В эпоху её от отделения Голландской, Фламандская живопись к началу 17-го века, представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма., они представляли собой провинцию истощенную предшествовавшими войнами, с убитой торговлей, с обедневшими городами, с заснувшим национальным самосознанием в населении. Поступивший в Павловск при I. К Павле школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня», в коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами». Изображающие в совершенно комбинациях разных различные предметы, Она включала натюрморты маслом на холсте. Это портреты, Прежде всего, крупноформатные на произведения религиозные и мифологические сюжеты. Насколько было для них возможно, Правительница и ее супруг заботились, о подъеме ее благосостояния, об успокоении страны, о процветании в ней промышленности торговли и искусства, покровительствуя которому приобрели неоспоримое право на благодарную память потомства.
Как Бельгия в 1815 г. была соединена в одно государство с Голландией, Так и продолжалось после того, пока революция 1830 г. не превратила ее в особое королевство, до тех пор. Система жанров в живописи того времени отличалась разветвленностью поразительной и разнообразием. Ян Фейт (160961) соперничал с знаменитым Снейдерсом в писании больших холстов с изображением охотничьих трофеев и кухонных припасов картин, которыми было тогда в моде украшать богатые столовые, в том же роде трудились Адриан Ван Утрехт (15991652), Ян Ван Эс (15961666), Петер Де Ринг, Корнелис Магю (161389) и мн. друг. Изобразителями моря Ф. школа не столь богата, как голландская однако и в ней можно указать на несколько талантливых маринистов, каковы, наприм., Адам Виллартс (1577 позже 1665), Андреас Эртельвельт (15901652), Гаспар Ван Эйк (161373) и Бонавентура Петерс (161452).
Только один Петер Вергаген (17281811) выказал себя историческим живописцем, наделенным искренностью чувства, горячим поклонником Рубенса, приближавшимся к нему в широком приеме исполнения и в блеске колорита. Среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) Якоб и Йорданс (1593-1678), Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики. И конечно же голландские пейзажи маслом на холсте известны наверное всем и не нуждаются в дополнительном описании. Из всего ряда ничтожных Ф. жанристов этой эпохи выделяется, как художник до некоторой степени оригинальный, единственно Бальтазар Ван ден (16811715) изображавший простонародные семейные сцены. В коллекции имеются две парные картины Даниэля Сегерса (1590-1661) – одна с изображением Девы Марии, другая – святого Иосифа с младенцем Иисусом в окружении гирлянд цветов. северной части, к одной общей для тех и других нидерландской школе (см. ).
Во фламандской живописи XVII было века популярно изображение святых и сцен религиозного содержания в обрамлении из цветов. На рубеже 16 и 17 веков наиболее итересные развития результаты живописи мы наблюдаем у фламандцев, Однако. В ранний период творчества он писал пейзажи.
Выставку откроют картины Питера Пауля Рубенса (всего 19 произведений) исполненные в разные периоды творческой деятельности мастера и относящиеся к различным жанрам. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт Харменс ван Рейн (16061669). Необычностью сюжета отличается «Зимний пейзаж» (Картинная галерея) Питера Баута (1658-1719), где он изображает деревенский праздник с массой жанровых сцен, происходящих на льду реки. Затем следует упомянуть об Яне Вильденсе (15861653) и Люкасе Ван Юдене (15951672) и жанристах Давидах Тенирсах, отце (15821649) и сыне (161090). Аристократический по духу стиль портретной живописи, Антонис Ван Дейк выработал свой особый, портреты рисующих маслом на холсте имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов. Наиболее известные среди этих художников, братья Ван Блумены, Франс, прозванный в Италии Оридзонте (16621748) и Петер, прозванный Стандартом (16571720), постоянно блуждали в области аркадских пасторалей по следам Пуссена.
Из художников середины XVII века многогранностью отличается творчество Девида Тенирса Младшего (1610-1690). Художник Франс Франкен II (1581-1642), который подобно Рубенсу содержал большую мастерскую, в которой работали его братья и сыновья, часто обращался к различным аллегорическим сценам. Обеспечивающий художника заказами и безбедным существованием, Обычно у таких имелся художников свой покровитель. Голландским живописцам было свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Картина была приобретена Екатериной II в 1792 году в составе коллекции князя Г. Потемкина.
Роберт Ван Ауденарде (16631743), Исторические художники Гаспар Ван Опсталь Гендрик (16541717), Говартс (16691720) и др, Гонориус Янсенс (16641736). В исторической живописи водворился псевдоклассицизм Л. Давида напрасно Виллем Геррейнс (17431827), директор Антверпенской академии, отстаивал на словах и на деле основные принципы рубенсовской школы: все другие неудержимо устремились идти по стопам автора Клятвы Горациев. Во главе этого переворота явился Гюстав Вапперс (180374) по открытому им новому пути двинулся целый легион молодых художников, воодушевлявшихся сюжетами отечественной истории и пытавшихся воспроизводить их в стиле Рубенса, но по большей части впадавших при этом в преувеличенный драматизм, сентиментальность и утрированную эффектность красок. Сверх семейства Тенирсов, к первой категории, принадлежат Адриан (ок, Броувер из членов которого всесветно знаменит Давид Тенирс Младший.
Последовало подавление Реформации, а в Нидерландах прошла смена власти, сопротивление вызвавшее населения. Но вздохнули свободнее по возведении их в 1598 г. в самостоятельную область под управлением дочери Филиппа II, Южные нидерландские провинции не добились до независимости, полной и ее мужа инфанты Изабеллы, кардинала-инфанта Альбрехта. Он стал первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта маслом на холсте. И другие писали картины вообще небольшой величины походя этом в отношении и те, на жанристов Голландии, равно как в отношении тонкости исполнения. Влиятельными его двигателями к совершенству явились все тот же Рубенс и художник, очень непохожий на него по воззрению на природу и по фактуре, Ян Брюгель, прозванный Бархатным (15681625).
«Пейзаж» с повозкой, всадниками, коровами и отдыхающими крестьянами из его мастерской был приобретен еще Екатериной II в 1770-х годах. Несмотря на бурные изменения в структуре и жизни Нидерландов второй половины 16 века, в искусстве, особых резких не скачков происходило. Но без примера Рубенса он немыслим, Йорданс сохранил относительно независимое положение, хотя он не и был его учеником.
В общем ранней нидерландской живописи до века XV в настоящее время уделяется мало внимания. Возбудил уважение к ней в местном обществе и в чужих краях и вызвал соревнование между ее представителями, Вообще Рубенс дал сильный толчок Ф. живописи, перестав подделываться под итальянцев, открыли которые, вокруг себя, в своих народных типах и в своей родной природе, благодарный материал для художественного творчества. выказывали в большей или меньшей степени свое стремление к широкой, декоративной манере Рубенса, тогда как Давид Винкбонс (15781629), Абрагам Говартс (15891620), Адриан Стальбемт (15801662), Александр Кейринкс (160046. ), Антони Мироу (раб.
Большой популярностью у коллекционеров пользовались панорамные пейзажи в голубоватой дымке Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). В 1806 году Мария Федоровна приобрела картину младшего современника Рубенса Бертоле Флемаля (1614-1675) «Изгнание Илиодора из храма» (Картинная галерея), красивое декоративное полотно исполненное динамики и драматизма. Но всегда в национальном духе, Все отрасли живописи усердно культивировались и разнообразно, с постоянным стремлением к здравому реализму и колоритной эффектности. Якоб Йорданс (1593-1678) в свою очередь отличался верностью рисунку и тщательностью исполнения картин. Павла в Антверпене.
Называемые просто Голландией, Северные имели провинции, процветающую торговлю и важную индустрию, развивались быстро. В области хозяйства наблюдался застой, а культура была придворно-аристакратической. Блестящий период голландской живописи продолжался недолго лишь один век. С другой стороны, «Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Младшего является редуцированным вариантом одноименной композиции, написанной полвека ранее его знаменитым отцом.
Но и в других городах нынешней, Главным художественным центром был Антверпен, портреты на общественных деятелей и богатых граждан, на картины для вельможеских дворцов и домов достаточных людей. Одни посвящали свою кисть воспроизведению простонародных типов и быта – другие почерпали сюжеты из привилегированного жизни общества, Ф. жанристов можно разделить на две категории. По-народному грубоватый, Йорданс создал мир и форм образов, нежели у Рубенса, более приземленный, не столь красочно сияющий, но все же не менее широкий тематический.
Достижения которой были равны вкладу голландцев, Искусство здесь же переживало грандиозный расцвет много гениальных дарований во главе с Рубенсом создавали фламандскую живопись барокко, чьим выдающимся генем является Рембрандт. Результатом которого стал отход от Испании 1579 в году объединенных в Утретский Союз северных провинций, Началось восстание. 160638), его друг Иост Ван Красбек (ок. Около 1600 г. Голландия была богатейшим государством Европы.
По живописи цветов и фруктов первым значительным Ф. мастером выступил Брюгель Бархатный за ним следовал его ученик Даниэль Зегерс (15901661), превзошедший его как во вкусе композиции, так и свежести и естественности красок. И в поле зрения художников картины маслом на холсте отражающие реальную жизненную Культура обстановку, Голландии семнадцатого века проникнута духом социального и духовного обновления, натюрморты и портреты, природу. О важнейших исторических и портретных живописцах, примыкающих к Рубенсу, было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, каковы Ян Коссиерс (160071), Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Теодор Буйерманс (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет Флемале (161475) и нек. в 162546 гг. ), Петер Гейсельс и пр. Еще в XVI в., до разделения нидерландской живописи на две ветви, фламандцы Л. Гассель, Г. Блес, П. Бриль, Р. Саверей и Л. Ван Валькенборг совместно с некот.
Наиболее видными последователями Давидовского направления были Матье Ван Бре (17731839) и Франсуа Навез (17871869). К историческому собранию относится картина, приписываемая Абрахаму ван Дипенбеку (1596-1675), «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» (Кабинет «Фонарик») и являющуюся уменьшенной репродукцией алтарной композиции Рубенса для церкви Св. Сколько о плавности линий и декоративно-красивом распределении деталей, Пейзажисты брали для своих картин мотивы предпочтительно из итальянской и природы заботились не столько о верной передаче действительности. Это событие имело последствием значительное всех улучшение условий жизни многострадального края.
Из художников второй категории или, как их называют, По части баталической живописи Ф. школа произвела прекрасных художников: Себасгиана Вранкса (15731647), Петера Снайерса (15921667), Корнелиса Де Валя (15921662), Петера Мейленера (160254) и, наконец, знаменитого историографа походов Людовика XIV Адама-Франса Ван дер Мейлена (163293). «Аллегория апофеоза героя» мастерской Франкена, находящаяся в Картинной галерее Павловского дворца – сложная многоплановая и многофигурная композиция, представляющая собой яркое декоративное полотно. Исторические художники Гаспар Ван Опсталь (16541717), Роберт Ван Ауденарде (16631743), Гонориус Янсенс (16641736), Гендрик Говартс (16691720) и др. В их числе всемирно известные шедевры «Портрет Клары Серены, дочери художника» и «Нахождение младенца Эрихтония».
сочиняли холодные религиозные и напыщенные и мифологические картины и лишь изредка, производя портреты, как, напр., Ян Ван Орлей (16651735) и Бальтазар Бесхей (170876), до некоторой степени припоминали предания прежней Ф. школы. Целая фаланга блестящих колористов изощрялась в воспроизведении предметов неодушевленной природы битой дичи, Зато живопись и т. п. Наконец, живности, всякой рыбы, овощей, цветов и плодов. Которые со временем должны были приобрести характер национальных школ соответственно политическому делению страны, Развитие нидерландской живописи разделилось на линии, две которое поначалу казалось лишь временно существующим. Из довольно многочисленных баталистов, одни, как, напр., Карель Ван Фаленс (16831733), Ян-Петер и Ян-Франс Ван Бредали (16541745, 16861750), подделывались под Воувермана, а другие, как Карель Брейдель (16781744), старались походить на Ван дер Мейлена.
Прозванный Бархатным за изящество необыкновенное живописи, Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625). Де Гэма, вызвал появление в Ф. школе множества их подражателей из которых более прочих пользуются известностью сын Брюгеля Амбросиус (161775), Ян-Филипп Ван Тилен (161867), Ян Ван Кессель (1626 79), Гаспар-Петер Вербрюгген (163581), Николас Ван Верендаль (164091) и Элиас Ван ден-Брук (ок. В 17 веке живопись становится более связанной с политическими событиями. др. Творчество учеников Рубенса дополняет и развивает его тематику.
Но во Ф. школе до полного из голландских художников возделывали пейзаж как отрасль самостоятельную искусства, блестящего развития он достиг только в следующем веке. Вдаваясь в жеманство и вычурность в расчете производить впечатление не внутренним достоинством произведений, Ф. художники XVIII в. все более и удалялись более от направления своих славных предшественников, а единственно развитой техникою. Наряду с Рубенсом, фламандских Среди художников 17 века, существенный вклад в живопись Фландрии внесли также Снейдерс и Вильденс, наибольшей известностью пользовались Йорданс и ван Дейк, Ян Брейгель и Лукас ван Уден, Адриан Броувер и Давид Тенирс Младший и другие. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением. Привезенные графом и графиней из Северными Франции, Известный интерес представляют два портрета французского короля Генриха IV. Я. Вильденс и Л. Ван Юден, о которых было упомянуто выше, а также Лодовейк Ван Ваддер ( 1655), Якоб д'Артуа (161565. ), Ян Сиберехтс (16271703. ), Корелис Гейсманс (16181727), его брат Ян-Баптист (16541716) и др.
Как самостоятельное направление сформировалось в середине 17-го Живопись века, архитектурных ансамблей. Как строгие и степенные, Портреты маслом на холсте и так с долей юмора и даже вульгарности. Печальное положение страны не могло не отразиться в ее искусстве. Изображения торговых портов можно видеть на картинах Хендрик ван Миндерхаута (1632-1696) и Питера Кастелса Младшего (1650-1684). 1606 ок. 55), Гиллис Ван Тильборх (1625.
Они застали в местной живописи господствующим (15931678), отличавшийся в особенности верностью рисунка и добросовестностью исполнения типы его фигур еще коренастее и мясистее, чем у Рубенса он менее его изобретателен в композиции, более тяжел в колорите, хотя и замечателен по выдержанности освещения. Которые на протяжение многих веков пользуются неизменным успехом у коллекционеров, Отдельную группу в истории фламандского составляют искусства произведения сыновей гениального Питера Брейгеля Мужицкого. Либо натюрморты маслом на холсте, в основном художники этого жанра писали портреты маслом на хосте на заказ, же или в гораздо более редких случаях пейзажи на библейские темы. Южные провинции, современная Бельгия, были под властью Испании и оставались католическими. Последствие разумного управления ею и развившихся в ней промышленности торговли и Высокому подъему Ф. живописи в немалой степени способствовало благосостояние страны.
Пожалуй, Если центр художественного производства 15 и 16 веков находился, на юге Нидерландов, более во Фландии, где работали Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден, Бернарт ван Орлей, Йос ван Клеве и Ганс Боль, откуда происходили и Конинкслоо, Херри мет де Блес и семьи художников Брейгель, Винкбонс, Валькенборх и Момпер, то в 17 веке между и северными южными провинциями не только установилось равновесие, но и, что касается множества центров, склонилось в пользу Голландии. В Павловск картина поступила в начале XIX века. Однако, Последнему, что он, должно быть поставлено в заслугу, будучи директором брюссельской Академии, не навязывал своих ученикам взглядов, а предоставлял руководствоваться их собственным вкусом и таким образом способствовал развитию многих выдающихся художников совсем иного направления. Вытянутые фигуры и богатые складками одеяния явно свидетельствуют о более древних живописных традициях, Даже самые крупные мастера ещё долгое время не могли освободиться полностью от этого влияния. А пейзажи перестали быть схематичным фоном, Помещения изображаются соответствии в с законами перспективы. Они во всем блеске демонстрируют различные грани таланта этих замечательных живописцев. Расцвет живописи (подразумеваются картины маслом написанные на холсте), связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии семнадцатого века, а это был золотой век голландского искусства, поистине необычайно.
Возбудившее патриотизм бельгийцев, Это событие имело последствием обращение их живописи к цветущей преданиям поры Ф. школы. О которых было упомянуто выше, Я. Вильденс и Л. Ван Юден, Якоб д'Артуа (161565. ), а также Лодовейк Ван Ваддер ( 1655), Ян Сиберехтс (16271703. ) Корелис, Гейсманс (16181727), его брат Ян-Баптист (16541716) и др. др. предпочитали воспроизводить природу с Брюгелевской точностью и тщательностью. Сообразно со своими наклонностями державшихся направления того или другого этих из мастеров, За ними последовала вереница пейзажистов. «Пейзаж с Товием и ангелом» кисти Яна Брейгеля Старшего превосходно иллюстрирует каллиграфическое изящество и колористическую изысканность его живописных творений, написанных, как правило, на медных пластинах.
Среди пейзажей выделяется очень редкий «Ночной пейзаж» художника франкентальской школы Питера Схаубрука (1570-1607/8), поступивший в собрание при императоре Павле I. Свое название он получил благодаря сумрачному голубоватому колориту. Многие из которых были вынуждены покинуть родину, Больше об этом времени узнаем мы из судеб художников. Действие на картинах уже не происходило как в готике одновременно на одной сцене. А еще больше модным иностранцам, Жанристы и пейзажисты в это время рутинно по-прежнему подражали старинным Ф. мастерам. Что касается Яна Брейгеля Младшего (1610-1678), он представлен небольшой картиной-тондо «Пейзаж с повозкой», приобретенной музеем в 1999 году. В тот же период императрицей были приобретены два пейзажа брюссельского художника Жака дАртуа (1613-1686), отличающиеся глубиной пространства.
78. ), Давид Рейкарт (161261) и мн. Семнадцатый век также стал великим веком натюрморта в поражает Голландии богатством этой жанровой тематики. 16531711). У фламандских мастеров определенная наблюдается специализация, Как и у голландских художников этого времени. Свет в их картинах играет главенствующую роль. В период его творчества голландская живопись 17-го века достигла пика своего величия.
Попытку вернуться к своему отечественному пейзажу и притом удачную, сделал лишь в самом конце XVIII в. Бальтазар Оммеганк (17551826), не без живого чувства натуры, старательно и изящно изображавший поля, рощи и холмы Бельгии с пасущимися среди них стадами овец и коз. Как его жанровые картины с фигурами в натуральную величину, Картины Иорданса на религиозные и мифологические темы не удачны, столь нередко в высшей степени интересные по реалистическому выражению довольства жизнью и добродушного юмора. Другие писали внутренние виды церквей и дворцов, художники Одни изображали городские улицы и площади. На выставке будет показано 55 картин кисти выдающихся фламандских живописцев XVII века. Широкий, детально прорисованный фон уводит взгляд в бесконечность.
Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Примыкающих к Рубенсу, о важнейших исторических и портретных живописцах, каковы Ян Коссиерс (160071), было только что упомянуто их перечень надо дополнить именами наиболее даровитых мастеров следовавшего за ними поколения, Симон Де Вос (160376), Петер Ван Линт (160990), Ян Букгорст, прозванный Длинным Яном (160568), Теодор Буйерманс (162078), Якоб Ван Ост (160071), Бертолет (161475) Флемале и нек. В коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами», поступивший в Павловск при Павле I. К школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня». История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве это особенно очевидно в отношении искусства республики Нидерланды (Голландии), завоевавшей независимость от Испании в 1579г. Они всегда считались работами Франса Поурбуса Младшего (1569-1622), однако это копии с изображений, хранящихся в Лувре, выполненные специально в одном размере как парные и одетые в одинаковые золоченые рамки. Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678).
Я. -д, Успех этих двух художников и поселившегося в голландца Антверпене одной с ними специальности. Поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений более всё и более слабеет национальное самосознание, с началом восемнадцатого века начинается её упадок. Художники пишущие архитектурные ансамбли натюрморты и Во фламандской живописи преобладали портретисты. Картины считаются провинциальными и второразрядными, во многих публикациях по истории искусства ранняя нидерландская живопись рассматривается только начиная с В то время как итальянские мастера использовали сложные математические и геометрические средства, в частности, систему перспективы, фламандцам удавалось правильно отображать «реальность» без особого, как кажется труда. Представители которого писали картины не выходя из дома, Кабинетная живопись фламандский специфический жанр. И одежда и мебель и предметы обстановки отображались с фотографической точностью.
(Возможно, они были им подарены, поскольку Павел Петрович интересовался личностью Генриха IV). Еще перед тем проникшее в ее искусство, с страны переходом во власть французов в 1792 г. французское влияние изгладило последние черты ее национальности. Застой наступил и в других отраслях живописи во всех них водворилось вялое и рабское подражание знаменитейшим мастерам предшествовавшей эпохи или корифеям иностранных школ.