Урок призван обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе воспитывать у учащихся потребность искать то единственное слово, которое делает пейзаж живым, дать им п. Тема урока:«Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Одной из самых знаменитых и гениальных картин И. Шишкина является «Утро в сосновом лесу». Тема урока:«Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» Выполнила Глазкова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей.
1 Сочинение-описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Утрое в соснойвам лесу». Репродукции картины Шишкина Утро в сосновом лесу были настолько популярны, что сюжет переместился на обертку шоколадной конфеты Мишки косолапого, еще в 1896 году – при жизни художника. Закажите картину Ивана Шишкина «Лес» и убедитесь в этом сами.
Поэтому картина «Туман в лесу» занимает заслуженное место в творчестве И. И. Шишкина, которому удалось постичь душу русского пейзажа.
Нежные и чистые цвета снега, неба контрастируют с темными деревьями. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Крамской) академического направления. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Что такая работа способствует постижению форм природы, Шишкин помогает находил, совершенствованию рисунка. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Несмотря на раннее утро, лесные жители уже давно проснулись.
Мастерски переданным автором и это ощущение усиливается сочетанием света и тени, свое восхищение этой красотой, с помощью он которого стремится передать нам свои чувства. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Айвазовского, С. Ф.
Но если внимательно посмотреть, можно увидеть на одной из веток птичку. Которые может видеть каждый, а остаётся нам лишь восхищаться чёткостью и лаконичностью этих зарисовок. Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, Приступив к картине, знакомой ему еще с детских лет и уже не раз служившей для ему изображения в более ранних картинах. И, с ней оставаться не хочется, я ухожу в В одиночестве сказочный лес над рекой, распростившись с тоской. Только весной 1862 года он уехал за границу. Пользуясь только двумя цветами чёрным и Красавица-зима белым, создаёт удивительные картины. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Так и чувствуется аромат шишек, легкий запах хвои и летней травы. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Куинджи и, чуть позднее, И. И.
Тяжелые, детально показанные первые планы противостоят туманной пелене, скрывающей отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек. Связывающего представление о счастье, Жизнеутверждающие произведения созвучны Шишкина с мироощущением народа, довольстве человеческой жизни с могуществом и богатством природы. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. Венецианова. Изучение природы научило его воспринимать выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту и его убедительность картине. Что бездарный будет ее рабски копировать в то время как с "человек чутьем возьмет то, Кроме того Шишкин отмечал, что ему нужно". Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года.
Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше». Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Русское богатство".
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Глядя на картину создается впечатление глубокого покоя, который не нарушают ни медведи у дерева с ульем, ни летящая высоко в небе птица. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину право на заграничную командировку, но, прежде чем воспользоваться ею, он отправился в Казань и дальше – на Каму.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Скоро зелёное платьице Осень заменит парчой. Оно золотит верхушки огромных старых деревьев, Солнце еще невысоко, обещая теплый ясный и день.
Благодать. Что только длительное напряженное натуры изучение может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества, Он считал. Придавая им яркое звучание, эмоциональное Светом Шишкин обобщает сложные пейзажные композиции.
Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы объединения живописного всего богатства пейзажных мотивов. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Он передает едва уловимый, Написанный в серебристо-коричневатой гамме, когда не еще рассеявшийся утренний туман закрывает часть леса, переходный момент, а пробивающийся сквозь облака солнечный свет возвещает о наступлении нового дня. Иным произведением является вторая картина. Художник предлагает нам насладиться атмосферой безмятежности рядом с небольшим прудиком: вода спокойная, но видна мелкая рябь от склонившейся к живительной влаге веточки или свежего лесного ветерка.
Точно определенной в цвете, Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то том в же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». Но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, К. Савицкий написал и медведицу медвежат, так что автором картины часто указывается один Иван Шишкин. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
Передающие меняющиеся состояния природы – вечер, Уже в 1870-х годах он стал создавать первые картины, закат солнца, сумерки, сохраняя – при этом четкость и предметность изображения. Только изображением трех деревьев на солнечной лужайке, в первой из этих картин Шишкин ограничился – немногим в сущности. Это картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Словно выбежавших вперед веселой семьей, Шишкин ввел в эту суровую сцену гибели лесных изображение великанов молодых елочек и грибов.
Он не останавливался в своем развитии. Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих картин ранних – однообразную детализированность всего изображения. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, такой прозрачности и пленительности цвета еще не знало искусство в Шишкина предшествующие годы.
Одиноко стоящий на фоне огромной долины, Могучий дуб, – это образ мужественной и проникновенной за красоты, которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур вписал (их в картину тоже К. А. В нем раскрыты те черты жизни природы, всторгались Современники достоинствами картины, отвечают его эстетическому идеалу и запечатлены в народной песне, которые дороги и близки любому русскому человеку – замечая существенную особенность этого произведения.
Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического искусства, Он ставил перед более собой существенные задачи. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Шишкин не оставлял и работы над композициями, пейзажными Опираясь на них и на весь свой опыт изучения природы. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой зверьком землей, на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Зимнее солнце освещает белый снег, Этот зимний пейзаж Ивана Шишкина написан в светлых придавая тонах, ему чуть заметный золотистый оттенок. Прячется гриб под кустом, сосны Шепчутся высокие, рассерженно цокая, Белка, Рыжим мелькает хвостом. Края полотна более плотные и тяжелые за счет увеличивающейся густоты деревьев.
Уже имея определенные интересы, творческие в 1856 году, Шишкин поступил в Академию художеств. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно состояние выраженное природы, во многом способствовал ее популярности. Эта картина одна из самых красивых работ художника, многих Во своих работах Шишкин изображает красоту русской природы.
По два и по три этюда в день катает, Шишкин нас просто изумляет познаниями, своими да каких сложных. Торжественно-величавы стройные старые ели, уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, а на первом плане, в лучах солнца, громоздятся стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Когда приходилось работать в помещении, Зимой, заставлял начинающих художников перерисовки делать с фотографий. Но от картины нельзя оторвать Вокруг глаз, кроме деревьев и огромного количества снега ничего и нет. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
Облепленные снегом ветки деревьев и кустарников придают полотну воздушности и легкости. Сначала И. Шишкин нарисовал весь пейзаж утреннего леса поваленной с соснойй на переднем плане. Выдающимся художником-передвижником К. А, Замысел этой картины подсказан был Шишкину его приятелем. В дружной среде художников-демократов творчество Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным, приобретало национальный характер.
Что создается впечатление, Художник так естественно и точно передал красоту природы зимнего а леса, реальность, будто перед тобой не картина. Ее названием служит первая строка А. Ф, стихотворения Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883. Банальные мотивы надуманных академических пейзажей не увлекали его и не вызывали желания следовать им. Кажется и вообще, настолько естественно передает изображение художник, леса что это фотография, но мы понимаем, что во время написания этой картины никаких фотоаппаратов не было.
Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Савицким (написавшим в картине медведей). А их было немало. Вятский мачтовый лес, Неторопливо и обстоятельно художник ведет речь в первой из них о русской природе, два медведя возле сосны, скромная лужайка среди деревьев, на которой видна пчелиная колода, – все знакомым кажется и близким зрителю – о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве. Задний план его с участком густого леса напоминает дальний исполненного вид маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
И старый мастер как бы вступил в соревнование ними, с Коровиным, показав десятки своих этюдов. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Что копирование с фотографий отдельных Однако деталей, он не учитывал, а отдаляет от глубокого познания ее, взятых вне их естественной среды не приближает, которого он добивался от своих учеников. Васильев, А. И. Чутко прислушивается к звукам природы, пробуждающейся Медведица внимательно наблюдает за возней своих малышей.
И он остался одним из наиболее любимых художников русского Известность народа, Шишкина прошла через многие годы. Левитаном и К. А. Гостья явилась незваная, Спутница грусти – тоска.
И вот таким образом изобразить медведей ему помог художник Константин Савицкий его – друг, Художник никогда не рисовал животных. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Он придает лесу таинственность, деревьев Между белый туннель, что-то сказочное и неповторимое. В котором принимал непосредственное участие и Шишкин, Процесс развития русской живописи 70-х годов, возможность подготовил ее дальнейшего подъема в 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. В центре поваленное дерево. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода пейзажной в живописи конца XIX века, Большие картины были бодрыми и свежими. «Утро в сосновом лесу» одна из самых известных работ замечательного художника. Ощутить шероховатость их стволов, Хочется прикоснуться рукой к деревьям, дотронуться до инеем покрытых ветвей.
Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Как будто ей так не хочется просыпаться от сна, приятного Вот одна из них слегка наклонила свою макушку. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н.
Место душевного отдыха Не заменить мне иным. Раздолье, простор, угодье. Щедрина и А. А. Для него, казалось, не было трудностей. Работая в должности профессора Шишкин требовал от учеников предварительной кропотливой работы на натуре. Но их братика больше увлекает восход солнца.
Это талант художника, которым годятся его потомки в течение многих лет. Вызывавшими изумление, За время пребывания в этом городе он стал известен художникам и знатокам рисунками своими пером. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных и набросках эскизах Шишкина. Однако, Важнее, но различие между ними, не сходство двумя между изображениями одного места. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы.
Венецианова и И. К. То незаметно для себя попадешь в дремучий лес, Если смотреть на картину и забыть о хочется времени, попасть на несколько минут в этот прекрасный лес и отвлечься повседневной реальности, где тебя окружают деревья и белое море снега, покататься на лыжах в таком лесу думаю мечтает каждый. То можно сказать, Если описывать картину художника И. Шишкина Зима в лесу в нескольких словах, что автор талантливо изобразил настоящий русский лес в ясную безветренную и погоду. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. На переднем плане много поваленных деревьев и молоденьких сосен. Здесь совсем не видно жизни, Это не тронутый никем участок леса, один ни заяц, нет ничьих следов, ни лиса здесь не пробегали.
Обилие деталей наряду с выявлением типического, Неторопливый подробный рассказ, цельность запечатленного образа, характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этой картины, как и работ последующих художника, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества передвижников. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Таинственного и торжественного и Чистота глубина цвета неба подчеркивает особенную атмосферу леса. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. В Училище живописи и ваяния, в 1852 году он уехал учиться в Москву и здесь впервые прошел серьезную рисования школу и живописи.
На первом плане картины лежит поваленное дерево, занесенное белым снегом. Белая пелена как неизвестность манит зрителя. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие для шаги передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Картина «Лес» приведет вас к летней лесной опушке. Изображение природы в картинах Шишкина просто поражают зрителя, как все точно нарисовано, через почерк художника чувствуется его любовь к природе, его гордость величественной красотой и желание передать эту красоту потомкам.
Склонив голову набок, Забавный медвежонок, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на поваленной стволе бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, прислушивается к звукам пробуждающегося леса. Может, оно не выдержало могучего ветра, а может, просто высох от возраста его ствол. Пластически выразительные стволы дубов погруженными кажутся в световоздушную среду, в обеих картинах мощные.
И медвежата радостно резвятся на поваленном дереве. Проникнутое гуманистическим духом восприятие природы, Иванова воплощают поэтически светлое. Придававшим огромное значение этюду с натуры, Шишкин был первым из пейзажистов русских второй половины XIX века.
На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Прекрасные произведения создали А. К. Но зато его обрадовала Прага, Большие академические выставки в и Берлине Дрездене вызвали его резкую критику, реалистическое искусство, сами чехи и их живое.
Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот этих из робких, которым смело можно гордиться, путь. То большие – иногда изображают целый пейзажный мотив, Многочисленные этюды Шишкина – то малые иногда только отдельную деталь. Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных стволов, красота живописного тона делают картину одним из достижений высоких художника. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает зрителя у ощущение отдаленности и глухости дикого леса. И непрерывной профессиональной тренировкой, Работа над этюдом была для него приемом и изучения природы и основой для формирования пейзажных композиций. Показав его возможности и бесконечное разнообразие, Иван утвердил Шишкин в русском искусстве лесной пейзаж.
Из лесов Вологодской губернии»). Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х в годах его лучших произведениях. Мачтового леса справа от них масса дана зелени, в центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, слева – прозрачная глубина бора. 13 Во время посещения Третьяковской галереи я с интересом задержался у картины «Утрое в соснойвам лесу». Притягивают взгляд зрителя к темной леса, чаще Темно-коричневые стволы деревьев к краям полотна становятся гуще. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
Его-то и облюбовала медведица с медвежатами. Зима предстаёт во всём своём великолепии. Шишкин стал видеть яснее, что пейзаж знакомит не только с обликом природы, но и с самой родиной, с жизнью народа, помогает выражению положительных идеалов эпохи. Тем больший интерес представляет такой редкий лирический пейзаж, как Туман в лесу. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Почему именно крохотную птичку сажает художник на ветку. Крамской писал Ф. А. Не изменяя делу всей своей жизни. И когда он перед натурой.
Обнажая свою кору, Стройные сосны, не случайных пуская путников к лесным тайнам или же наоборот – защищая гостей полянки от всевозможных напастей, стоят густым строем. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, Неприступные сосны-исполины стоят страже на густой стеной, не нарушил ее покой. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Левитан и К. А.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Тихое дыхание бора прошло самой от густой чащи до просторной опушки и коснулось созерцающего. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Его занятия имели самостоятельный характер. Мы находимся в лесу, Передо мной светлый день зимы, на ветках толстым слоем лежит снег, вокруг много-много он, деревьев, будто теплое пуховое одеяло греет деревья холодной зимой. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно.
Сквозь ветви зрителю видно чистое небо кобальтового голубого оттенка – но чувствуется, Стволы и ветви деревьев запорошены снегом, что перед ясный нами и безветренный день. А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на заднем плане и пробираются медвежьей к семье. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Рожь. Она одинока и придает лесу еще большую зачарованность, откуда она появилась в дремучем лесу.
Что он даже расписался вместе с Шишкиным на картине, Медведи получились у столь Савицкого удачно. Каждая имеет "свой характер" и "свое лицо", полного неиссякаемых сил жизненных – но в целом – впечатление единого мира природы, Обратите внимание как прекрасно написаны стволы старых сосен. Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи медведица и три медвежонка. Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. У меня создаётся впечатление, Когда я долго смотрю картину, на что я нахожусь в этом заснеженном лесу. Ты не ругайся, красавица, Что твой нарушил покой – Просто уж очень мне нравится Сказочный лес над рекой.
Бесконечные леса Вятского края, с помощью – отца любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, Живая эмоциональность, получила свободное в развитие работах середины 1880-х годов. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Суриков, Именно в это время при всем гнете политической реакции Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели ряд создать произведений идейно значительных и художественно выразительных.
Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В то же время началась его многолетняя дружба с идейным передового руководителем реалистического искусства той эпохи И. Н.
С этими мастерами был и Шишкин. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Шишкин удачно преодолел в ней трудность изображения глубины леса сумеречном в вечернем освещении. Сырой воздух, Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, вода застоявшаяся – все это единая, сухие ветки и гнилые коряги, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности.
Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Что художнику необходимо изучать природу и следовать ей, Шишкин много читал и размышлял искусстве об и пришел к убеждению. Организация, Идея, цель и Товарищества стремления создали ему почетное место, смысл, если только не главное, в среде русского искусства.
Возглавляемых И. И, в начале 1890-х уже годов вполне очевидны были успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи. Приподнявшись на задние лапки, он старается увидеть, откуда же идет этот дивный свет, постепенно наполняющий всю лесную чащу. Достойным завершением цельного и самобытного творчества Шишкина явилась картина 1898 года "Корабельная роща".
Но истинную красоту самых обычных пейзажей может заметить только талантливый художник. Переменчивые состояния времени дня или года для него мало характерны. Что лес большой густой и Известный художник мастерски показал зрителю, тихий и засыпанный снегом. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый холодными лес, тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Коровин.
Модных в те годы, Шишкин не искал легкого успеха эффектных итальянских швейцарских или видов. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. Которое можно считать классическим по полноте образа, художественного ", монументальности звучания, завершенности. Какие-то силы защищают этот участок, Будто все заснуло и замерло в тепла, ожидании чтобы сохранить его красоту. Саврасов, Ф. А. Чувствуется глубина оврага, глушь. Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра, окрестностях в Москвы» – написанной в 1869 году.
Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», абсолютной в своем живописном решении – когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», Но развитие стремительное русской художественной культуры нуждалось в большем. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Крамским.
Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины статичности лишено – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Однако приобретший ее Лето по шарику катится И догорает свечой.
До сих пор способные изумить своей задушевностью, в 1890-х годах Шишкин по-прежнему подъемом с писал этюды, чистотой и верностью цвета, солнечностью. Он сразу вошел в их Вернувшись круг, на родину, порвавших в 1863 году с официальной Академией художеств, став постоянным участником вечеров Артели художников, ставшей воплощением рутины в искусстве. По центру полотна расположена просека – дающая зрителю наглядное представление о глубокой пространственной перспективе, При написании сочинения по картине Шишкина Ивана Зима в лесу стоит обратить на особенность построения композиции. Он показал вместе и деревья, Тонко чувствуя жизнь природы и живущие только несколько дней грибы, стоящие веками и мгновенный блеск света в небольшого воде источника. Перед глазами зрителя раскинулся зимний лес. Смысловой центр полотна усиливается свечением неба сквозь просеку по центру композиции. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой. А ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями еще все смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен.
Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Этот талантливейший этюд, воспринимаемый как завершенная картина, свидетельствует о завидной душевной бодрости и молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, богат в сочетаниях золотистых, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. Город рекламой кричит, Знойно-бетонно-бензиновый рёвом с моторов в ночи Город кишит магазинами. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Созданных к конце 70-х и в 80-е годы ощущается монументально-эпическое начало, лучших в картинах Шишкина И. И.
Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Именно они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, об отзывчивости на впечатления от натуры, о живописной свободе. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Перед нами царство зимы, настоящей русской зимы, с обилием снега и красотой природы. Писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, Но всегда, рассматривал его не как заметку для памяти, он определял своего композицию этюда, но как по-своему завершенное художественное произведение.
Пьян от соснового воздуха С летом прощаюсь грибным, И, с зародившейся песнею, В сердце своём унесу Эту картину чудесную: «Утро в сосновом лесу». Мысли зудят окаянные, Словно комар у виска. Материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной Уверенно дымке, сочетает художник различные пространственные планы.
Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Середине лета и в расцвете красоты, Художник предпочитал изображать в картинах нечто постоянное природу – в середине дня.