Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Реформы вызвали отпор. – говорил Суриков, в боярыни тиме Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем. Стараясь подчеркнуть силу образа, он часто отходит от исторических деталей. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину Обратимся к сначала русской истории трехсотлетней давности.
И как вставил ее в картину – она всех победила. И тут я штрихи ловил». Кидаешься ты на врагов, как лев. С этого момента, собственно говоря и начался раскол русской православной церкви. Соприкасаясь с разными слоями населения, Сталкиваясь с различными сторонами жизни Древней Руси, странники накапливали обильный материал для размышлений рассказов и исходив вдоль и поперек русские просторы. Полотно В. И.
Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде. Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные и колористические Изображая задачи, народную массу на улице, что он сделал с замечательным мастерством. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Странник полон глубокого сочувствия к закованной в цепи Морозовой. «Аллилуйя» петь дважды. «Аллилуйя» петь трижды.
Попросишь во дворе на розвальнях Как проехать, снег глубокий выпадет, а потом начнешь колею писать, чтобы снег развалило. Вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка, Этому способствует и нарастание движения в фигурах правого от края к центру сидящий на снегу юродивый идущая рядом с санями Урусова. Произошел раскол. Не желающей смириться с исправлениями, Одной из самых известных раскольниц, была боярыня Морозова, в внесенными книги Никоном.
Мы знаем, означало насилие и гнет, для которых посягательство властей на освященный веками означало обряд посягательство на весь уклад жизни – что за старую веру поднялись низы, Так и было. Она готова принять любые муки, пойти на смерть. Могут перенестись в прошлое, gt способностью, мистической разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь. ». Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году. «. Как обычно у Сурикова, места Уточнение и положения фигуры странника в эскизах композиции шло, параллельно с работой над этюдами.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Нравилось им, что я казак и не курю. Чем у привязанных к своим местам посадских, Круг жизненных их наблюдений был неизмеримо более широким, боярских или монастырских людей, дворовых. В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут в закованную цепи раскольницу боярыню Морозову. В толпе терялось. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает.
А потом их на Преображенское кладбище выселили. Который в каждом конкретном случае обогащается компонентами, новыми Это обычный его рецепт. Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок. К этому времени она овдовела осталась и единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани.
В чем смысл и значение произведения. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1671 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, Он писал занесенного этюд снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся на чистом рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев.
Зажигающим сердца, Вот почему образ Морозовой такими наделен необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, пронизающей красоты, вот где источник его особенной. Раскол получил значительное распространение среди крепостного и крестьянства посадского люда. Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. Голубовато-синие рефлексы черного рукава светлеют и каshyжутся белесыми на коленях. Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики.
Он появляется на эскизах, начиная с 1883 года. И лица их расцветают словно невиданной красотой, Женщины в картине все обращены к Морозовой, когда событие кончится и начнутся будни, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда. Старорусская Церковь Официальная Русская Православная Церковь Богослужение только совершать по старым (преимущественно иосифовским книгам. 2 «Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков.
Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Например, в этих книгах имя Иисус печаталось Исус при крестном знамении предписывалось складывать не два, а три пальца запрещалось брить бороды и усы. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». А он сел на грядку, ноги свесил. Я его на снегу так и писал. Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой.
– Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы интеnotресных ему по типу» Вспоминая о том, как создавалась «Боярыня Морозова», Суриков рассказывал Волошину: «Самую картину я начал в 1885 году писать: в Мытищах жил – последняя избушка с краю. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы». Ее поднятая вверх со рука сложенными в двуперстие пальцами символ старообрядчества идейный и композиционный центр всей картины. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав руки, спешит за санями Морозовой сестра княгиня Урусова, сохранить в себе мужество и силы.
С. 151. Сохранившаяся почти неизменной на протяжении столетий и встречавшаяся во времена Сурикова, Странник-богомолец типичная – фигура Древней Руси. Все лицо мелок было. Это самый жалкий персонаж.
Все с натуры писал: и сани и дровни. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, богатые Вот посадские женщины в шитых шапочках и парчовых платьях. Образ боярыни. Кидаешься ты на врага, как лев». Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Снег талый. Забелина. Перешедшее в противоборство церковной реформе, нововведения Подобные вызвали недовольство в народе, нередко доходившее до фанатизма.
Очень трудно ее лицо было найти. Небольшой, горестная складка губ, впалые щеки, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними дополняются и связываются в одно целое выражением умных, много видевших на своем веку глаз – с сильными лоб, выпуклостями Превосходно удалось Сурикову лицо странника. Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О. М. Картины Сурикова с непревзойденной силой художественной убедительности историческое воссоздают прошлое России.
В толпе терялось. Что на первый взгляд может показаться, результате в Суриков в этом этюде так близко подошел к образному решению странника в картине, этот этюд, будто бы он и есть завершающее звено в процессе создания образа. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.
1868 года Суриков успешносдал вступительные экзамены Академию. Учился Суриков успешно, особенно блестящешла у него композиция, за что его иногданазывали «композитором». Какими чувствами переполнены те, Мы с вами постараемся угадать, столпился кто вокруг саней боярыни. Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Она к старой вере стала склоняться.
Живопись помогает понять характер и менталитет народа. gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt. Эти странствующие богомольцы были и проповедниками и носителями новостей для народа. 23 Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните.
Вон как одежда боярыни Морозовой верхняя, Все в рефлексах лиловых и розовых и черная рубаха в толпе. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. Цветом выделен и психологический центр картины фигура Морозовой трагически звучит подобное тяжелому колоколу черное пятно ее на одежды фоне белого снега. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. Но и размышление, Из всей многоликой толпы в картине более странник всех остальных выражает не только сочувствие Морозовой, столь важного в трагической судьбе раскола, раздумье по поводу происходящего события. Современникам трудно быть беспристрастными и предсказания их сбываются не часто.
Ведь сколько времени я его искал. «На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого. «Иначе» действительно не представить себе эту женщину XVII в., готовую на муки и смерть ради дела, в правоте которого она убеждена. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. Все лицо мелко было. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
В которой сила органической подавляет жизни до времени тревоги душевных переживаний, Это – сама жизнь, сама человеческая природа. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. То в лице странника бродячего – философа, Если в лице юродивого Суриков изображает своего рода прорицателя. Сделанных Суриковым для фигуры странника, всех Из известных нам этюдов, дающий по грудное изображение странника, первым по времени создания является этюд маслом 1885 года. Очень трудно ее лицо было найти.
Художник уже схватил зерно обnotраза, Но в этюде не только отлично отличная воспроизведена модель, выражающий сочувствие, подчеркнул характер и состояние странника – его взгляд, его глубокую задумчивость – а есть нечто большее. Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной. А те, что кланяются, все старообрядочки с Преображенского», рассказывал Суриков. Которая предписывала некоторые изменения, Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, в том числе и церковных в обрядах. Именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу как Сурикова будущего исторического живописца, Возможно.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Имя Спасителя писать: «Исус». Имя Спасителя писать: «Иисус». «персты рук твоих тонкостны, Друг и наставник Морозовой, а очи твои молниеносны – истовый защитник старой веры протопоп Аввакум о писал ней так. Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой. Что горизонтали кремлевской стены, Дело было не только и не столько в том, замыкая композицию, помещенной глубине, в препятствовали передаче движения, а положение фигуры боярыни Морозовой было недостаточно динамично. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе. Типизации и обобщения, в этой статье мы стараемся рассказать о работе Сурикова над образом странника в Боярыня картине Морозова» и проследить по этюдам и зарисовкам сложный путь поисков, получивший окончательное завершение на холсте самой картины.
И как вставил ее в картину она всех победила». Страсть к рисованиюпроявилась очень рано. По Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год, Через Мытищи, беспрерывные вереницы богомольцев, особенно летом, направлявшихся сначала Хотьковский в монастырь, затем в Троицко-Сергиевскую лавру, – пишет дочь П. М. Третьякова. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Все лицо мелко было. Чтобы создать историческое полотно, Для того, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни, необходимо обладать качеством уникальным – умением видеть сквозь пелену времени. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Значение картины. Они смягчены и объединены мягким, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее декоративное в полотно они подчинены общей гармонии, голубоватой дымкой влажного воздуха, рассеянным светом.
Кроме сочувствующих Суриков показал в равнодушных толпе и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Там в Преображенском все меня знали. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к простецам: Огромный труд увенчался успехом. 2 На первом эскизе композиции «Боярыни Морозовой» (1881 год) странника еще нет.
За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году. Раскол же в целом сохранял до конца XVII века живую связь с народным и движением служил внешней оболочкой для стихийного протеста народных масс.
Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Раз я с дьячком ехал Варсонофием, Это меня когда из Бузима еще учиться посылали, мне восемь лет было. Благообразно-щеголеватого в своей нищете, Весь облик этого странника, производит впечатление кротости характера какой- и то ограниченности мысли. Сложенными в двуперстие, Высоко вскинула окованную Морозова тяжелой цепью руку с тонкими пальцами. Правая пола, волочащаяся по снегу, каshyжется холодной, фиолетово-синей (предельной густоты), левая пола на фоне желтой соломы – теплой.
Они в Медвежьем переулке жили у них молитвенный дом там был. Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой». Отопьет из штофа и на свет посмотрит всю дорогу пел.
И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Если раньше люди крестились перстами, двумя Например, то теперь нужно было креститься тремя. В начале зимы было. Суриков дает исключительные звучности по цветовые пятна голубое, Увлеченный красочностью древнерусского быта, малиновое, желтое, черное. Морозова была ближайшей его последовательницей.
А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Очень трудно ее лицо было найти. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем». А основу замысла, 11 Вы только представьте себе тридцать переделывать раз и изменять не детали.
В толпе терялось. Служить литургию на семи просфорах. Служить литургию на пяти просфорах. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину). Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто взгляды разделявшей старообрядцев. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из старообрядок. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо. Мы на Долгоруковской жили (тогда ее еще Новой Слободой звали).
Лежа на дровнях, Морозова поставила стул так, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями. Вскоре раскол получил значительное распространение среди крепостного крестьянства посадского и люда. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу. Я говорю идем. А непосредственную работу над начал картиной лишь три года спустя, Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году. Еле уговорил его.
Напечатанных по исправлениям Никона, в то время первые произошли беспорядки по случаю новых богослужебных книг. Ноги у него даже посинели. Указующий в небо, Её поза и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей побороть угрозой, гнёт преследователей её мыслей.
Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Вон пишут на снегу силуэтами. 3. Справа сидящий на снегу юродивый идущая рядом с санями Урусова, наконец – затемвставшая колени на и тянущаяся к Морозовой нищенка и, Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах от правого края к центру. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства.
В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному везут снегу закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Но звучит как траshyгическая симфония, Вот таким образом черное пятно фигуры воспринимается Морозовой не как провал в холсте, едва различимых нюансов, полная тончайших. Которому искал наибольшее соответствие в Как натуре и всегда, он отправлялся от внутреннего образа. Однако путь создания образа был более сложным. В расколе явственно отражались черты классовой антифеодальной борьбы. Спустя 2 месяцапосле выхода из дома Суриков добралсядо Москвы.
Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп, самого с же начала борьба против религиозных новшеств связалась с протестом против новшеств социальных. Когда люди жертвовали собою ради идеи, в русской действительности можно найти много примеров, что важнейшей было национальной чертой народа. Да в штоф все смотрел.
Кто желал исправить их, Люди невежественные не эти признавали ошибки ошибками и твердо защищали их против тех. С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. lt. Это – мужчина средних лет. «в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя, стрельцом-то с черной бородой, что была за дядей Степан Федоровичем – Авдотья Васильевна и чувствуешь здесь всю бедность Долго красок. » искал Суриков Морозову.
Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав руки, спешит за санями сестра Морозовой Урусова, княгиня сохранить в себе силы. Запечатлен в этюде для Боярыни Морозовой Голова священника. ) – мне восемь лет было. Поза, Одежда, положение в фигуры санях все было определено в предварительных работах, жест, не хватало только лица. В трактовке исторических событий главная роль принадлежит народной массе, стремления, мысли и чувства которой Суриков умел передать столь верно и ярко, словно сам был совре-менником и участником истории Древней Руси. 28 авг. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство.
Глубоко любя Россию, хорошо зная «изнутри» характер народа, великий русский художник в своем творчестве дает нам возможность почувствовать душу народа, его историю на эмоциональном уровне. 14 Боярыня Морозова. Дар бесценный. Многоцветность народной толпы, Но красочность, яркая выражая жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его силы, в конечную победу народного рассудка над предрассудками, света над тьмой. Она была схвачена, Несмотря близость на ко двору царя, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре.
«в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, стрельцом-то с бородой черной – что была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. Суриков населил историческое живыми полотно людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Сложенными в двуперстие, вскинула Высоко Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами. Тихонравова и И. Е. Ведь сколько времени я его искал.
Ну, говорит, Вася, ты правь. Сидя в драном своем рубище на снегу, Вот юродивый, тянет кверху два перста в знак явного единомыслия. Бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, Вскоре их жестоко начали преследовать отправляли в ссылку, сжигали живьем. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нет информации.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: «Персты рук твоих тонкокостны и действенны. С крестным ходом вокруг храма идти с востока запад. С на крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. Но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса, Но они часто истолковывались неправильно, так как давали предполагать повод не только наличие.
Которое, в представлении широких масс народных отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, в то же время усиливало и крепостнический гнет, внедряя силой «новую веру». Это целый тип у меня создан. Богослужение совершать только по исправленным («никсоновским») книгам. Они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее декоративное в полотно они подчинены общей гармонии, голубоватой дымкой влажного воздуха. У него тут косички подвязаны. Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в шесть или двенадцать лошадей за нею шло слуг, устроенною мозаикой и серебром, рабов и рабынь сто, человек оберегая ее честь и здоровье». В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой.
24 Диагональная композиция дала автору еще одну возможность с – большим эффектом показать движение саней. Ведь сколько времени я его искал. И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Произошел раскол. Суриков должен был разрешить композиционные сложнейшие задачи, Изображая народную массу на улице, что он и сделал с замечательным мастерством.
С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове». А на снегу все пропитано светом. Перешедшее в противоборство церковной реформе, Подобные нововведения вызвали недовольство в нередко народе, доходившее до фанатизма. 1, стб. Напряженный момент жизни, Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского в народа трагический.
Но прежде всего изменением самого содержания картины, При этом композиции изменение было обусловлено не только стремлением более абсолютно разрешить определенные художественные задачи. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. До нас дошли цен-ные материалы, отражающие эту работу.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Поразившего современников, Один сюжетов из истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра шедевра. Это традиционный персонаж старой Руси.
Каждый персонаж картины воплощает свой характер: неистов сидящий на снегу юродивый тверд и спокоен стоящий за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик, противник старообрядчества. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Глубокие, оставленные полозьями следы, волочащаяся по снегу солома, бегущий за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней.
Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Не закусывая пил. » «На снегу писать все иное получается, говорил Суриков.
Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе и они оттесняли лицо Морозовой. Суриков стремился и этюды делать в же тех условиях, Решая картину как сцену на открытом воздухе. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста.
2. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Василий Иванович вошел историю в русского художественного искусства как исторический художник. Правда истории и правда искусства не одно и то же: у науки и живописи разные задачи. Каждый по-своему воспринимает событие каждое новый лицо голос в едином трагическом хоре, Толпа едина – но ни одно лицо не растворяется в ней художник достиг здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности. Все лицо мелко было. А там ничего убавить нельзя сани не поедут». В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истинного и животворящего».
Кто знает ее печальную историю, Всякий, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, я уверен в том, как изображена она на его картине». Цит. В толпе терялось». И как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Что Суриков, Интересно, сильно очень отклонился от исторических фактов, хорошо знакомый с историей казни Морозовой.
4 Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви связан неразрывно с этими двумя людьми Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Средняя – самая широкая и темная, верхняя и нижняя полоса – небо и снег – самая светлая. Когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам, На картине взят Суриков момент. Художник тщательно изучал и воссоздавал в своих картинах костюмы, предметы быта, архитектуру, многочисленные типы разных социальных групп, мужчин, женщин, детей, бояр и бедняков, нищих и юродивых. Главная ценность живописи Сурикова в том, что художник предлагает нам свой взгляд, свою версию исторических событий. Как у нее, Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку таким с же, двуперстием». И в снегу, в и сером небе и в узорах народных одежд – перекликаясь с золотистыми, Голубые тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду.
Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания. У него круглый выпуклый лоб и впалые щеки. Что царь стоит на переходах, Боярыня думала, хотела и показать ему, смотрит на ее унижение, что нимало не стыдится того поругания, которому она подверглась по его воле». Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом».
Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. 27 Боярыня Морозова.
Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок. Очень трудно ее лицо было найти. Княжне Е. П. Урусовой и в М. Г. Даниловой Боровск: Персты же рук твоих тонкостны и действенны очи же твои молниеносны везде им являвшаяся яко лев лисицам см. : Памятники истории старообрядчества XVII века, (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой. Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». И по егоходатайству Сурикова в соглашаютсяпринять Академию художеств, Рисунки Суриковапривлекли внимание красноярскогогубернатора П. Н. Замятина, но безденежного содержания. И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца.
Поддерживала неистового протопопа Аввакума – главного врага никониан, Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году его поселила у себя. Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом. Понимая красоту, богатство и глубину этого цвета в жизни, Суриков получает черное, комбинируя (по собственным его словам) ультрамарин, краплак и индийскую желтую. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Нравилось им, что я казак и не курю. Это Феодосия Морозова. Писатели В. Короленко – и В. Гаршин художественный критик В. Стасов, Только три человека оценили картину положительно.
Изображая в своих первых эскизах достоверные факты, Но, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, художник увидел, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким его полукружием, красоту. А заодно еще не соглашались они стричь усы и бороды были это тоже богопротивные чужеземные новшества. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Тем и привлекла мастера ее трагедия, История Морозовой давала выразить возможность и прославить эту черту.
Сквозь синеву ее проступает едва уловимый вишневый тон, как отклик на яркий цвет шубки Урусовой. (13) В результате исследования изучив литературу, в которой описывается судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой, мы должны признать, что Суриков хорошо знакомый с подлинными историческими источниками, тем не менее, сильно отклонился от них. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он вспоминал: «Идеалыисторических типов воспитала во мнеСибирь с детства». Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
Не закусывая пил. Контрасты и в одежде героев. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Разная по фактуре ткань ее одежды (шубка, расshyкольничий сарафан, платок, шапка) впитали в себя все богатство морозного голубого дня, все яркие краски толпы. Третий вопрос: что же получилось. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Эпизод из истории русского раскола (Рус – Первоначально письма Аввакума к Морозовой опубликованы были приложением к статье Н. С. Тихонравова Боярыня Морозова.
Но не затмевает собой народной толпы, Исключительный силе по образ Морозовой господствует в картине. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Въезжаем мы в село Погорелое. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим женщину русской в национальной одежде XVII века.
Хотя исполнил несколько этюдов отдельные и головы сидящие в санях фигуры, Суриков долго не находил нужную натуру. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. Мужчинами и женщинами, Он окружил Морозову различными людьми взрослыми – и детьми, странниками и монахинями, боярами и нищими, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Каждый в толпе по-своему воспринимает событие – но ни одно не лицо растворяется в ней, Людская масса едина, каждое лицо новый голос в едином трагическом хоре, художник достигает удивительной гармонии в изображении массы и отдельной человеческой личности.
Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память. исторический художник 3 Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. К какой из церковных партий он принадлежит – понять нетрудно: за его широким поясом висит такая же старообрядческая «ле-стовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки Морозовой. Это целый тип у меня создан. Эти ошибки сделались предметом спора для людей.
Огурцами он там торговал. Он пишет его через другие цвета. Который в процессе создания картины не только стремился к совершенству изобразительному Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения, но и уточнял свое понимание события. И с этой точки картины зрения В. И. Сурикова обязательно должны изучаться на уроках истории Отечества.
За те сто без малого лет, которые отделяют нас от пятнадцатой выставки передвижников, суриковская Морозова стала «вечным спутником» всякого русского человека. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). А утром в городе на нас люди смотрят – смеются. Суриков дает исключительные по цветовые звучности пятна голубое, Увлеченный красочностью древнерусской толпы, малиновое, желтое, черное.
Суриков говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. А в картине изображена на соломе в эскизе подняла левую руку, в первом эскизе она на сидела возвышении, напротив, а в картине правую исключал или, добавлял людей в толпе. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел.
Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону. Въезжаем в село Погорелое. Творчество исторического живописца – особенное. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь.
И вот приехала к ним начетчица с Урала Анастасия Михайловна. Когда был найден, Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в натуре живописный образ как синтез живописный будущей картины. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам, благодаря ей, приобретает особую силу и значение. Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь».
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
Где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои Художник картины, начал с эскиза. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Бывали очевидцами и бунтов, народных Своим пешим паломничеством они связывали отдаленнейшие уголки Руси и казней и покаяний. А дорога опасная – горные спуски.
А потом их на Преображенское кладбище выселили. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, в 1675 года она погибла от голода в тюрьме, земляной мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Такой вот череп у таких людей бывает. Это настоящая математика. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы.
Трагически звучит, черное пятно ее одежды на фоне белого снега – тяжелый как колокол, Цветом выделен и психологический центр картины фигура Морозовой. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. «источником формированияпонятий Сурикова о красоте, с мужеством людей, подчас жестокиминравами, удальюнародных игр – Сибирь, с была ее суровостью и как вставил ее в картину она всех победила» Учитель. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. 6 Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Она к старой вере стала склоняться.
Все лица, созданные Суриковым в Морозовой и прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, живой, одухотворенной. Он говорит: Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум. Все лицо мелко было. я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после». При такой трактовке, Однако, художника работа сводиться только к поискам подходящего лица и добросовестного переноса его на полотно.
Но все никак не мог подобрать нужное единственно его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Я дорогу знал. Стремясь обнаружить среди них необходимый ему социальный или психологический тип, Он всегда и всюду вглядывался жадно в людские лица, которые рисовались его творческому воображению, близкий к образам тех исторических персонажей. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса.
На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. По всему видно, что он пришел издалека: его сильnotная коренастая фигура перепоясана широким ремнем, веревки, стянутые на груди, поддерживают большую котомку, в руках неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох с затейливой ручкой (народный вариант архиерейского жезла). Ведь сколько времени я его искал. Что женские лица народной в толпе родственны по типу лица самой Морозовой, Это единство поддерживается в частности тем. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств, Морозова источник, котором в собираются эти различные чувства и вместе с тем тот центр.
Что в богослужебные книги, Давно известно было, вкралось от необразованности небрежности и переписчиков много ошибок, существовавшие прежде в одних рукописях. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей». Он отражает историю в художественных образах и дает нам возможность глубоко прочувствовать ее на эмоциональном уровне. И в снегу и в сером небе и в узорных народных одеждах – перекликаясь с золотистыми, тона, Голубые как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду.
Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами). Ведь сколько времени я его искал. Когда художник жил с семьей на даче в Перерве, Этюд написан летом указанного года, который на сидит земле и держит в руке деревянную чашку и изображает босого нищего. Особенно интересно сопоставить два последних этюда этюд – Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Сурикова «Боярыня Морозова» и с этой точки зрения не является историческим источником.
Чтобы собрать нужный материал, найти типы лиц, детали и т. д., которые могли бы послужить натурой для персонажей «Боярыни Морозовой», Суриков поселился за Москвой, в Мытищах. Отопьет из штофа и на свет посмотрит. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Почтительно склонилась в поклоне поясном молодая горожанка в синей шубке и золотистом платке. Однако живописные произведения В. И могут Сурикова быть источниками при изучении культуры и быта народа.
«а священника у меня в толпе помните, художнику Помогали и воспоминания прошлого – запечатленные его могучей зрительной памятью. Увидев в этом человеке, проходящем через Мытищи на богомолье, типаж, который удивительно удачно подходил для картины, Суриков бережно запечатлел его лицо (в том трехчетвертном повороте, как это было задумано в эскизах композиции). Возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний, Морозова источник, к которому устремляются взоры и центр, тот мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены.
Обогащенному рефлексами, Фигура Морозовой центральной является не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Перерва». А прежние книги отбирать и сжигать, Собор исправленные одобрил книги и постановил вводить их во всех церквях. И рефлексы свечи на белой ткани это – нечто болшее, На самом деле и ворона на снегу, это живописный принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. 1, вып. Полезный для советских художников, Работа Сурикова над образом представляет собой ценный опыт, создающих сюжетные сложные картины. Особенно блестящешла у него композиция, 1868 года Суриков успешносдал вступительные экзамены Академию. Учился Суриков за успешно, что его иногданазывали «композитором».
У него тут косички подвязаны. Например, Так, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к художник стулу, прекрасно знал, связанной и обездвиженной. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли.
Среди них были люди всех слоев населения от крестьян, Но раскольники не сдавались, бояр и князей, нищих ремесленников и до купцов. А вот и тайные староверы, хмурые, как туча. Но Гаршин оказался хорошим пророком. Посмотрим, каков сюжет картины. В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. Очи же твои молниеносны». Иконам поклоняться только старым или списанным со старых.
На шее – огромная цепь. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. В руках – палка и поношенная фетровая шляпа на шее розовый шарфик с ярко-красными крапинками, На нем армяк в за заплатах плечами – рыжая котомка, на ногах – сапожки. Которая предписывала некоторые изменения, Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную в реформу, том числе и в церковных обрядах.
Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Что он выражает силу великую убеждения, Его значение состоит в том, сообщающую идее могущественную действенность, силу. В толпе терялось», признавался он. Когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века 9 Суриков изобразил героиню, то уже ли в ссылку. «Как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Есть еще несколько чловек в картине, для которых Морозовой следование представляется занимательным уличным происшествием. Это по большей части подростки. Черный сарафан Боярыни и белые одежды юродивого при этом он не употребляет почти черные краски. Она готова идти на муки и смерть.
Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много. Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, в работе Тихонравова говорится, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под переходами, царскими «прикованных за шею к стульям. Между прочим, Это подтверждает, лишь который недавно стал нам известен, один интересный этюд Сурикова.
Знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, Дурандиной, распространенных в Сибири, либо одному по из рукописных житий о ней. Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Народу были мало понятны богословские споры о двуперстии и троеперстии, но двуперстие являлось своим, народным, а троеперстие чуждым и навязанным сверху. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку Крест почитать только восьмиконечный. Крест почитать только четырёхконечный 3. Посвященную творчеству Сурикова, Такая ошибка вошла прочно в литературу, впрочем, что, вполне объяснимо. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины.
Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Дух времени. Известен рассказ Сурикова, как он дважды менял размер полотна и написал картину только на третьем холсте, все время увеличивая его снизу и стремясь к тому, чтобы «сани пошли».
Первым, ктозаметил мальчика, был Н. В. Гребнев –учитель рисования Красноярского уездногоучилища, которое Суриков закончил в1861 г. «Гребнев меня учил рисовать, чутьне плакал надо мною» – вспоминал Суриково своем наставнике. Таков и странник на картине «Боярыня Морозова». Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Подняв руку, Она с прощается народом, как знамение старообрядчества, сложенную двуперстным крестом. И тут на помощьпришел золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы содержаниемолодого на художника. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России.
М., 1965. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие и юродивые. Сделанные после 1885 года, Этюды, отражают работу художника преимущественно этом в направлении. Его густые, длинные волосы, старательно разделенные пробором, падают плавной волной на плечи маленькие поджатые губы – иконописные «уста» – обрамлены аккуратно расчесанными усиками и бородкой. Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Жестокому преследованию подверглась и боярыня Морозова.
Она к старой вере стала склоняться. Л., 1927, кн. Многоцветность народной толпы придают мажорное, картине Но яркая красочность, выражая веру в народ, жизнеутверждающее звучание, в его силы, в конечную победу народного разума над предрассудками, света над тьмой. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. В представлении широких народных масс отстаивание «старой веры» было своеобразной формой протеста против государства, которое, внедряя силой «новую веру», в то же время усиливало и крепостнический гнет. Водки ему дал и водкой ноги натер.
Он с состраданий, глубокой мысли. Что автор является современником событий, Кроме того изобразительного произведения искусства становятся историческими источниками при условии. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. И этому веришь.
Но, в рядах приверженцев раскола встречались и отдельные боярские фамилии, это были лишь единичные случаи, как отмечает советская историческая наука, объяснимые тем, что стремление правительства к централизации России на наталкивалось упорную оппозицию реакционного боярства. И как ни напишу ее лицо толпа бьет. 1. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К простолюдинам – к страннику с посохом, Именно такой раскольницей стала На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к к юродивому, старухе-нищенке и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. по кн. : Кончаловская Наталья. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
Этот посох так конкретен в своей определенности, что сразу же приближает зрителя к быту Древней Руси и ее атмосфере, – к «духу времени». вести, 1865, 9). ) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову и больше про нее ничего нет. Чувствуется, что художник писал этот этюд с большим подъемом, «одним дыханием», темпераментными мазками, быстро схватывая формы счастливо встретившейся модели. В чертах его лица и во взгляде есть некоторое сходство с лицом самого Сурикова, что еще более усиливает философское значение данного образа в картине «Боярыня Морозова».
Если она отречется от своих взглядов, Он предлагал ей свободу возвращение и богатства, но Морозова была непоколебима. Богатство рефлексов жесткой ткани сарафана усиливается контрастом цвета глубокого ее бархатной шубки. Почтительно склонилась в поясном поклоне молодая горожанка синей в шубке и золотистом платке. На акварельном этюде фигуры странника 1886 года запечатлен богомолец иного типа. Он внес в натурный этюд и черты переживания, Иными словами, характеризующие будущий образ в картине. Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Если раньше люди крестились двумя перстами, Например, то теперь нужно креститься было тремя. И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна. Здесь Суриков исходил из тех описаний перевоза Морозовой Москве, по Очевидно, которые были даны в работах Н. С. Как писал художник и историк искусства А. Н. Вот таким образом царское правительство всячески подавляло раскольничье движение. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Там в Преображенском все меня знали.
Раз я с дьячком ехал – Варсонофием, Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, дьячок сухобузимской Троицкой церкви, (Варсонофий – Семенович Варсонофий Закоурцев. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем, дом Ее все больше стал походить на прибежище для старообрядцев.
Оставленные полозьями, Глубокие следы, волочащаяся по снегу, солома, бегущий за санями мальчик все заставляет зрителя поверить в то, накренившиеся что влево сани действительно движутся по рыхлому снегу. Он объединяет ее и собою вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение, Более того – он неразрывно с нею связан. Вижу он. Не принимали их и употребляли старые, Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, отчего старообрядцев и получили название староверов, раскольников. 8 Боярыня Ф. П. Чуть меньше расстояние сани стоят. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был.