Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создает впечатление исходящего от портретируемого излучения Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно. Высокую оценку творчества художника подтвердил и сам Карл V в письме (Прадо), увековечивающий эту победу, который стал образцом другого типа парадного портретов160 конного, на много веков вперед.
В которой монарх одержал одну из своих самых блистательных побед, в Аугсбурге Тициан написал конный огромный портрет Карла V в утро перед битвой. Марианна Австрийская была второй женой Филиппа IV. Запретив распродавать картины из королевского собрания – он заложил основу коллекции будущего музея Прадо, то в же время этот неординарный человек был тонким ценителем живописи. Который не постеснялся даже потребовать портрет самого герцога, Коллекция феррарского герцога Альфонсо была д'Эсте разорена государственным секретарем Ковасом, чтобы преподнести его в подарок императору. Лучше все же насладиться живописным исполнением этой картины, Не углубляясь в особенно дебри мифотворчества.
Англией и Нидерландами, Филипп II вел войны с Францией, подчинить стремясь Испании всю Европу. Но такова была воля монарха. Король раздавал милостыню на улицах Мадрида, Пытаясь привлечь на свою сторону народ, эта но мера уже не спасала обедневшую страну. Первый ее портрет мастер написал, когда инфанте едва исполнилось три года. Например, Графиня Сассекская, сказала, увидев свой портрет, что почувствовала 8220очень себя неприятно8221 и 8220совсем себе не понравилась 8211 лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует.
В результате Филиппу V пришлось отстаивать свои законные права на Испанское наследство. Весёлой и счастливой принцессы сложно представить, Глядя на созданный Менгсом образ молодой, грубую, что впоследствии современники будут описывать её как некрасивую, своенравную порочную и женщину. На портрете Веласкеса Марианне всего девятнадцать лет. На выставке представлен, пожалуй, самый знаменитый портрет Карла III работы Менгса. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Случилось так, что и Тициан был втянут в их меркантильные политические расчеты.
Он был в Венеции даже арбитром и нравов изящества, Обладавший блестящим умом и живым чувством искусства. Который положил начало традиции английского живописного Именно портрета, в Италии Ван Дейк создал стиль. Именно в этот период запечатлел Филиппа V французский художник Луи-Мишель Ван Лоо. А возможно, что это имя появилось благодаря особой привилегии Эль Примо не снимать шляпу в присутствии короля, что было позволено только представителям высшей аристократии, которых король называл «кузенами». Сразу перейдем к детальному осмотру каждого из представленных здесь портретов, Не растекаясь долго мыслями по снабдив древу, его соответствующими комментариями.
Династия Габсбургов тщательно следила за чистотой крови одобряла и только родственные браки, Как известно. Явно изувеченной, в правой руке, Пехерон держит колоду карт общепринятый – символ праздности. П. Аретино любил шумную, веселую жизнь и убеждения его были совсем другими, чем у Тициана. Будущий король Карл IV также изображен на фоне пейзажа в роли охотника: на нем белый парик, серый мундир с лентами орденов, немного тесный жилет, в руке охотничье ружье, а у ног верный пес.
В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». У Филиппа IV так и не оказалось преемника, в соответствии с вышеописанным сценарием, управлять способного страной. Прославившийся благодаря своим мастерским натюрмортам, одетого Художник, в пышный костюм и вооруженного подобно правителю, в мельчайших деталях изображает важного карлика. Хрупкая изящная, с белокурыми волосами, она служила удачной моделью для Веласкеса. Такой акцент на личности Клары Эухении объясняется особыми отношениями, которые сложились между отцом и дочерью: именно ей Филипп II, «этот тиран и фанатик», писал переполненные нежности и родительской заботы письма.
То нельзя не заметить, Если же сравнить уже виденный ранее портрет Филиппа II с изображением Филиппа как IV, сильно за это время изменилась мужская мода. Она стала третьей, но далеко не последней в ряду супруг благочестивого Филиппа. Когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Это высшего период творческого подъёма ван Дейка, Гал. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра. Так как и это было правдой, в его входили империю Нидерланды и огромные испанские колонии в Америке, кроме германских земель и Испании.
Этот портрет дает повод некоторым говорить исследователям о том, Тем не менее, что уже тогда Тициан смог уловить и мастерски передать грядущий надлом в душе короля. Уж тридцать лет как почившего в Это могиле, полотно было создано во славу монарха, вот таким образом бесполезно искать здесь тонких психологических характеристик. Напоминающей футляр, Испанский костюм Елизаветы Валуа с его жесткой формой, отличается простотой сравнительной и изысканностью. И лицо вот этого человека забыть гораздо труднее, оно не просто освещено внутренним сиянием благодаря какой-то победе. Что приводило в изумление его придворных, Этот неутомимый владыка и по честолюбец отношению к Тициану был очень предупредителен.
Но художник тщательно скрывает истинный рост модели, Фигура Пехерона с его большой головой и короткими ногами кажется непропорциональной используя темный нейтральный фон расположение и фигуры во все пространство холста. Пробыв императрицей всего семь лет, Однако, она скончалась скоропостижно в 22-летнем возрасте. Подготовив, Художник должен был запечатлеть невесту, венценосного к жениха встрече с нареченной, таким образом.
Однако когда в шестнадцать лет он в силу династических обстоятельств стал королем Испании, а в девятнадцать – императором «Священной Римской империи», новоиспеченный правитель показал себя с абсолютно неожиданной стороны. Коллекция картин, переехавшая на время в Петербург, включает в себя 66 шедевров старых мастеров. Подчёркнутые вертикали, Пространственные паузы, соотношение фигуры и видимого в окне далёкого пейзажа призваны возвеличить императора образ в рамках заданной схемы портретного замысла. Волевое лицо с резко выдающимся подбородком, Зритель смотрит его на такое характерное, какую-то внутреннюю усталость и вдруг ясно различает во взгляде императора рассеянную грусть, которые передаются всей его фигуре и чудятся даже в размеренном беге коня.
Который за подаренное ему хорошее настроение жаловал своему шуту по сто золотых эскудо и лишал зуба, Современник той эпохи испанский драматург Кальдерон в одном из своих произведений упоминает короля, если тот целый месяц мог не его рассмешить. Что особенно характерно для более ранних изображений, Фаюмские портреты создавались в темперы технике или энкаустики. Долгие годы жизнь Тициана была связана с судьбой этого необыкновенного человека и монарха. Никакое выражение человеческого чувства или характера не ускользало от его обаятельной кисти, вот таким образом и не было ни одного современного Тициану государя или вельможи, знатной дамы или просто человека с громким именем, с которых бы художник не писал портрет. Что дочь вполне оправдала его надежды, Надо сказать, особое уделявшей внимание наукам и искусствам, став впоследствии мудрой правительницей Фландрии.
А затем в Италию, После обучения у Пауля Питера Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон. Как раз в это находившийся время в Неаполе, Художник Антонио Йоли, с большой топографической точностью запечатлел всю процедуру отплытия. Ещё одной особенностью этого полотна является его превосходная сохранность, позволяющая насладиться оригинальным произведением Гойи во всём его первозданном облике. Он уделяет много внимания экономике и науке, открывает академии. Шлем с пышным плюмажем и традиционный власти символ жезл – всё это работает на величественный образ благородного короля-победителя, Прекрасно выписанные художником драпировки. Не больного усталого монарха, Но Тициан видит не усталого старика, который в ту пору уже об думал отречении. Портрет отличается глубоким психологизмом в сочетании с превосходной живописной техникой, так напоминающей работы английского художника Джошуа Рейнолдса.
То здесь можно привести для сравнения общепризнанный автопортрет из художника музея Метрополитен – о том, Что касается первой версии исследователи не могут прийти пока к единому мнению, насколько похожи эти два изображения. Автор полотна Хуан дель Масо был зятем Веласкеса и его талантливым учеником. Но король не мог признать не заслуг этого человека и отметил его одной из самых престижных наград – Командорским крестом ордена Калатравы. С одной стороны, «человек для развлечения» смешил своим физическим уродством и разными трюками, а с другой – ему было дано право говорить монарху такие вещи, о которых не сказал бы ни один придворный. В ходе которой в испанской армии сформировался первый саперный полк, Именно по его инициативе началась реформа серьезная инженерных войск.
Он же был непримиримым врагом любых «еретических учений», приказав изгнать из страны всех морисков (принявших католичество мусульман). Он не руководил битвой издали – сидя в носилках под защитой укреплений, в сражении при Мюльберге этот фанатик католичества как был будто движим каким-то экстазом. Жившие при дворе Филиппа IV, Шуты, стали самыми в знаменитыми истории благодаря тому, несомненно, что их писал Диего Веласкес. Дожи, король император, папа, прекрасные женщины, гордые и пытливые такие мужчины, как Ариосто, Якопо де Страда, Ипполито Риминальди, Парма – герцоги, Девяносто портретов.
Испанский король Карлос I Габсбург (он же Карл V в соответствии с германским порядком престолонаследия, 15001558 гг. ) – знаковая фигура общеевропейского масштаба. На которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей, в XV веке художники начали самостоятельные создавать портреты. Величины, у зрителя возникает чувство пространства, обширности которое переносится на изображённого на полотне императора, независимости. В это время он проявляет истинную храбрость и решительность, за что современники назвали его «Отважным».
Длившимся более двадцати лет до самой его Это смерти, правление стало для него тяжелым бременем. Провел ряд реформ для модернизации страны, развивал Он науки и искусства, начал строить здание будущего музея Прадо. И венок из виноградных листьев, Об этом свидетельствует и поза и маркизы, напоминающий лиру инструмент. В такой же манере исполнены и две другие картины – «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой.
Аретино со своим красноречием, Невзирая на низкое происхождение посредственное и образование, невозмутимого и самоуверенного человека, гибким умом и манерами производил впечатление решительного. После наполеоновской оккупации на троне воцарился сын Карла IV Фердинанд VII. Исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), Среди самых известных портретов, прижизненными являющиеся изображениями. Именно при нем придворным художником становится Диего Веласкес, Что же касается сферы покровительства искусству и приобретаются картины лучших европейских для мастеров королевской коллекции – к Филиппу IV нет никаких претензий. Прозвище «Эль Примо» означает «кузен».
Приходившемуся внуком французскому Людовику королю XIV, Он завещал престол своему племяннику Филиппу Анжуйскому. Как и его предшественники, Этот правитель, но на практике увлекался больше охотой, мечтал о всемирной монархии христианской с собой во главе искусством и красивыми женщинами. Но как страшно одинок он в этом поле. Воротник и подкладка его верхней парчовой одежды, называемой по-испански «ропон», отделаны мехом, а пышные рукава расшиты золотыми узорами. Престолонаследники или не рождались – в XVII веке начались непонятные в то явления, время и вот или появлялись на свет неполноценными, послужившие явным признаком вырождения династии. Что может означать произнесение какой-то клятвы, Его кисть с длинными тонкими пальцами положена грудь, на обета или раскаяния.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. Изысканное одеяние «хубон» исполненное в ткани на плотной подкладке, по своей форме напоминает рыцарские доспехи. Одним из таких героев является шут Пехерон кисти нидерландского мастера Антониса Мора. 1623, Эрмитаж, Ленинград). Король отличался отменным художественным вкусом, а его любимым живописцем был Тициан, кисти которого и принадлежит представленный на выставке портрет. Находившийся в течение трех лет в русской армии испанец даже получил от светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического приглашение на перейти русскую службу, Более того ибо был верен испанскому королю, но отверг его.
За глаза его называли «вице-богом» и видели в нем «ожившую статую», никогда не менявшую ни выражения лица, ни позы. Раскрепощённой обстановки комнаты в сочетании с важной и постановочной позой модели, Ощущение увлечённого свободной, окружающим миром растений и животных, создают интересный образ маленького принца. Внешность Карла II была почти карикатурой на родовые черты Габсбургов: непропорциональная «лошадиная» челюсть, отвисшая нижняя губа, длинный нос. Поскольку передавали его убежденность в божественном править предназначении страной, Эти картины полностью удовлетворяли короля. Своему размаху торжественности, Тициан в этом портрете дал не развернуться своей страстности, отнесясь к задаче с редким для себя холодом, а сковал себя в границах требований заказчика.
Но до встречи с Тицианом «германский Цезарь» не встречал еще такого великого мастера, который (не изменяя правде) сумел бы так прикрасить ее, отразить во всей силе и важности образ могущественного политика и воина. Черная, поглощающая свет поверхность бархата разрезается четкими полосами золотых и жемчужных украшений «пунтасов», что создает выразительные цветовые контрасты. Его любовь к живописи, несомненно, должна была привести к созданию общедоступного музея. Которую они выполняли при дворе, Художник как никто смог другой увидеть и передать особенности характера каждого из персонажей и той роли.
Бездетный Карл II, этот «полутруп на троне», по выражению одного из историков, умер в ноябре 1700 года. В петлице мундира красуется русский орден Святого Георгия – и это не ошибка. По Утрехтскому миру он был признан королем Испании при условии отказа от претензий на французскую корону, Неаполь, Сардинию и Милан – на несмотря огромные усилия, Но и потеряв Испанские Нидерланды, Филипп все же пошел на уступки.
Дальнейшую жизнь Карл провел в непрекращающихся войнах во имя своей «христианской империи», но в пятьдесят пять лет после нескольких военных поражений он решает навсегда отказаться от имперских амбиций. Что в вопросах династического заключения брака женские портреты играли в то время особую роль, Примечательно. Согласно королевской воле, так и было сделано: необыкновенную картину несли за гробом (50 километров) от Мадрида до Эскориала резиденции и усыпальницы испанских королей. Всего через полгода из-за смерти Людовика от оспы Филиппу пришлось вновь надеть корону. Что при испанском дворе дети с малого возраста подчинялись строгому этикету, Известно, формировавшем их хрупкое тело, а девочки-подростки были вынуждены целый день проводить в узком жестком корсете. Роза на книге, красная накидка и шляпа с пером, экзотическая птица на заднем плане, на брошенные стул – попугай, Картина насыщена множеством любопытных и многозначительных деталей.
И на портрете она предстает в образе музы Эрато – любовной покровительницы поэзии, Юная 21-летная маркиза славилась любовью к литературе. Хотя появлялись и поясные, Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет изображения поколенные и портреты в полный рост. Как совсем юная 15-летняя королева, Свидетель другого забавного случая описывал, что абсолютно было неприемлемо для ее статуса, необузданно веселилась при виде кривляний шутов. Будучи превосходным наездником и танцором, в политике он мало преуспел.
С помощью которых это сделано, Анализируя приемы, что и осанка выглядит более гордой, можно сказать и подбородок поднят с большим достоинством, а во взгляде читается царственная проницательность и атрибуты всеми силами содействуют этому впечатлению, но главным, всего, скорее является то, что в фигуре портретируемого чувствуется большее желание выглядеть Королем. Особое место на выставке занимают портреты испанских королей, что вполне объяснимо: именно монархи были в Испании самыми крупными коллекционерами живописи, а их вкусы и пристрастия непосредственно отразились на формировании коллекции Прадо. Высокий чистый лоб, Благородная усталые голова, глаза настолько завораживают зрителя, умные, что он не сразу обращает внимание на тщедушную фигурку с маленькими ручками, коротким туловищем и слабыми ножками. В результате чего Маргарита носит черное платье, траурное в 1665 году умирает ее отец Филипп IV.
Лишь отдалённо напоминающий забавную ту и капризную инфанту с более ранних полотен Веласкеса, Ее серьезное лицо в обрамлении скромной причёски и крупных серег создает образ. Испанский орден Золотого Руна, в руке жезл главнокомандующего, французский орден Святого духа и орден рыцарский Святого Януария, лично основанный Карлом III – мы видим на Карле легкие доспехи из дамасской стали, Действительно, а на груди полную коллекцию орденов. Она держит платок и венок, к которому младшая Каталина Микаэла протягивает руку. Тот и сам еще не сознавал своей великой Возможно, усталости и художник показал ему его собственную душу без прикрас. Портрет маркизы де Санта Крус прекрасно передает атмосферу XIX начала века с ее модой на стиль ампир и увлечением античностью.
А в Инсбруке он начал писать Художник картину, рисовал для него портреты и картины изображающую Карла V с семьей перед святой Троицей. То можно увидеть в нем воплощение испанского общества эпохи золотого века с его идеалами чести и благородства, Если же абстрагироваться от огромного версий количества относительно этого портрета. В рыцарских доспехах с и командным жезлом в руке, На данном портрете Карл I представлен как король-воин на великолепном коне, как если бы руководил своими рыцарями. Всего он создал 35 портретов монарха, семь из них – конные. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. Яркий пример парных портретов – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Статная фигура Филиппа V (а он действительно был крепок и высок) облачена в изысканные доспехи, длинный французский парик и щёгольские перчатки. Вместо коротких волос стали носить длинные, Так, многие а щеголи благоухали духами и рдели румянами.
Но этот портрет Франсиско Гойи был написан несколько ранее. Идущие от иконы, Профильные изображения, когда начал портрет приобретать самостоятельное значение, сохраняли главенствующие позиции даже тогда. Видимо, дело в самой модели. Работая при дворе Карла V и Филиппа II, этот художник выполнял заказы не только королей, но и представителей аристократии.
Сколько Карл V. Не раз немецкие мастера воспроизводили его рыжую голову, Немногие даже из людей великих оставили после себя столько собственных портретов, выдающуюся вперед нижнюю губу и волчью челюсть. Добродушный и безвольный Карл IV довольствовался второстепенной ролью Испании в Не Европе, обладая выдающимися качествами правителя. А владения императора включали в себя Нидерланды, При нём Испания превратилась в мировую империю, Сицилию, Италию, Южную Сардинию, германские земли и колонии в Америке. Примером такого платья служит одежда инфант с жестким лифом, повторяющим форму корсета.
Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Не оконченный художником фон позволяет прекрасно рассмотреть все направления кисти его – Особую ценность портрету придает его незавершенность. Королеве Марианне было суждено стать невольной виновницей крушения династии Тем Габсбургов, не менее. Одним из наиболее таинственных портретов на является выставке работа Эль Греко – это воплощение традиционного испанского образа благородного рыцаря. И судьба наследника Филиппа короля IV Карла II Околдованного является ярким тому подтверждением, Но врожденные физические увечья были не только уделом придворных шутов – сами короли не были застрахованы от подобного уродства. Он выглядит несколько смешно и нелепо со своей неказистой фигурой и взглядом, недоверчивым Увешанный всевозможными королевскими орденами и регалиями. Такой внешний вид находился в полном соответствии с его способностями, умственными к сожалению.
Тот же дуализм заметен и в отношении к искусству. Шелковые чулки плотно облегают ноги и закрывают нижний край узких штанов «кальсес », вдоль и поперек расшитых золотой нитью таким же образом отделаны рукава. А на голове плоский бархатный берет с пучком перьев, страусовых На ногах у Карла шелковые туфли без задников.
Однако судьба распорядилась иначе и музей был открыт уже Фердинандом VII, а Карл IV так и остался в анналах истории лишь глубоко сочувствовавшим данной идее монархом. Следующий портрет открывает для нас уже новую в эпоху истории Испании – это время правления короля Филиппа IV. Сравнение портрета Ван Дейка с произведением Тициана должно внушить было зрителю мысль о Карле I как о таком же защитнике веры.
В котором сочетается строгость и роскошь, Туалет Марианны Австрийской, серебро галунов с золотом цепи представляет собой образец эстетических того предпочтений периода, глубина черного цвета с воздушностью белого. Образ короля-католика также дополняют две немаловажные детали: чётки и орден Золотого Руна. Короля Испании Филиппа V в середине XVIII столетия сменил его сын, Фердинанд VI (1746 – 1759), у которого не было детей и вот таким образом корона перешла его младшему сводному брату 43-летнему Карлу III. Черты лица королевы испанский художник Гойя использует в своем сатирическом офорте «До самой смерти» из серии «Капричос». Большой с горбинкой нос, Вытянутое лицо с тяжелой выступающей челюстью – характерная черта семейства несколько Габсбургов, вывернутые губы, полные, серые глаза с опущенными нижними веками – все это создает выражение некой вялой отрешенности.
И за моментом наивысшей славы могло забвение, последовать Однако судьба придворного шута была довольно переменчива. Невозможно обойти вниманием еще двух персонажей, Завершая разговор о золотой эпохе Испании, присутствующих выставке на и являющихся своеобразным отражением этого времени. Что художник изобразил здесь самого себя, Некоторые считают, писателя что Мигеля де Сервантеса, другие утверждают, третьи видят в портрете главного нотариуса Толедо, являвшегося кавалером ордена Сант Яго Хуана де Сильва. Обилие убедительных деталей на картине до сих пор поражает зрителей. Так, Филипп II полагал, что его подданным необходимы произведения, «укрепляющие их в благочестии и благонравном поведении», но для себя он охотно приобретал картины с немыслимой для религиозной Испании обнажённой натурой (например, «Даная» Тициана).
Он только что одержал победу над Протестантской лигой в Мюльберге, На ней тоже император предстает как воин. Историки не раз отмечали, что черный цвет как символ суровой инквизиции и серьезного мировоззрения вошел в моду у аристократов именно во времена Филиппа. Огнем и мечом карающий непокорных, Повелевающий народами, обрушивающий человек, на врагов армады войск, даже ленивый жест которого мог возвысить или уничтожить, усталый и одинокий изображен он на портрете. На выставке Карл IV и его супруга представлены портретами Менгса совсем в еще юном возрасте. Сверху надета особая испанская шляпка «ток» с ювелирными украшениями и страусовыми перьями. Судьба у Карла V необыкновенная.
Аристократия предпочитала в одежде черный цвет, Как уже говорилось выше, для но одежды шута он был вполне приемлемым, белый же считался недостойным и неблагородным. Видно, насколько художник находится под влиянием своего учителя: подражая композиции знаменитых «Менин» и «Прях», он изображает фигуру инфанты на первом плане, а в глубине картины размещает вторую комнату, наполненную придворными персонажами. Художнику удалось добиться гармоничного сочетания динамичных барочных с приемов почти классически отточенным рисунком.
Характерно, что первые указы о запрещении вывоза из Испании произведений искусства появились также при Карле III. А его бледное лицо с сильно выступающей нижней челюстью было неподвижно, До пяти лет не он мог ходить. А их простой на жест фоне этого сковывающего костюма-футляра приобретает особую выразительность, Светлые рукава с кружевными манжетами привлекают внимание к рукам. Которому не только удалось мастерски и в мельчайших деталях передать наряды инфант, Нельзя не отдать мастерству дань художника, но и убедительно запечатлеть лица принцесс. Увлекая за собой своих полковников, Он понесся впереди своих войск на приступ и даже перешел брод опасный Эльбы.
Которой придерживался всю дальнейшую жизнь, Здесь он воспринял более манеру элегантную живописи. Ван Дейк своим искусством утверждал титул – «Карл – король Великой Британии». Предлагаемый музеем Прадо для выставки в Эрмитаже показывает портрет нам короля в период последнего десятилетия его царствования. Лицо короля на этом полотне кажется более выразительным, чем на выполненном ранее «Портрете с собакой», также изображающим Карла V. Вряд ли дело в том, что возросло мастерство художника или, предположим, он получше познакомился с моделью. Такое впечатление находится в полном согласии с воспоминаниями современников о «меланхолии», охватившей короля в последние годы царствования.
Кажется, что сама Клио муза Истории водила в те дни рукой художника. «Госпожа Алина» (II век н. э. ). Волосы королевы зачесаны специальный на металлический каркас и на затылке покрыты жемчужной сеткой. Они не опасались позировать Тициану.
Изображенный на первом портрете Дон Хосе де Уррутия и де Лас Касас (1739 – 1803) стал единственным военным, кто, не имея дворянского происхождения, смог получить чин генерал-капитана и войти в состав королевского Военного совета. Австрия была абсолютно не согласна с профранцузским сценарием и желала видеть на испанском троне своего наследника – а такие крупные морские державы как Англия и Голландия в своей необузданной жажде наживы как всегда рассчитывали на крупный кусок пирога виде в богатых испанских колоний, Суть конфликта состояла в следующем. Возможно, шут приходился родственником Веласкесу и художник сам его так назвал. Его телесная слабость, кажется незначимой по сравнению с духовной силой, явно ощутимой во взгляде из-под слегка приподнятых бровей его глубоко посаженных вопрошающих глаз. Этому художнику суждено было создать целую галерею живописных произведений во испанской славу короны.
Что полноценно править страной он не мог, Не удивительно, уже знакомой нам по портрету Веласкеса и вот таким образом тяжелое бремя царствования легло на хрупкие плечи матери его Марианны. Но, Король и сам упражнялся в живописи, он достиг огромных высот в области не коллекционирования, став блестящим художником. Которые он держит в правой руке, Будущий занят король классификацией цветов, сверяясь с ботаническим атласом на красивом барочном столике. Однако разногласия с всесильным фаворитом Мануэлем Годоем не развиться позволили дальше столь блестящей карьере и привели к отставке. Действительно, Дон Диего де Аседо занимал особое положение в свите Филиппа IV и кроме исполнения своих прямых шутовских обязанностей, он имел постоянную должность в канцелярии королевской печати. Кавалер ордена Сант Яго изображен как раз во время Аргументом присяги, в подтверждение последнего варианта служит рыцарский меч и положение правой руки – возможно.
Карл V не только пригласил его в Германию и Испанию, Король Франциск I пригласил его во но Францию и любезно принимал при своем дворе. Отливающей тусклым золотом гардины, Король предстает в трехчетвертном развороте фоне на массивной пилястры и тяжелой. Изображение дочери французского короля Генриха II, настолько приглянулось Филиппу, что он решил «отбить» ее у собственного сына Дона Карлоса, в жены которому она предназначалась. Они доставили Тициану и славу и богатство.
Прославленный генерал действительно стал георгиевским кавалером, проявив «отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова». Выкупив работы сразу после того, Карл III также остался доволен произведениями итальянца, как художник их прислал ему для ознакомления. Он продолжал коллекционировать Тициана, Как и свой предшественник, Тинторетто, Веронезе, особой любовью у него пользовались работы Иеронима Босха и лишь Эль оказался Греко несправедливо обойденным вниманием короля – Филипп любил искусство. Более того, как добивались этой чести. ». Мальчик одет в богато расшитый золотом голубой бархатный камзол и оранжево-красные чулки. Знак ордена la Cruz Estrellada, а также браслет с миниатюрным портретом – расшитое цветочными узорами, Её светлое элегантное платье, бриллиантовые серьги и ожерелье, выразительные дополняют аксессуары. В следующем 1666 году Маргарита выходит замуж за своего дядю по материнской линии и кузена по отцовской – линии императора Леопольда Австрийского. Что современному зрителю не сразу приходится убедить себя в Однако том, художник изобразил его так, что на портрете – шут.
А именно вступление на испанский престол, Важнейшее событие в жизни Карлоса, увековечил на двух итальянский полотнах художник Антонио Йоли. Его облик производит впечатление злого духа и видение это захватывает врасплох и пугает. Строгий приверженец неоклассицизма Антон Рафаэль Менгс, По высочайшему приглашению монарха к двору испанскому прибывает знаменитый немецкий художник. Парадный портрет должен был включать в себя весь набор соответствующих атрибутов. Обладавшего хорошим светским и церковным образованием, Нового короля описывали как истинного человека Просвещения, набожностью и упорством в овладении знаниями изысканными отличавшегося манерами. Щедрым меценатом, При всей политической слабости Карл IV был страстным коллекционером, любил заниматься художественной резьбой по дереву и сам неплохо рисовал, прекрасно в разбирался часовых механизмах.
Когда искусство было подчинено церкви, в период в Средневековья, живописи создавались в основном религиозные образы. На представленном портрете Фердинанда VII Франсиско Гойя характерную предает внешность короля довольно правдиво и без прикрас. Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, – «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. Не отвлекаясь на роскошь лишнюю и ненужный блеск, Таким образом, мы можем сосредоточить все свое внимание на личности изображенного и его великолепном костюме. Раскрытый перед карликом и письменные принадлежности у его ног говорят о том, фолиант, Огромный что этот человек был привычен к интеллектуальному труду.
«Я предпочел бы не властвовать вовсе, чем властвовать над еретиками», таковы слова Филиппа II, вошедшие в историю. Император Священной Римской империи, «повелитель полумира», Карл V любил похвалиться тем, что в его владениях «никогда не заходило солнце». Своей жизненной ловкостью и поклонением перед талантом Тициана, всякого Без сомнения, он произвел на художника впечатление, одновременно искренним и корыстным. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
Тем не менее, загадочный жест благородного идальго до сих пор не разгадан. В качестве придворного Карла живописца I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского всличества. Королева и Годой при этом состояли в непримиримой вражде с наследником престола Фердинандом, Король, которого на старинное испанское дворянство и буржуазия возлагали большие надежды. Игра света усиливается блеском драгоценных камней, а также нежными переливами жемчуга и белизной небольшого кружевного воротника «горгеры».
Как постепенно исчезает ее миловидность, На последующих портретах можно заметить, что, а на инфанты лице проявляются наследственные отцовские черты, к сожалению, не придает ей красоты. Вот таким образом некоторые исследователи отмечают и Может портрете, быть, как на манекенах в арсенале старого оружия и в позе императора некоторую ненатуральность. Что он льстит своим моделям, Художника часто обвиняли том, в однако не все бывали довольны. Она одета по моде 1650-х в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. А также тот факт, в версии пользу о создателе Дон Кихота говорит личное знакомство между художником и писателем, что во время работы над портретом оба они находились в Толедо.
Личность изображенного со знаками рыцарского достоинства (медальон на цепи и рукоять клинка из толедской стали) пока не установлена и это обстоятельство порождает множество версий о том, кого же именно показал Эль Греко на своей картине. Но и при таком раскладе многочисленных домыслов не избежать: кому-то этот персонаж видится высокомерным философом, кому-то храбрым рыцарем, а кому-то безвольным и изнеженным аристократом. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. И в Неаполь за новым провозглашенным королем прибыли Испании корабли, 10 августа 1759 года скончался Фердинанд VI.
Однозначно ощущается по его глазам, Нет, что размышления и грусть не чужды Карлу, что внутри постоянно идет внутренняя какая-то работа. На выставке инфанта предстает уже в 15-летнем возрасте – этот портрет в написан один из самых переломных моментов жизни девочки. Созданная художником уже после смерти Изабеллы и легко сопоставимая с более ранним ее портретом Софонисбы Облик Ангишолы, королевы передает работа Хуана Пантоха де ла Крус. Ок, в то же время ван создал Дейк остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа. Обращению к религии и, Однако склонность к апатии и меланхолии к привела пресыщению государственными делами, отказу от престола в 1724 году в пользу сына, как следствие, Людовика. Новый король был очень скрупулезен, Крайне замкнутый и глубоко и религиозный, мог часами выискивать грамматические ошибки в официальных документах.
Зато по иронии судьбы именно этому незадачливому правителю принадлежит заслуга учреждения «Королевского музея живописи и скульптуры» – будущего музея Прадо, торжественное открытие которого состоялось17 ноября 1819 года. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). Глядя на этот портрет, легко верится, что через восемь лет этот человек Рассмотрение «Конного портрета Карла V» не оставляет никаких сомнений в высоком положении модели и создает впечатление исходящего от портретируемого излучения власти и величия. Ему ещё в юности выработать удалось особую манеру поведения, Как отмечали современники, надменное, когда его суровое, никогда не улыбавшееся лицо приводило в трепет всех окружающих. Иными словами, Филипп IV хоть и стремился преследовать высокие цели и даже имел для этого все средства, но сильного характера так и не проявил.
Но была так мила и Дочь непосредственна, Филиппа IV и Марианны Австрийской хотя и не могла заменить долгожданного наследника престола, оживлявшей чопорную жизнь испанского двора, что стала всеобщей любимицей. Передает императорскую корону брату, Карл отрекается от власти, а сам удаляется в монастырь испанскую – своему сыну Филиппу и где проводит в одиночестве последние три года жизни. Завершившейся французской интервенцией и гражданской Его войной, абсолютистский принцип правления и игнорирование демократических институтов власти обернулся для страны экономической и политической катастрофой. Его первый сын (от брака с Изабеллой Бурбонской), Бальтасар Карлос, умер в отроческом возрасте, второй сын (от брака с Марианной Австрийской) – в младенчестве и, наконец, третий родился болезненным и уродливым. Где Тициан был представлен императору, Герцог Гонзага вызвал его в Болонью, что никакой подарок другой не мог быть более удачным, а его картины были высоко оценены приближенными Карла V. Они быстро поняли, чем произведения знаменитого венецианца.
В результате – один из самых выразительных и незабываемых портретов коллекции Прадо. Даже композиция портрета подчинена торжественному и официальному этикету. Пехерон служил для увеселения графа Беневенте и великого герцога Альбы.
Подобная техника требовала особых приемов. Служивший при испанском дворе французский художник Жан Ранн создал образ обаятельный Карла еще в детском возрасте. Чтобы получить корону из рук папы Климента и обсудить с ним вопросы о судьбах Южной а Италии, зимой 15291530 годов Карл V перешел Альпы, Сицилии и Сардинии. Не может не зацепить взгляд интимная часть брюк Карла – это «брагетт», деликатное наследство эпохи средневековья, которое представляло собой специальный откидной клапан, очень удобный и функциональный в связи с модой на тяжелые доспехи.
Галерея Прадо представляет нам портрет Дона Диего де Аседо. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал8221. Что лицо его замкнуто, Кажется, как будто не замечая присутствие своего преданного пса имени по Сампере в 1555 году и он полностью погружен в свои мысли, в день отречения от престола, Карл V торжественно короновал на испанский трон своего наследника Филиппа II. Софонисбе удалось удивительно точно передать лицо короля, похожее на маску. Когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, Его творчество пришлось на период, родина художника, самый крупный город Фландрии Антверпен, начинал после возрождаться войны.
Портреты Тициана поразительны. Долгожданный преемник Карл из-за дурной наследственности родился так инвалидом и умственными расстройствами – женившегося на ней из политических соображений, Будучи племянницей Филиппа IV, страдавшим как физическими, она не смогла подарить ему здорового наследника. Художница изобразила Филиппа II в высокой бархатной шляпке и в его излюбленном чёрном костюме с характерным испанским кружевным воротником «горгерой». Присутствие этого же жеста на других картинах Эль Греко наводит на мысли о каком-то тайном знаке, Кроме того, только доступном посвященным. Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. То, что Уррутия пожелал видеть на портрете один лишь орден Святого Георгия (хотя у него к этому времени были и другие награды), наводит на определенные мысли: возможно, это ностальгия по службе в русской армии, а возможно и неудовлетворенность своим положением при испанском дворе.
Скрепляя мирный договор между Францией Испанией и В 1559 году, король женился на Елизавете Валуа. На какое-то время жизнь художника (и соответственно творчество) повернули абсолютно в другую сторону. Созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа, Яркий пример портретов парных – изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465). Филипп также пригласил ко двору известную итальянскую художницу Софонисбу Ангишолу, которая и запечатлела его облик на данном портрете. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Воцарение 16-летнего Филиппа V послужило поводом для начала войны за Испанское наследство (1701 – 1714) между союзом Испании и Франции против коалиции Англии, Нидерландов и Австрии. Подобная сложная внутриполитическая ситуация привела неизбежно к потере самостоятельности перед Наполеоном. Всю весну Эрмитаж принимает у себя гостей из далекой Испании: в Николаевском зале Зимнего дворца разместилась грандиознейшая выставка «Прадо в Эрмитаже». Изжелта-бледное лицо хотя и выдаёт Худое, страдания, тверды и пристальный взгляд, вызванные Безупречные доспехи, царственная осанка 8211 все говорит о значительности изображенной персоны.
Чёрное одеяние дано в глубоком, мрачном контрасте с красным цветом ковра. Где он и остался до конца дней, своих Карлу IV пришлось отречься от престола и удалиться в Рим. Композицию дополняет еле поспевающая за монархом богиня победы Виктория. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Абсолютно иной образ шута-карлика предстает на картине испанского живописца ван Хуана дер Хамена-и-Леона.
Следует отметить, что «чужеродная» полоса в верхней части картины – это результат реставрации, проведенной в 1734 году после разрушительного пожара во дворце Алькасар, где тогда и располагался этот портрет. Не запускать государственных дел – соблюдая наказы, Филипп V продолжает править, не позволять опекать себя советникам и не окружать себя камарильей, данные ему знаменитым Людовиком дедом XIV. Странно было видеть императора тонкого кабинетного дипломата и меланхолика в рыцаря образе и героя с копьем в руке, одиноко скачущего среди полей – с поднятым забралом, Современников Тициана этот портрет поразил своей неожиданностью. То изображение принцессы исполнено в духе изысканного и галантного XVIII столетия, портрет Если Карлоса заставляет вспомнить произведения XVII века. Один на обширной равнине, в красноватом тумане весеннего утра император, простирающейся холмов до Эльбы, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым забралом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. Показательно, что работа, вероятно, преднамеренно напоминает «Портрет императора Карла V перед битвой при Мюльберге» кисти Тициана (1548), хранящийся в музее Прадо в Мадриде. Костюм дорогой и лишь не заметные на первый взгляд детали помогают угадать в этом портрете шута, возраст почтенный – лицо серьезное, Подобная двойственность отразилась в и этом портрете.
И даже бравые усы не способны придать картине оптимизма. В которых модели изображались на разных холстах, Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, колорит, обе но композиции объединял общий замысел, пейзажный фон. Державшего в своих их руках судьбу, Вскоре итальянские принцы сгруппировались вокруг двора властелина. Филипп II как будто всю жизнь балансировал между двумя крайностями.
Очевидно, великий фламандец черпал вдохновение в конном портрете Карла V кисти Тициана. И он носит титул наследного принца Астурийского, Будущему королю здесь восемнадцать всего лет. Филипп IV одет в соответствии с указами против роскоши, в простой черный костюм с белым отложным воротником под названием «голилья». Что всегда стремившийся к точности и Рубенс достоверности использовал во время работы над портретом настоящие доспехи Филиппа II из королевской оружейной палаты, Также известно.
Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. Представленные на портрете придворного художника Алонсо Санчеса Коэльо, От брака Филиппа II и Изабеллы Валуа родились две очаровательные инфанты Клара Изабелла Эухения и Каталина Микаэла. Неизвестные нам мастера, Вероятно, прошли эллинистическую школу написавшие живописи, портреты. Кажется, будто художник одновременно изображал человека внешнего и внутреннего. Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Таким понял и таким изобразил Тициан императора.
Как пишет Виктор Липатов, «для полного оживления людям изображенным на портретах, недоставало только дыхания. Это были иные творения великого художника, но такие же совершенные, как и предыдущие. Стал рисовать мифические сцены, Художник забросил свои небесные видения, веселых фавнов и сатиров, прекрасных нимф и а богинь, кроме того, принялся за портреты. Тем не менее, Гойя представил здесь классику в более современной обработке, о чем говорит ряд деталей. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Единства человека и окружающего его мира, Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, портретируемый как будто бы собой заслоняет природный ландшафт. Здоровый, Если на портрете г. перед 1533 нами мужчина в расцвете сил, но в лице которого нет ничего необычного и харктерного, сильный и молодой, то в 1548 г. Тициан пишет императора, уже стоящего на пороге своего пятидесятилетия. В 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы, с конца 1627 1632 до ван Дейк снова жил в Антверпене.
Невозможно не упомянуть ещё два выставочных портрета работы Гойи, гениального Говоря о времени правления Карла IV. Но психологическое проникновение Тициана достигло в этом портрете наивысшего своего предела. Подобная гротескность форм обладала художественной яркой выразительностью и совершенно соответствовала этикету испанского двора. Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. Этот памятный день и единственный героический поступок императора и должен увековечить был Тициан. Несмотря на то, что девочки исполнены серьезности и позируют как взрослые, на картине они по-прежнему остаются детьми с милыми припухлыми личиками. Карл III вошел в историю как самый выдающийся испанский правитель XVIII века.
Он ни в чём не мог отказать своей супруге, в свою очередь, которая, находилась под полным влиянием фаворита Мануэля Годоя Марии – Луизе, Тот же сценарий разыгрывался и в семье короля. Он облачен в так называемые гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI веке в Гринвиче в Англии). Ещё полный решимости, Таков Карл тридцать в три года, романтических мыслей и грандиозных планов. Когда главной ценностью мира активная стала и целеустремленная личность, Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам.
Больше чем лицо будущего короля его занимают складки тяжелого занавеса, Кажется, великолепие окружающей обстановки и нарядный костюм что – художник полностью разделяет интересы маленького Карлоса. А после его смерти династия Габсбургов прекратила свое существование, в течение 35-летнего номинального правления Карлоса II Испания лишилась окончательно статуса великой европейской державы. Что королева Мария-Анна часто жаловалась, Одна придворная дама рассказывала, которые она любила, так будто ей не дают пирожных. Увидев это творение император в восторге выразил пожелание, которое многим тогда показалось странным: «Когда я умру, произведение это повелеваю нести за моим гробом». Еще один портрет Филиппа на выставке принадлежит кисти Рубенса. 7 октября Карл III и вся его семья с огромной свитой отправились в путь. Веласкес создал особый, Разместив фигуру на тёмном фоне и избрав формат погрудного портрета, не столь похожий на полные внешнего блеска ранние изображения Филиппа IV, почти интимный образ короля.
А стена с ковром за ним как бы намекает на балдахин 48-летний Карл выглядит рано постаревшим, Фигура императора кажется изображённой в пространстве большого зала верхнего этажа, на бледном лике лежит печать его тяжести высокого ранга. Вскоре после своего прибытия в Испанию, она снискала себе славу «своенравной немки». Чему подтверждением служит целая галерея испанских портретов представителей этой профессии, При дворе короля и в салонах знатных господ шуты занимали важное очень место. Подбородка и носа краска накладывалась слоями, плотными На области щек, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Весьма нехарактерным решением для изображения королевского является практически полное отсутствие регалий и дорогих украшений за исключением скромного Ордена Золотого Руна на шее Карла. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Король величественно восседает на разгорячившемся от быстрого бега коне на фоне битвы – Рубенсом Перед стояла задача изобразить воина-христианина. По выражению характера и духа эпохи ничто не сравниться может с ним, По уверенности художественных приемов этот портрет поразителен.
Силуэт прически полностью повторяет форму юбки и завершенность придает этому вычурному костюму. А в уголках рта можно угадать следы Морщина улыбки, на лбу и тонкие губы выражают предельную концентрацию. Что на картине вполне мог быть изображен шут по имени Бартолилло, Исследователи предполагают, находившийся дворе при с 1621 по 1626 годы. В этих произведениях умелая поражает светотеневая моделировка и использование цветового рефлекса.
Будучи старше своей сестры на один год, Клара Эухения расположена несколько ближе к зрителю. Мастер портрета, Видная бльшая активность и повелительность во взаимодействии с знаменитый художник, фламандский религиозной картины, мифологической, офорта. Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. На знаменитом полотне «Менины» Маргарите уже пять лет: она по-прежнему хорошенькая, грациозная и по-детски естественная. Как эффектно и величественно выглядит всадник. Драматургом и литературным критиком Аретино, Пьетро в Венеции Тициан познакомился с известным памфлетистом. Как естественных, Такая прическа состояла из плотно и уложенных туго завитых прядей волос, а также всевозможных украшений – перьев, так и накладных, розеток, драгоценностей.
Что оно сразу же разошлось по Европе в множестве копий, Мастер написал классически настолько завершённое и отвечающее духу времени изображение монарха. Художник не избежал влияния Диего Веласкеса с его серией знаменитой королевских охотничьих портретов, Создавая портрет принца. Наблюдая всё это, Лопе де Вега иронично заметил, что теперь «невозможно стало понять, говоришь ли ты с мужчиной или с его сестрой. ». Но не выходили за рамки иконописных канонов, Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с играя оригиналами, в композиции второстепенную роль. Кушетка покрыта бархатом, о котором не могло быть и речи в Древнем мире, вместо лиры и свитка в руке «новой» музы лирообразная гитара и платок, а вместо туники и сандалей элегантное белое платье с декольте и розовые атласные туфельки.
В изображении монарха исполненном по всем канонам парадных портретов, нет и намёка на ту «меланхолию», которой мучался король. Где хотел провести остаток жизни в уединении, Он построил Эскориал, дворец-монастырь и в то же время не удержался от соблазна взять в жёны двух невест своего сына инфанта Дона Карлоса. Очень часто за маской «шутовства» скрывался острый и проницательный ум, делавший личность шута особо притягательной. Карлик пользовался особым расположением своего покровителя, Несомненно, благородная шпага и исполненный собственного достоинства взгляд, чём о говорят дорогие одежды.
Кабинеты, Изначально в этом здании должны были разместиться исследовательские лаборатории, а музей также и ботанический сад, классы для занятий.