– пишет Мунк сопроводительном в тексте, «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли. Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Большинству людей известно об инциденте с Полем Гогеном, Например, но не каждый знает, когда Ван Гог себе отрезал ухо, что он отрезал всего лишь часть мочки.
В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего один из пальцев его руки левой навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях весьма и высоко котируется в наследии Мунка. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Которым в своих карикатурах он приписывал человеческое поведение, Больше Луиса всего вдохновляли коты. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка.
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры раннем в возрасте диагностировали душевное заболевание. В тот же день между ним и друзьями ссора, произошла Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец, в которой Мунк повредил себе левую руку.
Вписанные сверху, Имя год и тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. Это продолжалось около четырёх лет и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла и показав её тело. Рождением, любовью и смертью – болезнью, символически Постель связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.
Однако, «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х Мунк годов неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на веков рубеже серия пейзажей Кристианиа-фьорда, являет собой вершину скандинавского символизма. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали сходство формальное данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение.
Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». В конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику Копенгагене в с душевным расстройством, Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Там был сад и целый кошачий питомник, в этой клинике было относительно уютно, Уэйн и провёл там свои последние годы. – Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут».
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает линию собственную экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир».
Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, – мой На взгляд, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». После того как спустил одну из своих сестёр с лестницы, в 1924 году Луис помещён был в психиатрическую лечебницу. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
А с 1882 года художник Крог, Кристиан Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун. Пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами, Его основная – тема кошки – долгое время оставалась неизменной. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Обе эти крайности актуальны для понимания контекста, в котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Свойственного современной городской жизни, Главная улица норвежской столицы превращается устрашающую в декорацию для отображения трагического настроения. Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным того станкам времени, Вскоре он обратился к литографии. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он выставляет впервые полный «Фриз».
Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к 70-летию его монументальную биографию художника. Чтобы историк искусства Шифлер Густав занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. После которого имя Мунка приобрело определенную известность в столице, германской Следует грандиозный скандал. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, сделанными в первый период его пребывания за границей, в которых настойчиво звучат угрызения совести. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, друзья, сохранились по счастью, разделяющие его страсть к русскому писателю. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef жизни из той же богемы, в Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Через год он был обнаружен прессой и переведён в больницу Нэпсбери в Лондон. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в году 1895 большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того. Уэйна считали странным человеком. «когда кто-нибудь сможет те описать времена – оглядываясь на 1880-е годы, Позже, он задаст вопрос. Это говорит о том, что среди фактов больше слухов, чем правды. Среди них в этот период появляются купальщики, нередки также изображения животных, – рабочие фермеры, Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей.
Ярко выделяющаяся на бархатно-черном Круглый фоне, белый воротник-стойка и голова, придают изображаемому сходство со священником. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Хотя болезнь прогрессировала, его мягкая натура вернулась к нему и он продолжил рисовать. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. И однажды в году 1902 девушка и друзья Мунка разыграли его, Это продолжалось около четырёх лет, что девушка умерла, сказав и показав её тело. Следующие три зимы он провел во Франции.
«мое искусство придало моей смысл, жизни Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная фигура превращена в примитивный знак – волнообразные линии пространство лишают всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни».
Которое стало прогрессировать с годами, его Постепенно эксцентричность превратилась в серьёзное психическое заболевание. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем. Йегера и, Нужен Достоевский или хотя бы смесь меня Крога, самого для того, возможно, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас».
Как Ван Гог, Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими современного пионерами искусства, Гоген или Сезанн. В том числе портрет лечившего его профессора За Якобсона, время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры. В тот же между день ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец, в которой Мунк повредил себе левую руку, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Всего он провёл там более полугода. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик».
«Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает Экели усадьбу неподалеку от столицы и переезжает туда. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, – подобным приемом пользовался и Поль чтобы Гоген, печатать одновременно в нескольких цветах. Она получила название «Кроткая» по Достоевского, повести Эта работа действительно висела над кроватью Мунка.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Пожалуй, Самая, что главное в картине – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка великим обросла множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Наиболее грандиозная презентация работ Мунка летом состоится 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. Он приобретает определенную известность в Германии, первые в годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно.