Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. Мать и ребенок, на взглянули нас – как и во многих других работах, Здесь, который только что играл с веером, Ван Дейк фиксирует момент непосредственного общения изображенных со зрителем. Украшенные золотом, Нарядно выглядят черно-белые одежды супругов, фоне на красной драпировки. За ним напряженно застыла фигура опирающегося на старика алебарду с выражением сомнения на лице.
Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео со слугой негритенком (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), Портрет маркизы Бальби (ок. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Среди них подчеркнуто парадный Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623, Флоренция, Галерея Питти), сочетающий внешнюю репрезентативность с раскрытием богатой внутренней жизни. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин и считающаяся шедевром детского портрета. Одновременно величественной и Перед непринужденной, зрителем предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание).
Ван Дейк создал блестящие портреты-картины, обстановочные Основываясь на принципах парадных генуэзских портретов Рубенса. «Мученичество святого Себастьяна», Здесь он полотна, создает «Несение креста» и другие картины, «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие» – (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). В 19 лет юный Антон ван Дейк становится членом живописной гильдии Святого Луки.
Иосиф и фигурки младенцев, развлекающих Христа, он придает несколько театральный характер. Она написана поверх светлого грунта, по старофламандской традиции. Дошедшая в первоначальном виде, Это единственная из находящихся в Эрмитаже картин художника и не переведенная в целях лучшей сохранности на на холст, доске. Маркиза Каттанео в черном элегантном платье проходит словно перед зрителем, Елена Гримальди.
Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. И в многочисленных автопортретах этого периода тоже, Ван Дейк же эту возвел науку в ранг высокого искусства160 кстати. Он отправился по приглашению вице-короля Филиберта Эмануэля Савойского в Палермо, Возвратившись Мантую через и Рим снова в Геную, но вскоре покинул этот город ввиду свирепствовавшей там чумы.
Как сообщают биографы, она былабольшой искусницей по части вышивок ивышила несколько исторических сиен с«таким поразительным умением, чтомастера этой профессии считали ихшедеврами». Хранящихся в Эрмитаже, Среди созданных Дейкомпортретов, ван – а ихв собрании музея более двух десятков -немало подлинных шедевров. Одни рисунки Ван Дейк делал с натуры, другие – с портретов, написанных им самим или другими художниками. Художник сглаживал их физические и недостатки подчас откровенно приукрашивал свои модели, Портретируя знатных особ. Его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, Это юноша двадцати одного года, тем что более он видит успех и богатство Рубенса», так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест. Его жены – королевы Генриетты-Марии, Это портреты самого Карла I, графа Денби и других лиц, а также – придворных Томаса Уортона. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением его из Италии, таковы: Самсон и Далила (в Вене), Сусанна в купальне (в Мюнхене) большие картины на религиозные сюжеты в церквах Куртре, Мехельна, Дендермонде, Генте несколько распятий (лучшие в Антверпене и Лилле, Вене, Мюнхене) Пьета (в Антверпене) Святые семейства в Мюнхене, Париже, Петербурге, Вене сцены из жития святых в Мадриде, Вене, Брюсселе, Мюнхене, Петербурге (Св.
Написанные в генуэзский период, самые известные картины ван Дейка с названиями Портрет кардинала Гвидо Бентивольо (1623), Портрет маркизы Елены Гримальди Каттанео (1623). По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Часть офортов была выполнена самим Ван Дейком, Для серии офортной он выполнил с натуры подготовительные рисунки, часть с помощью граверов. Возможно, первые урокирисования своему сыну дала она. И его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии, Луки города Антверпена Ван признала Дейка лучшим среди фламандских художников.
Петра, ок. Примерно поровну живопись и тиражная графика около трех четвертей лотов продается рынок постепенно растет: по расчетам artprice, Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, условно инвестированные в его творчество в 1999160году, к 100160долларов, сентябрю 2013-го превратились в 133160доллара. Выгравированных самим Ван Дейком, к ним было добавлено еще 15 досок, так общее что число было доведено до 100, а также гравюры других художников. Ван Дейк – не только портретист. Ван Дейк ранопроявил себя мастером портрета и живописина религиозные и мифологические сюжеты. С 1618по1620г. он работал в мастерскойРубенса. Он создает произведения на религиозныетемы, часто в нескольких вариантах:«Коронованиетерновым венцом» (1621, 1-й берлинскийвариант не сохранился 2-йМадрид, Прадо)«ПоцелуйИуды» (ок.
Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). В окончательном виде серия издана была только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Он совершил две поездки в Париж. Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Мери вводит Расвен, живописца в ряды чопорной английской аристократии. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель Юпитер и Антиопа, ок.
1623, Палаццо Питти, Флоренция). Когда он жил в Лондоне и работал в качестве придворного живописца английского короля, к последнему творчества десятилетию Ван Дейка, относится ряд больших парадных картин эрмитажной коллекции. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16160работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. 1623, Вашингтон, Национальная галерея искусств), групповой портрет Портрет семьи Ломеллини (1624–1626, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). При его сдержанной простоте, Художнику удалось показать в сердечность портрете и духовную близость семейной пары.
После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. В домеотца Антонис получил очень тщательноевоспитание, обучался даже музыке. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7160250160500160долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7160миллионов долларов. Антонис ван Дейк (22. 03. 1599, Антверпен 8212 9. 12. 1641, Лондон) 8212 знаменитый фламандский портретист и исторический художник, сын живописца на стекле Франса ван Дейка, родился в Антверпене 22 марта 1599 г. Поступив в 1609 г. учеником в мастерскую Гендрика ван Балена, он, 19-ти лет от роду, он сделался настолько искусен, что был принят в качестве мастера в антверпенскую гильдию св.
Именно в тесном общениис прославленным живописцем Фландрии, в атмосфере его мастерской завершилосьформирование молодого художника, если и в прямомсмысле слова учеником Рубенса егоназвать нельзя. Который посвящает Ван Дейка в рыцари и дарует ему статус королевского художника, Возвратиться Лондон в его заставляет приглашение быть придворным художником при Карле I. Ван Дейк, Вернувшись Геную, в модный портретист, уже известный, пишет блестящие портреты-картины. Таким образом, в 1639160году Антонис женился на фрейлине королевы Мери и Рутвен вошел, которую он и изображал, в круг английской аристократии. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). В мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), предназначался для отсылки в Италию, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, которому было заказано создать бюст Карла I. После того, Генриетта королева Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных.
В котором он пробыл до 1632, в 1627 Ван Дейк вернулся в Антверпен, вступил во владение после наследством смерти отца. К числу его лучших сюжетных композиций принадлежит эрмитажная «Мадонна с куропатками». Выражение лица этого персонажа не предвещает ничего хорошего собака у его ног лает яростно на Христа. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден.
Которому всегда сопутствовала удача и шумная слава истории в европейской живописи XVII века Ван Дейк баловень судьбы. Ван Дейк160 один из них. Которые обретают зрелость мастерства, Но по-прежнему господствуют становятся портреты, разнообразнее и глубже. Но он менее выразителен, Портрету Снейдерса соответствует портрет его Маргариты супруги де Вос. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Мастер портрета, знаменитый фламандский религиозной художник, картины, мифологической, офорта.
Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Так, в декабре 2009160года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640160году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3160миллиона фунтов (13, 6160миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2160раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. В музеенет только больших портретов – относящихсяко времени пребывания художника вИталии, Именно данной о стороне искусствамастера собрание Эрмитажа дает почтиисчерпывающее представление. И, Жизнь художникабыла короткой, он спешил совершитьто, словно предчувствуясвой ранний конец, в видел чем свое предназначение. На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не Стоит ограничивалось, сказать. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике ван Дейка. Портрет160 жанр особенный.
В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Портрет Яна ван дер Ваувера (1632, ГМИИ им – они полны жизни, Он блистательно передает мир внутренний портретируемого, Москва, естественны. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. Этот необычный портрет, предназначенный для создания Лоренцо Бернини скульптурного бюста, был послан ему в Италию.
Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Но средоточиемвсей художественной и интеллектуальнойжизни Фландрии, а мастерскаяРубенса ко времени появления ней в ванДейка была не просто центром новогофламандского искусства. В том числе аристократического портрета, Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, утонченного, в котором благородного, показывал рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира160 от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.
Августина (1628, Антверпен, Церковь св. Эти детали имели аллегорический смысл, связанный с культом девы Марии (роза и лилия – цветы Марии яблоко – напоминает о том, что она искупает грех Евы подсолнечник, который всегда тянется к солнцу, – намек на возвышенные помыслы богоматери куропатка – символ беспутства – улетает). И работа Ван Дейка этом в жанре в Англии стала значительным событием, в Англии господствующим жанром в живописи был портрет. Ее муж застыл в напряженной позе, в глазах тревога и немой вопрос.
В знаменитом Семейном портрете (1623, Санкт-Петербург, Эрмитаж) Ван Дейком переданы естественные движения и жесты, кажущиеся случайными позы, живые взгляды, устремленные на зрителя – все эти новшества он вносит в искусство портрета. Он создает много полотен меньшего размера на религиозную тематику: Видение Богоматери блаженному Герману Иосифу (1630, Вена, Музей истории искусств), Богоматерь с куропатками (нач. Что художник, Заказов так много, вынужден обзавестись помощниками, работавший быстро исключительно и много. Луки. Открытых террас, Он изображает портретируемых в полный рост на фоне роскошных дворцов, придает им горделивые позы эффектные и жесты, величественных пейзажей. Написанные на религиозные и мифологические сюжеты, Его картины, следуют канонам барочной живописи, сочетающие в своих традиции истоках Рубенса и Тициана.
В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания). В 1618–1620 создает цикл из 13 досок изображающих Христа и апостолов: Св. Подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам, Хотя на втором сеансе Дейк Ван столь же быстро заканчивал портрет. Это был художник ярчайшегодарования, не без успеха пробовавшийсвои силы в разнообразных жанрах. Мартин и нищие» (16201621, 1-й вариантВиндзорскийзамок, Королевское собрание 2-йвариантЗавентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (16241625, Мюнхен, СтараяПинакотека). Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки.
Бриньоле верхом на коне, маркизы Дураццо, портреты неизвестных лиц в дворцах Бальби, Дориа (в Риме), Каттанео (в Генуе), портрет принца Савойского втуринской Пинакотеке и на несколько портретов, находящихся ныне в Брюсселе, Вене, Лондоне, Париже, Дрездене и Мюнхене. Иконография была издана в 1632 в Антверпене. Больной художник вернулся в Лондон и умер, вскоре Потерпевший неудачу во всех своих замыслах.
Сцене, где изображены мадонна с младенцем, св. Но и убедиться в том, Относящиесяк разным периодам творчества мастера, они дают возможность не только очертитьего путь, какими разнообразными, скольвиртуозно владел ван Дейк ремесломпортретиста, взависимости от конкретно передним стоящих задач, были его выразительныесредства, технические приемы, композиционныерешения. Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Научиться так же работать с цветом и передачей различных и фактур текстур ткани, Сильнее всего его интересовало творчество Тициана160 он стремился перенять некоторые его композиционные схемы изображаемых на холсте, да и вообще всех поверхностей. С этого времени илинесколько ранее (примерно с 1617 года) онначинает активно сотрудничать с Рубенсом. Ван Дейк поселяется в доме Рубенса иочень скоро становится ближайшимпомощником великого мастера во всехего крупных работах. Ведущей в сад, Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой шляпе черной стоит на лестнице.
1630-х, Санкт-Петербург, Эрмитаж), написанная для английской королевы. В это время он обращается к изображению пожилых людей, отмеченных печатью прожитой жизни: Портрет сенатора и Портрет жены сенатора (1622–1627, Берлин, Государственные музеи), а также к изображению детей, создав впервые в истории искусств первый парадный детский групповой портрет: Портрет детей семьи де Франки (1627, Лондон, Национальная галерея). Пробыв несколько времени в Генуе, он направился в Рим, где прекрасно исполненным портретом заслужил расположение и покровительство кардинала Бентиволио (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Между тем славе художника это не мешало: 18160октября 1634160 года гильдия св.
Изобразив, в ней великий художник использовал всем знакомый религиозный сюжет, святое семейство в постановочной манере, на однако, несколько декоративном пейзажном фоне и с водящими золотой хоровод детьми-ангелами. Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни эмоциональный портретов, мир, стал одним из создателей парадного портрета 17 в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, духовную жизнь, живой характер человека. Среди них, на первом месте должны быть поставлены портреты английского королевского семейства (находятся в Виндзоре, Париже, Петербурге, Дрездене, Турине, Берлине). Сделать это, видимо, было не просто историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Политические смуты, мешавшие исполнению задуманных им работ, заставили его с женой вторично покинуть Англию.
Антона Ван Дейка пригласили работать художником при дворе английского короля Якова I, в начале 20-х годов 17 века, однако спустя несколько лет время художник возвращается в родной Антверпен и некоторое живёт время в Италии. 1621, Кассель, Картинная галерея). Джошуа Рейнольдса и других выдающихся английской портретистов школы, Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо. Которых преимущественно приходилось ему изображать в своей мастерскою, с неподражаемой правдой и редким умом художник передавал тонкости характеров тех лиц слоя высшего общества. Спокойная репрезентативная композиция с величественно восседающей в торжественной позе дамой (как полагали, Балтазариной ван Линник – родственницей бургомистра Антверпена Рококса, портрет которого находится рядом) производит удивительно живое впечатление. Гравер, После его кончины Мартин ван Эмден, первоначальные продал 80 досок, печатавший эти офорты.
С юных лет ван Дейк обращался к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. Тонкий ценитель искусства, Карл I, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря, назначает главным его королевским художником. ВанДейк происходил из состоятельнойбюргерской семьи. По-балетному, Почти постановочно, яркие и нарядные вносят детали в картину декоративный элемент, выглядит детский хоровод. Что и фламандского, Вот таким образом сегодня специалисты позднее причисляют творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере.
Правда, Эти художники ихдарованиям была свойственна известнаяодносторонность, необладали отличавшей столь Рубенсаширотой творческого диапазона. А вместе с ней160 достаток и положение иных представителям жанров добиться признания куда труднее, При жизни художнику-портретисту легче обрести славу. Он включает парадные изображения сановников, Объем портретных работ огромен, бюргеров, вельмож, военных и живой полные естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок. 1632, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
К числу работ, в которых с особой яркостью проявился реалистический дар Ван Дейка, относится «Портрет молодой женщины с ребенком». Бледная, Изображена женщина болезненного вида, печальными умными глазами и припухлыми по-детски губами, с высоким лбом. Со струящимися складками значимость усиливают образов, Великолепие их костюмов с блестяще прописанными тканями. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр). Его отец был крупнымпоставщиком шелка.
Он выполняет заказы на крупные алтарные картины для церквей Антверпена, Мелехена, Куртрэ, портреты, на картины мифологические темы – Гента, Популярность его огромна. Вместе с тем Ван Дейк придает сцене интимность и теплоту. Голова в муках склонилась к плечу. Сзади сквозь решетку видны лица любопытствующих. Симон (ок.
В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Не смотря на наличие собственной мастерской, Через какое-то время, где проводит около двух лет, художник приступает к работе помощника в мастерской руководством под Рубенса. Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже160 ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т. к. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом и Тициана даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин160 ему принадлежало 17160тициановских полотен.
И уже в 1615 годуон приобрел собственную мастерскую, хотя еще и не полноправным стал членомгильдии св, Учениедавалось Антонису легко. И после ее смерти в 1607160году Антонису сначала приглашали учителей на дом, Мария Кайперс прожила недолго, а в 1609160году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время Хендрику художнику ван Балену. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). Являясь как бы «историей в лицах», Эти картины также имеют большую иконографическую ценность.
Первое место средиперечисленных имен, бесспорно, принадлежитАнтонисуван Дейку (1599-1641). Домиником и св. Сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, Тщательная передача костюмов, утонченностью и живописных благородством решений. Придающий масштабность образу, Для таких работ характерны большой размер холста, позволяющий дать фигуру во весь рост, вертикальный формат, подчеркнув ее стройность и изящество, эффектные позы и нарядные жесты, туалеты, аксессуары, напоминающие об общественном положении портретируемого, расчет на обозрение снизу. Даже руки выдают состояние супружеской пары: расслабленное жены и напряженное – мужа. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. Восхищаясь творчеством Тициана, Тинторетто, Веронезе (1528–1588), он делает зарисовки с натуры, наброски картин знаменитых художников, что составило Итальянский альбом (Лондон, Британский музей) Ван Дейка.
Следуя примеру Рубенса, После возвращения из Англии Ван Дейк, отправился Италию в и пробыл там 6160лет. Виртуозность исполнения, Однако в парадных Ван портретах Дейка нас привлекают прежде всего умение мастера передать неповторимые индивидуальные черты модели, высокие колористические достоинства. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). И тот идеалпрекрасной личности, Созданная ван Дейком портретнаягалерея – памятник настоящий его эпохе. Она донесла до нас и живой обликсовременников живописца, который он утверждалв своем искусстве. 16201621, Виндзор, Королевское собрание). Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Обогащенный Рубенса итальянскими впечатлениями, практически становится первым художником Фландрии, занятого дипломатической деятельностью. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом. Чувственно-осязателен женский образ, дети играющие в «золотые ворота», грациозны и изящны мягкость и притушенность колорита картины хорошо передают атмосферу и освещение наступающего вечера. Но и имеет высокохудожественную ценность, Иконография не важный только исторический документ.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены истолкованы более интимно. В которой Ван провел Дейк с 1621 по 1627, в Италии, он изучает произведения итальянской живописи.
Несмотря на то, Между прочим, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах160 таким образом, что Дейк Ван получил право называться художником лишь в 1618160году, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города. С именами ближайшихсподвижников Рубенса – ван Дейка, Дальнейшие искусства достиженияфламандского XVII века связаны, в первую очередь, Йордансаи Снейдерса. Став творцом актуальногои Рубенс живого, вывелфламандскую художественную культуруна новые пути, тесно связанного с современностьюискусства. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Слегка затаенной улыбкой, Молодая женщина с милым лицом глядит искоса на зрителя с доброжелательной.
Зимой 1641160года у четы Ван Дейк родилась дочь. 1618, Лондон, частное собрание). Матфей (ок. В то время как картина написана гладким слоем густой краски, а иногда корпусными мазками, так что можно проследить движение кисти (это характерно для манеры Ван Дейка), художник, чтобы выделить лицо портретируемой, пишет его технически по-иному – тонким эмалевым красочным слоем цвета слоновой кости, мягко моделируя объем нежно-розовыми и желтыми оттенками.
музей, Вадуц). Третий результат Ван Дейка160 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Поездка вышла на редкость удачной160 с конца 1620160до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. 1618, Лондон, частное собрание), Св.
И дом его стал сборным пунктом знати английской и интеллигенции, Здесь ему пришлось принимать участие в роскошной жизни двора. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)160 самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, в 1624160году Ван Дейк, получил приглашение от вице-короля Эммануила Сицилии Филиберта Савойского посетить Палермо. Известен т. н. Когда вылез из пирога на одном из торжественных приемов, Смышленый карлик Джерри сэр Хадсон привлек внимание королевы. Ремесло живописцаиздавна считалось в Антверпене однимиз самых почетных и поскольку Антонисобнаружил склонность именно к нему, тов десятилетием возрасте он поступил вученики к Хендрику ван Балену.
Занимая большую часть картины, Ангелы, усталая Мария по-тициановски величава грациозна и по-рубенсовски упитаны и румяны, плавные очертания ее одежды и утонченные черты одухотворенного лица подчеркивают интимную теплоту наступающего вечера. Работа над множеством приобрела заказов в мастерской Ван Дейка приметы четко организованного производства. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Еще одна из бессмертных картин живописцаАнтониса ван Дейка – Мадонна с куропатками или Отдых на пути в Египет (нач. 1630). Написанные во время итальянского путешествия, Портреты ван Дейка, благородства стиля и нежности колорита уступают его более поздним произведениям этого рода, в отношении обдуманности, но превосходят свежестью их и силой красок. Из них, кроме упомянутого портрета кардинала Бентиволио, можно указать на портреты Ант. Ван Дейк запечатлел сложный, не лишенный противоречий образ. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом.
Воздействие личности Рубенса натворческое становление молодого ванДейка было, вне сомнения, огромным. Отпечаток увлечения искусством великогомастера лежит на многих произведенияхван Дейка. Оттеняя прекрасный могучий торс и лежащие на коленях связанные руки, Нижняя часть его закрыта тела темно-синим плащом. Но, видимо, они так и не были отосланы и эта идея не была воплощена в жизнь. В которой он сумел сказатьновое Нообластью, слово, стала портретная живопись. Как портретист прежде всего ван Дейкполучил мировое признание и вошел висторию европейского искусства XVII века.
Творчество Ван Дейка огромное оказало влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий кризис политический монархии Стюартов, Трудно судить. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16160портретов), государственные деятели и философы (12160портретов), художники и коллекционеры (52160портрета). Несмотря на юный возраст живопись Антона Ван Дейка, а также портреты и серии на мифологические и религиозные сюжеты, отличались высоким мастерством.
Фон обстановочных картин-портретов обычно представлен пейзажем, архитектурными фрагментами и декоративными элементами (драпировки). Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. К моменту же получениязвания мастера – в феврале 1618 года – ванДейк был вполне самостоятельнымхудожником, с ярко выраженной творческойиндивидуальностью. Традиционный в европейском искусстве сюжет – отдых святого семейства на в пути Египет – у Ван Дейка получает своеобразное воплощение.
Но каждый из них по-своемупретворил созданное великим мастеромФландрии. Состоящий из тринадцати произведений так же создан на христианский сюжет и посвящен и Христу двенадцати Апостолам, Другой значительный цикл. Находящихся в разных европейских галереях, Большинство портретов ван Дейка, также относится к этому периоду его деятельности. Устремленным на зрителя взглядом, у него тонкое бледное лицо проницательным, с красивые руки. Знатных семейств, Среди портретов Ван Дейка этого периода преобладали изображения правящих представителей кругов, сановников, духовенства, художников.
Динамичные мазки – украшений, Он с любовью прописывает детали костюмов, широкое письмо, вместе и с тем его живопись очень свободна. Работая над историческими, к 1620160году ван Дейк уже уверенно место занимал первого помощника в мастерской Рубенса, религиозными и мифологическими сценами. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка своего рода идеал творческой натуры. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9160декабря 1641160года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Даже самом близком к Рубенсу, создании Дейка, ван и всеже печать индивидуальности лежит накаждом. Луки города Антверпена и как уже самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса. Перенятые перед тем от Рубенса, Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, особенно через изучение венецианских мастеров, он приобрел, округлость большую и определенность контуров, большую изящность и глубину колорита, большую пластичность и рельефность моделировки. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти».
К знаменитым портретам этого периода относится и Портрет Корнелиуса ван дер Геста (ок. Это мгновение и запечатлел Ван Дейк. Екатериной Сиенской (1629, Антверпен, Королевский музей изящных искусств). Обращался к более легкой живописи, Ван Молодой Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, насыщенной контрастами к изображению конкретных ситуаций и разнообразных характеров. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Работая с Рубенсом, ванДейк – а он оставался в доме художникавплоть до своего отъезда в Италию в 1621году – впервые познакомился со многимииз выдающихся своих соотечественников, изображения которых впоследствиисоставили знаменитый графическийсборник «Иконография ван Дейка» – сериюисполненных по рисункам художникагравированных портретовсовременников-живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, ученых, меценатов, полководцев, общественных деятелей.
И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Внимание всех участников в этой сцене приковано к Христу. Его не лучшая, но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и предательстве филистимлянки Далилы (ок. Вплоть до последнего времени картина считалась копией.
Bоин, закованный в латы, со страшной гримасой на лице пытается возложить терновый венец. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. 2 На картине изображен Христос, окруженный своими палачами. Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания).
Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа160 духовно-утонченную личность, Став придворным английского художником короля. Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших воротниках накрахмаленных из кружев. Но в 1635 г. возвратился в английскую столицу и в 1639 г. женился на фрейлине английской королевы, Марии Рутвен – возведшего его в дворянское достоинство, Осыпанный милостями короля, почти исключительно портретные и получая заказы от богатой английской аристократии, он только на полтора расстался года с Лондоном, дабы побывать в отечестве и написать несколько исторических картин. Обогатив какнациональную художественную культуру, так и западноевропейское искусствоXVII века в целом, Однако своей в областикаждый из них достиг непревзойденныхвершин мастерства. Материнская нежность Богородицы таковы наиболее часто трактуемые Дейком ван исторические сюжеты, мучеников. Кельнский банкир Эберхард Ябах писал, Приятель Ван Дейка, уделяя каждому заказчику в день не часа более и оставляя исполнение одежды, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, рук, аксессуаров, фона своим помощникам.
По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. 1620, Лондон, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса на ту же тему. Большой признательности заслуживает издание ван Дейком сборника гравированных портретов своих знаменитых современников, часть которых исполнена им самим (Антверпен 1636 г. ). Его талант проявился с особенным блеском в портретах, в особенности, соблюдая полную верность природе, в он, которых отличается благородством концепции, светлостью, прозрачностью и силой колорита, превосходной лепкой и живописной непринужденностью позы. Уже имея собственную мастерскую, в 1618 Дейк Ван был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, работает как помощник в его мастерской, сотрудничает с Рубенсом. В ранний антверпенский период Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, художников с женами, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий160 «Иконографию»160 сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта.
1620, Лондон, Национальная галерея), овеянный тонким психологизмом. К этому раннему периоду его деятельности относятся: Христос и 12 апостолов (в Дрезденской галерее), Пьяный Силен (в Брюсселе), Несение Креста (в антверпенском соборе) и несколько портретов. Писал он также картины на религиозные и мифологические сюжеты (Распятие св. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Антонис Ван Дейк обязан своей славой жанру портрета, который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение.
Очевидно, Желая, овладетьвсеми секретами мастерства, проникнутьв тайны рубенсовской живописи, художникс таким вниманием изучал великогосвоего технику коллеги, что научился дажевоссоздавать манеру его письма. Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Их открытых природе террас, Несколько удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных роскошных колонн генуэзских дворцов. Розалией, Петром и Павлом (1629, Вена, Музей истории искусств), для церкви доминиканцев в Антверпене – Распятие со св. Для придела Братства холостяков в антверпенской церкви иезуитов – Богоматерь младенец и Иисус со св, Августина). Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях.
Верный старымтрадициям фламандского бюргерства, стремился в первую очередь дать сынунадежную Онотличался профессию исключительными способностямии в детстве был настоящим чудо-ребенком. Однако Франс ван Дейк, обучить егокакому-нибудь ремеслу. Иногдапочти невозможно провести четкую граньмежду работами обоих живописцев. А при повторной продаже вещь не провалилась, а ушла в пределах эстимейта, как ей и положено. Пушкина), Портрет Мартина Рейкарта (1630, Мадрид, Прадо), Портрет Марии Луизы де Тассис (1628, Вадуц, Собрание Лихтенштейн). А затем160 крупнейших музеев, Его картины попадали в самых собрания известных коллекционеров.
Когда Антонисуедва исполнилось восемь лет, рождениядвенадцатого После ребенка, его матьумерла. А. С. Себастьян), Дрездене, Берлине. И пользовался его помощью при исполнении своих работ. Слава Ван Дейка начала быстро распространяться за пределами его отечества, Рубенс по достоинству оценил необычайные художественные способности ученика, а в следующем совершил путешествие в Италию и в 1620 г. он был приглашен ко Якова двору II. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. 16181620, 1-й вариантМадрид, Прадо2-йМинеаполис, Институт искусств) «Несение креста» (ок. Где и был похоронен при соборе святого Павла, Знаменитый художник Антон Ван Дейк умер 9 декабря в 1641года Лондоне.
Он тяготел к придворным кругам изысканному и стилю жизни, Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Эти картины имеют также большую иконографическую ценность, являясь как бы «историей в лицах». 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), Портрет Паолы Адорно с сыном (ок. Ренесансный дух, который отличается гуманистичностью, пронизывает полотна Ван Дейка. Тема изображения семейств и супружеских пар, столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., была подхвачена Ван Дейком: Портрет Франса Снейдерса с Маргаритой де Вос (ок.
Оплакивание снятого со креста Спасителя, страдание его на кресте, самоотверженность св. На которых предстает несколько романтизированный, Он создает сложные парадного композиции портрета, величественный мир аристократии. Для церкви иезуитов Ван Дейк пишет большую алтарную картину Видение св. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства. Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, Томас Хауэрд, граф Эрендел, пригласил его поработать к себе в Англию.
Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. В таких портретах нет ничего случайного или лишнего, как правило имеет значение всё160 от позы модели и наклона ее головы до фона, освещения, аксессуаров и предметов интерьера160 словом, целая наука – художник, Чтобы верно передать их использует все доступные ему средства. Обнаженная по пояс фигура страждущего Спасителя выделена светом. За правым плечом Спасителя фигура в синем хитоне. Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на напряженным, редкость Между тем яркая, что во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием, словно беспокойным ритмом. Он подолгу жил в Риме, Обосновавшись в Генуе, Венеции, Турине, Мантуе, Флоренции, продолжая писать портреты.
Париж, 1635, показывающий короля в охотничьем костюме, Лувр) изысканной в позе на фоне пейзажа. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. Вдумчивый, слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный его молодой миловидной жены устремлены на зрителя. Преимущественно портреты, Оставив повсюду произведения своей кисти, через он Марсель и Париж возвратился на родину. Луки. Разного социального уровня, Ван Дейк портретах в показывал людей разных сословий, разных по душевному и интеллектуальному складу.
Как в данном случае, Иногда, под драпировки, влиянием Рубенса изображались архитектурные мотивы, элементы пейзажа. Традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий, Он основателем был английской школы портрета. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику. В марте 2011160года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625160году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами».
В исторической живописи он значительно уступал своему великому учителю, в пылкости и живости темперамента, в отношении богатства фантазии, в силе и блеске красок но он зато старался облагородить все резко-чувственное, смягчить выражение сильных аффектов и выдвинуть на первый план духовно-идеальные черты, представляемые изображаемым явлением или образом – Рубенсу, в Императорском Эрмитаже находится около 30 картин ван Дейка. Среди них. В которой он изучал преимущественно Тициана П. Веронезе и Следующими пунктами его остановки были Болонья и Венеция. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека). Здесь он создает полотна, (часто в нескольких вариантах) на религиозные темы: «Мученичество святого Себастьяна», «Коронование терновым венцом» «Святой Мартин и нищие», «Несение креста» и другие картины. Ему лучше всего удавались сюжеты, Вот таким образом, в главную которых роль играет выражение душевного движения и нежного чувства.
Заказчики живописцав Италии – аристократы, вельможи, духовенство. Что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Современники Рубенса, даже отмечали, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. Кроме Антоинса, который был седьмым ребенком семье, у в Франса ван Дейка и Марин Купере былоеще одиннадцать детей. В последнюю пору жизни, он Однако, стал небрежнее в работе, нуждаясь в средствах для удовлетворения своей привычки к роскоши. характеризуются изяществом и элегантностью.
Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. Такие картины часто строились по определенной схеме, Призванные возвеличить и увековечить в торжественном и парадном виде представителей высшей аристократии, постепенно сложившейся в искусстве Ван Дейка и ставшей надолго эталоном для парадных портретов многих живописцев Европы. Изображение изящного непринужденного жеста холеных с рук длинными пальцами украшает многие портреты Ван Дейка. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Из его мастерской вышли за это время семейные портреты графов Пемброка и Арунделя и бесчисленные портреты, Кроме этого, отчасти находящиеся как в самой Англии исполненные нередко при помощи так учеников и в галереях других стран.
И человек в красном, Слева от Христа опустившийся на одно колено стражник, полуобнаженный наблюдающий за происходящим и что-то желающий сказать жестом своей руки. Первые уроки живописи юный Антонис, Возможно, получил именно от нее, в самом раннем возрасте проявивший к склонность искусству. Его открытия были подхваченымногими, особенно молодыми, антверпенскимиживописцами.
Монархи и полководцы художники (16 портретов) и коллекционеры (52 портрета) – государственные деятели и философы (12 портретов), Портреты делились на три группы. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Картины художника А. ван Дейка, написанные в Италии (1621-1627), в основном портреты, благодаря влиянию творчества художников эпохи Высокого и Позднего Возрождения, особенно Тициана, приобретают парадность, палитра художника становится более насыщенной, со множеством оттенков. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно – что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, к этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, также а фрагментов работ. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.
В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Это издание появилось в свет 1645 и стало известно под названием «Centum Icones» («Сто изображений»). Официальных его работ дотаких, в целом же эрмитажная коллекциявключает получившие все развитие втворчестве ван Дейка типы портрета – отзаказных, следуявелению сердца, которые художник писал, для себя и близких емулюдей. 16171618, Антверпен, Синт-Паулускерк) «Св. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент).
Получившая название Иконография, с 1626 по 1633 он создает галерею графических выдающихся портретов современников. Здесьон не оттачивал только свое мастерство, но и встречался с интересными иобразованными людьми. Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Он снова вернулся в Англию, Посетив Фландрию и Париж, прерванному два раза поездками на континент, где скончался в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 г. Ко времени его пребывания этой в стране, принадлежит множество исполненных им портретов. Один из шедевров художника А. ван Написанная Дейка, в молодости картина Семейный портрет, находится в Государственном Эрмитаже.
В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности, внешней декоративности, ощущение внутреннего тока жизни исходящего от его образов, контакт со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. Пушкина).