"Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. А утром в городе на нас люди смотрят – смеются. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Вот какой человек был. смысл.
Теперь ей возложили чепь на выю, посадили на дровни и повезли в заточение. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
У Подвисков в доме Збук. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. В чем своеобразие картины Сурикова с точки зрения композиции исторического пейзажа. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.
И конь черный прямо на меня. Что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, Горе художника было столь велико, остаться чтобы там навсегда. Только утром его привез в Красноярск. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был. Эти деньги избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.
В толпе терялось", – признавался он. Меншиков. Эта заоблачная высота и ледяной перевал показывают трудность пути). Снег талый.
Въезжаем мы в село Погорелое. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению под и присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии) – Государственная Третьяковская галерея, Утро стрелецкой казни (1881), в которую, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события.
Изба тесная, потолок низкий. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» «Боярыня Морозова» и составляют вершину суриковского творчества. Боярыня не сдалась, за Претерпев старую веру, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Только не знал еще, как княжну посажу".
Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Я его на снегу так и писал. Что была за дядей Степан Феодоровичем, в боярыни типе Морозовой – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, стрельцом-то с черной бородой. (Формат необычный для батальной сцены – вертикальный. Он говорит: Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум. 1874, в качестве примера приводим "Пир картину Валтасара", которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек веселья от задумался думой.
Очи же твои молниеносны". Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Огурцами он там торговал. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, необычном абсолютно для батальных произведений.
Они неизменно отмечались премиями. Quotакадемические" же его работы во многом отвечали программе академического тогдашнего образования. Ведь речь шла не о рядовой ослушнице – а о Морозовой – это имя громко звучало в XVII веке, Для царя была она камнем преткновения. Кидаешься ты на врагов, как лев.
Он специально съездил в Швейцарию, Верный живописной своей практике, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. Водки ему дал и водкой ноги натер. Скучно.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
И чувствуешь здесь всю бедность красок. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы».
У него тут косички подвязаны. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция главе во с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина. Алкоголики ведь они все.
"Льды, брат, страшной высоты. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об и аресте заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. – объяснял свою работу "Главное Суриков, у меня в картине – движение, – храбрость беззаветная". Брат живописца, Александр Иванович подсказал Суриков, ему тему этой картины, пытаясь помочь. А дорога опасная – горные спуски.
Это для него большие деньги были. Нравилось им, что я казак и не курю. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им церковь запрещала соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в смысле буквальном низвергается на зрителя. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей).
Которая проводилась в прощёное воскресенье – последний день недели, масленичной 10 Взятие снежного городка – старинная сибирская игра. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Темой для картины стало взятие октябре в 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Еле уговорил его.
То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету от сотворения мира). Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. Городок снежный. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Теперь я всей толкучке расскажу – так он все на нее крестился, у Икона меня была нарисована, какие иконы бывают, говорил. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна.
Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Я много "снежных городков" видел. Переход Суворова через Альпы (1899)Русский музей, г. С-Петербург- О чём может рассказать эта картина. А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Гениальным "пассионарием", – тем более что Меншиков сам был типичным петровским "выскочкой". Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым других фоном суриковских работ. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической погруженностью композицией, в народную стихию. Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Ноги у него даже посинели.
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. И как вставил ее в картину – она всех победила". И вдруг. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц веков", XVI-XVII Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник.
В Третьяковке этот этюд, как я ее написал. Картина В. И. Которые стегали лошадей метлами и хворостинами, Они должны были прорваться сквозь стену пугали защитников, трещотками. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Я оглядываюсь, а он качает головой – ничего, мол, не обману. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Это Феодосия Морозова. Мы на Долгоруковской жили.
Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум в видел ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Я с 1878 года уже пленэристом стал: Стрельцов тоже на воздухе писал. К простолюдинам – к страннику с посохом, На картине Сурикова боярыня обращается к толпе, московской к юродивому, к старухе-нищенке и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице.
Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и родной ее сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). Все лицо мелко было. Отопьет из штофа и на свет посмотрит всю дорогу пел. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
Казаки строили городок изо льда и снега. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, сущности, в критически относившегося к монастырскому миру. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Всю ночь так ехали.
Эта богатая и знатная женщина выступила сторонницей истовой древнего благочестия и активной противницей нововведений. Очень трудно ее лицо было найти. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Не закусывая пил. Раздавался сигнал – и нападающие переходили в наступление. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного шедевра Суриковым – шедевра. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или какой-то к конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других его исторических полотен.
Именно эту сцену Повести о боярыне Морозовой выбрал художник. Так на снегу его и писал. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Вижу – он. Потом боярыню Морозову написал Три года для нее материал собирал. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", Весь строй, его "героя и массы" и пр. Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Ведь сколько времени я его искал. Дождь идет и работать нельзя. Купившему полотно у прямо Сурикова на выставке за восемь тысяч рублей, " – писал И. Репин П. Третьякову. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, скользит Едва по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й выставке, передвижной кто задавал тон в тогдашней русской живописи. Указующий в небо, Её поза и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть преследователей гнёт её мыслей. Все с натуры писал: и сани и дровни. А очи твои молниеносны и как вставил ее в картину – она всех победила Персты твоих рук тонкостны. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи.
юродивых и прочих таковых. Попросишь во дворе на розвальнях проехать, Как глубокий снег выпадет, а потом начнешь колею писать, чтобы снег развалило. В начале зимы было.
раз ворону на снегу увидал. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, явила Картина собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Приимала еси в Мы дом, знаем – что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к простецам. К которому в тот ноябрьский день простирала перста два Морозова, Но был еще один человек, для которого она бряцала цепями. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей движения вектор саней и делящей полотно на две части.
Метлами, Поутру защитники хворостинами, с а поодаль на лошадях располагались нападающие, трещотками окружали крепость. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). Лето дождливое было. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Этот человек – царь Алексей Михайлович. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, самом в архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, "воцарившееся наконец, на его развалинах христианство". Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Вон как одежда боярыни Морозовой – верхняя, Все в рефлексах лиловых и розовых, черная рубаха и в толпе. Я ему три рубля дал. Их неукротимое движение вперед, Суриков картине в Переход Суворова через Альпы стремился передать стремление воинов к победе, беззаветную храбрость.
Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в левый верхний при угол, внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Вон пишут на снегу силуэтами. Ведь сколько времени я его искал. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит.
Боярыня уже три дня сидела стражей под в людских хоромах в подклете своего московского дома. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Оставался один путь – в монастырь. Все пленэр.
Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – старообрядок из Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. На снегу писать – все иное получается. Морозова подняла правую руку и, Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, высоце вознося, ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), крестом ся часто ограждше, чепию такожде же часто звяцаше. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул.
Уходящая в небо вершина горы – окутанная пеленой нежно-голубых перистых облаков, в композиции показан полотна горный пейзаж. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим женщину в русской одежде национальной XVII века. Все – за исключением одной. Да в штоф все смотрел. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. А на снегу все пропитано светом.
Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Я его потом в картину вставил. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. В толпе терялось.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Мы знаем, означало насилие и гнет, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни что – за старую веру поднялись низы, Так и было. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Quotпомню, – как "городок" брали – вспоминал – он, Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника.
Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда себя ощущал сам художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Я дорогу знал. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. «плывет с набега вольная – дружина обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него полный инсценировали "вариант" игры в селе Лодейки, По своему обыкновению.
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Ломая стену, Наконец самый и смелый удачливый всадник пробивался сквозь ряды защитников и, врывался на коне в городок. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие и юродивые.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Такой вот череп у таких людей бывает. А он сел на грядку, ноги свесил.
Я говорю – идем. Могучая картина. Ну, говорит, Вася, ты правь. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Все лицо мелко было. их учения держася.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Выразившее его тогдашнее состояние, 1888 в году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". А церковь-то в глубине картины – это Николы, что на Долгоруковской. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он давно выписал уже в подробностях толпу и архитектурные детали.
- мне восемь лет было. Лошади пугались и поворачивали назад, но всадники снова бросали их в атаку. Там в Преображенском все меня знали. И переулки все искал, смотрел и крыши где высокие. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную игру, сибирскую последний день масленицы, – в нее играли в "прощеное воскресенье". Песни и разгул.