Возможно и так, но вовсе не обязательно. Для разных людей год 1684 значил и значит не одно и то же. Картина написана гораздо более широко, чем галантные празднества, в ней ощущается свободное движение цвета и, самое важное, цветные тени на белой одежде актера желтоватые, голубые, сиреневые и красные. Они имели успех и ввели Шардена в число академиков. Куда укладывают портрет Людовика XIV, Около ящика, чопорные аристократы разглядывают обнаженных нимф на большой картине, пасторальной стоит насмешливый простолюдин, а в первой группе барственная поза холеной дамы оттеняет скромные, чуть застенчивые манеры молодой жены Жерсена.
Семья обладала живым темпераментом, Судили за сквернословие и его тещу видимо, что Антуану Ватто доставалось больше еще колотушек и есть все основания полагать, чем другим валансьенским мальчишкам. Изящные пейзажные рисунки, Замечательны наброски декоративных панно, движениях, но особенно хороши женские головки в поворотах, разных передающих те едва уловимые оттенки переживаний, которые так ценил художник. То, в пору никого Ватто не удивляло – что кажется обольстительной сказкой сегодня, Но ведь это не более чем самообман. В отличие от его «большого пути», Острота восприятия нюансов чувств адресованные напоминает драматургу Мариво слова Вольтера о «тропинках человеческого сердца». Глубокого раздумья характер композиции, Главный герой картины предстает в состоянии медитации, определяется именно этим противоречивым переплетением обращенности к миру сложной и самоуглубленной внутренней жизни, в конечном счете, раскрывающейся в едва уловимых эмоциональных оттенках.
Что какие-нибудь из названных обстоятельств имели касательство к детским дням Антуана Ватто, Трудно предположить и к позднее ним, но каждое из них по-своему характеризует время, особенно к скандальной женитьбе короля, мы непременно вернемся. Что касается «Жиля», то его цветовая гамма рядом с золотистой гаммой «Паломничества на остров Киферу» кажется более холодной, голубоватой, как и вообще колорит поздних произведений Ватто по отношению к предшествующему «золотистому» периоду. складывается зарождавшееся уже ранее искусство рококо. Довольно скоро он обратился к скромным сюжетам.
Это «кухонные натюрморты» в духе Кальфа, еще темные по краскам, среди которых преобладают зеленые, оливковые и бурые. Если и не было в детстве Ватто ничего особенно радостного, словами, Иными то и исключительного не было в нем тоже. Написана она была за неделю, По словам Жерсена, самого да и то художник работал только по утрам хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше. Острота восприятия нюансов чувств напоминает адресованные драматургу Мариво слова Вольтера о «тропинках человеческого сердца», в отличие от его «большого пути». Лавка, будто сцена, раскрыта на улицу.
Знатными дамами и сопровождающими их вельможами, укладывающими в ящик купленные картины – с хозяевами и слугами, Она изображала внутренность этой лавки ее с обычными посетителями. Вступающей в интерьер, От фигуры дамы в розовом платье, характерная композиций для Ватто цепь движений и поворотов, начинается развитие сюжета, ритмическое чередование мизансцен и пространственных цезур между ними. Предшественники и последователи Ватто тоже выходцы из низов: Пуссен сын солдата, Шарден столяра. оттенками. Словно актеры одного и же того театра, Более того, разыгрывают все те же милые, покорные перу единственного своего драматурга, но незатейливые пьесы – его персонажи однообразны. Что столь изысканный художник рос в семье невежественного ремесленника, На первых порах может показаться удивительным, к же тому известного на весь Валансьен пьянством и несносным нравом.
Вплоть до тюремного за заключения наносимые родственникам оскорбления, Жан Филипп Ватто не однажды подвергался наказаниям. Они делались для будущих картин, которые сам художник не называл так, как мы их теперь именуем, а например: «Маленькая картина, представляющая сад с восемью фигурами». Обаяние искусства Ватто не объяснить прелестью его времени. Что приобретают самостоятельную реалистическую ценность, эти Но рисунки обладают таким глубоким содержанием. В этих произведениях справедливо замечали влияние фламандской живописи они декоративны и вместе с тем обогащены вдумчивым созерцанием природы. Но и заставляет ощутить их например, плоть Он передает не только особенности фактуры предметов, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание). Шарден тяготел не к большим многословным композициям фламандцев, а к более сосредоточенным и углубленным голландским «завтракам».
Свежесть красок и сочность рефлексов Шардена поражают и сейчас, когда его натюрморты висят рядом с работами других мастеров 18 века («Апельсин и серебряный кубок», 1756 Париж, частное собрание). Ни у кого из упомянутых мастеров не случалось в семьях таких безобразных Оговоримся, сцен, никто из них не был наделен столь слабым здоровьем и чувствительным нравом, как у Антуана Ватто, как он – однако. Углубление реалистических тенденций, Это смелые поиски, так воплотившихся ярко в многочисленных рисунках мастера.
Когда монументальные ансамбли сменяются интимными особняками знати, Оно возникает в прямой зависимости от новых принципов архитектуры и архитектурного декора, украшающие маленькие интерьеры этих особняков, а искусства произведения начинают трактоваться как изящные безделушки. гг. Словом, здесь уже чудится трагедия или, во всяком случае, «трудное, мучительное детство» лакомый кусок для биографа. Внимание гостей и хозяев поглощено произведениями искусства, вот таким образом в «Вывеске Жерсена» господствует свойственная творчеству Ватто особенная атмосфера изысканной эмоциональности. Пользуясь черным итальянским карандашом, Художник рисовал в обычно три цвета, сангиной и мелом. Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле антикварных лавок Д. Тенирса) полна метафор – размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV – возникают ассоциации и с названием лавки и с забвением ушедшего века. В графике Ватто мы и встречаем эти разнообразные фигуры: дворяне и нищие, солдаты и знатные дамы, торговки и крестьяне огромное собрание типов, составившее впоследствии четыре тома гравированных «фигур различных характеров».
Графика Ватто была одной из самых замечательных страниц французского искусства 18 века. Получилось как бы две картины. ) По возвращении в Париж для лавки Великий монарх, принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, Ватто написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, Вывеску лавки Жерсена (1720, Берлин, Художественные музеи). Для театралов и любителей изящной словесности то был год смерти Корнеля «отца трагедии». Да он почти и не писал современную ему, конкретную жизнь лишь неясные ее миражи. Он передает не только особенности фактуры предметов, но и заставляет ощутить их плоть например, нежную мякоть и переливы соков под прозрачной кожицей спелых плодов («Корзина слив», Салон 1765 г. Париж, частное собрание).
Изменчивых чувств, Почти неуловимые переходы непрочных, лишенной определенности и энергии, зыбкая игра предчувствий неясных и нерешительных желаний такова была область поэзии Ватто. Мы тщимся за холодной датой увидеть реальные события или хотя бы живые черты Разумеется эпохи, – время и обстоятельства рождения вызывают любопытство. Слегка прикрывающие зрачки тяжелые припухшие веки и легкое движение губ все это придает особенную выразительность лицу Чуть актера, приподнятая бровь. Ни благородной логики Пуссена, в его картинах нет возвышенной ни и величавой гармонии Рафаэля, ни психологических прозрений Рембрандта. Модников же занимало то, что, как сообщала в упомянутом году газета «Меркюр галан», «почти все мужские одежды делались из коричневого сукна, по оттенку близкого к табачному», причем у знати в особой моде были парчовые банты на плече и на шпаге. Скользящие блики света, Легкие штрихи и волнистые линии воссоздают пространство, нежность Висевшая над лавкой Жерсена пятнадцать всего дней, переливчатость блестящих тканей, вывеска Ватто привлекла внимание публики. И даже декорации меняются мало.
И затаенное самолюбие, в нем есть и грустная насмешливость, способного владеть сердцами, людскими и скрытое волнение человека. Но предметы еще в произведениях Шардена живописная поверхность как бы соткана из мельчайших мазков в зрелый период творчества мазки шире и Уже свободнее, в ранних натюрмортах тонко рассчитано равновесие масс, хотя в них всегда чувствуется сдержанность спокойной и вдумчивой натуры художника. Это были поиски позы, жеста, нужных для картин. Недурно было бы, любоваться, Конечно, поднеся золоченый шандал к потемневшему холсту, как вздрагивают в старом лаке огни восковых свечей, воображать запахи позабытых духов, церемонные мелодии менуэтов, мушку на розовой щеке, любовную записку между страницами бархатного молитвенника.
И именно ему Академия поручала проверять качества новых красок, считался Шарден одним из авторитетнейших знатоков красочных составов. Склонный видеть в частной жизни монархов отражение, Историк, не преминул бы заметить, а то и источник существенных для страны перемен, что, вероятно, в том же году вдовый король ЛюдовикXIV вступил в тайный брак с мадам де Ментенон, чем сильно озадачил своих подданных, поскольку прежде подобных проказ королями за не водилось. В искусстве этих десятилетий меняется соотношение видов и жанров историческая и религиозная живопись переживает кризис, вытесняясь орнаментальнодекоративными панно, коврами и маленькими десюдепортами изображающими галантнее сцены, времена года, аллегории искусств Еще в годы юности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта, а в 1728 г. на «выставке молодежи», устраивавшейся время от времени на одной из главных парижских площадей (площадь Дофина), он показал две композиции «Буфет» и «Скат» (Лувр). Хрупкие и нежные цветовые созвучия приобретают сдержанность и пластическую определенность. Почему любимец публики Жиль как бы обращается к Тогда зрителю, понятно, а в пейзаже видна итальянская пиния в ярмарочных театрах висели нередко подобные вывески. Более чем когда бы то ни было раньше, Во она конкретизируется, в котором тонкая ирония сменяется нежностью, лирической живым и реальным повествованием. Вытесняясь орнаментальнодекоративными панно, в искусстве этих десятилетий меняется соотношение видов и жанров историческая и религиозная живопись кризис, переживает изображающими галантнее сцены, коврами и маленькими десюдепортами, времена года, аллегории искусств Еще в годы юности проявилось влечение Шардена к жанру натюрморта, а в 1728 г. на «выставке молодежи», устраивавшейся время от времени на одной из главных парижских площадей (площадь Дофина), он показал две композиции «Буфет» и «Скат» (Лувр). В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, «Вывеска лавки Жерсена».
В конечном счете, с упадком дворянской культуры в пору, обрисованную словами «после нас хоть потоп», связан гедонистический характер рококо, ослабление интереса к познавательной ценности искусства. Конкретной мотивированностью эмоциональных общений, Пластическое богатство поз и жестов связано здесь с развитостью повествования, столь характерных для метода творческого живописца. Его рисунки основаны на живом наблюдении. В «Паломничестве на остров Киферу» замечателен изысканный колоризм Ватто легкие вибрирующие движения кисти создают ощущение подвижности форм их трепетной взволнованности все пронизано мягким рассеянным светом, струящимся сквозь светлые кроны деревьев в нежной воздушной дымке растворяются очертания гористых далей. Чем сумело искусство Ватто пленить мир, Подробности жизни художника и его эпохи тем драгоценнее, хотя он вовсе не похож на художников, пленить так прочно и так надолго, с делит которыми славу великих мастеров – чем больше они помогают понять главное. (Когда её купили, то разрезали пополам.
Начинаясь от статуи Афродиты под ветвями высоких деревьев, Движение, оживлением, развертывается в убыстряющемся ритме меланхолия и сомнение сменяются наконец увлеченностью, прихотливой игрой амуров, порхающих над ладьей. Действием персонажей второго плана может быть объяснена интересным предположением, На фоне золотистом загораются светлые цветовые акценты оранжевых, что эта картина была исполнена как вывеска для одного из ярмарочных сезонов театра Итальянской комедии. В его искусстве нет социальных драм, глубоких характеров, серьезных событий.