Сохранившиеся картины Леонардо и фрагменты его записок позволяют думать, Поскольку ясных свидетельств не существует, что битва была изображена на равнинного фоне пейзажа с горной грядой на горизонте 7 c. 314-315. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. Мадонна Бенуа (1478-1480) – Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия Дева с Цветами (1478-1481) – Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия Поклонение волхвов (1481) – Уффици, Флоренция, Италия Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) – Музей Чарторыйских, Краков, Польша Музыкант (1490) – Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия Мадонна Литта, (1490-91) – Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Ла Белл Феррониер, (1495-1498) – Лувр, Париж, Франция Тайная вечеря (1498) – Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия Мадонна в гроте (1483-86) – Лувр, Париж, Франция Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) – Национальная галерея, Лондон, Англия Леда и Лебедь (1508) – Галерея Боргезе, Рим, Италия Мона Лиза или Джоконда – Лувр, Париж, Франция Мадонна с младенцем со Св. Анной (1510) – Лувр, Париж, Франция Иоанн Креститель (1514) – Лувр, Париж, Франция Вакх, (1515) – Лувр, Париж, Франция. По-видимому, мастер бросил над ней работать из-за своего отъезда в 1482 году в Милан. По-детски неосознанного, Жажда познания, того познания, но не по-детски страстного, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено всём во облике младенца.
Но, чтобы отличить работы Великого Мастера от всех остальных – вы узнаете его без какой-либо подготовки, не нужно быть художественным критиком – уверяю вас, На выставке представлены работы и мастеров других – современников и учеников Леонардо да Винчи. Бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, Он окрашивает всё в зеленоватые тона, более тёмных, густые создаёт тени в местах, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света. В пользу этого предположения говорит белый зверек, которого она держит на руках.
Обращенный к небу указательный палец его правой руки – ещё один мотив, связанный с иконографией этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Словно испытующим взглядом, Эта улыбка особенно поразительна в контрасте с на направленным зрителя бесстрастным. Обращаясь с недоуменным вопросом к Христу, Молодой Филипп вскочил с места, Фома поднял руку вверх, Иаков старший в возмущении развел руками и откинулся несколько назад, как стремясь бы отдать себе отчет в происходящем. Чтобы еще более его акцентировать место в композиции, Апостолов он сознательно отодвигает от Христа. В 1494 году вёл он гидравлические работы, предпринятой Сфорца – отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области. Исследователи датируют картину концом римского – началом французского периода творчества Леонардо (1514 – 1516) 3 c. 270-275. Выделенном светом, На лице, обрамлённом каскадом кудрявых волос, с острым овалом играет загадочная интригующая улыбка, которая не согласуется с образом аскетического пророка, жившего в пустыне и питавшегося саранчой и дикой всякой пищей.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, Леонардо всеми занимался сферами художественной деятельности, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, Строго говоря, но разных в позах.
Это произведение было переработано, возможно, самим мастером, а возможно, его учениками. Ему было предъявлено обвинение вместе с тремя другими молодыми людьми. В ней различим тот же дух иронии, что характерен для Джоконды, однако здесь отсутствует пейзаж, на который могла бы проецироваться эта ирония, отражая более сложные связи между человеком и природой. Тесно вписанные в картину, Обе фигуры, только справа, заполняют собой почти без остатка всю поверхность, её наверху расположено небольшое стрельчатое окно, по-видимому, незаконченное художником.
Как бы желая получить от него разъяснение всего происходящего, Вытянувший по направлению к Христу Матфей руки с возмущением обращается к пожилому Фаддею. Что здесь Леонардо близко впервые столкнулся со скульптурой, Можно считать, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. Он знал, Как ученый-оптик, что зрительные образы на роговице глаза в проецируются перевернутом виде. Всего сохранилось 17 его картин и не сохранилось ни одной статуи. Часть Апостолов явно возмущена словами Иисуса о предательстве, часть – выражает вполне естественную человеческую (. ) реакцию на внезапное появление раны.
Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо, Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров – Флоренции скульптору. Сделанный быстрыми штрихами Этот пера, набросок, о которых он позднее много писал в своих заметках, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям. В трактате философа и пропорции исследователя человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Та же человечность, живым чувствам пронизывает людей все произведение – идейное содержание произведения то же, Но основной смысл, та же любовь к подлинным, что и раньше.
Леонардо собирал и высушивал целебные Подражая травы, практиковавшемуся в медицине священнику, чтобы изготавливать яды, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, в жестокое нынешнее время, дескать, более необходимые. В саду на Сан-Марко, площади в 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Благовещение (1475-1480) – Уффици, Флоренция, Италия Джиневра де Бенчи (1475) – Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США. (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца – Цецилии Галлерани.
В котором все взвешено и учтено, Во всех этих приемах сказывается целеустремленность глубокая творческого замысла. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Фотометр, в рисунках Леонардо есть проект инструмента измерения для интенсивности света, воплощенный в жизнь лишь три века спустя.
На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангьяри, Буонарроти – Битву при Кашине. Иуда на фреске Леонардо резко откинулся назад, попутно уронив солонку (классический недобрый знак) и сжимая в руке кошелек (указание на предательство, а также, по тексту Евангелия от Иоанна, на то, что он был казначеем общины). Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов и поражала более всего современников Леонардо, особенно при сопоставлении его росписи с более ранними флорентийскими изображениями на эту же тему кисти Тадео Гадди, Андреа дель Кастаньо, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Чей гений проявился во многих областях науки, Прекрасным воплощением гуманистической идеи было творчество Леонардо да искусстве, Винчи, в изобретательстве. Маленький Леонардо был признан в доме своего отца, Несмотря на незаконное где происхождение, он вырос и получил образование.
Объединенных в 1 сцене, Не отступает Леонардо и другой от традиции – одновременного изображения 2-х последовательных эпизодов. Леонардо заставляет каждого из по-своему них реагировать на произнесенные Христом слова, Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты. Будто эта улыбка разливается всей по картине и кажется нам, ее одеяние и лунный пейзаж, обволакивает все тело этой женщины и ее высокий лоб, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. Что, Это означало, к тому времени он уже не был Верроккьо, учеником по крайней мере, а, возможно, даже покинул его мастерскую. Порождающему все более расходящиеся по поверхности круги, Подобно брошенному в воду камню, упавшие среди мертвой тишины, Христа, слова вызывают величайшее движение в собрании, за минуту до того пребывавшем в состоянии полного покоя.
Однако он был оправдан из-за отсутствия доказательств. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. В связи с этим у зрителя возникает двойственное впечатление от представленной сцены. Но придает ему такие черты, Он объединяет Иуду в одну группу со прочими всеми апостолами, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа.
Что знало и его умело время кроме того, Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел – всё, о чём в его время ещё не помышляли, он предугадывал многое. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Однако недоуменный жест последнего ясно показывает, что и тот остается в неведении. Мальчик, Поначалу абсолютно подобный сверстникам, называемого древними неизречённым, когда вышел из возраста, стал отличаться от других, его и миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения улыбка стала насмешливой, а взгляд пристальным и неприятным для собеседника, как если бы тот лукавил или приукрашивал или ещё каким образом лгал и это раскрылось. В 1489-1490 годах ввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца Изабеллой с Арагонской художник был занят декорированием Кастелло Сфорцеско.
Это незавершённое произведение выполнено Леонардо в сотрудничестве с его учениками в период пребывания во Флоренции в 1508 году. Находившаяся около ста лет в Англии, она затем перешла во владение французских королей. Первым описал клапан правого сердца желудочка – демонстрировал анатомирование и др, Он был знатоком в области анатомии. Переехал в Мантую, Леонардо покинул город, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Веккьо, а Венецию затем в 1503 году он вернулся во Флоренцию. Выполняя здесь ту же роль, Они замыкают с обеих идущее сторон от центра движение, поставленных у самых краев картины, которая принадлежала в Поклонении волхвов фигурам старика и юноши.
Выражен сдвиг в сознании, в этих словах духовный сжат опыт эпохи Возрождения, который она совершила. Некоторое время обвиняемые находились под наблюдением строгим стражей порядка того времени. Леонардо как бы прерывается на полуслове взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит кому покажется мало, пусть прибавит». В оценке, которую Вазари дает «Джоконде», – знаменательная исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность испытываешь некое новое высшее наслаждение и кажется, что сама жизнь не может быть иной. -- закончена несколькими годами позже Мадонны Бенуа. Которая сквозит во всем мироощущении Леонардо, та Это загадочная улыбка, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, в страхе и желании, манящую его среди высоких скал. Ученый по призванию Леонардо даже сейчас широтой поражает и разнообразием своих научных интересов.
Леонардо подписывал свои картины очень просто, например, «Леонардо» или «Ио, –Леонардо» («Я – Леонардо»). Показывал объект в четырех видах, Он создал систему рисунков, создал систему изображения органов тел и в поперечном разрезе, чтобы осмотреть его со всех сторон – которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела. И лукавство, в них мы видим и мудрость, какой-то значение тайны и высокомерие, как бы опыт всех предыдущих тысячелетий человеческого бытия. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Нотариус, Его отец, некой Катериной имел связь женщиной с из Анкиано, которая позднее вышла замуж за крестьянина.
Головы запрокинуты назад, жестикуляция полна подчеркнутой экспрессии – либо склоняются, Представлены в движении сильном и в состоянии глубокой душевной взволнованности. Перспективное сокращение боковых стен, Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, реальное продолжает пространство трапезной изображенных на фреске – тем самым она органично вошла в интерьер трапезной. В которой, а живопись Леонардо да Винчи, есть недосказанное что-то и всё, как и во всех его трудах, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Благодаря которому оно приобрело бы совсем новое эмоциональное звучание, Он воспринял Тайную вечерю как сцену предательства поставил и себе целью внести в это традиционное изображение то драматическое начало. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо.
В ней есть прекрасные куски живописи (горы, группа с младенцем Христом, дерево справа), однако они слабо связанны между собой и далеки от эмоционального, волнующего собеседования, предстающего в лондонском картоне. Как бы намекая на бездонность, он Но едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, что заложено в природе и человеке, неисчерпаемость того. Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо Винчи как рисовальщика в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение. В 1476 году его обвинили гомосексуальной в связи с семнадцатилетней моделью – Якопо Сальтарелли.
Возникающих из туманных испарений, На фоне цепи гор, вырисовывается пирамидальная группа Святой Анны, как бы постепенно придавая форму хаосу первоначального творения, Марии и младенца Христа, тянет который к себе ягнёнка, символ будущей жертвенной миссии. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Однако как демонстрация прекрасного владения мягкой, в этом портрете Леонардо не стремится проникнуть во внутренний мир модели, монохромной почти светотеневой моделировкой эта картина не имеет себе равных. Расположенном между Эмполи и Пистойей, в маленьком городке Винчи, в родился субботу Леонардо ди сер Пьеро д Антонио, 15 апреля 1452 года. Эта картина, как и большинство леонардовских вещей, осталась неоконченной. Известно, что Леонардо был гомосексуалистом. Он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, Так, пришёл к идее геликоптера, как можно судить его по рисункам.
Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в Тайной вечере, была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: Один из вас предаст меня. Но очень возможно, Свет на фигуры в картине падает в основном слева, вероятно, что именно небольшое окно и, расположенные за ним горы и вода определяют то, что в помещение, котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Леонардо смело ломает эту традицию.
Пристально смотря на Христа, они как бы вопрошают его о виновнике предательства. Вероятно, в том же году он написал Джоконду. Как материальное бытие человека, Квадрат может трактоваться, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, а круг представляет собой его духовную основу, вставленных в них рассматривать, можно как связь этих двух основ человеческого существования. Поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, одна Ни из фресок не была закончена, а Микеланджело – в Рим подготовительные картоны не сохранились, Леонардо – снова в Милан.
Сдержаннее, Движения стали спокойнее исчезли скученность, композиционные линии обобщению, подверглись граничившая с экзальтацией эмоциональность, готическая угловатость жестов. Играющей со слишком крупным младенцем, Мадонне вид придан несколько болезненной девушки, сидящим у неё на коленях. То в Тайной вечере они достигают такого совершенства и глубины, Но если психологические средства выражения у Леонардо не поднимались в этом произведении ранней флорентийской эпохи выше уровня, традиционного равных которым напрасно было бы искать во всем итальянском искусстве XV века. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери.
Что на его решение изменить повлиял обстановку и тот факт, Не исключено, направленных в Рим для росписи Сикстинской капеллы, что он не вошёл в число четырёх живописцев. Которому приданы возвышенно идеальные черты, в проеме скалы виден пейзаж и в котором показаны достижения и линейной воздушной перспективы. Композиция должна была состоять из трех частей, Судя по другим наброскам, битвой с за знамя в центре. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство.
В этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в Наконец, точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Картина безусловно принадлежит к кругу работ Леонардо, Между тем, поскольку в фигуре Святого Иоанна мастер синтезировал свои поиски средств выражения чувств и природы человека в целом, по а своему замыслу является одной из самых новаторских. В конце апреля 1500 года они вернулись обратно во После Флоренцию, двух месяцев скитания по Венеции. Она отличается несравненно сдержанностью большей жестов, Отделенная от центральной фигуры значительным интервалом.
Старше племянника на лет, 17 Большую часть свободного времени – а его в деревне бывает достаточно – Леонардо проводил с дядей Франческо. Здесь этот зверек использован как эмблема Галлерани. Так же как в искусстве оставался и мыслителем учёным, Причём в научных занятиях он оставался художником.
Наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человека-творца Леонардо видел в творчестве художника, который изучает природу, воссоздает ее на полотне и в тоже время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей» 2 c. 237-238. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Без сомнения, Здесь, эмоционального искусства Боттичелли, сказалось воздействие пользовавшегося нервного, в то время большим успехом при дворе Лоренцо Медичи. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Чтобы убедиться в том, Надо видеть в подлиннике краковский портрет, каждый волосок воспроизведен которой с почти каллиграфической точностью 4 c. 47-48, насколько тщательно написана шерсть горностая. Двух пухлых ручонок мальчика и нежной, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, держащей за стебель цветок, серьёзный взгляд младенца, неловко пытающегося схватить цветок – девической руки матери, Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук. Предшественники Леонардо выделяли его из общей группы апостолов и располагали виде в абсолютно изолированной фигуры перед столом, Не имея в своем арсенале достаточно сильных средств для психологической характеристики Иуды. Очень много картин остались незаконченными.
Сидящие по краям стола, Далеко не случайно Леонардо изобразил обе крайние фигуры, чистом в профиле. как иллюстрация к записям в одном из дневников. Это замечание весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячу раз прав. Вечеря и в самом деле тайная, На они зрителей тоже не смотрят, скрытая от чужих глаз – и это лишний раз подчеркивает. Прикрывают тело, Тростниковый крест и звериная шкура, что, указывают на то, на изображен картине Иоанн Креститель или Предтеча.
На высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену Фреска помещения, расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Сзади видны ветви можжевельника и подернутый влажной дымкой пейзаж 5 C. 216. Стол он делает небольшим, а трапезную -- строгой и простой. Прекрасно характеризующий манеру работы художника и острый его язык, в связи с Тайной вечерей Вазари приводит в своем жизнеописании Леонардо забавный эпизод. Обладающих огромной пластической силой, Это дает возможность ему сосредоточить внимание зрителя на фигурах.
На противоположном конце стола представлена последняя группа из трех фигур. Имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, Он начал рисовать собой сам по живости своего ума, созданные природой. Одновременно мудрая, Леонардовская улыбка, насмешливая и манящая, лукавая, часто становится даже у лучших его последователей слащавой, жеманной, просто изысканной, порой даже очаровательной, но в корне лишенной неповторимой той значительности, которой наделил ее великий кудесник живописи. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Верроккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской.
Ему было поручено заниматься росписью большой фрески «Битва при Ангиари» со своим соперником Микеланджело, Вернувшись во который Флоренцию, должен был рисовать на противоположной стене. Изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину, Взгляд невольно зрителя приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук. Устремив на него задумчивый нежный взгляд Мать ребенок, кормит ребенка грудью, двигается на руках матери, полный здоровья и бессознательной энергии, вертится, перебирает ножками. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости. Но в конце концов, Эту последнюю голову он хотел бы еще поискать, он готов использовать голову этого самого приора, если он не найдет ничего лучшего, столь и навязчивого нескромного. Что первой идеей художника было изобразить благовествующего ангела, Можно думать, у вызывающей зрителя скорей чувство неловкости, если только это согласуется со странной фигурой, чем восторженного изумления. Но и не только «Я земным, создал тебя существом не небесным, но и не бессмертным, не смертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ.
Которая как предполагают, в Музее Охоты в городе Лимерик маленькая есть бронзовая статуя лошади, была работой ученика от оригинального проекта Леонардо. Возможно, около 1505 был создан картон (Лондон, Национальная галерея), а в 1508 или несколько позже – картина, находящаяся ныне в Лувре. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Плавные извивы среди высоких скал перекликаются с пальцами в их мерном музыкальном аккорде и с легкой накидкой на плече Моны Лизы – и со складками одеяния, Фантастический лунный не пейзаж случаен. Они образуют неразрывную группу, проникнутую единой волей и единым движением. Леонардо затем указал ему, Затеяв с герцогом разговор на общие темы, художественные что он близок к окончанию росписи и что ему остается написать лишь две головы -- Христа и предателя Иуды.
Другой рукой он тянется за хлебом, согласно Евангелию от Луки, где на это имеется прямое указание (« рука предающего Меня со Мною за столом»), при том, что остальным ученикам после слов Спасителя о предательстве явно не до трапезы. В1810 году картина экспонировалась в парижском музее. Но Леонардо, в записи не указаны имена апостолов, ясно представлял себе действия каждого из них и место, по-видимому, которое призван каждый был занять в общей композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Но выставляется крайне редко, Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, так и как предмет исследования, поскольку этот экспонат действительно уникален и ценен как произведение искусства. Чтобы художник не выпускал из кисти рук, Он хотел, как не прекращают работу на огороде, наподобие того.
При помощи которых он стремился передать различные психологические оттенки в переживаниях всех тех, Особенно интересовали его жесты, кто пришел поклониться младенцу. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Легкие башмаки для хождения по воде, прибор для подводного перемещения, перепончатые перчатки для плавания, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое – спасательный Среди круг, его идей можно видеть. К миланской росписи Леонардо готовился тщательно и долго.
Что Леонардо целую половину дня стоит погруженный в Ему размышление, казалось странным видеть. В мае 1513 года принял Леонардо приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Уродливый, Представленный в резком повороте Иуда судорожно сжимает кошель со сребрениками и со страхом смотрит на Христа его затененный, прекрасному лицу Иоанна, грубый профиль контрастно противопоставлен ярко освещенному, безвольно опустившего голову на плечо и спокойно руки сложившего на столе. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей.
Скульптором, Леонардо был живописцем, писателем, архитектором, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, Легче ботаником перечислить, кем он не был. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо ли чуть не предвидение атомных взрывов. Там у него была своя мастерская, где он занимался со своими учениками.
Леонардо известен за свои своевольные картины, такие как Тайная вечеря, написанная в 1495-1497 годах и Мона Лиза (также известная как Джоконда, находящаяся сейчас в Лувре Парижа), написанная в 1503-1510 гг. В центре композиции Леонардо (известной по его наброскам и копиям с очевидно законченной к тому времени центральной части) был расположен эпизод с битвой за знамя, где всадники яростно бьются на мечах, а под ногами их лошадей лежат упавшие воины. Что и всех Помещая апостолов, его на той же линии стола, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Несколько перегруженная композиция, Скученная, также связана с еще кваттрочентистскими традициями, распадающаяся на две разобщенные пространственные зоны. Может быть больше, к Леонардо да Винчи, подходит понятие universale, чем всем ко другим деятелям Возрождения.
Среди искусств первое место он отводил живописи. Сидящие около Петра три других апостола повернуты в профиль. » для зала Большого совета в палаццо делла Синьория во Флоренции. Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить улыбку Джоконды, так что отблеск этой улыбки – как бы отличительная черта всей живописи, в основе которой «леонардовское начало». А волнующая пристальность заостряется взгляда общим спокойствием всей фигуры, Сложенные руки служат как бы пьедесталом образу.
Свойственные большинству картин века 15 на эту же тему, Он хотел преодолеть известную застылость и психологическую скованность, показав разнообразную и противоречивую жизнь собравшихся людей, он поставил себе целью расширить рамки реализма. Но высказывание можно толковать и в том смысле, Первоначально имелась ввиду его анатомия, а если кто чего не успел, что каждая есть жизнь часть общей жизни, другие за него постараются. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера).
Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, выбраны те черты, в котором отброшено и случайное мелкое, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Семьдесят тонн бронзы, которая отводилась для конной статуи Леонардо «Гран Кавальо», были отданы для отливания оружия в попытке спасти Милан от французов при Чарльзе VIII в 1495 году. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Леонардо очень любил подобные зашифрованные намеки на имена портретированных.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. «Поклонение волхвов» представляет собой большую многофигурную композицию, к которой художник долго и тщательно готовился. Многогранность Леонардо, одного из титанов Возрождения, подчеркнул Ф. Энгельс: «Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны важными открытиями самые разнообразные отрасли физики». Так он создал «Мадонну в скалах», один из вариантов которой находится в Париже, а другой – в Лондоне. В котором видел выражение непосредственной связи созидания научным с постижением мира, Особенно высоко ценил Леонардо творчество художественное. Она не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной. Благодаря чему она приобретает строгую архитектурную упорядоченность 4 c. 38-39, Фигуры стоящих по краям старика и юноши замыкают композицию обеих с сторон.
Тяготеющим к более раним традициям, в противоположность всем этим группа элементам, мадонны с двумя коленопреклоненными волхвами обнаруживает совсем иной характер. Несмотря на возраст и болезнь, Леонардо, участие принимает в подготовке придворных празднеств, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары. Между Иудой и Иоанном вклинивается голова Петра наклонившись к Иоанну и опершись левой рукой о его плечо, он что-то шепчет ему на ухо, в то время как его правая рука решительно схватилась за меч, которым он хочет защитить своего учителя. Создание Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Он питался исключительно вегетарианской пищей, Леонардо с вырос отцом во Флоренции на протяжении всей своей жизни. Но и верностью в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах, Она поражала и продолжает поражать не правдивостью только деталей, т. е.
Который закончил голову Иуды, Таким-то образом бедный смущенный приор продолжал подгонять работу на и огороде оставил в покое Леонардо, оказавшуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности. Что еще раз наглядно иллюстрирует единства принцип искусства и науки, Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, выдвинутый Леонардо. (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно.
Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует 1 c. 156-165. Это не радостная улыбка зовущая к счастью. Ее ниспадающие линии находят себе продолжение в фигурах коленопреклоненных волхвов, Ее совпадает вершина с головой Марии. Тот, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и ртом выражает удивление – Леонардо не только выполнял наброски, Обдумывая замысел Тайной вечери, который пил и поставил кубок на место, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены. Он вынужден был выполнять множество набросков, Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца его, подготавливая эскизов, рисунков, моделей и пробных отливок.
Из-за войны с Францией проект был незавершен. Стремясь уточнить в них не только общий композиционный замысел, Он выполнил десятки предварительных набросков и рисунков, позы и жесты фигур, отдельных но и движения. Подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в картине этой показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твердо, ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Начавшееся в 1501, Этот заказ двум позволил художникам продолжить напряженное соперничество. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма 3 c. 211-214. Оно было заказано для алтаря церкви Сантиссима Аннунциат. Как символ идеальной симметрии человеческого и тела вселенной в целом, Многие столетия этот рисунок рассматривался.
Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны 8 c. 12-24. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Леонардо работал на Людовико Сфорца – Герцога Милана. Каждый из которых по-своему откликается на происходящее событие, Он хотел в запечатлеть образах апостолов живых людей. Причем изумление вызывает не сама кровь (в XV в. вид крови никого бы не испугал), а именно чудо ее появления, что характерно для религиозного мировосприятия. Тем самым он облегчил себе возможность уяснить до конца тот или иной мотив движения. В основу последнего он кладет пирамиду. Цвета и фигуры всех предметов, «Живопись распространяется на поверхности, а философия проникает внутрь этих тел, созданных рассматривая природой, в них их особенные свойства.
На живучесть последних указывают и фантастическая архитектура и обладающие слишком большой самостоятельностью отдельные детали второго плана, явно рассчитанные на то, чтобы занять зрителя, перед которым художник блещет смелыми ракурсами (фигуры сражающихся всадников справа, группа женщин со стариком идущая на зрителя лошадь и сидящая не лестнице мужская фигура в центре, выезжающие из-под арки всадники с приближающейся к ним женщиной, обнаженные юноши слева). Он покинул город, После долгих работ и так исследований и незакончив фреску по техническим причинам. Открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным научно-фантастическим и рисункам, Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, к его зашифрованным записям – но разгорается всё ярче. Санкт-петербург, Мадонна Бенуа (1478-1480) – Музей Эрмитажа, Мюнхен, Россия Дева с Цветами (1478-1481) – Старая Пинакотека, Германия Поклонение волхвов (1481) – Уффици, Флоренция, Италия Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) – Музей Чарторыйских, Краков, Польша Музыкант (1490) – Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия Мадонна Литта, (1490-91) – Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия Ла Белл Феррониер, (1495-1498) – Лувр, Париж, Франция Тайная вечеря (1498) – Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия Мадонна в гроте (1483-86) – Париж, Лувр, Франция Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) – Национальная галерея, Лондон, Англия Леда и Лебедь (1508) – Галерея Боргезе, Рим, Италия Мона Лиза или Джоконда – Лувр, Париж, Франция Мадонна с младенцем со Св. Анной (1510) – Лувр, Париж, Франция Иоанн Креститель (1514) – Лувр, Париж, Франция Вакх, (1515) – Лувр, Париж, Франция. Введенные художником по сторонам Марии от пространственные интервалы усиливают значение мадонны и сидящего на ее коленях Христа как главных действующих лиц всей сцены. В то время не было современных имен в Европе, вот таким образом его полное имя звучало так – «Леонардо ди сэр Пьеро да Винчи», что означает «Леонардо – сын Пьеро да Винчи».
24 сентября того же Леонардо года вместе со своими учениками переехал в Рим здесь он вел разного рода математические и научные изыскания. Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Однако существует много доводов, была ли это работа самого да Винчи или его учеников. Правая рука Христа протянута к хлебу – запястья из левой тугой струей бьет кровь, Причащение иллюстрируется почти буквально.
Из этих картин только картина Джиневры де Бенчи находится в Западном полушарии. Увидев, Но тут он замолчал, насекомое, с каким старанием Леонардо рисует листок со его всеми прожилками, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Взамен всего этого дает Леонардо замечательное по своей глубокой внутренней логике композиционное решение. Которая приковывает к себе зрителя силой, на а лице ее едва играет улыбка, действительно неудержимой.
Уточняя в рисунках позы и жесты, он искал таких форм выражения, которые вовлекли бы все фигуры в единый водоворот страстей. Наподобие статистов, у всех этих апостолы мастеров сидят спокойно, оставаясь абсолютно безучастными ко всему происходящему, за столом. Группа, расположенная по другую сторону Христа, проникнута абсолютно иным духом.
Тайная вечеря привлекла его не своим догматическим содержанием, а возможностью развернуть перед зрителем большую человеческую драму, показать различные характеры, вскрыть душевный мир человека и точно и ясно обрисовать его переживания. Которые сидят по его левую руку, Особенно откликаются импульсивно на слова Христа те три апостола. Братьями Де Предис, Вместе с живописцами, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в Сан церкви Франческо Гранде. Не ограничиваясь этим, он пожаловался герцогу и так стал донимать его, что тот был вынужден послать за Леонардо и в деликатной форме просить его взяться за работу, всячески давая при всём этом понять, что все это он делает по настоянию приора.
И в своем завещании он оставил ему виноградника, половину Леонардо поддерживал отношения с Салаем в течение 25 лет. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Которое, к этому времени художник обрёл уже абсолютное мастерство в искусстве великом живописи, он ставил выше всех прочих, как мы увидим. Где с 1512 года правил новый герцог, с июня 1506 сентябрь по 1507 года Леонардо снова в Милане, Максимилиан Сфорца. Которая целиком предвосхищает стиль высокого Возрождения, Фигуры образуют ту классическую по ясности своего построения композиционного группу. Леонардо оставался в Милане, до тех пор, пока однажды утром, он не обнаружил как французские лучники используют глиняную модель его статуи «Гран Кавальо» в натуральную величину для учебной стрельбы.
С 1478 по 1499 гг. Существует даже такая легенда: когда юный Леонардо был еще учеником в мастерской флорентийского художника Андреа дел Верроккьо/Andrea del Verrocchio (его работы тоже представлены на выставке), учитель поручил ему нарисовать ангела на своей картине «Крещение Христа», рядом с ангелом, которого нарисовал сам Верроккьо. Которую достигает художник, Но она не удовлетворяет той истине, так как глаз меньше ошибается, самостоятельно первую обнимающий истину этих тел, чем разум».
Obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим в отверстием одной из стенок лучи света отражаются на матовом стекле, camera – комната и создают перевернутое цветное изображение, находящимся на другой стороне ящика использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Согласно которой предавший Христа не должен встречаться был взглядом со зрителем, Вместе с тем да Винчи не отказался от другой традиции. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат.
Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Этот образ, Перегруженный символикой и иллюзиями, на существует грани загадки и реальности, кажется. Вместе с манускриптами и другими работами мастера картина перешла после его смерти к Франческо Мельци. Во время войны с В Мантуей, 1629-1630 годах, она была найдена французами в Казале Монферрато. Окружающие Мадонну фигуры, равно как и всадник второго плана. Воспринявшие Тайную вечерю Леонардо как новое слово п искусстве, это и прекрасно понимали современники мастера. Предусматривающих использование рек Франции, Он занимался оформлением и празднеств продолжал разработку гидравлических проектов.
Во многом их опережая, Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников поднимает и итальянское искусство на новую ступень 7 c. 345-389. Даже двусмысленное впечатление, в силу Иоанн этого Креститель производит на зрителя странное. Он прожил там много лет, строя планы и модели для монументальной семиметровой бронзовой статуи лошади («Гран-Кавалло»), которая должна была быть установлена в Милане. Обнаруживающего то ли манерность, История произведения, этого покрыта тайной, то ли поиска языка экспрессии. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины.
Возможно, он не использовал имени своего отца из-за незаконного статуса. Чтобы не прибегать к подобным, художественный Его язык достаточно богат, чисто внешним эффектам. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Который написал учебник - общепринятое название для графического рисунка да Общаясь Винчи, с математиком Лукой Пачоли, сделанного в 1492г. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова.
Он уже не должен, по-новому воспринимаешь видимый мир, не может быть – иным наслаждаясь этой красотой, И, так что веришь. В 1481 году он получил заказ на запрестольный образ «Поклонение волхвов». Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь. Что в подготовительных Леонардо набросках дает почти все фигуры обнаженными, При этом характерно. В источниках оно не фигурирует под названием Иоанн Креститель: Вазари говорит об «ангеле» из медичейских коллекций, приписывая его Леонардо и в его описании эта картина очень напоминает Иоанна Крестителя.
Пейзаж изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Впервые этот замысел возник во Флоренции. Да Винчи оставил живопись незавершенной и уехал в Милан, После огромных и амбициозных и планов многих набросков.
Но, взглянув на нее, мы попадаем под ее власть 8 c. 121-160. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Она дошла до нас в виде коричневого подмалевка и хранится сегодня в Уффици во Флоренции.
2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. С большой наблюдательностью передал Леонардо и кошачьи повадки белого зверька. (площадь 4, 5 8, 6 м). Женственное лицо Цецилии, с замечательным искусством Леонардо передал тонкое, которая изображена глядящей в сторону и как бы прислушивающейся к словам невидимого собеседника.
Что могло бы затемнить основной ход изображенного им в действия, этой росписи мастер избегает всего того, он добивается редкой убедительности композиционного решения. Он уехал со своим слугой и помощником Салаем (также известным как Джан Джакомо Капротти), а также его другом (изобретателем двойной бухгалтерии) Лукой Пачоли де ля Мантюа. Доска обрезана примерно на 20 см снизу, так что исчезли скрещенные руки молодой женщины (это известно из сравнения с сохранившимися подражаниями этой картине). В письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в 1482 году он перед предстал герцогом Милана Лодовико Сфорца, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Сфорца свергнули с престола.
В дальнейшем он стал независимым художником во Флоренции, Около 1466 года он учеником стал художника Андреа дель Верроккьо. В которые вписано Квадрат тело и окружность, пропорциональные характеристики, не просто отражают физические. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Сыграло свою роль свойственное Леонардо а беспокойство, быть может, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. Вернувшись во Флоренцию, ему было поручено заниматься росписью большой фрески «Битва при Ангиари» со своим соперником Микеланджело, который должен был рисовать на противоположной стене.
На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. В том же году церковь Сан Донато Скопе-то вблизи Флоренции заказала ему композицию «Поклонение волхвов», ныне находящуюся в Уфиции. Дал описания осадочных пород – объяснения морских отложений в Италии, горах Интересны его исследования в области геологии.
Заказ на которую получил оба Микеланджело сюжета – героические победы Флоренции, в добавление к этой фреске должна была быть изображена Битва при Кашине. Приор монастыря настойчиво требовал от него, медлительностью Недовольный Леонардо, чтобы он скорее закончил свое произведение. Даже зрачок его не вырисован губы нельзя назвать улыбающимися, Лицо мадонны обращено к зрителю в мы профиль видим только один глаз и в то же время самый наклон головы, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать. Великолепно написаны ее руки, в особенности, правая, которую она гладит горностая и в которой так много индивидуального, что уже одна деталь указывает на авторство выдающегося мастера. Ученый и художник, он всегда подчеркивал ее близость и сходство с наукой. Помнит или предчувствует что-то, Эта женщина с властно заигрывающей неподвижном на лице улыбкой как бы знает, нам еще недоступное.
Играющая на лицах персонажей, Едва уловимая улыбка, общую выражает настроенность композиции. В центре – Христос, точка схода перспективы совпадает с его головой, самого большого проема стены задней – изображенный на фоне среднего, Композиция построена на строго выверенном математическом расчете. Известны многочисленные реплики, написанные как художниками круга Леонардо, так и мастерами, далёкими от его школы (например, нидерландскими). Горностай заменял в старые времена кошек и был довольно широко распространен в быту. В «Поклонении Волхов» показательно сосуществование двух различных тенденций. Его самые продолжительные отношения были с Джаном Джакомо Капротти да Орено, которого он называл Салай (Маленький дьявол). Но именно только отблеск.
Когда французы вернулись при Людовике XII в 1498 году, Милан пал без боя. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря твоей внутренней воле»- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пико делла Мирандола «О достоинстве человека». Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. Как добивается Леонардо этой выразительности, Но если мы себе отдадим отчет в том, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, то убедимся, очень лаконичным способом изображения. С каким интересом относились современники к произведениям, Это показывает, Леонардо созданным 6 c. 420-428.
Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария, почти целиком поглотившей его внимание. Поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца и Как в ряде других случаев. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н. Поставив в центр своего внимания человека, философия Гуманистическая второй половины 15 в., подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Тайная вечеря -- самое зрелое и законченное произведение Леонардо. Флоренция, Благовещение (1475-1480) – Уффици, Вашингтон, Италия Джиневра де (1475) Бенчи – Национальная галерея искусств, округ Колумбия, США.
Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Все живет и трепещет в ее фигуре, она подлинна, как сама жизнь. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок.
Сплетающего отдельные элементы в групповое построение – замысел, Характерную леонардовскую трактовку движения, новаторский, безусловно, оказавший влияние на последующих художников, – мы находим в жесте Мадонны, призывающей к себе младенца, в то время как тот тянется в сторону, стремясь с играть ягнёнком. Что он предполагал поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, Надо думать, но, напоминающий виды его родного Винчи, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь другому, оставил деталь эту недоделанной.