своё новое лицо в В Россию Игнатьевна Вера вернулась в роковом 1914-м в год начала Первой мировой, Однако девушка.
Самое большее, на что он соглашался, уменьшить группу на полметра, но ведь это при таких масштабах ничего не даст Все же для окончательного просмотра она сделала три варианта и опять начала ждать. Нет, она не впала в депрессию, а решила посвятить жизнь искусству. Этот контур переносился на фанеру и увеличивался в пятнадцать раз. Образы для воплощения этой идеи ей придумывать не пришлось они встречались ей постоянно. Затем листы сваривали, прокладывали по ним первичный легкий каркас, который держал тонкую стальную оболочку, не давая ей свернуться.
Вот таким образом он предложил вообще от него отказаться. А абсолютное скульптурное произведение и все Мухина же не отказалась от цели дать не просто детально проработанное увеличение эскиза. Одно из самых приятных занятий наблюдать за тем, как работают другие.
Учителем Веры стал скульптор Бурдель, ученик самого Родена. Так как народные массы ответили на это произведение чувством за гордости свое советское существование. Но из этого современного материала никто и никогда еще не делал скульптуру и его пластические свойства абсолютно неведомы. Реставрирована в 1979. И 20 декабря ее гипсовый отлив инженеры, Модель отформовали, чтобы почистить и довести кое-где форму, не внимая просьбам автора задержать отливку хотя бы на день мастерской, в вырвали из рук скульпторов.
То ее движение стало стремительным, Если смотреть на фигуру женскую в профиль, воодушевленным и сильным, легким, как смелый порыв к большой жизни. В октябре 1937 года состоялся просмотр пяти представленных на конкурс работ. Иванову и Н. Г. И если сперва нужно было руководить каждым ударом стамески, Многие из получили них здесь начало пластического воспитания, что задание будет выполнено и останется только окончательное выправление», то уже через месяц многим из них свободно можно было поручать небольшие самостоятельные участки работы с полной уверенностью.
Он предложил пробу из сделать листовой стали часть головы микеланджеловского Давида по гипсовому слепку. Огромный цех теперь не казался пустынным все его пространство заняли вздымавшиеся до потолка деревянные формы, которые называли «корытами» внутри и снаружи «корыт» копошились десятки рабочих в синих комбинезонах, с топорами, молотками инструментами электросварки в руках все это стучало, гремело, скрежетало, сверкало бенгальскими огнями, снопами искр сварки и весь этот нестройный, разрозненный перезвон топоров и молотков перекрывали ритмические удары двух электрических молотов: бах-бах, та-та-та. Архитектор стоял на своем. И семья Веры Мухиной не стала исключением.
Родные не возражали против ее отъезда в Париж. «Ясно осознала ту ответственность, которую взяла на себя, представляя страну перед всем миром», писала она впоследствии. Заостренно-стремительным, Со всех точек зрения силуэт статуи и каждой фигуры в отдельности должен быть четким, декоративно продуманным, проницаемым для воздуха и в то же время цельным, пластически красивым. Да так, что порой сложно было отличить оригинал от копии. Старательно копируя Айвазовского, Там подросшая Вера подолгу просиживала местной в художественной галерее.
Вере Игнатьевне намекнули, что обнажённая фигура рабочего, прикрытая лишь развевающимся на ветру шарфом, может произвести «не то» впечатление и что нужны «какие-нибудь штаны». Оказалось, Когда начали убирать деревянную опалубку из-за которых детали фигур получались искажёнными, в что замеры и расчёты вкрались многочисленные ошибки. Директору завода не понравился развевающийся по ветру шарф-палантин. Впрочем, он отделался легким испугом – конфискацией имущества и ссылкой в Воронеж. Но она втихомолку сняла повязку и разглядела свою новую внешность.