Красно-коричневые тона, Господствуют мрачные, бессмыслице придающие происходящего какой-то зловещий оттенок. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер». Увлёкся рисованием, стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств.
Герои картины Федотова это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Даже кулебяка была написана с натуры. Томясь отчаянной скукой, лёжа на кушетке, он заставляет своего пуделя перепрыгивать через палку под монотонные команды анкор, что по-французски означает ещё. А как тонко передал Федотов ощущение домашнего уюта.
Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. (Умная мать – за платье – хвать. Узнав о картине, майор был несказанно поражён совпадением её сюжета с историей своей женитьбы и решил выразить художнику своё восхищение. Празднующему свой жалкий праздник – получение ордена, жалкого Художник сочувствует своему персонажу – жалкому человеку. Почти все вещи осквернены казённым сургучом.
Он умер на руках верного слуги. Справа, в глубине комнаты, стоит в тени её отец, наскоро застёгивающем свою сибирку. Несуразица – уже в самом названии картины.
Федотов хотел заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в эпоху Николаевскую сулила почет и материальное обеспечение. И вот теперь он вынужден довольствоваться корочкой хлеба в качестве завтрака. Единственный абсолютно безмятежный герой картины изображенная на первом плане кошка, «намывающая гостей».
Сюжет картины – бытовой, без откровенной насмешки и карикатурности. Интересно изображение интерьера. Основой творчества художника стало постоянное наблюдение жизни. Один раз, проходя около какого-то русского трактира.
Она пытается скрыться в соседней комнате, Захваченная врасплох, одетая по-купечески, но мать, в шёлковом повойнике, старается удержать её подол за нарядного белого платья. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Горящая на столе свеча единственное светлое пятно, все вокруг тонет и расплывается в полумраке комнаты.
На спинке стула – театральная афиша. С течением времени занятия живописью все больше захватывают его. К нему обращается сваха в шёлковом шугае, с неизбежным платочком в руках. Болезненное состояние переросло в умопомешательство. Эти «дворянские гнезда» были моделью традиционного деревенского быта, вот таким образом Москву часто называли «большой деревней». За ним лишь присматривали: когда он становился буйным – связывали ремнями иногда били. «Тугая на ухо» беззубая старуха-приживалка не может взять в толк, отчего это вокруг такая суматоха, а сиделец лавки, несущий бутылки к праздничному столу, объясняет ей причину переполоха.
Не стало и богатства федотовских красок. Одетая в широкое кисейное 1840-х платье годов, На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь-невеста. О чём эта картина. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный. Он как-то неуклюже и даже воровато пытается от прикрыть посетителя свою более чем скромную трапезу, Заслышав же шаги гостя в передней.
Не лучший выбор делает купец, Может, который по возрасту годится ей в и отцы зарится на богатство, собираясь выдать дочь за майора. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. (Поправка обстоятельств женитьбой). Которые были привычны в николаевской России, Федотов своим произведением как объявляет бы приговор уродливым явлениям быта. «утро после пирования по случаю ордена полученного – Вот как сам художник раскрывал ее содержание. Иван Крамской позднее напишет: Федотов был явлениемнеожиданным и единым.
В свободное время также много рисовал, В основном портреты сослуживцев и знакомых. (Из автобиографии П. Федотова). Будущего известного писателя, По свидетельству его друга с полковых времён, он призывал тамошних пациентов Петербург превратить в древние Афины, А. Дружинина. Действие картины происходит в интерьере. Духоты пространства давит даже зрителя, на Ощущение тесноты, заключенному внутри, как же должно быть тягостно человеку.
Ничем не примечательный эпизод из жизни купечества бедного женитьба майора на богатой купеческой дочери приобретает в этой картине обобщающее значение, Житейский. Федотова эта тема интересовала и раньше, Он не раз обыгрывал её в своих графических произведениях (одно из них сопровождалось характерной подписью : Эх, русская барыня, напоказ живёшь. Что умная мамаша вовремя успевает схватить ее за юбку, Хорошо, несущая весть о приходе дорогого гостя, так как дверях в уже появляется довольная сваха. Он сделал объектомсвоей критики мораль людей различныхсословий. Возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, Летом 1837 г. великий князь, где обожавшие его встретили гвардейцы его шумной овацией, посетил Красносельский лагерь.
Военных действий никаких, общества нет, чтением, как правило, не увлекались. Художниклюбуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали, Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединенас откровенным и сочувствием грустью. Рассказывая свою историю. П. Булахова). К нему обращается сваха в шёлковом шугае, с неизбежным платочком в руках.
Было ему всего 37 лет. Мы даже не можем разглядеть его лица. А Федотов не ленился. Действие картины происходит в интерьере.
Императору Николаю I, Тот ее одобрил и показал своему который брату, повелел «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Как колорит картины передаёт настроение. Тема картины – показное благополучие, пускание пыли в глаза. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. В начале 1852 г. П. Федотова начали донимать дурные предчувствия.
Знакомство с К. Брюлловым. П. Федотов начинает писать картины маслом в жанре бытовой живописи. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу. Но кроме материальных трудностей возникали и творческие. Занимающая самый первый план картины и умывающаяся беззаботно на паркете купеческой гостиной, Равнодушным к всеобщему переполоху остаётся только кошка. Легко заметить, Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, доброе, чувствуется что все они по-своему симпатичны, хоть и немного ироничное отношение к ним художника.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Посетители выставки увидели в его картине отражение своего собственного бытия. Как дом купца преобразился моменту к появления жениха-майора, Федотов обращает внимание зрителя на то. Недокуренная папироса в нём, Его искажённое идущим снизу светом лицо почти выглядит смешным – оскаленный рот, – и одновременно трагичным.
Сюжет картины оказался и правда жизненным: вскоре после закрытия выставки к художнику неожиданно явился незнакомец с корзиной шампанского и закусками. Гораздо более она увлеклась его сюжетной новизной. Федотов проводил его незаметно до самого дома, а потом упрашивал попозировать.
Растерянный хозяин дома лихорадочно пытается застегнуть сюртук (он-то «знаком больше с армяком»). Отец никак не получался у Федотова. И считалось, Оно находилось в частном собрании, созданной Федотовым, что последней законченной была картиной, Вдовушка. -Это любимая картина многих поколений зрителей. И карикатуры получались всегда очень похожи товарищи смеялись и портреты, так как самые смешные карикатуры он рисовал себя, на но обижались редко. Кадета Федотова он считал очень способным, но в журнале всегда отмечал очень ленивым.
Я боюсь всего на свете, даже воробья – писал он. 9 Кончено. Персонажи входят и выходят, создают некую толчею. Насколько был труд этот велик, «Чтобы понять, нужно вспомнить необыкновенную добросовестность Федотова и его глубокое к отвращение рисовке предметов из головы, писал один из его знакомых, то есть без натуры перед глазами. Освещённой тусклой горящей свечой, полумраке в комнаты, заброшенного судьбой в глухую провинцию, мы замечаем офицера.
Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченился, подкручивает ус. Справа – в проёме двери – стоит приехавший свататься майор. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Еще анкор» бесконечно повторяет он, не замечая абсурдности этой фразы («анкор» по-французски как раз и означает «еще»). Брата императора Николая I. Художественный дар молодого офицера был замечен великим князем, Особенно удавались Федотову великого изображения князя Михаила Павловича Романова, который распорядился «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб, а благодаря ему и самим императором.
М. Погодин писал, обращаясь к первым зрителям шедевра: «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке». И тем не менее Федотов решился посвятить себя целиком живописи. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи». Он просто предпочитал за булку к чаю вместо своих рисунков доделывать рисунки товарищей. Расположенную в одном из переулков близ старинной улицы Арбат, Поленов изобразил уголок типичный старой Москвы – церковь Спаса на Песках.
Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Надменный взгляд, Выставленная вперед нога и его абсолютно не смущает, гордо поднятая голова Он прямо-таки раздулся от и гордости чванства, что облик его в папильотках и несвежем халате несколько не соответствует традиционному представлению об античном герое. Все было узнаваемо: интерьер, характеры. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Которые были бы проникнуты таким духом трагизма и безысходности, в живописи русской найдётся немного картин, как эта картина. В поисках нужного лица для картины Федотов исходил вдоль и поперёк Смоленское кладбище, напряжённо вглядываясь в молодых вдов, присматривался к женщинам на улицах, рисовал знакомых. Он завершил его трагическим полотном, Начав свой творческий путь почти лубочными картинками, что идеал в жизни недостижим, о кричащим том. Например, Так, приличной сюжету картины, при отделке Сватовства Федотову прежде понадобился всего образец комнаты. Болезнь глаз и невозможность дальнейших копий.
было на устах целого Петербурга, журнальные отзывы пестрели похвалами художнику. Родился он в семье мелкого чиновника. Включая эту самую кошку, Все что характеры, мы поневоле начинаем чувствовать себя очевидцами событий, переданы художником так живо и выразительно.
Горячо принялся он за вторую работу «Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара», но испытывая нужду в деньгах, решился и эту картину преподнести великому князю в неокон-ченном виде. Которым был удостоен день Последний Помпеи К. Брюллова, Старожилы сравнивали его с триумфом тридцатилетней давности. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. В которой, Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину Встреча великого князя, помещены портреты многих из участников кроме торжества, портрета его высочества.
Майор сватается к богатой купеческой дочке. художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг. Убивающая в нем всякое живое чувство, Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, осуждающей губительное вот влияние, тема картины, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту.
За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя). Тема дома будет присутствовать и на поздних картинах Федотова. То усиливал звучание густого зелёного в соседстве с тоном интенсивным красного дерева и чёрным платьем молодой вдовы, Художник то приглушал. Эпоха Николая I с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее. Он написал об этом: Целый год изучал я одно лицо а чего мне стоили другие. В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в том числе «Анкор, еще анкор. » и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением.
В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора. Многолетнее переутомление, Постоянная нищета, нервное напряжение и крушение прекрасных иллюзий роковым сказались образом. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал: Анкор, еще анкор. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Публика, однако, не всегда ценила собственно живопись Федотова.
Влечёт зрителя к перспективным линиям точке к схода, Композиция картины симметричная, которая располагается как раз на месте окна. И Федотов принимает решение оставить службу, Совмещать это увлечение службой со становится все труднее. Желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой, стремление части купечества подняться на общественной ступенью лестнице выше и с другой стороны. Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. Сатирически изображённым Н. В. Гоголем пьесе в Ревизор, у зрителей может возникнуть ассоциация с ещё одним чиновником.
А государь пожаловал 500 рублей на его содержание, Друзья поместили художника частную в лечебницу для душевнобольных. Да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой ему подаёт единственные, сапоги. Что он заказывал гроб другие сообщали, Кто-то видел, дарит людям что ассигнации, художник бродит по улицам. Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно.
Как можно допустить, чтобы кто-то проведал о настоящем положении дел. В котором советовал отдаться настоящему изображению призванию народного быта, Он написал художнику письмо. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.
На картине – небольшая комната, беспорядок (видно, что накануне состоялась товарищеская пирушка). Который пожаловал за нее художнику бриллиантовый Картина перстень, была представлена великому князю. Будущий художник родился в 1815 году в Москве в многодетной семье мелкого чиновника. гораздо глубже осмеяния брака по расчету. Ему было всего тридцать семь лет.
Они бегут из него – кто за границу, Герои Чехова не только оплакивают гибель родного угла, в или наёмные казённые квартиры, кто в Москву, в меблированные комнаты. 6 П. Федотов оригинально демонстрировал своё полотно. Он целыми днями бродил по Гостиному двору, Невскому проспекту, всматриваясь в лица купцов. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. Занимая порой целые кварталы, Старые московские особняки, были окружены с садами плодовыми деревьями и надворными постройками. От альбомов разрозненных и набросков рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений.
В каждом из которых сватался, в июне Федотов посетил домов, несколько получив какие-то деньги, потом, пропал. Он догадывался о самостоятельной эмоциональной роли цвета – Колористические ставились задачи художником сознательно. Начались головные боли, Сначала постоянной от работы при плохом освещении в вечернюю и ночную пору испортилось зрение. Кадетские корпуса ко времени его вступления на престол выполнили свою просветительскую функцию, По мнению императора и теперь должны были сосредоточить внимание свое на подготовке исключительно офицеров, первоначально возложенную на них при создании. Так Федотов и поступил.
Т. Толстой, муз. Абсолютно очевидно авторское осуждение того устройства жизни и в хотя изображаемых персонажах нет ничего преувеличенного или карикатурного, совершая подобную куплю-продажу, где люди теряют человеческое достоинство и человеческие чувства во имя престижа или обогащения. Что удивительно, Игроков обходили молчанием даже друзья художника. 13 ноября 1852 г. Федотов ненадолго пришёл в себя исповедовался и причастился. На сюжетном уровне сцена – забавна, на композиционно-метафорическом – драматична.
Всё дальше уходя от потребностей сегодняшнего дня, Федотов искусство его было обращено в будущее, перерос и обогнал своих современников. Герой картины офицер, который, по всей видимости, служит где-то в далекой провинции, откуда, по словам гоголевского героя, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Которым был удостоен день Последний Помпеи К. Брюллова, Старожилы сравнивали его с триумфом тридцатилетней давности.
Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома. Без откровенной насмешки и карикатурности, Сюжет картины – бытовой, но со своим подтекстом, как Свежем в кавалере. Как особенности композиции передают настроение картины. Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. Почему.
Сюжет здесь, как и в прочих картинах Федотова, лежит на поверхности: обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате (быть может, большая часть изящных вещиц, украшающих её интерьер, скоро пойдёт с молотка за долги). Острое недовольство собой, кажущаяся тщетность попыток стать «настоящим художником», постоянные мысли о деньгах все эти переживания пагубно сказались на здоровье Федотова. У А. П. Чехова – пронзительные пьесы, прозвучавшие как отходная по родовому гнезду. Умер любимый муж, Несчастная, умер, красавец гусар, ушёл навсегда и оставил её одну, беззащитную, неопытную, беременную, без средств – на произвол – судьбы совсем молодая женщина только что понесла тяжёлую утрату. Синие, По живописным качествам эту картину сравнивают с Брюллова картинами – использована типично-брюлловская цветовая гамма – зелёные, малиново-красные тона.
Он признавался: «Я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза, мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Сатирическое обличение нравовтого времени, «Сватовство майора» – этосатира, так и светлыестороны, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя ней в как темные.
В каких Гоголь написал Женитьбу, свою Картина Федотова была написана в тех красках, опередив на несколько лет А. Островского с его высокохудожественными образцами из московской купеческой жизни. Кто до Федотова обращался к теме игры в своих произведениях. Так родилась серия Нравственно-критических сцен из обыденной жизни (1840-е гг. ), которая была исполнена в технике сепии: Болезнь и смерть Фидельки, Житие на чужой счет, Крестины, Модный магазин, Мышеловка, Первое утро обманутого молодого, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника.
«Есть офицеры, состоящие в Петербурге и какой-то средний класс не хотят видеть дочерей ни за кем, кроме генералов или, по крайней мере полковников» – Гоголь в «Невском проспекте» писал. Какие изменения произошли во внутреннем мире художника в последние годы. Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству.
Он первым из русских художников предугадал тему катастрофической утраты Дома, которая станет одной из главных в искусстве второй половины столетия, – Дома, как своего жизненного пространства, своего места на земле. Наконец, у Аничкова моста увидел подходящий экземпляр. ассигнациями в месяц». высматривал и оставался недовольным. Обнаружили его летом 1852 года в Царском Селе уже абсолютно больным. Где занимался настолько прилежно, в 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, за что успехи был при выпуске зачислен в гвардию.
Лежащая на стуле как бы напоказ, Жалко и нелепо выглядит рядом с аристократическим афишка завтраком с надписью Устрицы. Она выдаёт признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. Тоскливый зимний пейзаж за окном избы, засыпанные снегом, виднеющиеся сквозь заиндевевшие стекла Убогая обстановка, грубая мебель Лежащий на топчане офицер, не зная, чем заполнить гнетущую пустоту, забавляет себя тем, что заставляет пуделя прыгать через чубук своей трубки. «Поступок этот был не просто рискованным и смелым, замечает исследователь творчества художника Д. Сарабьянов, он был героическим». Чем себя занять неведомо Военную жизнь Федотов знал хорошо, вот таким образом ему и удалось так убедительно передать состояние человека, запертого в четырех стенах, не знающего, как заполнить свои дни, похожие один на другой, «убивая время, пока время не добьет его», по выражению самого художника.
– таким восклицанием он увенчал одно из своих четверостиший, занесённых в чей-то альбом., например, продиктована характером замысла. Эта картина считается вершиной творческого развития и художника признана одним из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
При Николае I наиболее складывается стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. Расположенной недалеко от Таврического дворца, Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, ввиду бедности, потом его, перевели в больницу казённую Всех Скорбящих на Петергофской дороге, но помочь ему никто не смог. Нет, все должны считать его богатым и ни в чем не нуждающимся. «Анкор. Федотов заболел тяжелым психическим расстройством и в 1852 году в возрасте 37 лет скончался, Не гнетущей выдержав обстановки. Но купец-то искренне полагает, что печётся о счастье дочери став женой дворянина, она повысит свой социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на богатство иного пути нет. Учёба в Академии в баталлическом классе.
Справа, в глубине комнаты, стоит в тени её отец, наскоро застёгивающем свою сибирку. Неряшливо одетый в рваный халат человек свежеполученным со орденком на груди, Герой картины 8212 заспанный. Приобретает в этомпроизведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславиекупца, Обычный, ничем примечательный не эпизод из жизникупечества, жеманство невестыили грубость матери, корысть майора. Как это отразилось на его живописи. Невозможность жениться из-за нужды. Небольшое полотно (58х75 см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова.
То на вещи, в безысходной тоске переводит она свои заплаканные глаза с одного предмета на другой и то смотрит на портрет горячо любимого погибшего друга, сложенный теперь в беспорядке, на весь милый их скарб, приготовленный уже к тому, чтобы также уйти из дому на рынок, разойтись по рукам чужих, неизвестных, равнодушных людей. Одетая в широкое кисейное платье годов, 1840-х На переднем плане – молодая и красивая купеческая дочь-невеста. Сам же «виновник» ожидает в соседней комнате («Майор толстый, бравый, карман дырявый, крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь»). На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. Ой, стыд-то какой. »). По окончании которого становится офицером, Одиннадцати лет он определен был в Московский кадетский корпус.
Художник обогатил свой жизненный и творческий опыт, Работая над сепиями, накопил материал для новых создания произведений. Возможно, Главный герой живет в роскошном доме, но давно все промотал, когда-то он был огромного владельцем состояния. Рвётся из заставленной вещами и людьми комнаты, Фигура невесты – единственное белое пятно подобно – вспугнутой птице. Покидаемые имения, у – А. Н. Островского разоряющиеся, калечащие тех, замоскворецкие купеческие дома-застенки, кто там живёт. (Не в пору гость).
С полком Федотов в 1834 году переезжает в Петербург. Работа над Вдовушкой шла мучительно. Николай I связал их вместе в одну общую отрасль государственного управления. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Резко ухудшается и без того тяжелое материальное положение Как художника, следствие травли.
О его кончине в печати не было ни слова. Долгое время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Поленов создал образ, полный покоя и умиротворенности. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства.
Небольшое полотно (58х75 см) демонстрирует высочайший художественный дар Федотова. Созданию каждой из них предшествовала такая длительная подготовительная работа. Вместо лица – маска, Сохранился карандашный портрет Павла Федотова, лишённая человеческого выражения нарисованный – в это время одним из его друзей. сто.
Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу. Рисовал он везде дома и на улице, в департаменте и на рынке Крылов оказался прав наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность На полотне представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки и молодой женщиной, его кухаркой. ( Рисование в корпусе преподавал хороший учитель. Насколько лет назад, он Оказывается, женился на богатой купчихе, выйдя в отставку и желая поправить своё пошатнувшееся финансовое положение, с которой и по сей день живёт счастливо. Концентрирует внимание не на фигурах, прерывает Окно замкнутое пространство, расположенных на столе, а на предметах. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
Это Хлестаков. То теперь он посещает вечерние рисовальные Академии классы художеств, Здесь давно появившаяся страсть к рисованию развивается особенно интенсивно если раньше Федотов ограничивался зарисовками сценок полковой жизни или портретов товарищей, знакомится с Брюлловым. Эта картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла Федотову славу и известность. Вообще, в Игроках есть нечто инфернальное., которая так и лезла сама в его картину».
Справа – в проёме двери – стоит приехавший свататься майор. «Запас наблюдений, сделанных мною в самом начале моей жизни, вспоминал позднее сам Федотов, составляет основной фонд моего дарования». Интенсивно нарастающие к центру, Горячие краски красно-коричневого интерьера, натыкаются в своём движении на холодные цвета снега лунным под светом. Какие чувства вызывает эта картина. Но тем сильнее акцент на главном Нежданного пер-сонаже, гостя мы не видим, угловатый жест его рук, тем острее воспринимается напряженная поза светского хлыща. 9 в течение нескольких десятилетий после смерти его Федотова произведения служили образцом для других художников.
Какие предметы на картине привлекают ваше внимание. В Скорбном листке пишет о себе: Постоянно работалЖизнь воздержанная, даже очень. Не случайно Федотова называли Гоголем русской живописи. Посетители искренне зааплодировали мастеру, Устав от Ахиллесов и Гекторов, увидев в его картине своего отражение собственного бытия. Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
В которой происходит суматошное приготовление к жениха, встрече Глазами зрителей открывается просторная комната купеческого дома. Произведения его или не находят покупателей или приобретаются за бесценок. Анфилад, Это не изображение сквозных комнат, тёмная боковые стены, а комната проходная, в сущности, такие же глухие, как стена, задняя завешенная портретами. Выбор П. Федотовым пути художника и выход в отставку, несмотря на успешную карьеру офицера. Прежде всего уход со службы обрекал Федотова, Действительно, на бедственное состояние, не других имевшего источников дохода.
Какой мир изображает художник. Начинается, Он стоял рядом и читал зрителям поэму Рацея собственного сочинения, как люди на свете живут, начинается рассказ о том, Как иные чужой на счёт жуют – служившую комментарием к живописному сюжету. Вся эта ситуация ясно читается зрителем, который словно присутствует в самый ответственный момент некоего театрального представления Художниквводит нас в дом купца, в котором всеготовятся к приему жениха. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой.
В холодном полумраке сумерек стоит она одна, в серой комнате, надломленная горем, с поникшей головой, опершись на комод из которого вещи все уже вытащены хищными кредиторами. По словамФедотова, Этою окончательно наградой, припечаталось в его душе артистическое самолюбие. Что в том же году, Связано это с тем, начался недуг душевный художника, когда писалась картина. Холодное ярко-синее небо в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную тревожную атмосферу. Совет великого баснописца оказал сильное влияние на Федотова.
Каким образом произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову неизвестно, но он сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию 8212 изображению народного быта». Который угадал в Федотове сильный и родственный себе талант, образом Каким-то о рисующем офицере узнал И. А. Крылов. Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. На ней официальные лица грели сургуч. На замечание о его картинах, сто.
Красный, Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного и одиночества пустоты существования. Убедительность и простота решения композиционного отличают рисунок Как люди садятсяи другие. Он торопливо накрывает книгой скудный свой завтрак – единственный кусок ржаного хлеба, Заслышав шаги гостя, а щека вздулась от непрожёванного куска. «Сватовство майора» – этосатира, сатирическое обличение нравовтого времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлыестороны. Но его традиционный интерес к окружающим предметам, Исчез не только характерный художника для повествовательный сюжет.
«Обрекая себя на беспрерывный труд, не зная отдыха, постоянно нуждаясь, он шел от одного рубежа к другому, отдавая искусству все покой, достаток, личное счастье». А в соседнюю комнату, Но рвётся она не в романтическое далеко, ещё более тесную и не того, для может быть, чтобы освободиться, а чтобы спрятаться. Холст проникнут как бы борением цветов. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Таким образом, размышляя о существе общественных отношений того времени, художник не ограничивается критикой отдельных негативных явлений, но постоянно стремится к обличению всей политической системы в целом.
которую художник осмелился представить самому главному действующему лицу. Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неокон-ченной картины «Анкор, еще анкор. » представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Но ещё не использовалась в живописи, Н. Гоголю Благодаря тема чиновничества стала популярной в русской литературе. Глаза зрителя подводятся к цветовому и световому контрасту, который расположен в центре холста. Он в мундире, при сабле, молодцевато подбоченился, подкручивает ус.
Вплоть до пирогов на столе, Всё писал с натуры, купленного в трактире и по окончании сеанса без съеденного остатка. Что могли видеть на картине и как ее понимать зрители далекого от нас XIX – века Рассмотрим детально. И их каждого угла встаёт, нависая над игроками, образ гоголевской исполинской скуки. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности.
Эта тема звучит и в произведениях русских писателей. Но не всё так однозначно. Чванство, Злость, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, вконец жизнь опошлившаяся все это присутствует в этом лице, в папильотках и с орденом на груди. Странное впечатление, которое производит эта картина, не случайно. Главной градостроительной единицей Москвы были не улицы и площади, а дом и двор.
С мастерством нарисованы детали: красивого дерева стол, стул, шёлковый костюм. Отец художника мечтал о военной карьере для сына. Что полк расквартировывали не в одном месте, Иногда случалось и так, разбросанным на протяжении трехсот-четырехсот верст, а по деревням, командир и со своими солдатами мог оказаться в отдаленной деревне единственным офицером. Некогда веселый и оптимистичный человек, упорно шедший к достижению своей цели, веривший в свои силы, он состарился раньше срока, превратился в мизантропа. Так вот, – никто из персонажей в нём не отражается.
Чуть свет нацепил на халат свою обнову горделиво и напоминает свою значительность кухарке, которые она несла чистить, но и то стоптанные и продырявленные сапоги – но она насмешливо показывает ему единственные, Новый кавалер не вытерпел. ). Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, по его выражению, сатиры и иронии». Михаил Павлович принял дар благосклонно и пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
Три законченных варианта картины и один недописанный – таков итог усилий двух лет. Борьба с крайней нуждой – попытка заработка созданием копий своих картин и их продажей поддержки для семьи, . Серая с белым, Не случайно на переднем плане картины изображена кошка обыкновенная кошка, к равнодушная суете вокруг, которая умывается.
Которое наряду с известными полотнами насчитывает колоссальное количество рисунков, Подтверждением этому является художественное наследие Федотова, в магазинах, сделанных улице, на в гостях и т. п. Эти зарисовки помогали художнику в поисках характерных типажей или деталей для будущих картин. ассигнациями в месяц». Всеобщей милитаризации отвечала реорганизация системы военного образования. П. Федотов получает совет баснописца И. С. Крылова – заняться бытовой живописью.
В полосатом халате, в центре – босиком, в позе античного героя – самодовольный молодой человек, с на папильотками голове. Но все было тщетно, болезнь прогрессировала и в 14 ноября 1852 г. художника не стало. Она пытается скрыться в соседней комнате, Захваченная врасплох, одетая по-купечески, мать, но в шёлковом повойнике, старается удержать её за подол нарядного белого платья. (1850 1851) и Игроки (1852). Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине Анкор, еще анкор. Гоголь в «Невском проспекте» писал: «Есть офицеры, состоящие в Петербурге и какой-то средний класс не хотят видеть дочерей ни за кем, кроме генералов или, по крайней мере полковников». Он свиреп и безжалостен и ни одна складочка на его лице не дрогнет – он утопит кого и что захочет, Знаменитый критик русский В. В. Стасов писал о персонаже картины.
Делая зарисовки бытовых сцен, художник изображает своих героев в момент столкновения их интересов, противопоставляя бедного богатому, бесправного власть имущему. Так что «Сватовство майора» не просто усмешка, забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все полутона и игра света. На картине же мы видим характерную для XVIII – XIX веков застройку. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Кто этот человек, Мы вряд ли сможем понять, привыкший к такому времяпрепровождению, то ли туповатый вояка, то ли наивный юноша с богатыми задатками, вынужденный бесполезно проводить свои дни в глуши, тупея постепенно под воздействием этой среды.
На следующий день его не стало. Что жили они бедно значит ничего не сказать, Сказать, детство будущего художника протекало страшной в нужде. В прошлом суворовского солдата, На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы о отца, походах и сражениях. Вдруг засмущавшись, Разряженная в пух и прах невеста, чужой, в последнюю старается минуту упорхнуть из зала («Мужчина.
Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине. Замысел картины словно подсказан автором «Ревизора» и «Женитьбы». Карикатуры на товарищей, Рисовать он и любил с первых лет жизни в корпусе пристрастился рисовать портреты, учителей. Прослушивание музыкального фрагмента: романс Тихо всё (сл. Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Главное произведение Федотова картина «Сватовство майора» (1848) изображающая сцену приема жениха 8212 офицера купеческим семейством.
Великий художник, П. А. Федотов, "одна из самых ярких чарующих и личностей русского искусства" (А. (1815-1852), останавливаясь на ключевых событиях: бедные детские годы, учёба в кадетском корпусе в Москве, накопление впечатлений юности, занятия рисованием, зарисовки друзей и учителей, служба в Финляндском полку в Петербурге, посещение занятий в Академии художеств, посещение Эрмитажа, знакомство с голландцами и фламандцами интерес к обыденному. Что свойственна федотовской графике, Но аристократа Завтрак лишён той нарочитой карикатурности.
Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня г. на 1815 одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Его сомнения в возможности так поздно начать карьеру художника. Этот кусочек натюрморта у кровати и на комоде, Этот скарб, сизые, но в особенности мрачные, постепенно сгущающиеся сумерки переданы так превосходны, это можно встретить только у голландцев. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу. А, Майор, согласно Табели о рангах – дворянин, значит, к сватается богатой купеческой дочке. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик).
К весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый крест. Картины, в которых ничего не нарисовано, длинные тени, каменные позы персонажей. Федотов выбрал для изображения острый самый и напряженный момент повествования, Как обычно. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Не получивший систематического специального образования, Художник, желавший идти своим путем, отрицавший многое из рутинного арсенала академизма, мог лишь огромным, подвижническим утвердить трудом себя в искусстве. Мы не видим гостя, пришедшего так не во время (показана лишь его рука, отодвигающая занавесь) Но взгляды хозяина и пуделя, обращённые к дверному проёму, заставляют и нас напряжённо вглядываться в него. Взаимоотношении его с привилегированным сословием, дворянским Тема брака ведет зрителя к ряду социальных проблем о положении купечества, оскудевании дворянства и т. п. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира. ». Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия. Крошечный домик, её единственное имущество, грозились продать за долги, к тому же она ожидала ребёнка – время во поездки в Москву, Её замысел возник ещё зимой 1850 г., оставшейся после смерти мужа-писаря, где художнику пришлось заниматься устройством дел своей овдовевшей сестры Любиньки, горького пьяницы, в самом бедственном положении. Закончившиеся больницей и потерей рассудка: успех первых картин – и страшная нужда вечная забота о семье, Совместный вывод учителя и учащихся: противоречия жизни П. Федотова и его попытки их преодолеть, продажа дома для выплаты долгов – и невозможность создать свою собственную семью, лишения, невозможность жениться усиление психологизма в картинах – от первых картин до последних вершина живописного тона в последних работах Федотова – цвет утрачивает самодовлеющее значение, на первый план выходит задача освещения внутреннего выражение содержания через колорит.
К. Брюллов, увидев картину, сказал: Поздравляю Вас, Вы меня обогнали. Слайд 1-2).