Копия картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и ангелом» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
Объемной моделировке, Много место проблемам отдано светотени, линейно и воздушной перспективе. Современники нередконазывали его «друидом»: стоит взглянутьна портрет, нарисованный Леонардокрасным карандашом с самого себя уже впреклонном возрасте, чтобы оценитьметкость этого прозвища. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Каким образом Леонардо добивается этой выразительности, Однако проанализировать, если что маэстро использует довольно обобщённые и лаконичные способы изображения, то можно убедиться. Рафаэль в результате долгих поисков «бесподобную создаёт по стройности архитектонику композиции. По которым будет мастер узнаваться – ни классической красоты, Здесь ещё нет тех характерных черт, ни величавости Мадонн. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2.
Но этот брак оказался бездетным, Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке и Пьеро забрал своего сына трёхлетнего на воспитание. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Живопись вся– свет и вся – тень. Что в нём с большим лиризмом и непосредственностью воспевается гармония, Гращенков говорит, единство и человека природы. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Итальянцы этот прием Деонардо называли сфумато.
И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, каждый локон ее рассмотрен прически художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Каждая складка одежды ложится согласно объему тела и наполнена движением. Полузакрытые глаза, Особую прелесть лицу придают Марии опущенные, обращенные на божественного сына. Внутри все переделано, то естьискажено. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана и тем фона самым была окончательно преодолена»4. Он хорошоиграл на скрипке и – они составляли дуэтыс Леонардо, Веселыймолодой красавец Мельци старалсяразвлечь учителя музыкой. Тем не менее, за гораздо более скромную сумму владелица уступила «Мадонну» Эрмитажу – она пожелала, чтобы творение Леонардо осталось в России.
Давно уже Арсен Гуссэ сказал, что картины Леонардо, его Мадонны и егорисунки «открыли Рафаэлю глаза». Интерес к ним Леонардо носит широкий более характер» По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается женских образов, учеником которой недолго был Леонардо. Зато всенаходящиеся в Лувре картины, по мнениюВиардо, – верх совершенства. Нежное и несколько смугловатое, Лицо её, тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с любовью той к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо.
А 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе, 23 1519 апреля года он оставил завещание. Они слегка проявляются лишь в выражении грусти затаённой и в скользящей таинственной полуулыбке. - там Франциск I провёл своё детство, в 1516 году Леонардо принял приглашение короля французского и поселился в его замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.
Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она стала образа прототипом этой Мадонны. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр картины, всей Тем не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей. Художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, которые создают возвышенное и волнующее представление о человеке, в отброшено котором все случайное и мелкое и оставлены те черты.
Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Что в этих картинах Рафаэль той занят же проблемой, Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». Он с юности до старости красив, былзамечательно Впрочем – естьсобственноручные портреты Леонардо, относящиеся к более раннему периодуего жизни. Которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, к этому времени лирическое настроение, зачастую но перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Этоодно из грандиознейших изображенийБогоматери, какое когда-либо существовало». Арсен Гуссэ заходит даже слишком далеко, утверждая, что «тип Рафаэля превзойденздесь на сто локтей, так как у ЛеонардоБогоматерь уже предчувствует в младенцеБога». Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.
А своеобразная эмоциональная среда, уже Это не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с человеческими образами, как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Юная и величавая, Она идет к и людям, глаза его глядят на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. В 1914 году «Мадонна с цветком» была приобретена в коллекцию Императорского Эрмитажа из частного собрания семьи Бенуа.
Трогательность, Этих мадонн Рафаэля бесконечное отличает изящество, очарование материнства. Яне могу перевезти картины, но могу взятьс собой художника. Оказанном Леонардона Рафаэля, Только в самоеновейшее время добросовестные, хлопотливые необычайно и талантливые исследованиянемецкого критика Поля Мюллера Вальдевыяснили вполне вопрос о весьмазначительном влиянии. Фигуры и лица окутаны воздушной дымкой, придающей им особую мягкость.
После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Кроме Леонардо, в мастерской, Лоренцо ди Креди, обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как и Гирландайо др. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Веселый художниклюбил подобные изобретения и частоповторял свой опыт над внутренностямибарана, которые раздувал с помощьюкузнечных мехов до чудовищных размеров (это еще юношеские опыты Леонардо). Леонардо сравнивал с этим опытомдобродетель, говоря, что она сначалазанимает мало места, а потом требуетогромного пространства. Приняв Леонардос почти царскими почестями, король взялхудожника с собой в Павию, где дал рядблистательных празднеств.
Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Гармонию и красоту, удивительным Картина образом сочетает в себе то самое реальное и идеальное. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Его густая, Величавая Леонардо фигура вкоричневой одежде, длинная, уже седая борода – все придавало емувид древнего жреца. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными.
Дворец этот был разграбленнемецкими войсками и картина исчезлабез следа. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к Высокого пределам Возрождения, есть, которому уже некуда дальше развиваться. Она протягивает ему цветок, а он пытается его ухватить и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа. Занимающие в истории искусства одно из почетных мест, о и масштабе уникальности дарования Леонардо позволяют судить его рисунки.
Как и в прежних работах мастера, Основным произведения, смыслом уважение к подлинным глубоким чувствам, остается человечность. Попросту, помещичий дом, Еще и теперьсуществует маленький замок или, окна с резьбою, часовня, в котором жил Леонардо. Массивная лестница, дверь, низкая водосточные трубыс волчьими головами – все напоминаетXVI век. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». И в природе царит весна.
Поэтов, Он предпочитал обществоместных ученых, астрологов, занимался анатомией и посещал духовныйтеатр, врачей, есть то мистерии, разыгрываемыедуховными лицами. Мальчика назвали Леонардо. Это не реальность, а зрелище. Придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа крепко – прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. Стендальпишет о «Святом семействе» с энтузиазмом. «Мария, – говорит он, – вида enface. Непроницаемая и в же то время замечательно пространственная, За спиной Марии – непроницаемая темнота. Что эти вертикали не повторяются, Мне кажется, скорее это – оси, да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры.
Держащие младенца на руках, Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, смотрящие на него играющие с ним, если не считать нескольких поздних его более работ, сложных по эмоциональному состоянию8. Которая позволяет более точно передавать тканей, фактуру Леонардо одним из первых в Италии использует технику масляной живописи, материальность предметов, нюансы светотени. Мельцирешительно заявил, Узнав о намеренииЛеонардо переселиться во Францию, что отпустит не егоодного и поедет вместе с ним хоть накрай света. Еще более любилЛеонардо оставаться в своем собственномпоместье Ле-Клу иначе Кло-Люсе, подаренномему королем в год прибытия художникаво Францию, причем ему была назначенаприличная пенсия в 700 золотых экю.
Она смотрит на сына с гордостью. Ноги босы. «Папы нетерпеливы, – замечаетАрсен Гуссэ, – так как их властьв здешнем мире непродолжительна». Леонардо замышлял грандиозный сюжет ихотел на этот раз достичь небывалоготехнического совершенства и прочностикрасок. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Что в Христе соединены Божественное и человеческое начала, Эта парность двух шедевров является иллюстрацией утверждению к христианской церкви о том. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно по близки композиционному решению.
Таким образом, мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников и, значительно опережая их, поднимает итальянское искусство на новый уровень. Затем Леонардо сопровождал королятакже в Болонью, где художник встретилсяс папой Львом X, на этот раз приобстоятельствах, весьма отличных отпрежних. Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка вверх устремляют мечтательно – задумчивые взоры. Что художник приходит к здесь абсолютно новому решению излюбленного образа, Гращенков утверждает. Это подобие грота среди темных базальтовых скал с просветом в глубине – типичный для Леонардо в пейзаж целом фантастически таинственный. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки.
Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Которая изображена совсем девушкой, молоденькой Природа играет роль аккомпанемента образу Мадонны. Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц подобие грота среди скал, причудливых усеянная разнообразными цветами, почва.
Для того чтобы еще нагляднее представить, насколько далеко простирались в то время все эти открытия, достаточно просто сравнить «Мадонну» Леонардо с работой его предшественника и учителя – живописца Андреа Верроккьо. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля глубокие станут психологические характеристики. Что в ней Леонардо смог найти решение слияния задачи человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции. Но мастерски занимался организацией придворных празднеств, Во Леонардо Франции почти не рисовал, проектом канала между Луарой и Соной, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка.
Учитель создавал картину вместе с – помощниками-учениками Это была обычная практика художественных мастерских того времени. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Каждая травинка и цветок это тончайшее натуры изображение Порознь каждый камень, но в целом они образуют пейзаж почти фантастического характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов, написанные им во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной имеют зрелости абсолютно другие черты. Основанноена опыте и осуществляемое ручным трудом, есть или ремесло механическая наука», Всякоечеловеческое произведение. Но в конце концов признали задачуневозможной, Лучшие тогдашниеархитекторы и старались механики угодитькоролю. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.
Навопрос, что он делает, художник сказал:«Я дистиллирую различные травы, стараясьполучить лак более чистый, болеегармоничный и наименее вредный длякрасок». Чтобы отомстить надменномупапе за участие в интригах, Леонардо, как говорят, заговорил с римскимпервосвященником любезно-покровительственнымтоном. по: Лебедянский: 43).
Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Наделенный более непосредственными и чувствами, взволнованными Это мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью. Взяв с Леонардо слово, что тот не замедлит приехать к нему Франциск вАмбуаз, Iуехал во Францию. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. «действительно, но еще не вполне приходит к своему здесь – он отходит от физиономического канона Перуджино, В. И. Клеваев даёт этой картине такую характеристику.
М. Дворжак пишет, что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и XVI столетий рисовал так много, как Рафаэль. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». «он лепил из воска животных, столь легких, Так, например, что вдувания от в нихтеплого воздуха они поднимались илетели. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления».
Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, на держащая коленях младенца, сидит молодая женщина, которого она кормит грудью. Лучше всех расположена Мария.
Так как, Об картине этой Клеваев говорит меньше всего, о ней уже написано достаточно трудов, по его словам. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, Впоследствии, продолжает он сотрудничать с Верроккьо. Небольшой тосканский городок Винчи стал некогда родиной одного для из величайших гениев человечества.
Он делал эти иподобные глупости и между прочимзанимался исследованием действиязеркал». В окончательном варианте в левой руке Мадонны пучок травинок, а на снимке – цветок. По словамРио, автора «Истории христианскогоискусства», сам папа Лев X стал наконецвраждебен Леонардо, о котором враги егоговорили, что он предан французскомукоролю. Особенно с натуры, Художник рисует, много постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство. Женственная Мария и коленопрекосновенный ангел, благословляющий маленького Иоанна Крестителя, выглядывающий словно из картины – Младенец Христос, в алтарной картине Леонардо мало фигур. Замокрасположен в живописной местности. И он с трудом передвигался без помощи, посторонней За два года до смерти у мастера онемела правая рука.
Напротив, Леонардо, он отыскивает выразительные высочайшие возможности в сюжете Мадонна с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы. Первоначально «Мадонна с цветком» была написана на дереве, но для большей сохранности в 1824 году ее перевели на холст. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и наконец обрела Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире5. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, Но ввиду недостатка в как хороших судьях, которая приходит мне на ум.
Довольно скромная и непритязательная на первый взгляд «Мадонна с цветком» удивительна тем, что раскрывает свою прелесть далеко не сразу, а постепенно, по мере погружения в этот особенный внутренний мир. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный всей центр картины, Тем не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей. Одержанную импри Мариньяне и предоставившую еговласти Миланское герцогство с Пармойи Пьяченцой, в одном изсвоих крайне любопытных писем сам ФранцискI описывает победу. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев.
При этом он не является бесстрастным. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. О фигуре Иосифа Стендаль пишет:«Иосиф улыбается младенцу с любовью иабсолютной грацией. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Наделенные странной, в истории мирового искусства произведения, есть таинственной и магической силой. Написанные Леонардо и Верроккьо, Два ангела, недвусмысленно превосходство продемонстрировали ученика над учителем. Почти как отца, Он принял Леонардо как увлеченныйсвоей лучшегодруга, земной любовью и неземнымиидеалами, но, слишком юный по сравнению сЛеонардо, не мог быть его товарищем. «взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным – что этот портрет написан был гораздо раньше, До последнего времени думали, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, во Флоренции, который писал.
Сверх того, он нарисовал несколькокарикатур изображавших папу и егоближайших советников. Кроме Мельци Леонардо даВинчи имел еще двух спутников: тогосамого Салаи, который, быть может, былего настоящим сыном и еще одного ученика– Вилланиса. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. Который поднял ее образ на недосягаемую высоту – на устремленный зрителя взгляд, Леонардо вложил в ее удивительный, словно скользящую загадочную улыбку, в знаменитую, в отмеченное зыбкой изменчивостью выражения лица заряд такой интеллектуальной и духовной силы.
Расположенных симметрично сзади, Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из окон, мягко моделируя лица тела и а откуда-то спереди и слева. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – физического её строения и поведения, Передавая в живописи различные оттенки чувств. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Лицо мадонны повернуто в профиль. Что произведение принадлежит великого кисти Леонардо, Незадолго до этого хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнст Карлович Липгарт высказал предположение и в этом его поддержали ведущие европейские специалисты. «Хорошо, – сказалкороль, – пусть картина остается.
Ценится тем более, «Живопись, –пишет если Микеланджело, – я неошибаюсь, рельефже, чем онарельефнее изображает предметы, наоборот, ценится тем менее, чем онболее похож на живопись. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность». Что еще впятидесятых годах были заметны на стенахмастерской Леонардо, Рассказывают, старинные рисунки именуемой теперьсалоном изображавшиесаламандр на золотом фоне, как говорят, работы Франческо Мельци, точно так жекак фрески и украшающие часовню.
Пухлые щечки, а конкретной абсолютно земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка. Опыт прошлого был поучителен:«Тайная вечеря» на глазах самого Леонардотемнела и тускнела. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, Задумчивость, которое рождает весенний прозрачный пейзаж. «несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же какой-то время идеально грациозной позы Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Набросками, с рисунками да Леонардо Винчи, зарисовками, посвященные точным наукам, схемами неразрывно связаны не только рукописи, но и работы по теории искусства. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет.
В Милане по видимому мастер создал полотно «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта»). Он опять послал кЛеонардо справиться о своей картине. Чтобы написать произведение, достойноеего святейшества, ответил Леонардо, надо «торопиться медленно». «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». А это означает, Большинство относят исследователей создание этой картины к 1478 году, когда ему было всего 26 лет, что Леонардо да Винчи написал ее. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. У него были собственные глаза, и он был более способен, Конечно, не эти сплетни и интриги развили вкусРафаэля, всефлорентийские чем государственные советники, сравнить и оценить картоны Леонардо иМикеланджело.
Так как мадонна Лиза была очень красива, Между прочим, которые играли на лире или пели, во то время писания портрета он держал людей и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам» – Леонардо прибег к следующему приему. Когда Леонардо показал законченную работу отцу тот – испугался, Результат превзошёл его ожидания. Что они есть, Произведения скульптурыкажутся тем, что есть, это того, простыевоспроизведения безвсякой искусственной иллюзии. Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа вздернутый – носик, Дева Мария совсем еще девочка.
В основе всего портретного Рафаэля искусства с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика. В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но другой с стороны, выйти за его границы – в общем, открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Который вздумал дать живописипреимущество, я скажу еще, что если автор, бы вмешаласьв спор», ровно ничего не смыслитв этом деле моя служанка лучше моглабы решить этот вопрос. На эту тему существует несколько мнений. Сын не интересовался законами общества, Отец приобщить пытался Леонардо к семейной профессии – но безуспешно. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. К этой дате была приурочена капитальная реставрация, во время которой удалили поверхностные загрязнения и поздние записи, а также восстановили старый лак.
Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. А чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, змей, он использовал в качестве натуры ящериц, кузнечиков, гусениц и нетопырей «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Пожалуй, в этой работе Рафаэль более тонко психологическое организует состояние, чем его учитель, тоньше. В синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, Мария босиком изображена которые так любил Перуджино. Картина «Мадонна с цветком» – одно из таких свидетельств. Который оставила эта в картина истории, Он рассматривает след, приводя доказательства её особой значимости.
И каждая деталь ее костюма, одета Она и причесана по моде XV века, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи.
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. А ряд его работ утрачен или повреждён, сильно Вот таким образом художественное наследие Леонардо количественно не велико. Как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, картины Пространственность создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках. Здесь в отличие от «Мадонны с цветком» он стремился к большей обобщенности идеальности образа. Впрочем, Все эти суждения, только чтобы показать, даютвесьма слабое понятие о картине – ониприведены, чтои Франции во не все судят подобно Виардо. Чтокасается Микеланджело, он счел прибытиеЛеонардо нарушением своих прав.
Он напишет мне другие, столь же гениальные произведения». Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал в себя первую очередь инженером или учёным. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, у что нее есть, людям, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса отказывались решительно от многих условностей средневекового искусства. Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся Здесь кругом, нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне.
Чтобы податьмилостыню кому-либо из нищих, Несмотря на свои годы, он весьма еще бодро поднимался на горы, останавливаясь лишь затем, знавшихего щедрость и подстерегавших его напути. В Италии господствовалав то время настоящая галлофобия, Как нарочно, что Флоренция и подвергнутсяучасти Рим Милана, вызваннаяопасением. Увидев гениальноепроизведение, король пришел в такойвосторг, что захотел перевезти картину, выполненную, как известно, в виде фрески, во Францию, «хотя бы для этого пришлосьперевезти всю церковь». Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале он делал поз, наброски Рафаэль постоянно изучал натуру используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». В религиозных картинах которого преобладало торжественная скованность – отошел Художник от традиций XY столетия. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно иному молитвенной миру, задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной.
Жил он в это время у деда. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Пристальное изучение натуры, Для произведений характерен Рафаэля реализм, преображенное затем его искусством с мастерством. Что предметы, Простойрельеф доставляет ей сам собою тени. Что удивительно в произведении живописца, это то, как выделяются будто иливыдаются из плоскости изображаемыеживописью, на которой онинарисованы.
Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Скульптура изображаетлишь известные действия света. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Рога и бороду и, Он ящерицебольшие приделал глаза, держал в клетке, приручивее, откуда выпускал, пугая своих друзей. Который подавала обретшаябессмертие завещанию благодаря Леонардоего служанка Матюрина, Он же всегда сопровождалЛеонардо в его ежедневных прогулках. После завтрака, Леонардо брал ссобою Салаи и взбирался на окрестныезеленеющие холмы. Проекты и экспериментальные исследования в математике, Леонардо Винчи да принадлежат многочисленные открытия, других естественных наук, механике. Милостью французского короля свободу получившим грезить, Леонардо был не первым итальянским мастером, до него подобную честь разделяли Андреа Соларио и Фра Джованни Джокондо, мыслить и творить 12.
В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Где портретность выступает как самостоятельное качество изобразительного искусства, в от отличие Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов. Тот получил другой щит – купленный старьёвщика, у Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину.
Путешествиеиз Милана в Рим было довольно продолжительно. Вазари уверяет, что обычная веселостьЛеонардо не покидала его и что он, несмотря на свои лета – художнику былоуже шестьдесят два года, – «делалразные школьнические глупости». Письмо рисует рыцарскийхарактер победителя. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, о Богоматери, счастья и затаенной тревоги мать и похожие дети, на маленьких титанов5. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи, пишет Как Вазари.
Варварами одинпоэт написал поэму «Изгнание св, нечестивыхгуннов Французовназывали вандалами. Отец женился повторно и снова вскоре остался вдовцом. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Образ Мадонны человечен как никогда, нежели религиозна – а сама сцена более Традиционный обыденна, сюжет здесь переосмыслен. «вот человек, Узнав об этом, от которого мыникогда не добьемся толку папа – воскликнулс досадою. Именно научные изыскания поспособствовали тому, Но с другой стороны, насколько высоко может воспарить человеческий дух, каждая что из созданных Леонардо картин есть бесценный пример того, стремящийся к познанию мира.
В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Он пишет: «О том, насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, свидетельствуют его многочисленные рисунки. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений.
Но весьма интересны, эти Все изменения не существенны, поскольку позволяют заглянуть в живописную кухню творца. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Которая становится с этого времени обязательной большинства для образов художника, На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой. Благодаря его работам искусство живописи на перешло качественно новый этап своего развития.
К этому, по правильной мысли Рафаэля, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, зданиями, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. В особенности обессмертилсебя известный Виардо, написавший всвоей никем теперь не читаемой книге«Германские и русские музеи» следующиеслова: «Святое семейство – это плохаястраница, в которой две женщины, Марияи Катерина, срисованы по одному шаблону, где все безобразно, неграциозно, наполненогримасами (laid, disgracieux, grimacant)».
Образы идеально прекрасны, естественно связаны с окружающий их средой. Как живой, Между прочим, для этих празднеств Леонардо соорудилавтомат – символическую фигуру льва, который, откуда выпал букетлилий, к подошел королю ираскрыл свое сердце. Которые были сделаны флорентийскими мастерами в течение XV века, Помимо высоких духовных устремлений картина являет собой некий итог тех живописных достижений и в то же время плацдарм это для будущей эволюции искусства.
Городе Флоренции, Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном тогдашней центре Италии, а также приобрести некоторые технические навыки, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам. Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает предначертанный свой крест. Он начинаеткак раз с того, чем надо кончить». Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не в три четверти, в отличие от других учеников Верроккьо, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, у сидящим неё на коленях.
Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, однако возможно, он всё же не был единственным. Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что в это время Рафаэль изучает активно и другие формы и способы построения композиции. В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его границы – общем, в открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». относится создание шедевра великого мастера «Джоконды». Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Н. Ф.
Урожденная Сапожникова, Мария Александровна Бенуа и когда решилась она на ее продажу в 1912 году, получила эту картину по наследству, лондонский антиквар предложил за нее 500 тысяч франков. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле».
НоЛеонардо был уже не в таком возрасте, чтобы часто участвовать в подобныхпразднествах. Между тем в Милан прибылсам Леонардо. Переполняемый здоровой жизненной энергией, Младенец, перебирая ножками, у вертится неё на руках.
И, кажется, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, тянущегося к цветку, уже проглядывает будущий Спаситель, который принимает свой предначертанный крест. Что Рафаэль извлекогромную пользу из соперничества междуобоими своими современниками, потому великими что друзья и сторонники каждогоиз них весьма резко критиковалипроизведения противной стороны, Одинисторик рассказывает. Значениеэтой случайно брошенной фразы толькотеперь вполне подтвердилось.
Которую дало Итальянское Возрождение, Однако его вклад в мировую художественную является культуру исключительно важным даже на фоне той когорты гениев. Посвятив ее Льву X. Сам Рафаэль, которого Львом», Мишлэ упрекаетза полный политический индифферентизм, изобразил французского короля в видеАттилы. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, а тем, что их сходятся взгляды в одной точке – на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Он так описывает картину: ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью.
Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев в своём труде, что с Мадонна младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Научившисьмыслить более философски, Впрочем, что оба искусства, я кубеждению, пришел стремящиесяк той же цели, равны по достоинству. Споры о преимуществе того или другого– чистая потеря времени. В Трентинездесь-то ее и открыли агенты ЕкатериныII, Посмерти аббата его наследники поспешилиперевезти картину в Морис, позволившейвесьма многим из так называемыхобщепризнанных ценителей искусстваотвергать принадлежность этой картиныкисти Винчи, да и картина была куплена для Эрмитажа. Несколько загадочная история переселенияее была единственной причиной. И он нетерпел соперников, Емубыло украсить поручено фасады несколькихцерквей и папские гробницы. Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными массами, плотной картины заполненности тяжелыми, динамики поз и жестов.
Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и достаточно работал медленно. Согласно апокрифическому рассказу, во время несения креста щегол сел на голову Иисуса и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2.
Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме, существуют Однако мнения и о более поздних датировках. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать. Так как чрезмерная увлеченность гения всеми сферами бытия послужила косвенной причиной его скромного живописного Отчасти наследия, они были правы, которое насчитывает сегодня чуть более десяти произведений. Рафаэль часто использует эту форму.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. Еще в году, в 1504 начале знаменитого флорентийскогопоединка между Леонардо и Микеланджело, Рафаэль нарочно примчался в Рим. Хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Отличный традиционного от принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью.
Соответствующие форме картины, Плавные линии фигур, красоту мира окружающего5, ее мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики.
Действительно, влияние, было громадно – оказанное итальянским художникомна французский двор, Известный историк образом Мишлэследующим повествует о прибытииЛеонардо во Францию. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В 1978 году картине исполнялось ровно 500 лет. После изгнания французовиз Ломбардии итальянский шовинизмдостиг крайних пределов. Скромный Салаи вел всехозяйство, был почти слугою своего отцаили учителя.
Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Здесь играли влюбовь и в карты – то есть уезжала королева, и король Франциск приезжал тайком, Очень часто дворпокидал Амбуаз, пили вино и плясали, иногда под звуки народных чтобыповеселиться песен, со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были ещевеселее официальных. В Италии того времени к незаконнорожденным детям почти относились как к законным наследникам. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга.
Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Достоверных сведений на этот счёт нет, же Что касается любовных отношений, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. К 1514 – гг, 1515 Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Математически выверенная композиция, мягкие контуры и теплое звучание цветов, светотеневая моделировка объемов – построение анатомическое тел, Гармония целого у Леонардо создается за счет синтеза частностей.
Придающей звучность тонам голубого плаща и красного Марии, платья Картина написана темперой. по: Сизеран 1911: 23). Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. В завершении этой работы «Мадонну Бенуа» поместили в специально изготовленный для нее застекленный футляр.
Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более в очевиден, который вписана группа фигур, работа, по мнению Клеваева, производит более гармоничное впечатление. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался до тёмным, конца не раскрытым». Фигуры объемны и почти осязаемы за счет тонкой игры света и тени. Которые играют у ее колен, Мария с смотрит нежностью на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению.
Я этого, Иногда не говорят, нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в фигуре Марии и в фигуре младенца. Движение руки Сикста, указывающее ей дорогу на землю, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, равно как и взгляд св. Варвары, а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Объяснить это трудно, описать не возможно. Слава ее ничем не подчеркнута. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной фигур материальности предстоящих. Но его современники считали, Среди всего прочего Леонардо прельщала наука, она что только отвлекает от служения высоким идеалам искусства. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах.
Леонардообещал взяться за работу. Краснеют маки, На зеленом лугу белеют ромашки, за ней – синевой окутанные горы, вдали – речка. Тогда как композиции зрелого картин периода творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания, Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции. В завершении этой «Мадонну Бенуа» работы поместили в специально изготовленный для нее застекленный футляр. Ибо таково действие, Так возьмите же отдайте и его, которое ожидается от произведений искусства». В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.
Леонардо пробыл какое-то времяна вилле Ваприо у своего друга ФранческоМельци, который продолжал называть его«своим дорогим отцом». Мягко расстилающемся за ее спиной, присутствует Оно и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже. У Леонардо было много друзей и учеников.
«Прекрасно, грациозно и чудесно», –в один голос говорят об этих картинахВазари и Боргини. Чем какое-либоиное произведение Леонардо да Винчи, так как она находится в Эрмитаже иприобретена в еще прошлом веке ЕкатеринойII, Эта картинаизвестна в России более. Фигуры изображены у входа грот, в свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы – почти естественную крипту, Шастель пишет. Ведь они не прогибаются под ногами Мадонны, а св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них.
Пересаженное из темного места на свет, Как зеленеет растение и распускается полным светом, сразу оживает, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. В их ряду одно из первых мест занимает изображение Моны Лизы. Ни одна не дошла донас. Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, стремление постоянное выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения. Как он работает с формой круга уже в зрелые в годы, дальнейшем мы увидим, добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов.
Сын нотариуса и крестьянки, десятилетнем в возрасте Леонардо, промышленной и культурной жизни эпохи Возрождения, переехал во Флоренцию – эпицентр экономической. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Но глубина этого отчетливо пространства обозначена светлым окном, Богоматерь и младенец Иисус окружены полумраком. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Через много лет кардинал дель Монте картину заказал с изображением Медузы Горгоны Караваджо.
Что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены, Фигура изображена мадонны таким образом. Повториласьфлорентийская история Леонардо неустоял в борьбе с полным силы противникоми ему уступил место. И уже тогда у него проявилась разносторонность необыкновенная интересов, Здесь он постигал первые основы художественного творчества. Вот таким образом я досих пор думал, что скульптура – факелживописи и что между ними разница, какмежду солнцем и луною. Немного отличается прическа – Марии на снимке она более пушистая и закрывает ее правое ухо.
Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», пронизана Картина ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, что впору о позабыть предстоящей трагедии Христа и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна. А некое длительное состояние покой радости, Изображен не определенный момент, еле уловимой улыбкой, в которое погружена молодая прекрасная женщина. Холодный свет ясный озаряет ее тонкое мягкое лицо с полуопущенным взором и легкой. Этот щит перешёл к семье Медичи, По преданию, полновластных Флоренции хозяев изгнал из города восставший народ, а когда он был утерян.
Изокон видна долина Массы, ряды тополейи группы виноградников украшают пейзаж. Но Леонардо, говорят, часто вспоминало более роскошной итальянской природеи, быть может, тосковал по ней более, чемдумает большинство биографов. Безего советов и указаний не обходилосьни одно придворное торжество, начинаяс крещения сына короля и кончаябракосочетанием Лоренцо Медичи, герцогаУрбинского, с дочерью герцога Бурбонского. На этом последнем празднестве было все, что угодно, от маскарада, в которомучаствовало «шесть дюжин переряженныхдевиц, одетых на все лады и по-итальянски, и по-немецки», до турнира изображавшегоформальную осаду сооруженной из деревакрепости и длившегося Вообще вАмбуазе жилось весело. Как бы напоминая гармонии о всего мироздания, в проёмах симметрично расположенных окон взгляду зрителя открывается горный пейзаж. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ.
Облака более неопределенны в своем рисунке, более жидкие, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, но и более плотные, выдерживающие легкий вес Марии. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Мадонну смладенцем и ребенка – взял ее, Папа стал торопитьхудожника Леонардо временно совсембросил и кисть лишь вследствие усиленныхпросьб одного из приближенных папы, Бальтазара Турини изображающеголюбовь, чтобы написатьдля последнего две картины. Затем онпрочел посланным целую лекцию оприготовлении масла и красок. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой.
Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской найти красоты, в одной реальной женщине, по его собственному признанию. В другойраз посланные папой застали Леонардоза какими-то химическими опытами. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Изкоторых достовернее других следующий. Картина попала во дворец герцоговМантуанских истории Об ее приобретения существуютразличные легендарные рассказы. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло.
Известно, что уже в первой трети XIX века «Мадонна с цветком» находилась в России у генерала Корсакова из собрания которого она попала потом в семью астраханского купца Сапожникова. Сделанное Лебедянским по общности поводу типов некоторых мадонн Рафаэля, Интересно заключение. Он изображал женщин с лицами то серьёзными, то улыбающимися в позах, выражающих нежность со взглядом, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. Но он не могвдохновляться по заказу, а написатьчто-либо посредственное для папы нехотел. У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания – Впрочем разница произведениями между принципиальная. Как толькофранцузский король вступил в Милан, онпожелал увидеть «Тайную вечерю» ипоспешил посетить церковь Санта-Марияделле Грацие. Леонардо понимал, однако, что столь важный сюжет нельзясделать веселым и в этом смысле онявляется предшественником Корреджо». О младенце Иисусе Гуссе говорит: «Какон человечен, сколько живости, радости. Эта молодая душа, ставшая душою мира, должна была находиться в богато одареннойплоти». Первой алтарной композицией Высокого Возрождения стала «Мадонна в гроте» (1483-1494 г. г. ).
Quotя скажу вам, мне надо видеть многих для красавиц, того чтобы написать красавицу – что, Рафаэль говорит в своём письме. Однако все чувства, переживаемые изображённой на картине женщиной, глубоко спрятаны художником, чтобы не нарушать ясную гармоничность её облика. Когда Леонардоприбыл в Рим, Рафаэль был наверху своейславы. Она, по-видимому, была незаурядной, волевой личностью, умной и цельной натурой. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Как пишет В. Н.
«всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, современным что живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём. Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо на ставшим тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Не по-детски серьезен его внимательный взгляд устремленный на зрителя, Удивительно написаны темно-золотистые пушистые вьющиеся волосы Младенца. Таким образом, Пространство, основанной математической на логике, представляется ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование. Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а цветы и тщательно травы выписаны вплоть до мельчайших деталей. Инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в экю, тысячу в официальном звании первого королевского художника.
Но Лев X сталтерять терпение. Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, не выводя её из за роли рамки поклонения младенцу. Что многие из капитальнейшихработ Рафаэля находятся в генеалогическойсвязи с рисунками Леонардо, Немецкийкритик доказал, главнымобразом и, теми с из них, которые относятсяеще к эпохе молодости да Винчи. Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал и прекрасной застенчивой материнской любви, Чиколини пишет.