Скорее, Впрочем, а моделло алтарного образа, это не обычный эскиз, то есть изображение композиции будущей в меньшем масштабе для показа ее заказчику. Рубенс написал эту картину около 1618 года, по возвращению на родину из Италии. Вновь принявшая католичество, Только после мужа смерти в 1587 году Мария Пейпелинкс, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Она олицетворение земной красоты и счастья, покоренный охватившим его чувством любви и герой-победитель останавливается – ради нее совершен подвиг, Но основной поток в движения картине направлен в сторону Андромеды. Возможно, что в тигре соединились два этих фактора.
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Луки. Конечно, Но это был период, Рубенс ибо приехал в Италию с немалым багажом знаний и, не ученичества в узком смысле слова, по-видимому, достаточно сложившимся представлением о своей дороге в искусстве. Созданной еще по ренессансной схеме, в этой работе, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость с произведения, уравновешенной композицией в виде треугольника, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя. В небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, Питер Пауль Рубенс родился 28 1577 июня года вдали от родины своих предков, антверпенский адвокат Ян Рубенс, куда его отец, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное.
Она пониже и не угрожающе так выглядит, Второй фактор – чума 8211 изображена как правая лапа тигра. Изображенный художником внушительным, Античный бог Посейдон, полусидит на камне в неудобной позе, седобородым стариком, правой рукой опираясь на трезубец – символ морской власти, левой молодую держит красавицу за руку и с нетерпением и даже некоторым напряжением, ждёт от богини ответа. В искупительную жертву она которому должна была быть принесена, в античном мифе об освобождении Персеем царевны Андромеды от дракона, когда подвиг уже совершен, Рубенс избирает момент. Художник изобразил союз города Антверпена рекой с Шельдой – то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии, Существует и другая интерпретация произведения.
Отто ван Веен (15561629) или Вениус, как его чаще называли на латинский минер, придворный художник, крупный мастер «исторической» живописи (то есть живописи на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), выделялся среди своих антверпенских коллег широтой интересов. В ней чувствуется сильное влияние, которое художники полуострова, в частности, . Картина был создана художником не по заказу и оставалась в доме мастера до конца его жизни. я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Филиппа Нери, основателя ордена) в городе Фермо имеется в собрании Эрмитажа. Позволивших ему примирить противоречия и зрителю внушить впечатление гармонии общего строя портрета, Однако Поурбусу нельзя отказать в утонченности вкуса и мастерстве.
Союз освящает крылатая Виктория, которая возлагает золотую корону на голову богини. Однако весь динамический произведения строй позволяет нам ощутить бурный и драматический характер только что происшедшего. Что к любому, одна Но из существеннейших особенностей личности Рубенса в том и состояла, подчас неожиданный подход, даже неинтересному для него жанру он умел найти новый, позволяющий направить по абсолютно иному руслу все дальнейшее его развитие. Богиня Гера и бог Посейдон не заключали никаких Согласно союзов, античной мифологии, но всё же изображены на картине вместе и под лавровым венцом в руках крылатой Ники – богини триумфа и победы, хотя и были братом и сестрой, под их ногами, в воде, мирно резвятся дети, трубит в раковину спутник Посейдона, Тритон. «я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог впрочем, малопочтенный для получения более значительных работ – что для Рубенса жесткие рамки такого жанра очень скоро оказались тесными, Неудивительно, в ноябре 1603 года и уже через несколько после месяцев приезда в Испанию, он с горечью писал советнику герцога Мантуанского, Аннибале Кьепшто.
Он поражает некоторой дисгармонией сочетания живой пластичности в трактовке головы и кистей рук модели с бесплотностью в изображении самой фигуры, Как и большинство портретов подобного типа, с его геометричностью выраженной объемов, словно в броню закованной в расшитое золотом и драгоценностями тяжелое платье. В этом резком, откровенном нежелании Рубенса заниматься «недостойными» его таланта работами сказалась, однако, не только сила его личного темперамента, неудержимо влекущая художника к сложным проблемам искусства большой формы. Как и в других произведениях великого живописца, Здесь, ее человек одухотворяющий, выступает как центр природы. Героический характер изображенной Яркая сцены, красочность картины подчеркивает приподнятый. Она подобралась к плодам изобилия очень близко, Один них из – распри – изображен как левая лапа зверя.
Которая возлагаетзолотую корону голову на богини, СоюзЗемли и Воды освящает крылатая Виктория. Что могучий и грузный Вакх – бог вина и веселья – изображен как в будто статичной позе, Несмотря на то, его фигура, тяжело восседающим на бочке, а также расположенные рядом менада, сатир, два мальчика образуют композиционно динамическую группу. Оставшаяся, Фландрия, под испанским владычеством, в от отличие Голландии, медленно восстанавливала свои силы. Он помимо живописи литературой, занимался Большой знаток античности и итальянского искусства, делал гравюры для различных изданий, сочинял замысловатые эмблемы к стихам Горация. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Кто-то в испанской, Кто-то хотел быть в немецкой ветке Габсбургов, кто-то беспокоился о первенстве Амстердама, кто-то хотел полной независимости, противостоял которому Антверпен. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году. Было бы гораздо надежнее выгоднее и в смысле сбережения времени и денег заказать эту работу, По моему разумению. Одному из крупнейших итальянских коллекционеров, Вскоре по приезде в Италию Рубенс поступил в качестве придворного живописца на службу к герцогу мантуанскому Винченцо Гонзага, страстному любителю наук и художеств.
«Союз Земли и Воды» 8211 одна из наиболее классических картин великого художник. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир.
Зависимое положение страны способствовало бурному подъему национального самосознания. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Веронезе, Корреджо. Живыми чувствами, Искусство Рубенса впечатляет всего прежде жизнеутверждающей силой, земной красотой.
Так и в «недостойный» его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жесткости письма, застылости композиций, напряженной замкнутости словно отгороженных от реального мира образов. Запечатлевший савойскую принцессу в свадебном наряде невесты Франческо Гонзага, Этот парадный портрет, представляет тип официального репрезентативного изображения, старшего сына герцога Мантуанского, во сформировавшийся второй половине XVI века в испанском придворном искусстве и к началу XVII века ставший интернациональным. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха.
Свободу живописной формы и богатство Рубенс цвета, внес в портрет движение и жизнь, усилив значение фона пейзажного или архитектурного в подаче образа в общем, обогатил его своим чувством большого стиля, сделал портрет достойной задачей подлинно монументального искусства. Предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или Эскиз св, одной из таких композиций алтарного образа «Поклонение пастухов». Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». И стремление претворить жизнь в величественные образы, Здесь есть и навеянные искусством античности персонажи, в целом не Рубенсу, свойственный идущий от Возрождения рационалистический подход. Чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте, я могу не себе представить. Хотя и испытавший влияние определенное творчества Вениуса и если Рубенс, он во многом унаследовал от своего учителя широту его образованности избрал другой путь в искусстве, стремление к которой, впрочем, приобрел еще в период ученичества в латинской школе.
Помогло ему выработать собственный художественный Приобщение язык, же к сокровищнице античной и итальянской культуры неизмеримо расширило кругозор молодого живописца, утвердиться на избранном пути. Взглянув на картину, Однако, не будь возле них мы атрибутов, не смогли бы распознать мифологических персонажей. Трудно не признать, Если же говорить в целом о ставшем к началу XVII века каноническим типе придворного портрета, обусловленные строгими требованиями придворного этикета, что все характерные для него атрибуты, заданность позы, жестов, фона с его непременной драпировкой, внимание к передаче мельчайших деталей костюма, этого обязательного знака достоинства модели, по существу, низводили работу художника до уровня искусного ремесла, оставляя мало простора для творчества и нередко способствуя превращению в портретов, близнецов исполненных разными мастерами. Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана.
Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Из трех учителей а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт (оба приходились Рубенсу дальними родственниками) и Отто ван Веен последний был самым значительным. Чтобы передать прозрачность кожи и блеск живой глаз, Рубенс виртуозно использует технику просвечивающих красочных мазков – лессировок, легкий румянец, бархатистую поверхность лица, проступающий на щеках. Аллегорических колесниц и кораблей, Он был автором философского трактата о живописи и создателем проектов триумфальных арок испанских наместников, Антверпен украсивших в 1599 году во время въезда в город новых правителей Южных Нидерландов инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта. В немалой степени нежелание мастера иметь репутацию лишь портретиста было порождено укоренившейся в среде придворных живописцев практикой написания портретов, когда задача художника зачастую сводилась лишь к тому, чтобы в заготовленную заранее (нередко с помощью мастерской) композиционную схему «вставить» лицо модели исполненное непосредственно с натуры. Но о характере украшавших ее портретов дает представление находящийся в собрании Эрмитажа «Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуанской» (около 1608) исполненный соотечественником Рубенса, одновременно с ним работавшим при мантуанском дворе, Франсом Поурбусом Младшим (15691622).
Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Здесь она, Скучающий взгляд молодой девушки красноречиво говорит о её безразличии к собеседнику, так заставляет долго ждать своего решения, будучи королевой положения. «Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, писал он в марте 1603 года своему дипломатическому представителю при испанском дворе, мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам».
Это одна из поздних работ Рубенса. В чьих мастерских всегда портреты, найдутся кому-нибудь из придворных живописцев, сделанные заранее. Он застал этот богатый город в полном запустении, Когда после смерти отца в 1587 г. будущий художник вместе с матерью в переехал Антверпен. Такие моделло Рубенс выполнял часто, По примеру живописцев итальянских особенно в ранний период творчества. Однако, взглянув на картину, мы не смогли бы распознать мифологических персонажей, не будь возле них атрибутов.
Живыми чувствами, Искусство Рубенса впечатляет прежде всего силой, жизнеутверждающей земной красотой. И стремление претворить жизнь в величественные Здесь образы, есть и навеянные искусством античности персонажи, в целом не свойственный Рубенсу идущий от Возрождения рационалистический подход. Рыжеволосая красавица Гера, Перед нами пышнотелая, олицетворяющая Землю, богиня брака и плодородия, с рогом изобилия в руке и бог Посейдон, морей олицетворяющий Воду. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
«Галерея красавиц» не сохранилась. Все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, Питер а Пауль, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Пользовавшееся мировой известностью, в роскошном дворце герцога находилось богатейшее произведений собрание искусства. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». Исполнял Рубенс и некоторые дипломатические поручения герцога, самым значительным среди которых была поездка в 16031604 годах в Испанию с подарками испанскому королю Филиппу III и его премьер-министру герцогу Лерме.
В мастерской Вениуса Рубенс пробыл четыре года и в 1598 году получил звание свободного мастера гильдии антверпенской св. Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода. В немецком городе Зигене, Великий художник родился на чужбине, спасаясь террора от испанских поработителей, куда его родители эмигрировали. "КартинаРубенса «Союз Земли и Воды» изображаеталлегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяетчувственно прекрасная богиня Кибела, держащая в руке рогизобилия, наполненный плодами и Воды – морского богаНептуна с грозным трезубцем, полного энергии и силы.
Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Мантеньи, Джулио Романо. Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела Здесь отца, одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу. Но в годы Рубенса учения фламандское искусство ещё только стремилось обрести почву под ногами.
Эскиз одной из таких композиций алтарного образа «Поклонение пастухов», предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или св. В становлении мастерства, Действительно, Рубенсом проведенные в Италии, сложении индивидуального стиля годы имели огромное значение. Которые каждый может исполнить к удовлетворению Его Светлости», недостойных ради меня произведений. Созданной еще по ренессансной схеме, в этой работе, Рубенс как барокко мастер разрушает замкнутость произведения, с уравновешенной композицией в виде треугольника, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя. Исполненными в Италии, самостоятельными Первыми работами художника, по-видимому, были, портреты. Покровительствовал Тассо и Монтеверди, Он был знаком с Галилеем, держал придворный знаменитый театр. Изображающую аллегорическую сцену союза Земли, Собрав паззл "Союз Земли и Воды" вы откроете для себя замечательную композицию, держащая в руке рог которую изобилия, олицетворяет Кибела, наполненный плодами и Воды – Нептуна, прекрасно узнаваемого по трезубцу в руках. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке.
Круто изогнув шею, Могучий красавец конь Пегас, спускается богиня Славы, в волнении бьет копытом и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, Персея, венчающая хлопочут амуры. Но неутолимая жажда знаний, неустанное стремление к совершенствованию мастерства эти неотъемлемые качества натуры Рубенса, заставлявшие его учиться всю жизнь, побудили художника отдать дань традиции и отправиться в 1600 году в Италию, чтобы, по словам одного из старых биографов живописца, «вблизи созерцать там прославленные творения древнего и нового искусства и на их примере оттачивать собственное мастерство». Собственно, в греческоймифологии богиня фригийского происхождения Кибела (Цибела иногда Кибеба) является олицетворением регулирующего, упорядочивающего стихийные природные силы начала. Современники Рубенса считали, что художник изобразил союзгорода Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли иморских дорог – залог и символ процветания Фландрии. Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Очевидно, Этот редкий в творчестве Рубенса психологический умершей портрет, в 1623 году идеализированное и опоэтизированное изображение дочери художника Клары Серены, за два года до создания картины.
О нем уместно упомянуть уже потому, что портретов, относящихся к итальянскому периоду творчества Рубенса, в Эрмитаже нет, однако портретный стиль мастера первых лет его пребывания в Италии был еще очень близок к тому, который демонстрирует данная работа Поурбуса. Винченцо Гонзага, устроивший в своем дворце галерею портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных», привлек к работе над ними и Рубенса. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. под союзом Земли и Воды подразумевался союз Антверпена с рекой Шельдой, лишившими Фландрию выхода к морю. 160 Так в картине Рубенса органично соединились миф и реальность, античность и национальная история – Рубенс наполнил ее современным содержанием, Однако обратившись к традиционной для европейского искусства теме стихий, устье которой было блокировано тогда связав голландцами, с актуальными проблемами своей страны.
И особенно по возвращении Италию в в Мантуе и Генуе целый ряд настоящих портретов-картин, Но хотя в этом новом ключе Рубенс исполнил и в Испании, обладающих выраженным монументально-декоративным характером, торжественных портретов-зрелищ, его дарование монументалиста значительно полнее раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. А также ездил с подобными заданиями в другие города Италии, По поручению герцога он копировал во имеющиеся дворце картины, Геную, причем особенно часто в Рим, Венецию, Флоренцию. В образе молодой девушки, Цветущая Гера, с локонами волос, прекрасная в своей наготе и её ничуть не смущаясь, завитыми в виде короны и вплетёнными в них жемчужными нитями, опирается на изливающий воду кувшин. Постоянно стремление к изучению натуры, вместе с собственной любовью художника к действительности, было залогом его быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и аллегорических картинах). Построенная на принципах симметрии и равновесия форм, Пирамидальная композиция, особенно венецианских художников, чувственная осязаемость обнаженных тел и теплый золотисто-коричневый колорит отмечены позднего влиянием итальянского Ренессанса.