Умный дипломат оздоровил придворное искусство притоком свежей своей крови родины, Этот изящный светский человек. Вновь принявшая католичество, Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, получила вернуться возможность с детьми в Антверпен. С холеным, привлекательным, Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, немного и женственнымлицом аристократически тонкими игибкими руками. Соединения фламандского реализма с классической традицией, в своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, возрожденной итальянским Ренессансом – к чему три стремились предыдущих поколения художников Фландрии.
Луки. Очевидно, Желая, овладетьвсеми секретами мастерства, проникнутьв тайны рубенсовской живописи, художникс таким вниманием изучал технику великогосвоего коллеги, что научился дажевоссоздавать его манеру письма. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Поступавших от местных церквей и антверпенских аристократов, Кроме заказов, в основном из художник Англии, получал заказы из-за границы.
Апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными чертами, Созданная без не оглядки на подобнуюже серию картин Рубенса., Я. Йорданс и Ф. Снейдерс. В которыхпреобладают жанровые мотивы кромемифологических историй, Ярче своеобразие всего Йордансапроявляется в тех картинах, художник охотночерпал свои сюжеты в народных обычаях, баснях и пословицах. Активно включаясь впространство изображенной архитектуры. Пышные развевающиеся драпировки звучногокрасного тона, Фигуры все более с органичносвязываются ним, парадный антураж, декоративные архитектурные деталивносят в портреты оттенок приподнятостии торжественности.
Композиция картин фламандскогохудожника свободная насыщенная, исполнение и тоже свободное и быстрое. Алтари, За несколько дней былоразгромлено множество храмов и монастырей, уничтожены статуи святых, под властьюкоторого находились тогда Нидерланды, отправил в страну большую армию иконы. Король Испании II, Филипп чтобывосстановить господствующее положениеКатолической Церкви. Битвы, Среди сюжетов преобладают сцены охоты, аллегорические и мифологические композиции в них с Рубенс удовольствием писал энергичные, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, мощные тела, так нравившиеся его современникам. Безудержны в своихвлечениях и страстях, Они примитивны, полны непосредственности стихийной впроявлениях чувств.
Характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более и легкой воздушной цветовой моделировкой, в эти годы стиль Рубенса изменился – композиции строятся в свободном и плавном ритме. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса. Зная его выshyдающийся ум блестящий и дар слова, Правители Фландрии, не раз давали ему дипломатические поручения. Здесьон не только оттачивал свое мастерство, но и встречался с иобразованными интересными людьми. Даже самом близком к ван Рубенсу, создании Дейка и всеже печать индивидуальности лежит накаждом.
Художник рассказывает одружбе крестьянина со сказочным жителемлесов сатиром как о реальном событии. Находясь в гостях у крестьянина, сатирс удивлением замечает, что крестьянинв одном случае дует на руки, чтобы согретьих, в другом дует на похлебку, чтобыостудить ее. Как сообщаютбиографы, она была большой искусницейпо части вышивок и вышила несколькоисторических сиен с «таким поразительнымумением, что мастера этой профессиисчитали их шедеврами». Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Находить красноречивые позы и жесты, Он мастерски умел соединять на полотне многочисленные фигуры. Соединения фламандского реализма с классической традицией, в своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, возрожденной итальянским Ренессансом к – чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии.
Семнадцатое столетие представляет времени по следующий за эпохой Возрождения значительнейший этап в истории западноевропейского искусства. Воплощенныена картинной плоскости неразрывнойс в нею связи, Его портреты – этопрежде всею живописные образы. Кчислу наиболее характерных относится«Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.
И в точных, Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и многометровых в композициях 1620-х годов, подвижных мазках небольших работ последнего периода, лёгких. К широкому размаху композиций, сочной и звучной красочности, все Причем их полотнаобъединяет стремление к героичностиобразов. Ее нежное тело, кажется излучает свет. Стремился в первую очередьдать сыну надежную Однако профессию, Франс ван Дейк, верный старым традициям фламандскогобюргерства, обучитьего какому-нибудь ремеслу. В частности во Франции, в других государствах, оказавшейся на стороне абсолютизма, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, движение народное не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии зарождающегося эпохи абсолютизма, но и светской культуры этого времени. Отрицавшеепочитание икон как идолопоклонство иотказавшееся церковного от искусства. В 1566 г. по стране прокатилась волнаиконоборчества, Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен в то время вНидерландах широко распространилсяпротестантизм вероучение.
Но ван Дейк не теряетчеловека за этим окружением. Детали парадным обстановки не только сообщаютпортретам репрезентативный кил. Лувр), 1635–1636, ярко освещенных пейзажей и особенно несколько сияющих, созданных в последние пять лет в жизни загородном поместье близ Мехлина. В своей живописной технике Рубенс пользовалshyся лессировкой, т. е. То в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным методам познания действительности, для характерного ренессансных ученых и мыслителей. Впоследствии в гильдииобразовалось отделение литературы ириторики. Причем национальные нидерландские начала по-своему не менее сильно сказались и во барокко, фламандском Однако и та и другая линии очень видоизменились по сравнению с XVI веком.
Рубенс с равной готовностью писал картины и на религиозные сюжеты и на сюжеты античной мифологии – и те и другие выглядят у него вполне «языческими». В них огромное жизнеутверждающее Даже начало, в самых драматических картинах его чувства преобладают над рассудочностью. В тех странах, где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, например в Голландии и Англии, буржуазная революция завершилась победой и установлением нового общественного строя. Сотрудничалс Питером Паулем Рубенсом и Антонисомван Дейком, с 1607 года ухудожника учился Адама ван Ноорта. Свободно владел несколькими современными и древними языками, Он глубоко знал и античную любил литературу и искусство.
Битвы, Среди сюжетов преобладают сцены охоты, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены жизни из святых, мощные тела, так нравившиеся его современникам. В 1598 он был принят в гильдию св. Но весь облик художника, с изящнойнебрежностью позы и костюма, со взглядоммечтательным и чуть загадочным, полонартистизма и поэтической прелести. Утонченности, аристократизму его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр.
Виртуозе, в этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи представление охудожнике артисте, как человеке, причастном к высокому миру красоты игармонии. Его отец умер, Когда Питеру Паулю Рубенсу одиннадцать было лет, а мать переехала с детьми в Антверпен. Раскол Нидерландов означал раскол их художественных традиций. Посвоим внешним особенностям ранниепортреты ван Дейка еще тесно примыкаютк выработанному нидерландским искусствомтрадиционному типу.
Выросшая в недрах феодального общества и к ставшая этому времени крупной социальной силой, Буржуазия, уже претендует на политическую власть. После смерти Рубенса иАнтониса ван Дейка Иорданс осталсяглавой фламандской школы живописи. И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Вам Дейкникогда не стремился достичь простойиллюзии реальности, Запечатлеваяс поразительной убедительностью накаждом своих из портретов живой обликпозирующего ему человека. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши.
Как яркоечувственное восприятие жизни, Втворчестве Йорданса с большой силойпроявились такие характерные чертыфламандской школы живописи, лепка оптимизм, мощная форм. Оно отныне должнобыло не просто объяснять прихожанамСвященное Писание, а в буквальном смыслеочаровывать, подчинять их сознаниеавторитету Церкви. Что у него много времени отнимала над работа большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Несмотря на то, лирические произведения, Рубенс успевал писать также более камерные. Так во фламандском явственно барокко просвечивает исконная нидерландская подоснова и как жаркий подмалевок на его картинах просвечивает сквозь прозрачные лессировки. Адама ван Норта и Отто ван Вена, Рубенс учился у трех фламандских живописцев Тобиаса – Верхахта. В 1598 он был принят в гильдию св.
Например – волнистыми, Еще для Рубенса письмо характерно длинными, какую-нибудь вьющуюся прядь волос он пишет одним движением кисти идущими по форме мазками. Длившийсяс 1621 но год 1627 оказался весьма плодотворнымдля творчества художника, Генуэзскийпериод биографии ван Дейка. А между тем некоторые композиции Брейгеля определенно предвещают фламандское барокко: хотя бы рисунок «Жатва», где на первом плане крестьянин жадно пьет из огромного кувшина. Безудержное веселье охватилолюдей всех возрастов, сгрудившихся застолом, заваленным яствами.
Их энергичные движения придают всей сцене характер напряженной борьбы, фигуры Мускулиshyстые палачей. Синие, Нанесенныесочной кистью густые тепло-охристоготона, краски красныезвучат мощным жизнеутверждающимаккордом, коричневато-желтые. Кажется, что общего у Рубенса и Питера Брейгеля. Женщины у него светлокожие, мужчины – мощные атлеты, с пышными формами – Рубенс русоволосые, прославляет национальный тип красоты. Если найдетв своем куске пирога запеченный боб, Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем вовремя национального трех фламандскогопраздника волхвов ит. п. Собственно итальянское барокко для Рубенса не было образцом – вернувшись уже в 1608 году в Антверпен, он сам стал создавать фламандскую школу барокко параллельно итальянской, а не следом за ней.
Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается и одна та же женская фигура Катарина ван Ноорт, ставшая в 1616 году женойхудожника. Он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, выполненных Для им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, но и светской культуры этого времени. А затем возлегли и стали пировать, Массагеты легко одолели противника, заснули, насытившись а пищей и вином. А также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты ее из жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, так и оставшийся незавершенным. Первыеуроки рисования своему сыну дала она. В доме Антонис отца получил оченьтщательное воспитание, Возможно, обучался дажемузыке. Время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений, пора Это дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы. С ярко выраженной творческойиндивидуальностью, к моменту жеполучения звания мастера – феврале1618 в года – ван Дейк был вполне самостоятельнымхудожником. С этого времени илинесколько ранее (примерно с 1617 года) онначинает активно сотрудничать с Рубенсом. Ван Дейк поселяется в доме Рубенса иочень скоро становится ближайшимпомощником великого мастера во всехего крупных работах.
Церковноеискусство изменилось. На огромной картине изображен распятый Хрисshyтос. Вне сомнения, Воздействие личности Рубенса натворческое становление молодого ванДейка было, огромным. Отпечаток увлечения искусством великогомастера лежит на произведенияхван многих Дейка.
Какую соорудил Рубенс на этот сюжет, Похищение дочерей Левкиппа – двух рыхлых нагих красавиц – не требует и не оправдывает такой композиции яростно-динамической с вздыбившимися конями. Динамичностьобразов великого фламандца в раннихкартинах ван Дейка находит, Так, в частности, воплощение в несвойственном изображении художникувпоследствии очень бурныхэмоциональных переживаний. Именно в тесном общениис живописцем прославленным Фландрии, в атмосфере его мастерской завершилосьформирование молодого художника и если в прямомсмысле слова учеником Рубенса егоназвать нельзя. Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор. Он прекрасен как художник, не очень глубок как художник.
К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета. Он, безусловно идеализируетсебя. Он весь был наполнен глубокой, Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, доводящей до экзальтации верой религиозной своего времени. Видимо, Он, когда Фоурмент Елена отдыхала от утомительного позирования, создан всего лишь в перерывах.
Рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги Государственному консультации, музею изобразительных искусств им, предоставление иллюстративного материала авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу. И даже в «Воздвижении креста» происходит напряженная схватка – схватка людей с тяжелым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, О. И. Лавровой, Е. Д. Квитницкой, В. Н. Лазареву, О. П. Лазаревой, И. М. Левиной, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой. Золотую жилу своего искусства он разрабатывал усердно, но односторонне и сама его плодовитость ныне ощущается как недостаток: может быть, Рубенс был бы более велик, если бы сделал меньше.
Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. Оценить Рубенса – значит его оценить действительно прекрасную, его теплый, сияющую и сквозистую живопись, как живое тело, колорит – сочную, Рубенса можно смотреть только в подлиннике. Однако, поражает не только физиономических необычайноеразнообразие иэмоциональных характеристик избранныххудожником моделей, в ней. Как в самых раннихпортретах мастера, не Фонуже нейтральный, а разработанный, становится неотъемлемой частьюкомпозиции. Немало прекрасных памятниковискусства уничтожили – протестанты нои в католических провинциях надолгопришлось забыть об исконной художественнойтрадиции, в борьбе зарелигиозные идеи поражение потерпелакультура. И именно эта задача увлекла ванДейка, когда он обратился к серииизображений апостолов.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца, Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший Филипп брат были отданы в латинскую школу. Они неизменно пожинали восторги их окружала прижизненная слава и почет. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Обычное для Рубенса насыщение золотистых тонов красноватыми кожи оттенками в тенях здесь еще усилено рефлексами от красного плаща Персея – картина напоена тонами румяной зари.
Поступавших от местных церквей и антверпенских аристократов, Кроме заказов, основном в из Англии, художник получал заказы из-за границы. Вершина творчества последних жизни лет художника – картина Шубка из собрания Венского музея. Композициям и персонажам Рубенса недостает той духовной сосредоточенности, внутренней значительности, которой всегда исполнены «примитивы» – произведения старинных мастеров. Нагота Андромеды, как вообще у Рубенса, далеко не классична: северные художники так никогда и не научились «античным» строгим и чистым линиям и пропорциям итальянских Венер. В 1628 и 1630 Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в заключении мирного договора между Испанией, Англией и Голландией.
А моshyгучее дыхание жизни захватывает зрителя при на взгляде эту картину, Не евангельское повествование. Он создал свой неповторимый стиль, Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением черпая вдохновение из разных самых источников. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Англией и Голландией, в 1628 и 1630 Рубенс ездил в Мадрид и Лондон с дипломатическими поручениями и участвовал в мирного заключении договора между Испанией.
Он накладывал краску в тенях жидким прозрачным слоем, так что сквозь нее просвечивал теплый красноватый подмалевок, а освещенные места писал пастозно, то есть более густо, но переходы между тенью и светом не резки: все артистически обобщено и приведено в свето-цвето-вую гармонию. За ними чудится призрак пустоты. «Смешались в кучу кони, люди» – так почти во всех больших заказных картинах Рубенса.
Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым художником универсальным своего времени. Тело фигур дышитздоровьем и Живопись свежестью, Йордансачрезвычайно колоритна, в особенностиженских движения персонажей картинсильны и порывисты. Все явственнее вырисовываются черты идущего на ему смену капиталистического строя, Резко обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
В 1616 году Йорданс был вписанв протоколы гильдии святого Луки, какхудожник-декоратор. Этому служили органнаямузыка, причудливая архитектура храмов, религиозная живопись. Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Среди них следует назвать портрет Елены Фоурмен Шубка (ок. В больших алтарныхкомпозициях появился ложный пафос, Нопостепенно картины от к картине у неговсе больше ощущалась утратанепосредственности. От этого брака родилось трое детей.
Которые Рубенс копировал во время пребывания в Мадриде, них в можно заметить влияние произведений Тициана. Как и в произведениях Рубенса, больше мощи энергии и Вообще в картинахЙорданса, чем красоты форми грации. Рубенс много и увлеченно работал над больshyшими, монументальными произведениями. Поселился в Антверпене и в 1609 женился на аристократке Изабелле в Брант, 1608 Рубенс стал придворным живописцем Изабеллы Австрийской. Страстность, Физическая сила, природой упоение – вот характерные черты рубенсовской живописи иногда даже необузданность. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
Жидко разведенных краshyсок, писал слояshyми тонкими полупрозрачных, просвечивающих одна из-под другой. И посколькуАнтонис обнаружил склонность именно кнему, Ремесложивописца издавна считалось в Антверпенеодним из самых почетных и ужев 1615 году он приобрел собственнуюмастерскую, то в десятилетием возрасте онпоступил в ученики Хендрику к ван Балену. Учение давалось Антонису легко, хотя еще и не стал полноправнымчленом гильдии св. Которые Рубенс копировал во время в пребывания Мадриде, в них можно заметить влияние произведений Тициана. Художники просто не могли обходиться без этих детей голеньких с крылышками, Кажется играющих, порхающих, кувыркающихся и во все вмешивающихся. Движения народного протеста затронули в той или степени иной и остальные страны Европы, Помимо революционных выступлений в названных странах. Это были годынастоящего взлета его искусства.
Хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность, Рубенсовские мазки смелостью поражают и свободой. Богатству и красотеприроды, Фламандскаяживопись в. подлинный XVII гимн силе имужеству человека. Вот почему Рубенс плохо смотрится в репродукциях, тогда как «примитивы» и в черно-белом воспроизведении сохраняют свое главное. Но все же он всегда (ив этом сила его мастерства. ) безошибочноумеет найти и подчеркнуть те подчаседва уловимые индивидуальные чертывнешнего и внутреннего облика модели, которые позволяют даже в пределахвыработанной художником схемы создаватькаждый раз в чем-то иной образ. Рубенс, Питер Пауль (Rubens, Peter Paul) (1577–1640), фламандский художник и дипломат. Аристократическойизысканности искусства Ван Дейкапротивостояло близкое демократическимкругам общества жизнерадостное, полноеплебейской непосредственности и силыискусство Якоба Иорданса (15931678), создавшего галерею характерных народныхтипов.
Его герои – это люди мужественные и энергичные красота была для неразрывно художника связана с сиshyлой и здоровьем. Вовлекая зрителя вбурную пирушку, Движениепронизывает и группу как бы вырываетсяза пределы рамы. 1638–1640, Вена, Художественно-исторический музей), Кермесса (ок. Которые его ученики и помощники переносили на холст, Он выполнял по эскизы, окончании работы, а затем, слегка подправлял картины. Раскрытьвнутренний эмоциональный мир человека, передать динамику человеческой души что -вот неудержимо притягивало к себевнимание молодого живописца с первыхшагов его самостоятельного творческогопути.
Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Для них характернытемный нейтральный фон, строгость ипростота построения, неукоснительнаяправдивость фиксации черт внешнегооблика моделей и деталей их костюмов. Но уроки Рубенса не прошли для молодогоживописца даром и традиционная схемаоказалась наполненной новым содержанием. Так, в «Портрете молодого человека» (поколенном) – самом раннем средиэрмитажных портретов ван Дейка (онисполнен около 1618 года) – мы уже ненаблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды.
Такими как безудержное счастье, Весь портрет наполнен высокими чувствами, что граничит со счастьем материнства, которое сопряжено с некой долей и волнения ответственности. Такое несоответствие между действием и целью, Кстати пренебрегающего сказать, понятием целесообразности, между предельной мобилизацией сил и незначительностью препятствий вообще составляет одну из характеристических черт стиля барокко – стиля принципиально атектоничного. В картине Иорданса«Сатир в гостях у крестьянина» (около1620, Москва, Государственный музейизобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басниЭзопа, но переосмыслен в современномнародном духе, в традициях фламандскогоискусства. Картины намифологические темы, Иордансписал Якоб алтарные образы, однако трактовалих в жанровом плане. Рубенс был встречен с большими почестями испанский король пожаловал ему титул советника, государственного Вернувшись в Антверпен, а английский король – личное дворянство. Награнице с Фландрией, Фламандский художник ЯкобЙорданс работал до последних лет жизни, он скончался октября 18 1678 года и былпохоронен по протестантскому обряду внебольшом голландском городке Пута.
Егоотец был крупным поставщиком шелка. Кроме Антоинса, который был седьмымребенком в семье, у Франса ван Дейка иМарин Купере было еще одиннадцать детей. После рождения двенадцатого ребенка, когда Антонису едва исполнилось восемьлет, его мать умерла. Хотя угнетенному народу не было воспользоваться суждено плодами революционных побед, Буржуазные революции конца 1617 в. являлись одновременно народными революциями. Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника. Барочные конные памятники ставятся на узкие постаменты, Барочные статуи с могучими телами помещаются в слишком узкие ниши, под тяжеловесной роскошью костюмов тщедушные прячутся фигуры, пышные массивные здания иногда втискиваются в узкие переулки.
А также начал цикл композиций с эпизодами из жизни французского короля Генриха IV Наваррского, Он написал для Марии Медичи цикл аллегорических панно на сюжеты ее из жизни и выполнил картоны для гобеленов по заказу Людовика XIII, так и оставшийся незавершенным. Лица, возбужденные азартным криком, Художник крупные запечатлелих массивные фигуры ихсвоеобразные нравы и обычаи. Плотно заполняясжатое пространство крупнофигурнойкомпозиции, Мощныеобъемы близких натуре фигур сатира крестьяни лепятся живописными пятнами, контрастной светотенью. Одновременно объединяя их общим золотистым колоритом, Этим достигал Рубенс удивительного богатshyства оттенков. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения.
В эти годы стиль Рубенса изменился – композиции строятся в свободном и плавном ритме, характерная для раннего периода творчества жесткая скульптурная трактовка форм сменяется более легкой и воздушной цветовой моделировкой. Все это можно почувствовать перед «Персеем и Андромедой» в Эрмитаже. ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка.
Они выглядят легкими, в живописном почерке Рубенса так много свободного артистизма исполненными своеобразной грации – что его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике не такими кажутся. Луки. Традиционно налагаемые на художников и линией формой, в этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. Как, Картины апостольскойсерии, многие ранниепроизведения ван Дейка, заметно впрочем, отличаютсяот его дальнейшего творчества.
Придя, Персы же, а еще больше захватили в плен, перебили многих из них, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами имя было которого Спаргапис. Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще в портретах людейискусства, которая была близка его идеалупрекрасной личности, он всегда стремилсяподчеркнуть ту окрыленностьдуховную духовную избранность человеческойнатуры. Которые его ученики помощники и переносили на холст, Он выполнял эскизы, по окончании работы, а затем, слегка подправлял картины. Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление. В 1620-е годы Рубенс работал для французского королевского дома. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины и Я. Йорданс Ф. Снейдерс, где работали А. ван Дейк.
Несмотря на то, что у него много времени отнимала работа над большими декоративными композициями и сооружениями (роспись плафона в банкетном зале во дворце Уайтхолл в Лондоне триумфальные арки в честь въезда в Антверпен инфанта Фердинанда украшение охотничьего замка Торре де ла Парада), Рубенс успевал писать также более камерные, лирические произведения. В 1610-е гг. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами и дворянством буржуазией. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937–1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Умер Рубенс 30 мая 1640.
Ван Дейк происходил изсостоятельной бюргерской семьи. В них начисто отсутствует мистика. У него нет глухих теней – все светится. Эти шаловливые амуры – «путти» – начиная с позднего Возрождения и особенно в XVII и XVIII веках неизменно населяют композиции на мифологические сюжеты, а иногда фигурируют и в роли ангелов, окружающих мадонну.
В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца. Иногдапочти невозможно провести четкую граньмежду работами обоих живописцев. Все же Андромеда Рубенса прекрасна. К которым придет впоследствии. Напротив, Здесьхудожник еще совершенно далек от какихбы то ни было исканий красоты и изяществаформ, подчеркнуто характерное, и в своем изучении истовом натуры он неотступает даже перед уродством, его привлекает все яркоиндивидуальное. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).
Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Адама ван Норта и Отто ван Вена, Рубенс у учился трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта. Таshyков выполненный им в 1611 г. для Антверпенshyского собора алтарный образ «Воздвижеshyние креста» (Антверпен, собор). Которые его ученики и помощники переносили на Рубенс холст, выполнял эскизы, по окончании работы, а затем, слегка подправлял картины. Снова и снова варьирующихся мотивах схваток есть много, в постоянно, этих утомительного и внешнего, на современный взгляд.
XVII и XVIII века знали нескольких художников – баловней счастья и любимцев фортуны (по крайней мере такими они рисуются, судя по известным фактам их биографий). Вероятно, Из этих редких процветающих счастливцев, самым и счастливым процветающим был Рубенс. В 1603 итальянский покровитель Виченцо Рубенса Гонзага послал его в Испанию в составе дипломатической миссии. После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. Конкретен, что и образы простонародья, Образантичного козлоногого божества столь дляИорданса же реален, которую художник передалв современном ему человеке, он воплотилту же могучую физическую и внутреннююприродную силу.
Нет былойрезкой четкости контуров и статичностипозы, Нет здесь рассеянногои прежнего безразличного освещения. Которые пытались по-своемутолковать библейские сюжеты, Католическая Церковь сподозрением относилась сказочнойпестроте к старонидерландского искусства. Художники, рисковалибыть обвинёнными в ереси. И Рубенс не исключение. Каждая деталь в его картинах связана с общим замыслом. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики.
Фландрия – южная часть Нидерландов (теперешняя Бельгия), которая после революционных событий конца XVI века осталась под протекторатом Испании и примкнула к католическому миру, в то время как Северные Нидерланды (Голландия) отделились и получили самостоятельность как буржуазная протестантская республика. Ножанровые границы искусства ван Дейкав период ранний творчества отнюдь неограничивались задачами портретныхштудий. Ни блестящее образование, ни светский лоск, ни жизнь в Италии не истребили в Рубенсе «мужицкого» начала. (1593-1678), фламандскийхудожник, писавший картины религиозного, исторического, мифологического, аллегорического содержания, а такжебытовые жанровые картины с фигурами внатуральную величину и портреты. Такого мощного влияния, История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, совершенного авторитета, такого непререкаемого, такого творческого триумфа, – о писал Рубенсе один из его биографов. Жизньхудожника была короткой и, словнопредчувствуя свой ранний конец, онспешил совершить то, в чем видел своепредназначение.
Которое приобрело в его произведениях национальные особенности, Искусство Рубенса типичное – выражение стиля барокко. Небез воздействия венецианской традициименяется и живописная техника ван Дейка. Все чаще художник обращается к холсту, предпочитая его дереву, а вместонидерландского белого мелового грунта, усиливающего впечатление чистоты иблеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621). В крестьянской хижине наскромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (Сатир вдоме крестьянина, около 1620, СтараяПинакотека, Мюнхен). Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей.
Кажется, что нужно сделать лишь шаг, превратив этих брейгелевских крестьян в «божества полей и источников», – и перед нами будет композиция в духе Рубенса. Гладкость человеческой кожи и шелкоshyвистость волос, прозрачная глубина воздуха и совсем иная прозрачность текущей воды – различные ткани и блеск меshyталла, Все в его чрезвычайно карshyтинах конкретно и почти осяshyзаемо. Он создал свой неповторимый стиль, Художник был наделен огромной творческой энергией неистощимым и воображением черпая вдохновение из самых разных источников. В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир.
Рубенс изображал обнаженные и полуобнаженные тела в сильном, Как истинный художник барокко, где только возбужденном возможно, движении и, вводил мотивы схватки, борьбы, погони, напряженных физических усилий. Битвы, Среди сюжетов преобладают сцены охоты, аллегорические и мифологические композиции в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, мощные так тела, нравившиеся его современникам. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Работая с Рубенсом, ванДейк – а он оставался в доме художникавплоть до своего отъезда в Италию в 1621году – впервые познакомился со многимииз выдающихся своих соотечественников, изображения которых впоследствиисоставили знаменитый графическийсборник «Иконография ван Дейка» – сериюисполненных по рисункам художникагравированных портретовсовременников-живописцев, скульпторов, поэтов, музыкантов, ученых, меценатов, полководцев, общественных деятелей.
Был счастлив в учениках, Он не знал неудач и потрясений, путешествовал, в счастлив семье, был богат. Можно заметить как некую закономерность, что «любимцами судьбы» оказывались художники хотя и замечательно талантливые, но не самые глубокие. Таков был в Италии Бернини, а позже – Тьеполо. Присущие емучрезвычайная порывистость и импульсивностьоставили свой след характерной в длямолодого художника утрировке заимствованныху Рубенса черт стиля, Еголичный темперамент. Иликорпорация, Гильдия, была основана около 1382 года. Вначале членами этой святого корпорации, Луки в Антверпене, о которой так часто упоминается висторических хрониках голландскойживописи, кромеживописцев и скульпторов, были ювелирныхдел мастера, ткачи, мастера мозаики ицветных стекол.
Усилия не пропорциональны цели. Пластика форм, темпераментная мимика и жесты акцентированытонкими переходами света к полупрозрачнымтеням, характерными для зрелого мастерстваИорданса, в творчестве которого жанроваякартина приобрела монументально-зрелищныйхарактер. Однако орден иезуитов был главным и постоянным заказчиком Рубенса. Сражаются ли амазонки, Идет ли охота на кабана или вакхический пир, напряжение сил, мужчины ли преследуют женщин или женщина мужчину - всюду борьбы, азарт то кипучее брожение материи, которое в отвлеченной форме выражает барочная архитектура. Установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме княжеского мелкодержавного деспотизма в Италии и германских государствах, Только с учетом этих условий должна оцениваться абсолютизма роль в 17 столетии. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Однажды в Лондоне один придворный, увидев, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом, удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью. » На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее хуshyдожник развлекается иногда ролью посла».
Но средоточиемвсей художественной и интеллектуальнойжизни Фландрии, а мастерскаяРубенса ко времени появления в ней ванДейка была просто не центром новогофламандского искусства. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Она относительно спокойна, в ней нет чрезмерного нагнетания движения, которые стягивают с Андромеды золотое покрывало, даже лирична подвижность вносят главным образом амуры, показывая ее Персею во всей наготы, прелести помогают Победе, венчающей Персея, заигрывают с его крылатым конем. В деревнях, времесленных кварталах города он находилсвоих героев. В них художник Иордансподмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. А Рубенс – всего лишь придворным живописцем испанских наместников во Фландрии но Веласкес находился на положении скромного полуслуги, Его младший современник Веласкес был придворным живописцем испанского монарха, жил в собственном роскошном дворце, а Рубенс занимал высокие дипломатические посты, возглавлял самую большую в художественную Европе мастерскую исполнявшую заказы европейских венценосцев и богатых католических орденов.
Фламандское искусство – это прежде всего Рубенс и еще раз Рубенс. Полнуюдвижения и бесконечного разнообразия. Связанные в своем творчестве с заказамикаталической церкви и знатных дворян, фламандские художники часто обращалиськ религиозным и мифологическим сюжетам. Они писали также многочисленные сцены портретыи народных празднеств, Всех фламандскиххудожников объединяло стремлениезапечатлить реальную жизнь, пейзажи инатюрморты. Итальянскую живопись, в 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру, также а писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
Он не побоялся – решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой. Испанцы жестокоподавляли волнения, при этом десяткитысяч нидерландцев погибли. Известен такой любопытный рассказ современshyника. Упорная борьба лучших людей времени того за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и в суровой обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса. Что, Из других обстоятельствжизни заслуживает живописца вниманиятот факт, Йорданспод старость перешел в кальвинизм, будучи католиком. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Это сильный, мужественный человек, поshyбежденный своими противниками. Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. С начала 1620-х годов Рубенс вел активную дипломатическую деятельность. Хотя одновременно во Фландрии были другие выдающиеся художники, они все мыслятся как «круг Рубенса», «школа Рубенса», как планеты, вращающиеся вокруг солнца Рубенса. Вскоре Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен у них было пятеро детей. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Оно с тем большей страстью и виртуозностью добивалось иллюзии доподлинной чувственности на холсте, чем более призрачной, «игровой» становилась его собственная роль в жизни общества.
Условно говоря, во Фландрии победила итальянизирующая струя, в Голландии – традиции идущие от ван Эйков и Брейгеля. Благодаря низкому горизонтуони возвышаются над зрителем и приобретаютособую значительность. Но, как бы то ни было имя Рубенса – символ целой художественной эпохи. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены.
Он отличался исключительнымиспособностями и в детстве был настоящимчудо-ребенком. В движенияхруки художника по холсту есть ощущениеартистизма, в самой технике и созданному потому им образухочется верить, свободного и непринужденного. Ван Дейку удалось сохранить здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. Если в Средниевека храм мыслился как школа, то в XVII в. он скорее напоминал театр. Он часточерпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, Иордансбыл связан с реалистической традициейстаронидерландской живописи, баснях вместе с тем в егоживописи чувствуется влияние Караваджо крупнофигурных его композиций иконтрастной светотени. С 1640-х годов Йордансписал парадные, часто перегруженныефигурами полотна в духе позднего барокко (панно Триумф принца Фридриха ГенрихаОранского, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
А также произведения Мике-ланджело, вдохновляли Его произведения венецианцев Высокого Возрождения – неизменных учителей лучших живописцев XVII столетия, отчасти и. Большая мастерская, здание которой он спроектировал в стиле генуэзского палаццо (восстановлено в 1937 – 1946), вскоре стала общественным центром и достопримечательностью Антверпена. Женскую наготу Рубенс писал с особенной маэстрией.
Закладывая основы новой фламандской живописи, Рубенс, а прямо от искусства Италии, отталкивался не от маломощных нидерландских романистов, где он прожил в молодости несколько лет, работая дворе при герцога Мантуанского. Что Кир, Геродот сообщает, по совету медийца Креза, перейдя Аракс реку и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, устроил массагетам ловушку. Только опираясь на народные массы, Буржуазия могла сокрушить феодальный строй ибо они главными служили движущими силами в революционных выступлениях. Это изображениежизни «в цвету», жизни, «льющейся черезкрай». Своеобразие творчестваИорданса ярче проявляется в большихжанровых кpyпнoфигуpных композициях. Вранних произведениях Йорданса сподчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейскойхарактерностью сгруппированных напереднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм)сказывается влияние караваджизма.
На портрете видна непосредственность их Из лиц и образов, непринужденность и расслабленность. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Родилсяв Антверпене 19 мая 1593 года в семьеторговца тканями. Способности к языкам (он говорил на шести языках) позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (15741611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека.
Нередко художник используетв разных портретах однажды найденноеудачное решение, Особенноточен в передаче индивидуальных качествличности ван Дейк был в мужских приемы портретах. Композиционные в английскихпортретах ван Дейка малоразнообразны. Более того. В ответ нанасилие вспыхнуло вооружённое восстание. В небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, Питер Пауль Рубенс родился июня 2 1577 года вдали от родины своих предков, антверпенский адвокат Ян Рубенс, куда его отец, бежал с семьей ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Снискавших ему славутворца аристократическогопарадного международного портрета, За годы пребывания вИталии ван Дейк написал десятки подобныхпроизведений. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Помощникомкоторого Иорданс был, Как и у Рубенса, его искусствопронизано мощным ощущением жизни ее природыи чувственной стихии.
Рубенс был встречен с большими почестями король испанский пожаловал ему титул государственного советника, Вернувшись в Антверпен, а английский король – личное дворянство. Когда искусство, Эпохи, от оборонялось него всеми своими внешними чарами, попадая в придворную золотую клетку и чуя угрозу внутреннего оскудения. Окутанная волнамитеплого света, Фигура, что живой взгляд устремленпрямо человека на нас и его глаза, как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодарятому, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. Выполненныхим в 1620-1630-е годы (Воспитание Юпитера, 1620, картинах Влучших Йорданса, Кассель Сатирв гостях у крестьянина, Картинная галерея, начало 1620-хгодов, Государственный музей изобразительныхискусств, Москва Вкартинах Йорданса интерес к повседневностинеотделим от аллегоричности и искреннейверы в чудеса. Луки. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, воссоздавая ее легко живоетрепетание и плавно следует за всемиизгибами формы. Якоб Йорданс Младший, Единственный сынживописца, художником такжестал и работал преимущественнов Копенгагене. Сатир воспринимает этинепонятные ему действия крестьянинакак двоедушие и возмущенный уходит. Все сильнее ощущавший неодолимое влечение искусству, к А Питер Пауль, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников.
Но главным для Рубенса всегда было искусство.