Первый эскиз к этой картине датируется 1887 он годом был создан по мотивам известной народной песни. Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Выразителе дум и силушки народной, Василий Иванович наслушался сам и немало прошел народных песен о Степане. Ученик:- Степан Тимофеевич Разин родился 1630 около года в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону. При чем писал ее с натуры – собственной На супруги, первых эскизах Суриков писал персидскую княжну.
Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Разин Степан изображен в огромном струге. Ибо форма у него полном в соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии.
Дальше открываются бескрайние волжские просторы. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, плыть-идти куда дальше, отразились на его челе. Одним из раритетов Войскового Воскресенского храма в станице Старочеркасской являются кандалы Степана Разина, висящие возле входа.
Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Суриковне оставилнамуточняющей информации. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских и татар турок в 1661-1663 годах. Золотистый свет струится с вечернего неба.
В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Их надвигающиеся выступления, Думается в «Степан Разин» картине Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс. В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти якут и наружность у него была, мне кажется, типичная для сибирского того края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Сознательно или бессознательно, достижения Для силы и глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. Согласно описанию современника Разин «был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с прямым лицом».
Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного характера, мятежного Очевидно. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась.
Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Поют, На корме четверо бражничают есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла.
И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Суриков был принят в члены. Среди представленных на ней произведений обращала на себя всеобщее внимание картина «Утро стрелецкой казни», принадлежавшая кисти Василия Ивановича Сурикова. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна, в самых первых набросках и карандашом углем была целая флотилия. Летящий парус – это парус мечты, его Взметнувшиеся весла-крылья – это его крылья, его мыслей о будущем. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить.
Светлейший князь Ижорский после своего смерти Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в свои руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, хмельные Все, пирушки, буйные набеги, богатаянажива, веселые, молодыеденьки. Куда плывут они.
Эти думы значительны, великие думы атамана. Могучая картина. » В том же году В. И. Возможно переднами момент истории, когдаРазин, собрав значительный отряд, на стругахпоплыл вверхпо Дону, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. Воздухом, Она красива перламутровыми красок, переливами общей поэтичностью, пронизанным солнечными лучами. Первое, что.
Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку России, в вызревающую революционную ситуацию. Он снимался во многих фильмах, среди которых «Два Фёдора», «Золотой эшелон», «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Освобождение», «Они сражались за Родину». Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге.
Что говорит о его несомненном таланте, Практически все фильмы и роли Шукшина наградами отмечены и премиями. Посвященной предводителю народного восстания, Минутами он был прямо обворожительным» Работа над велась картиной, долгие годы. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков и мужественны красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис. Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е.
Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Закончил экстерном среднюю школу и стал работать учителем русского и языка литературы в вечерней школе, После армии вернулся домой. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге и лодка, дума та легла над всем широким раздольем Волги». Словно отделяющая его от веселья хмельного казаков, Красотой природы как бы подчеркивается тяжелаядума атамана. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение.
То есть, – были норманнами или как их звали на Руси – варягами. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Переступив порог галереи, мы оказываемся перед западным входом в собор (имеются еще южные и северные двери). Но его образ так и не получил однозначности. Мыне разотмечали важность вкартинах Сурикова образа неба иземли, но на этот развосходящее солнце объединило их.
Среди которых «Два Фёдора», Он снимался во многих фильмах, «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Золотой эшелон», «Освобождение», «Они сражались за Родину». Второй раз так написать невозможно. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Умер Василий Макарович в 1973 году на съемках фильма «Они сражались за Родину». Борьбу классов и партий, Прожектор искусства своего Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. 54).
Высокую оценку картине дал Илья Репин. В марте 1881 года в Петербурге открылась IX передвижная художественная выставка. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем – и первого российского кинофильма.
Словно Степан сам всеми с помыслами теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. – писал он П. М. Третьякову, «Картина глубокое Сурикова, на всех, – делает впечатление неотразимое. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. При этом история картины очень интересна. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы.
Минченкову: «Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем. » Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька – уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону – 6 (16) июня 1671, Москва) – донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровскойРоссии. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана Разина стал красноярский Иван учёный Тимофеевич Савенков. В 1949 году был призван на срочную службу в Военно-Морской Флот. Он понял, что Разин средоточие национальных особенностей русского народа, потому-то и любил и помнил его народ, не смотря на его жестокость. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт.
По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья парусом под и с четырьмя парами весел. Не щадившего не только в врагов, ходе восстания 1670-1671 годов Степан Разин предстал в облике крайне жестокого вождя, но и ослушавшихся его приказа казаков. вникуда.
Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Воинственность – с русичами, Смешавшись со славянским населением, обычаи, переняли варяги их язык, греческую православную веру, но многое оставили и своего. Положение атаманавыбранохудожником не случайно. На плаху. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. 50).
Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д. О чем они. Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году В. И. Суриков пишет в из одном своих писем. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой царём Алексеем Михайловичем. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника.
Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. 188). Шукшин – режиссёр таких фильмов как «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная».
«Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, сибирской тонкой хитрецой, могущим быть, казалось и страшным и невероятно нежным. Затем неожиданно для всех он уехал в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии. От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», от фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до «Калины красной» множество раз возникает имя Разина как намёк, как метафора, как ссылка на историческую память народа. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. Картина была написана мастерски.
Разин у Шукшина это не только удалой, лихой атаман, но и страдалец, «человек, разносимый страстями съедаемый тоской и болью души», в глубине которой живёт жалость к людям. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял поставить так, на службу, подавить их, как войсковую часть.
Выступление Разина против царских властей стало после этого делом времени. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Но Суриков отказался от батальных сцен.
Вряд ли о себе и своей судьбе. Суриков пишет в одном из своих писем: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Взмахи весел буровят воду. В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис.
Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг. Отливающей перламутровой волной под рассеянным светом, Струг уходил зрителя от в ширь и даль Волги. Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка и птица-тройка и даже паровоз, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты. Углублял, Много работал Шукшин над образом Разина, уточнял отдельные личности черты атамана.
Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Автор сборников рассказов, книг «Там, вдали», «Зем-ляки», «Характеры», романов «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю». Как сделать вольным русский Один народ, Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Даже самому себе страшный гнев, Здесь и страшный и бешеный и жалость к неукротимый людям, нрав.
Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, теперь правда гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть иллюстративность, в работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного характера, мятежного Очевидно. Василий Макарович – известный писатель, режиссёр, актёр. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не не могли подметить также и современные ему общественные настроения. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине.
Песни и разгул. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. Таким увидел Суриков Степана Разина. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы бы как подчеркивается тяжелая дума атамана. 49). Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине. Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник осмысливал одно ито же времячерезсудьбы историческое людей.
Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Этот ропот и грозный насмешкиСлышит атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам.
Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то исамосознал, чтозаманчивый недостижим, горизонт чтовжизниостается только мечта. После школы поступил в автотехникум г. Бийска. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления.
Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней уже после того, а поздние с его сына. Картина ему давалась нелегко, как работа была показана зрителям. «В самую революцию попал» (6 – как выставлял он своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил.
Он погружен в безрадостные раздумья. Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая вкартинелишь линиягоризонтавоспринимается какидея конечности выбранного пути.
51, 52, 53). Туристы с уважением трогают этот артефакт. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников.
Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись, сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял. Художник работал над картиной долгое время – эскиз первый к ней появился еще в 1887-ом году. Он был разжалован, огромное его имущество конфисковано, а сам он с семьей отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово.
Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Картина поражает ощущением приволья. Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, вот таким образом положение Разина тела сродни положению гребцов, но объединенных общим делом, общей целью. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом.
Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. На погибель. Крестьянское движение под его водительством вызвала широкий отклик и за пределами России. «плывет с набега дружина вольная – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание. Способном поднять народную мечту до реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только сказкой о ладье, летающей к сожалению. Картина поражает ощущением приволья. В 1909 году В. И.
Воздухом, Она красива перламутровыми переливами общей красок, поэтичностью, пронизанным солнечными лучами. Это была одна из первых крупных работ талантливого художника. Опершись о седло, Он полулежит, словно надвое разделяя эти группы и отвечая за все их поступки и мысли.
В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, борьбу классов и партий, героизм отдельных лиц. С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над Стенькиной буйной головой. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая борьба политическая народа с царской властью все разгоралась.
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года селе в Сростки Бийского района Алтайского края. Какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся за окномдали, вагонным Вспомните, полустанки, деревеньки. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем и первого российского кинофильма. Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы.
Гребец на редкость удался художнику. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. «относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, 1909 в году художник пишет в одном из своих писем.
Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. Учился в Сростинской средней школе, окончил 7 классов. Вот так, бездарно и глупо, Дон лишился одной из своих исторических ценностей. Итак, мы подходим к Воскресенскому собору в Старочеркасской и что же видим. Издревле бытовавшему среди яицких казаков, преданию, По в стародавние времена, предки их будто бы вышли когда-то из Скандинавии, с территории нынешней Норвегии. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. В Англии, Германии и других странах уже тогда выходил книги о восстании. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена.
Казачьего бунта и присутствие даже персидской княжны художник подошел к искомому, Постепенно отбрасывая элементы военных действий. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», ни даже ироничный«Суворов»не пробитьсякмыслящемучеловеку, смогли ни «Морозова». Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине.
Чтобы прикоснуться к живительному источнику его любви к Родине, Каждый год простые люди и знаменитости приезжают на Алтай в Барнаул и село в Сростки, народу. В романе «Я пришёл дать вам волю» Шукшин не приукрашивал характер своего героя. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. В самом начале работы над картиной, То если есть раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего Он предела, не мог с этим смириться. От фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до «Калины красной» множество раз возникает имя Разина как намёк, От первого сборника до рассказов романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», как ссылка на историческую память народа, как метафора.
Что Степан обладал не только большой физической силой, отмечали, Современники но и неординарным умом и силой воли. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Он устал «воевать». Между двумя группами сидит Степан. Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект.
Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). Сегодня я лоб написал – Степану, правда закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Переполнившей чашу терпения атамана, Но каплей, последней дезертировавшего из действующей армии в 1665 году, стала казнь его старшего брата Ивана.
Но вот атаман-батька не уже удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Переписанное с этюда, Часто больших в картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже. Подлинник был украден кем неизвестно – причем сравнительно недавно, Но относиться к ним можно без особого пиетета. Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой и раздумье и были покой тревожными.
На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией.