Описание картины Никола Пуссена «Смерть Германика» не уместить и в цикл статей. К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи. Впрочем, мы сегодня вспомним и описание картин Николы Пуссена.
В начале 1626 года Никола Пуссен пишет на заказ картину «Разрушение Иерусалима», правда она была утрачена. Герои «Метаморфоз» римского поэта Овидия, трагически погибая, Полотно «Царство Флоры» из Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в художественном наследии Никола Пуссена (1594-1665). Если говорить об описании картин Никола Пуссена, то стоит отметить, что он рисовал великодушных героев, способных на самопожертвование, он воспевал совершенство и абсолютные идеалы долга, патриотизма, духовной чистоты.
Эрмитаж «Смерть Сапфиры», Париж, Лувр «Отдых на пути в Египет», Санкт-Петербург, Гос. Видя в нем своих воплощение собственных эстетических идеалов, Здесь Пуссен с увлечением отдается изучению античного наследия. Пуссен стремится к предельной досказашюстн, скульптурной определенности форм и четкости моделировок. Разделение на планы подчёркивалось и цветом. Вершиной пейзажного искусства мастера являются четыре картины изображающие времена года (16601664, Лувр), в которых глубокие философские идеи жизни и смерти выражены в величавых и выразительных образах природы.
Но к этому времени относится и «Снятие со креста» (ок. С конца 1640-х годов важную роль в творчестве мастера играет пейзаж. Он является основателем такого стиля живописи как классицизм. Написанных в последние годы жизни художника, Это чувство тайны и огромной силы является природы характерной чертой пейзажей Пуссена. Чеканный рисунок, Тщательно отобранные детали, ровное рассеянное освещение – все это создает определенный возвышенный строй, уравновешенность фигур в чуждый пространстве, всего суетного и преходящего. То в провинции, После и краткого малоудовлетворительного пребывания в мастерской портретиста Фердинанда Элле и лотарингца Жоржа Лаллемана Пуссен обретает самостоятельность и работает то в Париже, принимаясь за любые заказы.
Он пишет картины на сюжеты «Жизнеописаний» Плутарха («Перенесение тела Фокиона», Великобритания, собрание Плимут «Пейзаж со вдовой Фокиона», Великобритания, собрание Девоншир) и на темы высокой морали, заимствованной у античных авторов («Завещание Евдамида», Копенгаген, Гос. Концепция серии также оригинальна. Эти картины стали лучшими пейзажными работами художника. Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством школа королевы Вуе. И в 1639 Пуссен был приглашен в Людовиком Париж XIII и Ришелье, в последующие годы связи с Францией упрочились.
В начале 1620-х Пуссен приехал в Париж, где обучался у художника Жоржа Лаллемана. Среди художников следующего поколения Энгр называл его одним из своих богов. (Спящая Венера, Картинная галерея, Дрезден Нарцисс и Эхо, Лувр, Париж Ринальдо и Армида, . Однако в конце века, с изменением вкусом, отношение к искусству Пуссена также изменилось.
Он обратился к ремеслу живописца в мастерской Варена, Кантена Получив гуманитарное образование в Руане. В центре картины, на высоком царском троне, – Соломон, облачённый в ярко-красные одежды. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима», которая также не сохранилась, но позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств). В XVIII в. французская критика превозносила Пуссена, но художники игнорировали его уроки и в эпоху Фрагонара и Буше его влияние было очень невелико.
В 1632 г. Пуссен был избран членом Академии Св. Луки. В живописи Пуссена античная тематика преобладала. Пуссен размышлял над цикличным развитием природы. Господствующий в произведениях Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека «Спасение Моисея» (Лувр, Париж), «Моисей, очищающий воды Мерры», «Мадонна, являющаяся св. (1649, Эрмитаж), «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (1649, Москва, ГМИИ), в котором величественная природа служит ареной для одного из подвигов Геракла, мирный и радостный «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» (ок. Последователи Пуссена и прежде всего деятели французской Академии восприняли в основном внешние лишь стороны искусства великого мастера, Правда, превратив его художественные принципы в застывшие схемы. В картинах чётко отделены пространственные планы: первый план равнина, второй гигантские деревья, третий горы, небо или морская гладь.
В судьбе молодого Пуссена важную роль сыграл неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино (1569-1625), находившийся на службе при дворе Марии Медичи. Новым провалом стал отказ Пуссену в росписях капеллы в ц. Сан-Луиджи леи Франчези этот был заказ передан Шарлю Меллену. Пушкина позволяют проследить эволюцию мастера, демонстрируя разные грани его таланта. (Лувр), выполненная, по-видимому, в начале 1650-х годов.
«Пейзаж с Геркулесом и Какусом» хронологически завершает творчество Пуссена, пять картин в собрании ГМИИ им. Характерное для многих ранних работ, Значительное красочных разнообразие сочетаний, строящейся на сопоставлении больших планов локальных цветов, уступает место более рассудочной и отвлеченной колористической системе. Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности гармонии, композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Одна – «Хранители.
Но лучшие картины Пуссена написаны на более поэтичные сюжеты. Мысль о бренности человека и проблемы жизни и смерти легли в основу раннего варианта картины «Аркадские пастухи», около 1629-30, (собрание герцога Девонширского, Чатсуорт), к которой он вернулся в 50-е (1650, Париж, Лувр). Голубая лента, Золотистые волосы в развиваются ритме танца, передает кружение Флоры, украшающая одеяние.
Он сознательно исправлял природу, Создавая идеальные образы на основе реальности, принимая из прекрасное нее и отбрасывая безобразное. Действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе. Его упрекали в тяжелом характере («Автопортрет», Париж, Лувр) и в резкости отзывов о других художниках.
Показательным является тот факт, что во время судебного процесса в документах, в которых фигурировало дрезденское полотно, Вальгуарнера назвал картину «Весна», а сам Пуссен – «Садом цветов». Не закончены, художественный музей а также росписи в Большой галерее позже Лувра, погибли). Проследим творческий путь выходца из Нормандии, рожденного в Андели. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования. Никола Пуссен дважды тщетно пытался отправиться в Рим. Но вскоре культурная ситуация изменилась.
В эти годы у Пуссена проявляется и талант рисовальщика. Делакруа восхищался Пуссеном и ему посвятил одно из своих лучших эссе, Несмотря на споры классицистов и романтиков. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Идея картины – служение долгу. Чередование планов подчеркивалось полосами света и тени, Пейзажи Пуссена многоплановы иллюзия простора и придавала глубины им эпическую мощь и величие. «Царство Флоры» истинное наслаждение для глаз.
Его жизнь очень Он неуравновешенна, был пылким, он участвовал в многочисленных драках с членами антифранцузской фракции. Общий план показывает красоту природы библейский сюжет сочетается со средневековыми категориями и античной мифологией, так, в «Весне» изображен Аполлон вместе с Богом-отцом: виноградные гроздья символизируют в «Осени» как Вакха, так и кровь Христа. Художник не следовал строго литературному источнику, создавая живописную «поэму», по-новому трактуя миф. Несмотря на это, Однако, рисунки Пуссена характеризуются непосредственностью большой и эмоциональностью.
Несмотря на трагическое содержание, художник Однако, повествует о столкновении жизни и смерти спокойно. Пуссен отказывается от темных, непрозрачных теней в изображении одежд и от темных фонов. Цвета более холодны, Композиции более просты и статичны, а в фигурах влияние чувствуется римской скульптуры. Все освещено улыбкой Флоры и лучезарным светом исходящим от бога солнца Аполлона. В это время Пуссен создаёт станковые картины главным образом среднего размера, но высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи, поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита («Вдохновение поэта», (Париж, Лувр), «Парнас», 1630-35 (Прадо, Мадрид). гал. и «Триумф Вакха», Канзас-Сити, музей).
Современник художника Джованни Пьетро Беллори писал: «Из этих рисунков вполне явствует, насколько это было для него Пуссена плодотворно, насколько обогатилась его память хорошими примерами Рафаэля и Джулио Романо и, наконец, насколько под воздействием Марино он проникся поэтическим настроением, которое во всем соответствовало краскам живописи и которое он впоследствии всегда наилучшим образом использовал в своих произведениях». В 1642 году он возвращается в Рим, который уже не покидает до конца жизни. «Времена года» (Париж, Лувр), написанные для герцога Ришелье в 1660-1664, синтезируют в себе все элементы позднего стиля художника. Связь живописи с театральным искусством была закономерной для художника XVII века столетия расцвета театра. В характере образов, Она сказывается общем в жизнерадостном настроении композиций, в сочном горячем колорите, в трактовке пейзажа, свободной живописи и внимании к передаче света.
В Париже Пуссен имел много заказов, но у него образовалась партия противников, в лице художников Вуе, Брекьера и Филиппа Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра. Отвечающем его собственным вкусам и вкусам наиболее близких почитателей, развивал Он свой стиль в направлении. «Весна», Летом 1660 он создает серию «Четыре времени года» пейзажей с библейскими сценами, «Осень», «Лето», «Зима» – символизирующими историю мира и человечества.
Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в этом выявились произведении основные черты классицизма. Никола Пуссен родился в 1594 г. в Лез-Андели, в Нормандии, в семье крестьянина. О ранних годах Пуссена известно совсем немного. Проведенных Пуссеном в Риме после поездки в В Париж, течение десяти лет, он стал одним из ведущих европейских живописцев. Приверженность Пуссена этой философии отражается в его письмах и в его образе жизни. Искусство мастера утверждает любовь как прекраснейшее проявление жизни на земле. Картина «Великодушие Сципиона» из собрания ГМИИ им.
Верных гражданскому долгу, в своих полотнах он совершенных показывал героев, великодушных, самоотверженных, при этом демонстрируя абсолютный общечеловеческий идеал гражданственности, патриотизма, душевного величия. Эрмитаж Мюнхен, Старая пинакотека). Подчиненных простейшим геометрическим формам, Строгая организованность и рассудочность граничат композиций, с ясностью математического расчета. Среди них самым влиятельным был кардинал Франческо Барберини, племянник недавно избранного папы Урбана VIII, для которого он написал «Смерть Германика» (1628, Миннеаполис, Институт искусств).
Особенное впечатление уже в это время производит на него искусство Рафаэля. Пейзажи художника проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Случайное отбрасывается все в его картинах строго обосновано, Изображается только главное второстепенное, рассчитано, продумано, так что содержание воспринимается с большой легкостью.
Он долго колебался, прежде чем покинуть Рим и решился на это только в 1640. В картине художник собрал персонажей эпоса Овидия «Метаморфозы», которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и другие). Ибо мы почти не знаем ранних работ мастера, о характере творчества Пуссена в эти судить годы трудно. Рождающей из пальцев цветы, Фигура богини смещена немного вправо от центральной оси картины взмах ее руки, задает общее движение внутреннее на полотне. Мягкий по колориту и нежный по настроению пейзаж написан довольно условно и больше похож на театральную декорацию.
Который становится для него второй родиной, в 1624 году Пуссен едет в Рим, его вся дальнейшая творческая жизнь связана с этим городом. Называются и другие литературные источники полотна «Царство Флоры» – «Фасты» Овидия, произведения Марино «Адонис», «Роза» и «Европа». В феврале 1945 года бомбардировки после Дрездена англиискими и американскими ВВС картины были перемещены в каменоломни и шахты в различных частях Саксонии. Слева изображен могучий воин Аякс, герой Троянской войны. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого («Отдых на пути в Египет», 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Все ненужное отброшено, Монументальные композиции построены на строгой симметрии и прекрасном чувстве пространства фигуры торжественным подобны мраморным статуям краски прозрачны и даже жестки жесты экспрессивны.
А. С. Тем самым он помогает зрителю предугадать исход драматического конфликта. Напоминая им о неизбежности смерти, случайная Эта находка заставляет задуматься аркадских пастухов. Пуссен закончил работу над «Царством Флоры» в апреле 1631 года. Как только у его жены рождался ребенок, Не желая расставаться с властью, Хронос его проглатывал – он своеобразный придумал выход из положения.
Живописная манера становится все более тщательной и гладкой. В то же время он стремится заявить о себе как о религиозном живописце и даже получает в 1627 заказ для собора св. Стиль Пуссена определяется влиянием Тициана, «Вакханалии» которого из виллы Людовизи в Риме он штудировал и даже копировал. Среди спасенных шедевров «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Портрет мальчика» Пинтуриккио, «Девушка, читающая письмо» Яна Вермера Делфтского, «Святая Инесса» Хусепе де Риберы. А затаенная грусть, Картина отличается необыкновенной замысла цельностью и выполнения, придает ей абсолютно своеобразную прелесть, которой она проникнута. Еще до отъезда мастера в Париж, А. С. Пушкина создана Пуссеном в 1640 куда году, он был вызван Людовиком XIII. Но и сама манера живописца, Французского художника не привлекает только образно-эмоциональная структура работ итальянца.
Ту же идею выражает и композиция пейзажа простая, логичная, упорядоченная. Главным из которых стал Кассиано даль Поццо, Постепенно он перестает добиваться официальных заказов и пишет картины небольшие для частных заказчиков и коллекционеров. Картина раскрывает важную для мастера мысль: герои, страдавшие и безвременно погибшие на земле, обрели покой и радость в волшебном саду Флоры, то есть из смерти возрождается новая жизнь, круговорот природы. В последний период творчества (1650–1665) Пуссен все чаще обращался к пейзажу, герои его были связаны с литературными, мифологическими сюжетами: «Пейзаж с Полифемом» (Москва, ГМИИ им. Создатель французского революционного классицизма, Подлинным его явился продолжателем в конце 18 века Жак Луи Давид.
Шестьдесят лет спустя один из шедевров некогда хранившихся в ГМИИ, – полотно Никола Пуссена «Царство Флоры» – будет вновь представлен в Москве. Содержание его искусства, поздний в период творчества Пуссена углубляется философское, его этическая значимость. Одно из лучших произведений на античную тему «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), написанное по мотивам поэм Овидия, поражает красотой живописного воплощения античных образов. Художник приходит к новому тональному единству.
Они свидетельствуют о необыкновенно тщательной подготовительной работе мастера каждой над его композицией. Композиция картины проста и логична: персонажи сгруппированы возле надгробия и связаны движениями рук. Пуссеновской картине «Ринальдо и Армида», сюжет которой восходит к сочинению итальянского поэта XVI века Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1581), свойственна особая лирическая эмоциональность и ощущение гармоничной близости человека и природы. Не добившись от бога солнца Клития, взаимности, не в состоянии оторвать взгляда от Аполлона, впала в безумие, так и приросла к земле, превратившись в подсолнечник, постоянно поворачивающий свои лепестки вслед за солнцем. Римские ученые, Пуссен трактует сюжеты согласно доктринам и литургии раннего христианства в этом ему помогли его друзья, а также изучение и саркофагов вновь открытых росписей катакомб.
И я был молод, красив, счастлив и беззаботен – помни о смерти. В то же время в таких картинах, как «Смерть Германика» (1627, Рим, Палаццо Барберини), «Избиение младенцев» (Шантильи, Музей Конде), (Эрмитаж), уже проявляются многие черты классицистического стиля строгость и упорядоченность композиции идеализированный характер образов, напоминающих фигуры античных рельефов. Этическая значимость центрального образа и героическое звучание этой композиции многие предвосхищают более поздние работы мастера. Пушкина). В 1635-1636 художник по заказу Ришелье начинает две картины для украшения дворца кардинала («Триумф Пана», Лондон, Нац. А в середине XIX века коллекция была превращена в музеи и для шедевров возвели специальное здание, Редчайшее собрание картин сформировалось XVIII в веке благодаря усилиям нескольких поколений саксонских монархов.
Отличаясь некоторой сглаженностью и даже сухостью, Манера письма, построенной наподобие рельефа, античного соответствует строгой уравновешенной композиции и атмосфере спокойного величия. Усевшись на прибрежную скалу, он заиграл на своей стогласой свирели. В нем проявляются основные черты стиля классицизма, Полотно к принадлежит зрелому периоду творчества Пуссена. Но отличаются от них холодной отстраненностью и спокойной («Св, монументальностью в некоторой мере они продолжают работы 1640-х. Художник понял, строений Сюбле Франсуа де Нойе, которых от него ждали, что работы, абсолютно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. Природа должна была показываться не такой, Согласно доктрине классицизма, а прекрасной и разумной, какая она есть, классики одновременно прекрасным объявляли то, что правдиво, призывая учиться этой правде у природы.
В 1955 году было принято решение вернуть коллекцию. Среди многочисленных рисунков Пуссена лишь пейзажные некоторые наброски выполнены с натуры. Пуссен создаёт произведения, Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные активностью особой цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Эрмитаж). Которая проходила в парижском Гран в Пале 1994-1995 годах, Московские полотна участвовали в монографической выставке Пуссена, приглашают их и в другие выставочные проекты в России и за рубежом.
Но обстановка маленького нормандского городка мало способствовала его развитию, Пуссен почувствовал рано интерес к искусству. Он исполняет серию картин, считающихся шедеврами и два века спустя. Которая на самом является деле матеshyрью живого ребёнка, Лицо Соломона освещённой стороной обращено к той из споshyрящих женщин. Они составляют неотъемлемую часть изображенного ландшафта всегда и подчеркивают и усиливают его эмоциональное звучание, Не играя самостоятельной роли.
В 1665 году он умер в Риме. А остальные фигуры расположены по кругу, Танцующая Флора находится в центре, позы их и жесты подчинены единому ритму благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Вдохновленных греко-римской культурой и в стоицизмом, особенности Эти торжественные композиции продолжаются в серии картин. Не оказавшего на него заметного влияния, Получив первые уроки у провинциального художника Варена, по сути дела, Пуссен в дальнейшем художник как формировался, самостоятельно.
Но его не и любили у него не было последователей, Пуссен пользовался уважением среди художников. Изолированный от римского общества, Он жил как посещая отшельник, только нескольких близких друзей и полностью отдаваясь творчеству. Показывая и воспевая примеры высокой морали, Своими произведениями он совершенную воспитывал личность, гражданской доблести. Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Вместе с полотном «Чума в Азоте» (1630-1631 Париж, Лувр) она составляла пару в собрании Вальгуарнеры.
Не случайно их часто называют героическими. Лежащая в основе этой картины, философская Глубокая идея, выражена в кристально ясной и классически строгой форме. Через что определил дальнейший путь, в изображении фигур он держался антиков, по какому пошла него после французская школа живописи. А. С. Считавших Пуссена своим соперником, к этому еще добавились интриги Вуэ и других художников.
После эйфории, вызванной приемом, оказанным ему королем, кардиналом и сюринтендантом Кор. В 1632 Пуссен был избран членом Академии Святого Луки. Сама природа притихла, внимая музыке, в ней воцарились мир и гармония. Здесь Пуссен передает философские размышления на темы смерти и бренности бытия.
Фигуры молодых людей похожи на античные скульптуры. Позднему творчеству Пуссена принадлежат также и религиозные сюжеты. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV, дал сыну неплохое образование. 4 ноября 1955 года коллекция вернулась в Дрезден. Впоследствии вошла в собрание Дрезденской галереи, в 1716 году была приобретена в Париже бароном Раймоном Пла Ла для Августа II Сильного. Будучи уравновешенно скомпонован, Пуссен скончался 19 ноября 1665 г. С его именем связывают возникновение так называемого 171героического жанр, пейзажа187. Новый своими гармоническими и величественными формами служит сценой для изображения идиллического золотого века. художественный музей). Шотландии в Эдинбурге).
Это Хронос, римлянам известный как Сатурн. Как следствие, Этот брак дал художнику небольшое приданое относительную и, свободу творчества. Расчленив его на ряд планов, Художник расположил фигуры и предметы неглубоком в пространстве.
Исчезают строго выстроенные планы и архитектурные мотивы, Действие отступает на второй план, цель изображения – сама природа ее в первозданности. Иногда это были полотна на традиционные религиозные сюжеты («Триумф Давида», Мадрид, Прадо Лондон, Картинная гал. Значение Пуссена в развитии французского искусства огромно. Незадолго до этого путешествия Пуссен начал для Кассиано даль Поццо семь картин изображающих «Семь таинств» (пять хранятся в Великобритании Бивер Кастл, собрание Ратленд шестая картина, находившаяся там же, утрачена «Крешение» – Вашингтон, Нац.
Сохранилось совсем немного живописных произведений Пуссена, относящихся к этому раннему парижскому периоду, одно из которых – «Успение Богоматери» для собора Парижской Богоматери, обнаруженное около пятнадцати лет назад в бельгийском Стерребеке. Его аллегории навеяны сочинениями поэта и философа Томмазо Кампанеллы, что видно в картинах «Рождение Вакха» (Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг) и «Аполлон и Дафна» (Париж, Лувр). Которым присущи черты барочного («Мучение пафоса св, Он пишет ряд больших картин на религиозные сюжеты. В трактовке форм линейно-пластическое начало все более доминирует над колористическим. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Расчленив его на ряд Художник планов, расположил фигуры и предметы в неглубоком пространстве.
Первым его преподавателем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649). Картины были наидены советскими воисками, что помогло сохранить коллекцию. «Пейзаж с апостолом Матфеем», Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо создал Пуссен цикл картин «Семь таинств», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств) – в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм. Которые художник получил в Париже, Однако почетные заказы на декоративные работы, а придворные интриги делали мучительным пребывание Пуссена при дворе, мало соответствовали склонностям его и характеру дарования. С этого времени античное становится искусство для него образцом в его творческой деятельности. А. С.
Во второй половине 40-х по заказу Кассиано дель-Поццо Пуссен создал цикл картин «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств). Как исторический художник, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. Так появилась система, названная позднее «пейзажной трёхцветкой»: в живописи первого плана преобладают жёлтый и коричневый цвета, на втором тёплые и зелёный, на третьем холодные и прежде всего голубой. Трактовка пейзажных форм отличается ясностью и строгостью очертаний, четкой пластичностью. Ее брат, Гаспар Дюге, стал впоследствии учеником Пуссена. Согласно греческому мифу, Хронос был до Зевса царем богов.
Источником вдохновения послужила 8-ая книга «Энеиды» Вергилия. Монументальность и ясность пространственного построения, Пуссена Пейзажи отличают широта видения. В этом произведении царит золотистая венецианская гамма, в основе цветового строя лежат два теплых (красный и оранжево-желтый) тона и один холодный (синий).
Но всегда очень свободной, Они выполнены пером и кистью бистром в разнообразной, отличающей от их законченных живописных произведений мастера, эскизной и живописной манере. Создателем и крупнейшим представителем классицизма во французской живописи был Никола Пуссен (15941665). Дочери французского кулинара Жака Дюге, После тяжелой болезни Пуссен женится Анне на Дюге, которая ухаживала за ним во время болезни. Отличная от картин, в них проявляется новая торжественность тщательная и проработка, написанных в свободной манере в начале и в середине 1630-х.
Он никогда не пользовался помощью учеников и не имел мастерской, в от отличие своих современников. Летом 1660 он создает серию пейзажей «Четыре времени года» с библейскими сценами, символизирующими историю мира и человечества: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных периодов в творчестве Пуссена: он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Пейзаж с Диогеном», «Пейзаж с большой дорогой», «Суд Соломона», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет. Под его влиянием Пуссен стал художником-эрудитом, художником-философом, художником «людей вкуса». Вскоре был написан еще один вариант этой картины – «Триумф Флоры» (1631, Париж, Лувр). Идея картины – служение долгу.
В изображении фигур Пуссен следовал идеализированной античной традиции. Чем в поздних фигурных композициях, в своих пейзажах Пуссен более придерживается свободной живописной манеры и значительное внимание уделяет передаче освещения. К позднему творчеству относится «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» (около 1660) – одна из самых выдающихся работ мастера в этом жанре. В результате рождался образ идеального мира, устроенного согласно высшим законам разума1. К числу лучших работ этого круга принадлежат знаменитая «Спящая Венера» (Дрезденская галерея) и «Детство Вакха» (Лувр).
В 1627 Пуссен написал картину «Смерть Германика» по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считается программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Ему предсказали, что его свергнет собственный сын. Как в двух картинах, Иногда, почти скульптурная торжественность деревьев и классический город на дальнем плане подчеркивают героя, величие иллюстрирующих историю Фокиона. Главное новшество – высветление палитры.
Последнюю картину из этой серии – «Крещение» – художник взял с собой в Париж и закончил лишь в 1642. Марино. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.
Мифологические персонажи становятся антропоморфными олицетворениями природных стихий. Некоторые являются простыми аллегориями («Вдохновение поэта», Париж, Лувр Ганновер, Картинная гал. ). Облаков и деревьев, Но их фигуры мифических героев малы почти и незаметны среди огромных гор. Они чем-то напоминают античные скульптуры, Фигуры написаны с помощью и мягкой выразительной светотени. В «Царстве Флоры» сохраняется поэзия и лирика, свойственная работам, написанным под непосредственным влиянием Тициана, но композиция становится более выстроенной, не лишая при этом картины чувства свободы и естественности. Наряду с античным наследием его привлекает искусство мастеров Возрождения прежде всего Рафаэля, а также Тициана и Джулио Романе, а из современных художников работы представителей болонской школы. Которые могли иметь воспитательное значение, Он все чаще обращается к таким сюжетам из Библии античной или истории, добродетели ибо главной целью своего искусства мастер считал пробуждение в своих современниках высоких понятий разума, героизма.
После его смерти картина «Царство Флоры» проходила на нескольких аукционах, до 1686 года была известна во Франции только благодаря гравюре Одрана. Эти годы стали для Пуссена периодом разочарования. Призванная подчеркнуть истинное распределение в ролей картине, Очень удачshyно использована и светотень. Сложность интерпретаций не лишает это произведение легкости восприятия.
Однажды жена обманула его: вместо младенца Зевса подсунула мужу запеленутый камень. Последнее, незавершенное полотно мастера – «Аполлон и Дафна» (1664). На которой зрителям были представлены 350 картин из собрания Дрезденской Галереи, мая 2 1955 года в ГМИИ им А. С Пушкина была открыта выставка. Где получает возможность познакомиться с работами крупнейших итальянских мастеров Возрождения как непосредственно, начале в 1610-х годов он переезжает в Париж, так и по гравюрам.
Однажды он добрался до Флоренции, но по неизвестыным причинам вернулся назад. Составивших содержание его искусства, Для выражения больших морально-этических проблем, строгие, Пуссен находил законченные простые, живописно-пластические формы. Композиции четко делятся на планы они, как правило, ограничены с краев кулисами, в центре дается просвет вдаль. Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей творческого метода Пуссена был но рационализм и в продуманности композиции. Которого он придерживается как в жизни, в это Пуссен время определяет свой путь, так и в искусстве.
Эразма», Ватикан). Изучив пейзажи болонской школы живописи и проживавших в Италии голландских живописцев, Пуссен создал так называемый «героический пейзаж», который, будучи компонован сообразно правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического золотого века. Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников. В Париже Пуссен оставался два года, а вернувшись в Рим, больше не покидал Италии. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма (Смерть Германика, около 1628 институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе барокко (Мученичество свыше Эразма, около 1628-1629, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы. Его слава достигла Парижа и в 1640 году после настойчивых приглашений от имени короля Пуссен приехал на родину.
Наконец, весной 1624 он приехал в Рим после недолгого пребывания в Венеции. Дрезденская галерея – это уникальное собрание живописи старых мастеров. Одна из женщин кладёт руку на плечо своего соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежном конце. Картины Дрезденскои галереи размещены были для надежности в нескольких хранилищах, Начиная с 1939 года.
гал. ). Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства Людовика XIV. Великолепное собрание луврского Кабинета рисунков включает эскизы к картинам и пейзажи. В 1632 году Вальгуарнера умер в тюрьме.
Отныне же пейзаж приобретает особое значение. Где он умер год спустя, Его единственный итальянский друг – Марине был – в это время в Неаполе. Сырость была губительна для полотен, существовала опасность их расхищения. Французские художники и до него были традиционно знакомы с итальянского искусством Ренессанса.
Которые трансформировали греческие и римские мифы в аллегории природы, поздних в картинах Пуссен вдохновлялся сочинениями античных стоиков, предвосхищая ренессансный символизм. По сюжету картины, жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают надгробие с надписью: «И я в Аркадии». Которые стали впоследствии его лучшими клиентами, Но успел он дать художнику рекомендательные письма к римским коллекционерам. В том же году Пуссен уезжает в Париж и, вероятно, живет некоторое время в Руане, где работает в мастерской Ноэля Жувене, дедушки Жана Жувене. Его художественный язык в это время отличается предельной ясностью и лаконизмом.
Их статуарность и близость к формам античным и пропорциям показательны для зрелого искусства мастера, Характер фигур. Рационалистический принцип полностью торжествует в его искусстве. гал. Свет, льюshyщийся слева сверху, связывает фигуру царя с фигураshyми обеих матерей. В «Пейзаже с Диогеном» (Париж, Лувр) пышно разросшаяся зелень выражает идеал философа, считавшего природу основой жизни. Но уже в середине и во второй половине 17 века его искусство очень оказывает большое влияние на многих французских художников, Пуссен почти не имел учеников, а классицистический стиль приобретает во Франции господствующее значение.
Родился в Нормандии. В 1629–1630 Пуссен создает замечательное по силе экспрессии и наиболее жизненно правдивое «Снятие с креста» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Это и определило путь, по которому продолжила свое развитие французская школа живописи. Пейзажи Пуссена проникнуты серьёзным, меланхолическим настроением. В фигурных композициях художник руководствовался исключительно изучением классического искусства (прежде всего античных рельефов) и выработанных на его основе норм.
В первые годы пребывания в Риме Пуссен перед предстает нами как художник с противоречивым характером. Здесь еще больше усиливает торжественность, присущая первой серии. Великан перестал крушить скалы, Укрощенный своим возвышенным чувством, деревья ломать и топить корабли. Кавалер Марино открыл талант «юноши с дьявольской энергией».
(Кстати, хотя герои – из мифа, природа на полотне – настоящая, сицилийская). Барокко, Но они вдохновлялись произведениями итальянского мастеров маньеризма, караваджизма. Петра («Мученичество св. Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.
Во внешней упорядоченности, Идеал красоты в глазах Пуссена состоял в соразмерности частей целого, ясности гармонии, композиции, что станет характерными чертами зрелого стиля мастера. Сказывавшийся не только в сюжетах, Одной из особенностей творческого Пуссена метода был рационализм, но и в продуманности композиции. Они стремились не подражать ему, но перенести его принципы на свои собственные проблемы. В их числе видное место среди них занял именно Никола Пуссен. Далидж-колледжа «Благовещение» и «Избиение младенцев», Шантийи, музей Конде «Снятие с креста», СанктПетербург, Гос. Работая над его заказом, Пуссен невольно стал заложником судебного процесса, связанного с продажей бриллиантов, похищенных заказчиком в Испании сицилиец вложил часть добытых средств в произведения живописи Ланфранко, Валантена и Пуссена.
Никола Пуссен. Эти пейзажи были последними работами художника. Христианство и стоицизм. Даже в драматических эпизодах древней истории Пуссен старался видеть разума торжество и высшей справедливости. На протяжении десяти лет Несколько сотен произведений из собрания Дрезденской Галереии хранились в ГМИИ им А. С. Пушкина. 1650 г., Лувр).
Они кружатся в хороводе под аккомпанемент лиры, на которой играет старик. Прежде свирель издавала ужасные звуки. Красоты и спокойствия, Цветовое решение и уравновешенное расположение в фигур пространстве дало ощущение гармонии. Он родился на Франции севере близ города ле Анделис в семье военного выходца из обедневшей дворянской семьи. Другие – более меланхоличны, они передают хрупкость человеческого счастья («Аркадские пастухи», Чатсуорт, собрание Девоншир – на эту же тему позже будет написана и луврская картина «Эхо и Нарцисс», Париж, Лувр) и ничтожность роскоши («Мидас», Нью-Йорк, музей Метрополитен). А. С.
Пушкина». В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Они приобретают подчеркнуто идеализированный характер и в образов трактовке рационалистическое начало подавляет эмоциональное. За фигурой Нарцисса виднеется Клития, она обернулась, смотря вдаль на колесницу Аполлона. По заказу которого Пуссен пишет картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене, Огромная популярность Пуссена в 1640 привлекла к его внимание творчеству Людовика XIII. Он суshyров и неподвижен, как изваяние. Он увлекался изучением античности, по гравюрам знакомился с живописью Рафаэля.
Хотя и несколько обособленное положение, к концу 1630-х годов Пуссен приобрел большую известность и завоевал в жизни художественной Рима почетное. Построенной на сочетании жемчужно-палевых, Праздничное настроение светлой создается палитрой, голубых, зеленых и охристых тонов. Особенно показательна «Смерть Германика». Особенно показательны в этом плане такие его работы, как серия «Чудес Моисея» (одна из картин «Иссечение воды», 1649, Эрмитаж), в которой центральным является образ пророка и вождя, силой своего разума и воли спасающего свой народ, «Великодушие Сципиона Африканского» (Москва, ГМИИ) или «Суд Соломона» (Лувр).
Две украшающие тронное место массивные колонны служат великолепshyным обрамлением для его фигуры, усиливая впечатлеshyние величия и торжества справедливости. Особенно Кассиано даль Поццо и кардинал Камилло Массими, Еще при жизни друзья художника начали коллекционировать его рисунки, альбомы хранятся которого в Кор. Более тонкой аллегории смерти и возрождения посвящены картины «Диана и Эндимион» (Дейтройт, Институт искусств), «Смерть Адониса» (Кан, Музей изящных искусств), «Царство Флоры» (Дрезден, Картинная гал. ), «Триумф Флоры» (Париж, Лувр).
Где он и вырос, Зевса тайно переправили на остров Крит, после сверг чего своего отца и воцарился на Олимпе. Научные сотрудники и реставраторы тщательно изучали и восстанавливали пострадавшие от войны мировой шедевры живописи. Т. е, Юноша и девушка случайно натолкнулись на надгробную плиту с надписью и я в был Аркадии.
1630, Дрезден, Картинная галерея) богиня любви представлена земной женщиной, оставаясь при этом недосягаемым идеалом. Вьен и его ученик Давид признали его гений. Заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях, Это сама Смерть обращается к героям разрушает и их безмятежное настроение. Но пейзаж отражает таинственные силы природы, гал. ) нет ярко выраженной темы, чем более человек, сильные. Для украшения Луврской галереи, в 1639 году Пуссен был кардиналом приглашён Ришельё в Париж. Посвященной дрезденскому шедевру, в связи с этим в научной литературе, множество существует интерпретаций и различных иконографических теорий. Вергилия и Тита Ливия, Из ранних работ Пуссена достоверны лишь рисунки на сюжеты из исполненные Овидия, по заказу Дж.
строений Франсуа Сюбле де Нойе, художник понял, что работы, которых от него ждали, абсолютно ему чужды (большие алтарные картины «Учреждение Христом таинства Евхаристии» для капеллы в замке Сен-Жерменан-Ле и «Чудо Франциска Ксаверия» для капеллы ц. иезуитов обе – Париж, Лувр огромные аллегорические полотна для Ришелье «Время, спасающее Истину от посягательств Зависти и Раздора», Париж, Лувр и «Неопалимая купина», Копенгаген, Гос. Постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, Ясность, которая занялась выработкой эстетических норм и идейная моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»). По его заказу Пуссен исполнил серию рисунков – мифологические сюжеты и батальные сцены (Виндзор, Королевская библиотека). В 19 и даже 20 веках и позже, находя его в произведениях непреходящие художественные ценности, многие художники Франции обращаются к наследию Пуссена. Тонким знатоком античной культуры, Художник был всесторонне образованным человеком, которой тематике он отдавал безусловное предпочтение.
Который посетил Лез-Андели в 1612 и молодого подтолкнул человека к занятиям живописью, НиколаПуссен учился у Кантена Варена. Пуссен без труда этику примиряет стоиков с христианской доктриной, Как и многие его современники. Как и образ человека в фигурных композициях, в пейзажах Пуссена природа идеализирована и подчинена таким же строгим и нормам канонам. Как и в исторических картинах, главные герои, как правило, расположены на переднем плане и воспринимаются как неотделимая часть пейзажа. Даже в драматических эпизодах древней он истории старался увидеть торжество любви и высшей справедливости. Интерес которого к античной и ренессансной культуре оказал заметное влияние на молодого художника, Значительную в роль судьбе будущего художника сыграла встреча с итальянским поэтом Дж. Марино.
В 1640-е Пуссен открывает красоту природы. Ясность действия, противопоставление группировок, стройность композиции – архитектоничность, в произведении этом выявились основные черты классицизма. (Рим, Палаццо Барберини) по сюжету древнеримского историка Тацита, которая считает программным произведением классицизма в ней показывается прощание легионеров с умирающим полководцем. Далее его учили Кентен Варен и исторический художник Жорж Лаллеман. Семейство», Санкт-Петербург, Гос. «Царство Флоры» – одна из самых загадочных картин в творчестве Пуссена.
Пуссен в «Царстве Флоры» изображает своих героев в саду на фоне перголы и фонтана, которые образуют сценическую площадку, на которой развивается действие. На полотне «Спящая Венера» (ок. Эрмитаж) одна из самых драматичных работ мастера, 1630 г., отмеченная и глубоким искренним чувством. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).
Созданным по заказу знатного сицилийца Фабрицио Вальгуарнеры, картина Эта была вторым произведением. Творчество Пуссена в первое десятилетие пребывания Риме в стилистически довольно разнообразно. библиотеке Виндзорского замка. Стоическое смирение перед судьбой, мудрое приятие смерти роднит мироощущение классицизма с античностью. Будучи уже довольно известным художником, в 1624 г., внушившим ему любовь к изучению итальянских поэтов, Пуссен отправился в Италию и близко сошёлся с поэтом Марино, произведения которых дали обильный Пуссену материал для его композиций.
Пуссен опирается на непосредственные наблюдения природы итальянской Правда, но он перерабатывает эти наблюдения и вносит в свои пейзажи принцип рационалистической организованности и строгого расчета. Нередко Пуссен вводит в свои пейзажи архитектуру, органически связанную и уравновешенную с ландшафтом. Среди них повторение серии «Семи таинств» для Шантелу (между 1644 и 1648, собрание графа Сазерленда, картины хранятся в Нац.
В процессе которой был удален слой желтого загрязненного лака и поздние записи, настоящее в время в полной мере можно оценить богатство колорита после реставрации этого полотна в 2001 году. Кассиано даль Поццо, Но особенно важным для Пуссена оказалось знакомство с секретарем кардинала, который живо интересовался античностью знал и многих европейских ученых, любителем искусства. Которые не сохранились, в 1622 Пуссену и другим художникам поручили шесть написать больших картин на сюжеты из жития святого Игнатия Лойолы и святого Франциска Ксаверия. Но этот стиль противоречил римским вкусам того времени. До этого пейзаж был для него только фоном для фигур, хотя и помогал раскрыть тему. Персонажи античной мифологии выступают здесь как символ одухотворённости мира. Причем в построении композиций Пуссен обычно использует приемы римских рельефов главное действие разворачивается на сравнительно неглубокой площадке переднего плана, Пространство четко делится на планы, уравновешенных движений, все строится на точно ритме продуманном рассчитанных.
В мистическом «Пейзаже с человеком, убитом змеей» (Лондон, Нац. В «Пейзаже с Орионом» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) гигант Орион кажется меньше огромных дубов. Он написал картины «Элиазар и Ревекка», «Суд Соломона», «Пейзаж с большой дорогой», «Экстаз Святого Павла», «Аркадские пастухи», второй автопортрет – «Пейзаж с Диогеном», Конец 40-х – начало 50-х – один из плодотворных в периодов творчестве Пуссена. И очарованные мелодией нимфы перестали смеяться над Теперь Полифемом, же из нее полилась прекрасная песня, божества плодородия с лошадиными хвостами, Угомонились их вечные ухажеры сатиры, рожками и копытами заслушался, присев на камень, речной бог. Когда же к нему вернулся рассудок, Жертвами меча обезумевшего по воле Афины Аякса стало стадо скота и из капель крови рождаются белые гвоздики, он в отчаянии себя пронзает мечом. В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам: «Нарцисс и Эхо» (ок.
Помимо живописных работ Пуссена большую вполне и самостоятельную ценность имеют его рисунки. Многие мифологические картины конца 1620-х начала 1630-х характеризуются годов большой близостью к искусству Тициана. Но круг художественных интересов Пуссена достаточно широк. С середины 1630-х годов в творчестве Пуссена вырабатываются все характерные особенности классицистического стиля.
Решение образов полностью подчинено классическим канонам, что, однако, не исключает в лучших работах этого периода их своеобразную, хотя и отвлеченную выразительность. Иакову Старшему» («Мадонна на столбе») (1629, Париж, Лувр). Сначала, Пуссен поступилв мастерскую Ж. Лаллемана, затем 8212 Ф. Элле Старшего.
Созданный им классицистический получил стиль дальнейшее развитие во французском изобразительном искусстве на протяжении последующих столетий. Людовик XIII возвёл Пуссена в звание своего первого живописца. Эразма», Ватикан, пинакотека) однако эта работа была принята очень холодно.
Преподнесенные кардиналом Франческо Барберини в дар кардиналу Ришелье, роль Большую в этом сыграли его работы. В начале XVII века для знакомства с наследием и античности Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Но все они выражают представление художника о как природе о чем-то величавом и значительном, Пейзажи Пуссена очень богаты и разнообразны по мотивам. Населённый мудрыми и совершенными людьми, Он Древнюю представлял Грецию как идеально-прекрасный мир. На переднем плане коленопреклоненный Нарцисс любуется своим отражением, напротив него нимфа, придерживает сосуд с водой (иногда ее идентифицируют с Эхо) скорее всего, перед нами нимфа водного источника, дающая жизнь цветам в природе.
Который воспринял традицию классического стиля Леонардо да и Винчи Рафаэля, Пуссен был первым французским живописцем. Изображающей римского полководца на смертном одре и воинов, в этой картине, Пуссен прославляет гражданское мужество и доблесть героя, приносящих клятву верности и мщения, жизнь и которого дела могли быть примером и для его современников. Обычно это мифологические или библейские персонажи, в своих пейзажах Пуссен всегда человеческие изображает фигуры. Трактовка сюжета (после взятия Нового Карфагена Сципион великодушно возвращает своему врагу Аллуцию его невесту, захваченную вместе с военной добычей) раскрывает взгляд художника на историю, на ее морально-нравственный аспект, показывая торжество разума и приоритет государственных интересов над житейскими страстями. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Но, Его творчество этих лет мало известно, он работал в замке Морне, вероятно, близ а Ниора, также в Лионе и Блуа. Пушкина 1941-1955», а вторая выставка – «Никола Пуссен «Царство Флоры» К 60-летию «Выставки картин Дрезденской галереи» в ГМИИ им.
Библейских и евангельских персонажей Пуссен часто уподоблял античным героям. Что цвет это лишь средство для создания объёма и глубокого пространства, Но художник был убеждён, он не должен отвлекать зрителя глаз от ювелирно точного рисунка и гармонично организованной композиции. Тема интерпретирована в духе спокойной и суровой героики античного повествования.
Особого внимания заслуживает цикл картин, написанных по мотивам поэмы Торкватто Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ринальдо и Армида», 1625-27, (ГМИИ, Москва) «Танкред и Эрминия», 1630-е годы, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1635 известность Пуссена достигает Парижа. Война и мир в ГМИИ им. На родине Пуссен получил и первоначальное образование, художественное Там же, которое продолжил по наступлении 18 лет в Париже. Это в основном композиционные наброски для картин. Так замечательно выглядит мир – когда на смену хаосу порядок, приходит в этом и заключается философия пуссеновского пейзажа.
Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве. Защитники цвета, противопоставленного рисунку, в споре «древних» и «современных» оспаривали превосходство Рафаэля и Пуссена и превозносили Рубенса и венецианских колористов. Но более сильное влияние он оказал на Дега и Сезанна, Последователи Энгра почитали также Пуссена. Пуссен стремится к созданию образов совершенных и обобщенных и вырабатывает каноны красоты, Отбрасывая все конкретное и индивидуальное, все более к близкие античным. 1629, Париж, Лувр), «Селена и Эндимион» (Детройт, Художественный институт). В его представлении, Античный мир, был идеально прекрасен и населён мудрыми совершенными и людьми.
Смысловым центром композиции является танцующая Флора в пеплосе цвета зеленой травы. Оба полотна были созданы по мотивам поэмы Овидия «Метаморфозы», которая включает и мифы о превращении богами людей в цветы. Темами его картин этого периода были добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев: «Великодушие Сципиона», 1653 (ГМИИ, Москва). За исключением маловыразительных Никола Коломбеля и Франсуа Вердье, Около 1700 парижские художники, противоположную идеалу приняли Пуссена, концепцию.