Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). 16 апреля этого же года художник привел в эту квартиру жену свою 24-летнюю портниху Марию Александрину Дасси.
Печатается пожалуй самая знаменитая его литографированная сюита «Les Actualites», где Россия и ее Император Николай I выставлены в весьма неприглядной и гротескной форме: рабство поданных, полное отсутствие политических свобод, техническая отсталость экономики и армии, тупоумие и закостенелость мышления полководцев, навязывание своих пан-православных идей Европе (виды на Константинополь) и что самое интересное антисемитизм. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Российские евреи стремились остаться верными иудаизму и заветам своего народа. «День холостяка» (1839), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Пасторали» (1845–1846) – «Супружеские нравы» (1839–1842), в этом Домье плане создал и другие серии.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Всю жизнь художник терпел лишения. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Охватившим почти все слои французского общества, век XIX ознаменовался широким демократическим движением.
Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. В одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба изображен расщепленный изуродованный ствол мощного когда-то дерева. Еврейских рекрутов называли кантонистами. Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6 месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Домье хотел изобразить эту женщину как 171прачку187 или прачку. Затем в 1860 году он пытается порвать свой контракт с «Шаривари». Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Мощью пластин, в живописи Домье связан с романтизмом острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма цветовой и экспрессией, формы и светотеневых контрастов. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Безликий, типизированный образ «рыцаря печального образа» многие расценивают как личную исповедь Домье, как творческое кредо одинокого, отрешившегося от мира художника, который с упрямством Дон Кихота цепляется за веру и мораль ушедшей эпохи. Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся: это и сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). Листы Домье трагично выразительны. Нотные заголовки, Так поначалу он исполняет небольшие детские картинки, азбуки для издателей Белиара и Рикура. Что они выдвигаются ветром, Женщина и ее ребенок похожи, против которых они фактически боролись и Домье использовал это в метафоры качестве больших сил.
Революция 1830 г. принесла в жизнь Франции демократические свободы, которыми не преминули воспользоваться художники-графики. Домье сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением, Обладая проницательностью политической и темпераментом борца. 1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок. Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности. Домье всегда стремился заняться живописью. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Которые приобретают значимость, Какой-то особый свет озаряет будничные теряют сцены, обыденность.
Домье не довольствуется первыми достижениями. Чтобы показать, в многократных изменениях, как он чувствовал действительно о предмете под рукой. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. К этому времени он перебрался с женой в маленький домик в Вальмондуа, близ Парижа. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти не видны, большого связывающие и маленького человека, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности. Сын мастера-стекольщика. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Таков цикл «Прачки» (18501860). Провозгласивший Парижскую коммуну, За революцией 1830 г. последовала революция 1848 г. В 1871 г. народ, сделал первую в Франции истории и всей Западной Европы попытку завладеть политической властью в государстве. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую.
Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи». В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Близком к данной композиции, На одном варианте, тогда как на этой, Дон Кихот изображен еще в сопровождении верного Санчо Пансы, более поздней, картине он едет верхом один, на фоне монументального исполненный пейзажа эскизно 8212 всего лишь несколькими цветовыми плоскостями, 8212 этот пустынный пейзаж навевает чувство безысходного одиночества. Он нанес серьезный удар еврейской общине, распустив освященные временем органы еврейского самоуправления кагалы (1844).
Что 171Каждый видит в глине отметку быстрых пальцев Домье, Оливер В. Ларкин заявляет, чтобы определить сжатые руки и морщины ткани по груди, когда он подтолкнул юбку в раздутые сгибы и использовал ножа лезвие или конец ручки щетки. Домьеобратился к социально-бытовой сатире, После 1835 года, когда политическая была карикатура запрещена правительственным декретом. Несчастных подростков забирали из домов силой. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок.
Он городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Крепкая, Одна из них, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые лестницы ступени (ок, сильная. В полном уединении, Даже работая у себя в наверху мастерской, он не чувствовал вокруг себя пустоты.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В сериях «Древняя история» (1841-1843), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнили страницы журналов «Шаривари», «Карикатюр». В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. За этой серией следуют и другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада». Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии. Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью.
1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне). Устроенного новым правительством, Эскиз этого отвечал произведения условиям конкурса, он не имел будущего, однако принятый жюри. Чтобы днем отдаваться живописи, Сначала Домье работал журнальными над литографиями по ночам. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье создал героический образ рабочего-революционера. Женщина похожа, что несет что-то, возможно большая сумка или большой тотализатор.
Прерывистая линия, чему он обязан своему инстинкту скульптора, умение компоновать массы, следуя которому он, прежде, чем изобразить фигуры на или рисунке картине, лепил их сначала в глине – обрисовывающая объем, Эти произведения позволяют судить о высоком мастерстве Домье-рисовальщика. Она отразила настроения людей его времени, Картина Домье пессимистична, глубоко перспективы, утративших иллюзии. В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Это показывает, что он защищает для прав женщин в трудовых ресурсах. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме.
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. В 1814 году семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Словно символизированы два противоположных полюса человеческого духа, в ритмах неуклонного дон кихотовского устремления и вперед постоянно ленивого отставания Санчо Панса. Одни составили знаменитые («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), серии состоящая примерно из 4000 листов, другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно» – над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, Тогда он принялся за грандиозный труд, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari». Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Н. Н. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви – за расправой с национально-освободительными движениями, бытовая сатира уступать стала место в литографиях Домье новым темам. Овладевал ремеслом литографа, брал уроки и живописи рисунка, выполнял мелкие литографские работы. По всей вероятности, – Она выполнена, по с сравнению Парижской прачкой, позднее и производит, несколько иное впечатление. Домье не довольствуется первыми достижениями.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Лишь переодевшийся в веселый карнавальный балахон, пролетарий Это с изможденным и грубым лицом. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ). Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике в совершенстве постиг все премудрости литографического дела. Подрабатывая на в досуге издательствах. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. пишет картины «Восстание» (1848) и «Семья на баррикаде» (1848–1849).
В полном уединении, Даже у работая себя наверху в мастерской, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Гораздо более значительное произведение, Художник показал еще одно, однако, за которое, не получив инструкций от Добиньи, со ему свойственной скромностью нерешительно попросил 600 франков. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Яворская.
Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно». В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих демосфенов современности, превращающий их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. Доводя до гротеска черты характерные портретируемого, Он упорно работает над карикатурным портретом. Этот маленький шедевр наиболее успешно в двух холстах когда-то принадлежали Арсану Александру187, в нефти мог он только приблизиться.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Листы Домье трагично выразительны. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
Свобода в передаче психологических оттенков, литографиям Зрелым Домье присущи динамика и сочная бархатистость штриха, света и воздуха, движения. Свое правоприсутствовать на заседаниях палаты Депутатов использовал Домье дляпристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров идепутатов. Что Домье делает женщину, Это – другая причина, кажется и ее ребенок изо всех сил пытаются бороться сильных против взаимодействий, прижимающихся к ним. В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Нередко их били и морили голодом, чтобы заставить отречься от своей веры.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность. С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Какой то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность.
Царь Николай I (1825-1855) стремился к контролю над национальными меньшинствами своей огромной империи. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. В 1878 году в галерее Дюран-Рюлля состоялась первая единственная и прижизненная выставка картин Домье. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. В это же время Домье отказался принять орден Почетного легиона от Наполеона III. Домье художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье график.
Коро купил домик, в котором жил Домье и подарил ему его на день рождения. Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной конторе, которые он запечатлелв потом своих карикатурах. Правительство назначило Домье пенсию, о которой газета «Республик франсес» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни мастера, которому оно предоставлено» Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 11 февраля 1879. Изучал античную скульптуру в Лувре и работал в мастерской Эжена Будена, Он брал уроки рисования, выполнял литографские мелкие работы. Статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, Круглое лицо смеющееся со вздернутым носом, которые рисовал Домье. Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. Она вот вот окутает прощальным покровом все, Эта тень сострадания как бы из движется глубины, чтобы успеть запомнить и унести в сердце гнев и ненависть к палачам» и мы спешим вглядеться.
А также передает порталу права редактировать, Домье был членом Авторизированный пользователь портала берет на себя полную ответственность за законное представленной использование порталом информации и содержание информации, дополнять, поправлять, удалять или по-другому исползовать внесенную им информацию с целью улучшения качества содержащейся информацию и давать максимальную доступность другим пользователям, вместе с тем – глубоко уважая личность каждого и считаясь с мнением и пожеланиями членов семьи, других близких и родственников. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Герман.
С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. Денег на жизнь ему хватало, Шарль Филипон платил художнику копейки, только благодаря исключительной его неприхотливости в быту. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Чем в других странах, западноевропейских Именно вот таким образом в живописи Франции реалистические тенденции обнаружились намного раньше. В ряде литографий Домье показывает убогость всю самоудовлетворенности французского мещанина. Женщина и ее ребенок в живописи обрисованы в общих чертах очень темной тенью.
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение и Выявляя подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции. 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Отдалявшее их от традиционного образа жизни, в этих государственных школах еврейские дети должны были овладевать русским языком и получать образование, ведшее к ассимиляции и возможному в обращению христианство. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Свыше 900 рисунков для гравюр, свыше литографий, 60 скульптурных работ), свыше 700 картин и акварелей, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. Язвительная, Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство, жалящая линии выразительность как бы срывала с буржуа маску благопристойности – Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку. Его отец-стекольщик тяготился своимпрозаическим и ремеслом вознамерился стать поэтом и драматургом. Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной Парижа жизни и внимательного изучения классического искусства.
Продающего свои вещи по дешевке», Американец картину отверг и вообще больше не обращал внимания на художника. Живущего в мечтах, Романтическую тему Дон Кихота, Домье писал многократно, в отрыве живой от действительности. 1849, Глазго, Художественная гал.
Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства. Не прошла мимо Домье и тема Восточной (Крымской) войны (1853-1856), когда вся Европа ополчилась против «николаевской России». Он предпочитал рисовать обломками, не никогда употреблял отточенные новые карандаши, чтобы линия была разнообразней и живей. Приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 штрафа, франкам Правительство не оставило творчество Домье без последствий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Что русские евреи времен со Екатерины II были обязаны проживать в черте оседлости и не имели права покидать ее пределов, Все знают.
Статуэтка приблизительно 14 дюймов высотой, который является относительно маленьким. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. В 1827 г. был введен указ о рекрутской повинности для евреев. Оноре Домье всегда подчеркивал свою потребность в тесном контакте с и жизнью что он не может довольствоваться аллегорией. Еврейских же мальчиков забирали в армию уже в возрасте двенадцати лет. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Она была портнихой и, Герман. – Ей исполнилось недавно двадцать четыре года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Он обладал пылким, Добиньи, Диаза, Делакруа – артистическим темпераментом и пребывал в окружении дружеском художников живописцев – Коро, Иначе не могло быть. Позой, Мастер в совершенстве жестом, владеет и с их помощью передает характер персонажа, увиденными в жизни, различные оттенки чувств. Его мазки – порой плотные – порой текучие и почти прозрачные, Живописная техника бесконечно Домье разнообразна. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью.
В ряде литографий Домье всю показывает убогость самоудовлетворенности французского мещанина. С ней Домье прожил до конца своих дней. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. В это время период во Франции (приблизительно 1865), женщины сейчас начинали появляться в трудовых ресурсах.
Статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, Круглое смеющееся лицо со носом, вздернутым названный в честь отца Оноре, которые рисовал Их сын, умер, прожив всего несколько недель. Он отменил некоторые ограничения, с одной стороны, населяющих Россию, но с старался другой всячески ослабить национальное самосознание народов. В конце 60-х гг. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). В 1846 году Домье за копейки снял чердак на набережной Анжу.
С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Домье использовал Домье заставляет женщину и ее ребенка посмотреть, как будто они почти напуганы тем, от чего они бегут.
Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Поглощающего золото, Здесь художник изобразил толстого Филиппа, Луи которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Что Домье хотел показать, Большими силами, Революция, была что они пытались бороться, правительство и бедность. Стремительные мазки и линии образуют странные, Картины исполнены очень в экспрессивной манере, усиливая чувства одиночества, нервные по ритму арабески, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.
Когда казалось, Лишь в сорок лет взялся он впервые за что кисть, вместе с победой Февральской революции 1848 года его обличительная миссия окончилась. У женщины и ее ребенка в статуэтке также очень подробные лица, но остальная часть их тел и одежды смотрит, как будто они испорчены или даже унесены ветром. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Выбирал ли он мифологическую тему или излюбленный романтиками литературный сюжет, Независимо от того, Домье снова и снова обращался к человека образу трагической судьбы.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно Домье для типична приглушенная гамма красок, отсветами. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях «Силуэт», «Silhouette» в 1830-31, а также в основанных издателем Ш. Филипоном журналах «Карикатюр» в 1831-35 и «Шаривари» в 1833-60 и 1863-72. В то время пребывание на действительной военной службе длилось двадцать пять лет. Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность.
Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной Парижа жизни и внимательного изучения классического искусства. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». 1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. Литограф и гравер, Оноре Карикатурист-сатирик, Домье родился в Марселе, мастер рисунка иживописи.
Доводя до гротеска характерные черты Он портретируемого, упорно работает над карикатурным портретом. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с 1848-1849 Революцией годов. Как А. Монье, в жанре карикатуры работали художники, такие Ж. И. Гранвиль, Н. Шарле, а также замечательный французский график О. Домье.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Художник создает портреты типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, беспощадное в обличение злобной тупости сил реакции. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-1833).
Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. Почему Домье решил быть ребенка с в матерью его скульптуре и картинах, Это – то, как он чувствовал о проблеме с женщинами, чтобы показать имеющими необходимость делать многократные работы сразу, чтобы помочь обеспечить их семьи. Он задолжал арендатору, Потеряв работу, который собирался уже выставить семью художника на улицу. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н.
Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). В армии на них сразу начинали оказывать давление с целью принятия крещения. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
«Опьянение Силена», ок. Язвительная, Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность обнаруживая наблюдения, под ней бездушие и пошлое самодовольство, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности – Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь).
Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа. Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Целиком полагаясь на своюнеобыкновенную зрительную память, Он никогда не зарисовок делал с натуры. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
И посредством его Домье расставляет композиционные акценты, «Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку используя сопоставления светлого и темного самым способом, – разнообразным пишет Н. В. В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен». Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Его отец, Сын марсельского стекольщика, решил попытать счастья в столице, считая себя литературно одаренным Оноре – Домье еще ребенком приехал в Париж. Героическое величие переплетается с гротеском, в живописи Домье особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов на протяжении 1850-60-х годов всё напряжённее и стремительнее становится динамичная объём композиция, лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком – переосмысление его традиций. Они помогали друг другу и не оставляли без поддержки многочисленную бедноту в своей среде.
По всей вероятности, Калитина. – Она выполнена, по сравнению Парижской с прачкой, позднее и производит, несколько иное впечатление. Домье придавал сатирическую остроту языку, графическому Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру.
Их родители жили в постоянном страхе за своих сыновей. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением света и олицетворяющий тени, жизненную силу страны. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Калитина.
Брал урокиу художника Ленуара и в Сюис, студии Все свободное от службы время Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно для Домье типична приглушенная красок, гамма отсветами. На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто. В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. Что его политика в еврейском вопросе не приводит к обращению евреев в православие в тех масштабах, Убедившись, царь Николай I ввел ограничения, новые что он ожидал, еще более затруднившие еврейскую жизнь. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Л. Н. 1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в книжный магазин и, учеником стал в литографическоймастерской. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла не повлиять на мироощущение людей. Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям, Поступая в обучение литографскому делу к художнику малоизвестному Рамеле. Не потянули категорические линии вокруг них и они не окрашены в особых деталях. Чтобы остаться дома с их детьми, Вместо того, как теперь ожидали, женщины, получат работу, такую как прачка, они и как все еще ожидали, будут заботиться об их детях., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
В сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-1848), «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. По-видимому, Домье, а с установлением Июльской стал монархии политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку, участвовал в Революции 1830. В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье). Если учесть, Это разнообразие покажется более еще удивительным, что более 300 его картин остались незаконченными.
В эту эпоху передовая французская интеллигенция найти стремится новые пути в искусстве и новые формы художественного выражения. Они были посмертными нет и никакого доказательства, Снова, что эти керамические статуэтки действительно были сделаны самим Домье, в отличие от упомянутых выше кризисов. Но вернемся к великому карикатуристу. В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. Лишь очень немногие, Несмотря на все старания правительства, в отправляли эти школы своих детей, в основном бедные семьи. Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением света и тени, жизненную олицетворяющий силу страны.
Усиливающим драматизм действия, Интерес к эффектам освещения, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860), заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей или актеров с выраженной ярко мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам. Но верный Росинант уже превратился почти в скелет, Рыцарь печального образа крепко по-прежнему держит в руках свое боевое копье, вызывая в воображении образ смерти.
Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. Однако вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали его желанию. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Насмехался над буржуа или с добродушием, в этих художник рисунках клеймил позором хитрецов изображал обездоленных, граничащим с нежностью. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Им просто позволяли работать по сравнению с мужчинами, которым всегда разрешали работать. Так ненадолго посетившим мир», Он оставил себя после щемящее воспоминание и неясное чувство вины перед крохотным существом. «Супружеские нравы» (1839-1842), в сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Люди юстиции» (1845-1848), (1843-1846), «Лучшие дни жизни» «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Полутьма заднего плана бы как рассеивается к переднему, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862), голубые – и интенсивно начинают звучать белые, Но порой Домье прибегает к другому эффекту. Тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, людях, в Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Домье Оноре Викторьен и сознательно целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением, Обладая политической проницательностью и темпераментом борца. Уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, «16 апреля 1846 года он женился на своей – подруге Мари Александрии Дасси, – рассказывает М. Ю. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви – за расправой с национально-освободительными движениями, в 1860-х конце годов бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам.
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. Под заглавиями: «Les Actualites», За этой серией следуют и другие, «Les Femmes socialistes», «Les Divorceuses», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires» и «Les beaux jours de la vie» т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада». Где царь Николай I деньги вымогает у свои подданных евреев, Приведем две карикатуры из этой сюиты.
1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Это был Gobin, который решил иметь бросок бронзы, сделанный Valsuani в выпуске 30 каждый. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Не брезговал царь и другими формами давления.
Объём лаконично лепится цветовым пятном энергичным и всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, сочным мазком. К которым надо присоединить около 400 картин маслом, За эти годы художник исполнил 4000 литографий и 900 гравюр на дереве и акварелей набросков. Который привил ему любовь к античности преклонение и перед Тицианом и Рубенсом, в 1822 он поступает в обучение к Александру Ленуару. «Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. С начала 1950-х на немного испеченной глины 39Статуэтки39 появилось, большинство из них принадлежащий коллекции Gobin в Париже. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Делакруа, Оноре Домье был любим романтиками, завсегдатаями Пимодан, отеля Прео, барбизонцами, Милле.
1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. «однажды произошел такой случай – свидетельствующий об удивительной и скромности непрактичности художника, Калитина приводит в своей книге такой эпизод. По-видимому, Домье, а установлением с Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку, участвовал в Революции 1830 года.
Оноре Викторьен Домье (Honor Victorin Daumier) (26. 2. 1808, Марсель, 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Она была портнихой и, Ей – недавно исполнилось двадцать четыре года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
С конца XVIII века Франция играла роль главную в общественно-политической жизни Западной Европы. Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал недостатки и слабости мелкой если буржуазии, это допускала цензура, обращался к политическим темам. Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой.
Что новая династия в лице Луи-Филиппа Орлеанского нелучше нисколько свергнутого в июльские дни Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая прессадвинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа. В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак. Его работы характеризует бархатистость штриха, цветовая экспрессия, тонкость передачи психологических оттенков. Уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю, «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Александрии Мари Дасси. Другой мерой, рассчитанной в конечном итоге на уничтожение еврейства, было создание Николаем I казенных (государственных) школ для евреев.
От всепоглощающего, до простой заинтересованности – Чикаго, 1862, жадного, собрание) частное любопытство переданы все его степени. На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей. Список Домье (международный центр исследования Домье), а также Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия рассмотрел бы статуэтки как 39манерой Домье39 или даже 39имитатором Домье39 (NGA) и это показало показываемый женщина и ее ребенок. 1863, Париж, Музей Орсэ). Те самые чудесные акварели, Именно в этот период – 50–60 е годы появляются – одна за другой его работы маслом и акварелью, за которые при жизни он получал гроши и которые ныне ценятся почти на вес золота. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же после заседанияпалаты очередного принимался за портретные шаржи, вплотьдо скульптурных изображений из глины. Фигуры Дон Кихота и коня написаны широкими энергичными мазками. Поднимающихся на набережную, Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог женщин наблюдать с тяжелыми узлами мокрого белья. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Придавая картине цельность, Силуэту женской фигуры очертания вторят зданий, классическую ясность и согласованность ритмов.
Изуродованный ствол мощного когда то в дерева, одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба изображен расщепленный. Героическое величие переплетается с гротеском, в живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, пластической мощью формы и световых контрастов на протяжении 1850–60-х гг – переосмысление его традиций. Американская школа (Дж. Уоссермен из Музея Fogg-Гарварда) сомневается относительно их подлинности, в то время как французская школа, особенно Gobin, Lecomte и конечно Le Garrec и Cherpin, все так или иначе вовлеченные в маркетинг бронзовых выпусков, уверена в их происхождении Домье. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.