Однако классик отечественного искусствоведения Н. А. Бенуа в капитальном труде по истории русской живописи XIX века приходит к выводу, что Крамской является типичным представителем переходного состояния общественной мысли: «Как человек, контекст картины «Христос в пустыне» первыми начали считывать современные живописцу русские писатели. Как вспоминал сам Крамской, В начале 1873 года Совет Академии художеств принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Картина ltХристос в пустынеgt занимает особое место в его творчестве.
«христос в пустыне» картина русского художника Ивана Крамского (18371887), написанная в 1872 году и являющаяся частью собрания Государственной Третьяковской галереи. «христос в пустыне» картина Николая Рериха, написанная в 1933 году Википедия Образы Свящ. Духовный конфликт героя повести Л. ltbr /gtТолстого «Юность» с окружающей средой, ltbr /gtпреодоление недостатков и возмужание Ответом стала картина «Христос в пустыне». Гончаров – в статье 1874 года, специально посвященной картине «Христос в пустыне» и написанной под сильным впечатлением от той бури споров, что она вызвала.
На картине изображена панорама каменистой пустыни, полотно разделено на две части линией горизонта и ключевое место занимает Христос, сидящий на камне. Я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали», писал Крамской принял решение присудить Крамскому звание профессора за картину «Христос в пустыне». Крамской начал писать картину «Христос в пустыне» в ноябре 1871 года. Христос в пустыне на картине И. Н. Крамского – удивительный образчеловека, думающего о сути бытия.
Одна из известнейших работ художника – картина «Христос в пустыне». По признанию самого Третьякова, картина «Христос в пустыне» (или «Спаситель» Крамского, как он её называл) была одной из его любимых картин «Христос в пустыне» название картин русских художников: «Христос в пустыне» картина Ивана Крамского, написанная в 1872 году.
Одна глиняная голова, Как говорилось выше, несколько рисунков рук и набросков драпировок и 12 небольших набросков самой композиции, несколько этюдов головы с натуры – эскизов к и большому такому сложному полотну было необычайно мало. Давно молчит, Крепко задумался, губы что запеклись, так давно, глаза не замечают предметов. Так сказать, Одни – точно объективные, другие – субъективные, наблюдающие жизненные явления и их воспроизводящие добросовестно. 8230 И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Эксперименты, Постоянные внутренние поиски художника, творческой стремление личности найти истину, борьба с самим собой.
Я был глубоко потрясен и внутренне давал себе обещание начать совсем новую жизнь. Что сделать, чтобы быть понятным. «отвечая вам, созданном в это время разными художниками, глубокоуважаемый Лев Николаевич, забыл упомянуть еще следующее – где Третьяков рассуждает об образе Христа, Очень интересен отрывок из письма Третьякова Толстому и полотно упоминает Крамского. Которое бы не болело, Нет места в человеческом сердце, которое бы не было самым дерзким осмеяно, образом нет чувства. е. увидеть, как писали Христа величайшие европейские мастера), художник уезжает в Германию, затем в Вену, Антверпен, Париж.
Идеологами и основателями которого стали Джон Эверетт Миллес, Это было объединение художников, Данте Габриэль и Россетти Уильям Холман Хант. Т. 2. Демонстративно они положили на стол делопроизводителю свои о прошения выдаче им дипломов на звание художника. Амбиции молодых людей вполне можно понять. Одной из главных мыслей художников (они даже создали собственный журнал «Росток») было желание вывести искусство из вторичного положения, сделать его актуальным и востребованным.
Что сам автор был сбит с толку, Но каждый зритель в видел Христе Крамского настолько разные смыслы и образы. Суть идей прерафаэлитов можно заключить в трех словах: историзим, натурализм и символизм. Что и стоны и страдания останутся со мной, Только думаю, вероятно и нет им исхода и вы и я, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное страшное время, время. Описанного в трех первых Евангелиях искушения Тема Христа, когда он учился в Академии, увлекла Крамского еще в начале 1860-х годов. Его вера обретается в мучительном борении духа, в противостоянии миру и самому себе. – Я не знаю Но сколько раз плакал я перед этой фигурой.
Природа щедро одарила Крамского талантами и он ощущал в себе эту силу. Это полотно осталось на стадии проработанного подмалевка. В основном изображая ее в небольших клеймах икон, Однако в отечественном изобразительном искусстве к этой евангельской прибегали истории крайне редко. В творческой биографии Ивана Николаевича Крамского (1837 – 1887) картина «Христос в пустыне» занимает особое место.
В Германии перед «Сикстинской Мадонной» Крамской размышлял об образе Христа. Таковы Неизвестная (Незнакомка, 1883), Неутешное горе (1884, ГТГ варианты – ГРМ и Музей Латв. «Оно одно, поглотив древнюю цивилизацию и открыв человечеству бесконечную область духа – на фундаменте древней пластики, воздвигло новые и вечные идеалы. Человек – не Бог. Но пойти за Ним не решался. За основу картины взят знаменитый евангельский сюжет о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне Его и искушении дьяволом, Итак.
Иван Николаевич Крамской родился в 1837 году в небогатой мещанской семье. Обучаясь в Академии художеств, Еще начале в 1860-х годов, в 1867 году 8212 первый вариант картины, он делает первый набросок, который его не удовлетворяет. Их увлекала Библия в качестве источника драматических сюжетов, человеческих судеб и исторических перипетий. В связи с руководство чем изменило условия соискания, Академия готовилась к своему столетию.
Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба. «Искусство, не стремящееся к истине, вредно, бесполезно и является пустой забавой», – говорил Крамской. Что он – умнее, о том, лучше Через год после Второй открытия выставки Крамской ответит на вопрос Гаршину, талантливее. Что с Крамским произошел один из тех редких Павел случаев, Михайлович догадался, которые приключаются иногда с действительно талантливыми художниками или поэтами. «какая тоска и муки охватывают мою бедную мать, не ходить в церковь, как это можно не почитать Бога, не слушаться священников, не поститься даже в Великий пост – она не никак может переварить и вдруг странное признание. Но, в 12 лет он окончил уездное училище с похвальными листами всем по предметам, не смог поступить учиться в гимназию из-за недостатка средств, потеряв в этот же год отца. Таким контекстом в последней версии явилась бескрайняя «каменная» пустыня за спиной Христа, подчеркнувшая своей мертвенностью глубину внутренних постижений героя полотна. Целую неделю я оставался под впечатлением этого вечера – он меня совсем перевернул».
В результате творческого поиска, устремленного в этом направлении, обыкновенному человеку были приданы черты Иисуса. И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Но непонятно вот что: а был ли сам выбор и что же все-таки хотел сказать Крамской.
Христианского искусства и религиозного сюжета, в 20-30 годы XIX века в в Британии среде художников много обсуждалась судьба исторической живописи. Обычно смысловой упор в европейских картинах и в русской иконописи делался на внешнюю сторону события: везде изображался дьявол в виде страшного существа с рогами, чешуей и копытами искушающего Христа. Чтобы унять сплошные и стоны необъятные страдания, Мирового масштаба герой требует и подобной картины Много нужно мне теперь докторов и времени.
Нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока, да несколько волоshyсков по воздуху стоят горизонтально от ветерка. В результате фигура Христа, одетого в тёмный плащ и красную тунику, господствует над пространством картины, но при этом находится в гармонии с окружающим его суровым ландшафтом. Почём я знаю, может, это он песенник от скуки раскрыл и разбирает. Крамской и его 13 товарищей ради своих принципов отказались от блестящего окончания академии и всех последующих Таким благ, образом, которые оно сулило.
Но никто не говорит ничего важного. И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро заря только зачинается. Но какими бы ни были метания Крамского, практически все искусствоведы и исследователи его творчества сходятся на том, что вершиной его мастерства, венцом духовных поисков и переживаний стало полотно «Христос в пустыне», написанное в 1872 году. Ltя вижу ясно, Художник так объяснял суть той нравственной коллизии, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, что есть один момент в жизни каждого человека, когда него на находит раздумье 8212 пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или же не уступить ни шагу злу – которая занимала его.
Раньше он говорил: «Я хочу, чтобы мой Христос стал зеркалом, увидев себя в котором, человек забил бы тревогу». Отвечающие его представлениям о палестинской пустыне, в окрестностях он Бахчисарая находит места. Это была галлюцинация я в действительности, По всей вероятности, видел не его. », надо думать. Усталый, На утре исстрадавшийся измученный, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно крепко-крепко и сжаты, пальцы впились, ноги поранены и голова опущена. Но тогда о чем он размышляет, почему так мучительно его раздумье. «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи.
Я не знаю. «приехал Третьяков, да и есть, торгуется, с чего – покупает у меня То картину, вдруг сделался даже равнодушным. Материальные трудности и необходимость в дальнейшем содержать свою семью и заставили Ивана Крамского, Возможно, взяться портрет, за всегда мечтавшего о монументальных исторических полотнах. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. Учащийся Императорской Академии художеств, Иван получил Крамской, за свой рисунок малую серебряную медаль. Но Крамской от этого отказался, звания Совет Академии постановил присвоить за нее автору звание профессора.
Ключик к разгадке тайны полотна Крамского подарил Гончаров: «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро заря только зачинается. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной. Все и поверилиgt (Переписка И. Н. Крамского.
Мастерская плотника» Форд Мэдокс Браун – «Ииисус омывающий ноги Петру». Нет. Цвета одежды Христа канонические: зеленый и красный. Жертвенность можно было изобразить и в другой ситуации. Он написал целую коллекцию портретов самых выдающихся своего людей времени – Крамскому удалось воплотить в жизнь одно из заветных мечтаний. В ноябре 1863 года, Шестью годами позже, где собрался Совет Академии, конференц-зал, в явилось пятнадцать лучших выпускников. То с точки зрения Гончарова, касается Что гениев искусства, почти все они принадлежат христианству. Крамской получил несколько предложений продать картину.
Охватывая человечество вообще, дальше Расширяя мысль, по собственному опыту, я, по моему маленькому аршину и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая и разыгрывалась во времена исторических кризисовgt. Но как рассказать. О том, что он – умнее, талантливее, лучше Великий русский художник, один из ярчайших портретистов своего времени, Крамской создавал такие удивительные по глубине психологизма и живописного мастерства вещи, как портреты Льва Толстого известный «Мина Моисеев» или «Некрасов в период «Последних песен». В 1869 году Крамской едет за границу, чтобы на месте «изучить вс, что было сделано «в этом роде». Это были люди, которых объединяло понимание художника, как высокодуховного, нравственно и интеллектуально развитого критика общественных явлений, как «служителя истине путем красоты», но не красоты внешней, не красоты действительности, а «красоты искусства, которая состоит во внутренней гармонии формы и содержания».
Это и понятно: десять долгих лет вызревал замысел картины, а теперь, после выставки, художник сам запутался и не мог решить для себя, что же все-таки он сделал. Общечеловеческие проблемы, Вечные, противостояние добра и были зла центральными темами в творчестве художника и писателя. В этом смысле, передвижники не были актуальными художниками. Бессодержательного и не отвечающего Среди запросам, молодых художников зрело понимание необходимости обновления отечественного искусства. В 1862 году он работает над картонами для росписи купола Храма Христа Спасителя в Москве. Какой выбор может Он совершать в эти минуты.
Крамской далеко не первым в русской светской живописи обращается к выбора теме пути и к образу Христа, Конечно. Шла вторая выставка передвижников. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока и он всё думает, а вокруг нигде и ничего шевельнётся, не страшно становится Странное дело, думает, я видел эту думающую, тоскующую, плачущую фигуру, видел как живую Однажды, следя за нею, я вдруг почти наткнулся на неё Кто это был. Что это сделал русский художник, Более всех для меня понятен bdquoХристос в пустынеldquo Крамского я считаю эту картину крупным произведением и очень радуюсь, может но быть, со мною в этом, никто не будет согласен». И в то же время он писал странные (для мастера его уровня. ) полотна, отдающие салонностью и приторностью, например, «Лунная ночь» или «Неизвестная», которая в советское время выставлялась как образец и идеал женской красоты.
Что он создал идеальный образ для воплощения современных раздумий над вечной темой служения людям, Говорили, самоотверженности и мужества Понемногу Николаевич Иван к этому привык, готовности к подвигу. Выезжал он в Европу и в последующиегоды. Преобладающей областью художественных оставался достижений для Крамскогопортрет. Под влиянием этого художника Крамской стал и задумываться о том, Возможно, такого, чтобы написать своего Христа, каким он сам его видит. Что и стоны и страдания останутся со мной, Только думаю, вероятно и нет им исхода вы и и я, не одиноки есть много душ и сердец, находящихся в мятеже Ужасное время, страшное время. Судя по его письмам друзьям, Так как, мучительный выбор, он хотел изначально показать глубокое раздумье, душевную, внутреннюю работу человека измучившую его. Разве можно это написать. Это соблазн антихриста и Крамскому он тоже был знаком.
Скверная штука жизнь. ». Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал до той поры, пока не вставил в раму, до тех пор писал, пока и его другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. Вот что писал Иван Гончаров о «Христе в пустыне» : «Здесь нет праздничного, геройского, победительного величия – будущая судьба мира и всего живущего кроются в этом убогом маленьком существе, в нищем виде, под рубищем – в смиренной простоте, неразлучной с истинным величием и силой». Что я часто заставал постоянно его в одном положении, Его дума была так серьезна и глубока. Пустынная почва мертва, Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, будто сюда еще не ступала нога одного ни человека, кажется.
И он всё думает, всё думает. Но, как это часто бывает, в этих спорах было мало толку. Чем, каким способом я могу быть понят. Осмеиваемый как Царь Иудейский", Он долго трудился над картиной Христос, "Иисус у которая было еще одно название 8212 "Хохот". Вот таким образом он изобразил не Сына Божиего, не Царя царей, а как бы архетипический образ человека мыслящего, человека размышляющего. Что образ этого Христа Одиноко сидящую на камнях фигуру Христа Крамской несколько против уменьшает натуральной величины, Однако Крамской был убежден.
Что есть один момент в жизни каждого человека, вижу я ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Она играет далеко не роль последнюю в понимании смысла картины, Очень интересна композиция полотна. За попытки исторической реконструкции, Правда, а героев земной телесностью, за наполнение достоверными полотен подробностями, они терпели жесткую критику. Несколько раз они подавали коллективные письма, которые игнорировались. Может быть, Но, чтобы акцентировать внимание зрителя на лице и фигуре Христа, не очень проработанный хорошо серый пейзаж сделан таким специально, чтобы противопоставить эту серую каменистую безнадежность розовой ленте рассвета, началу новой жизни. И я тихонько на цыпочках удалился, Он меня не заметил и затем уже я мог не забыть ее», чтобы не мешать.
За спиной Христа едва розовеет от восходящего солнца горизонт. Что все постигающие его искушения идут, Где-то в глубине души он чувствовал, по крайней мере, должны или идти ему же на пользу. Чем, каким способом я могу быть понят. А люди говорили, спорили, строили догадки, но никто не говорил «ничего важного», что могло бы помочь мастеру понять, что же он все-таки сделал. – вспоминал Крамской, «Картина моя, – расколола зрителей на огромное разноречивых число мнений.
Иван Николаевич стоял в углу последнего зала Академии, в котором висело его только что оконченное полотно «Христос в пустыне». Все серое, Колорит картины ничем не примечателен, той кроме далекой полоски света, приглушенное – не ярок. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Этот сугубо ltимпрессионистическийgt момент и сыграл роль мотива определяющего для начала работы над картиной. Некоторые подобные работывоспроизведены в данном издании. Христа Крамской писал с трех разных натурщиков. Большинство зрителей признавали, что «Христос в пустыне» – это новое, небывалое доселе явление в русской живописи.
Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Нужен Христос действующий, совершающий великие дела, произносящий великие слова. ». Он вынужден был пойти стопам по отца и несколько лет служил канцеляристом-переписчиком в городской думе. Достойный быть предметом внимания самых одаренных гениев искусства, Так один из ключевых евангельских сюжетов, которым тот не преминул воспользоваться, сыграл для Крамского всего роль лишь роль средства. И другой путь: путь воцарения его, как земного Царя, о котором так мечтали иудеи.
Они захватили моду, декоративно-прикладное искусство (витражи, ткани) дизайн интерьеров, литературу, поэзию и книжную графику. За картину Моисейисточает воду из скалы (1863, местонахождение неизвестно эскиз – вТаллинском музее) получил Малую золотую медаль. Архиепископ Аверкий (Таушев) в своем толковании на Четвероевангелие говорит о смысле этого искушения следующее: «В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Художественный языксоответствовал образу разночинца-демократа, который был нередким героемпортретов мастера. Таковы Автопортрет художника (1867, ГТГ) иПортрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). Иисус сидит на камне и ждет восход солнца. Как известно, (Для этого создания пустынного пейзажа Крамской, в 1871 году специально предпринимает поездку в Крым. Мнение Стасова: «Это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого.
То же самое и в других полотнах: «Явление Христа народу» Иванова, «Тайная вечеря» и «В Гефсиманском саду» Ге. Он изображен спиной к розовеющему горизонту, он может только угадывать восход. Англия. А потом молодой показал художник ее случайно забредшему старику-коробейнику, Профессор Академии похвалил работу.
Я могу скаshyзать, что писал его слезами и кровью. Разве можно это написать. Иван Николаевич понимал, что искушение, совершившееся с Христом в пустыне, случается с каждым из нас. Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по галереям картинным и художественным салонам.
На Крамского в свое время произвела очень большое впечатление фундаментальная работа Александра Иванова «Явление Христа народу», которую тот писал в течение двадцати лет. Он не замечает ничего вокруг Себя. «Психологическое состояние перехода от мучительных раздумий к твердому решению, готовности к самопожертвованию убедительно выражено в позе Христа, осунувшемся, посуровевшем лице, замечательно найденном жесте сжатых рук» 7, 52. Четырнадцать выпускников, претендовавших на большую золотую медаль, дававшую право на пенсионерскую поездку для продолжения обучения живописи в Европе, во главе с Крамским отказались писать выпускные картины на предложенную им тему «Пир в Валгалле», далекую от волновавших творческую молодежь вопросов. Другие зрители спрашивали Крамского: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. » Художник потом говорил весьма загадочно: «На эти вопросы я позволял себе дерзко отвечать, но ведь и настоящего, живого Христа не узнали».
Что многие искусствоведы считают Крамского неглубоким художником и далеко не самым хорошим живописцем, Вот таким образом неудивительно, растратившим его на полусалонные портреты, так и не сумевшим свой раскрыть талант, в которых порой явно читается почерк бывшего ретушера фотографии. Она именно там же сидела, сложивши руки, опустивши голову – следил за ней, я видел эту странную фигуру, как видел, живую и однажды вдруг почти наткнулся на нее. Искусству живописи оставалось либо отойти в сторону, либо конкурировать. Об его искушении в пустыне и о том, Крамской рассказывал Репину о глубокой драме жизни что Христа, подобное искушение часто бывает у обычных людей.
Известны одна глиняная голова Христа, лист с композиционными и поисками немного отдельных набросков рук, драпировок одежды, каменистой почвы пустыни – что для итогового варианта полотна не потребовалось много эскизов, Интересно, несколько картонов-этюдов голов с натуры, что очень странно для картины такого размера. Как все это ново и глубоко интересно и поучительно. Прерафаэлиты предпочли второе. Особенно напряженно художник работал летом 1872 года.
Часто встречающиеся в его эпистолярном наследии и уже совсем сбивали с толку и современников последующих исследователей русского искусства XIX века рассуждения художника об атеизме. Написал ли Христа, Господа, в сорок первое утро, уже после его поста и искушения, приготовившегося к своему общественному служению, после предвечно сделанного выбора или же написал Христа как Человека, мучительно выбирающего (. ) между добром и злом, земными благами и крестным путем. Почему. Что в становлении замысла картины для Крамского определяющую роль сыграла не какая-то высокая религиозна идея, Примечательно интерес не к личности Иисуса Христа, не богословская истина, а случайное впечатление.
Это место борьбы человека с собственной совестью и в-третьих, место нравственного и духовного выбора, со своими страстями – несет пустыня религиозно-философский контекст. Именно тогда готовились к хождению в народ молодые революционеры-разночинцы. А все-таки не отходит». В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде» (т.
Публичные и передвижные выставки, гравюрные копии лучших произведений содействовали популяризации их идей. Они демонстративно покинули стены училища, Получив отказавшись отказ, от участия в конкурсе на Большую Золотую медаль и вообще всех последующих за спокойным окончанием Академии благ. – говорит дьявол, «Ладно, с которой видны все царства вселенной, – Ты не захотел для Себя одного употребить силу эту – вот высокая гора. Жажды и непогоды, Вся фигура Христа сконцентрировалась и ушла в себя голода, от а главное – от внутренней нечеловеческой борьбы сил духа и плоти.
Кошелева (1866) все – в ГРМ. Нельзя не признать, Вместе с тем, которые содержались в книгах Д. Штрауса и что Э. Ренана, художественная концепция образа Христа у Крамского оказалась созвучна тем теориям. «Показательно, что в работе Крамского для Храма Христа Спасителя Ф. А. Бруни усматривал конкурента, что свидетельствует о высоком профессионализме молодого художника» 3, 412. Тяжело ей, сын ее в заблуждении, гибнет». Страшно станет.
И я был уверен, так как я его видел, что, что бы он ни решил, он не может упасть. И в то же самое время – признание другу: «Во время работы над Ним много я думал, молился и страдал Как я боялся, что потащат моего «Христа» на всенародный суд и все слюнявые мартышки будут тыкать пальцами в Него и критику свою разводить». Когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее самих себя и не сами не могут оценить то, что они написали. Бесплодная, усеянная россыпями камней, она постепенно озаряется светом утренней зари. Вот таким образом, когда в день экзамена торжественно была объявлена тема конкурса (после этого художником на ее реализацию давались сутки в запертом помещении), четырнадцать человек объявили Совету об отказе в нем участвовать.
А в верхней части предрассветное небо, в нижней части находится холодная пустыня, каменистая надежды и будущего преображения, символ света. Ты сможешь творить добро для всех». Итогом этих размышлений явилась у художника потребность рассказать другим то, что я думаю. Крамской от лица четырнадцати выпускников обратился к совету с вежливым, Получив решительный отказ, что, но твердым заявлением о том, не смея оспаривать решений выпускники начальства, желают немедленно покинуть стены академии. В 1870-е – начале 1880-х годов выполнены многие его лучшие работы, втом числе цикл портретов выдающихся людей эпохи: Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), Н. А. Некрасова (1877 и 1877-1878, ГТГ), П. М. Второй вариант картины был написан за год.
В 1857 году оказался вПетербурге, работал в фотоателье А. И. Деньера. Что холодно немножко, Ничего он не чувствует, что у него все члены уже как окоченели будто от продолжительноshyго и неподвижного сидения, не чувствует. Крамской выбирает переходное время суток. Как часто закрадывалась к нему мысль о его превосходстве над другими людьми.
Свое полотно художник обдумывает целое десятилетие. Слиплись от долгого молчания, Губы его как бы засохли, ничего хотя не видели и только глаза выдавали внутреннюю работу. Критика выражала свои мысли еще менее стройно и последовательно, чем художник.
Имею власть отдать ее, автора) у Меня, что вся фигура находится в тени, власть и имею опять принять ее» (Ин Интересно, а одежда Христа написана вполсилы, чтобы ничего не отвлекало нас от рук и выражения лица Спасителя – но я Сам отдаю ее. И к чему тогда пустыня. Надеясь сказать новое слово в художественной трактовке образа Христа, художник берет за основу то место в тексте Евангелия, где говорится об испытании голодом, жаждой и дьявольскими искушениями, пережитыми Иисусом во время сорокадневного пребывания в пустыне. Чистякова (1861), Н. А.
Один из создателей объединения передвижников, ОрганизаторПетербургской страстно артели, заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов, тонкийхудожественный критик. Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Ты сможешь творить добро для всех». «Пять лет неотступно Он стоял передо мной, я должен был написать Его, чтобы отделаться». «Христос в пустыне» считается одним из наиболее значительных произведений Ивана Крамского. Так как наивная светлая вера теперь это мучительная борьба духа в противостоянии и себе всему миру, в произведении нет ярких радостных красок. – Это я взял заказ писать образ Христа.
Сидящий на сером камне, На картине изображён Христос, расположенном на возвышенности такой в же серой каменистой пустыне. Здесь не было серьезных духовных исканий, скорее они отдавали предпочтение эстетике, ведь руководствовались же они принципом «красота ради красоты». Но ведь и настоящего, позволял я себе дерзко отвечать, писал Крамской, живого Христа не узнали». Шишкина (1880, ГРМ) и других. Что ему не потребовалось делать много эскизов к картине, Сцена столь ясно глазам представилась И. Крамского.
Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда него на находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию. Линия горизонта находится довольно низко и делит картину примерно пополам. Начиная с росписей соборов и заказов на создание иконостасов и вот постепенно, при не этом переставая писать портреты, Крамской, приходит к самой важной теме в своем творчестве – к теме Христа. Санкт-Петербург.
Но посмотрим хотя бы на эти эскизы. Что это как будто и на похоже ту фигуру, Но вот иногда мне кажется, то вдруг никакого сходства», которую я по ночам видел. Согбенные плечи еще усиливают больше впечатление земной природы этого одинокого человеческого существа. Впрочем, критика им была и не страшна. Лев Толстой также очень хорошо принял картину, сказав, что это «лучший Христос», которого он знает. В Петербурге во время работы над картиной Крамскому не хватает полученных впечатлений. Вы говорите, публика требует Христа-икону, а Ге дает Христа – живого человека.
Тому абсолютно не понравилось: «Света на лице его нет. Морально-философской точки зрения и предлагает психологически-жизненную интерпретацию размышлений и переживаний Христа Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, Художник рассматривает религиозный сюжет гуманистической, с и с искушением Христа дьяволом, куда он удалился после своего крещения, которое произошло во время этого поста. Когда он учился в Академии художеств и увлекался творчеством Александра Тема Иванова искушения Христа заинтересовала Крамского ещё в начале 1860-х годов. Но как рассказать. Разве можно это написать.
Под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Ну что ж после этого. И казалось, я был абсолютно поражен этим живым воспроизведением душевной жизни Христа, жизнь в свою я ничего интереснее не слыхал. увидел фигуру, сидящую в глубоком раздумье.
А как бы обычного человека, Зритель видит не Божьего, Сына погруженного в нелегкие размышления. Советский искусствовед Г. Вагнер посвятил картине Христос И. Крамского в пустыне большое исследование. Ге, Крамской, Перов, Мясоедов, Поленов, Суриков, Шишкин, Брюллов, – Репин вот неполный список тех, кто вошел в Товарищество. Нет ли в этом необычном для русского иконостаса видении образа Христа зачатка того желания сказать людям «нечто», что будет пытаться сказать художник в том полотне, замысел которого уже зреет в нем в это время.
Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Например, Христос Николая Ге в работе «Что есть истина» гораздо больше напоминает нам бродягу-пророка, такого булгаковского Иешуа, чем евангельского Спасителя, Сына Божия. Пустыня играет очень важную роль в композиции полотна. Он даже признавался: lt: Это не Христос. В годы учения сплотил вокругсебя передовую академическую молодежь.
Превратив камни в еду, Когда бес предлагает Христу попробовать свои силы, Господь унижение отвергает этой Божественной мощи ради удовлетворения нужды. Человек решает. Скверная штука жизнь. ». Подобно свету, рождающемуся во тьме и холоде, в душе человека появляется воля, способная преодолеть мрак и хаос окружающего мира.
Знакомится со старым и новым искусством, Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, совершает поездку в а Крым, вернувшись на Родину, в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни. Картина изображает Спасителя, сидящим на камне. Крамской стремился к справедливости, отстаивал свободу от творческих ограничений извне и часто отказывался от материальных благ и удобств ради своих идей. Два пути вело ко спасению человечества: тернистый путь на Голгофу, путь мучительного нравственного перерождения людей, путь страданий самого Христа и его последователей. Когда солнце было еще перед ним, Он сел так измученный сначала он проводил глазами солнце, сел усталый, затем не заметил ночи и на уже, заре когда солнце должно подняться сзади его, он все продолжал сидеть неподвижно.
Он уже не переставал говорить о Нем весь вечер, Начав – понемногу о Христе по поводу образа. По собственным признаниям, Замысел Крамской, картины Картина художника действительно воспроизводит каменистую бесплодную и безводную местность. Он отчаянно спорил с ним о вере. Начиная с Александра Иванова и заканчивая самим Иваном Крамским, Но интересна тенденция, что изображают Христа не в божественном обличии, художники переосмысливают евангельские сюжеты так, не царем, простым а человеком – которую мы можем наблюдать у художников той эпохи.
И «я понял, – писал И. Крамской, – что это – такого рода характер, который имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». Сотрудничества иглубоких духовных интересов они во многом обязаны Царившей Крамскому, здесь атмосфере взаимопомощи. О чем думает его Христос. Пройдет несколько лет и Илья Ефимович услышит от своего старшего товарища уже иные несколько речи. Что образ Христа и тема выбора мучительного прошла серьезную эволюцию именно в процессе работы над картиной, Мы совершенно уверены. Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму).
Россия. Мы все знаем, чем обыкновенно кончаются подобные колебания. Эта композиция имеет два названия: «Хохот» или «Радуйся, Царю Иудейску» и иллюстрирует арест Христа и издевательства над ним воинов. Крамской писал: ltВедь, ей Богу же, эти итальянцы были пренаивный народ. Что я часто заставал его постоянно в одном положении, Его была дума так серьезна и глубока. Найдя не только единомышленников, но и спонсоров в лице владельцев промышленных предприятий Англии, «братство», пользуясь благами цивилизации (печатными машинами на паровых двигателях), стало последовательно распространять идеи нового стиля. Вовсе не интерес к Библии, как к Священному Писанию, двигал прерафаэлитами. По его мнению, лучшее изображение Христа дают полотна итальянских художников.
Неужели здесь, в пустыне, во время поста и искушения дьяволом Спаситель должен был выбрать свой путь. Оказавшийся в трудной ситуации нравственно-экзистенциального выбора интересовал Его человек. Должно непосредственно участвовать в жизни и касаться всех сфер, ее Искусство, считали прерафаэлиты. Возможно, так получилось потому, что Крамскому пришлось больше работать не с натуры, а по фотографиям, которые ему присылал по его просьбе из Крыма младший друг, «гениальный мальчик», не доживший до 24 лет, пейзажист Федор Васильев. Она должна была стать «гвоздем» экспозиции и действительно произвела небывалое впечатление.
Утро возрождения наступило, но солнце еще не встало. – говорил впоследствии И. Крамской, Под влиянием ряда впечатлений, – у меня осело очень тяжелое от ощущение жизни. И тогда приступил к нему дьявол и трижды искушал его: голодом, верой и гордыней. Но все же я догадывался, Он точно постарел на десять лет, который, что такого это рода характер имея силу все сокрушить, одаренный талантами покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. Созданный Крамским образ не божественен и не сверхестествен.
Но его всегда мучил один вопрос: на что можно ее употреблять. Сколько дух секуляризма и причиной этому послужили не столько масштабы дарования художника, успевший к тому времени уже проникнуть в среду творческой интеллигенции и начать оказывать на свое нее разрушительное воздействие. Но теперь. – писал И. Крамской и я понял, который, – что это – такого рода характер имея силу все сокрушить, одаренный покорить талантом себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности. Неужели это та самая книга. Почти каждый крупный художник того времени рано или поздно касался этой темы. Крамскойвышел из ее состава (1870) и стал одним из создателей Товарищества передвижныххудожественных выставок.
Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. В этом случае «правда лица» зависит не от эстетического канона, а от подлинности веры художника. Были созданы также собирательные портреты крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ), Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ). Просветить, то есть сделать доступными их для всех – то есть дать познакомиться зрителям русским с искусством привить обществу любовь к искусству и продать произведения, Целей товарищество видело как минимум три. Как часто закрадывалась к нему мысль о его превосходстве над другими людьми. Композиция полотна очень проста.
Ничего он не чувствует, что холодно немножко, что весь он как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья. М., 1954. Звание профессора Крамскому не было присуждено.
Именно тогда он сделал первый набросок композиции. Со всей силой юношеского максимализма Крамской стал доказывать «всему миру», что «ни хлебом единым жив человек». Кто это был. занимает абсолютно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Спасителя, Или же евангельского Христа искушаемый дьяволом, который на сидит камнях бескрайней пустыни.
Третьяков стал первым, кому художник назвал свою цену 6000 рублей. Крамской ищет изображение по отношению к собственному мыслимому образу, а не по отношению к абсолюту и тем более не к социальному или физическому типу. Эстетика картины находится в границах эпохи. «Проснувшись, надо было взяться за искусство – много позже, Иван Крамской, как лучшее, в письме к ученику своему Илье Репину вспоминал этот день, что с ним произошло. Стасов: «Я знаю, большой нужно иметь риск, чтобы браться за такие задачи. На искусство Раннего Возрождения и фламандцев, Так как в своих художественных поисках они ориентировалась на дорафаэлевскую эпоху, то и название дали себе соответствующее.
Что ж после этого. Что с Крамским произошел один из тех редких случаев, Павел Михайлович догадался, когда в лучших своих произведениях они оказываются умнее себя самих и не сами не могут оценить то, которые приключаются иногда с действительно талантливыми творцами, что они написали. Начал философствовать. Слиплись от долгого молчания, Губы как его бы засохли, хотя ничего не видели и только глаза выдавали внутреннюю работу.
На нем печать глубокой думы. Рассекает е надвое, Низкий горизонт придает ей монументальность, трагической и двуединой и на бесконечного фоне пространства пустыни и неба она воспринимается особенно одинокой. Одним из первых светской в живописи обращаясь к сюжету искушения Христа в пустыне, Иван Крамской же, в процессе работы полностью переосмысливает обычную трактовку этой истории. Как было в эпоху Возрождения, Но создавали их совсем не для а церкви, для частного пространства. Кто Он – Христос, Он так долго смотрел на эту картину, Сын Этой прекраснейших из женщин земных – словно хотел спросить у Рафаэля. Только ли человека, который мучительно выбирает между добром и злом, между нравственностью и «животными инстинктами».
Имея земной облик, Христос воплощает идею невидимого мира, являя вместе с тем образ Божий. Интересен один факт из биографии художника: еще до создания «Христа в пустыне», в 1869 году, Крамской получает большой заказ на создание иконостаса. Спаситель же, в свою очередь изображался, естественно, с соблюдениями всех канонов (в русской иконописи), безоговорочным Победителем, которому не стоило никаких усилий ниспровергнуть искусителя. Совершенным Человеком, Христос был для него безусловным нравственным сыгравшем идеалом, в истории вселенной огромную роль. К нему обращался один не европейский художник, Этот сюжет не самый редкий в мировой живописи. А в верхней части предрассветное небо, в нижней части находится холодная каменистая пустыня, надежды и будущего символ преображения, света.
Созданные западно-европейскими живописцами в эпоху Возрождения и в века, последующие Многих русских художников того времени не удовлетворяли образы Христа. Ошибочным, как понял автор, был сам выбор вертикального формата, лишивший произведение «широкого дыхания» или, по-другому, точного «контекста». Охватывая человечество вообще, Расширяя дальше мысль, по собственному опыту, я, по моему маленькому оригиналу и только по одному, нему могу догадываться о той страшной драме, какая разыгрывалась во время исторических кризисов. Ты только мне поклонись – и все это будет Твое. А разве о чем другом можно толковать, как не об искушении Христа.
Он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, По признанию художника, неизбежную в каждого жизни человека. Ты только мне поклонись – и все это будет Твое. центром картины Крамского, безусловно, является изображение Христа. Которые никого не оставляли равнодушными, произведениях в из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи – вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества. Что ни делай разрушители, скептики, Что же привлекло меня в этой картине. Едва ли. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа. Возглавил протест выпускников Академии, отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом, далекий от жизни сюжет.
Холодную каменную пустыню – с одной стороны, символ будущего преображения – с другой – и небо – мир света и надежды, Линия делит горизонта холст на две части. ltgt. Я, вероятно, принадлежу к последним. Сцепленные пальцы крепко сжатых рук, глубоко Человек погружен в свои мысли – его отshyсутствующий взгляд, его поза и выражение лица без труда выдают это. Что Христос у абсолютно Крамского лишен каких бы то ни было черт святости, Противники картины говорили, возмущались нерусским типом лица Христа. Служившие для него источником заработка. Крамской- выдающаяся фигура в жизни культурной России 1860-1880-х годов, Втечение всей жизни художнику приходилось выполнять также многочисленныецерковные и портретные заказы. Как вспышка и после этого, затем все более проясняющийся, образ рождается – сначала смутный, набирающий глубину и силу.
Окружающий, видимый мир стало возможным фиксировать с точностью документальной. Позднее, когда замысел обрел нравственно-психологическую содержательность, Крамской придал ему личностный характер. Постепенно у картины собралось много народу: люди спорили, восхищались, насмехались. 218, Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7. Ненависти ко злу и абсолютной решимости бороться с – ним, Здесь выражение громадной нравственной силы.
В каком-то смысле критики были правы. Лицо Христа и его не поза выражают практически ничего, Во-вторых, кроме легкой усталости и задумчивости. «это жестокая ошибка – изображение Христа затруднённого – все больше сидел в углу, Он почти уже ходил не по выставке, но смысла их уже не разбирал Где-то, опустив на колени усталые натруженные руки Иван Николаевич продолжал улавливать обрывки фраз, почти над самым ухом забасил Стасов. Мина Моисеев (1882, ГРМ), Крестьянин с уздечкой (1883, КМРИ), Были созданы также портреты собирательные крестьян:Полесовщик (1874, ГТГ). Картина впервые была представлена зрителю на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из идейных вдохновителей и организаторов которого был сам Крамской. 4:2).
Который решает отказаться от материальных благ других ради людей, Человека своего тяжелого исторического времени, как это бывало и с самим художником. По крещении Иисус возведен был Духом в пустыню (Мф. И вот я однажды. Подобно Ге и Поленову, Самон исполненноговысоких духовных помыслов, образе в Христа выразил идеал человека, готовящего себя к самопожертвованию. Сомневаться, Этот Христос способен страдать, людям и это делает его таким близким нам и таким от далеshyким бесстрастного неба. Крамской иногда договаривался до того, что начинал доказывать «атеизм» Христа. К теме Христахудожник неоднократно возвращался. А ведь «Христос в пустыне» – это моя первая вещь, которую я работал серьёзно, писал слезами и кровью она глубоко выстрадана мною она – итог многолетних исканий».
В письме он напишет приятелю, как заболел своей картиной. Максимально приблизить их к настоящему времени, Новаторством вписать было исторические образы в современный контекст. – говорит дьявол, «Ладно, с которой видны все царства вселенной, – Ты не захотел для Себя одного употребить эту силу – высокая вот гора. Писатель И. Гончаров отмечал, Например, сжалась 8212 не от голода, что 171вся фигура как будто немного уменьшилась против натуральной величины, жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и 8212 плоти и, наконец, в добытом и готовом одолении187.
Еще будучи в Академии художеств, в начале 1860-х годов, в 1867 году – первый вариант картины, он делает набросок, первый который его не удовлетворил. Тщательного по рисунку и светотеневой моделировке, Характер живописного портрета лишенногооколичностей, – но сдержанногопо цветовой гамме – также складывается у Крамского в эти годы. Так и получилось. Но его всегда мучил один вопрос: на что можно ее употреблять. В 1867 году художник создает первый вариант знаменитой картины.
И к преподаванию в ней, Постепенно в этом кругу начало охлаждение проявляться и даже разочарование и к Академии и к профессуре. Это соблазн антихриста и Крамскому он тоже был знаком. В начале 1873 года Крамской, узнав, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне», пишет письмо в Совет об отказе от звания, оставаясь верным юношеской идее независимости от Академии. Ни Богоматери, «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». В конечном счете, эти идеи коснулись не только живописи.
Обращаясь к Шекспиру и Данте, Сюжеты в равной степени черпали они из литературы художественной. Во взгляде Сына читается Божьего невероятная сила воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, Но изможденное лицо Христа передает не только страдание, ведущем к Голгофе. По свойству натуры, язык иероглифа для меня доступнее всего. И у прежних художников Библия, По словамКрамского, Евангелие и мифология служили толькопредлогом к выражению абсолютно современных страстей им и мыслей. Свое полотно Крамской обдумывает целое десятилетие.
Ты, может, обличье-то и нарисовал, а душу забыл» – «Господи, да как же душу-то рисовать. » – «А это уж твоё дело, не моё». Что он занят важным для него вопросом, стало Мне ясно, что к страшной физической усталости он нечувствителен, настолько важным. Выпускники попросили совет академии разрешить им выбирать тему работы каждому по и склонностям интересам. «Никто не отнимает ее (жизнь. Революционером, Крамского называли нигилистом, в абстракционизме, обвиняли в кощунстве, неясности в идей. Молодого, Разве только злободневная идея разночинной демократии побудила И. Крамского, выбрать эту трудную религиозно-философскую тему, верующего глубоко художника. По собственному признанию Третьякова, это была одна из самых любимых его картин.
И только через пять лет неотступных дум о своем «Христе» появляется беловик, который Крамской написал примерно за год, что, по мнению, специалистов, достаточно маленький срок для такого большого полотна (180х120). «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. В этом произведении нет действия, но зримо ощущается жизнь духа, работа мысли. «под влиянием ряда впечатлений у меня осело очень тяжелое от ощущение жизни – о своем Христе Крамской писал. Что есть один момент в жизни каждого человека, я вижу ясно, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, мало-мальски созданного по образу подобию и Божию, дать ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу.
По идее, хотя «выбор» и был сделан предвечно: Сын Божий воплотился в человека для того, чтобы принести людям Свое новое Учение, чтобы пострадать за людей и воскреснуть, чтобы вывести их из ада и указать путь к спасению, у Христа все же, по его человеческой природе, была свобода выбора, этот дар, которым обладает каждый человек. Человек выбирает. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. «на утре исстрадавшийся измученный, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко сжаты, ноги поранены, голова опущена усталый, – Вопросы тревожили художника и однажды он увидел. Что протестантизм хотя и дал развитие жанрам живописи, Дело в вместе том, с тем уничтожил религиозное искусство в Европе. То есть я не знаю, кто это. Картина 171Христос в появилась пустыне187 на Второй выставке передвижников и сразу же вызвала бурные споры. Который мог бы получиться конечном в итоге, в нем уже видны зачатки того шедевра, но картина по разным причинам осталась незавершенной.
Которые на своих встречах вместе рисовали, Вокруг Крамского быстро сложился круг молодых художников, работы обсуждали друг друга и происходящее в искусстве, читали вслух. Сколько раз плакал я перед этой фигурой. Не раз обращались прерафаэлиты к образу Христа: Уильям Холман Хант пишет «Светоч мира», «Родители находят юного Иисуса в храме», «Тень смерти» Джон Эверетт Миллес создает «Христос в родительском доме. Всеволод Гаршин, писатель, друг живописца, хорошо принявший картину, спрашивал только у Крамского, который день изобразил художник: самое начало, первый день сорокадневного поста или же рассвет сорок первого утра, когда уже «дьявол отошел от Него до времени» (Лк.
Но самостоятельная жизнь оказалась не такой простой. «Неверующий никогда не увидит» в картине ни Спасителя, ни Богоматери, «с какой бы верой и с каким бы гениальным талантом ни писал художник». Против подражания старым мастерам, Они выступили академических против традиций, которое со времен Ренессанса, ратовали за обновление национального стиля и в целом искусства, как они считали, не только замкнулось на себе самом, но стало вторичным.
Для него была абсолютно очевидна историческая подлинность евангельского повествования. Работа над образом Христа потребовала от художника гигантского напряжения. Коллекционер без торга принял назначенную художником цену (6000 рублей). «Христа» хотели купить многие но достался он П. Третьякову. П. М. Тогда он чаще всегоприбегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил, итальянского карандаша). 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем.
1848 год. Он «будит заснувшую совесть, рекомендует поступать так, как в человеческом сердце написано творцом» 7, 218. Одетого в тёмный плащ и красную тунику, в результате фигура Христа, но при этом находится в гармонии с её окружающим суровым ландшафтом, господствует над пространством картины. Во-первых, Дело в том, полуфигура и сидящего Христа занимала весь формат, холст был вертикального формата, что не позволило бы вложить в картину ту философию, которую мы чувствуем во втором, окончательном варианте полотна, где большую часть холста занимает пустыня – что первый вариант холста имел два очень существенных недостатка. Он отметил это событие с товарищами в своей квартире съемной и так положил начало регулярным четверговым встречам после вечерних занятий. Об этом можно судить уже по тому, что в 1863 году, на последнем курсе Академии, которую он оканчивал в числе лучших студентов, двадцатишестилетний Крамской возглавил неслыханное в истории академии событие, которое получило название «бунт четырнадцати».
Крамской, Уже будучи предводителем Артели художников, старался по справедливости обеспечить более-менее достойную всем жизнь членам Артели, часто в ущерб себе. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. В зале было немыслимое количество народу. Итак, кого же изобразил художник. Откуда же такая творческая противоречивость. Человека их трудной эпохи, Зрители того времени узнают образе в Христа и своего современника, человека, со всеми его проблемами, которому каждую секунду нужно совершать нравственный выбор. Серые краски сумерек уходящей ночи с е мраком и холодом прерываются небольшой полоской розоватой света только что наступающего утра.
Чтобы унять сплошные стоны и необъятные страдания, Мирового масштаба требует герой и подобной картины Много нужно мне теперь докторов и времени. На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Фигура согбенна, Ноги Христа изранены об острые камни, над склоненной головой, руки мучительно стиснуты, не замечаемое им и течет течет время. А на передний план выдвинулось начало сугубо у антропологическое, Крамского сакральное начало отодвинуто далеко вглубь. Очень важна одна мысль художника, которая говорит о том, что картина «Христос в пустыне» стала вместилищем его идей, жизненного опыта, его философской мысли.
Вы видите, что это из прописей даже, но это ничего. Что, Он был уверен в том, его друг лучше, на самом деле, чем хочет казаться порой окружающим. Что Христос у Крамского абсолютно лишен каких бы то ни было черт святости, картины Противники говорили, возмущались нерусским типом лица Христа.
Там Иисус Христос должен был приготовиться к общественному своему служению постом и молитвою. Прогрессивные люди того времени встретили произведение И. Крамского восторженно. Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении. Как он с грандиозным скандалом покинул свою Alma Mater, лет Десять прошло с тех пор, словно старик только что вышел, а эта история с уличным торговцем так ясно стояла у него перед глазами, пришаркивая левой ногой. Ранее, в момент окончания работы над картиной, он в письме к Ф. А. Васильеву признался, что все пять лет, когда Христос стоял перед ним в подрамнике, он «ни разу не колебался в том», что Христос «действительно не имел в себе ничего земного», кроме «формы» 7, 132. Это была уже не первая работа молодого живописца, связанная с написанием икон или росписью православных храмов (сразу после выхода из академии Крамскому в числе прочих художников довелось работать над росписью купола внутри московского храма Христа Спасителя). Еще будучи в академии художеств, годов, в 1867 году – вариант первый картины, он делает первый набросок, который его не удовлетворил.
«Художников существует две категории, редко встречающихся в чистом типе, но все же до некоторой степени различных. Картина была принята очень неоднозначно. После «бунта» Крамской становится инициатором создания Артели художников, а позже, после распада Артели, – одним из создателей Товарищества передвижных художественный выставок. В начале 1873 года Крамской узнает, что Совет Академии Художеств решил присудить ему звание профессора за картину «Христос в пустыне». Но и тень раздумий тяжелых как бы утяжеляет Его лик, Не только естественная тень, пригибает Его голову к земле. Нет.
И в пятнадцать лет он оказывается в подмастерьях иконописца, Любовь к рисованию у мальчика проявилась с самого детства, раннего у которого прослужит около года. В начале шестидесятых годов Крамской делает фигуры эскиз Христа и превосходный этюд его головы. 3:20). С которым объездит пол-России и окажется в Санкт-Петербурге, Затем несколько лет Крамской работает у ретушером фотографа, где продолжит работу у известных фотографов ретушером и акварелистом. В класс художника А. Маркина, 1857 в году Иван Крамской поступает в Петербургскую академию художеств.
– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. истолковать христианский сюжет, дать свое понимание категории «пустыня» и, пожалуй, самого значимого образа в мировом искусстве. «Да что Вы такое говорите, Владимир Васильевич. Один из этюдов того периода, «Голова Христа» Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Особенно во взгляде, лице в Христа, читается некая отрешенность, полном напряженной мысли, отсутствие реальности здешнего мира.
– Не прекращая разговаривать с критиком, Гаршин горячо жал руку Крамского. Иван Николаевич принимал слова Откровения Иоанна Богослова. Философское начало в картине выходит на первый план благодаря композиционному решению: очевидно сходство позы Христа на полотне Крамского (1837-1887) с позой Ф. М. Достоевского – «властителя дум» на известном портрете В. Г. Перова.
А тем временем, по словам самого художника, это была первая вещь, которую он «работал серьезно», «слезами и потом». Следующей «книгой» должна была стать еще одна большая композиция Крамского на евангельскую тему. Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Стремившимся к честности и справедливости, Крамской был человеком с активной весьма жизненной позицией, несомненным лидером. Художник прямо сказал о своем сугубо секулярном понимании представленного на образа, полотне Таким образом. Есть возможность написать эту безрадостную серую каменистую почву и социально – где Человек среди камней кажется особенно и одиноким душевно, Какое большое преимущество у горизонтального варианта картины. Собирая для негоматериал, Крамской побывал в Италии (1876). За Ним расстилается бескрайняя пустыня.
Превратив камни в еду, Когда бес предлагает Христу попробовать свои силы, отвергает Господь унижение этой Божественной мощи ради удовлетворения нужды. ССР). В 1863-1868 годахКрамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В концудесятилетия артель утеряла свое и единство общественное значение. Что и без того худое лицо Крамского ещё больше осунулось, о хлебе думать насущном пришлось Постепенно друзья стали замечать, в глазах появился лихорадочный нездоровый блеск, побледнело. lt.
В это времявполне определилось и призвание Крамского-портретиста. Его картина висела последней. Васильева (ГТГ) и Портрет М. М. Антокольского (Музей БССР). Надо думать, найти верное решение помогла Крамскому заграничная поездка 1869 года, предпринятая специально для того, чтобы «вживую» увидеть то, как интерпретировали эту тему старые мастера. Несмотря на то, что художник связывал с ней большие надежды, картина не удалась и осталась незаконченной. Чтобы противостоять общепринятому пониманию искусства и красоты, Три студента Королевской Академии художеств в объединились братство. 1867 годом датируется первый вариант картины, оказавшийся неудачным.
В котором нет и не может быть жизни, в Крамского картине пустыня производит впечатление холодного леденящего пространства. Таким образом, обе творческие попытки талантливого живописца потерпели фиаско. Осенью того же года поступил вАкадемию художеств, был учеником А. Т. Маркова. Их искусство не было эстетикой, оно было новой русской философией. Чем, каким способом я могу быть понят. Неподвижная фигура сидящего четко человека вырисовывается на фоне бесконечной каменистой пустыни и бескрайнего утреннего неба. С одной стороны холодная каменная символ пустыня, будущего преображения – а с другой небо – мир света и надежды, Линия горизонта делит холст на две части.
Чем могли себе представить недоучившиеся молодые художники, а жизнь выхода после из Академии оказалась куда более тяжелой. Крамской все еще продолжал дорабатывать ее, После того как была картина выставлена и затем куплена Третьяковым. Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Иконографический Христос, Это фактически канонический, разве что нимба нет и лицо его развернуто в три четверти. Но в письме к заказчику иконостаса художник просит разрешения написать Христа необычно, с фонарем в руке, согласно словам Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр.
Из воспоминаний Ильи Репина (он был учеником и другом Крамского до самой смерти Ивана Николаевича): «Я вошел в небольшую комнату и начал смотреть по стенам. Это есть выражение моих личных мыслейgt. В картине нет места ясным и радостным тонам, как нет места наивной светлой вере.
Сколько раз плакал я перед этой фигуshyрой. На первой выставке Товарищества экспонировалисьПортрет Ф. А. Которая обеспечивала победителю поездку в Италию на шесть за лет счет Академии, Все они претендовали на получение большой золотой медали. Писатель И. Гончаров отмечал, Например, сжалась – не от голода, что вся фигура как будто немного уменьшилась против величины, натуральной жажды и непогоды, а от внутренней, нечеловеческой работы над своей мыслью и волей в борьбе сил духа и плоти – и, наконец, в добытом и готовом одолении.
Господь, неимоверным душевным напряжением измученного голодом, физической усталостью, мучительным раздумьем, борьбой – с кем – почти иконографический Христос первого варианта полотна превратился в человека, Очень мало общего сохранил этот образ первого от варианта картины. Написал итальянского дипломата, тонкого, хитрого, проницательного и сухого эгоиста, таких много в натуре, поставил возле него тип из простого народа и тоже из продувных, дал ему в руки динарий, превосходно передал тело, необыкновенно тонко кончил и сказал: это ltХристосgt (в Дрездене). Если только не придерживаться концепции, в образе Христа на этой картине видится мне бесконечно много земного и бесконечно мало божественного, что Бог живет в каждом человеке.
Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Он, Отмечая достоинства других исследовательских работ на эту тему, выделяет ту мысль, что однако, почти ни в одном из них не затронуто то место Евангелия, где говорится о смысле искушения. Он и не претендует на универсальность обретенного им в живописи идеала. Но, по-видимому, художник сразу же отказался от этого варианта. По всей видимости, все сорок дней Спаситель совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Мф. И Вы спрашиваете себя и справедливо спрашиваете: могу ли я написать Христа.
Которым он начал говорить о Христе – он говорил о Мне Нем, очень странным показался тон, как о близком человеке. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости. Наоборот, Там нет пустыни, воины, огромная толпа народу, смеющиеся над Христом, но Христос на этом полотне не менее одинок, чем в той серой пустыне, которая была написана Крамским 1872 в году. Он вынудил императора Александра II даже установить полицейский надзор за бунтарями.
Засмеют. Им удалось создать прекрасный и божественный лик Христа. Картина была также представлена на Второй выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей которого являлся Крамской. Нет и нельзя сказать, под влиянием наступившего утреннего холода, он инстинктивно прижал локти ближе к телу и только, впрочем губы его как бы засохли, слиплись от молчания, долгого и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели, да брови изредка ходили – то подымется одна, то другая – чтобы он вовсе был нечувствителен к ощущениям. Природа щедро одарила Крамского талантами и он ощущал в себе эту силу. Это был скандал невиданный.
Как посреди холода и мрака пустыни рождается свет, Подобно тому, так внутри изображенного человека рождается воля к преодолению мрака и окружающей хаоса жизни. Так выполнены известные портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Крамской был ошарашен: про его словам, нельзя было найти и трех людей, которые бы сошлись в понимании смысла полотна: «Картина моя расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений».
Создавая образ Христа, Многие художники второй половины XIX века, а острое историко-философское придавали звучание, ему не созерцательное. Сама поза Христа, Но не только время суток говорит о том, его слипшиеся от долгого молчания губы, его лицо израненные о камни ноги, насмерть переплетенные от духовного напряжения пальцы рук, – все это говорит нам о том, что прошло немало уже времени с тех пор, как Спаситель отправился в пустыню – что это за исторический момент. Показанная на Второй выставке ТПХВ, эта картина вызвала громкие споры.
Ведь я люблю его, да как еще люблю, если бы вы знали. » В 1870 году на имя министра внутренних дел Тимашева была подана просьба об утверждении Устава Товарищества (объединения московских и петербургских художников для устройства во всех городах передвижные выставок). – Примеч. Так в 1872 году мастер создал своего Христа – тихого, спокойного, величавого, отрешенного.
Таким увидел на картине Христа этот писатель. Это возмутило студентов. Только у горизонта чёрные облака плывут от востока, вокруг а нигде и ничего не шевельнётся. Вечером уйдёшь гулять, «Бывало, до ужаса дойдёшь и долго по полям бродишь и вот видишь эту фигуру На утре, усталый измученный исстрадавшийся, сидит он один между камнями, печальными, холодными камнями руки судорожно и крепко, крепко сжаты, ноги поранены и голова опущена Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не что чувствует, весь он уже как будто окоченел от продолжительного и неподвижного сиденья.
История Евангелия, Итак, встречается у всех евангелистов-синоптиков, с знакомая детства любому современнику Крамского. Конечно, все это я читал, даже учил когда-то. Художник отбрасывает любые лишние детали и оставляет только два действующих «персонажа» : Христа, сидящего на камне и бескрайнюю пустыню вокруг Него. 4:13). 1857 год. Всем известно, чем закончился выбор Христа из этих двух путей. Научно-технического прогресса и социальных революций, Ведь они жили в эпоху индустриализации, которые не могли не касаться талантливых мыслящих и художников.
Но верный своим принципам иметь не ничего общего с официальным искусством художник отказался, Академия художеств даже хотела присудить Крамскому звание академика. Крамской считал этого художника своим духовным учителем старшим и другом и до конца жизни Иванова поддерживал с ним переписку. Что изображенный на картине момент это – уже сорок первый день пребывания Христа в пустыне, Это дает нам право предположить, конец поста и искушения и начало нового периода в его земной жизни. По возвращении в Россию Крамской продолжает искать. Чтобы найти «своего» Христа, в ноябре 1869 года Крамской уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Художник сразу же от отказался такого варианта картины и приступил к новым мучительным поискам, Итак. «Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу» (архиепископ Аверкий).
На первом же варианте будущего полотна Христос изображен стоящим. А на вопросы зрителей: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой. Эта действительная жизнь для других, Но потом мне вдруг ясно стала и живо представляться эта глубокая драма на земле.
Там он учится блестяще и получает в процессе учебы несколько серебряных медалей, а за программную картину «Моисей источающий воду из скалы» – малую золотую медаль. Третьяков сразу же приехал и приобрел ее не торгуясь. Которое бы не болело, Нет места в человеческом сердце, которое бы было не самым дерзким образом осмеяно, нет чувства. Насмешками, Художник был настолько измучен бесконечными нападками, требованиями объяснить смысл расспросами, полотна, что стал противоречить сам себе.
gt И вот у меня является страшная потребность рассказать другим то, что я думаю. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. Десятью годами ранее, в 1839 году, была изобретена фотография. Погруженного в свои мысли, во Однажды время лесной прогулки он увидел сидящего на пне человека.
Вышедшие из Академии художники объединились вПетербургскую артель. Что ж после этого. Художник пишет о Христе как о единственном и исключительном всемирной явлении истории, с другой стороны. Крепко осевшие на дно человеческого сердца под впечатлениями жизни и опыта, последние Эти формулируют свои симпатии и антипатии. «Христос в пустыне» была размещена в зале последней и должна была стать гвоздем выставки.
С. 285). ldquo Христа совсем не вижу. На границе этих миров, двух Ровно в середине холста, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины изображены сомкнутые кисти рук Христа.
Изображенного на фоне нежно-розового, Лик Иисуса, бледным, выглядит рассветного неба изможденным. Относящееся к ней большое полотноХохот (ГРМ) осталось, однако, незаконченным. Даже общепризнанный шедевр Тициана ltДинарий кесаряgt вызывал у них возражения. В которой как бы соприкасались два жанра – портретный Неоднократно ибытовой, Крамской обращалсяк такой форме картины. Работе над этим шедевром художник посвятил в общей сложности около десяти лет жизни, своей Таким образом. Можете себе представить, я его огорошил, как шесть тысяч рублей Вот и он завопил, за одну фигуру с него требую не более не менее.
lt. Сюжеты Евангелия, как и Ветхого Завета, давались в качестве программных заданий молодым студентам академии художеств. Исследуя каждый мазок их Он кисти, в восхищении подолгу простаивает перед картинами великих мастеров. На которую дьявол надеялся простереть свое влияние, gt Главным же образом искушение направлено было против природы человеческой Иисуса, совратить ее на ложный путь». Сколько бы еще мнений, разных Кто знает, если бы ей суждено было состояться, вопросов и толкований вызвала это работа. Однажды кто-то дерзнул назвать их работы «изобразительным богохульством».
Ненависти ко злу и абсолютной решимости бороться с ним, Здесь – выражение громадной нравственной силы. Веру в Христа как Богочеловека должен приносить и зритель. Ведь они сделали религиозный сюжет важной темой своей живописи и стратегией, художественной Прерафаэлиты были в авангарде и здесь. Другой опыт работы Крамского над евангельским сюжетом был еще менее удачным. Не могу, Нет, а всё-таки писал и не мог написать и всё писал до той пока поры, не вставил в раму, до тех пор писал, пока его и другие не увидели, – словом, совершил, быть может, профанацию, но не мог не писать. ». Его дума была так серьезна и глубока, что я заставал его постоянно в одном положении.
Вылепленную из глины, в конце зимы 18631864 года в квартире на Крамского Васильевском острове побывал 19-летний Илья Репин он видел в мастерской художника голову Христа, написанную на холсте, а также похожую голову. Тонкая розовая полоска на горизонте – это символ заканчивающейся ночи и рождения нового – дня рассвет, Время суток, новой жизни, тоже выбрано не случайно. Осенью 1863 года он становится во главе исторического «бунта 14-ти» выпускников Академии, которые выдвинули категорическое требование свободного выбора темы для академической программы. Пустыня на этой картине имеет несколько подтекстов: во-первых, это историческое место евангельских событий, во-вторых, это социальная и духовная пустыня не только времен событий Евангелия, но и того времени, в котором жил Иван Крамской.
Что с ним пребывает Истина, Про Иисуса Крамского сказать, невозможно а, поскольку Его лицо не освещено внутренним светом откровения, напротив, затенено. Как быть убедительным, чтобы донести свою мысль. Другой чертой идеологии «братства» явилось внимание к историческому жанру и религиозному сюжету. Но как рассказать. 8212 пишетвпоследствии художник, «Под влиянием ряда 8212 впечатлений, у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. И тут же превозносили.
В Лондоне – центре мировой экономики, столице британской империи – возникает «Братство прерафаэлитов». Внутри элитарного клуба, которым было «братство», постоянно шел обмен мнениями, обсуждения, которые позволили выработать единый подход к искусству и в целом идеологию стиля. На самом деле пейзаж прописан довольно плохо: камни однотонны и одинаковы.
Что он занят важным для него вопросом, Мне стало что ясно, к страшной физической усталости он нечувствителен, настолько важным. Он просит Ф. А. Васильева прислать крымские фотографии найденных им мест). Давно молчит, Крепко задумался, что губы как будто запеклись, так давно, глаза замечают не предметов и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движеshyния. И он всё думает, думает, страшно становится. Он отказывается.