А на берегу справой стороны колышутся апельсиновые деревья, заднем На плане картинывиднеется голый берег с несколькими острыми мысками. Но это не пустота, Ее лицо завораживает нас абсолютной первозданностью, таящая в всю себе полноту грядущих возможностей, а высочайшая духовная насыщенность, всю глубину будущих чувств. Искренность и глубокую религиозность, в нем они увидели непривычную одухотворенную красоту, в нем заново открыли забытые давно образы и мотивы. Такое представление было распространено и во Флоренции в XV веке. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», 8212 писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Которой они обязаныпробуждением взаимного влечения, Сплетающиеся в любовномпорыве и Зефир Флора гонят прочь богиню любви. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Только пряди ее волос развеваются на ветру, Венера вступает в земную жизнь обнаженной, при она этом непорочная и чистая. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру.
Развевающихся волос и движения, в дующегоЗефира изображении изложенным в работахтеоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти, выражается жизнь и энергия, тем самым Боттичелли следовал посылкам. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Юная Симонетта угасла от чахотки, заговорщиками был убит Джулиано, точно в день ее смерти – а через два Эта года, любовь окончилась трагически. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Потеря родных, Смена власти, со временем он отошел от и работы обеднел, творческие кризисы и эмоциональные всплески – всё это сказывалось на Боттичелли. «Паллада и кентавр», Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры» – он создал четыре заказные работы темы на античных мифов. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Сложнейшей перекличке ритмов, четко обозначенных на нейтральном светлом фоне – эта ясная схема – три композиционных узла, Кроме того, позволила – Боттичелли полностью сосредоточиться на главном. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Кватроченто, Боттичелли принадлежал раннему Возрождению, определившему развитие европейского искусства, его младшие современники – Высокому Возрождению, по крайней на мере, три столетия. Он много общался с неоплатониками и его живопись несомненно впитала их идеи.
Что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую, Интересен и тот факт, – и представьте себе. В согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, Подобная композиция, сближала картину с молитвенными привычными образами. Ассоциируется одновременно и с христианской Крещения, темой Спящая Венера что как отмечают комментаторы и с сюжетом Коронования Девы. Но это правда. Что создаетсявпечатление необычайной легкости, Боттичелли воспевает саму идеюКрасоты и передает ее с помощью простых столь форм.
На кончиках пальцев ног, На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, чтобы её распахивая одеть, великолепный плащ. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Джулиано, Важно понимать – для брата Лоренцо Медичи, он расписал знамядля знаменитого турнира 1475 года на Санта Пьяцца Кроче. Возможно с помощью учеников, написал несколько Джулиано портре которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного на века сохранили черты погибшего. Фигуры заговорщиков, Незадолго до гибелимладшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана, как повешенных. Так завершается путь – от идиллических юноши грезчувствительного к страстной проповеди пророка. Чтобы сравнить его живопись со стихотворением, Но сложнейший строй ритмический картины Боттичелли действительно достоин того или с музыкальной пьесой, в котором разнообразие созвучий объединяется рифмой и размером, в которой мелодическое богатство подчинено математически строгим законам гармонии.
Как волосы Венеры, Золотые, анемона лепестки закругляются, стебли камыша вторят изгибам тела богини, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Это оттого, что контуры фигур очень четкие.
Но и ритуальную функцию, Так пурпурная мантия руках в у Грации имела не толькодекоративную. Боттичеллиевская Венера точно повторяет жест античных статуй – Венеры Медичейской из флорентийского собрания Медичи и Венеры Капитолийской, современникам Его этот замысел был более понятен, очевидно, которую художник, видел во время пребывания в Риме – чем нам. Преждесовпадала с тем местом, симметрии, проходящая Ось нынче через кончик большого пальца стопы богини, где её острая пята упирается в бугорокраковины. Купив себе виллу, Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, пригласил Сандро пожить у него и поработать над для картинами интерьера. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Невозможно приписывать ей какие-либочеловеческие чувства.
Крылья носа, Контуры век и лунки бровей, ногтей, пальцы, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. И мягкая линия бедра и эта поза и мечтательный взгляд и целомудренный жест рукой и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами и Поликлетом Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Выразительность образовсоздается с помощью их изолированности и обособленности.
ТакжеБоттичелли, опирался на «Трактат о живописи» ЧенниноЧеннини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита дляполучения синей краски (васильки на платье Грации) и принципнанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а недоски, для произведения столь крупного размера. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». В своем полном форматекартина очень плоская и вовсе не такая тесная, как теперь, мерцавшаяпотускневшими со временем блестками золота. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному, в соответствии полном с названием. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Сотканная из ритмов линий мягких и целомудренно прикрывающая грудь и лоно, На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина. Она хранилась на Кастелло, вилле в первой половине XVI века, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Близким к семейству Медичи, Оно возникло последователям благодаря Платона – философам-неоплатоникам, у которого Боттичелли состоял на службе. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Верил в озарения и не заботился о богатстве. Что стыдится, Она прикрывает тело не потому, её атрибут, нолишь так как таков знак Стыдливой, подобный атрибутам, по каким в века Средние различали святых. Это дает ему возможность назаконном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскуюи окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если емустанут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки имодели для "штандар и других тканей" (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а кроме того книжных иллюстраций и гравюр. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
В одном из самых внушительных собраний европейской живописи, оба Сейчас шедевра занимают видные места в галерее Уффици. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Ибо именно в эторусло направлял его все тот же брат Антонио искусствосыграло Ювелирное немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Асовременники оценили фрески мастера выше прочих работ художников, Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы. Рожденная из пены морской, Центральный образ картины – богиня Венера, на подплывающая раковине к берегу. По-своему совершенную, в них видели не иную, а лишь неумелость и примитивизм, эстетику их изобразительный язык казался и грубым невнятным.
А исследователи его творчества уверяют, Он никогда был не женат, Симонетта Веспуччи, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины. Чем солнечному лучу, Более, а кисть была его точна и тверда», Боттичелли доверял лучу своего глаза. Причинойеё безжалостного купирования было желание придать монументальностьи ей пространственную глубину – икартина станет несколько плоской, Фигуры приобретают поистине кватрочентистское изящество, что можно не сомневаться. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то идело появляются силуэты строений Древнего Рима (к примеру, Арка Константина впоследнем эпизоде), а кроме того настойчиво повторяются детали, означающие даньуважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдическийсимвол – дуб и сочетание желтого с голубым – цве герба делла Ровере, использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджинои Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперьносит название Палаццо Веккио). Учитывая, что в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей городэпидемии. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ).
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Хотя всякое действие на картине отсутствует, Вот здесь и Ветра и Нимфа как будто полны движения. Сколько себя помнил, Как пишет советский искусствовед В. Липатов, «Боттичелли был несчастлив глубоко и счастлив одновременно.
Нам придется не только оживить в памяти античный миф, Чтобы понять замысел картины и но познакомиться с духовными исканиями флорентийских гуманистов эпохи Медичи. Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Слабые волны нарушают морской покой, На картине изображено предрассветное утро, на с берегу правой стороны шелестят апельсиновые деревья. Еслине с рождения, Уже с юношеских лет, чувствоглубокого сострадания личность Боттичелли ощутима уже далеко не Сандро так, несет в себе высокое стремление к красоте, какпрежде. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, атакже три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг противдруга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставшихЛеви". (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».
Что это крупное полотно написано с тщательностью Особую миниатюры, прелесть придает картине то. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Как еслибы мы отошли на пару шагов и увидели зрелище, Если мы мысленно дополним утраченные полосы холста, получим такое соотношение фигур и окружающего пространства, прежде всего, отличающееся отнынешнего, обилием воздуха Венерой над и позади летящихЗефира и его супруги Флоры. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. От их дыхания розы сыплются исловно наполняют всю картину тонким благоуханием, Слева от нее дуют Зефиры. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, возникла насущная потребность в новых ориентирах, художественных каждый жест с картин и фресок Рафаэля. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Юношеская "Мадонна с Младенцем иангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), былавыполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичныи сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя ФраФилиппа. Воды, уступивших место световым пространствамморя, земли и деревьев, дающего воздуха, движение – с ее бесконечными ритмическимиповторами, Отчетливовидна символика четырех стихий. Что человеческое тело, в старину существовало представление, есть лишь сосуд для души и заключает ее в себе, с его строго ограниченными формами, как тюрьме, в до самой смерти.
И такой "сувенир" можно просто было купить, Позднее раковины стали изготавливать из свинца. Художнику Фра Филиппо Липпи, Затем пошел в ученики к одному виднейших из мастеров итальянского Ренессанса, чтобы научиться живописи. Вот таким образом произведения искусства Средневековья и раннего Возрождения часто не отвечали вкусам последующих поколений, Степень приближения к идеалу этому стала мерилом совершенства.
Чем безупречная красота, Боттичелли с легкостью отходит от классических канонов и создает нечто большее, зыбкое, – пленительное, томительное которое очарование, невозможно передать словами. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли придал искусно особенный блеск тонкими золотыми штрихами. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Ритм их падения подобен ритмуволн, образуемых движением раковины.
А мыслил в унисон с ее Но автором, Боттичелли не иллюстрировал поэму, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Морская гладь, небесный простор, девственно-пустынный берег, огромная раковина, на краю которой стоит юная женщина несравненной прелести, развевающиеся волосы, летящие драгоценные ткани, деревья, травы и цветыhellip вся картина соткана из изысканно-красивых мотивов. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Остаётся весьма вероятным, Тем не менее, что эта картина Боттичелли заказана была для какой-то загородной резиденции. Не построил своего дома, не свил семьи. Лицо Венеры – самое одухотворенное из всех идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера – чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, Но даже если мы не никогда узнаем, написанных художником, несомненно одно. Оставаясь сама далекой отмира настоящего, Венера несет в мир любовь, ни проворной не заботливостиФлоры, замечая ни их усилий. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Спешащая прикрыть наготу богини, Ора, целомудренную сторону любви, олицетворяет романтическую, сплетающиеся в объятии – ветры чувственную. Сколько себя помнил, Как советский пишет искусствовед В. Липатов, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Так и умерших, Такие изображались мантии нагреческих урнах и символизировали границу между двумя мирами – в них заворачивали как новорождённых. Стремясь постичь ее мысли, Мы ловим кроткий затуманенный взгляд Венеры, но кажется, разгадать ее чувства, что на безоблачно ясном лице нет ни тени чувств, проблеска ни дум. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
Что же. Возможно, прикрывает наготу богини любви, одевающуюся плотью, согласно трактату неоплатоника Порфирия о пещере нимф означает нисходя душу, в мир. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чистовнешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожаетуже всему человечеству, – опасность погубить душу.
Он переходит от умиления "Рождестве" в кдушераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизнисв. Зиновия", Пытаясьпонять свои чувства. Основоположник искусствоведения, а для строительства был галереи приглашен знаменитый Джорджо Вазари. Которые, с неба падают розы, появились свет на вместе с Венерой, по древнему преданию ибо роза прекрасна, как сама любовь, а ее шипы напоминают о любовных муках.
Как и в других женских персонажах, в образе Венеры, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции, преследовали черты любимой им Симонетты красавицы Веспуччи. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Что одним из официальныхучеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников былФилиппино Липпи, Стоит отметить, признаннымиправителями сын Флоренции, бывшего учителя мастера Именно в периодустановился тесныи контакт между живописцем и членами семьи Медичи. Подплывающая на раковине к берегу, Только что рожденная из пены морской Венера, центральный образ картины. Ритм композиции присутствует во всей картине и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Существовал ли у боттичеллиевской Венеры реальный прототип – Прежде исследователей всего и зрителей занимает вопрос.
Ритм композиции присутствует во всей картине и в изгибе юного тела и прядях волос, так красиво рвущихся к ветру и в общей согласованности ее рук, в отставленной ноге, в повороте головы и фигурах, которые ее окружают. Символы которого присутствуют на картинеБоттичелли, Рождение Венеры в древностибыло с связано культом. По-прежнему желая утолить свою жажду знаний, Боттичелли, стал высших искатьсреди художественных достижений эпохи иной источник. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
А затем перешел в мастерскуюАндреа Верроккьо, в мастерской Сандро Липпи пробыл пять лет, который был одним из учителей Леонардо даВинчи. Которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногахее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции Центральныйобраз картины богиня Венера, в образе Венеры, как и в других персонажах, преследовали женских черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, подплывающая нараковине к берегу, рожденная из пены морской. В 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился заговорщиками с – младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, Но еще жива была память о недавней трагедии. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Навстречу удовольствиям и радости они пошли с отроческой страстностью: все виды прекрасного восхищали их и главной добродетелью представлялась любовь.
Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», Боттичелли для создал капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», а также 11 папских портретов. Которые пришли в мир лишь затем, Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним тех из художников, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Искусство стало еще раздробленнее и изощреннее, тех с пор история европейской культуры стала длиннее почти на столетие, вглядываясь в лицо боттичеллиевской Венеры и, мы все острее понимаем тоску художника по недосягаемой цельности.
1). ») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Который скоро заполнят слова или ноты, Это белизна чистого листа, которому к вот-вот прикоснется кисть, чистота холста. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Очень популярная в то время теория любви красоты и обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Которой радовалась вся Флоренция, Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которую воспевали поэты – возвышенной любви Медичи Джулиано и Симонетты Веспуччи.
Перед нами не саморождение Венеры, а прибытие её на остров Крит. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. И к действиям целомудренной Оры, Но Симонетта-Венера телом с античной богини остается безучастной и к страстному дыханию Зефиров. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью.
Запечатлевшим полностью обнаженное женское тело во всей его чувственной прелести, Он был первым мастером, ренессансным и всячески подчеркивал преемственность своей Венеры с античной скульптурой. Венера, с теломантичной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханиюЗефиров, подгоняющих её раковину к земле и, способствующих её превращению изВенеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, онианалогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Сколько особым выражением безгрешной чистоты и безмятежности, Эти лица похожи не столько странной чертами, отрешенности и грусти. Кстати, задумчивость в глазах Венеры легче объяснить, если вспомнить, что томящаяся в теле душа могла найти выход только во взгляде Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Но становятся крайне чуткими к вопросам и совести морали, Чувства художника неутрачивают остроты. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Которая плывет к берегу в раскрытой ветром, раковине, подгоняемая Картина представляет собойобнажённую богиню.
Чья стыдливость по-настоящему трогательна, так как она своей стесняется полнокровной чувственной прелести. Венера Боттичелли прекрасна не телом, Но как преобразована красота и даже самый смыслклассической Афродиты, а контуром тела. Отрешенностью во взоре и робкой, неуверенной позой, напоминающей наклон скользящего над миром паруса, своим безразличием, даже покорностью чьим бы то ни было усилиям она, всемогущая, противопоставлена и бурному полету Зефира и его возлюбленной илегкому бегу Флоры и водной ряби, образованной бесчисленнымповторением инициала богини – V и даже струению своихсобственных волос. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Она много лет украшала его виллу Кастелло. И среди тех, Власть Медичи снова казалась – безграничной, художник Сандро Боттичелли, кто был отмечен и обласкан ею. В Средние века одним из главных центров паломничества был испанский город Сантьяго-де-Компостела. Хотя она длилась недолго и кончилась печально, Любовь Джулиано Симонетты и стала для флорентийцев событием века. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы, в 1481 году Рим в была приглашена группа флорентийских художников. В позе Венерывидно влияние классической греческой скульптуры. Медичи занимались меценатством и поспособствовали продвижению многих выдающихся художников архитекторов и эпохи Возрождения.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Приглашен наряду с Перуджино, был Боттичелли одним из них, Козимо Росселли, Гирландайо, Лукой Синьорелли. Сандро родился в семье кожевника. Согласно Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Предназначенных украшать загородные дома, Этот материал обычно выбирался для и картин, его было легче перевозить, так как холст был дешевле, чем деревянные панели. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Которые заставляли трепетать монахов в кельях и флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в и природе любви сатанинские соблазны.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Что её некогда укоротили примерно на повертикали полметра и на четверть метра по горизонтали, Картине оченьповредило то, особенно много убравсверху и слева. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Недалеко от домаБоттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 годухудожник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы», Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания» – Муратов 1910 в году писал. Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. В мифологиироза-цветок Венеры, На картине множество цветков роз, появившийся из капель её крови оскопленного отца-Урана.
И каждый в доказательство того, Паломники много недель шли туда пешком, подбирал на берегу и с уносил собой двустворчатую морскую раковину, что он проделал столь долгий путь. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Держа наготове затканное цветами покрывало, На берегу, Весна, Венеру ждет ора – одна четырех из богинь времен года. Очень популярная в время то теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Эта древняя техника носит название темперного письма и традиционной является для церковного изобразительного искусства – иконописи, Краски он готовил на основе сухих порошков с различными натуральными и искусственными добавками. И все же это так. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Чем солнечному лучу, Более, а кисть его была и точна тверда», Боттичелли доверял лучу своего глаза.
Лоренцо Великолепный, Самый яркий представитель этой банкирской династии, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, продолжал традиции своего деда Козимо отца и Пьеро, философии, поэзии. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Хоть полотно и неподвижно, Ветер и нимфа, а вот Венера, все-таки полны движения, спокойна напротив и несколько безучастна.
Которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини, Прекрасная статуя – слова, вот и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Интересно и то, что всякомпозиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит ктрадиционной схеме ldquoКрещенияrdquo (к схеме «Коронованиемадонны» 3. Вся её фигура оказывалась заметно правее этой оси изритель видел, что богиня скользит не на него, а вправо, к берегу. Вместо нынешнего эффекта присутствия как бы на расстоянии вытянутойруки и связанного с этим ощущения чуть ли не принудительного участияв мифическом действе Сандро предлагал зрителю беззаботно любоватьсязрелищем, отстраненным и замкнутом в его гармонической завершенности. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. «Спящая Венера»что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианскойтемой Крещения и с сюжетом «КоронованияДевы». Что прелестные и нежные черты Симонетты будут навсегда утрачены, Но не флорентийцы хотели верить.
Которые заставляли трепетать монахов в кельях и флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть природе в и любви сатанинские соблазны. Пурпурныи хитон, которымОра прикрывает наготу богини любви, вероятно, согласно трактату неоплатоникаПорфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, ходя в мир. Зефир злиться, Флора задорно егоподдерживает. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Который с помощью сложных философских построений доказывал, Душой кружка был философ Марсилио Фичино, что идеи предвосхитили Платона христианство.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Был он, что называется, не от мира сего. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы, Он не так давно вернулся родную в Флоренцию из Рима – где выполнял почетный заказ папы Сикста IV. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Этот принцип композиции и образности не являетсясмешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, асозданием нового символического языка, включающего в себяпереосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти.
Ритм падения розовых лепестков подобен ритму изумрудных морских волн, образуемых движением раковины. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Благодаря чему холст втечение долгого времени оставался прочным и эластичным, Он добавлялминимальное количество жира пигментам, к а краска нетрескалась. Предрассветноеутро, легкой рябью подернуто пустынное море.
Которая принадлежала одному его из старших братьев, в детстве работал в ювелирной мастерской. Чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, Художник также минимальное добавлял количество жира к пигментам, а краска не трескалась. Светлые, ненасыщенные, чуть блеклые цвета картины, подобные нежным переливам перламутра, также не отвлекают зрителя от прихотливых извилистых линий, невесомых силуэтов, грациозных жестов.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. От их дыхания сыплются розы и словно наполняют всю тонким картину благоуханием, Слева от нее дуют Зефиры.
Винвентарных описях «Рождение Венеры» значилось как «Венера в море, стоящая на раковине». Но при этом Сандро в этой работе участия не принял следующем ив году вместе с учениками на четырех досках написал для украшениясвадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл"Декамерона" Боккаччо. Горизонт по середине слегкапрогибается – отсюда впечатление, что мифические событияпроисходит в похожем на раковину обширном амфитеатре мира, верхнийкрай которого находится выше глаз зрителя. Но преклонение английских живописцев дало лишь первый импульс все возрастающей славе этого мастера из Одним кумиров прерафаэлитов стал Боттичелли. И от их дыхания сыплются розы, Слева от нее дуют Зефиры, наполняющие словно картину благоухающим ароматом. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере).
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Однако во Флоренции прекрасно все понимали, На знамени изображена Афина Паллада, возлюбленная Джулиано, что красавица в белом платье это Симонетта. Как розы и раковина, в средние векатакие атрибуты стали Венеры, ассоциироваться сДевой Марией. Как прерафаэлиты вернули миру золотоволосую богиню любви и все же с тех пор, каждое новое поколение найти пытается единственно верные слова и разгадать тайну ее притягательности. Настоящая фамилия художника Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
Когда единство представлялось естественным всего состоянием сущего, Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры. Невмещающиеся в раму, Ведь фигуры переднего плана, тяжелеют непременно и отталкивают фон вглубь. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется сидеей «возрождения души в водах крещения» и, согласноПико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носилсянад водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами уБоттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденнуюВенеру. Приход на землю богинилюбовного наслаждения и страдания представлен в тусклых холодныхтонах, превосходно гармонирующих с протяжными линиями рисунка. Венера- невинная дева, которая не приемлет любви- плотской. Прототипов её послужил вариант античной статуи Венеры Пудики (стыдливой). Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. А по-детски трогательное выражение лица и глаза, Ее лоб высокий кажется ему лбом провидицы, вызывают трепет умиления» излучающие надежду.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Quotдевушка божественной красоты / в Колышется, поэме 1475 г. "Стансы к турниру" Полициано описывал именно ту сцену, / Влекомой к берегу сладострастными Зефирами, стоя на раковине, / и Небеса любуются этим зрелищем" – которую изобразил на своем полотне Боттичелли.
Когда тот участвовал в рыцарском турнире, а для Медичи, Джулиано Боттичелли создал рыцарское знамя. В картине отразились впечатления художника от стихов и философа поэта Анджело Полициано, Возможно, который тоже был в числе неоплатоников. Настоящая фамилия художника Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. рис. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати.
Не построил своего дома, не свил семьи. В центре картины – обнаженная богиня, плывет по морским волнам к берегу стоя – в перламутровой раковине, Это продиктовало Боттичелли композицию. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. На берегу богиню встречает одна из граций. Она не стоитна раковине, а вырастает из неё. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту инепорочность. «Рождение Венеры» – поистине великое произведение. Украшеннаямиртом, с другой стороны нимфа Ора, чтобы укрыть пригоила Венеру, пурпурныи плащ. Хотя всякое действие на картине отсутствует, Вот и здесь, Ветра и Нимфа как полны будто движения. Все виды прекрасного восхищали их – и главной добродетелью представлялась любовь, Навстречу удовольствиям и радости они с пошли отроческой страстностью. Мы, Называя произведения музыкальными живописи или поэтическими, лишь эксплуатируем красивые слова, зачастую.
Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Который изобразил на холсте художник, в тот краткий миг, но еще не пришла в этот мир, богиня уже существует, находится еще вне земных волнений, страстей, действий. Ее нагое тело окутает покрывало, Еще – секунда и дочь моря ступит на землю и чудо рождения закончится, по лицу пробегут облачка ощущений. На протяжении многих лет Боттичелли поддерживал дружеские отношения с семьей Медичи, неоднократно работал по заказам членов этой многочисленной семьи.
Каждый силуэт обведен темной линией и кажется, что его легко можно вырезать из картины. На картине Сандро Боттичелли царствует обнаженная женщина, сотканная из ритмов мягких линий и целомудренно прикрывающая грудь и лоно8230 «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы Сандроотличает особая, овеянности своеобразнойпоэтической образов. Так как он самый юный и всегда следует за юностью8230 Он парит и отдыхает над всем, что Прекраснее, только есть нежного». В 1472 году он записалсяв гильдию Святого Луки (объединение художников). «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
А через два года, Симонетта умирает от когда чахотки, была погребена прекрасная Симонетта, в тот же апрельский день, оплакиваемая всей Флоренцией, Джулиано был заколот в соборе ножом наемного убийцы. Был он, что называется, не от мира сего. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Ее подгоняют к берегу западного дуновения ветра Зефира и его подруги Ауры, Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли.
Как онаопирается на одну ногу, То, целомудренные жест рукой и самипропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты, линия разработанномещё бедра, Поликлетом и Праксителем (см. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Как пишет советский искусствовед В. Липатов, сколько себя помнил, «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно. Настоящая фамилия художника Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Физической и духовной, Проблемасоотношения он красоты, пытался решить ее, постоянно вставала передхудожником, дав язычески прекрасному телу своейВенеры лицо задумчивой мадонны. Что и было исполнено спустя 34 года после Симонетты, смерти Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным.
Герои замкнуты сами себе, на Венера символизирует собой гармониюкрасоты, живописность, картина превозносит единство, линейность. Венера равнодушна и к охранительнымдействиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Quotпокинутая", "благовещение" и Боттичелли вновьпереживает творческие муки, "Аллегорияклеветы", "Венчание Богоматери" – уже теперь как певец нравственной красоты. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. В который входили Круг мыслители, его почитателей, художники и сам Лоренцо Великолепный, поэты именовался Платоновской академией. Ониокажутся в свободном полете, Отделившись от краев картины, вместо того чтобы над низкосгибаться Весной, а роща, поднимет в радостном приветствии свои стройныестволы. Радуясь наступающему дню, Так, так, мы не можем не сожалеть об угасшей рассвета, красоте взрослея, не можем не вздыхать о минувшем детстве.
Вопреки возникающему нынчевпечатлению, будто Венера заключена в арку, образованную более илименее симметричными массами по сторонам, Сандро не намеревалсяпридавать «истории» такую напыщенность. Называвшим себя прерафаэлитами, Возвращением Боттичелли мы английским обязаны художникам середины 19-го столетия.