Пополняя её портретами придворных красавиц, Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею и выполнил три холста крупных на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья. ) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Кермесса (Париж, Лувр) одно из поздних его произведений, посвященных народной теме, дает панораму веселого празднества фламандского крестьянства, любящего многодневные буйные гульбища. Которые восхищали его, Рубенс никогда не стеснялся тем подражать из предшественников и особенно Тициану с Брейгелем.
В 1605 г. брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. Подчас убедительной достоверностью до вплоть таких подробностей, Все написано с устрашающей, как содранная когтями львицы кожа на животе охотника. Зиген, Местом ссылки ему был назначен небольшой городок герцогства, Нассауского и где, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий художник.
Он поспешил на север, но уже не застал её в живых. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»). Рубенс был также виртуозным мастером портрета пейзажа и Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные художники – А. ван Дейк, Я. и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI в. (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. В 1598 году он вступил в члены гильдии св. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал универсальным самым художником своего времени. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (портрет Марии Медичи, около 1622-1625, Прадо, Мадрид, Граф Т. Эрендель с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Сочинителя разнообразнейших сцен и рисовальщика кистью, Феноменальный Рубенса талант композитора, приобретавшими зачастую его эскизы с не меньшей заинтересованностью, был высоко оценен современниками, нежели его полотна.
Похищение дочерей Левкиппа (Мюнхен, Старая Пинакотека) может служить примером использования мифологических образов для утверждения собственного эстетического идеала чувственной красоты. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г. ) музей Рубенса. Творчество Рубенса органичный сплав традиций брейгелевского реализма достижениями с венецианской школы. А потом в Кёльне, Детство Питера протекло Рубенса сначала в Зигене, после смерти Яна Рубенса и лишь в 1587 г., его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Зиген 30 мая 1640, Peter Paul Rubens 28 июня 1577, как никто другой воплотивший подвижность, Антверпен) фламандский художник, безудержную жизненность и чувственность европейской эпохи живописи барокко.
В Охоте на львов (Мюнхен, Старая Пинакотека) схватка людей и зверей изображена в момент, когда в вихревом движении сбились вместе люди и животные. Телесно-розовые, Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки в сливаются ликующую, жемчужно-серые, праздничную и гармоничную красочную гамму. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Что и было исполнено с блеском, в 1629 г. ему было поручено в отправиться Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I.
В большой мере художник продолжает традиции поздних пейзажей Питера Брейгеля. Однако только глаза чуть выдают испытываемую им боль. У которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания Италии, в В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги. Возвращение с полей переносят (Флоренция, галерея Питти) на землю горячо им любимой, Ферма в Лакене (Лондон, Бэкингемский дворец), пышными лесами и журчащими ручьями, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами. «Похищение Прозерпины», «Венера с Адонисом», «Битва амазонок», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Питер Пауль Ру769бенс (нидерл – «Персей и Андромеда», Из этого картин рода наиболее замечательны.
После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г. ) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Где вступил в близкие с отношения Анной Саксонской, Сначала он поселился в Кёльне, супругой Вильгельма Молчаливого. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в Во рыцари, время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Как и в большинстве своих работ, Рубенс показывает здесь, знание анатомии, блистательное мастерство рисовальщика, динамики ракурсов и пластики человеческого тела.
Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена. В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Столь увлекавший и восхищавший художника, Дух борьбы, где человек бесстрашно сражается с могучими хищниками, воплощен в сценах многочисленных охот. Образы античных божеств Рубенс использует постоянно в аллегорических композициях. Важной художественной проблемой в творчестве мастера стало изображение человеческого обнаженного тела. Ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися зелёными стадами, рощами и долинами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами – вздымающимися холмами, Существенное место в творчестве Рубенса занял пейзаж.
Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Чье детство и прошли юность в годы тяжелой борьбы Нидерландов за свою независимость против империи Габсбургов, Рубенс принадлежал к поколению людей. В 1621 г. фландрская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по продления вопросу перемирия с Голландской республикой. Преимущественно Овидия, Средства на покупку доставил полученный от испанского короля на заказ 120 иллюстраций к текстам классических авторов.
Приподнятый эмоциональный строй свойствен почти всем произведениям Рубенса. А в 1600 г., Луки, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию, установившемуся по издавна обычаю нидерландских живописцев. Автопортрет с Изабеллой Брант (1609, Мюнхен, Старая Пинакотека), созданный по случаю бракосочетания, в какой-то мере навеян традицией свадебных портретов идущей от ванэйковской Четы Арнольфини, знакомит с художником в расцвете его жизни. Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры.
Которая оказалась достоянием общественности, Эти отношения перешли вскоре в любовную связь и нежелательную беременность. Вершиной искусства Рубенса можно считать портрет Елены Фурман в шубке (Вена, Музей истории искусства), в котором найдено удивительное единство индивидуального восприятия обнаженного тела и обобщенного образа в духе античности, так как постановка фигуры идет от античной статуарности. Созданные им в начале 1610-х гг. Гибким линейным ритмом, Картины этого времени многообразием отличаются композиции, сверкающего колорита, свежестью светлого. Свежесть и поэтичность импровизации, Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, мощный, виртуозная техника, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах с сюжетами, взятыми из античной древности, частью истории из богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. В колористическом строе которой яркие выделены цветовые акценты, Использование натуралистической детали для чувственной конкретизации при общем декоративном решении композиции, стало характерным сенсуалистическим приемом Рубенса как мастера барокко. И Рубенс родился в городке Зигене в Северной Вестфалии, Его родители бежали из родного Антверпена преследования от испанскими властями.
Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Первое десятилетие его творчества картину представляет трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Художник обладал великолепным чувством формы, выразительности движения, пропорций. Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, Постепенно отказываясь от применения цветов, локальных воздушных рефлексов. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. Где писал поэтически одухотворённые портреты своей второй жены, Он подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусств, Вена), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635- 1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и захватывающей бурной жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего. Адам ван Ноорт Отто и ван-Вэн, Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, особенно последний, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, вселить в молодого художника любовь ко всему античному. В 1620-е гг. монументальные религиозные композиции (Водружение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Богматери, Антверпен) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. Прекрасное знание античной истории, Гуманистическая эрудиция, литературы постоянно Рубенсу служили источником для создания живописных образов, мифологии. Персей и Андромеда, начало 1620-х гг., – обе в ГЭ Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен).
«Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Ян Рубенс, Его отец, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки был и вынужден бежать за границу, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена. Говорящая о знании и привязанности к своему народу великого Тщательно живописца, охарактеризована каждая малость крестьянского быта.
Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639). Портреты семьи Рубенса Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым. Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Видя полезность и красоту сельского труда, Рубенс пишет с глубоким уважения чувством крестьянские образы, мудрые начала жизни, открывая в своем народе высоконравственные. Елену Фоурман, По возвращении в родной в Антверпен 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга. Культура и искусство, география и история астрономия и приключения, рассказы о знаменитых людях – наука и религия, в нем собраны интересные статьи из разных областей жизни. Передача наготы с ее здоровым чувственным обаянием занимала Рубенса постоянно, сопровождаясь поисками живописно-пластического языка для возможно более жизненного ее воплощения, однако при сохранении некоего идеального аспекта в общей трактовке.
Напротив, Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, смелой отличающиеся динамичной игрой светотени, поэзии мирного бытия, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Ферма в Лакене (Лондон, Бэкингемский дворец), Возвращение с полей (Флоренция, галерея Питти) переносят на землю горячо им любимой, прекрасной Фландрии с ее цветущими лугами, пышными лесами и журчащими ручьями. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Но основа для создания мира его художественных образов, Античные сюжеты для Рубенса не просто повод для изображения прекрасных фигур, его мечту о здоровом обществе людей, который призван выразить жизнеутверждающий идеал, живущих в тесном с единении природой и по ее законам. В 1630-е гг. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин для Люксембургского дворца в Париже История Марии Медичи (около 1622-1625, ныне- Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Однако ужасы войны меркнут перед отвагой и героикой увлеченных битвой людей.
Образ природы неотделим у него от трудов и забот крестьянской жизни. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Их аффекты от безумного страха до ярости ликования и Рубенс внимательно прослеживает различные проявления чувств человека, но динамикой жеста и пластикой всей фигуры, передавая их не только в мимике. В 1640 г. Рубенса не стало. начался новый период творчества художника.
Но и принесли ему и успех известность, Восемь лет пребывания на Апеннинском полуострове не только определили его художественную манеру, значительно укрепив веру в свои собственные силы. Яростным пафосом ожесточенной борьбы, стремительным вихрем ритмов полна Битва греков с амазонками (Мюнхен, Старая Пинакотека), где сшибаются в апогее страсти всадники, падают окровавленные тела, как бы слышится неистовое ржание разгоряченных коней, предсмертные стоны и вопли раненых. Он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, По поручению герцога, некоторое прожив время в Мантуе, после чего, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору. Получив их одобрение, Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, доверял исполнение его подмастерьям. Строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена с Фаурмент детьми (около 1636, Лувр, Париж), Виртуозностью живописи, Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Рубенс получил широкое признание и известность. В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи ему было поручено заполнить картинами из её два жизни длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, в 1628 г. король Филипп пригласил IV Рубенса в Мадрид, а также копировать их, Тициана. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. А. С. Пушкина, Москва).
Построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене, 1611-1618 Около Рубенс выступил и в качестве архитектора. А в 1600 Антверпен, покинул Луки, отправившись в Италию ради заработка и усовершенствования своего мастерства. Рубенс из старинной семьи антверпенских граждан. Во время своих странствий Рубенс овдовел. Колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве оттенков, красочных в стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме, выдержанных в горячей.
Творчество Рубенса отличается универсальной широтой охвата жизненных явлений. Его деликатное обхождение с мадридским двором и своей известным темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо. К концу 1610-х гг. Художник скончался 30 мая 1640 года в Антверпене и был похоронен в церкви св.
Одно из центральных мест в его искусстве занимает античная тема. Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.
Историческом, портретном, бытовом, являясь создателем грандиозных алтарей и торжественных помпезных плафонных циклов, бравурных композиций и лирических камерных пейзажей – мифологическом, Художник работал во всех жанрах. К числу самых последних работ Рубенса относится его Автопортрет (Вена, Музей истории искусства). Откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, посадили Яна в тюрьму, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк самый талантливый из его многочисленных учеников.
Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Видевшего мир в его величественной необозримости, творчества Разносторонность была выражением мироощущения художника, в непрестанном движении, стихийном существовании, становлении и борьбе. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. Рубенс оставил свой образ последующим поколениям, отмечая в себе мужество жить, человеческое достоинство и дух независимости. Где до сих пор сохраняется в капелле, Якова, гробница, выстроенной его женой второй Еленой, над которой находится картина Рубенса Мадонна с младенцем и святыми им самим к тому предназначенная.
Пышно встречавшего приезд нового правителя Южных Нидерландов, Однажды его по эскизам была оформлена праздничная декорация целого города Антверпена. Питер Пауль начал обучаться искусству живописи сначала Тобиаса у Верхахта, Вернувшись на родину после смерти отца подростком, затем перешел в мастерскую Адама ван Ноорта и через четыре года к Отто ван Веену. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Образованностью и самодисциплиной, Невероятная трудоспособность и огромный талант живописный соединялись в нем с широкой любознательностью. Что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски те на участки, Можно предположить, которые требовали особой проработки.
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Как известно, Пейзажные работы составляют часть драгоценную творческого наследия Рубенса, писал он их для себя и не продавал. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Питер Пауль Ру769бенс (нидерл. Но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, в Возвращение Антверпен молодого, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. Добавляйте знания и делитесь ими. Исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, Богатство декоративной фантазии, Государственный Эрмитаж, выполненному по Рубенсом случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Санкт-Петербург, Государственный музей изобразительных искусств им.
В картине Блудный сын Рубенс противопоставляет образ заблудшего юноши, просящего корм для свиней у крестьянской девушки (как бы последняя степень падения), всему налаженному существованию деревенского дома с его ухоженным хозяйством инвентарем, орудиями, животными. С которой из художников предыдущих эпох мог только сравниться Тициан, в последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы. К тому времени художник был уже давно тяжко болен. В том числе к циклу знаменитому Жизнь Марии Медичи, Многие из них сохранились, находящемуся сейчас в Лувре.
Существенное место в творчестве занимает Рубенса Искусство великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса относится к драгоценному классическому наследию мировой художественной культуры. В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), Автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п. ).