Картина, которую написал великий живописец Василий Иванович Суриков называется "Степан Разин". Следовательно и посвящена она известному бунтовщику (он также был известен, как Стенька Разин). С 1670 по 1671 годы Разин являлся предводителем донского казачьего восстания. Поэтому мой ответ – СТЕПАНу РАЗИНУ знаменитый художник Суриков и посвятил свою картину.
Казачьего бунта и даже присутствие персидской княжны художник подошел к искомому, отбрасывая Постепенно элементы военных действий. Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. Эти думы значительны, великие думы атамана. В 1971–1973гг.
Мнения» (1995–2002г. ) в десяти томах представляет собой один из главных издательских проектов доктора исторических наук, доктора искусствоведения Г. Е. Миронова. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Золотистый свет струится с вечернего неба. Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Картина поражает ощущением приволья. Борьбу классов и партий, Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших и веков там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц.
Куда плывут они. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается какидея вкартинелишь конечности выбранного пути. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел.
На плаху. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство птицей с в полете. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. Да и легкая полоска вдали горизонта тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов.
Какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна за проносящиеся вагонным окномдали, Вспомните, полустанки, деревеньки. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Разина Степана стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков. Сборник своих избранных статей, очерков, эссе по истории и культуре России X–XXвв. 51, 52, 53). как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Библиотека «История государства Российского: Свидетельства. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал.
Минутами он был прямо обворожительным» Работа над картиной, посвященной предводителю народного восстания, велась долгие годы. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать социально-политическую неспокойную обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, способном поднять народную мечту до реальности, к сожалению, в который раз оказавшейся только сказкой о летающей ладье. Переписанное с этюда, Часто больших в картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного ненадолгосделатьсказку хоть былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то исамосознал, чтозаманчивый горизонт недостижим, чтовжизниостается только мечта.
По Льву Гумилеву лишь поняв закономерность пассионарных в периодов истории России, И, судьбоносность великого народа, только и можно осмыслить закономерность смены эпох в истории. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Но его образ так и не получил однозначности. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).
В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Взмахи весел буровят воду. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье.
Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник осмысливал одно же ито историческое времячерезсудьбы людей. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Но Суриков отказался от батальных сцен. Источники. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. вникуда.
Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо больше думы нем в – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. Разинмечтательивесь егоидеализм, пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, разобьется орационализмроссийских государственников. Второй раз так написать невозможно. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Миронов Г. Е. являлся сценаристом Главной редакции народного творчества Гостелерадио, редактором «Иностранного отдела» «Литературной газеты», с 1972 по 1992г. – обозревателем Института научной информации по общественным наукам АН СССР, принимал участие в ряде международных симпозиумов и конгрессов по истории южных и западных славян. Ни «Меншиков», Ни ни «Стрельцы», даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку, ни «Морозова». И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Александра Невского «За труды ради Отечества», медалью А. С. Пушкина «Ревнителю просвещения», серебряной медалью А. В. Суворова «Ратнику Отечества», серебряной медалью Павла I «За веру», медалью «За выдающийся вклад в дело возрождения Русской Православной Государственности» и др.
Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Главным редактором системы ДИОР Информационного центра по проблемам и культуры искусства, сектором, а затем ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела по работе с читателями, старшим. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Как быть, а думы его какой нелегкие, путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились на его челе. В ссылке умирает и его старшая дочь Мария. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека)– был старшим научным сотрудником, зав.
Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 он годом был создан по мотивам известной народной песни. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась.
Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Очевидно, целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого сильного мятежного характера. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Матвеевны Ольги Дурандиной. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, главный герой – Степан Разин, в погруженный свои думы.
Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит не мысль, оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. С сосредоточенными лицами, Гребцы в позах, напряженных которое придает ускорение судну, всецело погружены в действие.
Отливающей перламутровой волной под рассеянным светом, Струг уходил от зрителя в и ширь даль Волги. Таким увидел Суриков Степана Разина. Когдаразин, Возможно переднами момент истории, стругахпоплыл на вверхпо Дону, собрав значительный отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. На погибель. Вряд ли о себе и своей судьбе.
На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Серебряной медалью и орденом Г. Р. Державина Великого «За служение Закону и Справедливости», князя Дмитрия Донского и Преподобного игумена Сергия Радонежского «За служение Отечеству», серебряной медалью Св.
Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. О чем они. Гребец на редкость удался художнику. Пассионарные – высшие – взлеты в развитии страны, в формировании русской нации были в разные эпохи (военные победы, экономические реформы, шедевры в архитектуре искусстве, литературе), но, по мнению ученого и сами эти эпохи были пассионарными, – развитие России как могучего государства, населенного талантливыми и трудолюбивыми людьми, было поступательным. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». С мирным всплеском четырех весел пар и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Он полулежит, опершись о седло, словно разделяя надвое эти группы и отвечая за все их поступки и мысли. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях.
Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка и птица-тройка и даже паровоз, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Летящий парус – это парус его мечты, Взметнувшиеся весла-крылья – это его крылья, мыслей его о будущем.
Суриковне оставилнамуточняющей информации. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Он не мог с этим смириться, а тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была со показана, слов автора ее содержание. начал работать над картиной.
Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий.
И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. прошлого века так увлекали молодого аспиранта университета Георгия Миронова, называл такие взлеты – в экономике, военном деле, науке и искусстве – «пассионарными». сам автор историк и писатель Георгий Миронов, предложил назвать «Пассионарная Россия», подчеркнув тем самым основную тональность, пронизывающую всю книгу это рассказ, с любовью, уважением, восхищением, о своем Отечестве и своем народе. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Поют, На корме бражничают четверо есаулов играют, смеются, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла.
Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, в впасть иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. При чем писал ее с натуры – супруги, собственной На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Картина была написана мастерски. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг.
Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и вольницу казачью на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. работал в Государственной библиотеке СССР им. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее.
В русской судьбе, Много есть загадочного в русском народе, начиная от истории формирования русской нации и оканчивая историей возвышений и падений ее и славы силы. Ранее в издательстве «Книжная палата» вышло собрание «История государства Российского: Историко-библиографические очерки», также охватывавшее период с X по XX век (1991–1995, в 4 томах, 3-х книгах), в котором была предпринята попытка создания своего рода популярной энциклопедии различных эпох в истории России. Для достижения силы и глубины он, сознательно или бессознательно, но необычайно художественно, подчеркивал важные для него, существенные черты. В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. Везет отбитое в Персии и у купцов добро.
54). Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял, Из-за острова на стрежень, На простор волны, Выплывают речной расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова.
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина что – я над той же картиной работаю, в 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала внимание огромное современников и потомков, а затем и первого российского кинофильма. «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова.
Он погружен в безрадостные раздумья. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне с схожей огромной птицей в полете. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске в ещё 1873 году. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней еще появился в 1887-ом году. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой.
При этом история картины очень интересна. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Он был разжалован, огромное его имущество конфисковано, а сам он с семьей отправлен на вечную ссылку в Тобольскую губернию в Березово. Между двумя группами сидит Степан.
Как и в Разине, в нем самом, словно затишье перед грозой и раздумье покой и были тревожными. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Песни и разгул. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и тревожное такое и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает.
Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. 50).
Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Положение атаманавыбранохудожником не случайно. Все, чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, буйные набеги, хмельные пирушки, богатаянажива, веселые, молодыеденьки. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, теперь Однажды, гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.
Один Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой, как сделать вольным русский народ. Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. В струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна, самых в первых набросках карандашом и углем была целая флотилия. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить службу, на подавить их, как войсковую часть.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного в почти профиль. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине. Окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство Над картины, горизонтом занимается заря.
Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. 188). Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко.
Которого Суриков встретил по дороге в Странник Сухобузимское, с посохом справа на картине написан с переселенца. Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Его исторические изыскания отмечены также орденом «Верному сыну Отечества» I степени, золотой медалью и орденом М. Ломоносова «За вклад в развитие и укрепление государства Российского», медалью и орденом Св. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой взоре, во Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги». Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Он устал «воевать». Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего пожалею, Буйну не голову отдам. В 1973–1998гг.
Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю Полноту государственной власти в свои руки, Доверенное лицо любимец и Петра I. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан Разин изображен огромном в струге. В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по собственному его выражению, почти якут и наружность у него была, мне кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом.
Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге. Иная судьба, Впереди иная жизнь, просто, одетых вот таким образом положение тела Разина сродни положению гребцов, но объединенных общим делом, общей целью. Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине.
Великого князя Дмитрия Донского и Преподобного игумена Сергия Радонежского «За служение Отечеству», серебряной медалью и орденом Г. Р. Державина «За служение Закону и Справедливости», серебряной медалью Св. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим медведем, молодым тонкой сибирской хитрецой, могущим быть, казалось и страшным и невероятно нежным. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины.
Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. 49). Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая борьба народа царской с властью все разгоралась.
«относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году художник пишет в из одном своих писем. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами общей красок, поэтичностью, пронизанным солнечными лучами.
Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли подметить не также и современные ему общественные настроения. Л. Н. Гумилев, лекции которого в 60-е гг. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Но на этот развосходящее солнце объединило их, разотмечали Мыне важность вкартинах Сурикова образа неба иземли. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис.
Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. В самом начале работы над картиной, есть То если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина.
Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей.