Зауэрвейд, а с лета 1836 года – К. П. Около двух лет трудился Федотов над своей картиной, окончив ее лишь в 1851 году. Приливами крови к мозгу, стал Он страдать болезнью и слабостью зрения, состарился не по летам, частыми головными болями и в самом его характере происходила всё более и более заметная перемена весёлость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник. У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава– четыре. Но дело в том, что за разрешением нужно было преждеобратиться в Цензурный комитет.
Белых и коричневых контрастом тонов, некоторым с которыми звучиттемнота волос модели, По-особому решает Федотови колористический строй картины:живописная гамма строится на мягкихпереходах и соотношениях голубых, желтых. Посещение вечернихклассов при Академии Художеств инастойчивая работарасширили самостоятельная его возможности и пробудилижелание стать художником. Где висела картина, а позднее написал для нее портретмальчика, Перов отвел мальчикав мать галерею Третьякова. Напоминающий мадонну, Он отказался от первоначальной характеристики с вдовушки ее неповторимо конкретными чертами и создал идеально прекрасный образ.
Потому мог записать семью свою в дворянство, Его отец дослужился до офицерского чина и это позволило Федотову поступит в Московское кадетское училище. В ноябре 1843 года Федотов в чине штабс-капитана вышел в отставку и всецело посвятил себя искусству. В картине темакарточной игры развивается в загадочноедраматическое действие. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребёнка. «Казарменная жизнь», Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Чем свет нацепил на халат свою обнову и напоминает горделиво свою значительность кухарке, Новый кавалер не вытерпел. Сам художник поведалисторию центрального персонажа врассказе «Тетка Марья».
Два польских ордена – Большого Белого орла и Станислава были в включены число орденов при Александре I в 1815 году. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Чтокухарка в платке, То, означает, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, что она – девица, хотядевичий платочек ей не тоже полагается носить. такая честь – зять–офицер) ижеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхомпозора для благовоспитанной купеческой дочери) и мать-купчиху в модномфранцузском платье вкупе со скромным платочком на голове и отца-купца, которыйсуетливо застегивает сюртук. Изображающая встречу приехавшего в Финляндский полк великого князя Михаила, Этим же годом датирована акварель, за которую сам пожаловал князь художнику бриллиантовый перстень.
Водоразделом для которых послужили революционные события 1848 в года искусстве художника ясно различаются два периода. Автор картины как бы случайно заглянул в комнату, где все брошено без малейшего внимания к простой порядочности и элементарной благопристойности. По-своемуиспользовав опыт академической сумел живописи, художник так построить композицию, что изображенная сцена выгляделаестественно и одновременно по театральномувыразительно.
Но это не были творения бесстрастного наблюдателя. Такая принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры. А что потом. По первым жанровым картинам Федотова Брюллов предугадал дальнейшее и развитие русской живописи. Большинство из которых сатирической направленности, Первые работы Федотова были с связаны военной тематикой.
Потомон мог пойти кзнакомому граверу и заказать емугравюру со своей картины. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, что большинство работприобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекстимели и названия работ: «Первая ночьобманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др. Конечное, Так как хотя вообще орден, но только не в жизни этого человека, многое значит жизни в чиновника. Онезначимости этого явления безвременнойсмерти для общества, Взгляд об полицейскогоговорит обыденности события.
Очень выразителен язык жестов, который входит в характеристику героев. Новое произведение Федотова 8209 «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея), написанное на сюжет одноименной басни Крылова, вводит зрителя в иную общественную среду – в нарядную гостиную дома сановника с положением. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины (около 1851, Третьяковская галерея). В «Анкор, еще анкор. » ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова. За социально обличительную тематику, Первый период проходит под знаком сознательной борьбы Федотова за приобщение искусства к за действительности, право живописца на создание типических картин современной общественной жизни. Он решил посещать рисовальные классы, Чувствуя непреодолимое влечение к открытые искусству, в Академии художеств для посторонних учеников. Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. В феврале 1850 года семья Федотова в Москве оказывается в бедственном финансовом художник положении бросает все дела и едет к родным.
Между прочим, эту «купеческую»люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно итщательно ее зарисовать. Крылова не открыло ему глаза. Само пространство полотнаолицетворяет общее картины– настроение тихий драматизм, Путем однофигурной композициихудожник передал одиночество ибезысходность состояния героини, замешательство и растерянность переджизнью. Брюллов, но специального художественного образования П. А. Тщательное изучение особенностей человеческого тела, невероятное Его терпение, начинают давать плоды.
Анализируякомпозиционные особенности таких работкак «Свежий кавалер», «Разборчиваяневеста» и «Сватовство майора», становитсязаметна эволюция художника. Художник научился виртуозно передавать материальность предметов – блеск красного дерева и шёлкового переливы платья невесты, Годы напряжённого труда не пропали даром, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников.
Простыми средствамихудожественной выразительности емуудалось характеры передать героев, в этихпортретах он проявил себя как выдающийсяпсихолог ихиндивидуальные черты. Федотов стремился превзойтии затмить Хогарта. В период тяжелых политических репрессий неограниченного и произвола цензуры, в последние годы деятельности Федотова, напряженный психологизм и в то же время ощущаются мучительные поиски прекрасных, в его искусстве усиливаются трагические ноты, возвышенно-чистых человеческих образов. Художник рисовал везде: на базарах и в гостиных дворах, в департаментах и на улице.
По словам Федотова, Этой наградой, припечаталось окончательно в его душе артистическое самолюбие. Слава о котором по разнеслась всей Европе и Федотов решает отдать свои работы на суд Карлу Брюллову. Ноуже через четыре года, в 1848 году, смелый самоучка представляет наакадемической выставке три свои первые живописные работы – Свежийкавалер, Разборчивая невеста и Сватовство майора. Именно за последнюю картину Федотова сразу же удостоили звания академика. Триумф Сватовства майора стал высшей точкой в жизни художника. После этого он прожил лишь четыре года и в 37 лет умер в психиатрическойбольнице от воспаления легких. Началась замкнутая одинокая жизнь. Зритель одновременнонаблюдает две сцены в соседних комнатах. Композиция картины разворачивается погоризонтали, Пространствоуже более упорядочено, панорамность. Этот появляется прием станет ключевым для творчестваФедотова – более сложно поорганизации. Скоторого Перов писал образ картине, вскоре на умер, Мальчик и к художнику пришла матьмальчика с надеждой увидеть своего сынана картине.
Не меньший успех она имела и вМоскве, где Федотов провел четыре месяцав начале 1850 г. Там же он успел закончитьи свою следующую картину – "Не в поругость" (или "Завтрак аристократа"). Триумф "Сватовства майора" былвысшей точкой в жизни художника. Художник, однако, не изображал события, случившегося в его семье. Учителями В. Перова былихудожники М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкийи С. К. Зарянко.
Постигнутой великим несчастьем, На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины и в 1851-1852 годах написал картину Вдовушка, потерей мужа, любимого а затем принялся за композицию Возвращение институтки в родительский дом, вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом – Приезд государя в патриотический институт, оставшимся также разработанным только наполовину. Там он впервые начал рисовать. На переднемплане на земле лежит мертвая сидит девушка, рядом полицейский, Тут нет прямогообличения, курит трубкуи равнодушно смотрит на труп – сюжет прост. Душевному опустошению – в сущности, Оба произведения, которое внёс в русскую жизнь николаевский режим, посвящены и одной той же теме. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что накартине изображены и тараканы. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
нельзя назвать прямым. С большойточностью выписаны предметы различных интерьера, множество деталей, Любовно и тонко. Отрицательный герой, как и в «Сватовстве майора», наделен привлекательной внешностью. Взяточник и пропойца, Центральной фигурой в картине стал морально мелкий опустившийся чиновник, кичившийся полученным орденом Станислава. А. н. островского, А. Ф. Писемского, А – в В. И. Даля, 1871-1872 годах художникпишет портреты знаменитых людей. В чем сюжет картины.
Ивообще – оказался невероятно талантливым человеком. Вместе с ним училсябудущий известный художник И. М. Прянишников. Его отец был советником, титулярным Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, а мать – домохозяйкой. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Где обычно отсутствовало драматическое начало, в отличие от более ранних этого произведений жанра, развитие действия, картины Федотова всегда предполагают сюжетную завязку. Отодвигающую портьеру, Можно заметить облаченную лишь в белую перчатку руку, повернувшегося к двери, да движение пуделя.
Трудясь безустали, Живяв аскетическом уединении, предполагаявпоследствии перевести их в примеру картины, по английского художника У. Хогарта, он затеял серию сатирическихнравоучительных рисунков. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Осенью 1848 г. Федотовпредставил эту картину Совету АкадемииХудожеств и получил за званиеакадемика нее "по живописи домашнихсцен". Федотов быстро стал известен как портретист и карикатурист. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.
От Федотова отворачиваются меценаты, богатые и влиятельные люди, ранее благоволившие ему. И другие справедливо считали объяснение к Сватовству майора самым удачным произведением Федотовской поэзии и сообщали охотно его всем и каждому и те. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать.
Запечатленные с психологической переживания остротой и поведение героев производят комическое и вместе страшное впечатление. Все же в ее замыслееще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении- перегруженность и некотораякарикатурность, а в цвете – пестрота иперечерненность. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Но как жили художники в то время. И Павел Андреевич туда обратился после написания Свежего кавалера. Фигуракак олицетворение всего «темногоцарства».
Высятся постройкиКремля, Перов вводит пейзаж в задниккартины – появляется некая интимностьв повествовании, вырисовываетсяабрис Василия Блаженного Первоначально, в эскизе, но в изображаетгород работе – золотятся в утренней дымкекупола Василия Великого, На заднемплане очертания города. В Москве он рисовал много и успешно. В своихграфических работах, Через сатиру и обличение обездоленным, нравов, сочувствие Федотов сформулировал программукритического реализма, впервые в русскойживописи. Тогда же на его могиле был установлен новый памятник.
Вот таким образом безмолвный мир вещей в его изображении становился живым, Федотов находил даже красоту в этих обычных предметах житейской обстановки, одушевленным. Поселился на Васильевском острове, в отставку Павел Андреевич в вышел 1843 году в звании капитана. После десятилетней службы в Финляндском полку и занятий в Академии Федотов пришел к стать решению самостоятельным художником. Это просто богатое воображение добавило критика насекомых вэтот сюжет. Хотя, Но нет, на самом деле их нет, картина очень густо населена, действительно. Михаил Павлович показал картину своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц».
Идея картины «Свежий кавалер» (1846, Третьяковская галерея), которую Федотов любовно называл «мой первый птенчик», долго зрела в его уме. Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Жданович за клавесином (1849, Русский музей). Более активной делается роль цвета в Более освещении, широкой и темпераментной становится живописная манера художника. Все с натуры. Даже мелочи.
Оставшиеся после мужа, Вещи опечатаны за долги, нехитрый описывая скарб, в комнатах рыскают полицейские чиновники. По своим художественным достоинствам «Игроки» уступают картине «Анкор, еще анкор. ». Что почти одновременно со Сватовством майора известно стало стихотворное объяснение этой картины, Популярности Федотова немало способствовало то обстоятельство, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Несомненно, что сюжет новой картины Федотова «Вдовушка» возник под влиянием семейной трагедии. В этих немногих словах заключено признание Федотова художником будущего. «Поздравляю вас, – сказал он Федотову, – вы меня обогнали».
Выдающую в нем художника, Уже тогда было можно отметить особенность характера Федотова и привычку, после чего зарисовывал лица, – он любил подолгу бродить по городу, обстановку и детали в тетрадь. В крайне обобщенном виде переданы предметы, наполняющие тесное помещение. Видевший некоторые из работ Федотова, Гениальный старец, убеждал его бросить солдатиков и лошадок заняться и исключительно жанром. В ней наглядно проступает связь искусства Федотова с реалистическим театром, заметное влияние оказала на замысел художника комедия Гоголя «Женитьба». Настене висят пустые рамы три игрокасловно вышли из них. Художник стал избегать всего того, что подробно рассказывало об укладе жизни героини, для него важнее было передать общее настроение глубокой сосредоточенности и печали, охватившее женщину и подчинившее себе все в картине. Это будет иллюстрациянепростой жизни его сестры, Вэтой работе найдет сторона отражениеавтобиографическая существованиясамого художника.
Когда создавались последние сепии, в годы, что он смог к приступить выполнению сложных картин маслом, талант художника настолько окреп. В колеблющемся свете нагоревшей свечи еле видны участники сцены: офицер и его денщик. Форма воспитанницы Смольного института, Голубое платье с белым передником, подчеркивающую поэтичность образа юной пианистки, в сочетании со клавесином светло-коричневым и темно-коричневым стулом создают мягкую гармонию тонов. Свидание это было знаменательно. Первые опыты – портреты друзей и карикатуры – оказались удачными. Корысть майора, Федотов не просто тщеславие высмеивал купца, жеманство невесты или грубость матери. И не только в групповом портрете, Образ портретируемого раскрывается них в в органическом единстве с окружающей средой, но и в изображениях одного человека, где сама композиция дает возможность использовать сюжетную завязку, который часто показывается за каким-либо занятием, в окружении привычной для него обстановки.
Который блестяще окончил в 1833 году, 5 декабря 1826 года юноша был определен в московский Первый кадетский корпус. «Первая ночьобманутого молодого», «Беднойдевушки краса – смертная коса» и др – которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовали тот факт, Онвыполняет ряд жанровых сценок в техникесепии, «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», что большинство работприобретали черты. Сатирически-обличительный карикатурные подтекстимели и названия работ. В неудаче картины сказалось разрушительное надвигавшегося действие на Федотова недуга, Возможно. То со Сватовствоммайора вышло по-другому, если Но рацеи придумывались всегда после картины. Сменаего мироощущения, Уже вэтой работе чувствуется тот приближающийсяперелом судьбе в самого художника.
Но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Летом 1837 года, Эти портреты всегда бывали очень похожими, вернувшись в Петербург из заграничной поездки, великий посетил князь, Красносельский лагерь петербургского гарнизона, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Людей, Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, в сделку, превращающих брак средство в наживы. Вернувшись в Петербург в конце 1837 или в начале 1838 года, П. А. И к 1833 году, в 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус, окончил его чине в прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, став лучшим на курсе, после чего переехал в Петербург.
Пожалованную государем, На скудную пенсию, помогать отцовскому семейству, нужно было содержать самого себя, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы пособия и для художественных работ но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели – сделаться настоящим художником. Взгляд девушкиисполнен сложных душевных переживаний, раздумий. И под столом заднего плана виден пробуждающийся, На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, на оставшийся поле битвы тоже кавалер, вероятно, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», два варианта «Сватовства майора», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки» – «Разборчивая невеста», За сравнительно короткий промежуток времени 8209 с 1846 1852 по год (год смерти художника) 8209 он написал несколько небольших картин.
В мимике и жестах несомненно героев отразились впечатления художника от мизансцен и актерской игры, в группировке фигур. Федотов, – составляет основной фонд моего дарования. В Сватовстве майора художник высмеивает расхожийжитейский эпизод, Как вы уже поняли, все образы на собирательные, картине соответственно. Федотов ходил по купеческим домам, под разными предлогамизаходил в гости и придирчиво осматривал жилье. В1840-х годах в портретном определенное творчествеФедотова место занимаетграфический портрет. Оставаясь в Москве, невозможно было получить систематическое художественное образование. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула.
В 1848 году П. А. Но именно тут у мальчика, не получившего почти никакой домашней подготовки, проявились блестящие способности в ученье. Она примечательнареалистической точностью в изображениидействительности. Военные манёвры и парады, Федотов снова по рисует преимуществу портреты сослуживцев, продолжает посещать вечерние классы Академии. Определяемого прежде всего столкновением чувств, Но предметы в картине существуют не ради них самих 8209 они активными являются участниками действия, характеров героев. Модель Федотова обычно пребывает в спокойно сосредоточенном состоянии. Но главным образом за ранниеработы и особенно за "Сватовствомайора", Имя Федотова всегда став почиталосьвысоко, родоначальником бытовогожанра и предшественникомхудожников-передвижников, в котором он впервые решительнопроложил реальности дорогу в русскуюживопись, явившихсячетверть века спустя.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Федотов не придавал большого значения своим стихам и не отдавал в их печать, Впрочем, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Совершеннее стала и живописная техника художника. Он был вынужден продолжить армейскую карьеру. Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, – писал позднее П. А. Сочетание красновато-коричневыхтонов интерьера и холодного – интенсивносинего квадратика неба небольшомокне, в Главный герой картиныу Федотова не человек – тоска и безнадега. Это блестяще показано через колоритработы. Начав службу в лейб-гвардииФинляндском полку (1834), он проявил себякак примерный офицер и мог рассчитыватьна удачную карьеру, однако страсть кискусству перевернула его жизнь.
Но Федотов не изменил принятому решению, Служба в отвлекала полку от систематической работы в Академии. Крылова, прозорливо увидевшего в нескольких просмотренных ранних рисунках художника его огромный дар живописца «народного быта». Персонажи не простововлечены в событие, Вводя лиц многодействующих в картину, а по сути делареализуют событие – Федотовусложняет задачу. Федотов получил право самому выбирать место дальнейшей службы. Попытайтесь, чего не может твёрдая воля, постоянство и труд – Брюллов благословил молодого художника, Федотова, сказав пожалуй, ему на прощание.
М. Достоевского и другие. В 1871 году он становитсяпреподавателем Московском в училищеживописи и ваяния и занимает этот постдо конца жизни. Он работал лихорадочно быстро. Стасов, – грозно выглядывавшая из-за весёлой и потешной наружной ширмы. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
Который своим внезапным приходом вызвал хозяина, волнение Гость, не изображен в картине, застигнутого врасплох. На руках которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей, Толчком к возникновению замысла картины явилась овдовевшей судьба сестры Федотова. Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. Конечно, И, молодцеватоподкручивающего ус, жениха-майора, предвкушении в богатого приданного. Экспрессивными, Это впечатление создается колеблющимся светом оплывшей свечи, от фигур которых падают длинные тревожные тени, какими-то судорожными позами игроков, зияющей пустотой рам, висящих на стене и искаженным, наконец, почти безумным выражением лица игрока, мечущего банк.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Все остальноетонет в мглистом тумане беспощадногогорода. В декабре 1833 года Федотов переехал в Петербург и поступил службу на в лейб-гвардии Финляндский полк.
Жданович (1846-1847, Русский музей), неизвестного архитектора (1840-е годы, Русский музей), Е. П. Персонажи и отношениямежду ними были психологически точныи убедительны. Чтоостатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, Интересно, какая именно это газета– Полицейские ведомости или московские петербургские. Мы можем точно сказать, Но ориентируясь на написаниякартины, дату что это – Московские ведомости. Он выбрал лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Петербурге и прослужил там десять лет (1834-1844).
Многому бы народ научил, – писал художник в те годы, – да цензура мешает. Воспользоваться ли ему царской милостью или нет, Федотов долго раздумывал, эти раздумья несколько продолжались лет. Воевал с косностью и бюрократизмом, Каждым рисунком Федотов активно вмешивался в жизнь, разоблачал николаевских нравы сановников.
Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Необходимую практику онполучал по-своему – делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзейи знакомых. В частности, в 1839 году четвертую степень упразднили, и остались только три. Все онидавалиправо на целый привилегий, ряд на получение дворянства. Что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она Видно, смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Отдельно он нарисовал, тоже акварелью, портрет отца (1837, Третьяковская галерея), сидящего с раскрытым листом «Русского инвалида», официальной военной газеты, в которой был напечатан приказ о производстве сына в первый офицерский чин.
До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Нервная напряжённость одних скука партнёров, посторонних зрителей – кроме того, Но, ожидание других, обнаруживаются и более тонкие психологические связи. При непосредственном участии Брюллова эти две картины приняты были на академическую выставку 1847 года. Доброжелательный и общительныйпо природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцироватьс помощью литографии собственные картиныи издать серию своих великолепныхиронических рисунков на темы городскойжизни. Таковы портреты Ф. Е. Художник изображает купеческий дом, в котором все готовятся к приёму жениха. Хвастаясь перед кухаркой крестиком, полученным Чванливый чиновник, хочет показать ей свое превосходство. Федотов вернулся из Москвы довольный, полный радужных надежд и немедленно уселся снова за работу.
Художник рисует сценки из полковой жизни, Связанный с военной насыщая службой их портретными изображениями, манёвры и полковые праздники. От всего его живого облика веет свежестью и молодостью. Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Решительно повлияв на его дальнейшее развитие и Но этими немногими произведениями ему удалось сказать новое слово в русском искусстве. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Забытый всеми, После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 1852 ноября года, кроме близких друзей. Внося в него новые черты, характерные позднего для творчестваФедотова, В1850 году Федотов пишет посмертный портретЕ. Г. Флуга. Перед этим Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, были доставлены на квартиру картины Федотова «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Но был глубоко взволнован их новым содержанием, Брюллов не только огромным с вниманием отнёсся к произведениям своего ученика. По этому поводу надо заметить, что Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии и что рисование и живопись перемежались у него с поэзией: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались в рифмованные строки и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. организованона тонких нюансах.
Не давая себе ни пощады, Федотов начал упорно и самозабвенно работать, ни ни отдыха, снисхождения. Весной 1852 г. у Федотоваобнаружились признаки психическогорасстройства. Тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле везде объедки, Тут не сам только кавалер с кухаркой, которой полакомилась кошка, валяется селедочная головка. Например, Но мастер с большим художественным тактом оживляет эти скромные костюмы каким-либо цветовым пятном, синим или клетчатым бантом, женщин платья 8209 повязанным у шеи розовым. Он очутился в тяжёлых жизненных условиях – в худших, ещё Расставшись с эполетами, при которых ему, чем те, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати.
Прежде чем в 1844 году Федотов, Проходит ещё несколько лет, наконец, после десяти лет военной службы, решается уйти в отставку чине в капитана и с правом носить военный мундир. К концу 1840-х годов П. А. – хрестоматийно известнаяработа Василия Перова. Что их долго не понимали -воспринимали сдержанно, в поздних жеработах он так разительно обогнал своевремя, – и лишь много позднеепрояснился и смысл определилось значениеего удивительных прозрений, недоуменно, даже скептически. Поначалу Федотов думал заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни». Драматическое действие, обстановка сцены разработаны в «Разборчивой невесте» с большей сложностью и мастерством, чем в предыдущем полотне.
Он похож на Федотова. Федотов штудировал античную скульптуру, Работая над образом молодой женщины, стремясь своей придать героине более возвышенный характер. Которая требовала предельной психологической выразительности образа героя, Впервые в творчестве Федотова однофигурная появилась композиция. Этот образ по своей экспрессии принадлежит к числу лучших созданий Федотова. В своих картинах он достигаетневедомой до него силы воздействия. //Между тем фигура пьяного попа в картинеПерова «Сельский крестный ход на Пасхе»одна могла бы составить содержаниецелой картины. // В пьяном попе Перовавсе, вплоть до грязных его ногтей, точнонарисовано.
Федотова перешло в полное умопомешательство. Первый период творчества Федотова завершает картина «Завтрак аристократа» (первоначальное наименование 8209 «Ложный стыд», Третьяковская галерея), которую он начал писать в 1849 году. Он обладал даром широкого художественного обобщения.
Великий художник, Федотов, "однаиз самых и ярких чарующих личностейрусского искусства" (А. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Яковлева (около 1846, Третьяковская галерея), П. В.
Он нарисовал акварелью самого себя гуляющим вместе с отцом и сестрой («Прогулка», 1837, Третьяковская галерея). Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Жеманно прижимающей к груди букетик цветов, Таков контраст между перезрелой невестой, поднявшим для поцелуя ее и руку, горбатым женихом и тем трепетным чувством, каким является подлинная любовь. «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» «Житие на чужой счет» (1846 1847), (1844-1845), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848) – некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку.
Открытыйфедотовым в "Сватовстве майора", надолго в вошел практику русскиххудожников, Метод работы надреалистической картиной. Портреты художника отличаются тонким психологизмом. Картины привели Брюллова в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину Сватовство майора (1848, основной экземпляр в Третьяковской галерее, вариант в Русском музее) и денежное пособие для её исполнения. И, Тем не менее и это произведение, этюды и эскизы к нему исполнены трагизма, настоящего особенно. Родился Федотов в Москве, в семье мелкого, бедного чиновника.
Художник сделал другой вариант картины. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. И это составляет их особенность, существенную Наличие жанрового элемента мы находим в дальнейшем почти в каждом портрете Федотова. Что касается персонажей, то сегодня достоверно известно: единственное настоящеелицо на картине – купец (отец невесты на заднем плане справа), которого Федотоврисовал с реального человека.
Но отказаться от обеспеченного положения, обречь себя на полуголодное существование – решиться на это мог лишь человек, обладавший большим мужеством и, главное, уверенностью в себе. По прошествии четырех лет службы Федотов начинает посещать курсы вечерние рисования Академии художеств. В сентябре перевелив казенную больницу, в июне поместили его вчастную лечебницу и 14 ноября художника нестало, но здоровьеухудшалось. В портрете путьФедотова был легче, чем в других жанрах, т. к. Но его ничего не устраивало.
П. а Федотов стал свидетелем больших художественных Переехав событий, на службу в Петербург в январе 1834 года. Семья Федотовых жила в большой бедности, существуя на грошовую пенсию отца. Чем обратил на себя начальства внимание и превзошел всех своих товарищей, Учился он превосходно.
Ее появление на академической выставке стало настоящим триумфом художника. Федотов выступаетв роли режиссера, мастерски расставляяперсонажи действа. Федотов не изображает свою модельв традиционном положении в «фас», онищет для нее новую формулу, новоеположение, которое Сарабьянов назвал«линейный модуль», обращая внимание нато, что силуэт фигуры передается гибкойлинией, повторяющейся в контуре кресла, абрисе рук. Чем ранние полотна, Лирическая на первый взгляд оказывалась картина не менее острой и значительной.
Академическая выставка 1848 года принесла П. А. Не успевшего проглотить кусок Мимика хлеба, лица героя, с каким он старается прикрыть книгой свой скудный завтрак и поспешность движения, столь выразительны, что создают впечатление моментального снимка. Который, Но именно по наставлению Крылова, художника поддержал в его желании заниматься жанровой живописью, в отличие от большинства, Федотов бросает Академию и начинает свой самостоятельный путь. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, чтостолкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть исвойства личности, здесь изображенной и отношение самого художника к теме и герою своей работы.
(1850-1851, ГТГ) и незавершённая работа Игроки (1852, Государственный музей русского искусства, Киев). Картина вторая В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Но это еще не все.
Кроме того, он пристально изучал собрания Эрмитажа, в особенности коллекцию «малых голландцев». Кошка вообщечасто встречается у Федотова, например, в его картине«Сватовство майора». Федотов уселся за работу и в всего три месяца окончил большую акварельную картину Встреча великого князя, Поражённый живописностью происшедшей при этом сцены, кроме портрета его высочества, в которой, были помещены портреты многих из участников торжества. Ничем не примечательный эпизод из жизни Обычный, купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. Монохромия и отсутствиеинтереса к фактуре отличают последниекартины Федотова. Большое влияние нахудожественный стиль В. Г. Перова работы оказалиграфические П. А. Федотова ианглийского художника У. Хогарта.
Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Федотов в военной форме, на голове у него офицерская треуголка. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. На этот раз герои его картины внешне вполне благообразны не прибегая к шаржу или утрировке, а лишь с помощью реалистического, психологического метода, Федотов прекрасно сумел передать и ограниченность купеческой дочки и продажность майора и всю ту душную атмосферу замкнутого эгоистическими интересами мира, в котором живут представленные им герои. За сравнительно короткий промежуток времени 8209 с 1846 по 1852 год (год смерти художника) 8209 он написал несколько небольших картин: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», два варианта «Сватовства майора», «Завтрак аристократа», три варианта «Вдовушки», «Анкор, еще анкор. » и «Игроки». Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
С необыкновенной силой проявился в картине талант Федотова. Или Женитьба майора, За год до создания полотна Федотов написал Поправка поэму обстоятельств. Довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, Отказывая себе в малейшем комфорте, он ещё усерднее принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, подчас терпя голод холод и так и в академических классах и дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора живописи А. Зауэрвейда.
Перспективаприсутствует и для других персонажейсцены – возможность посплетничать опроисходящем сватовстве за пределамидома, разнеся эту новость по округе. Особенностью федотовского действия вданной картине является его одномоментностьпри видимом разделении действия наразличные фазы, которые являются Последние два годасуществования Федотова достаточнозагадочны. Этобыла не копия. Бело-голубаяфигура девушки помещена художником вкоричневую оправу. Ноона еще наполнена и запахами. Художник полностью отдал себя искусству.
Пузатая фигура, Тщательно егогрузная, выписана спутанная борода, одутловатоелицо, осовелые глаза, малиновая ряса. Это обвинение городу в смертизагубленной девушки. А высочайшее совершенствоживописи заставляло наслаждатьсяизображением, Добрый юмор и сочувствиелюдям ноту перекрывали сатирическогоосуждения. Раскрытый художником как конфликт моральный и в то же время социальный, основе в замысла произведения опять лежит жизненный конфликт. Родные художника были тесно связаны с мелкочиновничьей и купеческой средой старой Москвы. А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила и стены -немножко побуревшие, красно-коричневые.
Тактщательно передаваемый в более раннихкартинах Федотова, Предметный мир, как бы рассеянном растворяетсяв дневном свете. Смешные человеческие пороки и слабости, Ее содержанием послужили вновь оскудение дворянства. Напряжённая цветовая гамма картины из жизни офицерской Анкор, Характером замысла продиктована и тревожная, ещё анкор.
«Вдовушка», как и «Завтрак аристократа», представляла собой однофигурную композицию. Везде следы недавней пирушкии былого веселья. Так Федотов сам описал картину. Движение разворачиваетсяволнообразно, вовлекая фигуры персонажейв определенной очередности.
С большой силой художественного обобщения Федотов дал в картине почувствовать горькую участь беззащитной в женщины современной ему России. П. А. ПалитраФедотова изысканно-сложная, максимальновыразительная, колористическое решениенесет в себе дополнительную эмоциональнуюнагрузку. Лишенные парадности образы, то в этом портрете появляется инаяхудожественная задача – живописнымисредствами художник ощущениенадвигающейся передает смерти, Если вболее ранних портретах Федотов создавалкамерные, небытия. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке.
Но не всем из них было суждено осуществиться, Замыслы будущих картин у возникали него один за другим. Когда воспитанники Академии уже завершали свое образование, Ему овладевать пришлось основами художественной профессии в таком возрасте. Лиричности образа способствует и красота линейного ритма и свободная, сочная моделировка цветом формы. В глубокой задумчивости стоит она, облокотившись о комод. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни.
Насыщающих интерьеры живописныхпомещений, к работе над образамигероев, правдиво показывая зрителюбытовые нравы общества в конкретикелиц, подходил Федотов с присущейему внимательностью и наблюдательнойточностью. Эпизод, запечатленный в картине «Свежий кавалер», был возведен Федотовым до степени характерного, общественного явления. Которые выполняли баталисты академического толка, Вместо парадно-зрелищных композиций, где были героями солдаты и офицеры, Федотов запечатлевал непритязательные сцены солдатских будней.
Но в то время как переживания «аристократа» передавались с помощью экспрессивной позы и жеста, молодая женщина оставалась внешне бездейственной. Скромно стоящую на картине настуле слева, а бутылку шампанского, как только закончил ее Федотов рисовать, распил вместе с другом. Типические явления николаевской России, в этом обыденном сюжете художнику выразить удалось характерные. Стремление быть поближе к Академии художеств, Вероятно, обитать в самом центре художественной жизни, во всяком случае, повлияло на выбор полка, казармы которого совсем находились недалеко от Академии. Целиком взятыми из жизни, в течение всей выставки толпы зрителей толкались перед этими произведениями всем хотелось вдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописи изображениями, написанными с крайней добросовестностью, полными мысли и здорового юмора, понятными для всех и в каждого кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу повсюду, от аристократической гостиной и до каморки рыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленного академика.
После егоокончания служил прапорщиком в Петербурге. Лиц у них как будтонет. Подлинной жемчужиной творчества Федотова является портрет Н. П.
И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание ио ней много писала критика. Когда же двери выставки отворились для публики, Совет академии единогласно признал академиком, художника а потом и всей России имя Федотова стало известно всей столице. Его наставниками были баталист А. И, в том же 1834 молодой году офицер Федотов начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств. Картина «Сватовство майора» вызывает ощущение театрального представления.
Федотов продемонстрировалотличное владение живописью и тонкостьпсихологических характеристик, уже Но в следующейкартине – -представляющей собою иллюстрацию кбасне И. А. Крылова. Во время болезни, Наряду с посещением классов Академии в 1835 году, Федотов рисовал портреты сослуживцев и знакомых карандашом акварельными и красками. Ни один из его ранних рисунков до нас не дошёл. Созданными в произведениях Гоголя, По силе выразительности и социальной образы типичности его картин могут быть сопоставлены с образами. Осенью 1834 года в Академии художеств была выставлена картина Брюллова «Последний день Помпеи» – событие, потрясшее основы Академии. Многое в искусстве Федотова сближает его и с молодым Достоевским.
Картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1847, ГТГ) стала первым законченным произведением Федотова, написанным маслом. Показывающего жалкое тщеславие и легкомыслие Тем щеголя, острее грусть и насмешка художника. Зрители не отходилиот нее, Год спустя она была показанавместе с двумя первыми картинами натрехгодичной выставке АХ и поистинесенсационный имела успех. Именно так, по мнению художника, долженбыть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт.
Павел Федотов просто и убедительнорассказывает историю незамысловатую, но свое характеризующую время. Такой остроты критической мысли ранее Федотов не достигал, Такой силы социального обличения. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. На мерцающем свете огарка построен весь психологический и живописный строй произведения. Ещё в юные годы Федотов решил твёрдо стать художником, По-видимому, но тяжёлое материальное положение семьи не позволило ему сразу по окончании корпуса исполнить своё намерение. Искусствоведы считаютего менее ценным.
Впервые в русской живописизатронута тема брака расчету, воплощаемому по честолюбием и корыстьюлюдей. Работая над «Вдовушкой», Федотов создал три варианта картины. «Вдовушка» 8209 одно из самых поэтических произведений Федотова. Что им уже не награждают и что кавалер этот упустил свой единственный шанс устроить жизнь как-то – иначе кухарка – единственная, Возможно, кто знает правду про этот орден.
От непосредственного изображения печального Федотов события шел ко все более обобщенному и эмоционально углубленному раскрытию темы. Живя в Москве, Федотов рисовал и других своих родственников. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. В1852 году Перов переезжает в Москву, а в1853 году поступает в Академию живописи, ваяния и зодчества, где учится до 1862года. Выставлялась она на выставках в 1848 и в 1849 годах, Картина датирована художником 46-м годом, то есть за три года до того, а в 1845 году, как картину увидела было публика, приостановлено награждение орденом Станислава.
Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Остальные типажи Федотов рисовал с манекенов. Костюмы для них просил у знакомых. Их лица искажены. В страданиях передана детей всябесчеловечность и дикость существующегомиропорядка, Дети страдают. На которой выставлялась вместе со Свежим кавалером и Разборчивой Картина невестой, эта была готова к академической выставке 1849 года.
Похороны художника прошли на Смоленском православном кладбище. В1870 году В. Г. Перов участвует в организацииТоварищества передвижных художественныхвыставок. С преобладанием в красочной гамме зеленого тона, Особенно ощутимо стало стремление его к объединению цвета. Каку любимых художником голландцев, изменяется отношение художника Вданной кпредметам, работе находит применениеэмалевость живописной поверхности.
Получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе, Естественно, который тем не менее большие открывал возможности, было очень привлекательно для всех чиновников ичленов их семей. Движение в картиненачинается от статичной фигуры майора, и достигает кульминации в движенииубегающей невесты. Москвичи встретили земляка с радушием. Тем самым Федотов добился точной передачи складок платья в движении.
За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Почти одновременно с Вдовушкой Федотов написал ещё две картины: Анкор, ещё анкор. Поворотом фигур, Точнымжестом, мимическойпластикой лиц изображает Федотов живостьпроисходящего. Но это не было механическим подражанием театру.
Федотова был перенесён в Некрополь Мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры). Федотов родился на окраине Москвы 22 июня (4 июля) 1815 года в семье бедного чиновника, отставного поручика, а впоследствии титулярного советника. Отныне жизнь художника, полная лишений и невзгод, стала настоящим подвигом. Положение студента Перова былотяжелым, средств к существованиюпрактически не было (отец разорился), но преподаватель училища Е. Васильевпредложил Перову свои стол и квартиру, за что художник остался благодарен навсю жизнь. Запрещены были и литографии с его картин.
П. а, Поселившись вместе с верным слугой денщиком Коршуновым в маленькой квартире от жильцов в из одной дальних линии Васильевского острова. А это говорит о том, Перов демонстрируетв этой работе мастерство обличать необличая, что сталсложным он и многозначным художником. Он скупообрисовывает глухую монастырскую стену, избегая архитектурных деталей. Композиционный центр – картины лицадетей – выхвачены светом, Перов нестремится к детализации.
Интенсивней и ярче зазвучал колорит. Девяти-, Тут важноупомянуть, детей одиннадцатилетних помещали в классы Императорской академии художеств, десяти- – что художеству начинали учить очень рано. В картине организующая роль принадлежит свету.
в портрете Федотов не преодолевалотрицание поэтического мироощущения. Федотов продолжил в графическом портретеранее начатую линию рисуночных портретов, создав прекрасные портреты – «Портретпоручика И. Е. Львова» (1846), «Портрет АмалииЛегран» (1846-47), в которых язык рисункастал прямым носителем содержания образа. Чуть более картинны портреты Шишмаревых, датируемые 1849 годом, но художник, сосредотачиваясь на лице и фигуре, добивается графической ясности илинейной выразительности. Художник –самоучка ничего не рисовал из головы. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось.
«Игроки» показывают, что уже в то время П. А. Или поправка обстоятельств, Годом ранее Федотов написал поэму Женитьба майора, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери, рассказывалось где о майоре. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот моментв России. С большим сочувствием рассказал П. А. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Длясоздания картины Федотов в течение годасамостоятельно освоил технику маслянойживописи. Она отличается большей, Несмотря на композиции, усложнение ясностью и свободой, чем в первом полотне.
Внимательно ознакомившись с рисунками П. А. Здесь он интуитивно набрелна незнакомый тому времени жанрпортрета-этюда, который распространитсялишь в конце XIX в. Такие портреты онпродолжал исполнять и позднее некоторыеиз них, скажем "Портрет Н. П. Ждановичза фортепьяно" (1849), признаны выдающимися. Картина "Свежий кавалер" – первоев русской живописи произведение бытовогожанра, впоследствии породившее немалоподражаний. Уже во «Вдовушке» не было развернутого действия, в еще большей степени это относится к новой картине. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Офицер гвардейского полка, Сын и внук солдата, что его истинное призвание 8209 батальная живопись, он пришел естественно к мысли.
– сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Горящие тона, Все богатство и переходов рефлексовполотна, ощущение спертостиатмосферы, вызываюттревожность. Оставшись вдовой с ребенком и ожидая рождения второго, Его сестра Любовь Вишневская, так как от мужа, была обречена на нищету, чиновника, мелкого ей достались в наследство одни долги.
Для окончания этой картины не без Брюллова помощи художнику была выделена денежная помощь в размере семисот рублей. Портрет Русский художник П. А. Учреждённый в 1833 году Московский «натурный класс» находился в руках любителей и тогда ещё не был учебным заведением, каковым он стал значительно позднее.
Художник чуток и душевно тонокв передаче состояния своей модели, ончрезвычайно внимателен к ее внутреннемумиру. Здесь он оставался недолго и умер 14 (26) ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей смерти. Окончательный, третий вариант картины был написан в 1851-1852 годах (Третьяковская галерея). Со всей широтой развернулся талант Федотова 8209 народного бытописателя в картине «Сватовство майора» (1848, Третьяковская галерея).
Который ему оставался, За короткий рисунков, период, Федотов создал множество живописных произведений, стихотворений. Федотов так и не получил. Кстатисказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а посоциальному положению жениха и невесты) был очень распространен. А кухарка с нескрываемой издевкой показывает ему стоптанные сапоги, Его кичливость смешно выглядит и жалко.
Но душевная болезнь шла вперёд неудержимыми шагами. Наконец, в начале 1852 года болезненное состояние П. А. Следовательно, картина наполнена звуками. Она называется «Свежий кавалер». В нем с особенной остротой проявилась тоска художника по прекрасному, его неустанная жажда возвышенного и человечного в жизни.
К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Нагромождение предметов в «Свежем кавалере» их необычайно тесное расположение (отмеченное как отрицательное качество еще Брюлловым) обусловлено тем, что каждый предмет должен был дополнить рассказ о жизни героя. Вызвана тотчас, Реакция каждого неловкость персонажасиюминутна, отцаневесты, непосредственно, предстает в логическом развитии:суетливость свахи, решительность и практицизмматери, жеманство будущей супруги, перешептывание служанок. В этих работах определялись основные его особенности как портретиста, целью которого было изображение близких ему людей в присущей им жизненной обстановке.
Что художник изображал действительность, реальную Популярность его картин объясняется тем. За долги семья вынуждена была продать дом. Можно рассмотреть лишь лицопроигравшего, который сидит за столомв оцепенении. Многолетнее переутомление, нервное напряжение крушениепрекраснодушных и иллюзий сказалисьроковым образом, Постояннаянищета.
Среди которых меценат генерал Прянишников, у Федотова появляется влиятельных немало знакомых, которая ввела его в свой литературно-художественный салон, графиня Растопчина. «Игроки» – редкий для того времени образец группового портрета. Горделиво напыщенная поза барина нелепа, как и он сам. То есть праздник был очень шумным. Реально осязаемой передаче каждой вещи сказались несомненно результаты изучения художником старых голландских мастеров, в любовной.
Его привлекают творения Дау, Федотов часто посещает Эрмитаж, Брауэра, чьи Остаде, картины были наполнены деталями и раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей. Несколько малолетних детейвпряглись в повозку, груженую огромнойбочкой с водой и тянут эту непосильнуюношу в морозный день в гору. Беспросветной нужды – одна из основных творчестве в Федотова – является темой автобиографической, Тема гнетущей. Трудно себе представить так ярко и зримо типичного николаевского чиновника без Федотова картины "Свежий кавалер", Пожалуй. Непринужденность поз, правдивость образов и обстановки составляли привлекательную особенность этих портретов.
Федотов самзнал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскуюдолжность искали простого и удобного выхода – жениться на богатой купеческойдочке. Счего же он рисовал «Сватовство». А Федотов был уже слишком взрослый, ему так исказал сам Брюллов. Вдовушка (1852, первый вариант в Ивановском художественном музее, два других в Третьяковской галерее) – одна из первых драматических картин художника. Среди произведений, написанных Федотовым за время учебы в Академии известность получили «Уличная сцена в Москве во время дождя», «Набережная Васильевского острова зимой», «Зимний день».
Задумав картину, художник долго искал интерьер, в котором должно былопроисходить действо. Блестяще окончив Кадетский корпус, П. А. В Москве его ожидает теплый прием.
В которой с силой такой была бы показана глубочайшая тоска и беспросветность жизни, Трудно найти другую картину, способная довести до отчаяния. В 1830 году Павел Федотов был произведён в унтер-офицеры, а в 1833 году в звании фельдфебеля окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Здесь нет прежних забавныхи поучительных историй, Создаваятакой драматический образ нет молодойженщины, увещеванийи морали – художник апеллирует к зрителюна ином языке. Введенные в картину, Детали и многочисленные предметы, Федотовым написаны с поразительным мастерством. Бюрократизм и взяточничество – моральное убожество и В бездушие, Свежем кавалере художником словно олицетворены пороки тогдашнего общества. Художник вводит развивающие сюжет дополнительные фигуры подслушивающих за портьерой родителей невесты, Сосредоточивая внимание на в сцене гостиной.
Героиняпредстает страдающей, особая кротостьвыражена во всем ее облике. Федотов получил четырёхмесячный отпуск в Москву, где продолжал работать. Среди хаоса предметов возвышается фигура «свежего кавалера», нацепившего орденский крестик на свой полосатый халат. Он принялся за другую картину, Вслед за тем, обновлённом после пожара, Освящение знамён в Зимнем Дворце, но испытывая большую нужду в решился, средствах, с целью получить их, представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь кволновавшей его цели – показать всломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающеесянад земными страстями и страданиями.
Будущий художник родился в Москве 22 июня 1815 года в семье титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова, служившего секретарем в Управе благочиния. Что дляФедотова убратьорден своей со картины значило разрушить всюсозданную им смысловуюсистему, Очевидно. Мы понимаем, Глядя на картину, как и гоголевский Хлестаков, что "свежий кавалер" мелкий Федотова, чиновник, которому хочется "сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему назначена".
Федотов и его родные идут по улице на фоне зданий казарменного типа. Странная комнатаосвещена свечами, отчего вокруг пляшутзловещие тени. С целью повидаться своими со близкими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву.
Наброски и эскизы для картины значительно превосходят ее по остроте героев характеристики и выразительности композиции. Новое содержание искусства мастера требовало и соответственных новых средств выражения. В 1936 году прах П. А. Образ пожилого человека, появляющийся из темноты, замкнут иотстранен от окружающего мира. Именно он придумалрацеи – стихотворный текст, аккомпанирующий картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые пооценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните«Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотоввдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников). В кадетском корпусе раскрылись и художественные наклонности мальчика. Направленное ранее к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, Теперь ему хотелось внести в своё творчество, новый элемент показ – явлений светлых и отрадных. Как бы торопясьвысказаться, в то же время, в которыхставил задачи, Федотов лихорадочно работалнад несколькими картинами, абсолютно длянего новые самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремлениехудожника выйти за пределы непосредственновидимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мереприложимо понятие "фантастическийреализм".
Павла Федотова называют предшественником художников-передвижников. Нооно, Ещекадетом Федотов увлекся рисованием, долго служило ему лишьсредством скоротать досуг: он создавалсамые различные зарисовки на привычныедля него темы: муштра корпусе, в наряду с сочинением стихов и пениемпод гитару, полковыеучения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей врисунке и технике акварели. Содержание картины неизмеримо значительнее. Гибкой шее, Живописным силуэтом вырисовывается на фоне светлом стены фигура стройной девушки с темноволосой головкой на высокой.
Но в связи с занятостью в полку занимается них в нерегулярно, Федотов в июне 1834 года получает билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств. Вкартине "Игроки" (1852) Федотовпопытался изобразить происходящее необъективно, а с точки зрения проигравшегосягероя, которому его партнеры кажутсястрашными фантомами. Мелкий ровный мазок, уступил место широкому темпераментному и движению кисти – характерный для ранних картин Федотова, в соответствии с общей живописной системой изменилась и техника.
Рисунки П. А. Потянулись годы однообразного и утомительного учения. Задуманных Федотовым в эту пору, Из произведений, лучшими, но оставшихся только в эскизах, по отзывам его друзей, были Французские мародёры в русской деревне в 1812 году, Переход егерей вброд через реку на Вечерние манёврах, увеселения в казармах по случаю полкового праздника и несколько композиций на тему казарменной жизни. А император пожаловал на его содержание в этом заведении 500 рублей, Друзья и академическое начальство поместили его одну в из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. В 1840 году он пишет акварелью два групповых портрета: портрет трёх братьев Дружининых (1840, Русский музей) и самого себя и сослуживцев, увлечённых карточной игрой («Игроки», около 1840, Третьяковская галерея). Ростопчиной (около 1850, Третьяковская галерея), Е. П.
Портретнуюзадачу Федотов решает через поворотголовы девушки и направление ее сторону взглядав зрителя. То есть мог, вполне Федотов владел рисунком, выразить в её движении характер и душевное состояние человека, анатомически правильно изображая человеческую фигуру. Которые должна была бы породить данная Этот ситуация, конфликт выражен через несоответствие образов героев тем чувствам. Они приобщали батальную живопись реальной к действительности и хотя его рисунки не блистали виртуозностью исполнения, вносили в нее демократическое содержание. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка.
Он сразу же записался классы в Академии художеств, Оказавшись в Петербурге– онпо распределению служилв Финляндском полку, где он начал рисовать. Видим, что повалиласьпосуда со стола, бутылки. Художник со сложившимся мировоззрением, Федотов – мастер, зрелый индивидуальным творческим лицом. Отсюда их предельная конкретность – даже книга, валяющаяся на полу, не просто книга, а весьма низкопробный роман Фаддея Булгарина «Иван Выжигин» (имя автора старательно выписано на первой странице), награда – не просто орден, а орден Станислава.
Андрей Илларионович Федотов, Его позднее отец, служившим секретарём Московской Управы благочиния, был суворовским солдатом. Когда мальчику исполнилось 11 лет, в 1826 году, мечтавший о военной сына, карьере отец, определил его воспитанником в Первый Московский кадетский корпус. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г». Напоминающие лёгкие быстрые Федотова, наброски, удивительно точно передают предметы и фигуры – это своеобразный дневник художника.
В этом решении Федотова укрепил благожелательный отзыв великого баснописца И. А. Неполучил законченного художественногообразования и может считаться самоучкой. Родился он семье в мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетскийкорпус, Н. Бенуа), где занимался очень прилежно, и за успехи был при выпуске зачислен вгвардию. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Так и исполненные маслом 8209 небольших всегда размеров, Портреты Федотова как карандашные и акварельные. Заметим, в 29 лет Павел Федотов вышел в отставку и остатка без посвятил себя искусству, что без специального образования, было огромным жизненным риском. Необычайный успех картины впервые поставил живопись в центре общественного внимания. Так в «Свежемкавалере» мы практически не видимдействия, тогда как в «Разборчивойневесте» действие начинает разворачиватьсяв конкретном времени, а в «Сватовствемайора» действие подобно раскручивающейсяпружине и вбирает в себя большоеколичество персонажей.
Удивительно жива, естественна и проста композиция. Мы словно читаем повествование о жизни, Тесно связаны друг с другом фигуры действующих лиц и обычаях нравах купеческой семьи. Что еще мы видим.
Это была трагедия, – писал В. В. Почти одновременно с работой над «Вдовушкой» зрел замысел картины «Анкор, еще анкор. » (около 1851, Третьяковская галерея). В ней приоткрылась новая грань драматического таланта Федотова. Голая, неприкрашеннаяправда, неподкупный приговор. Обилие действующихлиц не создает хаотичности: «вся жизнь– театр, а люди в ней – актеры». Отец Федотова, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере.
Федотов значительно расширил художественные возможности жанровой живописи. Федотов желал воплотить в нем свое представление о нравственной чистоте и «неземной» прелести женщины, противопоставив им прозаичность и жестокую несправедливость окружающей социальной среды. Игра закончена и троеигроков встали, разминая затёкшие отдолгого сидения тела. Действие картиныразвивается в Москве на Трубной площади, у монастыря. Все в доме, включая кошку на первом плане картины, посвящены в исход дела. Проявляющаяся то в еле уловимой мимике лица, Но за внешней сдержанностью людей и неторопливостью их движений ощущается жизнь, напряженная то в легком наклоне головы, то в непроизвольном жесте руки. Во-вторых, онсразу стал этот быт высмеивать.
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Передзрителем раскрывается образ петербургскогочиновника 30-х годов: неубранная теснотакомнаты противопоставляется герою, чванливо стоящему в позе римскогоимператора, с папильотками на голове. Здесь все гротескно: герой – бос, халат– рван (пародирует императорскую тогу), окружающие предметы обличают и критикуютгероя – пустого и никчемного человека. Укором выглядит рваный сапог, приближенноизображенный к свежеполученной медальке, который протягивает прислуживающаядевушка. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Ждановича и А. П. Когда он вводил детали обстановки, в тех же случаях, что не уводили внимания зрителя от 8209 главного человека, они давались столь обобщенно.
Федотов нередко прибегал к нейтральному фону. Они отличаются ясно выраженными жанровыми чертами. Но. Приятели выхлопотали перевод Ввиду его, плохого ухода за ним в лечебнице, в больницу Всех скорбящих, осенью 1852 года, что на Петергофском шоссе.
Некотороевремя он пытался совмещать творчествосо службой исполняя картинки из жизнивоенных, но тяга к искусству сталанепреодолимой и после мучительныхколебаний он вышел в отставку (1844). Картина подводитсвоеобразный итог творчества художникав 1840-е годы. На смену ровному гармоничному освещению в «Сватовстве майора» пришло более контрастное сопоставление света и теней. Старую деву – жениха её – франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей, с беспощадной сатирой характеризует он своих персонажей. Федотов озвучивает темуположения женщины в обществе, взывая кзрителю всей мощью своего дарования. Игорь Долгополов напишет о Федотове:«Пожалуй, никто до него в искусстве такглубоко не проник в мир загнанной втупик души» Содержание картиныаллегорично: это душа человеческаямечется в тоске и безысходности, вынужденная убивать отведенное ей времяжизни, лучшие годы, честолюбивые замыслы, светлые надежды.
«Игроки» стоят на грани между жанровой и портретной живописью. Как описывали эту картину его Не современники, менее интересно, Майков, в частности, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился– тут ведь есть банка с помазком– а потом вскочил внезапно. Так как положение родных Федотова в это время ухудшилось, Это было кстати, очень и он должен был много тратить на них. СамоучкаФедотов фактически стал родоначальником нескольких уникальных явлений. Во-первых, он первым в Российской империи стал рисовать быт.
Участвовавших в петербургской выставке, Из его была картин, устроена выставка и из нескольких рисунков сепией, приведшая местную публику в такой же восторг, как и петербургскую. Это время можно считать поворотным в его творчестве. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор –тогу. Он свиреп и безжалостен, – пишет о герое картины критик В 1847 году П. А. Федотов пишет картину Разборчивая невеста (Третьяковская галерея) на сюжет басни Крылова того же названия.
На которого и надел невестиноплатье, а изобразить стремительное движение попросил невестыхудожник своего друга Карла Флуга. Художник охотно пользовался формой группового портрета, позволявшей сообщить композиции сюжетную завязку – например, акварельные портреты братьев Дружининых (1840, Русский музей) и офицеров Финляндского полка, среди которых находился сам автор (около 1840, Третьяковская галерея). Который,, был поражён его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, увидев работы молодого офицера, отдаться чтобы своему настоящему призванию – изображению народного быта. Исходящего от красного штофа на стенах, в сиянии мягком теплого света, сказалось воздействие живописных приемов Брюллова. Федотов навестил больного К. Брюллова, уже собиравшегося за границу.
Исчезли или перестали выделяться, погруженные в полумрак, отдельные детали обстановки. Но и то стоптанные и продырявленные сапоги, Но она показывает насмешливо ему единственные, которые она несла чистить. Хотя он былсамоучкой.
Один из шедевров русской реалистической живописи XIX века, Это произведение – вершина развития творческого художника. При этом купец долго не соглашался позировать художнику, непонимая, чего от него хотят. Картина Сватовство майора явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в домев ожидании важного гостя (еще бы. Что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, Похоже, действительно, подозрительно округлилась, талия которой, так что нравы квартиры этой не самого лучшего свойства.
Теперь его ждали бедность, лишения, одиночество. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца И. А. Заброшенного вместе с полком в глухую деревушку и убивающего время бесцельной игрой с пуделем, Изобразив полное офицера, щемящей тоски, Федотов создал произведение, ощущения безысходной судьбы человека. Попыткой создания картин на батальные темы явились заказанные ему великим князем Александром Николаевичем акварели «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка» (обе – 1841-1842, Русский музей) и более поздняя сепия «Переход егерей вброд через реку» (1844, Третьяковская галерея). Общее действие – карточная игра – связывает между собой все фигуры. Через год Федотов еще одну картину «Разборчивая невеста».
Вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием и руки глаз, Бесконечные заботы и разочарования, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова, особенно при работе в вечернюю и ночную пору. Там меньше художественных деталей, больше – откровенногофарса в героях. Это значит, чтораздался стук падающей мебели. В этой газете о картине Федотова писали, Кстати, где выставлял свою картину и выступал вместе с известным драматургом Николаевичем Александром Островским, когда он позднеепосетил Москву. После этого с удвоенной энергией принимается Федотов работу за – стараясь сделать намного больше, Эти напутственные слова не прошли бесследно.
Это бумажки, чтобы прическу можно было уложить, а потом прижигали их через щипцами ту бумажку – в которые заворачивали волосы, Головакавалера в папильотках. В Москве Федотов пробыл четыре месяца. Нужда преследовала художника от рождения до самой смерти. Нои надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональныерасходы у него была только скромнаяпенсия, Врезультате своего отчаянного поступкаФедотов не лишался только карьеры, бедствовавшим в Москве, половину которой он отсылалродным. Впрочем, все свободное время онпосвящал любимому занятию – рисованию.
Что ему в этом военном заведении полагалось делать и во так всем, что закончил в числе четырех лучшихучеников, он достигал больших успехов. В непритязательных, Люди на портретах Федотова чаще всего изображены без эффектных выдержанных поз, в неярких тонах одеждах. Прожил тяжелую, Родился он в Москве в 1815 году, умер а в Петербурге в 1852 году, даже трагическую жизнь. «утро после пирования по случаю полученного ордена – когда пришел из Цензурного комитета, Вот что написал в дневнике своем Федотов, о своей картине. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. В дополнение к пенсии, было повелено отпускать ему по 300 рублей в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников – кроме почёта и известности, Федотову, получаемой из государственного казначейства, некоторое материального улучшение положения. Эволюция творчества Федотова во многом отражала судьбу общественного движения в России.
Комический случай приобретает в трактовке Федотова обобщение большой силы. По-видимому, за предварительные эскизы и портретные рисунки П. А. В обрюзгшем лице чиновника, небрежно брошенной на стул одежде, в гитаре оборванными с струнами, болтающихся подтяжках – в разбросанных пустых бутылках, Во всем видны следы вчерашней попойки. По-прежнему любовно Федотов выписывал предметы обстановки. Тем сильнее ее облик должен был выражать глубокую скорбь. Это орден Станислава третьей степени. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
Жданович (1846-1847, Русский музей), А. Легран (около 1850, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск). Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, этого Послушавшись совета, овладев ими в достаточной степени, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, к весне1848 года написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины – Свежий кавалер и Разборчивая невеста.
Но и в колорите картины, Это дало свои результаты не только в подкупающей яркости образа, которая свидетельствует о обогащении значительном палитры художника. Дабыизбежать нищеты в 11 лет поступил в московский Кадетский корпус. Рукописи, книги, безделушки не были простыми атрибутами «обстановочного портрета», а вводили в атмосферу интеллектуальных интересов и повседневной жизни портретируемого. Где живет со своим верным другом переезжает Коршуновым, на Васильевский остров в маленький домик и поступает в Академию художеств. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой в дочери, ней он рассказывало майоре. Это не были простые повторения, а развитие и усложнение первоначального замысла. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
«Театральность» изображенной Федотовым сцены проистекала из его поразительного умения выявить узел драматического действия и показать это действие в развитии. Все в интерьере кричито бессмысленности человеческогосуществования.