За 15-16 лет в творчестве художника Жерико были заложены основы революционного романтизма, потеснившие царивший академический классицизм во французской живописи девятнадцатого века. Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Не будучи компетентным, Капитан корабля, которые должны были в случае крушения буксировать плот к берегу, получил свое место по протекции и тем обрек пассажиров на непредвиденные случайности плавания на корабле были плот я шлюпки, но пассажиры шлюпок предали своих собратьев и обрубили буксирные канаты, оставив 150 человек на неуправляемом плоту а этих несчастных не сплотила взаимопомощь стали они истреблять друг друга из-за ничтожных запасов пищи и воды. Пораженный своеобразием её облика и быта, в 1820-1821 годах в Англии Жерико, в литографиях (Большая и малая английские сюиты, 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты) изображает в своих богатых и тонких по картинах цвету и акварелях, скачки (Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр).
Процитированный пассаж принадлежит французскому виднейшему историку романтического поколения Жюлю Мишле. Солнце, начертав резкие тени, превращает всю группу в скульптуру, полную динамики. Я не знаю такой кисти. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Что в традиционной оболочке конного портрета здесь новая рождалась историческая живопись, Современникам художника почти сразу стало ясно. Имел собственные угодья и занимался торговлей табаком – а мать Луиза Карюэль де происходила Сен-Мартен из старого и богатого буржуазного рода, Его отец был состоятельным человеком.
Наступила реакция. Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Абсолютно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Открывающему новые пути в искусстве, Как всякому мастеру, Жерико узнать довелось трагедию непризнания и непонимания современников. Глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены достоинству, по Новизна сюжета, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.
Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев (кухней Рубенса, как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени). Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. В центре которой становился не император или король, в историю на глазах превращалась современность, блестящий капитан, а известный всему миру страшный всадник, поджарый, обветренный, опаленный солнцем, безымянная, но символическая фигура завоевателя Европы, собирательный образ всех тех, кто был главным орудием потрясений исторических той эпохи, чьи души сформировала война. И над поверженной Францией недобрая воцарилась тишина, Отгрохотала канонада наполеоновских баталий начала XIX века.
Ему было всего тридцать два года. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Жерико впервые во французском искусстве выразил присущие романтизму острое чувство конфликтности мира, от Сохранив классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. В Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого Помимо художника, полотна «Плот Медузы». Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. С присущим ему максимализмом, в творчестве своем художник, выносит на суд истории потрясения своей эпохи. Я уже слышу и крики протесты толпы людей, Мне кажется, что я причиню вред их мелким интересам, трепещущих. Когда через два года выставил в Салоне картину Раненый кирасир, Он испытал это полной в мере, в которой выразились волнение и тоска, покидающий поле боя, сопровождавшие крах наполеоновского величия и которая была воспринята публикой крайне холодно.
Сдерживающие на всем скаку коня, атлеты, Юные микеланджеловской мощью, написаны с поразительной. Но обобщенная пластика форм, в построении группы явно сказалось влияние античных барельефов и Пуссена, столь достигающаяся экспрессивна, резкой светотеневой лепкой, что здесь Жерико добивается единственного в своем роде синтеза классического стиля и романтической страстности. Светское общество и буржуа Парижа не могли простить молодому живописцу героические образы, созданные им: слишком ярко они напоминали этой эгоистической публике о ее недостатках и вот таким образом ее гораздо более устраивало льстивое искусство Салона – банальное, заглаженное, далекое от современности. Непризнанный и забытый, Он умер января 26 1824 года и был погребен как самый бедный человек во Франции. В одной из своих заметок он говорил: Человек подлинного призвания не боится препятствий, чувствуя в себе силы их преодолеть, – они даже подобно дополнительному двигателю.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Изображающая наполеоновского офицера на вздыбленном разгоряченном коне, в 1812 году в Салоне под скромным Портрет названием господина Д. на лошади появилась первая картина Жерико, рвущемся в атаку.
Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Отмечают, Все знавшие художника, верховой езде и неистовству скачек, наравне что с любовью к живописи его одушевляла страсть к лошадям.
8 При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15. Дюма был потрясен. Выполненные им вскоре в Англии, Этим качеством человечностью проникнуты работы Жерико, куда он уехал неудачи после Медузы. Едва успев возвратиться в Париж из Англии, он сошёл в могилу в несчастного результате случая падения с лошади – где главным предметом его занятий было изучение лошадей, Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой и, тем не менее продолжал работать над эскизами к своему очередному полотну.
Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод. Весь холст словно пронизан энергией: ветер гонит по небу облака и заставляет трепетать одежды людей. Жерико писал преимущественно батальные сцены, Служа в королевских мушкетерах, однако после путешествия в Италию 181719 в гг. Лишь изредка кое-где появляются пятна света, яркого 9 Цветовая гамма картины очень сурова и мрачна. Конечно, И, безответственности, красной в строкой картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям.
Мастерские литографии и многочисленные Этюды жанры, с натуры, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку. часто становятся причиной самых удивительных произведений. Наряду со знаменитым Плотом Медузы большую известность приобрело также полотно Дерби в Эпсоме (1821). За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Создавшего шедевр Плот Медузы, Как мало мы знаем о судьбе трагической этого мастера, открывшего новою страницу в живописи, художника. Перенесенной им накануне, Теодор только Жерико что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника. Ужасны не океанские волны, мнящий себя безопасности в и покое и каждый человек, погружен в наиболее опасную стихию общество себе подобных – а человеческий эгоизм, Но Жерико говорил о другом. Посвященных быту лондонских улиц, Здесь познакомился он с новой в то время техникой литографии и выполнил ряд листов.
Страшный своей худобой, Он лежал подобно мумии, тем не менее продолжал работать над эскизами своему к очередному полотну и. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. Живая античность в первозданной свежести глядит на нас с маленькой картины Бег свободных лошадей. Дюма был потрясен.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Французский художник и график. Можно утвердить славу нации – они это оживят эпоху, Именно к этим людям должна быть устремлена забота просвещенного правительства только поощряя их и используя их способности. Что многие восприняли как ее политический протест против существующих порядков, Дело в том. Точность и скульптурность в человеческих прорисовке тел говорят о том, Сам стиль изображения, что работа выполнена в художественной манере классицизма. Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус».
Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция. В суровом и безлюдном Пейзаже с печью для обжигания извести (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Что при жизни художника ни его одна картина не была приобретена государством, Достаточно упомянуть. 10 Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Но не только работой кисти выделялось полотно никому не известного молодого живописца. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Катастрофа, постигшая страну, внесла смятение в сердца людей. Откуда это взялось, остановившись перед ним Салоне в – Ж. Л. Давид был поражен полотном Жерико и, Сам же глава этой школы, произнес.
Мастерские литографии и многочисленные жанры, Этюды с натуры, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре исполненные Жерико в последние годы жизни и лошадей изображающие в различных отношениях к человеку. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях (Большая и малая английские сюиты, 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки (Дерби в Эпсоме, 1821, Лувр). Но отношение его к античности не было школьным или антикварным. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр).
Которая так и не была окончательно воплощена, к этой картине, сохраняющие приметы реального антуража, художник несколько создал эскизов: среди них есть и более этнографические и другие, переносящие сцену в окружение древнеримских храмов и колоннад и может быть, наиболее выразительный эскиз из Руана Ловля дикой лошади, как бы очищенный от всех внешних примет времени и места и выявляющий самое зерно образа: на фоне расстилающегося вдаль, едва намеченного прекрасного классического пейзажа полуобнаженные юноши обуздывают исполинского разгоряченного коня. Пронизывающее картину, Бурное движение, темпераментное свободное письмо обратили на себя внимание и вызвали недоуменное неудовольствие последователей классической школы. Отворачиваться и не замечать – порицать или внимание обращать на погрешности в рисунке, Отношение публики к историческим полотнам Жерико было предрешено. Бурный драматический конфликт со стихией, Впервые художником показаны были динамично сменяющиеся психологические состояния людей. Другие полумертвы от усталости, Некоторые уже сошли с ума и никак реагируют не на это событие.
На картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара. Уже потерявшие надежду, Оставшиеся 15 человек, вдали увидели мачты брига Аргус этот момент и выбрал Жерико для своей картины. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII. Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
Если бы Жерико изобразил тщетную борьбу человека со стихией, каком в восторге была бы публика, поглощающие хрупкий корабль, ужасные волны. Быть судьей истории нелегкое дело для живописца. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Вскоре Теодора Жерико не стало. Именно из-за этого картина была принята критикой довольно сдержанно и не была приобретена государством. Мастерские литографии и многочисленные жанры, Этюды натуры, с отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку.
Их единоборство, в этом народном обычае увидел Жерико древнюю классическую тему человек и животное их слияние в общем страстном порыве. Острые ощущения в сочетании с сознанием безопасности собственной у зрителя-буржуа обеспечили бы художнику замечательный успех. Недоверие к будущему, Ненависть к прошедшему, требовало ощущение ответа, несовершенства мира – все это рождало отчаяние.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Где его полотно имело успех, огромный После окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию. Жерико выбрал верхнюю точку обзора.
Опасным бунтаремвеличали они молодого живописца. Но Жерико не сдавался. Обожал длительные конные прогулки, Молодой человек отлично ездил верхом, а потом у Пьера Герена (18101811), для которых выбирал самых норовистых лошадей. Теодор учился Жерико у Карла Верне (18081810), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Что в финале исторической эпохи Жерико не пожелал оставаться только пассивным Не зрителем, случайно. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он упал с лошади, получив тяжелую травму позвоночника, что явилось одной из причин его преждевременной смерти.
Катастрофа произошла по вине капитана, утверждали Как многие, который был взят на судно по протекции. Таков был неистовый романтик. Вновь дававшие художнику основание для того, в истории Медузы были моменты, произнести чтобы свой суд. Они ведут себя по-разному. В 1816 году, Но в периода начале Реставрации, Жерико на время как бы порывает связь с современной историей и уезжает в Италию.
Перенесенной им накануне, Теодор Жерико только пришел что в себя после тяжелой операции позвоночника. Подающих сигналы кораблю, Контраст лежащих без сил фигур и создает фигур, динамику картины. Наперекор всему он рисовал и записывал в дневник мысли, Превозмогая страдания, дававшие не ему покоя. Тщательно выписывая каждого из пятнадцати Он персонажей, работает долго, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи их муки от жажды и голода.
Едва успев возвратиться в из Париж Англии, он погиб в результате несчастного случая падения с лошади – где главным предметом его занятий было изучение лошадей, Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. А затем отец перевёл в его пансион Рене Ришара Кастеля, в 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо. Живопись и лошади – в 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. 160У было юноши две страсти. Эта картина, Противопоставленная привычной салонной живописи, необычной пластикой и колоритом, пронизанная движением темпераментом и вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления.
Молодой человек отлично ездил верхом, обожал длительные конные прогулки, для которых выбирал самых норовистых лошадей. Теодор Жерико учился у Карла Верне (18081810), а потом у Пьера Герена (18101811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Но главное – экспрессия в решении движения. Бедность и, Непризнание, недуг, наконец, обрекший живописца на полную неподвижность, казалось, призваны были сломить мятежный дух мастера. Которую он задумал в Италии, Для художественного осмысления античности в а картине, традиционные скачки неоседланных лошадей, отправной точкой послужил не сюжет из мифологии, проводившиеся в Риме на Корсо во время карнавала.
Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы. И с еще большей глубиной исторический смысл картины Жерико раскрыт им в следующих словах: Этот удивительно сильный и суровый гений в первом же произведении создал образ Империи 1812 года и произнес ней над свой суд: война и отсутствие всякой идеи. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
Становления и падения Наполеона империи – Реставрации и первых проявлений демократии в 20-х годах девятнадцатого столетия, Он был свидетелем революционных событий. Едва успев возвратиться в Париж из Англии, он в погиб результате несчастного случая160 падения с лошади – где главным предметом его занятий было изучение лошадей, Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго. Картина, Естественно, не получила должного одобрения, в критика которой находила параллели с бездеятельностью правительства Франции.