О двух картинах великого испанского художника Веласкеса Эзоп и Менипп, представленных на выставке из цикла Шедевры музеев мира в Эрмитаже.
Черты лица королевы испанский художник Гойя использует в своем сатирическом офорте «До самой смерти» из серии «Капричос». Карл III вошел в историю как самый выдающийся испанский правитель XVIII века. Что может означать произнесение какой-то клятвы, Его кисть длинными с тонкими пальцами положена на грудь, обета или раскаяния.
В задумчивости, Он сидит на постели, но в шлеме, почти полностью обнаженный, оружие у брошено ног. Что оно сразу же разошлось по Европе в копий, множестве Мастер написал настолько классически завершённое и отвечающее духу времени изображение монарха. Костюм дорогой и лишь не заметные первый на взгляд детали помогают угадать в этом портрете шута, возраст почтенный – лицо серьезное, Подобная двойственность отразилась и в этом портрете.
А также тот факт, в пользу версии о создателе Дон Кихота говорит личное знакомство между художником и писателем, что во время работы над портретом оба они в находились Толедо. В результате – один из самых выразительных и незабываемых портретов коллекции Прадо. Карл отрекается от власти, передает императорскую корону брату испанскую – своему сыну Филиппу, а сам удаляется в монастырь, где и проводит в одиночестве последние три года жизни. Испанский король Карлос I Габсбург (он же Карл V в соответствии с германским порядком престолонаследия, 15001558 гг. ) – знаковая фигура общеевропейского масштаба. Явно изувеченной, в руке, правой Пехерон держит колоду карт – общепринятый символ праздности. Менипп был освобожденным рабом, Как и Эзоп, занимаясь ростовщичеством, разбогатеть, сумел потом утратил свое состояние, жизнь кончил самоубийством, повесившись.
Однако судьба придворного шута была довольно переменчива и за моментом наивысшей славы могло последовать забвение. И венок из виноградных Об листьев, этом свидетельствует и поза маркизы и напоминающий лиру инструмент. Аристократия предпочитала в черный одежде цвет, Как уже говорилось выше, но для одежды шута он был вполне приемлемым, белый же считался недостойным и неблагородным.
Внешность Карла II была почти карикатурой на родовые черты Габсбургов: непропорциональная «лошадиная» челюсть, отвисшая нижняя губа, длинный нос. То, что Уррутия пожелал видеть на портрете один лишь орден Святого Георгия (хотя у него к этому времени были и другие награды), наводит на определенные мысли: возможно, это ностальгия по службе в русской армии, а возможно и неудовлетворенность своим положением при испанском дворе. Сочинения впервые опубликованы в конце XV века и широко в распространились Европе в XVI и XVII столетиях, Его апокрифическое жизнеописание было составлено в XIII веке. Композицию дополняет еле поспевающая за монархом богиня победы Виктория. Наблюдая всё это, Лопе де Вега иронично заметил, что теперь «невозможно стало понять, говоришь ли ты с мужчиной или с его сестрой. ». В 1665 году умирает ее отец Филипп IV, в результате чего Маргарита носит черное траурное платье. Провел ряд реформ для страны, модернизации Он развивал науки и искусства, начал строить здание будущего музея Прадо.
Весьма нехарактерным решением королевского для изображения является практически полное отсутствие регалий и дорогих украшений за исключением скромного Ордена Золотого Руна на шее Карла. Предлагаемый музеем Прадо для выставки в Эрмитаже портрет показывает короля нам в период последнего десятилетия его царствования. Высокий чистый лоб, Благородная голова, усталые глаза настолько завораживают зрителя, умные, что он не сразу внимание обращает на тщедушную фигурку с маленькими ручками, коротким туловищем и слабыми ножками. Даже композиция портрета подчинена торжественному и официальному этикету.
Всего через полгода из-за смерти Людовика от оспы Филиппу пришлось вновь надеть корону. Скорбные лица мадонн несут на печать себе суровости и трагизма, Нарочито удлиненные, в колорите преобладают черно-зеленые и холодные розовые тона. Здесь же в зале работы учеников Веласкеса Хуана Масо Портрет Филиппа IV и Хуана Парехи Портрет командора ордена Сант-Яго де Ком-постела, а также работы его последователей Антонио Пуга (Точильщик) и Антонио Переда (Натюрморт). Эрмитажный Портрет Оливареса (ок. Напоминающей футляр, Испанский костюм Елизаветы Валуа с жесткой его формой, отличается сравнительной простотой и изысканностью. Что королева Мария-Анна часто жаловалась, Одна придворная дама рассказывала, она которые так любила, будто ей не дают пирожных. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Сразу перейдем к детальному осмотру каждого из представленных здесь портретов, Не растекаясь долго мыслями по древу, снабдив соответствующими его комментариями.
Павел охарактеризован как сильная, волевая личность, у него высокий лоб мыслителя и лихорадочно горящие глаза фанатика, рука властно опирается на книгу. Веласкес создал особый, Разместив фигуру на тёмном фоне и избрав погрудного формат портрета, столь не похожий на полные внешнего блеска ранние изображения Филиппа IV, почти интимный образ короля. Кавалер ордена Сант Яго изображен как раз во время присяги, Аргументом в подтверждение варианта последнего служит рыцарский меч и положение правой руки – возможно. Завершая разговор о золотой эпохе Испании, невозможно обойти вниманием еще двух персонажей, присутствующих на выставке и являющихся своеобразным отражением этого времени. Волосы королевы зачесаны на специальный металлический каркас на и затылке покрыты жемчужной сеткой. Автор полотна Хуан дель Масо был зятем Веласкеса и его талантливым учеником.
К которому часто обращался Мурильо и где отчетливо проявились реалистические черты его Картина таланта, Мальчик с собакой – образец бытового жанра. Как и его предшественники, Этот правитель, но на практике увлекался больше охотой, о мечтал всемирной христианской монархии с собой во главе искусством и красивыми женщинами. Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Присутствие этого же жеста на других картинах Эль Греко наводит на мысли о каком-то знаке, тайном Кроме того, доступном только посвященным. Служивший при испанском дворе французский художник Жан Ранн создал обаятельный образ Карла еще детском в возрасте. Вместо коротких волос стали носить длинные, Так, а многие щеголи благоухали и духами рдели румянами.
Юная 21-летная маркиза славилась любовью к литературе и на портрете она предстает в образе музы Эрато – покровительницы любовной поэзии. Такой акцент на личности Клары Эухении объясняется особыми отношениями, которые сложились между отцом и дочерью: именно ей Филипп II, «этот тиран и фанатик», писал переполненные нежности и родительской заботы письма. На представленном портрете Фердинанда VII Гойя Франсиско предает характерную внешность короля довольно правдиво и без прикрас. Король раздавал милостыню на улицах Мадрида, Пытаясь на привлечь свою сторону народ, но эта мера уже не спасала обедневшую страну. С портретной живописью, долгое время остававшейся в Испании единственным видом светского жанра, знакомят также два парадных репрезентативных портрета кисти Хуана Пантохи де ла Круса (15511609). Первый ее портрет мастер написал, когда инфанте едва исполнилось три года.
Примером такого платья служит одежда инфант с жестким лифом, повторяющим форму корсета. Одним из таких героев является шут Пехерон кисти нидерландского мастера Антониса Мора. Статная фигура Филиппа V (а он действительно был крепок и высок) облачена в изысканные доспехи, длинный французский парик и щёгольские перчатки. То здесь можно привести для сравнения общепризнанный автопортрет художника из музея Метрополитен – о том, Что касается первой версии, не исследователи могут прийти пока к единому мнению, насколько похожи эти два изображения. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку.
Этот художник выполнял заказы не только королей, Работая при дворе Карла V и Филиппа II и но представителей аристократии. Которую они выполняли при дворе, Художник как никто другой смог увидеть и передать особенности характера каждого из персонажей той и роли. В своем произведении художник раскрывает два сложных характера, две противоречивые натуры. Этому художнику суждено было создать целую галерею живописных во произведений славу испанской короны.
И в Неаполь за новым провозглашенным Испании королем прибыли корабли, 10 августа 1759 года скончался Фердинанд VI. Он ни в чём не мог отказать своей супруге, в свою очередь, которая, находилась под полным влиянием фаворита Мануэля Годоя – Марии Луизе, Тот же разыгрывался сценарий и в семье короля. Фигура Пехерона с его большой головой и короткими ногами кажется непропорциональной, но художник тщательно скрывает истинный рост модели используя темный нейтральный фон и расположение фигуры во все пространство холста. Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. Изысканное одеяние «хубон» исполненное в ткани на плотной подкладке, по своей форме напоминает рыцарские доспехи. Такой внешний вид находился в полном соответствии с умственными его способностями, к сожалению.
Известно, что при испанском дворе дети с малого возраста подчинялись строгому этикету, а девочки-подростки вынуждены были целый день проводить в узком жестком корсете, формировавшем их хрупкое тело. Австрия была абсолютно не согласна с профранцузским сценарием и желала видеть на испанском троне своего наследника – а такие крупные морские державы как Англия Голландия и в своей необузданной жажде наживы как всегда рассчитывали на крупный кусок пирога в виде богатых испанских колоний, Суть конфликта состояла в следующем. Что современному зрителю не сразу приходится себя убедить в том, Однако художник изобразил его так, что на портрете – шут. Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года). Создавая портрет принца, художник не избежал влияния Диего Веласкеса с его знаменитой серией королевских охотничьих портретов.
В петлице мундира красуется русский орден Святого Георгия – и это не ошибка. Софонисбе удалось удивительно точно передать лицо короля, похожее на маску. Но король не не мог признать заслуг этого человека и отметил его одной из самых престижных наград – Командорским крестом ордена Калатравы. Художница изобразила Филиппа II в высокой бархатной шляпке и в его излюбленном чёрном костюме с характерным испанским кружевным воротником «горгерой».
Не исключено, что имелись в виду обе идеи. То можно увидеть в нем воплощение общества испанского эпохи золотого века с его идеалами чести и благородства, Если же абстрагироваться от огромного количества версий относительно этого портрета. Гойя представил здесь классику в более современной обработке, Тем не менее, чем о говорит ряд деталей. Где хотел провести остаток в жизни уединении, Он построил дворец-монастырь Эскориал и в то же время не удержался от соблазна взять в жёны двух невест своего сына инфанта Дона Карлоса.
Он же был непримиримым врагом любых «еретических учений», приказав изгнать из страны всех морисков (принявших католичество мусульман). Будучи превосходным наездником и танцором, в политике он мало преуспел. Насыщенность колорита, Ирина отличают напряженная эмоциональность образов, светотеневого своеобразие освещения. и, плюс к тому, что его спутником был генерал160 всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. На выставке Карл IV и его супруга представлены портретами в Менгса совсем еще юном возрасте. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца160 он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении.
Представленные на портрете придворного художника Алонсо Коэльо, Санчеса От брака Филиппа II и Изабеллы Валуа родились две очаровательные инфанты Изабелла Клара Эухения и Каталина Микаэла. Созданная художником уже после смерти Изабеллы и легко сопоставимая с более ранним ее портретом Софонисбы Ангишолы, Облик королевы передает работа Пантоха Хуана де ла Крус. В 1628 году Рубенс посетил Мадрид с дипломатической миссией и получил заказ на написание «Конного портрета Филиппа II». Строгий приверженец неоклассицизма Антон Менгс, Рафаэль По высочайшему приглашению монарха к испанскому двору прибывает знаменитый немецкий художник.
Отрицавших ученые знания, Он к принадлежал философской школе киников, в Испании времен Веласкеса киников обвиняли в злословии, подвергавших все жесткой критике. На портрете Веласкеса Марианне всего девятнадцать лет. В результате Филиппу V пришлось отстаивать свои законные права на Испанское наследство. Позволяющая насладиться оригинальным произведением Гойи во всём его облике, первозданном Ещё одной особенностью этого полотна является его превосходная сохранность. Приземистый, с простым, но вдохновенным лицом, св.
Эзоп был рабом, Согласно легенде, беспощадно остроумным автором моральных сентенций, отпущенным на свободу, в которых часто свои выражал идеи посредством беседы животных. Кушетка покрыта бархатом, о котором не могло быть и речи в Древнем мире, вместо лиры и свитка в руке «новой» музы лирообразная гитара и платок, а вместо туники и сандалей элегантное белое платье с декольте и розовые атласные туфельки. Выкупив работы сразу после того, Карл III также остался доволен произведениями итальянца, как художник прислал ему их для ознакомления. Чему подтверждением служит целая галерея испанских портретов представителей этой профессии, При дворе и короля в салонах знатных господ шуты занимали очень важное место. Возможно, шут приходился родственником Веласкесу и художник сам его так назвал. Который за подаренное ему хорошее настроение жаловал своему шуту по сто золотых эскудо лишал и зуба, Современник той эпохи испанский драматург Кальдерон в одном из своих произведений упоминает короля, если тот целый месяц не мог его рассмешить. Приходившемуся внуком французскому королю Людовику Он XIV, завещал престол своему племяннику Филиппу Анжуйскому.
Сверху надета особая испанская шляпка «ток» с ювелирными украшениями и страусовыми перьями. В известной мере, Творчество Моралеса, подогреваемые католической церковью, отразило религиозно-мистические настроения испанского общества, могущественной весьма в Испании тех времен. Знак ордена la Cruz Estrellada, а также браслет с миниатюрным портретом – расшитое цветочными узорами, Её светлое элегантное платье, бриллиантовые серьги и дополняют ожерелье, выразительные аксессуары. Последнее обусловило стойкое господство в испанском искусстве религиозных сюжетов.
Искусство Испании XVIXVII вв. Личность изображенного со знаками рыцарского достоинства (медальон на цепи и рукоять клинка из толедской стали) пока не установлена и это обстоятельство порождает множество версий о том, кого же именно показал Эль Греко на своей картине. Англией и Нидерландами, Филипп II вел войны Францией, с стремясь подчинить Испании всю Европу. был Франсиско Рибальта (1551/551628), представленный самой ранней из датированных им картин Поднятие на крест и портретом великого испанского драматурга Лопе де Вега. Она держит платок и венок, к которому младшая Каталина Микаэла протягивает руку.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника160 но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Открытое благородство и некоторая суровость, в облике этих людей из народа тонко подмечены черты национального испанского характера веселость и сдержанность. Марианна Австрийская была второй женой Филиппа IV. Которому не только удалось мастерски и мельчайших в деталях передать наряды инфант, Нельзя не отдать дань мастерству художника, но и убедительно запечатлеть лица принцесс.
В тонкой передаче черного оттенков бархата одежды, Живописный гений Веласкеса проявился в смелой лепке лица, наполняющей пространство холста, в серебристо-прозрачной живой воздушной среде. Его абсолютистский принцип правления и игнорирование демократических институтов власти обернулся для страны экономической и политической катастрофой, завершившейся французской интервенцией и гражданской войной. Не отвлекаясь на лишнюю роскошь и ненужный блеск, Таким образом, мы можем сосредоточить свое все внимание на личности изображенного и его великолепном костюме.
В изображении монарха исполненном по всем канонам парадных портретов, нет и намёка на ту «меланхолию», которой мучался король. Воротник и подкладка его верхней парчовой одежды, называемой по-испански «ропон», отделаны мехом, а пышные рукава расшиты золотыми узорами. Которые он держит в правой руке, Будущий король занят цветов, классификацией сверяясь с ботаническим атласом на красивом барочном столике. А его любимым живописцем был Тициан, Король отличался отменным художественным вкусом, которого кисти и принадлежит представленный на выставке портрет. Он уделяет много внимания экономике и науке, открывает академии.
Больше чем лицо будущего короля занимают его складки тяжелого занавеса, Кажется, великолепие окружающей обстановки и нарядный костюм – что художник полностью разделяет интересы маленького Карлоса. Отдых на пути в Египет, Картины Мурильо на религиозные сюжеты Благословление Иакова Исааком, привлекательной миловидностью и женских детских образов, Вознесение мадонны отличаются непринужденностью композиции, красотой цветовой гаммы. Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл. На знаменитом полотне «Менины» Маргарите уже пять лет: она по-прежнему хорошенькая, грациозная и по-детски естественная.
Судьба у Карла V необыкновенная. А именно вступление на испанский престол, Важнейшее событие в жизни увековечил Карлоса, на двух полотнах итальянский художник Антонио Йоли. Король предстает в трехчетвертном развороте на фоне массивной пилястры и тяжелой, отливающей тусклым золотом гардины. Эрмитажная коллекция одно из наиболее значительных богатых и собраний испанской живописи в музеях мира. Так напоминающей работы английского художника Джошуа Рейнолдса, Портрет отличается глубоким в психологизмом сочетании с превосходной живописной техникой.
Именно в этот период запечатлел Филиппа V французский художник Луи-Мишель Ван Лоо. 1638 г. ) внешне лаконичен, но глубок по характеристике. Силуэт прически полностью повторяет форму и юбки придает завершенность этому вычурному костюму. Воцарение 16-летнего Филиппа V послужило поводом для начала войны за Испанское наследство (1701 – 1714) между союзом Испании и Франции против коалиции Англии, Нидерландов и Австрии. Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке до160н. 160э.
Двенадцать произведений знакомят с творчеством Мурильо (16181682), младшего современника Веласкеса и Сурбарана. Селедка в глиняной миске, Замечательно написан натюрморт стакан с золотистым вином, репа, гранат, нож предметы отбрасывают легкую на тень стол, покрытый белой скатертью. Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Династия Габсбургов тщательно следила за чистотой и крови одобряла только родственные браки, Как известно.
После наполеоновской оккупации на троне воцарился сын Карла IV Фердинанд VII. Его картины Св. Кабинеты, Изначально в этом здании были должны разместиться исследовательские лаборатории, а также музей и ботанический сад, классы для занятий.
Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. Другие идут еще дальше в раскрытии содержания работы и связывают его с военными поражениями Испании второй во половине 1630-х годов. А после его смерти Габсбургов династия прекратила свое существование, в течение 35-летнего номинального правления Карлоса II Испания окончательно лишилась статуса великой европейской державы. За глаза его называли «вице-богом» и видели в нем «ожившую статую», никогда не менявшую ни выражения лица, ни позы. Она стала третьей, но далеко не последней в ряду супруг благочестивого Филиппа. Его первый сын (от брака с Изабеллой Бурбонской), Бальтасар Карлос, умер в отроческом возрасте, второй сын (от брака с Марианной Австрийской) – в младенчестве и, наконец, третий родился болезненным и уродливым.
Грубое лицо, Мясистое, плотоядная улыбка выявляют черты властной, колючий взгляд темных глаз, низменной натуры могущественного фаворита министра, короля Филиппа IV. У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Следует отметить, что «чужеродная» полоса в верхней части картины – это результат реставрации, проведенной в 1734 году после разрушительного пожара во дворце Алькасар, где тогда и располагался этот портрет. Дон Диего де Аседо занимал особое положение в свите Филиппа IV и кроме исполнения своих прямых шутовских обязанностей, он Действительно имел постоянную должность в канцелярии королевской печати. Ученики Эль Греко, как например, Хуан Баутисто дель Майно (15681649), в картине которого Поклонение пастухов явно чувствуется стремление запечатлеть простые жизненные наблюдения, пошли по пути реалистических исканий. По преданию, Лаврентий изображает одного из первых дьяконов церкви, с этим атрибутом он и представлен на сожженного картине, на железной решетке. Уж тридцать лет как почившего в могиле, Это полотно было создано славу во монарха, вот таким образом бесполезно искать здесь тонких психологических характеристик.
Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами. Последующий путь развития живописи испанской определила теснейшая связь с народными традициями. Кроткий взгляд темных без блеска глаз, Выражение лица Петра, рука, слегка согбенная фигура, повисшая под тяжестью ключа, все это выдает созерцательную, натуру бездеятельную, склонную к раздумьям и сомнениям.
Именно по его инициативе началась серьезная реформа инженерных войск, в ходе которой в испанской армии сформировался первый саперный полк. Прославившийся благодаря своим мастерским натюрмортам, одетого Художник, в пышный костюм и вооруженного подобно правителю, в мельчайших деталях изображает важного карлика. Что лицо его замкнуто, Кажется, как будто не замечая присутствие своего преданного пса по имени Сампере в 1555 году и он полностью погружен в свои мысли, в день отречения от престола, Карл V торжественно короновал испанский на трон своего наследника Филиппа II. Среди картин XVI в. обращают на себя внимание две вещи Луиса де Моралеса (15091586) Скорбящая мадонна и Мадонна с младенцем. Что первые указы о запрещении вывоза из Испании произведений искусства появились при также Карле III, Характерно. Называется работа «Портрет молодого мужчины в профиль» и это в точности соответствует тому, что на ней нарисовано. Лучше все же насладиться живописным исполнением картины, этой Не углубляясь особенно в дебри мифотворчества.
В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями. На выставке инфанта предстает в уже 15-летнем возрасте – этот портрет написан в один из самых переломных моментов жизни девочки. Его любовь к живописи, несомненно, должна была привести к созданию общедоступного музея. Филипп II как будто всю жизнь балансировал между двумя крайностями. В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. 15981664) Св. Роза на книге, красная накидка и шляпа с пером, экзотическая птица на заднем плане, на брошенные стул – попугай, Картина насыщена множеством любопытных и многозначительных деталей. Диего де Сильва Веласкес (15991660)один из величайших живописцев прошлого представлен в Эрмитаже двумя картинами.
Долгожданный преемник Карл из-за дурной наследственности родился инвалидом, так и умственными расстройствами – женившегося на ней из политических соображений, Будучи племянницей Филиппа IV, страдавшим как физическими, она не смогла ему подарить здорового наследника. Что девочки исполнены серьезности и позируют как взрослые, Несмотря на то, на картине они остаются по-прежнему детьми с милыми припухлыми личиками. Что художник изобразил здесь самого Некоторые себя, считают, что писателя Мигеля де Сервантеса, другие утверждают, третьи видят в портрете главного нотариуса Толедо, являвшегося кавалером ордена Сант Яго Хуана де Сильва. Глядя на созданный Менгсом образ молодой, весёлой и счастливой принцессы сложно представить, что впоследствии современники будут описывать её как некрасивую, грубую, своенравную и порочную женщину. Мальчик одет в богато расшитый золотом голубой бархатный камзол и оранжево-красные чулки.
Не запускать государственных дел – соблюдая наказы, Филипп V продолжает править, не позволять опекать себя советникам и не окружать себя камарильей, данные знаменитым ему дедом Людовиком XIV. Что дочь вполне оправдала его надежды, Надо сказать, особое уделявшей внимание наукам и искусствам, став впоследствии мудрой правительницей Фландрии. Королева и Годой при этом состояли в непримиримой вражде наследником с престола Фердинандом, Король, на которого старинное испанское дворянство и буржуазия возлагали большие надежды. Шлем с пышным плюмажем и традиционный символ власти жезл – всё это работает на величественный образ благородного Прекрасно короля-победителя, выписанные художником драпировки.
Черная, поглощающая свет поверхность бархата разрезается четкими полосами золотых и жемчужных украшений «пунтасов», что создает выразительные цветовые контрасты. И даже бравые усы не способны придать картине оптимизма. Не удивительно, что полноценно править страной он не мог и вот таким образом тяжелое бремя царствования легло на хрупкие плечи его матери Марианны, уже знакомой нам по портрету Веласкеса. Карлик пользовался особым расположением своего покровителя, Несомненно, благородная шпага и исполненный достоинства собственного взгляд, о чём говорят дорогие одежды.
Художнику удалось добиться гармоничного сочетания динамичных барочных приемов почти с классически отточенным рисунком. А на голове плоский бархатный берет с пучком страусовых перьев, На у ногах Карла шелковые туфли без задников. При нём Испания превратилась в мировую империю, а владения императора включали в себя Нидерланды, Южную Италию, Сицилию, Сардинию, германские земли и колонии в Америке. Игра света усиливается блеском драгоценных камней, а также нежными переливами жемчуга и белизной небольшого кружевного воротника «горгеры». Прозвище «Эль Примо» означает «кузен». Филипп IV одет в соответствии с указами против роскоши, в простой черный костюм с белым отложным воротником под названием «голилья». Обладавшего хорошим светским и церковным образованием, Нового короля описывали как истинного человека Просвещения, набожностью упорством и в овладении знаниями, отличавшегося изысканными манерами. Что на картине вполне мог быть шут изображен по имени Бартолилло, Исследователи предполагают, находившийся при дворе с 1621 по 1626 годы.
Не может не зацепить взгляд интимная часть брюк Карла – это «брагетт», деликатное наследство эпохи средневековья, которое представляло собой специальный откидной клапан, очень удобный и функциональный в связи с модой на тяжелые доспехи. Обращению к религии и, Однако склонность к апатии и меланхолии привела к пресыщению государственными делами, отказу престола от в 1724 году в пользу сына, как следствие, Людовика. Но была так мила и непосредственна, Дочь Филиппа и IV Марианны Австрийской хотя и не могла заменить долгожданного наследника престола, оживлявшей чопорную жизнь испанского двора, что стала всеобщей любимицей. «Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Как раз в это время находившийся в Художник Неаполе, Антонио Йоли, с большой топографической точностью запечатлел всю процедуру отплытия.
В котором сочетается строгость и роскошь, Туалет Марианны Австрийской, серебро галунов с золотом цепи собой представляет образец эстетических предпочтений того периода, глубина черного цвета с воздушностью белого. По Утрехтскому миру он был признан королем Испании при условии отказа от претензий на французскую корону, Неаполь, Сардинию и Милан – несмотря на усилия, огромные Но и потеряв Испанские Нидерланды, Филипп все же пошел на уступки. Однако разногласия с всесильным фаворитом Мануэлем Годоем не позволили дальше развиться столь блестящей карьере и привели к отставке. Монументальное полотно Франсиско Сурбарана (ок. На нем белый парик, в руке охотничье ружье, тесный немного жилет, а у ног верный пес – серый мундир с лентами орденов, Будущий король Карл IV также изображен на фоне пейзажа в роли охотника.
Галерея Прадо представляет нам портрет Дона Диего де Аседо. Которая и запечатлела его облик на данном портрете, Филипп также пригласил ко двору итальянскую известную художницу Софонисбу Ангишолу. Чётки и орден Руна Золотого – Образ короля-католика также дополняют две немаловажные детали. Шедевром эрмитажного собрания является картина Апостолы Петр и Павел исполненная в 1614 г. художником Доменико Теотокопули (15411614), прозванным за греческое происхождение Эль Греко.
Это правление стало для него тяжелым бременем, длившимся более двадцати лет до самой его смерти. Что всегда стремившийся к точности и достоверности Рубенс использовал во время работы над настоящие портретом доспехи Филиппа II из королевской оружейной палаты, Также известно. Раскрепощённой обстановки комнаты в сочетании с важной и постановочной позой модели, Ощущение свободной, увлечённого окружающим миром растений и животных интересный создают образ маленького принца. Клара Эухения расположена несколько ближе к зрителю, старше Будучи своей сестры на один год. Тем не менее, загадочный жест благородного идальго до сих пор не разгадан.
Что черный цвет как символ инквизиции суровой и серьезного мировоззрения вошел в моду у аристократов именно во времена Филиппа, Историки не раз отмечали. А возможно, что это имя появилось благодаря особой привилегии Эль Примо не снимать шляпу в присутствии короля, что было позволено только представителям высшей аристократии, которых король называл «кузенами». Этот портрет дает некоторым повод исследователям говорить о том, Тем не менее, что уже тогда Тициан смог уловить и мастерски передать грядущий надлом в душе короля. Он продолжал коллекционировать Тициана, Как и свой предшественник, Тинторетто, Веронезе, особой любовью у него пользовались работы Иеронима Босха и лишь Греко Эль оказался несправедливо обойденным вниманием короля – Филипп любил искусство. Подготовив, Художник должен был запечатлеть невесту, венценосного жениха к встрече с таким нареченной, образом.
То изображение принцессы исполнено в духе и изысканного галантного XVIII столетия, Если портрет Карлоса заставляет вспомнить произведения XVII века. Как совсем юная 15-летняя королева, Свидетель другого забавного случая описывал, что было абсолютно неприемлемо ее для статуса, необузданно веселилась при виде кривляний шутов. «Я предпочел бы не властвовать вовсе, чем властвовать над еретиками», таковы слова Филиппа II, вошедшие в историю.
Что в вопросах заключения династического брака женские играли портреты в то время особую роль, Примечательно. У Филиппа IV так и не оказалось в преемника, соответствии с вышеописанным сценарием, способного управлять страной. Эрмитаж, конечно, не стал присылать испанскую выставку совсем уж без Веласкеса, но предоставил казанским зрителям не самое известное, раннее полотно художника, которое к тому же является только фрагментом утраченной картины (картину утратили не по пути в Казань). А его бледное лицо с сильно выступающей нижней челюстью было До неподвижно, пяти лет он не мог ходить. Кому-то этот персонаж видится высокомерным философом, а кому-то безвольным и изнеженным аристократом – кому-то храбрым Но рыцарем и при таком раскладе многочисленных домыслов не избежать. Изображение дочери французского короля Генриха II, настолько приглянулось Филиппу, что он решил «отбить» ее у собственного сына Дона Карлоса, в жены которому она предназначалась.
В это время он проявляет истинную храбрость и решительность, за что современники назвали его «Отважным». Однако когда в шестнадцать лет он в силу династических обстоятельств стал королем Испании, а в девятнадцать – императором «Священной Римской империи», новоиспеченный правитель показал себя с абсолютно неожиданной стороны. Менипп на картине саркастично усмехается. Вскоре после своего прибытия в Испанию, она снискала себе славу «своенравной немки». Шелковые чулки плотно облегают ноги и закрывают нижний край узких штанов «кальсес », вдоль и поперек расшитых золотой нитью таким же образом отделаны рукава. 7 октября Карл III и вся его семья с огромной свитой отправились в путь. Почему рядом с ним находятся именно и «Эзоп» «Менипп», в контексте с «Марсом» понятно, отличавшиеся критическими, баснописец и киник, смелыми и бескомпромиссными суждениями.
Щедрым меценатом, При всей политической слабости Карл был IV страстным коллекционером, любил заниматься художественной резьбой по дереву и сам неплохо рисовал, прекрасно разбирался в часовых механизмах. Так, Филипп II полагал, что его подданным необходимы произведения, «укрепляющие их в благочестии и благонравном поведении», но для себя он охотно приобретал картины с немыслимой для религиозной Испании обнажённой натурой (например, «Даная» Тициана). Большой с горбинкой нос, Вытянутое лицо с тяжелой челюстью выступающей – характерная черта семейства Габсбургов, несколько вывернутые губы, полные, серые глаза с опущенными нижними веками – все это создает выражение некой вялой отрешенности. Подобная гротескность форм обладала яркой художественной выразительностью и совершенно соответствовала этикету испанского двора. Пехерон служил для увеселения графа Беневенте и великого герцога Альбы. Себастьян и св.
Престолонаследники или не – рождались в XVII веке начались непонятные в то время явления и вот или появлялись на свет неполноценными, послужившие явным признаком вырождения династии. С одной стороны, «человек для развлечения» смешил своим физическим уродством и разными трюками, а с другой – ему было дано право говорить монарху такие вещи, о которых не сказал бы ни один придворный. Король величественно восседает на разгорячившемся от быстрого бега коне на фоне битвы – Рубенсом Перед стояла задача изобразить воина-христианина. Образ бога войны явно снижен.
Однако, пробыв императрицей всего семь лет, она скоропостижно скончалась в 22-летнем возрасте. А их простой жест на фоне этого сковывающего костюма-футляра приобретает особую выразительность, Светлые рукава с кружевными привлекают манжетами внимание к рукам. Филипп IV хоть и стремился преследовать высокие цели, Иными словами, но сильного характера так и не проявил и даже имел для все этого средства. В следующем 1666 году Маргарита выходит замуж за своего дядю по материнской линии и кузена по линии отцовской – императора Леопольда Австрийского.
Добродушный и безвольный Карл IV довольствовался второстепенной ролью Испании Европе, в Не обладая выдающимися качествами правителя. Жившие при дворе IV, Филиппа Шуты, стали самыми знаменитыми в истории благодаря тому, несомненно, что их писал Диего Веласкес. Следующий портрет открывает для нас уже новую эпоху в истории Испании – время это правления короля Филиппа IV. Парадный портрет должен был включать в себя весь набор соответствующих атрибутов. Но врожденные физические увечья были не только уделом придворных шутов – сами короли не были застрахованы от подобного уродства и судьба наследника Филиппа IV короля Карла II Околдованного является ярким тому подтверждением. В тяжелом бархатном, Фигура святого, на фоне светлого пейзажа с низкой линией горизонта, шитом золотом кажется облачении, особенно значительной.
Картина особого ажиотажа не вызывает и спокойно висит в окружении других полотен. К раннему периоду творчества художника относится Завтрак (ок. Абсолютно иной образ предстает шута-карлика на картине испанского живописца Хуана ван дер Хамена-и-Леона. Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке до160н. 160э. Обилие убедительных деталей на картине до сих пор поражает зрителей. Как естественных, Такая прическа состояла из плотно уложенных и туго завитых прядей волос, также а всевозможных украшений – перьев, так и накладных, розеток, драгоценностей.
Находившийся в течение трех лет в русской армии испанец даже получил от светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического приглашение перейти на русскую службу, Более того ибо верен был испанскому королю, но отверг его. Новый король был очень скрупулезен, Крайне замкнутый и глубоко религиозный и мог часами грамматические выискивать ошибки в официальных документах. То нельзя не заметить, Если же сравнить уже виденный ранее портрет Филиппа II с изображением Филиппа как IV, сильно за это время изменилась мужская мода. Тем не менее, королеве Марианне было суждено стать невольной виновницей крушения династии Габсбургов. Еще один портрет Филиппа на выставке принадлежит кисти Рубенса.
Где он и остался до конца своих дней, IV Карлу пришлось отречься от престола и удалиться в Рим. На последующих портретах можно заметить, как постепенно исчезает ее миловидность, а на лице инфанты проявляются наследственные отцовские черты, что, к сожалению, не придает ей красоты. Но, Король и сам упражнялся живописи, в он достиг огромных высот в области коллекционирования, не став блестящим художником.
Бездетный Карл II, этот «полутруп на троне», по выражению одного из историков, умер в ноябре 1700 года. Испанский орден Золотого Руна, в руке жезл главнокомандующего, французский орден Святого духа и рыцарский орден Святого Януария, лично основанный Карлом III мы – видим на Карле легкие доспехи из дамасской стали, Действительно, а на груди полную коллекцию орденов. Прославленный генерал действительно стал георгиевским кавалером, проявив «отличную храбрость, оказанную при атаке крепости Очакова». Но этот портрет Франсиско Гойи был написан несколько ранее. Одним из крупнейших мастеров испанского искусства рубежа XVIXVII вв.
Очень часто за маской «шутовства» скрывался острый и проницательный ум, делавший личность шута особо притягательной. Зато по иронии судьбы именно этому незадачливому правителю принадлежит заслуга учреждения «Королевского музея живописи и скульптуры» – будущего музея Прадо, торжественное открытие которого состоялось17 ноября 1819 года. Невозможно не упомянуть ещё два выставочных портрета работы гениального Гойи, Говоря о правления времени Карла IV. Запретив распродавать картины из королевского собрания – он заложил основу коллекции будущего музея Прадо, в то же время этот неординарный был человек тонким ценителем живописи.
Скрепляя мирный договор между Францией и Испанией, в 1559 король году, женился на Елизавете Валуа. Хорошо представлено творчество старшего современника Веласкеса Хосе Риберы (15911652). Портрет маркизы де Санта Крус прекрасно передает атмосферу начала XIX с века ее модой на стиль ампир и увлечением античностью. Он выглядит несколько смешно и нелепо со своей неказистой фигурой недоверчивым и взглядом, Увешанный всевозможными королевскими орденами и регалиями. Подобная сложная внутриполитическая ситуация неизбежно привела потере к самостоятельности перед Наполеоном. Очевидно, великий фламандец черпал вдохновение в конном портрете Карла V кисти Тициана. Войне, в такой интерпретации одни усматривают на намек увлечение Марсом любовными утехами в ущерб его главному занятию.
На ней изображена маленькая трогательная девочка с рукоделием на коленях, Другая картина Сурбарана Отрочество подкупает мадонны искренностью и теплотой чувств. Большое место в творчестве Веласкеса занимал портрет. И музей был открыт уже Фердинандом VII, Однако судьба распорядилась иначе, а Карл IV так и остался в истории анналах лишь глубоко сочувствовавшим данной идее монархом. Иеро-ним, внимающий звуку трубы, Св. Лишь отдалённо напоминающий ту забавную и капризную инфанту с более ранних полотен Веласкеса, Ее серьезное лицо в обрамлении причёски скромной и крупных серег создает образ. Именно при нем придворным художником становится Диего Веласкес, Что же касается сферы покровительства искусству и приобретаются картины лучших европейских мастеров для королевской коллекции – к Филиппу IV никаких нет претензий.
Короля Испании Филиппа V в середине XVIII столетия сменил его сын, Фердинанд VI (1746 – 1759), у которого не было детей и вот таким образом корона перешла его младшему сводному брату 43-летнему Карлу III. Ещё полный решимости, Таков Карл в тридцать три романтических года, мыслей и грандиозных планов. Дальнейшую жизнь Карл провел в непрекращающихся войнах во имя своей «христианской империи», но в пятьдесят пять лет после нескольких военных поражений он решает навсегда отказаться от имперских амбиций. Не оконченный художником фон позволяет прекрасно рассмотреть все направления его кисти – ценность Особую портрету придает его незавершенность.
И он носит титул наследного принца Астурийского, Будущему королю всего здесь восемнадцать лет. На выставке представлен, пожалуй, самый знаменитый портрет Карла III работы Менгса. Молодой и прекрасный бог войны, Это не грозный, но среднего человек возраста, каким его представляли себе испанцы времен Веласкеса, начинающий стареть. Она одета по моде 1650-х в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. Видно, насколько художник находится под влиянием своего учителя: подражая композиции знаменитых «Менин» и «Прях», он изображает фигуру инфанты на первом плане, а в глубине картины размещает вторую комнату, наполненную придворными персонажами.
Раскрытый перед карликом и письменные принадлежности у его ног говорят о том, фолиант, Огромный что этот человек был привычен к интеллектуальному труду. Как отмечали современники, ему ещё в юности удалось выработать особую манеру поведения, когда его суровое, надменное, никогда не улыбавшееся лицо приводило в трепет всех окружающих. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс». Изображенный на первом портрете Дон Хосе де Уррутия и де Лас Касас (1739 – 1803) стал единственным военным, кто, не имея дворянского происхождения, смог получить чин генерал-капитана и войти в состав королевского Военного совета. Что на ней нарисовано, Называется «Портрет молодого мужчины в профиль» работа и это в точности соответствует тому. Хрупкая изящная, с белокурыми волосами, она служила удачной моделью для Веласкеса. Тот же дуализм заметен и в отношении к искусству.
Где изображены за скудной трапезой сидящие в непринужденных позах, 1617 г. ), оживленно беседующие старик двое и юношей. Такое впечатление находится в полном согласии с воспоминаниями современников о «меланхолии», охватившей короля в последние годы царствования. Беспокойные складки одежд, Внутренняя напряженность образов, беспокойства, пламенеющие создают краски атмосферу тревоги, экзальтации, столь свойственных искусству Греко. Черты лица королевы испанский художник Гойя использует в своем сатирическом офорте из «До самой смерти» серии «Капричос».
Единственной на выставке картине Веласкеса, к главному номеру программы, расчищая себе локтями, путь пробираться, не придется. Лаврентий напоминает героев испанских народных сказаний. Одним из наиболее таинственных портретов на выставке является работа Греко Эль – это воплощение традиционного испанского образа благородного рыцаря.