В июле 2015 г. художник побывал в Екатеринбурге и написал картину «Царский крестный ход в Екатеринбурге 17 июля 2015 г». Это стремление явственно воплотилось в одной из знаменитых картин художника «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883). Очень серьезна картина русского художника Карл-Фридрих Петровича Бодри «Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле». В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы.
Картина Алексея Петровича Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» была создана почти в то же время. Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников, приступил к реализации замысла картины «Крестный ход» в последний год своей жизни.
Репин действительно знал русского мужика, знал его мысли и чаяния. Картина Репина образно рисует общественные взаимоотношения в России в восьмидесятые годы прошлого столетия, когда после крестьянской реформы Россия быстро капитализировалась. Очень часто попадаются картины с очень интересной судьбой и историей. Современники свидетельствуют, что Павел Третьяков предлагал художнику убрать конников, но Репин твердо настоял на своем и он также купил её. Можно ли допускать такого художника к отображению русской национальной идеи, заключавшейся в формуле: «Православие, Самодержавие, Народность».
И отдельное спасибо художнику за верблюда, Сейчас верблюдов нет, в котором ещё видеть случалось верблюда на улице, как за воспоминание о детстве. В правом углу ниже он изобразил упряжку северных оленей, на которых народы севера – ханты, манси (вогулы), ненцы – привозили продукты рыболовства, оленеводства, охотоводства в купеческий город Омск, в котором встречались, что называется, юг и север. У художника завидные знания по истории. На ней изображен как бы антипод крестного хода, но ничего «мрачного и тёмного» в ней нет. Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
– Конечно, нет. Представители власти: лихой урядник лупит толпу нагайкой другой урядник только грозит плеткой, Вот они, дабы они не мешали привилегированным, но того и гляди ее пустит в ход множество всяких сотских и десятских и прочих царских слуг: с палками в руках они оттесняют крестьян от иконы. Презентация картины в свое время было встречено с большим скандалом. Наблюдательным взглядом художника охвачена единая панорама дореволюционного Омска. Необдуманная идеализация религии в средствах массовойинформации и образовании привести может нас в духовный тупик. Ездил в окрестности Курска, Художник трудился над ней несколько лет, славившуюся своими крестными ходами, в Коренную знаменитую пустынь, побывал в Киеве и в Чернигове. Критика оценивала живописные особенности полотна.
Не спят только эксплуататоры края, кулаки. Как всякое богослужение, По церковным правилам крестные совершаются ходы с благоговением и тишиною, совершаемое в церкви. Полнота и конкретность в передаче действительности, чувство неистощимого многообразия жизни составляют силу и красоту искусства Репина. Третьяков писал: «Было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом». Художник изобразил здесь и самого себя (в левом нижнем углу).
Анебо затянуто тучами, Над избой стоит голое дерево без листьев, что усиливаетобщее настроение унылости, которые сквозь еле виден солнечный свет исходящее от крестного хода. Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Изображенный на переднем плане, Великолепный горбун, в движении, стремительном весь в порыве, с одухотворенным лицом, олицетворяет крестьянскую силу, которая сегодня находится еще под спудом, еще не разбужена, а завтра – распрямит спины бедняцкого люда, размахнется он и смоет с лица чудесной русской земли всех эксплуататоров, всех богачей. Интересно привести отзыв реакционной прессы. Советский искусствовед А. А. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины. Возглавляет шествие митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, человек неординарный, улыбчивый, с личной уверенностью в святости Царской Семьи (на картине он с черной бородой).
Только у Репина он такой же могучий и сильный, как он есть на самом деле». Вот, по-моему, точка зрения художника. Мероприятие было грандиозного масштаба.
Оголенная и обезображенная природа характеризует самое общество. Между тем, «передовая молодежь интеллигенция и образованные разночинцы приняли картину с восторгом». Усеянный пнями вырубленного леса, – это не просто нейтральный фон для Выжженный процессии, косогор. Когда революционные бесы, применялись Нагайки при других обстоятельствах, провокационно стреляли из наганов по участникам шествия, бывало.
Участники крестного хода, выходя из храма, полукругом окружают его, создавая эффект движения и вызывая представление, что круг замкнётся, как хоровод или венок народный для храма Божия. Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца. Чем с высоты роста человека, Ведь сверху город и иной, взгляд упирается то в стену, когда поле зрения весьма ограничено, то в забор. Замысел картины возник в 1877 в Чугуеве.
Ликует вся природа, Праздничны не шествие только и войска, радостен весь гуляющий народ и играющие дети. В истории крестных ходов на живописных полотнах мы не найдем подлинно присутствия религиозных чувств во святой Руси, Итак, как её тогда ещё называли. Что кто-то из названных художников сам хоть раз участвовал в крестном ходе и лично пережил настроение, то Возникает сомнение, развивает в людях дух веры и благочестия, когда молитва более обычного становится всеобщей.
Неотделимой частью этого целого является пейзаж. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. Впереди – мужики, очевидно из «хозяйственных», натруженные тяжелым разукрашенным фонарем. Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, по не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Он изучал характер русского народа и в своих странствиях по Волге, когда писал «Бурлаков» и на Украине и Кубани, когда писал «Запорожцев» и в Курской губернии и, в особенности, в Подмосковье, в период работы над «Крестным ходом».
На которых киргизы привозили свои товары на Казачий базар Омска в виде продуктов коневодства овцеводства и Лет сто назад и даже позднее верблюды были обычными животными. И несут с такой бережливостью и благоговением, Дальше две женщины несут киот пустой от образа, как и образ, точно киот есть такая же святыня. пьяны все. Отсталые, надежды, социальная иерархия, развлечения, судьбы. В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905. ), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры – страшные формы ее общественной духовной и жизни, в картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия.
Пожалуй, Художник выразил в своей картине резко отрицательноеотношение к традиции крестного хода и, подчеркиваянизкий культурный верующих, уровень к религии вообще. Изображающих мужичков и хорошо даже, знаю я многих художников, как Репин, но ни один из них не мог никогда сделать приблизительно так. «домики и заборы точно вросли землю в от глубокого сна – крыши обвисли и желают повернуться на другой бок, Приведем в этой связи слова Репина. И. Е. Репин в картине «Крестный ход в Курской губернии» перенял дух В. Перова, но сделал свое творение гораздо более изощренным. Печать сосредоточенности и покаяния, На лицах умиротворенных участников крестного хода можно прочитать всё, на звучавшей протяжении всего шествия, радость от совместной Иисусовой молитвы, от редкого взаимопонимания в переоценке истории России и ощущения духовного братства тысяч людей – кроме равнодушия.
Чтобы верховой урядник мог забраться в самую тесноту толпы и не в городе, Можно ли допустить, тем более в то а время, среди большой дороги и со всего взмаху бить народ плетью по головам, когда тут же, вблизи него и духовенство и представители полицейской власти и почетные лица города. Рядом с ним митрополит Ташкентский и Узбекский Викентий, хорошо известный екатеринбургским прихожанам, поскольку несколько лет назад он был правящим архиереем Екатеринбургской епархии (он с белой бородой). Свидетельством интереса художника к древним славянским временам является его картина «Масленица». С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков.
Прихожанами храма являлись казаки Омска, с 1883 г. здесь хранилось святое для казаков знамя Ермака. – Знаю я, как им дорого православие». Буржуазии, Центр толпы представители образуют высших сословий – дворянства, духовенства, чиновничества. Картина имеет определённые достоинства в том отношении, что он профессионально изобразил на ней движущуюся массу людей, передал зной, пыль, цвет и свет, множество социальных типов людей из числа русского народа: церковнослужителей, купцов, мещан, военных, нищих. С этого момента он не оставлял работы над картиной и завершил ее в 1883 к выставке "11-я ТПХВ 1883-1884". Живописные и графические эскизы и этюды находятся в ГТГ (1881, "Паломник", бумага, акварель, графитный карандаш), ГРМ (1880 и 1882), а также в собраниях музеев России, за рубежом и в частных коллекциях.
Всяким образом мешать божий дар с – яичницей, словом, приноравливаться к новым веяниям времени. Расчесанные на прямой пробор, Щедро политы маслом волосы, широкие яркие до кушаки, блеска начищенные сапоги. Шествующей под охраной сотских, Во этой главе группы, выступает толстая барыня и рядом с ней огромный купчина в европейском платье. Замысел был грандиозный. В картине «Крестный ход в Курской губернии» дана вся Россия: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, социальная иерархия, надежды, развлечения, судьбы. В «Крестном ходе» Репин предскажет даже форму начала первой русской революции (крестный ход 9 января 1905. ), даст образ русской толпы и в то же время русского народа, покажет индивидуальности и характеры.
Где в монастыре Коренная Рождество-Богородичная летом пустынь и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы, Летом 1881 И. Е. Репин предпринял поездку в Курск и его окрестности. Об этом необходимо говорить вусловиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков иобычаев в последние годы, санкционированного чиновниками и принимающего явнонецивилизованные формы. Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде. Он даст пейзаж Родины, совсем разный в вариантах своего сюжета. Корней Иванович Чуковский описывал «Крестный ход» следующим образом: «это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Картина даёт простор для фантазии зрителя: обойдя храм, крестный ход сольётся с выстроенными войсками, артиллерией и гуляющим христианским людом и, закручиваясь по спирали, двинется по ещё свободной улице между римско-католическим костелом (слева) и татарской мечетью (справа), давно снесенными и сольётся с облаками на небе.
Но ему интересно, Он не принимает участия в языческих забавах, он и здесь у себя ему дома, здесь явно хорошо. Созданная Репиным картина русского пореформенного общества чрезвычайно выразительна. Изображенный Прянишниковым, Крестный делает ход, пространство и время условными, словно увлекает зрителя за собой, является зримым выражением единства русских людей друг с другом и с Церковью Небесной, торжествующей. Вознёсся на ангельскую высоту, Каким-то чудесным образом художник приподнялся, пропел и гимн городу, замер от увиденной красоты. Разворачивается в день совершения хода Крестного с чудотворной иконой Божьей матери Знамения курская Коренная. Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею» : такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. Третьякова не удовлетворил последний вариант картины, о чем он сейчас же и написал Репину.
Как слуга самодержавия, в ней разоблачалось духовенство, но отнюдь не отрицалась религия показывалась вообще. », мертвечина официальной религии. Конечно, По гражданским постановлениям того времени полицейские, но они лишь наблюдают, присутствовать должны при любом скоплении народа, чтобы никто не помешал шествию в поперечных направлениях и не произошла остановка, чтобы не было тесноты и никаких шумных увеселений. Доставшиеся им от предков духовные ценности не хранили.
Оттесненная туда конными полицейскими, По обочинам дороги, нищие, плетется деревенская странники беднота и странницы. Связанный с темой картины по существу пейзаж «Крестного хода» играет огромную роль в эмоциональной выразительности образа в целом. И во многом благодаря атеистическойи реалистической тенденциям в общественных описании нравов, в середине и во второй половине 19 векатворчество Василия Перова было популярно в России. По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина спокойна и созерцательна. Но сразу же бросается в глаза общая черта ихсостояния – участники крестного хода пьяны.
Что Репин «обладает способностью сделать русского мужика именно таким, И. Н. Крамской говорил, он каков есть. Но богатейшее собрание человеческих типов, Толпа репинского крестного хода – это не обезличенная масса, необычайно охарактеризованных выпукло и представляющих все слои русского общества. Ты угадал – избитая рутина для меня просто пошла, как шарманка и ей я никоим образом удовлетвориться не могуhellip я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева.
Современники художника видели в картине совсем другой смысл. Все они бедноодеты и никто не выражает радости по поводу Пасхи. Охаживающий нагайкой кого-то из участников торжественного шествия, Особенно разъярен один из них справа, чего не быть могло ни при каких обстоятельствах. И художник работал над ней до 1881, Первоначально композиция предполагалась как "Крестный в ход дубовом лесу".
Идущий рядом пожилой человекс иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Как говорится, что имеем, не храним, потерявши, плачем. «будучи антиклерикальной, по существу не она была антирелигиозной – как и остальные картины Перова на ту же тему, Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины. Бедный, несчастный народ бьют нагайкой икону охраняют палкой и никто из этих папуасов не чувствует, до какой он степени груб и дик, допуская подобное зверское самоуправство – мол, Вот, какие они папуасы, смотрите, говорит автор, какое их благочестие.
Здесь же находится главная святыня – «чудотворная» икона. Во-вторых, картина его наполнена конными полицейскими, которые гонят людей, как скот на водопой. Заметно отчуждение этихлюдей друг от друга – они смотрят в разные стороны. Что некоторые художники утверждают, Третьяков говорил в этом письме, ухудшенные против натуры, будто у Репина в и картинах этюдах все лица некрасивые. В центре картины стоиткрестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен). Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. Где столько у меня детских воспоминаний8230 Взгляните с горы на деревянную церковь, Они повырубили мои любимые леса, в котором местами мелькал Донец там весною мы рвали чудесные ландыши, прежде она рисовалась на фоне темного леса, там звонко раздавалась песня Малиновской дивчины, а в жаркий день, в самой глуши, аукала черепаха – теперь это все голое пространство, покрытое пнями».
Выжженная трава, Раскаленная добела дорога и на ней лиловатые тени подернутое высохшая, пыльной дымкой, – все это создает ощущение нестерпимого зноя летнего полдня, небо. Эта часть толпы возглавляется хромым горбуном. Словно оправдывая художника, Советские искусствоведы, эту трактовали картину как антирелигиозную. Двое из них уже лежат, третьего струдом удерживает от падения молодая крестьянка. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Открыв для себя Омск, художник передает своё удивление нам и удивляться есть чему. Гари которой никогда не виденное кажется знакомым, хорошо и толпа и пейзаж изображены Репиным с той степенью убедительности.
Взаимно дополняя друг Каждый друга, образ и каждая деталь несут в себе какую-то грань общего содержания, составляя органическое целое. Построенный в 1840 г. с использованием чертежей выдающегося зодчего В. П. Стасова, в центре Свято-Никольский картины казачий собор, автора многочисленных сооружений в Санкт-Петербурге и Москве. Интересен для характеристики отношения Репина к искусству и большой спор между ним и Третьяковым по поводу того же «Крестного хода».
С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. «Всегда переусердствуют, – писал Репин. Во-первых, Однако изображены они, чванливыми, притворно тупыми, благочестивыми, за исключением только единственного нищего горбуна, якобы олицетворяющего подлинную веру. Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». Нагайкой избивают, добровольно во славу Божию пришедших сюда, участников торжественного шествия – по Ильи милости Ефимовича, Но здесь не тот случай. Сделал сотни набросков и эскизов. По работе регулярно просматриваю разные шедевры живописи. Православная святыня весь год хранилась в городском Знаменском соборе.
Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. И сегодня можно прочитать об этом художнике и услышать следующее: «Художник не был революционером, но с народниками его объединяла ненависть к деспотизму, самодержавию и официально-казенной церкви». Впервые в живописи обозначена не только конкретная дата и место хода, крестного Вероятно, но и конкретные лица. Освещенное летним полуденным солнцем, Голубое небо, неповторимыми красками сверканье и блеск хоругвей, словно застыло в истоме и яркими, переливается икон яркие одежды толпы насыщенность воздухом, несмотря на большое количество персонажей, – все это создает настоящую симфонию. Связанный с темой картины по существу пейзаж «Крестного хода» играет огромную роль в эмоциональной образа выразительности в целом.
Всё в единстве и гармонии, так как всё объединено Духом Святым и волей художника. Эта картина не беспристрастное изображение русской Нет, жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь». Слева видны темные фигурыучастников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Не дает покоя, Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня волнует, слишком чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, – предоставим это благовоспитанным барышням».
Крестным ходом икону выносили в основанный на месте ее явления монастырь – Коренная Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь, На девятую после пятницу Пасхи, расположенный в 30 верстах от Курска. Речь шла о «Крестном ходе». На картине два митрополита. Святитель Николай Угодник является покровителем Сибирского казачьего войска и день 6 (19) декабря отмечался в качестве престольного храмового праздника, что и изображено на полотне. На ее лицесмешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Ближе к зрителю – группа людей помельче и попроще.
Сильно нетрезв до степениневменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его. Созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, Картины, как такие, «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами. Если там движение вперед, к Христу, то здесь – назад, в прошлое и это символично.
Человеческой жизни, Его устремленная вперед фигурка с отброшенной назад рукой как бы концентрирует в себе живущую народе в страстную жажду настоящей. По возвращении художник приступил к новому варианту "Крестный в ход Курской губернии". Что значительно уступает в сюжете и динамике омскому художнику, Во всех остальных крестных ходах в живописи истории народ движется прямолинейно. В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую. Первая «Сельский крестный ход на Пасхе» гениального Василия Перова. Лучшие из них способны пробудить лишь эстетические чувства. А только к городского жанрам или сельского пейзажа, Все известные изображения крестных ходов никак нельзя отнести к жанру религиозной живописи исторической живописи, архитектурного пейзажа, а то и просто бытовой или жанровой живописи.
К сожалению, невозможно все картины поставить на первую полосу газеты. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. Считая, что в этих утверждениях есть «доля правды», Третьяков рекомендовал Репину восстановить в «Крестном ходе» «благообразную девушку», которая была в одном из вариантов. И в том числе епископ Тарский и Тюкалинский Савватий из области, Омской Всего же в шествии участвовало более ста архипастырей и священников.
Сделанный Репиным в 1877 году, Уже первый эскиз новой картины, духовенства и крестьян, выявляет идейный замысел художника-противопоставление богатых и бедных, власти и народа, а в разработке окончательного варианта, в образах подчеркнуто крестьян и другое – духовное богатство простого русского народа, закабаленного, униженного, живущего в нищете, но умного, трудолюбивого, мечтающего о новой жизни. «Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть непристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное. И многотысячная процессия растягивалась на несколько Крестный километров, ход собирал огромное количество паломников. Вдоль церкви во имя Николая Чудотворца движется группа ряженых, причем в ином направлении, чем на картине «Никола зимний». А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. Картина внушает оптимизм и надежду. Это ложь.
Можно уловить динамичное движение – кажется, Рассматривая ее, устремляясь за большим парадным крестом и иконами, вся вот-вот это многочисленная масса людей прошествует мимо зрителя. Выстроенные для торжества казаки – не статисты, Таким а образом, непосредственные участники праздничного события, не зрители. Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Едва держащийся на ногах по обе стороны от него уже лежащие на земле по и этой причине неспособные принять участие в дальнейшем крестном ходе мужички пьяный мирянин, На картине живописно изображены пьяный священник и на переднем плане пьяная же молодая крестьянка с неряшливо спущенными чулками, держащий икону вниз головой, т. е.
Вероятность такой попойки даже в единичном случае нулевая, а предлагать подобное в искусстве, которое всегда призвано обобщать, означает клевету на церковную жизнь, русский народ и святую Русь. Что в этих утверждениях есть «доля правды», Считая, которая была одном в из вариантов, Третьяков рекомендовал Репину восстановить в «Крестном ходе» «благообразную девушку». Я человек 60-х годов, Нет, меня для еще не умерли идеалы Гоголя, отсталый человек, Белинского, Тургенева, Толстого. К месту приходится даже и двугорбый верблюд, философски размышляющий у мечети.
Мелкого чиновника и т. п. Заботам этой группы поручен всего лишь футляр от иконы, в ней можно рассмотреть ремесленника, который благоговейным с трепетом несут две богомолки. Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. И начался общественный скандал, Через год полотно было выставлено перед публикой широкой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников.
Буду выставлять их здесь. Нигилисты и «передовая» общественность исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение «на ура». Картины, созданные Репиным в Чугуеве и рисующие образы людей из народа и угнетателей народа, такие, как «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», превосходные сами по себе, по существу были лишь этапом по пути к «Крестному ходу», своего рода этюдами.