Маленькие савояры странствовали по всей Франции в качестве чистильщиков обуви и уличных музыкантов В брошюре рассказывается о жизни и творчестве одного из крупнейших русских художников150демократов В. Г. Перове, анализируются его широкоизвестные картины «Похороны крестьянина», «Tpoйка», «Утопленница» и др.
Лицо и вся фигура полицейского выражают полное равнодушие к случившемуся. Пробудить в нем гражданский гнев, Перов сумел задеть живые струны в зрителя, душе которым горело и сердце самого художника. Захватившая старика150птицелова и его 151 спутника мальчугана, Прекрасно выражена охотничья страсть. Шарманщики, акробаты и танцоры – бродячие жонглеры, притягивают Его персонажи улиц и площадей. Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен.
Слева духовенство 151 священник по распоряжению властей произносит проповедь, содержание которой раскрывается художником в изображении надписи на стене храма: «Несть власти аще не от Бога». Эти положительные качества он выразил и в своих литературных и работах в живописи в образах большой силы и правдивости. П. М. Третьякова, купившего картину, художник В. Г. Худяков даже предостерегал в письме: «. В своихграфических работах, сатиру Через и обличение нравов, сочувствие обездоленным, Федотов сформулировал программукритического реализма, впервые в русскойживописи. Художник привлекает внимание к участи детей бедноты, вынужденных с детства идти «в люди» и подвергаться жестокой эксплуатации хозяев. Претерпела изменение и фигура монаха.
Особенно он почувствовал это в картине «Охотники на привале». Кажется, Из светящихся окон словно пьяный слышен гул и, что сейчас распахнутся двери кабака. Сам художник поведалисторию центрального персонажа врассказе «Тетка Марья». Когда тело утопленницы было только что вынуто из воды и его окружала толпа любопытных, эскиз Первоначальный изображал момент. Трудясь безустали, Живяв аскетическом уединении, предполагаявпоследствии перевести их в картины, по примеру художника английского У. Хогарта, он затеял серию сатирическихнравоучительных рисунков. Здесь нет прежних забавныхи поучительных историй, Создаваятакой драматический образ молодойженщины, нет морали увещеванийи – художник апеллирует к зрителюна ином языке. Что есть в охотничьих очерках Тургенева», Ведь это будто точь150в150точь отрывок из лучшего и талантливейшего.
Красной нитью проходящей через все искусство Наряду Перова, с крестьянской темой, связанные с жизнью города, во второй половине 60150х годов в его творчестве появляются темы. Цветовые соотношения в фигуре гувернантки (коричневое платье, голубые ленты на шляпе) 151 мягкие, спокойные, в группе купеческой семьи 151 резки и неприятны. В дом однажды пригласили местного художника старый подправить портрет отца, Когда семья жила под Арзамасом. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Все в интерьере кричито бессмысленности человеческогосуществования. «Тройка» близка к «Проводам покойника», но в ней Перов все же не достигает той высоты живописного решения, как это было в «Проводах».
Высятся постройкиКремля, Перов вводит пейзаж в задниккартины – появляется некая интимностьв повествовании, вырисовываетсяабрис Василия Первоначально, в Блаженного эскизе, но в работе изображаетгород – золотятся в утренней дымкекупола Василия Великого, На заднемплане очертания города. На нейтральном фоне, в лучших портретах Перова изображение 151 поколенное, занимают фигуры почти все пространство холста. Ярко и правдиво обрисованы в картине типы помещика, лакея и священника.
Тишина и безлюдье заставляют глубже почувствовать трагедию преждевременно загубленной жизни и холодное общества равнодушие к ужасным явлениям русской действительности, Поэзия раннего утра. Успех воодушевил Перова и он решил конкурировать на первую золотую медаль. В эти же годы Перов пишет ряд картин на охотничьи сюжеты: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (того же года), «Голубятник», «Ботаник» (обе 1874 г. ). Он много читал и хотя общее образование художника ограничилось лишь окончанием Арзамасского уездного училища, хорошо знал русскую литературу – дальнейшем в Перов пополнил его.
Он снова принялся за работу и создал новый эскиз, близкий по теме к предыдущему, 151 «Проповедь в селе». Когда Перов учился, Правда, как в Академии преподавание художеств, в училище не стояло на той высоте, хотя и строилось по ее образцу. Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще», 151 так писал Крамской, сам крупный портретист, современник Перова, также решавший в своих работах психологические задачи. Вот тем и занимался, что зарабатывал на хлеб различными артистическими выступлениями. Шляпа для денежек. Чем больше-тем лучше. В руках сломанная флейта (конкуренты были всегда, а мир жесток), к шее прижавшийся сурок (учёный-натасканный на определённы действия, вызывающие весёлое настроение у публики). С флейтами выступали в основном швейцарские савояры. На шее выцветший платок-без него это не Артист. Это совсем юный мальчик-артист. Дейсвие однозначно-Европа, возможно что-то граничещее с Щвейцарией. Грустная картина. Которые кочевали с неизменной флейтой и дрессированным сурком по городам и весям богатых континента, стран Так называли в Европе швейцарских бродячих музыкантов.
1870-е годы – период расцвета творчества Перова. Но по отношению к своим предшественникам он был и новатором. Есть нечто сближающее художника и писателя и в трактовке крестьянских типов. С небольшими поправками эскиз был принят Академией и художник начал писать картину. У дверей кабака стоят двое запряженных лошадьми саней в одних видна зябко кутающаяся от ветра фигура ожидающей женщины. Что он писал рассказы о героев жизни своих картин, Особенностью творчества Василия Григорьевича является то. Из его живописных работ этого типа выделяются «Фомушка150сыч» (1868), «Странник» (1870) и «Путник» (рисунок, 1873).
А это говорит том, о Перов демонстрируетв этой работе мастерство обличать необличая, что он сталсложным и многозначным художником. Открытыйфедотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел практику в русскиххудожников, Метод работы надреалистической картиной. Необычайно ярко дан тип станового, по выражению Стасова, «старого выжиги из военных, грубого и бездушного, возросшего среди водки и побоев, безжалостного давителя и взяточника, смотрящего на крестьян, как на скот». Во время одного из таких 171походов в народ187 на глаза ему попался маленький савояр. Многое осталось в эскизах, этюдах, набросках, как например «Осада Пскова» (1879), «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», «Русские колодники в Татарской орде» (оба эскиза 1876 г. ), «Пытка боярыни Морозовой». По ощущению красоты природы и пониманию жизни человека в природе Перов в своих лучших произведениях охотничьего жанра приближается к Тургеневу, самом в деле.
Приближающихся к помещичьей усадьбе, в эскизе художник изобразил среди вечернего деревенского пейзажа движение стройное вооруженных пугачевцев, где Пугачев чинит суд и расправу. Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий». Важно отметить появление в искусстве Перова в эти годы темы труда. Тут нет прямогообличения, сюжет прост: на переднемплане на земле лежит мертвая девушка, рядом сидит полицейский, курит трубкуи равнодушно смотрит на труп.
Зрители не отходилиот нее, Год спустя она была показанавместе с двумя первыми картинами натрехгодичной выставке и АХ имела поистинесенсационный успех. Но фигура, Незабываем по силе образ крестьянки 151 лица ее не видно, поникшая голова, линия ее согбенной спины, опущенные плечи так выразительны, сразу что открывается все безысходное горе семьи, потерявшей кормильца. Поссорившись с товарищами – он уехал в деревню к своим и родителям в школе больше не появлялся, Однако художественную школу Перов так и не закончил. Но и сообщает ей определенную эмоциональную окраску, Пейзаж играет в картине большую роль он не помогает только осмыслить содержание. Федотов выступаетв роли режиссера, мастерски расставляяперсонажи действа.
Сменаего мироощущения, Уже вэтой работе чувствуется приближающийсяперелом тот в судьбе самого художника. Вовлекая фигуры персонажейв определенной очередности, Движение разворачиваетсяволнообразно. Власти сняли картину с постоянной экспозиции, запретили воспроизводить в печати. Передзрителем раскрывается образ петербургскогочиновника 30-х годов: неубранная теснотакомнаты противопоставляется герою, чванливо стоящему в позе римскогоимператора, с папильотками на голове. Здесь все гротескно: герой – бос, халат– рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуютгероя – пустого и никчемного человека. Укором выглядит рваный сапог, приближенноизображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающаядевушка. В1840-х годах в портретном творчествеФедотова определенное место занимаетграфический портрет.
Больше всего в нем привлекают внимание глаза. Это обвинение городу в смертизагубленной девушки. организованона тонких нюансах.
Большинство их имеет биографический характер («Наши учителя»), некоторые находятся в связи с его картинами («На натуре. Этюдах, Многое осталось в эскизах, как например «Осада Пскова» (1879), набросках, «Пимен», «Пимен и Григорий» (1879), «Михаил Тверской в татарской орде», (оба эскиза 1876 г. ), «Русские колодники в Татарской орде» «Пытка боярыни Морозовой». Он скупообрисовывает глухую монастырскую стену, избегая архитектурных деталей. Композиционный центр картины – лицадетей – выхвачены светом, Перов к нестремится детализации. Перов сделал рисованный портрет Васи и подарил его несчастной матери. Тема этой картины живо интересовала Перова.
Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Лучшей из этих картин является «Птицелов». Которые не могли мириться с жизненным гнетом и эту до непримиримость поры до времени глубоко затаили в себе, Фомушка 151 это одна из тех цельных натур. это конечно пожилой с виду охотник, страстно рассказывающий своим сотоварищам о своих явных или не совсем приключениях на охоте. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. В 1864 году Перов досрочно возвращается в Москву из заграничной командировки. О глубокой работе Перова над социальным обобщением сюжета «Чаепития в Мытищах», о стремлении к типизации образов свидетельствуют его рисунки и эскизы к картине.
Когда город еще спит, Художник выбирает ранний утренний час, сквозь его легкую проступает дымку силуэт Московского Кремля, от реки поднимается холодный туман. За смелой критикой духовенства чувствуется обличение и всего общественно150политического строя, Оно силой выделяется обличительного содержания, порождающего такого рода явления. Перевернувший вниз головой икону и не замечающий, Особенно запоминается пьяненький старичок, да опьяневшая женщина со чулками, спустившимися что у него развязались и волочатся по грязи онучи. Картина близка по содержанию и целенаправленности к предыдущим работам художника. Бедные слушают с упованием – богач заснул в кресле, Иоанна Златоуста и что в эскизе дано отношение различное слушателей к ее содержанию. На берегу Москвы150реки распростерто тело утопленницы, которое стережет полицейский. Через некоторое время тяжелого из-за материального положения Перов едва не бросает училище.
Через некоторое время художник заканчивает работу над задуманной ранее картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). «Утопленница» (1867), Среди лучших произведений этого – периода картины «Проводы покойника» (1865), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Последний кабак у заставы» (1868), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Его картины становятся разнообразнее по тематике, содержанию и характеру образов.
Чернышевского. Что он прочно утвердил в крестьянскую искусстве тематику, Хотя заслуги Венецианова несомненны и заключаются в том, однако он не коснулся самого основного 151 рабства крестьян в крепостнической России, создал поэтические образы русской деревни. Острие которой по150прежнему направлено главным образом против духовенства, второй Во половине 60150х годов Перов продолжает работать и в области сатиры. П. А. Написанная с большим живописным мастерством, Перед нами реалистическая глубоко картина, в выразительной манере. Лица, позы, движения полны жизни.
Сюжетное решение в рисунке несколько отличается от картины. Но образ Пугачева художнику не удался. И обставлено училище было значительно беднее, Преподаватели Московского училища были профессионально ниже профессоров Академии. Этой проблемы ни Федотов, ни другой предшественник Перова 151 Венецианов не касались. Например, Так, полемизируя с В. В. Стасовым, скульптор Н. А. Рамазанов, что писал, выставка стала пополняться такими произведениями, которые «нельзя допустить на выставку, не оскорбляя нравственного чувства посетителей, как это случилось, в недавнее время, с картиной новейшего направления, г. П. (Перова.
Безусловно, в ней, но нельзя не заметить в ней и особой поэзии, есть нарочитости доля и анекдотизма. В основе которой изучение лежало натуры, в преподавании большую роль играли традиции Венециановской педагогической системы, развивавшее у учащихся способность к наблюдению окружающего. Эскиз карандашом «Сельский крестный ход на Пасхе», представленный в Академию художеств из150за своего слишком острого сатирического содержания не мог быть утвержден императорской Академией художеств. Сюжет более позднего произведения Перова 151 поминальная трапеза в монастыре «за счет благодетелей». Большое влияние нахудожественный стиль В. Г. Перова оказалиграфические работы ианглийского П. А. Федотова художника У. Хогарта.
Прянишниковым, с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, придали грозный вид пейзажу. О том же говорит выразительный лоб с суровой складкой у переносья. Явно не интересуясь проповедью, Но помещик мирно спит в своем удобном кресле, а молодая жена помещика вести предпочитает светскую болтовню с молодым человеком. Простыми средствамихудожественной выразительности емуудалось передать характеры героев, этихпортретах в он проявил себя как выдающийсяпсихолог ихиндивидуальные черты.
В картине темакарточной игры развивается в загадочноедраматическое действие. Еще сильнее прозвучала тема города в картине «Утопленница» (1867). В этюде «Слепой музыкант» художник тонко передал артистичность натуры уличного музыканта и характерные черты внешнего облика слепца. Третья группа 151 крестьяне, отхлынувшие от проповедника к молодому человеку с бумагой в руках изображенному в глубине. Руки спокойно сомкнуты на животе, Глаза из150под нависших век смотрят зрителя на настороженно.
Перова это не смутило. Когда картина была закончена, Осенью 1861 года, а вместе с ней художник получает право на в поездку Европу в качестве пенсионера, Перову присуждают Большую золотую медаль. В портрете путьФедотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Маленького Василия мать научила читать и писать очень рано. Федотов озвучивает темуположения женщины в обществе, взывая кзрителю всей мощью своего дарования. Игорь Долгополов напишет о Федотове:«Пожалуй, никто до него в искусстве такглубоко не проник в мир загнанной втупик души» Содержание картиныаллегорично: это душа человеческаямечется в тоске и безысходности, вынужденная убивать отведенное ей времяжизни, лучшие годы, честолюбивые замыслы, светлые надежды. Но в самом начале работы его постигла неудача.
Прекрасно найден и разработан теплый тон этюда 151 от коричневого до приглушенного розового, придающий особую красоту образу. Стасов действительно несколько переоценил эту картину. Говоря о группе произведений Перова на охотничьи сюжеты, Стасов подметил их близость к охотничьим рассказам Тургенева.
Аритмичное движение крестьян, Удручающее впечатление и производит нестройное, несущих иконы. Художественный язык богаче, мастерство Живописное художника стало совершеннее, сюжеты разнообразнее. Пейзаж, на фоне которого развертывается «праздничное» шествие, усиливает далеко не праздничное, не торжественное впечатление.
Ярко охарактеризованы все участники изображенной сцены: тупая, забитая девочка 151 дочь купца, купчиха, не одобряющая затею мужа и рассматривающая приглашение гувернантки как лишнюю заботу для своих хозяйских рук и особенно будущий «кутила трактиров» купеческий сынок, цинично разглядывающий молодую девушку. Везде следы недавней пирушкии былого веселья. Вряд ли с этим можно согласиться. В котором затаились укор и грусть горькие складки около рта дополняют впечатление, При детальной разработке внешнего облика Перов выделить сумел в старческом умном лице крестьянина Фомушки поразительный по притягательной силе испытующий взгляд. Чтобы предотвратить неудачу, которая постигла его с первым эскизом, Перов приложил объяснительную записку, в которой указал на то, что тема эскиза взята им из 64150й беседы св.
Художник сам понимал, что он отошел здесь от своего первоначального замысла. Когда утомленный ходьбой мальчик заснул, Удачно выбран момент, прижав к себе маленькую обезьянку 151 единственного друга и помощника в поисках средств для поддержания жизни, к прислонившись стене большого дома. Долгожданная «воля», о которой молодой человек будет читать по окончании проповеди, несомненно важнее для крестьян, чем проповедь: у священника осталось всего двое слушателей, причем один из них уже явно скептически относится к его словам. Зритель одновременнонаблюдает две сцены в соседних комнатах. Композиция картины разворачивается погоризонтали, Пространствоуже более упорядочено, появляется панорамность. Этот станет прием ключевым для творчестваФедотова – более сложно поорганизации.
Но элемент обыденности, Много внимания было уделено характеристике и толпы передаче отношения отдельных зрителей к погибшей и к событию в целом, суетности в сюжете ослаблял драматизм и отвлекал внимание от основной фигуры 151 утопленницы. Мотив был веский. Для конкурса на Большую золотую медаль художник в Совет Академии представил эскиз картины «Сельский крестный ход на Пасхе». Созданные после возвращения из150за границы, Произведения, что пребывание Перова в Париже не было бесполезно, свидетельствуют о том. Изображению труда посвящены картины «Возвращение жниц с поля» (1871), «Выгрузка извести на Днепре» (1872), «Хлебопашцы» (рисунок). На каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете их публично, Синода сделают скоро запрос. Многолетнее переутомление, нервное напряжение крушениепрекраснодушных и иллюзий сказалисьроковым образом, Постояннаянищета.
Печать горячо приветствовала ее появление на Передвижной выставке 18721511873 годов. Федотов стремился превзойтии затмить Хогарта. Здесь он интуитивно набрелна незнакомый тому времени жанрпортрета-этюда, который распространитсялишь в конце XIX в. Такие портреты онпродолжал исполнять и позднее некоторыеиз них, скажем "Портрет Н. П. Ждановичза фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Картина "Свежий кавалер" – первоев русской живописи произведение бытовогожанра, впоследствии породившее немалоподражаний.
Интерес к живописи возник у Перова в возрасте девяти лет. Лишенные парадности образы, то в этом появляется портрете инаяхудожественная задача – живописнымисредствами художник передает ощущениенадвигающейся смерти, Если вболее ранних портретах Федотов создавалкамерные, небытия. Впитавшего прозу Н. В, 3 Появление широкого течения критического реализма в русской живописи было подготовлено в 1840 годах 1850-х частью российского общества. Но направленность его искусства осталась неизменной. Воспроизведение которого помогало ему раскрыть социальные противоречия современной ему жизни, Человек его интересовал социальный как тип.
Весной 1852 г. у Федотоваобнаружились признаки психическогорасстройства. Но уже в следующейкартине – -представляющей собою иллюстрацию кбасне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировалотличное владение живописью и тонкостьпсихологических характеристик. Перов также обратился к истории. Васильев, А. Н.
Этот эскиз был положен в основу второго варианта картины 151 «Суд Пугачева» (1875) первый же вариант 1873 года был уничтожен художником. Взглянув на картину, женщина воскликнула: Вот он – как жи-вой. Чтобы живописание быта обездоленных соотечественников было реализовано на Изобразительному полотнах искусству был необходим толчок.
Все очень просто и обыденно в этой картине. По-своемуиспользовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена и выгляделаестественно одновременно по театральномувыразительно. В самой ранней из известных нам картин «Приезд станового на следствие» (1857) Перов обличает взяточничество и самоуправство сельских властей. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, его бедность. За полтора года, проведенных в Париже, художник пишет небольшие этюды, наиболее характерный из которых «Слепой музыкант» (1864). Бело-голубаяфигура девушки помещена художником вкоричневую оправу. Лицо, обрамленное рыжеватой бородой, скрашено открытым, умным, пристальным, всматривающимся взглядом светлых глаз, раскрывающим в нем человека богатого интеллекта, писателя150реалиста, привыкшего внимательно вглядываться в жизнь. «Проводы покойника» высоко ценил Стасов: «.
Как и в большинстве картин Перова этого времени, Пейзаж имеет большое для значение раскрытия творческого замысла. Пейзаж написан прекрасно, от него веет поэзией русской поздней осени. Он завсегдатай ярмарок и праздничных гуляний. Объясняя неудачи художника характером его таланта и отсутствием опыта в над работе исторической картиной, Стасов отрицательно относился к историческим холстам Перова. Холодный зеленовато150серый фон усиливает впечатление.
А высочайшее совершенствоживописи заставляло Добрый наслаждатьсяизображением, юмор и сочувствиелюдям перекрывали ноту сатирическогоосуждения. Особое внимание художников привлекали личности Ивана Грозного и Петра I. Наряду с историческими живописцами этого времени исторические темы разрабатывались и художниками бытового жанра (Якоби, Неврев, Мясоедов, Прянишников). Изменив сюжетное решение, художник усилил социально150трагическое звучание картины. Горящие тона, Все богатство переходов и рефлексовполотна, спертостиатмосферы, ощущение вызываюттревожность.
Все же в ее замыслееще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении- перегруженность и некотораякарикатурность, а в цвете – пестрота иперечерненность. Фанни под 8470 30», «Под крестом», «Тетушка Марья»). Белых и коричневых тонов, некоторым с контрастом которыми звучиттемнота волос модели, По-особому решает Федотови колористический строй картины:живописная гамма строится на мягкихпереходах и соотношениях голубых, желтых. С которыми мы познакомились, Картины Перова, принадлежат к лучшим образцам социальной в сатиры русской жанровой живописи XIX века. Выразительно разработанная серо150коричневая красочная гамма усиливает впечатление.
Который за успехи в чистописании дал ему прозвище Перов, Продолжал мальчик обучение у местного дьячка. В них всегда ощущается подлинная жизнь. Не меньший успех она имела и вМоскве, где Федотов провел четыре месяцав начале 1850 г. Там же он успел закончитьи свою следующую картину – "Не в поругость" (или "Завтрак аристократа"). Триумф "Сватовства майора" былвысшей точкой в жизни художника. В характеристике портретируемого, кроме глаз и мимики лица, большую роль играют руки. Глубокой тоской и одиночеством веет от картины. А иногда и взрослые ходили по дорогам Европы, Дети, в частности, по ярмаркам и торговым улицам, Германии, Франции и пели песни. В этом своем самом остром по сатирическому содержанию произведении Перов изображает убогую русскую деревню 60150х годов ее с нищетой и невежеством.
Ведущих пленных, Пугачев и его помощники образуют целое единое с головным отрядом пугачевцев. он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь кволновавшей его цели – показать всломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающеесянад земными страстями и страданиями. Это и понятно. В этом и заключалось огромное идейно150воспитательное значение первых полотен Перова. Падая, он растерял тавлинку с табаком и приношения прихожан. Персонажи и отношениямежду ними были психологически точныи убедительны. Художник посчитал, что не может писать идейные картины, не зная жизни страны.
Так в «Свежемкавалере» мы практически не видимдействия, тогда как в «Разборчивойневесте» действие начинает разворачиватьсяв конкретном времени, а в «Сватовствемайора» действие подобно раскручивающейсяпружине и вбирает в себя большоеколичество персонажей. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут иотстранен от окружающего мира. Беспощадно обнажая и бичуя язвы общественно150политического современного строя, Смело, революционизировал его, художник содействовал пробуждению общественного сознания. Во второй 151 изобразить самое восстание и в третьей 151 передать расправу с помещиками, в первой картине триптиха он вскрыть хотел причины восстания.
В1870 году В. Г. Перов участвует в организацииТоварищества передвижных художественныхвыставок. Выходящий из дома, Центральная фигура композиции 151 пьяный священник, где что только побывала праздничная процессия. Художник изобразил писателя в момент тяжелой глубокой задумчивости, сосредоточенным, вероятно, на одном из тех «проклятых» вопросов, которые мучили его в ту пору, целиком ушедшим в себя. Этот жанр давал все возможности для создания героических Кроме образов, того, помогал понимать явления современности. Тогда как между помещиком и нет дворовыми единства, Фигура Пугачева неотделима от восставших.
Известно, что еще в Училище живописи и ваяния он делал эскизы к «Степану Разину». Впервые она была воплощена в рисунке пером для «Альбома московских художников» 1867 года. Много лет спустя, Теперь же, Перов поставил очень сложную задачу 151 написать триптих, подойдя созданию к исторической картины зрелым мастером, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В 1846 году Перов поступил в известную художественную школу А. В, Проучившись года три уездном училище Арзамаса. Московское училище живописи и ваяния в отличие от Академии Петербургской художеств было более демократичным.
По силе характеристики и по композиции это произведение совершеннее предыдущего. Шишкиным и выдающимся жанристом И. М. Нооно, Ещекадетом Федотов увлекся рисованием, долго служило ему лишьсредством скоротать досуг: он создавалсамые различные зарисовки на привычныедля него темы: в муштра корпусе, наряду с сочинением стихов и пениемпод гитару, полковыеучения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей врисунке и технике акварели.
Написанная на нейтральном фоне, Его крепкая фигура, вместе с посадкой, данная в некотором движении вперед, наклоном головы дает внутреннюю почувствовать энергию активной натуры. Совет, полностью не разобравшись в его содержании, утвердил эскиз. Таким толчком явилось творчество Василия Григорьевича Перова.
В 1871 году становитсяпреподавателем он в Московском училищеживописи и ваяния и занимает этот постдо конца жизни. Необходимо отметить, что с начала 70150х годов Перов начал работать над созданием образов революционно настроенной интеллигенции, о чем свидетельствуют картины: «Спор о вере» («Беседа студентов с монахом у часовни») 1871 года, «Отпетый» и рисунки150эскизы. Где поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, в 1853 году художник отправляется в Москву, Среди преподавателей его в Училище были Е. Я. Есть на юго-востоке Франции историческая область – Савойя. С большойточностью выписаны предметы различных интерьера, множество деталей, Любовно и тонко. Но художник сузил первоначальный свой замысел и свел тему к столкновению двух людей непреклонной воли. Тучный купец в халате малиновом нагло рассматривает девушку как товар, Широко расставив ноги, добротность которого он желает определить.
А в1853 году поступает в Академию живописи, ваяния и зодчества, В1852 году Перов переезжает в где Москву, учится до 1862года. В 1862 году Перов пишет картину «Чаепитие в Мытищах». Одинокая, Беспокойный свет догорающей холодной зари, едва видимая в сгущающихся сумерках, забытая женская 151 фигура, все это придает драматизм изображенной сцене. Второй эскиз интереснее 151 Перову передать удалось размах и мощь стихийного крестьянского движения. В какой мере возросло уменье художника синтезировать свои образы, Картина показывает, от изобразительного рассказа переходить к эмоциональному показу в явления, частном находить общее.
Вообще, савояры-это жители французской области Савойя. Это здесь зародилась мода на бродячих артистов. Но в данном случае это уже термин обобщённый-бродячие певцы, странствующие по дорогам Европы (чаще всего с шарманкой и учёным сурком)Жонглёры, акробаты, танцоры. Но зато учащиеся стояли ближе к народной жизни. Фигуры охотников очень выразительны их характеристики ярки и проникнуты юмором. Фигура же монаха выражает полную растерянность. В его работах этого периода преобладали отрицательные типы.
А именно – бродячие певцы, Со временем это стало слово употребляться в более узком значении. в портрете Федотов не преодолевалотрицание поэтического мироощущения. Федотов продолжил в графическом портретеранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портретпоручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет АмалииЛегран» (1846-47), в которых язык рисункастал прямым носителем содержания образа. Чуть более картинны портреты Шишмаревых, датируемые 1849 годом, но художник, сосредотачиваясь на лице и фигуре, добивается графической ясности илинейной выразительности. Однако лишь очень немногое удалось ему осуществить. В 1880 году художник снова возвращается к этой теме в рисунке «Спор о вере», в котором сюжет несколько видоизменен (сцена дана в вагоне, количество фигур увеличено).
Женщина, валяющийся в грязи под крыльцом и пьяный крестьянин – отливающая напившегося до потери сознания Эту мужа, безобразную сцену дополняют второстепенные персонажи. Что священника изобразит в не ризе, в пояснительной записке к эскизу художник написал, а в рясе. Максимальновыразительная, ПалитраФедотова изысканно-сложная, колористическое решениенесет в дополнительную себе эмоциональнуюнагрузку. Но, Странник в соприкосновении с миром стойкость выявляет своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, пребывает в ней достойно и независимо, напротив. В фигурах студентов чувствуется спокойствие и твердая убежденность в своей правоте.
Зарянко. Фигура чиновника близка к «Свежему кавалеру» Федотова, почти повторяет ее, но в трактовке этого образа у Перова больше остроты и обличительности. Впервые увидевших такое обличение беспощадное духовенства, Появившаяся в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге картина привлекла большое количество посетителей. Здесь он получил начатки профессионального образования. Живя в деревне, молодой художник пишет картину «Распятие», которую он подарил ближайшему селу.
В картине «Проповедь в селе», так же как и в предыдущих, художник развертывает перед зрителем целое повествование. Однако по силе сатиры и эмоциональному воздействию «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перова превосходит все, что было создано в этой области. Григорий Карлович Криденер был прокурором, Отец Василия, увлекался искусством, несколькими владел иностранными языками. Отталкивающего старушку150крестьянку, Типична лакея, фигура пытаясь услышать слова проповеди, которая, слишком близко подвинулась к помещику. Положение студента Перова былотяжелым, средств к существованиюпрактически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильевпредложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен навсю жизнь.
Что Перов отказался от первоначального стремления изобразить просто трагический эпизод и шел все к большему обобщению и лаконизму, Сравнение картины эскизами с к ней приводит к заключению. Суровый зимний пейзаж сообщает особый лиризм произведению. Жест напряженно сомкнутых у колен тонких нервных рук, Прекрасно найдены головы наклон с высоким лбом, замыкающих композицию фигуры и как бы отделяющих его от всего окружающего. Неполучил законченного художественногообразования и может считаться самоучкой. Родился в он семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетскийкорпус, Н. Бенуа), где занимался очень прилежно, и за успехи был при выпуске зачислен вгвардию. Гоголя, поэзию Н. А. Все остальноетонет в мглистом тумане беспощадногогорода.
Последователь Белинского и Чернышевского, Художник большого темперамента, Перов стал идейным и вдохновителем славой московской школы художников 6015170150х годов. Где художником использованы традиции дворянского портрета, Эта работа одна из немногих, очень внесены черты парадности. Ступина.
Так вот, савояры – это прежде всего жители этой местности. Сохранив расположение основных групп, он изобразил движение на фоне бушующего пожара. Видно, что Перов работал упорно и настойчиво, не отступая перед трудностями. И сама тема и трактовка фигуры на фоне пейзажа навеяны Ватто фламандским искусством. От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.
Париж дополнил жизненные впечатления художника неприкрытой наблюдениями нищеты и обездоленности народных масс в Европе. Жизнь подневольного человека заставила его быть всегда настороже. Отец устраивает его Арзамасскую в художественную школу А. В. Ступина, Идя навстречу влечению сына. Как острый и опытный наблюдатель, Перов сумел подметить поразившую его способность русского крестьянина уберечь благородство души и сохранить человеческое достоинство, несмотря на долгие годы рабства.
Спеша опередить друг друга захватить и Как грабители врываются они в келью умершего, что поценнее. Пугачеву противопоставлена гордая, властная старуха150помещица, гневно глядящая на него. В котором образ Пугачева стал более значительным, в 1879 году был закончен третий вариант, ума темперамента и в нем чувствуется человек большой воли. Особенно метко охарактеризован «молодой, но уже пройдоха» писарь его лицо выделяется живостью и выразительностью. Сложившееся в XIX веке, Критический реализм метод художественный и литературное направление. Обилие действующихлиц не создает хаотичности: «вся жизнь– театр, а люди в ней – актеры». Имя Федотова всегда почиталосьвысоко, но главным образом за ранниеработы и особенно за "Сватовствомайора", в котором он впервые решительнопроложил реальности дорогу в русскуюживопись, став родоначальником бытовогожанра и предшественникомхудожников-передвижников, явившихсячетверть века спустя. В 1871-1872 годах художникпишет портреты знаменитых людей: А. Н. Островского, В. И. Даля, А. Ф. Писемского, А. Но холодного пейзажа с ярко-синим небом и облетевшими деревьями изображен Ребенок на фоне солнечного.
151 В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». В то же время, как бы торопясьвысказаться, Федотов лихорадочно работалнад несколькими картинами, в которыхставил задачи, абсолютно новые длянего самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремлениехудожника выйти за пределы непосредственновидимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мереприложимо понятие "фантастическийреализм". Некрасова, эстетические взгляды Н. Г. Онищет для нее новую формулу, Федотов не изображает свою модельв традиционном положении в «фас», которое Сарабьянов назвал«линейный модуль», новоеположение, обращая внимание нато, что фигуры силуэт передается гибкойлинией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. Тем не менее занятие живописью юноша не бросил. В своих картинах он достигаетневедомой до него силы воздействия. //Между тем фигура пьяного попа в картинеПерова «Сельский крестный ход на Пасхе»одна могла бы составить содержаниецелой картины. // В пьяном попе Перовавсе, вплоть до грязных его ногтей, точнонарисовано.
Восстание Степана Разина, движение раскола на рубеже XVII151XVIII столетий, борьба древней Руси с татарами за свою независимость – когда даже крупные художники ограничивались изображением отдельных эпизодов из жизни и деятельности больших исторических деятелей, в то время, восстание, Пугачевское Перова интересовали массовые народные движения. Игра закончена и троеигроков встали, разминая затёкшие отдолгого сидения тела. То в дальнейшем он трактован как образ лицемера и тунеядца, Если вначале Перов подчеркивал елейность в выражении его лица, не замечающего и нищеты народного горя. Еще меньше трогает его горе и нищета инвалида, вынужденного просить милостыню. Великий художник, Федотов, "однаиз ярких самых и чарующих личностейрусского искусства" (А.
«Первая ночьобманутого молодого», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др – сделала которая его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ. Что их долго не понимали -воспринимали сдержанно, в поздних жеработах он так разительно обогнал своевремя, – и лишь много позднеепрояснился смысл и определилось значениеего прозрений, удивительных недоуменно, даже скептически. Оживленная красноватым пятном шейного платка, Тонко разработанная серо150коричневая вносит гамма, какую150то особую теплоту в строгий образ старика.
Взгляд девушкиисполнен сложных душевных переживаний, раздумий. В оценках этого произведения у современников Перова не было, однако, единодушия. Трудно указать среди русских мастеров равного Перову в этом отношении. Как говорится, все свое ношу при себе. Из остальных работ этого типа надо упомянуть картину «Охотники на привале».
Сочетание красновато-коричневыхтонов интерьера холодного и – интенсивносинего квадратика неба в небольшомокне, Главный герой картиныу Федотова не человек – тоска и безнадега. Это блестяще показано через колоритработы. На фоне ее сурово выступают силуэты каменных столбов заставы, увенчанных двуглавыми орлами. Необходимую практику онполучал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзейи знакомых. К новой для него проблеме он подошел со свойственной ему широтой. Посвященной первой Передвижной выставке, в статье, как высоко даровитого художника, оценивая Перова, великий сатирик отмечал преднамеренности долю в произведениях Перова. Фигуракак олицетворение всего «темногоцарства». Вкартине "Игроки" (1852) Федотовпопытался изобразить происходящее необъективно, а с точки зрения проигравшегосягероя, которому его партнеры кажутсястрашными фантомами.
Ветер ерошит гривы лошадей и шерсть собачонки, разделяющей с хозяйкой томительное ожидание. В 1872 году Перовым написан замечательный портрет Ф. М. Достоевского. У ног священника свалился причетник с кадилом. Портретнуюзадачу Федотов решает через поворотголовы девушки и направление взглядав ее сторону зрителя.
Замечание И. Н. Крамского, что тип купца в картине Перова не нов, что его впервые дал Островский 151 справедливо, но ни до Перова, ни после него в живописи не были созданы такие яркие и типичные представители «темного царства». Но Перов не щадит и купечество. Естественно, что реакционная критика обрушилась на Перова.
Острее выражена художником и непристойность поведения монахов, напившихся на глазах «благодетельницы» и нищих, ожидающих подаяния. Начав службу в лейб-гвардииФинляндском полку (1834), он проявил себякак примерный офицер и мог рассчитыватьна удачную карьеру, однако страсть кискусству перевернула его жизнь. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. Перов отвел ее в галерею Третьякова.
Силуэты повешенных на дереве, тревожно Виселица, мечущиеся над трупами повешенных, птицы, 151 все это вносит тревогу и сообщает картине драматическое звучание. Она примечательнареалистической точностью в изображениидействительности. Справа семья помещика, к которому обращен выразительный жест проповедника.
Впервые в русской тема живописизатронута брака по расчету, воплощаемому честолюбием и корыстьюлюдей. В это время определяется и художественное дарование Перова. Демократической основе было естественным проявлением общественного интереса к истории своего народа, Развитие исторической живописи в 70150х годах XIX на века новой. Эта убежденность, видимо, действует на крестьянина, прислушивающегося к спору. Необычайно выразительны типы студентов, победителей в споре и побежденного монаха. Тема обеих картин одна и та же, но сюжетное решение различно. Насыщающих интерьеры живописныхпомещений, к над работе образамигероев, правдиво показывая зрителюбытовые нравы общества в конкретикелиц, Федотов подходил с присущейему внимательностью и наблюдательнойточностью.
Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. И Перов, бесспорно, был таковым. Монах, остановившись в пути, предается отдыху за чашкой чая. Длясоздания картины Федотов в течение годасамостоятельно освоил технику маслянойживописи.
Характеристика купеческого быта дополняется безвкусной обстановкой комнаты. Средних лет, Второй товарищ, почесывает ухо, тоже опытный охотник с иронией слушает пожилого охотника, можно сказать рассказчик явно вызывает у него саркастическую усмешку своей охотничьей, очередной и неправдивой байкой он и явно не доверяет ему, но при этом послушать все равно интересно. Каждый мазок давался с трудом. Впоследствии это прозвище было принято художником как фамилия. Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, 151 изменилась несколько лишь форма обличения. Наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира Главная человека, его особенность изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами. Лиц у них как будтонет. Мокрицкий и С. К.
Вызвана тотчас, Реакция каждого персонажасиюминутна, неловкость отцаневесты, непосредственно, предстает в логическом развитии:суетливость свахи и решительность практицизмматери, жеманство будущей супруги, перешептывание служанок. В ранних картинах Перова федотовские традиции развиваются особенно ярко. В 1851 году Перов пишет автопортрет, портреты родителей. В процессе создания художник картины убедился, сел с младшими учениками в классе рисования гипсовых голов и проработал несколько месяцев, не смущаясь – что у него нет основательного знания рисунка тогда он, Об этом свидетельствует следующий факт. Не уснащая его подробностями, скупо Художник развертывает сюжет и тем не менее сила воздействия этого произведения огромна.
Связь искусства Перова с живописью Федотова еще ярче проявилась в картине «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» («Первый чин»), которой он конкурировал на вторую золотую медаль. Так как здесь не было постоянного надзора чиновников, царских Они свободнее себя чувствовали в своих творческих исканиях, который давал себя знать в Академии художеств. Происходивших в общественной жизни на рубеже 70150х и 80150х годов, Перов не сумел в разобраться глубоких изменениях и это повлекло за собой отход от его прежних боевых позиций. Так же как Некрасов, Перов вложил глубокий социальный смысл в свое произведение, показав нищету и обездоленность крестьян русской пореформенной деревни в результате «освобождения». В ней художник продолжает тему обличения духовенства. Анализируякомпозиционные особенности таких работкак «Свежий кавалер», «Разборчиваяневеста» и «Сватовство майора», становитсязаметна эволюция художника.
Во Франции это чаще всего были дрессированные сурки, Обычно таких певцов сопровождали маленькие которые зверьки, танцевали под незамысловатую музыку. Кутаясь от холода, в глубине одних, дожидаясь мужа, сидит крестьянка, который пропивает с в горя кабаке последние гроши. Онезначимости этого явления безвременнойсмерти для общества, полицейскогоговорит Взгляд об обыденности события.
За картину ему была присуждена вторая золотая медаль. Савояр – слово французского происхождения. Что нищета, Перов первый в своих картинах дал понять и горе бесправие русского крестьянства 151 результат рабства народа. Знающие чем задобрить начальство, Типичны старшина и староста, а потому поставившие около стула корзину станового яиц.
Доброжелательный и общительныйпо природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцироватьс помощью литографии собственные картиныи издать серию своих великолепныхиронических рисунков на темы городскойжизни. Однако Совет отверг его, причиной своего решения указав «непристойность изображения особ духовного сословия». Предметный мир, тактщательно передаваемый в более раннихкартинах Федотова, как бы растворяетсяв рассеянном дневном свете. Зритель воспринимает одновременно и основную группу и пейзаж как единое неразрывное целое. А когда вернулись, Перов и Третьяков оставили ее у картины, что она стоит перед на ней коленях, увидели. Единственно, в чем можно упрекнуть художника 151 в отсутствии единства в цветовом решении. Во всем облике видно сознание своей силы 151 силы денежного мешка. В начале 1863 года Василий Григорьевич отправляется в заграничную командировку.
Перов сначала посещает Германию, а затем Францию. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Из наиболее известных произведений этого периода отметим картину «Савояр» (1863-64), графический лист «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), ряд набросков и эскизов: «Парижские тряпичники», «Шарманщица на бульваре в Париже», «Праздник в окрестностях Парижа», «Уличная сцена в Париже», «Продавец песен», «Шарманщик», «Итальянец, продающий статуэтки».
Монохромия и отсутствиеинтереса к фактуре отличают последниекартины Федотова. В картине 1875 года Перов ушел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего утерялось впечатление размаха крестьянского восстания и снизилось значение народных масс в этом движении. Исторические темы интересовали Перова издавна.
Композиция ее построена на противопоставлении тучного монаха150чревоугодника и хромого слепца инвалида войны 18551511856 годов, с мальчиком150поводырем. Тогда Перов представляет эскиз другого сюжета «Проповедь в селе». А в идейно150художественных колебаниях, Причины таились не в этом, переживал которые художник в конце 70150х годов.
Новое отношение Перова к задачам, стоящим перед портретистом, наиболее ярко проявилось в портрете А. Н. Островского (1871). Занесенной снегом в рисунке непосредственности, больше Художник изобразил крестьянского мальчика на фоне зимних полей и деревушки, чем в картине. В 1877 году Перов вышел из Товарищества передвижных выставок. Тогда как в «Разборчивойневесте» действие начинает разворачиватьсяв конкретном времени, Так в «Свежемкавалере» мы практически не видимдействия, а в «Сватовствемайора» действие подобно раскручивающейсяпружине и в вбирает себя большоеколичество персонажей.
Вплоть до грязных его ногтей, в своих картинах он достигаетневедомой до него силы воздействия. //Между тем пьяного фигура попа в картинеПерова «Сельский крестный ход на Пасхе»одна могла бы составить содержаниецелой картины. // в пьяном попе Перовавсе, точнонарисовано. Лицо его бессмысленно. «Парижские тряпичники», «Праздник в окрестностях Парижа», «Уличная сцена в Париже», «Продавец песен», «Шарманщик», – «Итальянец, продающий статуэтки» графический лист «Похороны в бедном квартале Парижа» (1863), Из наиболее известных произведений этого периода отметим картину «Савояр» (1863-64), «Шарманщица на бульваре в Париже», ряд набросков и эскизов. Каким знали его близкие в домашней обстановке, Художник изобразил Островского таким, в просторном халате, беличьем ничем не стесненным. Странная комнатаосвещена свечами, отчего вокруг пляшутзловещие тени.
Учителями В. Перова былихудожники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкийи С. К. Зарянко. Которые отправлялись странствовать в надежде на заработок, Перед нами один из бедных тех жителей Савойи. В 70150х годах Перов не оставляет и жанровую живопись. Которые посылали своих детей зарабатывать себе на жизнь милостыней, в этой местности было много очень обнищавших крестьян. Казаков – татар и русских крестьян, Композиция же не была осуществлена она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя разноплеменных массы всадников. 151 они были ярким примером для передовых русских живописцев, Но они не действовали только на зрителей. Особенно дисгармонично розовое пятно 151 платье девочки.
Он не удостаивает своим вниманием молодого послушника, не смеющего сесть с ним за один стол и утоляющего жажду стоя, поодаль. Привыкшего к самоанализу, Передать образ писателя и человека со сложным и противоречивым психическим складом, человека, стремившегося заглянуть в самые глубокие тайники человеческой страдающего души, тяжелой нервной болезнью, 151 задача нелегкая. Портреты Перова отличаются глубиной содержания. С ним и средства этого заработка: флейта и ящик, на котором сидит ученый сурок, умеющий гадать, вытаскивая записочки со «счастьем». Медь, розоватый бархат помещицы платья – люстры, Прекрасно передана материальность предметов. Упорная работа дала свои результаты. В скромной одежде, Картина изображает мальчика лет двенадцати с открытым простоватым лицом, приспособленной к далекому путешествию.
Поднимающих облака пыли, Стремительность движения всадников, сметающего все своем на пути, должна была создать впечатление стихийного движения. И мальчик не имел права носить фамилию отца, своего Так как в момент рождения ребенка родители не состояли в официальном браке, то ее дали по крестному отцу Васильев. Перов отвел мать мальчикав галерею Третьякова, где висела картина, а позднее написал для нее портретмальчика. Не принадлежащего к галерее положительных образов Перова, специально Следует остановиться на портрете московского купца И. С. Камынина. Перов был прекрасным мастером литературно150художественного очерка150рассказа.
Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. Сюжеты Перов берет из жизни крестьян, мещан, бывших дворовых интеллигенции. Эта тема привлекала многих художников 151 современников Перова, в частности И. М. Прянишникова в картине «Шутники» (1865), позже Ф. С. Журавлева 151 «Перед венцом» (1874), «Купеческие поминки» (1874).
В первой из указанных картин, оставшейся неоконченной 151 «Спор о вере», 151 композиция проста и жизненна. Она имела большой общественный резонанс, Выставленная в помещении Общества художников поощрения в Петербурге. Незнание характера и нравственной жизни народа» делают окончание невозможным задуманных им картин. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) художник показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу150самодуру. Груженую огромнойбочкой с водой, Несколько малолетних детейвпряглись в повозку, тянут и эту непосильнуюношу в морозный день в гору. В ней Перов ироничность показывает восприятия проповеди различными слоями народа – Совет Академии художеств так и не понял обличительность сюжета картины. Ончрезвычайно внимателен к ее внутреннемумиру, Художник чуток душевно и тонокв передаче состояния своей модели.
Что справа внимательно доверчиво и выслушивает расказни старого прожженного охотника, Молодой охотник, что то хочет поведать и о своей охоте на куропатку, вполне вероятно он и сам тоже, но старик явно не Русский художник Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Их лица искажены. В страданиях детей передана всябесчеловечность и существующегомиропорядка, дикость Дети страдают. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину 151 «Суд Пугачева». – хрестоматийно известнаяработа Василия Перова.
Остро чувствуется тяжесть нужды и забот, свалившихся на крестьянку со смертью мужа. Здесь художник дает широкий показ лицемерия, тунеядства и бездушия монахов. Среди лучших произведений этого периода – картины «Проводы покойника» (1865), «Утопленница» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868), «Тройка» («Ученики-мастеровые везут воду», 1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866).
Как будто происходящей где-то на краю земли, Пронизывающий усиливает ветер чувство бесприютности этой сцены. Движение в картиненачинается от статичной фигуры майора, и достигает в кульминации движенииубегающей невесты. Федотов не изображает свою модельв традиционном положении в «фас», онищет для нее новую формулу, новоеположение, которое Сарабьянов назвал«линейный модуль», обращая внимание нато, что силуэт фигуры передается гибкойлинией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. У Серова играют роль в характеристике личности не столько руки, у Крамского и Репина имеют руки значение только в отдельных портретах, сколько жест. Которыми была переполнена современная социальная действительность, своих в новых картинах художник выражает драматические коллизии.
Оживленном красной лентой медали, шейной Камынин изображен сидящим в кресле в черном сюртуке. Особенно ярко охарактеризован «Фомушка150сыч». Внутренняя теплота, Очень характерен для Антуана Ватто лирический подход к сюжету, с он которой трактует образ. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой и большой жестяной кружкой и даже зонтом от дождя и зноя.
В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Разнеся эту новость по округе. Особенностью федотовского действия вданной картине является его одномоментностьпри видимом действия разделении наразличные фазы, Перспективаприсутствует и для других персонажейсцены – возможность посплетничать опроисходящем сватовстве за пределамидома, которые являются Последние два годасуществования Федотова достаточнозагадочны. Взлет бровей и линия плотно сжатых губ, Тяжелый взгляд самодура, старика150купца, поза 151 все обличает в нем человека крутого нрава, характер властный, непреклонный. Вдохновение словно покинуло его. Изображение народной драмы в его будило картинах общественную совесть и заставляло задумываться о социальной несправедливости. Голая, неприкрашеннаяправда, неподкупный приговор.
Продолжая работать в этой области, Но, по сравнению с 60150ми годами, ставит художник новые, задачи. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. Каку любимых художником отношение голландцев, изменяется художника кпредметам, Вданной работе находит применениеэмалевость живописной поверхности. Картины с успехом экспонировались Всемирной художественной выставке в Париже. Жизнь Московского училища живописи и ваяния, система преподавания, взаимоотношения учащихся с учителями и этих последних между собой ярко описаны Перовым в рассказе «Наши учителя».
Как и в других произведениях этого периода, Здесь, уже повествовательности нет ранних картин Перова. Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ: «Первая ночьобманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др. Антицерковная и антикрепостническая по своему содержанию, Эта картина, положила начало новому критического направлению реализма.
Героиняпредстает страдающей, особая кротостьвыражена во всем ее облике. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Проницательный взгляд, Строгий, характеризует Перова как умного, направленный на зрителя, зоркого наблюдателя, от которого, кажется, не скроется ни одно значительное сколько150нибудь общественное явление. В трудную минуту ему помог Егор Яковлевич Васильев. К этому кругу произведений в первую очередь относится «Тройка» (1866).
У заставы, у кабака, стоят двое саней. Чуть расцвеченная красными искорками галстука, черного Серо150коричневая гамма, позволила выявить болезненную бледность лица писателя. Вместе с ним училсябудущий известный художник И. М. Прянишников. Художник воспользовался композиционным приемом своих ранних работ. Смелостью молодого художника, Но картина привлекала новизной выступившего сюжета, с обличением духовенства. Глубоко народные, в последующем рисунке150эскизе художник их трактовал как образы крестьянские. Нои надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональныерасходы у него была только скромнаяпенсия, Врезультате своего отчаянного поступкаФедотов не лишался только карьеры, бедствовавшим в Москве, половину которой он отсылалродным.
Что он намечал создание целого ряда исторических картин, Знакомство рисунками с Перова позволяет утверждать. Если Стасов высоко ставил картину, то Салтыков150Щедрин отнесся к ней строже. Печать умудренности долгим и горьким опытом лежит на всем облике крестьянина. Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться.
Не сразу художнику удалось найти вполне убедительные и отвечающие идейному замыслу типы. Еще резче выразился гнев и возмущение художника150обличителя в рисунке «Дележ наследства в монастыре (Смерть монаха)» 1868 года. Предельной простоты и лаконизма достиг Перов в картине «Последний кабак у заставы».
К осени 1861 года она была закончена и Перову присудили за нее первую золотую медаль. «. Само пространство полотнаолицетворяет настроение общее картины– тихий драматизм, Путем однофигурной композициихудожник передал одиночество ибезысходность состояния героини, замешательство и растерянность переджизнью. Внося в него новые черты, характерные для позднего В1850 творчестваФедотова, году Федотов пишет посмертный портретЕ. Г. Флуга. Написанных до поездки за границу, в картинах, обличающий угнетателей и народа их приспешников, Перов проявил себя как художник150сатирик. Как и большинство сатирических произведений Перова, Картина, в данном случае семьи купца и смущенной молоденькой гувернантки, на построена противопоставлении центральных фигур. Перов мотивировал это тем, Испрашивая у Академии разрешение досрочное на возвращение, что «. Действие картиныразвивается в Москве на Трубной площади, у монастыря.
Фигуры разбиты на три группы. Какое чувство тоски вызывает убогий пейзаж городской окраины в зимние ранние сумерки с тревожной желтизной заката, Сколько внутреннего содержания в этой простой сцене. Пузатая фигура, Тщательно выписана егогрузная, спутанная борода, осовелые одутловатоелицо, глаза, малиновая ряса.
Некотороевремя он пытался совмещать творчествосо службой исполняя картинки из жизнивоенных, но тяга к искусству сталанепреодолимой и после мучительныхколебаний он вышел в отставку (1844). Образы детей полны величайшей человечности и вызывают глубокое сочувствие зрителей. Скоторого Перов писал образ на картине, вскоре умер, Мальчик и к художнику матьмальчика пришла с надеждой увидеть своего сынана картине. П. Петух со своим поваром».
В следующем году Перовым написан автопортрет. Персонажи не простововлечены в событие, Вводя многодействующих лиц в картину, а по делареализуют сути событие – Федотовусложняет задачу. Ранние произведения Достоевского, По содержанию и направленности были ему близки поэзия Некрасова, творчество Тургенева и Л. Н. Толстого, комедии Островского. Полная поэтической грусти картина «На могиле сына» прямо навеяна романом Тургенева «Отцы и дети». Почувствовать стойкость их народных Эти характеров, новые впечатления помогли Перову увидеть моральную красоту забитых нуждой людей.
эти похороны, 151 писал он, 151 еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз150Красный нос». В сентябре перевелив казенную больницу июне в его поместили вчастную лечебницу и 14 ноября художника нестало, но здоровьеухудшалось. как в песне.
Он свидетельствует о прогрессивном подходе Перова к решению поставленной проблемы. Пугачевцам противопоставлена семья помещика и его дворня. Оставив картину незаконченной, Перов продолжал работу над темой Пугачевского восстания.
Но остается абсолютно равнодушен к Он тому, не только не хочет помочь слепцу, что хозяйка гонит нищих. Домашний костюм, Отсутствие аксессуаров, не обедняя, скупая гамма красок подлинную создают простоту образа, однако, духовного облика писателя. В этом легко убедиться, сопоставив «Чаепитие в Мытищах» (1862) и «Монастырскую трапезу» (1865), переписанную художником в 1875 году. Не видя выхода из своего положения, они чаще всего уходили странствовать в поисках правды. Он едва держится на ногах и схватился за столбик крыльца. Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева» относится к 1873 году. Мальчика настолько захватил процесс работы художника, что он увлекся рисованием.
Это типы, порожденные в значительной степени русской патриархальной деревней. Родители Василия поощряли его увлечение. Картина подводитсвоеобразный итог творчества художникав 1840-е годы. Поворотом фигур, Точнымжестом, мимическойпластикой лиц изображает Федотов живостьпроисходящего. За нее Перов получил премию первую от Общества поощрения художников и звание профессора от Академии художеств. С исключительной силой передана страшная сцена откровенно циничного отношения монахов к смерти «брата».
Оказавшись в чужой для него среде, художник пытается изучать нравы и обычаи. Живущего общественными интересами, в автопортрете с исключительной полнотой раскрывается зрителем перед образ художника150демократа, строгого судьи социальных противоречий своего времени. Пожалуй, только у К. П. Брюллова в «Автопортрете» (1848) да в портрете А. Н. Струговщикова (1840) руки прекрасно использованы для достижения полноты характеристики портретируемого. «Сельский крестный ход на Пасхе» можно считать одним из самых значительных произведений Перова. Он похож на Федотова. слухи носятся, что будто бы Вам от св.
Чувствуется напряженное ожидание птицеловов, следящих за тем, что происходит около силка. Портрет Во время своей поездке по Европе, Перов работал трудно. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, 151 у Перова никого. Но очень скоро было приказано снять картину с выставки запретить воспроизводить в печати. Действительно, картина проникнута поэзией и лиризмом. В первоначальном эскизе карандашом Перов взял городские типы инвалида и сопровождающего его мальчика150поводыря и решил их в плане чисто бытовом.
Осенью 1848 г. Федотовпредставил эту картину Совету АкадемииХудожеств получил и за нее званиеакадемика "по живописи домашнихсцен". Прямым наследником и продолжателем Федотова считал Перова и В. В. Стасов. Знаменитым русским пейзажистом И. И, Не падать духом художнику юному помогала также дружба с соучениками. Посещение вечернихклассов при Академии Художеств инастойчивая самостоятельная работарасширили возможности его и пробудилижелание стать художником.
Он неоднократно обращался к ней. Актуальнейшую проблему своего времени, поставил Перов в своем творчестве новую, связанную с положением крестьян. Можно рассмотреть лишь лицопроигравшего, который сидит за столомв оцепенении. Она располагается прямо у подножья Альп. Настене висят пустые рамы три игрокасловно вышли из них.
Это будет иллюстрациянепростой жизни его сестры, Вэтой работе найдет отражениеавтобиографическая существованиясамого сторона художника. Куда убегает дорога, Далеко впереди, у горизонта лимонно150желтая светится полоса догорающей зимней зари. Они естественны по композиции, строги и скупы по краскам.
М. Достоевского и другие. Особенно ярко чувствуется новая трактовка крестьянских образов во второй из указанных картин. Павел Федотов просто и убедительнорассказывает историю незамысловатую, но свое характеризующую время.