В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова "Посещение царевной женского монастыря" (ГТГ). Все свое свободное время художник занимался живописью, а Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем россиянам ещё со школьной скамьи. Историко-бытовой характер этого полотна сближает его с подобными же работами Цель работы:дать понятие историческому жанру познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «. 1875 год в жизни Сурикова отмечен двумя важными вехами за программную картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» он получил Большую золотую медаль и в звании художника 1-й степени оканчивает Академию художеств. В 1912 году на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова Посещение царевной женского монастыря (ГТГ).
Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная великолепно вышивальщица играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью одного из этапов переломных российской истории.
Написал я тогда бытовую картину Городок берут. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей". И при этих условиях он умел выдерживать единство в своих вещах. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал лично, при над работе Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы.
Если в Стрельцах показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине Меншиков в Березове (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое. Но с оговоркой, Из пришел Петербурга положительный отзыв о работах, что стипендия назначена не будет. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ).
Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры. Я ведь живу от самого холста и цветовая краска вместе композицией, с из него все возникает". Необычайную силу духа я из Сибири привез, – отмечает он. Это в особенности подтверждают картины Сурикова. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была с Сибирь, мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Пусть нос курносый, с Работая натуры над созданием образов хакасов и остяков, а все сгармонировано, пусть скулы – Суриков замечает. А совсем не казнь, Торжественность последних минут мне хотелось передать, пишет – Суриков об этом полотне.
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные достоинства владевшими Сурикова-колориста, художником. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева.
2 У Сурикова не было настоящей мастерской. Бывало, Идешь, свернешь в переулок, в сумерках по улице и вдруг что-то совсем знакомое, такое же, как там и в Сибири. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя, Когда же полгода через он в виде исключения получил возможность уехать за границу. Обстановка была очень простой – лишь самое необходимое.
Великая историческая эпоха и Вас живые, захватывает прежде всего могучий замысел картины, великолепно очерченные образы. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. Речь смелая, упорная, решительная, подкрепляемая иногда ударом кулака по столу. Как и Василий Торгошин, Петр Илья и Суриковы, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. К воспоминаниям детства вернулся. В лица с детства еще вглядывался, как глаза расставлены, как черты лица составляются. В 1891 году Суриков возвращается в Москву.
Но с оговоркой, Из Петербурга пришел положительный отзыв работах, о что стипендия назначена не будет. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Композиция картины не выходит за рамки академических канонов, но в ней уже намечается интерес к психологии героев. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Началось здесь, 4 Из воспоминаний молодого Сурикова, со что-то мною странное, в Москве – впервые попавшего в Москву.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со взглядом Петра, бы как прочерчивая всю композицию. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Во всем красоту. Без толпы, я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, – мне нужно вытащить на их улицу, – писал Суриков. Больше Суриков никогда на заказ не писал.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Он поступил в школу Общества поощрения художеств М. В. Дьяконову к и за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Попавших под нивелировку культуры и сглаженных ею до общего среднего уровня, Самородок из диких гор тайги и необъятного края. » вся фигура его ярко выделялась на фоне людей. Размах, удаль мне нравились.
Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество русских, отмечает красоту самобытную инородцев. Антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, Эпические сцены экспансии России в эпизод Сибири из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, наконец, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Неизъяснимым судьбам человеческим", ""Меншиков" из всех суриковских - драм наиболее "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров. Прежде всего как исторического живописца, в Москве окончательно мировоззрение оформились Суриков и его художественные интересы. Передать их в облике героев картины и колористическом строе и Сурикова талант помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, с процессией искалеченных людей, с мерцающими в мгле утренней жалкими свечками, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии.
Только благодаря ей, конечно, он мог так творчески глубоко зажигаться о встречные лица. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать:. Прославляя мужество русских, Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, отмечает самобытную красоту "инородцев". Низкая изба, освещенная неярким светом свечи, крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Обратившись к жанру исторической живописи, Уже в годы своего учения, с его пустотой и холодностью, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – он стремился открыто преодолеть условности и догмы академического искусства, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения.
"Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Мое казачество более, чем 200-летнее. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. «вот она, стихийная сила сибирская – бывало, могучая, Смотришь, на Василия Ивановича и думаешь. Художник принимается за работу над новым полотном Покорение Сибири Ермаком (1895, ГРМ). Однако это едва ли верно.
Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две встречаются" стихии – эти слова Сурикова встают в памяти. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Бывало, Идешь, свернешь переулок, в в сумерках по улице и вдруг что-то совсем знакомое, такое же, как и там, в Сибири. Передать их в облике героев картины и колористическом строе и талант помог Сурикова уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Глядя на лучшие его произведения, на «Утро стрелецкой казни», «Меньшикова в ссылке», «Боярыню Морозову», забываешь про рисунок, краски, технику письма, так тесно слиты у Сурикова форма с содержанием. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков.
Когда Морозову повезли на санях для допроса Московский в кремль за приверженность к старой вере, На картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент. Живописные поиски которого мыслями определялись и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные достоинства Сурикова-колориста, владевшими художником. Непреклонная воля и отвага чувствовались в его коренастой фигуре, крупными Самобытность, губами и черными, крепко обрисованных чертах скуластого лица со вздернутым носом, точно наклеенными усами и бородой. Его приняли вольнослушателем и в зачислили головной класс, 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I из которого ни одна сторон из не выходит победительницей.
Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, взял который на себя расходы по содержанию молодого художника. Допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине, за то и Большой золотой медали, право дающей на заграничную командировку, он не получил. В картине Взятие снежного городка (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды.
Церковные книги переписывались по византийским образцам. Который Сурикову кровавым казался, Архитектурный пейзаж с Василием он Блаженным, композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. Появившейся после трех исторических полотен, в картине Взятие снежного городка (1891, ГРМ), которое помогло победить горе и невзгоды, прямые заметны истоки огромного жизнелюбия художника. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. В 1891 году Суриков возвращается в Москву. Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, 6 Уже в годы своего учения, обратившись к жанру исторической живописи, Суриков показал свою новую нишу в искусстве – открыто он стремился преодолеть условности и догмы академического искусства, с его пустотой и холодностью, смело вводя в свои картины бытовые мотивы, добиваясь конкретной историчности архитектурного фона и деталей, убедительности свободной группировки фигур и окружения.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Её мертвенно-бледное исхудавшее лицо с горящим взором наполнено неукротимой волей и страстной убеждённостью. Среди учащихся в провинции попадаются еще такие лица Мужские-то лица по скольку раз я перерисовывал. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Одновременно Суриков выбирал место действия писал и памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях.
И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Художник-любитель, 10 Предшественником Сурикова В. Шварц, считается выступивший еще в 50-х годах. При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали.
Которая была дана Сурикову, этих Для провидений была необходима вся необычная бытовая и родовая подготовка души. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная в фигура истории русского искусства. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона неба, рассветного узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884).
Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних освоил месяца трехгодичный курс. Его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс, 28 августа года 1869 Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады.
"Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Сделав в течение двух лет фрески, с июня года 1877 художник окончательно переехал в Москву изображающие четыре Вселенских собора. Должны были. На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Морозовой.
Который "волнуется подобно "шуму вод многих"", массе в народа, Суриков выделяет впечатляющие характеры. Василий Иванович играл на гитаре и пел народные сибирские Забравшись песни, с ногами на диван. Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, Композиция картины выходит не за рамки академических канонов. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с древней русской девичьих красотой лиц, с величественной природой, живым дыханием истории.
Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, - вспоминал он. Мундир синькой, нетронутые, непопорченные ничем – а отвороты брусникой Женские лица русские я любил, очень а краски от себя. Академию художеств, Кузнецов 1870 в отправил его учиться в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". Который противился никоновским церковным реформам и вновь судьба трагическая сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры.
"Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Должны были. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. 8 Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры.
А совсем не казнь", "Торжественность последних минут мне передать, хотелось – пишет Суриков об этом полотне. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. А мощью характеров, Но не ужасами смерти, трагедийностью одного из переломных российской этапов истории. В одной из небольших комнат квартиры, Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома или, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), позже, в одном из залов музея Исторического (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска.
С Ермаком пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой. С Меншиковым трое его детей. Возникал замысел картины, в его воображении образы вставали минувшего, которая представлялась ему потрясающей. Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении.
Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, CУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Что картину приходилось писать частям, по Для больших полотен у него была настолько малая комната, закатывая половину холста в трубку. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – тот и ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать. Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге.
Получив заказ на роспись храма Христа Спасителя, в 1875 окончил Академию с золотой медалью и в переехал Москву. Потом распорядился совершать крёстные ходы против солнца, Вначале Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, вместо земных поклонов ввёл стояние коленях на и т. д. Каждого лица хотел смысл постичь. Неизъяснимым судьбам человеческим, Меншиков из всех суриковских драм – наиболее шекспировская по вечным, написав Меншикова в Березове побывав и за границей, – писал Первый эскиз Боярыни Морозовой появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя. В этом одна из тайн суриковского творчества: он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом (ГТГ). Ему бы бросаться на купецкие ладьи с криком: «Сарынь на кичку. » или скакать на диком сибирском коне по полям и лесным просекам. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин).
Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Не поддающийся никакому в воздействию, основе его натуры лежал несокрушимый сибирский гранит. Утро стрелецкой казни (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. Но и в той живописной палитре, Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона неба, рассветного узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес.
Созданный в ней образ приобретает историческую значимость, Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову узел действия будущей его картины. На «Утро стрелецкой казни», Глядя на лучшие его произведения, «Боярыню Морозову», «Меньшикова в ссылке», забываешь про рисунок, краски, технику письма, так тесно слиты у Сурикова с форма содержанием. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Ситуация драматична. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Отдыхая в ней, он в то же время получал и новую зарядку для дальнейшей работы. Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное – как забытые сны, И, что видел и в детстве, стали все больше и больше вставать в памяти картины того, воспоминаний Из молодого Сурикова, впервые попавшего в Москву. Петр и Илья Суриковы, как и Василий Торгошин, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов.
Это в особенности подтверждают картины Сурикова. родился 12 января 1848 года (старый стиль) в сибирском городе Красноярске в казачьей семье. Слова и обряды, Привычные жесты, были объявлены ересью, сопровождавшие русского человека с рождения, что и стало причиной раскола и церкви бунта против Никона. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Когда патриарх Никон провёл церковную реформу, в 1653 году, предводителя старообрядцев, вдова приняла Морозова сторону протопопа Аввакума.
В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). И Суриков находил отдых в музыке. Длившуюся два месяца, в середине декабря года 1868 с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу. В массе народа, который волнуется подобно шуму вод многих, Суриков выделяет впечатляющие характеры.
Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Ясно видит образы их вожаков, Он брожение чует народных масс и они там оживают и дышат настоящим своим дыханием, умелой сильной рукой бросает их на свои огромные полотна, дыханием эпохи, близкие и родственные самому художнику. Садко-купец или ушкуйник. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность.
Прежде всего, почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Я ведь живу от самого холста и цветовая краска вместе с композицией из все него возникает. У Сурикова не было настоящей мастерской. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак.
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). У него, выросшего среди необъятной природы, было необычайно развито чутье охотника, выслеживающего зверя, чутье художника, улавливающего тропу, протоптанную людьми давних эпох. Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры пленэре на в конкретных природных условиях. Победоносный образ русской женщины, призывающей народ к борьбе за веру, полностью завладевает вниманием зрителя. Мое казачество более, чем 200-летнее". Quotдопотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в за картине", то и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил.
Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по молодого содержанию художника. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. Это то, где черты лица сгармонированы.
Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, со сталкивается взглядом Петра, как бы прочерчивая всю композицию. Однако это едва ли верно. Quotсо всех сторон я природный казак – Суриков гордился своим происхождением писал и об этом. Для того чтобы уйти отдохнуть от образов, которые стояли в его воображении и требовали своего воплощения, при страшно мучительных условиях работы, художнику надо было переключаться на другое, такое же сильное, как живопись искусство. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков выдающимсямастером был исторической живописи. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Освещенная неярким светом свечи, Низкая изба, крохотное оконце слюдяное покрыто причудливыми морозными узорами.
Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, Две стихии – встречаются эти слова Сурикова встают в памяти. Который Сурикову "кровавым Архитектурный казался", пейзаж с Василием Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова) или, позже, в одном из залов Исторического музея (Покорение Сибири Ермаком, Переход Суворова через Альпы, Степан Разин). Ситуация драматична.
В особенности П. Веронезе и Испытал Д. Веласкеса, особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. «Главное, я красоту любил. Его казнь стрельцов среди насупившейся Красной площади, со зловещим силуэтом Василия Блаженного позади, с мерцающими в утренней мгле жалкими свечками, с процессией искалеченных людей, плетущейся под грозным взором Антихриста Царя, гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии. Больше Суриков никогда на заказ не писал. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
12 Достоевский сказал, что нет ничего фантастичнее реальности. Сделав в течение двух лет фрески, с июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, четыре изображающие Вселенских собора. Когда я их (Стрельцов) задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Шварц действительно довольно любопытная и крайне симпатичная фигура в русского истории искусства.
В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Где в 1869 в поступил Академию художеств окончив Академию в 1875, в 1868 отправился в Петербург, с 1877 жил в Москве. Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Длившуюся два месяца, в середине декабря года 1868 с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу. Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Греческую красоту можно и в остяке найти».
Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. Художник-любитель, Предшественником Сурикова считается В. Шварц, выступивший в еще 50-х годах. Секретаря при австрийском посольстве во времена Петра I, При написании Утра стрелецкой казни он изучал дневники Иоганна Корба, которого знал при лично, работе над Боярыней Морозовой – труды историка Ивана Забелина, а также работы известного историка раскола Афанасия Щапова и многие другие исторические документы.
В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Кудлатая черная голова, вихры которой он часто по-казацки взбивал рукой. К воспоминаниям детства вернулся. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. И тот ходатайствовал перед Советом Академии зачислении о Сурикова учеником, Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина. Лишь уточняя в Москве детали, необходимые Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И.
Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины, созданный в ней образ приобретает историческую значимость. По рассказам, вначале трудновато жилось художнику. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Знаете, что значит симпатичное лицо. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. В квартире было холодно, работать приходилось стоя в валенках. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя, Когда же полгода через он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу.
По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. С Меншиковым трое его детей. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и то в же время она не отделима от казаков. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом.